История возникновения и этапы развития теории организации производства. Курсовая работа Этапы развития теории организации производства

Объективная необходимость возникновения науки организации производства связана с развитием промышленного производства, усложнением технологических процессов, вовлечением в производство больших масс работников. Вполне естественно, что научная организация труда и производства зародилась прежде всего в индустриальной Америке. Это произошло в конце XIX- начале XX вв. Ученые Англии, Франции, Германии, России (СССР) и других стран (сделанный ими вклад будет отмечен ниже) в основном лишь повторяли и развивали положения, выдвинутые американскими специалистами.

На первом этапе внимание привлекали вопросы организации труда. Позднее к ним добавились вопросы организации производства и управления персоналом (менеджмента). В дальнейшем, по мере накопления знаний, они разделились как самостоятельные научные направления.

Основоположником научной организации труда и производства считается Фредерик Тейлор (1856-1915). Начав работу учеником в механической мастерской, Ф. Тейлор прошел все ступени от младшего служащего до главного инженера металлургического завода. Его главные книги "Основы научного управления предприятием" и "Управление фабрикой" посвящены вопросам организации ручного труда. Основные идеи Ф. Тейлора: эффективная организация труда рабочих является важнейшей задачей руководителя; каждому работнику должно выдаваться четкое задание на смену; нормы труда должны разрабатываться на основе хронометражных наблюдений при исключении всех неловких и излишних движений и выработке правильных приемов труда; должно быть организовано обучение работников правильным (стандартным) приемам труда; оплата должна производиться в увязке с выполнением нормы; должен осуществляться контроль и учет результатов труда каждого работника со стороны специальных мастеров-инструкторов.

Несмотря на научную прогрессивность идей тейлоризма, в реальном применении они ориентировались на жесточайшую эксплуатацию рабочих. Нормирование проводилось на примере лучших специально тренированных работников, которые трудились с максимальной интенсивностью. Остальным навязывался такой же темп труда, хотя не всем он был доступен физически. При невыполнении нормы работник оплачивался по пониженной ставке. Рабочий низводился Тейлором до положения "живой машины".

Фрэнк Гилбрет положил начало изучению и рационализации движений и микродвижений ("взять предмет", "установить", "переместить" и т.д.).

Тейлор и Гилбрет изучали организацию труда отдельного работника. Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) положил начало изучению организации труда в рамках всего предприятия. В книге "Двенадцать принципов производительности" (1912) он писал: "Начальник существует для того, чтобы делать производительной работу подчиненного". Принципы производительности по Эмерсону включают: четкую постановку цели трудового процесса, компетентность в сфере организации, дисциплину, справедливое отношение к персоналу, быстрый, полный и точный учет, диспетчирование, нормирование операций, нормализацию условий труда, стандартные инструкции (в письменном виде), вознаграждение работников за производительность.



С книги генерального директора крупного металлургического завода во Франции Анри Файоля (1841-1925) "Общее и промышленное управление" (1916) началась разработка научных методов управления предприятием. Принципы Файоля предусматривали разделение управления на конкретные функции (планирование, координация, учет, анализ), построение иерархической системы управления, единство распорядительности, устойчивость персонала, поддержку инициативы.

Генри Форд (1863-1947) положил начало развитию научной организации в условиях массового поточного производства. Его методы предусматривали расчленение производственного процесса на простейшие операции (благодаря чему, с одной стороны, появилась возможность широкой механиза­ции и автоматизации, а с другой – стало возможным использовать труд рабочих низкой квалификации); конвейеризацию для перемещения предметов труда в производстве; применение полной взаимозаменяемости частей и деталей изделия; стандартизацию всех элементов производственного процесса. Уже на начальном этапе применения методы Форда позволили сократить продолжительность цикла изготовления автомобиля с 21 до 3 дней, в том числе время сборки – с 12 до 1,5 часа. Выпуск автомобилей увеличился в десятки раз.

В 1-й половине XX века организация производства на автомобильных предприятиях Форда стала эталоном для Америки и всего мира (в том числе СССР).

На первых порах управление производством рассматривалось как сплав опыта и здравого смысла. Тейлор, Файоль, Форд были практическими работниками. Работы Шевалье (Франция), Адамецкого (Россия) раскрыли научную сущность этого направления, его методы и закономерности. Кароль Адамецкий (1866-1933), инженер-металлург, работавший в дореволюционный период на металлургических заводах юга России, исследовал влияние слаженности производственных процессов прокатного производства на себестоимость продукции. Им была теоретически решена задача отображения производственных процессов во времени (графики Адамецкого).

Начиная с 20-х годов ХХ века в Америке (позже и в других странах) стали возникать теории "человеческих отношений", направленные на стимулирование производительности работников путем "обогащения труда" за счет его разнообразия и исключения монотонности, привлечения работников к планированию и нормированию выполняемых операций, использованию интеллектуальных ресурсов рабочего, уважения личности, демократизации управления и др. (Эти вопросы изучаются в курсах социологии и организации труда и менеджмента).

Большую роль в математическом обеспечении организации производства как науки сыграли появившиеся в середине прошлого века методы исследования операций и ЭВМ. Они позволили решать задачи оптимизации производственных процессов. Разработанные М. Уолкером и Д. Келли методы сетевого планирования и управления явились крупнейшим вкладом в организацию единичного производства и управление целевыми программами (крупномасштабные научные исследования, инвестиционные проекты и др.).

В СССР вопросам научной организации труда и производства уделялось много внимания. Министерства (в том числе черной и цветной металлургии) имели свои отраслевые институты и лаборатории, на предприятиях были созданы соответствующие отделы. В 1946 г. за разработку теории поточных принципов работы в серийном производстве заведующему кафедрой МВТУ Б.Я. Кацебогену была присуждена Государственная премия. За разработку научных принципов групповых методов обработки профессору С.П. Митрофанову была присуждена Ленинская премия.

Вместе с тем реальный уровень организации труда и производства на предприятиях СССР оставался низким. Причину этого можно объяснить общей неэффективностью применявшейся централизованно-плановой экономики. К сожалению, ничего существенно не изменилось в этой области с переходом к частной собственности на средства производства, поскольку созданная в России экономика носит псевдорыночный характер и так же, как и социалистическая, не обладает необходимыми стимулами саморазвития. В настоящее время производительность труда на металлургических предприятиях России существенно ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.

Научно-техническая революция, вызвавшая усложнение технологических процессов, резкое ускорение машиностроения, автоматизацию и компьютеризацию производства, выдвинула организацию производства в качестве одного из важнейших направлений экономической науки. Чем сложнее производство, тем актуальнее применение методов его научной организации. Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Англии, Германии и др.), эффективная организация производства в условиях рыночной экономики позволяет лучше использовать ресурсы предприятий, снижать издержки, противостоять в жесткой конкурентной борьбе за продвижение новой продукции на рынке.

Остается надеяться, что, изучив научные основы организации производства на предприятиях отрасли, наши будущие специалисты-экономисты и менеджеры смогут изменить к лучшему ситуацию в данной области и в России.

Исследования производства стали активно проводиться в ХVIII в. и были связаны со становлением и развитием машинного производства. Крупное машинное производство потребовало согласованного действия всех производственных звеньев, установления и строгого соблюдения определенных норм и пропорций между всеми элементами производства. Появились многообразные задачи управления производством, начиная от технической подготовки производства, конструирования намечаемых к производству изделий, проектирования технологических процессов и др. Это потребовало обеспечения согласованности и слаженности в выполнении различных работ. Организация производства (как функция управления производством) выделилась в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда.

Именно переход к использованию машин (систем машин) и значительное усложнение общественного производства создали предпосылки для формирования науки об организации производства.

Проведем анализ этапов формирования и развития науки об организации производства на основе исходной посылки, что каждому этапу (ступени) социально-экономического общественного развития свойственны свои формы и методы организации производства. На рис. 3 схематично показаны этапы развития общественного производства в "эпоху индустриального развития".

Первый этап характеризуется переходом к машинному производству. Характерная черта этого этапа - стремление предпринимателей к сокращению издержек производства, основная тенденция в экономике - снижение цен.

Второй этап характеризует качественные изменения в общественном производстве, происшедшие вследствие научно - технической революции (НТР). Характерная черта этапа - рост издержек производства (за счет удорожания рабочей силы вследствие повышения требований к ее качеству); основная тенденция в экономике - рост цен.

Энергетический кризис середины 70-х годов привел к необходимости качественных изменений в общественном производстве. Появление энергосберегающих технологий, структурные изменения в промышленном производстве, повышение роли науки привело в конечном итоге к качественно новому этапу общественного развития - появлению и развитию информационного производства, усилению значения творческого начала, повышению мировой интеграции производства (третий этап).

В соответствие с этими этапами индустриального развития и проведем анализ развития науки об организации производства.

Й ЭТАП

Родоначальником науки об организации производства является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Основные труды Ф.У. Тейлора: "Управление фабрикой" (1903 г.), "Принципы научного менеджмента" (1911г.).

Вклад Тейлора в науку об организации производства - формирование основных принципов (правил) научной организации труда и управления:

Изучение и оптимизация производственных процессов на основе разделения их на части: операции, элементы операций, отдельные движения.

Рабочих необходимо обучать наиболее рациональным приемам труда.

Рабочему необходимо устанавливать конкретное задание (урок).

Рабочий должен быть только исполнителем.

Необходимо полное использование рабочего дня.

Введение повышенной оплаты труда за выполнение установленной высокой нормы (система дифференцированной оплаты труда).

Система организации труда Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века.

Супруги Гилберт (Френк Банкрет Гилберт (1868-1924), Лилиан Моллер Гилберт (1878 - 1972)) проводили исследования в условиях массового поточного производства, при котором темп работы по выполнению каждого приема зависит от установленного ритма всего потока.

Ф. и Л. Гилберты разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации трудовых процессов.

Для исследования движений работников супруги Гилберт первыми применили фотоаппарат и кинокамеру, изобрели микрохронометр (часы с секундной стрелкой, способной зафиксировать время с точностью до 1/2000 минуты).

Основные труды Ф. и Л. Гилбертов: "Изучение движений, как способ повысить производительность любой работы", "Система кирпичной кладки", "Азбука научной организации труда", "Психология управления" (Л. Гилберт).

Идеи создания системы, объединяющей труд целых коллективов (фирмы, предприятия, организации), изложены в книге Гаррингтона Эмерсона (1853 - 1932) "Двенадцать принципов производительности".

Г. Эмерсон впервые выдвинул идею широкой рационализации предприятия, систему научного управления, применимую в самых различных отраслях. Достижение эффективности понимается им как результат борьбы с любыми потерями в производстве и общественной жизни.

Значительный вклад в развитие науки об организации производства осуществил французский исследователь Анри Файоль (1841 - 1925), предложивший ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Понятие "управление", по мнению А. Файоля, объединяет в себе шесть основных функций: техническую (технологическую) деятельность; коммерческую деятельность (закупки, продажи, обмен); финансовую деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитную деятельность (защиту собственности и личности); бухгалтерскую деятельность (инвентаризацию, балансовые ведомости, издержки, статистику); администрирование (воздействующее только на персонал и не оказывающее непосредственного влияния на материальные и финансовые ресурсы).

А. Файоль сделал попытку выделить управление в особый вид деятельности.

Основные труды А. Файоля: "Общее и промышленное управление" (1916), "Учение об управлении", "Научная организация труда", "Позитивное управление".

В 1913 г. американский автомобилестроитель Генри Форд (1863-1947) ввел на своих заводах новую систему организации производства - метод поточной сборки автомобилей.

Г. Форд считается одним из создателей поточного метода производства.

Элементы системы непрерывно-поточного производства ("фордизм"):

Предварительная детальная разработка технологического процесса изготовления изделия с синхронизацией хода производства по всем участкам.

Внедрение автоматизации и механизации в процессы производства на основе их разделения их на простейшие операции.

Максимальное разделение труда и использование рабочих низкой квалификации.

Полная стандартизация производства, применяемых сырья, материалов, конструкторских разработок, приемов труда и т.д.

Полное освобождение производственных цехов от функций проектирования и технической подготовки.

Основные труды Г. Форда: "Моя жизнь, мои достижения", "Сегодня и завтра".

Возникновение концепции "человеческих отношений" связывают с именем австралийско-американского социолога Элтона Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод многолетних исследований Э. Мэйо сводился к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.

Основные труды Э. Мэйо: "Проблемы человека в индустриальном обществе" (1933), "Социальные проблемы индустриального общества" (1945),

Заметный вклад в разработку теории и практики организации производства внес К. Адамецки (1866-1933), сформулировавший три закона: закон разделения труда, закон концентрации или интеграции, закон гармонии.

К. Адамецки является создателем теории построения производственных процессов во времени, им были разработаны графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Значительный вклад в науку об организации производства внес Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) - создатель теории организационной науки "тектологии", а также теории систем, предвосхитившей кибернетику.

Разрабатывая тектологию, Богданов исходил из идеи тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных систем. На всех этих уровнях происходит борьба организационных форм, и побеждают в ней более организованные.

Основы своего учения он изложил в работе "Всеобщая организационная наука. Тектология" (1912).

Большую известность в период 20-30-х годов получают труды советских ученых и специалистов по научной организации труда (НОТ) и управлению. Среди них следует отметить имена А.К. Гастева, П.К. Керженцева, О.А. Ерманского, О.И. Непорента, В.И. Иоффе, Л.В. Канторовича, Е.Ф.Розмировича, Б.Я. Каценбогена и др.

А.К. Гастев заложил основу комплексного подхода к теории управления, т.е. подхода, который в современном менеджменте рассматривается как системный подход.

П.М. Керженцев разработал основные принципы производства и научной организации труда.

В работах О.А. Ерманского делались попытки сформулировать общие принципы рационализации управления производством. Совершенствование управления производством он понимал широко, но основное свое внимание сосредоточил на проблемах управления предприятием и рабочими процессами.

О.И. Непорент - разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе движение партии деталей по операциям.

В.И. Иоффе - создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда.

Л.В. Канторович - заложил основы математических методов оптимального планирования (конец 30-х годов).

Б.Я. Каценбоген - разработал теорию и методику применения поточных методов производства на серийных заводах.

Й ЭТАП

Г.Б. Мейнард разработал систему макроэлементного нормирования труда, основы которой были заложены Ф. и Л. Гилбертами.

М. Уолкер, Д. Келли, Д. Малькольм (конец 50 - х годов) создали систему сетевого планирования и управления разработками новой техники.

Дуглас Макгрегор (1906 - 1964) сформулировал два доминирующих отношения к работникам на исполнительском уровне - теории "X" и "Y".

Теория "X": человек ленив, требует принуждения к работе и постоянного контроля.

Теория "Y": человек - творческая личность, которой свойственно стремление ставить перед собой новые цели и своими усилиями, трудом добиваться их без какого-либо принуждения и контроля извне.

Взгляды Д. Макгрегора сыграли важную роль в развитии теории мотивации и заострили внимание менеджмента на необходимости усилий по повышению удовлетворенности работников трудом.

Уильям Оучи выдвинул идею о трех идеальных типах организаций: американском (тип А), корни которого уходят в традиции индивидуализма этой страны, японском (тип Y), характерной чертой которого является социокультурное наследие согласия и коллективизма, и типе Z, объединяющем лучшие черты двух названных выше типов. В 1981 году идея о типах переросла в теорию "Z", которая предусматривает перенесение японских методов организации труда, основанных на содействии, в другие страны.

Советский ученый Э.А. Сатель проводил исследования в области комплексности решения конструкционных, технологических, эксплуатационных, организационных, экономических и др. проблем производства.

Особое место в развитии науки об организации производства занимает проф. С.П. Митрофанов , разработавший научные принципы групповых методов обработки, за которые ему была присуждена Ленинская премия. Эти принципы получили свое распространение во всем мире и открыли широкие возможности как для автоматизации производственных процессов, так и для групповых поточных линий в серийном и мелкосерийном производствах.

Среди наших соотечественников следует отметить Л. Барташева , которому принадлежит теория технической подготовки производства, П.А.Левицкого - решение вопросов оперативного планирования, И.Е.Нелидова - создателя теории "жизненного цикла" машин и многих других.

Й ЭТАП

Р. Акоф (США) - создание теории исследования операций.

Р. Янг (США) - системные подходы к организации производства.

Джей Форрестер (1918) является разработчиком теории динамики систем, автором фундаментальных монографий по динамике социума, "крестным отцом" экологических идей Римского клуба.

Дж. Форрестер разработал технику компьютерного моделирования реальных процессов - дисциплину, называемую "динамика систем" (ДС).

Основные труды Дж. Форрестера - "Основы кибернетики предприятия" (1961), "Динамика городов" (1969), "Мировая динамика" (1971).

Э. Дрекслер - один из создателей основ нанотехнологий, основанных на "манипуляциях с отдельными атомами".

Основные труды Э. Дрекслера: "Двигатели созидания" (1986), "Неограниченное будущее. Нанотехнологическая революция" (1991).

Выводы

1 На современном этапе развития производства и производительных сил вопросы совершенствования организации производства являются специальной отраслью знаний, сферой исследования различных научно-исследовательских организаций, а так же отдельных субъектов экономической деятельности. Круг решаемых вопросов достаточно широк и охватывает различные аспекты организации производства (как технические, так и социально-психологические), что свидетельствует о необходимости расширения арсенала средств и методов, направленных на совершенствование производства и его эффективности.

2 Переход к использованию машин (систем машин) и значительное усложнение общественного производства создали предпосылки для формирования науки об организации производства.

3 Историю развития науки об организации производства целесообразно рассматривать, соотнося основные ее этапы с основными этапами общественно - экономического развития. Можно выделить три таких этапа "эры индустриального развития".

На первом этапе (XVII век - середина XX века) были заложены основы науки об организации производства (Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, А. Файоль, Г. Форд, Э. Мэйо и многие др.). На втором этапе (середина XX века - конец 70- х годов XX века) основное внимание уделялось формированию современных методов управления людьми (теории мотивации) (Д. Макгрегор, У. Оучи), на третьем (конец 70 - х годов XX века - настоящее время) - развитие информационного производства (Дж. Форрестер, Р. Янг, М. Порат).

4 Одним из путей развития отечественных предприятий является обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении производством.

Развитие науки «Организация производства» начинается с XVIII века. А. Смит в книге «Богатство народов…» (1776) описал экономические выгоды от разделения труда. Это явление известно также как специализация труда.

Разделение труда – разбивка производственного процесса на ряд отдельных операций таким образом, чтобы каждый рабочий выполнял лишь некоторую небольшую часть общей работы.

В 1790 году Э. Уитни разработал концепцию взаимозаменяемых частей. Взаимозаменяемые части – детали изделия, изготовленные с такой степенью точности, что их не надо подгонять вручную. Э. Уитни разработал сборочную линию по производству мушкетов с такой системой допусков, что любая часть могла подойти к любому изделию.

В 1911 году Ф. Тейлор в книгах «Принципы научного управления» и «Управление фабрикой» изложил подходы к организации производства: отделил подготовку производственных операций от их исполнения, дифференцировал процесс труда, ввел хронометраж, разработал систему учета и контроля и сдельно-дифференцированную систему заработной платы.

Проблемами совершенствования трудовых процессов занимались супруги Ф. и Л. Гилбреты. Они классифицировали микродвижения производственного рабочего, выделив 18 микроэлементов и назвав их терблигами. Работа Гилбертов положила начало микроэлементному нормированию труда.

Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности труда» доказал возможность рациональной организации труда целого коллектива, используя следующие принципы:

· отчетливо поставленные идеалы или цели;

· здравый смысл;

· компетентная консультация;

· дисциплина;

· справедливое отношение к персоналу;

· быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

· диспетчирование;

· нормы и расписания;

· нормализация условий;

· нормирование операций;

· стандартные инструкции;

· вознаграждение за производительность.

В 1913 году Г. Форд внедрил на автомобильных заводах поточные методы организации производства, в основе которых лежали следующие положения:

· максимальное разделение труда;

· детальная разработка технологических процессов;

· механизация и автоматизация процессов производства;

· полная стандартизация производства.

Значительный вклад в развитие теории и практики организации производства внес К. Адамецки. Он создал теорию построения производственных процессов во времени, разработал графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Следует также отметить работы Э. Мейо, в которых сделаны выводы о примате психологических и социальных факторов в производительности труда и необходимости глубокого исследования «человеческих отношений».



Среди наших соотечественников можно отметить А.К. Гастева (1882–1941), опубликовавшего такие известные работы, как «Трудовые установки» и «Как надо работать», в которых были заложены принципы программированного обучения трудовым движениям.

О.Е. Ерманский (1866–1941) в книге «Теория и практика рационализации» впервые ввел понятие о физиологическом оптимуме в работе.

О.И. Непорент (1886–1966) разработал в 30-х годах теорию организации производственного процесса во времени (виды движения деталей).

Л.В. Конторович (1912–1986) разработал основы линейного программирования и применил их в планировании производства.

Б.Я. Каценбоген (1897–1956) разработал теорию и методику использования поточных методов производства в серийном производстве.

Э.А. Сатель (1885–1968) первым указал на необходимость комплексно решать конструкционные, технологические, организационные, эксплуатационные и экономические проблемы современного производства.

С.П. Митрофанов разработал научные принципы групповых методов обработки деталей, что позволило внедрить поточные линии в серийном и мелкосерийном производствах.

Значительный вклад в развитие системы оперативного планирования внес А.С. Родов. В 1963 году он разработал и внедрил систему непрерывного оперативно-производственного планирования.

Современные тенденции развития
организации производства

1.Глобализация экономики. Рынки и компании становятся все более глобальными по своей природе. Многочисленные производственные компании США имеют предприятия в Европе или планируют их создание. Европейские и азиатские компании размещают свое производство в США. В результате значительно усиливается конкуренция по всему миру.



2.Тотальное управление качеством, подход, когда все работники предприятия, от генерального директора до рабочего, вовлекаются в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг.

3.Гибкость производства – способность предприятия быстро приспосабливаться к изменениям в общем объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий. В современных условиях это является главным фактором конкурентоспособности предприятия.

4.Компьютерные технологии. Развитие новых компьютерных технологий привело к появлению новых изделий и производственных процессов, что оказывает огромное воздействие на организацию производства. Сфера применения компьютерных технологий включает в себя проектирование изделий, технологию обработки, информационную обработку и связь. Новые технологии имеют огромное значение для производственных систем, воздействия на конкурентоспособность и качество.

5.Вовлечение рабочих в решение производственных задач. Все большее число компаний спускает ответственность за разрешения производственных проблем на нижние уровни организационной структуры. Руководство компаниями признает компетентность рабочих в вопросах производственного процесса и их способность внести вклад в совершенствование системы производства.

6.Особое внимание вопросам экологии. Законы и постановления, регулирующие вопросы экологии, становятся все более жесткими, а штрафы и наказания суровыми. Контроль над загрязнением окружающей среды и переработка отходов становятся главными проблемами предприятий.

Впервые применил «систему» организации и управления предприятием Р.Аркрайт (1732 -1792 г.г.) - английский текстильный фабрикант. Он установил для рабочих «фабричный кодекс», согласно которому рабочие должны были работать строго по расписанию.

Наука об организации производства зародилась во второй половине XIX в.

Один из основоположников этой науки Ф.У. Тейлор (1856-1915 г.г.) - американский инженер, в своем труде «Принципы научного управления» писал, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Ф. Тейлор впервые осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:

Отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;

Дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;

Ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;

Разработал системы учета и контроля;

Предложил аппарат функциональных руководителей - мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего.

Используя принцип дробления работы на операции и приемы, Г. Форд-старший (1863-1947 г.г.) -известный американский промышленник по производству автомобилей, ввел в 1913 г. на своем автомобильном заводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 мин.

Система Г. Форда также как и система Ф. Тейлора, носит двойственный характер, так как в ней соединены утонченные методы эксплуатации с рядом научных положений в области организации труда.

В числе других организаторов капиталистического производства, внесших заметный вклад в разработку теории и практики его организации, следует назвать:

Г. Эмерсона (1853-1931 г.г.), выдвинувшего 12 принципов, соблюдение которых обеспечивает повышение производительности труда в любой сфере деятельности.

К этим принципам относятся:

1. точность формирования целей, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3. компетентность консультации - необходимость специальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

4. дисциплина;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. диспетчерование;

8. нормы и расписания;

9. нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10. нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11. составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12. вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

А. Фаиоля (1841-1925 г.г.), создателя системы управления производством, основанной на выделении шести групп функций - технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных;

Работавшего в России и Польше К. Адамецки (1866-1933 г.г.) - создателя теории построения производственных процессов во времени, разработавшего графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Интересную идею о науке организации выдвинул российский ученый энциклопедист Богданов (псевд.; настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, врач.

Истина, по Богданову, есть организующая форма коллективного опыта.

Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии, выступив одним из пионеров системного подхода в современной науке.

Большую роль в развитии современных систем организации, планирования и управления сыграло создание в середине 50-х годов XX в. системы сетевого планирования и управления, разработанное американскими учеными М. Уокером, Д.Келли и математиком Д. Мальмкольмом (системы СРМ и PERT).

Представляет интерес и «теория зет», выдвинутая в конце 70-х начале 80-х годов нашего века проф. У. Оучи (США) о возможности перенесения японских методов организации производства в другие страны.

Современное строительное производство начало также развиваться на принципах поточности в промышленности, т.е. непрерывности и равномерности.

Строительный поток является важнейшим и обязательным элементом индустриализации, без осуществления которого невозможно использовать в полной мере преимущества строительства из сборных элементов, изготовленных на заводах.

Поточный метод - научный метод строительного производства, обеспечивающий высокую организацию технологического процесса строительства, ликвидацию потерь времени, труда и ресурсов за счет устранения его неритмичности, прерывности.

Опыт показал, что поточный метод резко уменьшает неритмичность производства и снижает потребность в производственных мощностях.

Поточный метод создает благоприятные условия для значительного (на 20 - 30%) роста производительности труда за счет специализации исполнителей и приобретения ими мастерства при непрерывно повторяющихся процессах, а также вследствие высокой организации труда, избавляющей от простоев, авралов и других случайностей.

Способствуя экономии труда, времени и ресурсов, поточный метод приводит к снижению себестоимости строительства до 6-12%.

Начало применения поточных методов в строительном производстве в нашей стране относится к 30-м годам XX века. За семь десятилетий строители и ученые разработали теорию и развили практику строительного потока.

Теория строительного потока разрабатывалась в трудах профессоров А.В, Барановского, М.С. Будникова, А.А.Тармаша, А.И. Неровецкого, М.В. Вавилова, Б.П. Горбушина, В.В. Чихачева, В.И. Батурина, Н.И. Пентковского и др.

В развитии поточных методов строительства в нашей стране можно выделить четыре периода:

Первый период (1930 - 1948 г.г.) - разработка начальных основ поточности в строительстве и экспериментальное применение потока при возведении в основном одинаковых жилых домов;

Второй период (1948 - 1961 г.г.) - становление современной теории потока и экспериментальное применение его в разных видах строительства;

Третий период (1961 - 1967 г.г.) - переход от экспериментирования к массовому применению поточных методов в строительстве, переход к современным методам проектирования организации строительства, к разработке основ сетевых методов планирования и управления;

Четвертый период (1967 - по наст, время) – массовое применение в масштабе страны сетевого моделирования, внедрение ЭВМ в проектировании организации поточного строительства и создание системы автоматизированного проектирования и строительства (САПР, АСУС),

разработка локальных экономико-математических моделей строительного производства, исследования организационно-технологической надежности строительного производства, применение поточного строительства в рыночных условиях и конкуренции.

1)Донаучный этап развития теории организации.

2)Научный этап развития теории организации.

3)Основные школы теории организации.

4)Тектология А.А.Богданова.

1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.

I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.

II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.

III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.

2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.

Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.

Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:

  • единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
  • не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.

Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:

1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.

2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.

Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.



3) К классическим теориям организации относят:

  1. Теория научного управления
  2. Административная теория
  3. Бюрократическая теория

В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.

I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:

v отделение планирования труда от его выполения;

v научный подход к организации труда;

v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;

v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;

v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);

v внимание к обучению и подбору рабочих.

II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:

v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;

v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;

v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;

v иерархия (скалярная цепь);

v централизация;

v корпоративный дух (чувство общности);

v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.

III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:

v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;

v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;

v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;

v четкое разделение труда;

v имеется четкая иерархия;

v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;

v зарплата зависит от места в иерархии;

v должность служащего является единственным источником его заработка;

v работа на основании контракта;

v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;

v личное отношение в максимальной степени устранено.

Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.

4) Тектология Богданова:

I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.

II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.

III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.

IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.

V. Выделил основные механизмы организации:

1. коньюгация ― соединение комплексов;

2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;

3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.

VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.

VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».

Просмотров