Пасечник многообразие покрытосеменных растений. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Авторы: Пасечник Владимир Васильевич , Доктор педагогических наук, профессор, вице-президент и академик-секретарь отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент РАЕН
Методические пособия
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)
Методическое пособие подготовлено к изданному в соответствии с ПООП учебнику В. В. Пасечника .
Пособие содержит тематическое планирование, поурочные разработки, которые включают в себя указания задач урока, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), основных понятий урока, деятельности учащихся и методические рекомендации по организации учебного процесса.
- Предисловие
- Методические рекомендации по проведению уроков
- Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 ч)
- Урок 1. Строение семян двудольных растений
- Урок 2. Строение семян однодольных растений
- Урок 3. Виды корней и типы корневых систем
- Урок 4. Строение корня
- Урок 5. Видоизменения корней
- Урок 6. Побег и почки
- Урок 7. Строение листа
- Урок 8. Видоизменения листьев
- Урок 9. Строение стебля
- Урок 10. Видоизменения побегов
- Урок 11. Строение цветка
- Урок 12. Соцветия
- Урок 13. Плоды и их классификация
- Тема 2. Жизнь растений (11 ч)
- Урок 14. Минеральное питание растений
- Урок 15. Фотосинтез
- Урок 16. Дыхание растений
- Урок 17. Испарение воды. Листопад
- Урок 18. Передвижение веществ по стеблю
- Урок 19. Прорастание семян. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» (проводится во внеурочное время)
- Урок 20. Способы размножения растений
- Урок 21. Размножение споровых растений
- Урок 22. Размножение голосеменных растений
- Урок 23. Вегетативное размножение покрытосеменных растений
- Урок 24. Половое размножение покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у покрытосеменных растений
- Тема 3. Классификация растений (5 ч)
- Урок 25. Основы классификации растений
- Урок 26. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные
- Урок 27. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)
- Урок 28. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые)
- Урок 29. Важнейшие культурные растения
- Тема 4. Природные сообщества (4 ч)
- Урок 30. Растительные сообщества
- Урок 31. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ
- Урок 32. Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека»
- Урок 33. Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания
- Примерное тематическое планирование. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Материал содержит тестовые задания в двух вариантах, варианты ответов, критерии оценивания ответов, проверяемые результаты, шкалу перевода баллов в традиционные оценки, к учебнику В.В. Пасечника, "Дрофа" - ВЕРТИКАЛЬ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проверочная работа 1
ТЕМА | ВАРИАНТ |
1. Зародыш семени фасоли состоит из
2. Эндосперм - это
а) запасающая ткань, содержащая питательные вещества
Б) внутренний слой кожуры
В) первый лист зародыша
Г) конус нарастания зародыша
3. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется
А) главным б) боковым в) придаточным г) мочковатым
4. Корневые клубни образуются из
А) главного корня б) боковых корней
В) из главного и придаточного корня
Г) из боковых или придаточных корней
5. Участок стебля, на котором развиваются листья, называют
А) узлом б) междоузлием в) побегом г) конусом нарастания
6. Устьица существует для
А) защиты растения б) осуществления водообмена
В) газообмена и испарения воды г) теплообмена
7. Наибольшее количество хлоропластов в листе содержится в
А) кожице б) устьицах
В) клетках столбчатой ткани г) клетках губчатой ткани
8. К покровным тканям относятся
А) пробка и луб б) кожица и луб
В) пробка и кожица г) кора и камбий
9. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одной особи, называются
А) однополыми б) обоеполыми в) однодомными г) двудомными
10. Плод пшеницы - это
А) зерновка б) костянка
В) семянка г) орех
11. Видоизменениями корней являются
А) корневые клубни б) придаточные корни-прицепки
в) столоны г) луковицы д) усики е) корнеплоды
12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено разрезанное вдоль семя фасоли. Определите и подпишите названия частей семени, указанных цифрами.
1)_______
2)_______
3)_______
4)_______
5)______
13.
Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено устьице с окружающими его клетками кожицы (А - вид сверху; Б - в разрезе).
1)_______ 2)_______ 3)_______ 4)_______ 5)______
14. Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют.
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ А) Ситовидные трубки Б) Пробка В) Устьице Г) Сердцевина Д) Сосуды Е) Клубни Ж) Корнеплоды З) Чечевички | ФУНКЦИИ 1) Защитная 2) Транспортная (проводящая) З) Запасающая 4) Газообмена |
||
Покрытосеменные, или Цветковые, относятся к высшим растениям. Эта самая молодая и многочисленная группа царства растений является наиболее высокоорганизованной в растительном мире. Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям существования. Они растут за полярным кругом и в тропиках, в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.
Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть покрытосеменные растения, которые живут всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, например дубы, могут жить сотни лет. Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Так, эвкалипты и секвойи достигают в высоту более
100 м. А есть совсем крошечные растеньица, например ряска, размеры которой всего 1-2 мм.
Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.
Строение вегетативных органов у разных цветковых растений очень разнообразно. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.
Побег состоит из стебля и листьев. Форма и строение стеблей и листьев у цветковых растений тоже очень разнообразны. Есть растения с прямостоячими, вьющимися, лазающими и лежащими стеблями. Листья могут быть очень больших размеров и совсем мелкие, простые и сложные. В листьях протекает процесс фотосинтеза, обеспечивающий растение органическими веществами.
Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.
Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листоватые) и генеративные (цветочные) почки.
Цветок - видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами. Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных - одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.
Человек широко использует покрытосеменные растения в своей жизни. Практически все сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком, относятся к покрытосеменным растениям. Они обеспечивают человека продуктами питания, сырьём для различных отраслей промышленности, используются в медицине.
15. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте план.
Ответ:
Предварительный просмотр:
ТЕМА | ВАРИАНТ |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
1. Зародыш семени пшеницы состоит из
А) зародышевого корешка, стебелька, почечки
б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма
в) семядоли, эндосперма, почечки
Г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки
2. Семядоля - это
А) стебель зародыша б) корень зародыша
В) лист зародыша г) почечка зародыша
З. Питательные вещества семени пшеницы находятся в
а) корешке б) семядоле в) эндосперме г) семенной кожуре
4. В образовании корнеплодов участвуют
а) листья и основания стебля б) боковые корни
В) придаточные корни г) главный корень и нижние участки стебля
5. Корни, отрастающие от стебля, называют
А) боковыми б) стержневыми
в) придаточными г) главными
6. Корневой волосок отличается от клетки кожицы лука
А) большей поверхностью и более тонкой оболочкой
Б) большей поверхностью и более толстой оболочкой
В) меньшей поверхностью и более толстой оболочкой
Г) ничем не отличается
7. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называется
А) основанием побега б) пазухой листа
В) междоузлием г) пазушной почкой
8. По ситовидным трубкам перемещаются
а) растворы органических веществ б) растворы неорганических веществ
В) кислород и углекислый газ г) вода и кислород
9. Стебель деревьев растёт в толщину за счёт деления клеток
А) луба б) камбия
В) древесины г) сердцевины
10. Соплодие развивается у
А) инжира в) банана
Б) апельсина г) винограда
В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
11. Эндосперм есть в семенах
А) лука б) пшеницы в) ясеня
Г) фасоли д) тыквы е) частухи
12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображена разрезанная зерновка пшеницы. Определите и подпишите названия её частей, указанных цифрами.
13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено внутреннее строение листа, Определите и подпишите названия частей, обозначенных цифрами.
14.Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ А) Ситовидные трубки Б) Кожица В) Устьице Г) Сердцевина Д) Сосуды стебля Е) Чечевички Ж) Корнеплоды | ФУНКЦИИ 1) Запасающая 2) Транспортная (проводящая) З) Газообмена 4) Защитная |
||
Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.
У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (берёза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза). Но есть растения, которые, не будучи в состоянии свободно держаться в воздухе, для того чтобы вынести к свету листья и цветы, вынуждены искать вертикальную опору. Такие растения с вьющимися или лазающими стеблями называют лианами. Лиана - одна из жизненных форм растений.
В зависимости от способа прикрепления побегов к опорам эти растения подразделяются на несколько групп, среди которых наиболее известны вьющиеся и лазающие лианы. У вьющихся лиан побеги подобно спирали обвиваются вокруг опоры, У одних лазающих лиан побеги прикрепляются к опорам с помощью усиков, как, например, у винограда, у других, как, например, у плюща, побеги к опоре прикрепляются особыми видоизменёнными корнями-прицепками, отрастающими от стеблей.
Лианы могут быть однолетними и многолетними, вечнозелёными и листопадными. В тропиках мощные древовидные побеги лиан могут достигать десятков и даже сотен метров в длину. Многие древовидные лианы имеют тонкие, гибкие и очень прочные побеги. Среди многолетних лиан встречаются растения с травянистыми стеблями, например хмель. У него осенью травянистые побеги отмирают, а весной вырастают новые, достигающие за лето б-8 м длины.
Большая часть лиан (около 80%) произрастает в тропических районах. В тропических лесах они, обвиваясь вокруг стволов деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывая свои ветви с дерева на дерево, образуют иногда непроходимые чащи. В умеренном климате лианы встречаются значительно реже.
В России встречаются достаточно часто такие лианы, как плющ, актинидия, лимонник, хмель, и многие другие.
Есть среди лиан и растения-эмигранты, например эхиноцистис дольчатый, или бешеный огурец. Он получил своё название из-за особенностей своих плодов и характерного способа размножения. Плоды этой однолетней травянистой лианы несъедобны и по внешнему виду отдалённо напоминают огурец, покрытый мягкими шипами. Созревшие плоды с семенами разрываются и осуществляют резкий выброс семян, которые разлетаются на достаточно большое расстояние. Родиной эхиноцистиса является Северная Америка, но сейчас он встречается нередко и в средней полосе России.
В тропических странах лианы используются при постройке жилищ, для изготовления мебели, прочных канатов и верёвок, плетения корзин. Жители тропических лесов нередко используют лианы при постройке висячих мостов через бурные реки. Иногда для этой цели приспосабливают растущие лианы. Получаются «живые мосты», построенные без единого гвоздя и служащие людям надёжно десятки лет.
Хмель выращивают как сельскохозяйственную культуру. Основное применение хмель находит в медицине и пищевой промышленности. Шишки хмеля являются сырьём для пивоварения. Стебли пригодны для изготовления низких сортов бумаги, а также грубой пряжи, пригодной для мешковины и верёвок. В некоторых странах молодые побеги хмеля используют в пищу.
15. Прочитайте текст, озаглавьте его, составьте план текста.
Ответ:
Предварительный просмотр:
Лист ответов
Проверочная работа №1
Вариант 1
Задания 1-10
Задание | ||||||||||
Ответ |
Задание 11
Заполните в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
Задание 12
Задание 13
Подпишите названия структур, указанных цифрами.
Задание 14
Задание 15
Лист ответов
Проверочная работа №1
Вариант 2
Ученика(-цы)___________________________________6 класса______________
Задания 1-10 .Выбрать один правильный ответ
Задание | ||||||||||
Ответ |
Задание 11
Заполните в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам
Задание 12
Запишите в таблицу название частей семени, указанных цифрами.
Задание 13
Подпишите названия структур, указанных цифрами.
Задание 14
Установите соответствие между частями растения и функциями, которые они выполняют
Задание 15
Ответ____________________________________
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания и ответы.
Тема: Введение
Вариант 1
Задания 1-10 : за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.
Задание | ||||||||||
Ответ |
Задание 11 : за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: а, б, е.
Задание 12
Ответ: 1-стебелек, 2-почечка, 3-корешок, 4-семядоля, 5-семенная кожура
Задание 13: за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: 1-хлоропласт, 2-клетки кожицы, 3-устьичная щель, 4-замыкающие клетки, 5-межклетники
Задание 14: за полный правильный ответ ставится 4 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: 1-Б; 2-А,Д; 3-Г,Е,Ж; 4-В,З.
Задание 15 : за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный или неточный ответ баллы ставятся на усмотрение учителя; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ:
1) Многообразие покрытосеменных
2) Строение покрытосеменных
З) Использование покрытосеменных растений человеком
План, составленный учеником, может быть более детальным;
Покрытосеменные, или Цветковые растения
1) Среда обитания покрытосеменных
2) Многообразие покрытосеменных
З) Строение вегетативных органов
4) Строение генеративных органов
5) Использование покрытосеменных растений человеком
Вариант 2
Задания 1-10: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ- 0 баллов.
Задания | ||||||||||
Ответы |
Задание 11: за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: а, б, в.
Задание 12 : за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: 1-эндосперм, 2-семядоля, 3-почечка, 4-стебелек, 5-корешок.
Задание 13: за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0баллов.
Ответ: 1- кожица, 2-клетки столбчатой ткани, 3-клетки губчатой ткани, 4-устьице, 5-проводящий пучок
Задание 14: за полный правильный ответ ставится 4 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ- 0 баллов.
Ответ: 1-Г,Ж; 2-А,Д; 3-В,Е; 4-Б.
Задание 15: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный или неточный ответ баллы ставятся на усмотрение учителя; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Лианы
1) Лиана - одна из жизненных форм растений
2) Способы прикрепления лиан к опоре
З) Многообразие лиан
4) Использование лиан человеком
Предварительный просмотр:
Проверяемые результаты
Проверочная работа 1
Тема: Строение и многообразие покрытосеменных
Вариант 1
№ задания | Проверяемые результаты |
|
Предметные | Метапредметные |
|
Характеризовать роль эндосперма | ||
Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
||
Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия |
||
Выделять главное, существенные признаки понятий. |
||
Выделять главное, существенные признаки понятий. Строить логическое рассуждение и делать выводы |
||
Характеризовать особенности строения листа | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|
Характеризовать особенности строения стебля | понятий. |
|
Выделять главное, существенные признаки понятий. |
||
Характеризовать особенности строения цветка | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|
Характеризовать видоизменение корней | Строить логическое рассуждение и делать выводы |
|
Характеризовать особенности строения семени | ||
Характеризовать особенности строения листа | Выделять главное, существенные признаки понятий. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком |
|
Выделять главное, существенные признаки понятий. Классифицировать информацию по заданным признакам.Строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи |
||
Анализ биологического текста | Работать с текстовой информацией. Выделять смысловые компоненты текста. Составлять план текста |
Вариант 2
№ задания | Проверяемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать роль частей зародыша | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать видоизменение корней | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать биологические объекты на основе известных характерных свойств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения корней | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения корней | Выделять главное, существенные признаки биологических понятий. Сравнивать биологические объекты на основе известных характерных свойств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения стебля | Выделять главное, существенные признаки понятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выделять существенные признаки биологических объектов. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями | Выделять существенные признаки понятий. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности образования плодов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять существенные признаки биологических объектов. Сравнивать экологические факторы на основе известных особенностях строения. Строить логическое рассуждение и делать выводы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять главное, существенные признаки понятий. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения листа | Выделять главное, существенные признаки понятий. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устанавливать взаимосвязи между частями растения и их функциями | Выделять главное, существенные признаки понятий. Классифицировать информацию по заданным признакам. Строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи «5» - 80-100% максимального количества баллов; «4» - 60-80% «3»-40-60%; «2»-менее40% 57. Заполните схему.
58. Выполнив лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 93 учебника), на рисунке подпишите части семени фасоли. 59. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 94 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы. 1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
60. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».
61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения. 62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
63. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 97 учебника), заполните таблицу. Вывод: У двудольных корневая система стержневая, а у однодольных мочковатая. 64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 101 учебника), укажите, что обозначено цифрами. 1 - оболочка;
66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток. Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка. 67. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями». Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу. 68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
69. Заполните таблицу «Видоизменения корней».
70. Закончите определение.
71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках. 1 - верхушечная;
72. Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» (см. с. 109 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.
Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная. 1 - почечная чешуя;
73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
74. Закончите заполнение схем.
75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега. Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения. 76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.
77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.
79. Выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (см. с. 115 ученика), заполните таблицу.
80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами. Устьице с окружающими его клетками кожицы.
81. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа» (см. с. 116-117 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.
82. На рисунке изображён поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа» (см. с. 118-119учебника), сделайте подписи.
83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.
85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.
86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.
87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.
88. Заполните таблицу.
89. Выполнив лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева» (см. с. 128-129 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.
90. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня» (см. с. 131-132 учебника), на рисунке соедините стрелками срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои. Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному. 91. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы» (см. с. 133 учебника). На рисунке подпишите её основные части. 1 – чешуя
92. Заполните таблицу «Функции видоизменённых побегов».
93. На рисунке подпишите названия частей цветка.
94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие? Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой. 95. Выполнив лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 138 учебника), зарисуйте части цветка и подпишите их названия. Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1 96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки. В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну. 97. Впишите пропущенные слова.
98. Заполните таблицу «Особенности строения соцветий».
99. Выполните лабораторную работу «Соцветия» (см. с. 141 учебника). Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе 100. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов».
101. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 146 учебника). По результатам работы заполните таблицу.
102. Заполните таблицу.
103. Решите кроссворд №4. 1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа 2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа 3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа Скачать:Предварительный просмотр:Согласовано: Утверждаю «____»________2017 г. «____»________2017 г. Подпись:_____/________/ Директор:________/Ю.В. Фадеева/ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 250 Кировского района Санкт-Петербурга Рабочая программа По предмету: Биология Количество часов: 34 Класс: 6а,6б Методическое пособие: В.В. Пасечник Биология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014 Учитель: Артюнина Ирина Петровна Санкт – Петербург 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования, основной Образовательной программы ГБОУ СОШ №250 Кировского района Санкт-Петербурга, учебного плана на 2017-2018 учебный год ГБОУ СОШ №250 г. Санкт-Петербурга, примерной программы по учебному предмету биология. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Задачи обучения биологиив 6 классе:
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа 2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа 3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАКурс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях покрытосеменных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на растительный мир. Материал курса биологии в 6 классе разделён на четыре главы. Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Глава 2 «Жизнь растений» Глава 3 «Классификация растений» Глава 4 «Природные сообщества» Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕКурс «Биология» в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №250 г. Санкт-Петербурга курс «Биология» в 6 классе изучается 1 час в неделю. При нормативной продолжительности учебного года 34 недели на прохождение программного материала отводится 34 часа в год. Учебно – тематический план
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСАИзучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД). Личностные результаты обучения :
Метапредметные результаты обучения: Познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
Регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
Коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
Предметные результаты обучения: В познавательной сфере:
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
В сфере физической деятельности:
В эстетической сфере:
реализуемое с помощью учебника«Биология. Многообразие покрытосеменныхрастений. 6 класс» (34 ч, 1 ч в неделю) Раздел 1. Строение и многообразиепокрытосеменных растений (14 ч) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. Раздел 2. Жизнь растений (10 ч) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. (6 ч) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. (3 ч) Темы проектной и исследовательской деятельности 1. Устройство цветочных часов и оценка возможности ихсоздания на пришкольном участке; реализация проекта. 2. Изучение аквариумных растений с точки зрения учёного-систематика. 3. Изучение и практическое применение вегетативногоразмножения на примере комнатных растений, кустарниковна школьном или садовом участке. 4. Истории происхождения и переселения некоторых современных культурных растений. 5. Кто такие насекомоядные растения? Где можно ихвстретить? Только ли насекомых могут съесть растения?Растения ли они? 6. Составление плана размещения в классной комнате(в любом другом помещении или на конкретной площадке) растений с учётом их принадлежности к определённойэкологической группе. 7. Влияние густоты посева на рост и развитие растений. 8. Лекарственные растения, произрастающие в нашейместности. Создание лекарственного огорода. 9. Ядовитые растения вокруг нас. Известные в историифакты отравлений ядовитыми растениями. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯРезультаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Отметка "5"
ставится в случае: Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Оценка самостоятельных письменных работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАССЛ.Р. – лабораторная работа С.Р. – самостоятельная работа
|