Световая сигнализация на маломерных судах. Б

Обеспечение безопасного плавания судов достигается строгим соблюдением «Правил плавания по внутренним судоходным путям ». В них изложены основные положения, определяющие порядок несения судовых сигнальных огней и знаков, правила движения, стоянки судов и составов, порядок расхождения и обгона судов и т. д.

Действие Правил плавания распространяется на все суда и составы (независимо от их принадлежности), плавающие по внутренним судоходным путям, а также на все плавучие сооружения.

На участках рек в границах морских портов и в низовьях рек, входящих в зоны морского ведомства, действуют Международные правила для предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

В дополнение к Правилам плавания издаются местные правила плавания, в которых рассматриваются особенности судоходства в конкретном бассейне.

Правилами плавания установлены минимальные запасы воды под днищем судов, требования к содержанию пути и судоходной обстановки, а также определены права и обязанности работников пути в отношении содержания водных путей. В разделе «Движение судов» даются указания, относящиеся к расхождению и обгону судов, прохождению их под мостами, через шлюзы, при выходе в водохранилища и озера.

Средствами информации между судами, находящимися в движении, служат зрительные и звуковые сигналы.

Средствами зрительной сигнализации являются сигнальные огни, действующие от захода до восхода солнца. Огни бывают ходовые, зажигаемые на судах и плотах при движении, и стояночные, включаемые на судах и плавучих сооружениях во время их стоянки.

Во время движения самоходное судно несет:

Бортовые огни - красный с левого борта и зеленый с правого; каждый из них освещает горизонт по дуге 112,5°, считая от носа судна;

Гакабортные огни - один сзади трубы (гаковый), видимый по дуге горизонта в 135°, и два на задних торцовых стенках палубных надстроек, видимых по дуге горизонта в 180°. На судах с шириной корпуса менее 5 м устанавливается только один гаковый огонь. Цвет гакабортных огней - в зависимости от способа движения и рода перевозимого груза (табл. 5, № 16-20);

Топовые огни - на передней мачте. Они должны быть видимы впереди судна по дуге горизонта 225°. Их различают по количеству и цвету в зависимости от назначения судна и характера выполняемой им работы (табл. 5, № 1-15).

На стоянке самоходные суда несут один белый клотиковый огонь на мачте, видимый по горизонту на 360°, белый огонь на краю капитанского мостика со стороны фарватера и гакабортные огни.

Землечерпательные снаряды во время работы должны иметь один зеленый клотиковый огонь, видимый со всех сторон, огни на плавучем грунтопроводе (через 50 м по его длине) и по одному огню на палубе - на корме и на носу. Цвет огней - красный, если отвал грунта производится в сторону правого берега, и белый при отвале грунта в сторону левого берега.

Дноочистительные снаряды, брандвахты и другие суда технического флота несут те же огни, что и несамоходные суда, за исключением водолазных кранов, на которых в ночное время поднимаются (на мачте) два вертикально расположенных зеленых огня, днем - два зеленых флага.

Несамоходные суда длиной более 50 м во время буксировки и на стоянке несут два белых огня - по одному на носу и на корме, при длине судна менее 50 м - один белый огонь на мачте. Огни видимы по горизонту на 360°.

Несамоходные суда с нефтегрузами, кроме указанных выше огней, поднимают один или два красных огня на мачте в зависимости от класса перевозимого нефтепродукта.

В дневное время на судах, перевозящих нефтепродукты, на мачте поднимаются красные квадратные флаги (один или два) в зависимости от класса нефтепродуктов.

При встречах и обгонах суда обмениваются световыми отмашками (миганием белого огня на капитанском мостике), указывая этим сторону расхождения или обгона.

В дневное время для этой цели используются квадратные флаги белого цвета (отмашки или светоимпульсные лампы-отмашки (СИО).

Звуковые сигналы (гудки, свистки, звуки сирены) подаются судами при расхождении и обгоне, при проходе мимо работающих земснарядов, шлюзов, при маневрировании и других обстоятельствах, связанных с управлением и движением судна.

Запрещается выходить судам в плавание при следующих обстоятельствах: отсутствии удостоверения Речного Регистра на годность судна к плаванию или по истечении его срока действия; при водотечном корпусе, неисправности водонепроницаемых переборок, коффердамов или палубы; если судно перегружено пассажирами или грузом сверх установленной нормы; при неисправном рулевом устройстве; когда на судне не имеется якорей или вес их не соответствует нормам Речного Регистра и не отвечает требованиям Правил технической эксплуатации; если на судне не имеется спасательных, противопожарных и водоотливных средств по нормам Речного Регистра, а также при неудовлетворительном их состоянии; если на судне неисправны звуковые и световые сигналы, средства связи, а также отсутствуют сигнальные огни (все или даже один); при отсутствии исправно действующего компаса и карт района плавания на озере и водохранилище.

Издание третье, переработанное и дополненное

Глава XIV . СИГНАЛЬНОЕ, СПАСАТЕЛЬНОЕ, ТАКЕЛАЖНОЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ДЕЛО

§ 63. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.

Все виды средств связи или сигнализации на маломерных судах подразделяются на три основных вида: визуальную, звуковую, радиотехническую.

1. Визуальная сигнализация

К средствам визуальной связи относится флажная и световая сигнализации.

А. Флажная сигнализация

Флажной семафор (рис. 148, а) - наиболее распространенный и доступный вид связи. Сущность его в том, что каждой букве русского алфавита соответствует определенное положение рук. В семафорной азбуке насчитывается 29 буквенных знаков, 8 служебных и 4 знака перемены места. Для того чтобы пользоваться флажным семафором, судоводитель-любитель должен его хорошо знать, а на судне в плавании иметь два флага яркой окраски, прибитых к ручкам для удобства пользования. Необходимо иметь также запасную пару семафорных флажков.

Сигнальные флаги (см. приложение) используются для связи и сигнализации с постами, маяками и проходящими судами. Если мореплаватель-любитель не знает на память значения каждого флага или сочетания флагов, то на судне нужно иметь таблицу, где были бы выписаны эти значения. Сочетания флагов, приведенные в приложении, судоводитель в морском плавании обязан знать наизусть и иметь на судне заготовленные сочетания, чтобы в нужный момент быстро сообщить сигнал предупреждения или бедствия или прочитать сигнал, поднятый другим судном.

Значения однофлажных сигналов

А - «Я произвожу испытания на скорость»

Б - «Я гружу (выгружаю) взрывчатое вещество»

В - «Мне нужна медицинская помощь»

Г - «Мне нужен лоцман»

Д - «Держитесь в стороне от меня. Я управляюсь с трудом»

Е - «Я направляю свой курс вправо»

Ж - «Мне нужна помощь»

З - Предупредительный сигнал вызова береговой станции

И - «Я собираюсь делать сообщение по семафору»

К - «Остановите немедленно свое судно»

Л - «Остановитесь. У меня есть важное сообщение»

М - «У меня на борту доктор»


Рис. 148 а
- алфавит флажного семафора;

Н - «Нет», отрицательный

О - «Человек за бортом»

П - В море: «Ваши огни погасли». В порту: «Экипажу собраться на судно»

Р - «Мое судно не имеет хода»



Рис. 148 б
- отдельные знаки и приемы

С - «Мои машины работают полным ходом назад»

Т - «Не пересекайте моего курса»

У - «Вы идете к опасности.»

Ф - «Я не управляюсь. Держите связь со мной»

X - «У меня на борту лоцман»

Ц - «Да», утвердительный

Щ - «Мое судно не заражено»

Ь - «Прекратите свои действия, следите за мной»

Ы - «Я везу почту»

Б. Световая сигнализация

Световая сигнализация используется в темное время суток, когда другими средствами связи нельзя передать сообщение. Каждой букве русского алфавита присвоено определенное сочетание, состоящее из набора точек и тире, передаваемых прожектором, сигнальным прибором или клотиком.

Точка передается коротким нажатием ключа, замыкающего электрическую цепь. Тире должно быть в три раза продолжительнее точки.

При отсутствии электрического освещения сообщение можно передавать электрическим карманным фонарем или масляным фонарем, прикрывая свет ладонью руки или фуражкой.

4. Изготовление кранцев и швабр

Рис. 158. Изготовление швабры (последовательные приемы изготовления)


VI. ДНЕВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VIII. ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
IX. СИГНАЛИЗАЦИЯ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОДНОГО ПУТИ
X. ДВИЖЕНИЕ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
XI. ПРАВИЛА СТОЯНКИ
XII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Минимальные запасы
Требования к размещению на судах знаков визуальной сигнализации
Дальность видимости судовых огней
Звуковые сигналы
Знаки

VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

95. Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями настоящих Правил, показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

96. Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:

  • флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;
  • частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;
  • ракеты красного цвета;
  • медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.

97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода – два красных круговых огня (тентовых), расположенные на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне – два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые – за левую).

99. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем – сигнальный флаг "А".

100. Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу или вне его, а дноуглубительные снаряды при работе только за пределами судового хода должны нести такие же огни, как и несамоходные суда соответствующих размеров при стоянке на якоре.

101. Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенные по вертикали, днем – два сигнальных флага "А".

102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

  • днем – три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;
  • ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, – два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

104. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

  • ночью – два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний – зеленый, нижний – белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);
  • днем – два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

106. Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.

107. Суда, занимающиеся устранением девиации, несут двухфлажный сигнал, состоящий из букв "О" и "Q" международного свода сигналов ("О" – двухцветное полотнище красного и желтого цветов, разделенное по диагонали и поднятое выше сигнала "Q", "Q" – желтое полотнище). Суда обязаны уступать им дорогу.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета , или граната , взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ 1 водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ 1 ×V 1 ,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V 1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ 1 ×V 1 или V/V 1 = ρ 1 /ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V 1 = δ 1 ×L 1 ×B 1 ×T 1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T 1 = ρ 1 /ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

ΔV = V 1 - V = D/ ρ 1 - D/ ρ = D(ρ - ρ 1)/(ρ×ρ 1) или ΔV = V×(ρ - ρ1)/ρ1 .

Но V = S×ΔT. Тогда: S×ΔТ = V×(ρ - ρ 1)/ρ 1 => ΔТ = V/S × (ρ - ρ 1)/ρ 1 или

ΔТ = D/(S×ρ) × (ρ - ρ 1)/ρ 1

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта , то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Дистанция докладывается в кабельтовых и определяется глазомерно.

Ниже приведены примеры типовых докладов.

“Справа 20 белый постоянный огонь”.

“Слева 45 два белых постоянных огня в растворе влево”.

“Слева 50 красный проблесковый огонь, дистанция 5 кабельтовых”.

“Справа впереди траверза слышу четыре удара в колокол”.

“Прямо по курсу силуэт судна”.

“Прямо по курсу что-то темнеет”.

“Справа на траверзе, угол места 5, вертолет”.

“Слева 5 плавающий предмет”.

Морской сайт Россия нет 14 ноября 2016 Создано: 14 ноября 2016 Обновлено: 14 ноября 2016 Просмотров: 15281

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

радиосвязь;

звуковые;

зрительные;

аварийное радиооборудование;

пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.
К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь,для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон, колокол, туманный горн и гонг.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала - до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить "Какая ваша осадка кормой?». Слово "осадка" в данном случае будет словом-определителем. На букву "о" находим слово "осадка". На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу "Какая ваша осадка?". Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы "С", затем найти вторую букву "Z" и прочитать значение сигнала "Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота ".

Трехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Особые виды сигналопроизводства

Особые виды сигналопроизводства

Государственный флаг Российской Федерации

Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг РФ указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
Государственный флаг РФ поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

Государственный флаг РФ поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
Государственный флаг РФ на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. За полярным кругом зимой Государственный флаг РФ ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

Подъем и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

Флаги иностранных государств. Флаги указывают на принадлежность судна соответствующему государству.

На российских судах во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом РФ, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте должен подниматься флаг страны порта.

В дни общероссийских и местных праздников во время стоянки в портах суда России расцвечиваются флагами Международного свода сигналов, которые разносятся от форштевня через топы мачт к гакаборту.

При расцвечивании флагами сочетание их цветов должно производиться в перемежающемся порядке.

Для расцвечивания не должны употребляться:

государственные и военно-морские флаги Российской Федерации;

кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов;

флаги должностных лиц;

иностранные национальные и военные флаги и флаги иностранных должностных лиц;

флаг Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подъем и спуск флагов расцвечивания производятся одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

Флаги должностных лиц. Высшие должностные лица Российской Федерации имеют свои флаги (вымпелы).

Флаги должностных лиц поднимаются на судах, где эти лица имеют официальное местопребывание.

Поднимают и спускают флаги (вымпелы) с разрешения лиц, которым они присвоены в момент вступления этого должностного лица на борт судна.

Позывные судна. Каждому судну присваивается свой позывной в виде букв или цифр. По позывному можно однозначно идентифицировать государственную принадлежность, вид, название судна и его основные характеристики.

Просмотров