Налогообложение нко осуществляющих коммерческую деятельность. Налоги некоммерческой организации: НДС, налог на прибыль и имущество

Общественные организации относятся к некоммерческим… .Согласно действующему законодательству, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку данная деятельность соответствует целям, ради которых создавалась организация. Налоги по предпринимательской деятельности НКО исчисляют в том же порядке, что и коммерческие организации. Все НКО, независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет, облагаются налогом на прибыль. Учитываются доходы от реализации товаров и услуг, имущественных прав организации и внереализационные доходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) некоммерческие организации платят при реализации товаров и услуг, передаче имущественных прав. Существует довольно большая категория реализуемых товаров, работ и услуг, которые освобождаются от налогообложения (важнейшие медицинские товары и услуги, ряд услуг в сфере культуры и искусства и т. д.) Некоммерческие организации платят единый социальный налог, объектом которого признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляет в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. От уплаты ЕСН освобождаются: 1) организации любых организационно-правовых форм, с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III группы. 2) категории налогоплательщиков с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 %; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. 3) фонды поддержки образования и науки – с выплат в виде грантов учителям, школьникам, студентам и аспирантам. Налоговой базой для налога на имущество служит остаточная стоимость имущества НКО. Некоммерческие партнерства, АНО и фонды (кроме общественных) не имеют права на льготы по налогу на имущество.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Налог с продаж НКО уплачивают в том случае, если они продают физическим лицам товары и услуги за наличный расчет или с использованием кредитных или расчетных банковских карт. НКО, имеющие статус юридического лица и являющиеся рекламодателями, являются плательщиками налога на рекламу (не выше 5 % стоимости рекламных услуг) . Существенные налоговые льготы имеют благотворительные организации.

спасибо большое Татьяна

Один из первых вопросов, которые возникают у бухгалтеров некоммерческих организаций в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли некоммерческие организации вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость?

Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость», который впервые ввел этот налог, экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости. НДС для некоммерческих организаций общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов, их роспись за определенный период, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным пользователем бюджетных средств. Товар — любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Бюджет : 1) по экономической сущности денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально-вещественному воплощению — фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме — финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Однако известно, что некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, созданы не с целью получения прибыли. Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующих источников. В ст. 26 Закона «О некоммерческих организациях приводится перечень источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования; (взнос — внесение определенной суммы денежных средств в виде вклада в банк, платежей за услуги);

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

Дивиденд — любой доход, полученный физическим лицом — акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру акциям (долям) пропорционально долям акционеров в уставном (складочном) капитале).

Ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС все организации без какого-либо исключения. Поскольку некоммерческие учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ.

Таким образом, некоммерческие организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС, а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и не содержит положений об освобождении некоммерческих организаций от уплаты НДС.

В этой связи все общественные объединения, прошедшие государственную регистрацию и, в соответствии со ст. 83 НК РФ, вставшие на учет в налоговых органах Российской Федерации, являются плательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе НДС.

Общественные объединения, являясь субъектом права, несут, как и любые прочие коммерческие и некоммерческие организации, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов при осуществлении предпринимательской деятельности, достоверность предоставления финансовой информации налоговым органам Российской Федерации.

Отличием деятельности всех некоммерческих предприятий от коммерческих является то, что налоговые органы контролируют правильность и полноту использования средств целевого финансирования.

Контроль производится путем проверки отчетности, представляемой в сроки сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, а также путем проверки бухгалтерской и прочей финансовой документации.

Общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на целевые средства, должны быть предельно внимательны и аккуратны в ведении бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности, так как при нарушении налогового законодательства и применении штрафных санкций происходит отвлечение целевых средств, что ведет к штрафам — за нецелевое использование целевых средств.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено единой системы льгот для общественных объединений.

В соответствии с пп. 3, 7 ст. 21 НК РФ право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, предоставлено всем налогоплательщикам.

Налоги и некоммерческая организация

Согласно вышеприведенному, особое внимание общественным объединениям стоит уделять правильности применения льгот.

Принцип налогообложения всех некоммерческих организаций, включая общественные объединения, в первую очередь зависит от наличия ведения предпринимательской деятельности. А именно – ведется ли параллельно с уставной деятельностью общественной организации любого рода предпринимательская деятельность, не противоречащая законодательству.

Общественные объединения – как осуществляющие, так и не осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 21 НК РФ.

Целевые средства, полученные общественными объединениями, не являются объектом обложения НДС. При этом полученные средства не должны быть связаны с реализацией каких-либо товаров, выполнением каких-либо работ или оказанием услуг.

Налог на прибыль некоммерческих организаций

Все некоммерческие организации (далее - НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества.
Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль.
Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав.

Исчисление налога на имущество некоммерческими организациями

Выручка определяется исходя из цен реализации, определяемой сторонами сделки. К числу внереализационных доходов относятся доходы от долевого участия в других организациях; курсовые разницы; суммы штрафов, пеней; доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду; в виде процентов по договорам займа (кредита); в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; другие доходы. Наряду с общими видами доходов, не учитываемых для налогообложения, некоммерческие организации должны внимание уделить следующим особенностям. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К указанным средствам, в частности, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные ими по целевому назначению. К указанным целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования; имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования и др. Под средствами и имуществом, полученными на благотворительную деятельность, понимаются средства и имущество, поступившее некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Перераспределение целевых поступлений между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями при определении налоговой базы не учитывается. В бюджетных учреждениях в составе доходов, подлежащих налогообложению, не учитывается также стоимость имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней. Все некоммерческие организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны обеспечить раздельное ведение учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и расходов, произведенных за счет указанных средств. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как средства, подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Ведение некоммерческими организациями и бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. При организации налогового учета затрат, учитываемых для целей налогообложения, бюджетные учреждения сумму доходов от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не могут направить на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Если в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов. В любом случае для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При организации налогового учета необходимо учитывать, что в некоммерческих организациях не подлежит амортизации имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Не амортизируется также имущество, полученное в рамках целевого финансирования; имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; имущество, полученное медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке. Не подлежит амортизации также и имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления этой деятельности. Общая ставка налога на прибыль – 24%, 6,5% уплачивается в федеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации подаются в налоговый орган не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, должны представлять декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме по истечении налогового периода. Следует также учитывать, что все некоммерческие организации, получающие имущество и средства в виде целевых поступлений и целевого финансирования, а также имущество и средства в рамках благотворительной деятельности в составе декларации за налоговый период должны представить Отчет о целевом использовании этих средств.

Система налогообложения – явления, с которым сталкивается абсолютно каждый предприниматель, не зависимо от формы ведения его деятельности. На сегодняшний день существует довольно широкая система налогов. Обязательные платежи предназначены, как за саму деятельность, которую осуществляют субъекты экономической деятельности, так и за объекты, используемые при ведении такого бизнеса.

В большинстве случаев мы привыкли говорить о налогах индивидуальных предпринимателей и организаций, которые ведут свой бизнес с целью получения прибыли, то есть коммерческих субъектов. Но, необходимо отметить, что помимо таких предприятий существуют организации, для которых прибыль — абсолютно не главный мотив ведения деятельности. Такие субъекты имеют название общественных, то есть некоммерческих форм ведения деятельности.

Какие налоги платят такие организации и существуют ли для них какие-либо упрощения или ограничения, в связи со специфичностью их бизнеса? Именно этому вопросу посвящена наша статья.

Некоммерческие формы деятельности

На сегодняшний день существует довольно много организаций, которые занимаются общественной деятельностью, создавая при этом некоммерческие организации. Такие компании закрепляют право каждого гражданина на объединения в общественных целях. Они функционируют на специальных положениях и имеют особый порядок регистрации и ликвидации формы ведения деятельности.

Законами предусмотрено довольно широкий перечень организационных форм, регистрация которых предназначена именно для некоммерческих организаций (например: фонд, общественная организация, религиозное объединение и т.д.).

Важно заметить, что отсутствие цели заработка не означает, что прибыль в таких субъектах предпринимательской деятельности отсутствует. Организации общественного типа могут иметь доходную часть. Но, в отличии от коммерческих форм, которые распределяют такие доходы между учредителями, прибыль коммерческих организаций направляется на достижение целей компаний. Если говорить о привлечении денежных средств, то чаще всего она поступает в качестве взносов участников таких объединений.

Налогообложение организаций

Как уже говорилось, некоммерческая деятельность подлежит налогообложению. При этом, вся бухгалтерская отчетность такой организации ведется в соответствии с общими правилами, предназначенными и для компаний, ориентированных на получение прибыли.

Организации общественного типа обязаны вести отчетность, в которой будут обозначаться все доходы и расходы такого предприятия. Такие действия необходимы для того, чтобы составлять правильные налоговые отчеты. При этом, рекомендуют для операций, связанных с прибылью и расходами иметь отдельные учеты.

Налогами облагается предпринимательская деятельность общественной компании, которая предназначена для обеспечения функционирования предприятия и достижения целей, предусмотренных уставными документами. К этому пункту добавляется и налог на прибыль, которая не связана с предпринимательской деятельностью. Абсолютно все доходы коммерческой организации подлежат налогообложению.

Система налогообложения организации

Прежде всего, определимся, какие именно налоги платят организации общественного типа. При регистрации любой формы ведения деятельности учредитель имеет право выбрать упрощенную систему налога, или платить обязательный взносы по общей основе. Довольно часто возникает вопрос по поводу упрощенного налогообложения, ведь такая система является наиболее популярной сегодня. Налогообложение некоммерческих организаций может проводиться по упрощенке. На сегодняшний день существует две формы уплаты налогов при использовании такой системы:

  • «Доходы»;
  • «Доходы – расходы».

Главным отличием таких типов является процентная ставка. Так, для вида «доходов» она составляет 6%, а для «доходы – расходы» – 15%. Довольно важно понимать, какая экономическая составляющая облагается такими ставками. Для первого вида налог исчисляют исключительно от прибыли. Для второго варианта характерно то, что проценты отсчитывают от разницы между прибылью и потраченными средствами.

Для того, чтобы лучше понять систему такого вычисления предлагаем рассмотреть действие видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ААА» за налоговый период имела прибыль в размере 485 000 рублей. При этом, потраченные средства на достижение целей составили 415 000 рублей.

Просчитаем сначала по системе «Доходы». Для этого просто умножим прибыль организации на процентную ставку:

485 000 рублей * 6% = 29 100 рублей.

Теперь узнаем налогообложение по виду «Доходы – Расходы». В таком случае нам необходимо от прибыли отнять расходы, а полученный результат умножить на процентную ставку:

(485 000 рублей – 415 000 рублей) * 15% = 10 500 рублей.

В данном случае очевидно, какую систему выгоднее использовать. Но, стоит заметить, что такой подбор довольно индивидуален и напрямую зависит от деятельности организации. Не всегда то, что подходит одному — будет выгодно и другому. Поэтому, перед тем, как выбирать вид упрощенного налогообложения проведите эти элементарные подсчеты. Такие действия сделают деятельность организации более экономной.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций по упрощенной системе

Довольно важно ознакомится с основными нюансами перед тем, как выбирать упрощенное налогообложение. Прежде всего, существует два способа применения упрощенных налогов:

  • подача заявления при регистрации;
  • изменение системы налогообложения, которой пользуется организация на упрощенную.

Первый вариант осуществляется путем предоставления специального заявления на использование упрощенного налога при первоначальном обращении организации в налоговый орган для предоставления статуса плательщика налогов.

Второй способ используется тогда, когда организация использует иной вид налогообложения, но в силу определенных обстоятельств хочет поменять его на упрощенный вид. В такой ситуации главное запомнить, что переход возможен исключительно со следующего календарного года. Для его осуществления необходимо предоставить специальное заявление в налоговую службу до окончания текущего года.

Кроме того, для тех организаций, которые используют упрощенную систему налогообложение, существует ряд ограничений. К ним относят:

  • количество наемной рабочей силы не может превышать 100 человек;
  • годовой доход организации не может быть больше 45 000 000 рублей;
  • имущество, принадлежащее организации не может оцениваться в сумму, которая не превышает 100 000 000 рублей.

Кроме того, для организаций такой тип обязательных платежей предусматривает тот факт, что организация не может использовать упрощенный налог в случае, когда владельцем капитала становится другое юридическое лицо и его часть больше четверти. К некоммерческим организациям такое правило не имеет отношения. В данном случае, абсолютно неважно, какая часть капитала и кому принадлежит.

Налогообложение некоммерческой организации по общей системе

Существует ряд общих налогов, которые организации общественного типа обязаны уплачивать. К ним относят налог на добавленную стоимость, налог на доход.

Налог на добавленную стоимость. Вне зависимости от того, ведет организация предпринимательскую деятельность, или нет – она обязана платить НДС. Но существует исключение, вот к примеру, организация получила прибыль за реализацию услуг (например, образовательных), далее на эти деньги закупила необходимые для достижения целей средства. Сумма, уплаченная за такую покупку облагаться налогом не будет. Такая деятельность была целенаправленна на достижение целей и имела образовательный характер. Для таких операций организации необходимо вести специальные раздельные книги учета доходов и расходов. Только в таком случае существует возможность исключить налогообложения на проведение таких операций.

Но, в случаях, когда такая прибыль была получена коммерческим путем, то суммы от таких операций подлежат налогообложению. В таком случае отчетность необходимо вести по обычной системе – иметь специальную книгу, где отображаются все доходные и расходные части.

Ежегодно, организация должна предоставлять налоговому органу специальную декларацию заполняется она в соответствии с данными, которые имеются в учетных книгах по доходам и расходам. При этом, стоит отметить, что особую внимательность стоит переделить седьмому разделу. Заполнять его необходимо исключительно в том случае, если некоммерческая организация проводила операции следующего типа:

  • деятельность, которая согласно к государственному законодательству вообще не облагается налогом на добавленную стоимость;
  • операции по отношению к обетам, которые по Закону не облагаются НДС;
  • если организация проводит деятельность, результаты которой реализуются вне территории России;
  • если срок производства товара или его поставки превышает полугодие.

Остальные разделы заполняются всеми организациями вне зависимости от деятельности и ее характера. Декларация – документ государственного образца. Ознакомиться с ним можно в любом отделении Налоговой службы, на официальном сайте, либо же скачать ее у нас (образец):

К такому документу существуют определенные правила по заполнению. Так, если вы вписываете информацию вручную, а не при помощи компьютера, то используйте печатные буквы заглавного шрифта. Ни в коем случае не выходите за рамки, предназначенные в декларации. Лучше всего пользоваться чернилами черного цвета.

Налог на прибыль. Организации коммерческого типа платят налогообложение на доходную часть. Для того, чтобы определять сумму такого налога, компания обязана вести специальные книги доходной и расходной части. В них отображаются абсолютно все финансовые операции, которые имеют отношение к организации.

Особенностью становится то, что налог на прибыль не исчисляется из доходов, которые были получены для целевого использования организации. Если из таких доходов платятся зарплаты для работников организации, то их суммы подлежат налогообложению на основе социального налога, который применяется и к другим типам организаций. Такой налог исчисляется по каждому работнику отдельно.

Ежегодно необходимо предоставлять в налоговый орган соответствующую декларацию. Скачайте ее у нас (образец):

Налогообложение автономной некоммерческой организации

Прежде всего, необходимо обозначить, какие именно организации принято называть автономными. К ним относят компании, основанные на общественных началах для достижения целей в сфере культуры, здравоохранения, науки, права, физкультуры т.д. Создается такая организация как юридическими, так и физическими лицами. Доля одного из них в каптале компании больше четверти обще суммы. Каждый из учредителей безвозвратно передает имущество в собственность автономной организации общественного типа. При этом, учредителей не несет ответственности за потери организации, а организация не отвечает по обязательствам учредителей.

Одним из наиболее часто задаваемых вопросом становится возможность применения к таким организациям упрощенного налога и налогообложения на вмененный доход. Обе эти системы имеют право использоваться к автономной общественной компании.

Об упрощенной системе говорилось выше. Покажем расчет ЕНВД. Для его исчисления существует специальная формула:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.

  • Б – базовая доходность организации доход, которая установлена государством для каждого отдельного вида деятельности.
  • П – физический показатель, что представляет собою число, предназначенное для каждого отдельного вида работ в зависимости от количества работников, рабочей площади и т.д.
  • КД – коэффициент дефляции, что устанавливается государством ежегодно с учетом определенных показателей. Так, в 2015 году он составляет 1,798.
  • КК – корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местной власти. Устанавливается в зависимости от особенностей региона.

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации, занимаясь своими прямыми социальными обязанностями, имеют право вести приносящую доход деятельность. При этом им необходимо регулярно отчитываться перед налоговыми органами в установленные сроки. Руководитель организации или бухгалтер должны знать, какая установлена система налогообложения, какие необходимо платить налоги и сдавать отчеты, чтобы не нарушать закон и не давать основание для внеплановых проверок контролирующими органами. Система налогообложения напрямую зависит от деятельности, которую ведет НКО (изучите статьи 246 и 251 НК РФ, чтобы разобраться в нюансах).

Согласно российскому законодательству, все некоммерческие организации могут функционировать как на общем, так и на упрощенном режиме налогообложения.

Когда происходит регистрация НКО, она по умолчанию попадает под общий режим налогообложения. Если учредители / руководитель хотят перевести организацию на упрощенный режим, то им следует обратиться в Инспекцию федеральной налоговой службы РФ с соответствующим заявлением.

На каком бы режиме налогообложения не осуществляла свою деятельность некоммерческая организация, она в обязательном порядке производит следующие платежи:

1. Страховые взносы, объектом которых признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляют в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Каждые три месяца некоммерческая организация направляет в Инспекцию Федеральной налоговой службы составленный «Расчет по страховым взносам». В данный документ вносятся начисленные обязательные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по трудовым и гражданско-правовым договорам.
3. Ежеквартально НКО представляют в ИФНС «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» по форме 6-НДФЛ. В случае, если НКО имеет соответствующие объекты налогообложения в собственности, то данное имущество облагается соответствующими налогами: транспортным (глава 28 НК РФ) и земельным (глава 31 НК РФ).

Общий режим налогообложения

Некоммерческие организации, применяющие ОРН, независимо от наличия в их деятельности объектов налогообложения, официально являются плательщиками НДС (глава 21 НК РФ) и налога на прибыль (глава 25 НК РФ).

Обязанность по уплате НДС и налога на прибыль может возникнуть и при отсутствии предпринимательской деятельности. Например, налог на прибыль может возникнуть при разовой продаже имущества, при однократном оказании услуг за плату, при получении безвозмездных средств.

Обязанность по уплате НДС может наступить при безвозмездной передаче товаров, работ и услуг, если такая передача осуществляется не в рамках благотворительной деятельности. Кроме того, НКО, применяющие ОРН, могут признаваться плательщиками налога на имущество в случае владения имуществом.

Особенностями налогообложения НКО являются следующие:

1. право не облагать налогом на прибыль и НДС целевые поступления, (например, гранты, субсидии) и некоторые другие виды доходов (пожертвования, членские взносы);
2. наличие льгот по отдельным налогам (НДС, налог на имущество и др.) при продаже товаров, работ и услуг, относящихся к социальной сфере;
3. необходимость раздельного учёта при осуществлении основной и приносящей доход (предпринимательской) деятельности.

Упрощенная система налогообложения

При применении УСН НКО не признаются плательщиками НДС, налога на прибыль и налога на имущество. В случае появления дохода, подлежащего налогообложению, предусмотрен «налог, уплачиваемый в связи с применением УСН».

Для НКО, чьи доходы состоят из выручки, целесообразно использовать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Если доходы НКО в значительной части состоят из безвозмездных поступлений, можно порекомендовать в качестве объекта налогообложения – «доходы».

Налоговая декларация по УСН представляется в ИФНС только 1 раз в год до 31 марта года, следующего за истёкшим, а платить налог УСН необходимо поквартально, не позднее 25 числа месяца после окончания квартала.

Просмотров