Презентация по биологии 7 кл насекомые. Презентация "класс насекомые"


Вводно-обзорный урок по теме:
"Класс Насекомые"
7 класс.
Подготовила
учитель биологии
МОУ СОШ №8
ЕЛЬЦОВА
СВЕТЛАНА
ЮРЬЕВНА
г Сергиев Посад
2016г
Цель: Ознакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными.
Задачи урока:
1. Образовательная.
1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;
2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.
3) Изучить особенности внешнего строения насекомых.
4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.
5) Изучить особенности внутреннего строения насекомых
2. Воспитательная.
1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;
2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;
3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.
3. Развивающая
1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.
2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Оборудование: коллекции насекомых, таблицы “Тип Членистоногие. Класс Ракообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Паукообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”, раздаточный материал, натуральные объекты, презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Приветствие. Сегодня мы будем работать в группах.
Подготовительный этап: класс делится на 4 команды, выбирают капитанов.
II. Проверка домашнего задания:
Задание 1: Распределите животных по классам.
Ракообразные - Паукообразные - 1)лангуст, 2)Мучной клещ, 3) креветка, 4)скорпион, 5)циклоп, 6) тарантул, 7)водомерка, 8) сенокосец, 9)чесоточный зудень, 10) каракуртВзаимопроверка.(слайд 2)
Задание 2: Выбрать признаки характерные
для класса ракообразные:
для класса паукообразные:
Животные, ведущие в основном водный образ жизни.
Дыхание с помощью трахей и легких.
Дыхание через поверхность тела или жабрами.
Занимают в основном наземную среду обитания.
Глаза фасеточные.
Глаза простые.
Пищеварение начинается вне организма.
Питаются водорослями, хищники, трупоедыВзаимопроверка.(слайд 3)
III. Объяснение нового.
Постановка темы и цели:
Тема нашего урока Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000.000 насекомых. Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад.(слайды 4,5,6)
Тело насекомых состоит из трёх отделов (слайд 7)
1. Голова с ротовыми органами и органами чувств
2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями
3. Брюшко
Задание 3: группы готовят краткий устный ответ по учебнику и дополнительному материалу(приложение)
1 группа: типы ротовых аппаратов.(слайд 8,9)
2 группа: разнообразие конечностей (слайд 10)
3 группа: разнообразие крыльев (слайд 11, 12)
4 группа: разнообразие органов чувств (слайд 13,14)
Подведение итогов работы в группах.
IV. Лабораторная работа: (слайд15)
«Внешнее строение насекомого»

1.Рассмотрите насекомое. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит?
2.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?
3.Сосчитайте, сколько пар конечностей у насекомого и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?
4.Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых.
V.Подведение итогов урока: (слайд 16)
Благодаря каким особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных?
1. Движение. Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.
2. Деление тела на отделы.Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.
3.Разнообразное строение ротовых органов.Возможность использовать разнообразной пищи.
4. Ориентация в окружающей среде.Способность находить пищу, обнаруживать врагов.
5. Размеры тела.Небольшие размеры.
6. Способ дыхания. Потребление для дыхания атмосферного кислорода.
7.Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.Наличие более сложных рефлексов.
Резервное время:
Команды должны дать правильный ответ, отметив значение животного в природе и в жизни человека.
1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров
(Стрекоза)
2. К. Линней дал этому животному название “муравьиная корова”. Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?
(Тля. Вредитель растений).3. Африканцы ее называют “зубы ветра”. Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе “зубы” могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами, до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов) а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу
(Саранча перелетная.)
4. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: “Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых”. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.
(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)
5. Бернгард Гржимек писал, что “это животное – единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину” Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот
“Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта… Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде…”. О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? (Муха цеце).
6. “В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак”. О ком идет речь?
(Рыжий таракан).
Используемые ресурсы:
http://images.yandex.ru/schoolsearch
http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://zveri911.ru/juk_bombardir.php
http://pestcontrol.ru/images/Novosti/komar.jpg
http://www.dzidraltd.lv/public/userimages/musa.jpg
http://www.medovik.info/news/image/8.1.jpgВидео: 1С Школа. Биология. 7 класс. (образовательный комплекс)



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ВВОДНО-ОБЗОРНЫЙ УРОКПО ТЕМЕ:«КЛАСС НАСЕКОМЫЕ»7 классПодготовилаУчитель биологииМОУ СОШ №8Г.Сергиев ПосадЕльцоваСветлана Юрьевна Верные ответы:Ракообразные:1,3,5.Паукообразные:2,4,6,7,8,9,10 Ракообразные - Паукообразные - 1)лангуст, 2)Мучной клещ, 3) креветка, 4)скорпион, 5)циклоп, 6) тарантул, 7)водомерка, 8) сенокосец, 9)чесоточный зудень, 10) каракурт Животные, ведущие в основном водный образ жизни.Дыхание с помощью трахей и легких.Дыхание через поверхность тела или жабрами.Занимают в основном наземную среду обитания.Глаза фасеточные.Глаза простые.Пищеварение начинается вне организма.Питаются водорослями, хищники, трупоеды. Выбрать признаки характерные для класса ракообразные:для класса паукообразные: РАКООБРАЗНЫЕ: 1,3,5,8ПАУКООБРАЗНЫЕ:.2, 4,6,7 КлассНАСЕКОМЫЕ Общая характеристика Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад. Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000 насекомых Отделы тела насекомых Тело насекомых состоит из трёх отделов:1. Голова с ротовыми органами и органами чувств2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями3. Брюшко Разнообразие ротовых аппаратов Грызущий Сосущий Грызуще-сосущий Лижущий Разнообразие пищи, питание в разных средах Разнообразие конечностей – 3 пары членистых ног Бегательная Плавательная Прыгательная Копательная Разные способы перемещения, разные среды обитания Разнообразие крыльев Разные способы полёта, разная скорость передвижения Разнообразие органов чувств Разнообразная и точная информация о среде обитания Лабораторная работа: «Внешнее строение насекомого» 1.Рассмотрите насекомое. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? 2.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?. 3.Сосчитайте, сколько пар конечностей у насекомого и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они? 4.Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых. ВЫВОД Благодаря особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://zveri911.ru/juk_bombardir.php http://pestcontrol.ru/images/Novosti/komar.jpg http://www.dzidraltd.lv/public/userimages/musa.jpg http://www.medovik.info/news/image/8.1.jpgВидео: 1С Школа. Биология. 7 класс. (образовательный комплекс)



Черный таракан

Черный таракан обитает в жилищах человека.

Поселяется в теплых и тёмных местах.

Активен ночью: в темноте отправляется

на поиски корма.

Длина тела до 4 см.


Внешнее строение

Тело таракана покрыто твердым хитиновым

покровом – наружным скелетом.

Поверхностные слои состоят из особых белков

и воскоподобных веществ, увеличивающих

прочность и не пропускающие воду.

Тело таракана разделяют на голову,

грудь и брюшко.


На груди располагаются три пары ног.

Ноги служат только для ходьбы и для бега,

поэтому ноги такого типа называют бегательными.

На двух последних члениках груди имеется две пары

Мужские представители тараканьего семейства

имеют более развитые крылья и при необходимости

могут перелетать на небольшие расстояния.


На голове расположены сложные глаза, два длинных усика и ротовые органы.

У таракана ротовые органы грызущего типа

У пчелы – грызуще-лижущего типа

У комара – колюще-сосущего типа

У мухи – фильтрующего типа

У бабочки – сосущего типа

Ротовые органы состоят:

  • верхняя и нижняя губа
  • верхняя и нижняя челюсть

Нервная система и органы чувств

Органами зрения таракану служат два крупных

сложных фасеточных глаза и три простых глазка.

На усика расположены органы осязания и обоняния.

Центральная нервная система :

1 - надглоточный узел

2 - подглоточный узел

3 - 5 грудные узлы

6 - 11 брюшные узлы


Пищеварительная и Выделительная система

1 – слюнные железы

2 – пищевод

4 - пилорические придатки

5 - средняя кишка

6 – мальпигиевы сосуды

7 – задняя кишка

8 – прямая кишка


Дыхательная система

Дыхательная система представлена трахеями.

Они начинаются маленькими отверстиями – дыхальцами,

расположенных по бокам брюшка.

Тараканы периодически сокращают брюшко

и вентилируют трахеи.


Кровеносная система

Кровеносная система насекомых незамкнута.

Она состоит из спинного сосуда, который

расположен вдоль тела.

Спинной сосуд разделен на задний отдел- сердце и передний отдел - аорту.

Кровь насекомых или гемолимфа окрашена в желтоватый или зеленоватый цвета, либо бесцветная.


Размножение

Тараканы, как и другие насекомые, раздельнополые.

Оплодотворение внутреннее.

Яйца запакованы в особые капсулы (пакеты).


Цели:

1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца” , знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.

2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.

3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.

Ход урока

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (В\фр, ВВС “Империя чужих”)

1. Практическая работа “Изучение внешнего строения насекомых” по тексту на рабочих листах, коллекциям и рисункам. Ответы на вопросы: можно ли отнести изучаемые объекты

а) К типу Членистоногие? По каким признакам?

б) К классу Ракообразные? Почему?

в) К классу Паукообразные? Почему?

2. Обобщение результатов практической работы: назовите и запишите характерные признаки насекомых.

3. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом? Ваши предположения – почему?

4. Формулировка проблемы, над которой будем работать на уроке.

Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.

Для более эффективного изучения большого по объёму материала мы будем работать по группам.

1 группа - Особенности питания и строение ротовых органов насекомых.

2 группа - Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых.

3 группа - Полёт и особенности строения крыльев насекомых

4 группа - Органы чувств насекомых.

1. Работа в группах – 5 мин. (см. рабочие листы)

2. Выступления учащихся - 2 мин. - обсуждение, дополнения, просмотр видеороликов.

3. Заполнение таблицы “Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле”

4. Обобщение изученного материала.

Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.

Фамилия _____________

Рабочий лист урока “Характерные особенности насекомых”

I. Практическая работа: “Изучение внешнего строения насекомых”. 4 мин.

  1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых.
  2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?
  3. Сколько отделов тела у насекомых?
  4. Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза сложные или
  5. простые?)
  6. Запишите вывод по практической работе по схеме:

У насекомых… конечности, их... пары. Летают с помощью … .

Тело состоит из 3 частей: … , … , … .

На голове органы чувств: глаза … , усики … .

II. Рассмотрите рисунки и прочитайте информацию. 5 мин.

Заполните таблицу по своей информации, а затем, внимательно слушая, по информации других групп. Выступление группы. 2 мин.

Способ передвижения Ротовые органы Способ питания

Органы чувств

Среда обитания

Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель урока: Познакомить с представителями нового для обучающихся класса животных. Задачи урока: Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса.. Развивающие: работать над развитием, внимания, мышления, понимания материала, способности осмысления полученной информации. Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Класс Насекомые включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. План урока: Внешнее строение насекомых. Среды обитания насекомых. Способы передвижения насекомых. Способы питания насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

БЕГАТЕЛЬНЫЕ НОГИ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ НОГИ

ПРЫГАТЕЛЬНЫЕ ХВАТАТЕЛЬНЫЕ

ХОДИЛЬНЫЕ НОГИ КОПАТЕЛЬНЫЕ НОГИ

5. НАСЕКОМЫЕ, ИМЕЮЩИЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6. НАСЕКОМЫЕ – ВРЕДИТЕЛИ ПРОДУКТОВЫХ ЗАПАСОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи". Закрепление пре...

«Класс Насекомые».

7 класс.
Подготовила и провела: учитель биологии школы №48 г.Орла
Рещикова Н.В.

Вдруг появляется чёрная туча,
Ветер не дует, но туча летуча;
Дождик с неё урожай не умножит,
Ливень живой всё вокруг уничтожит.
Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят,
И на базаре не купят.
Нос долог, голос тонок,
Летит - пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольёт.
В лесу котелок
Кипит, кипит,
А укипи нет.
Не птичка, а с крыльями.
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас садится.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

Тело насекомых разделено на голову, грудь, брюшко. На голове у насекомых имеются пара сложных глаз, одна пара усиков; на груди – три пары ног и у (большинства) – крылья. Тело покрыто хитиновым покровом.

НОГИ ЖУКОВ

А – бегательная; б – плавательная; в – прыгательная; г – копательная.

РОТОВОЙ АППАРАТ

Грызущего типа; есть хищные и растительноядные

Сосущего типа (хоботок); питаются нектаром растений; личинки (гусеницы) имеют грызущий ротовой аппарат

Колюще – сосущего типа; питаются
кровью человека и животных

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1 – пищевод; 2 – зоб; 3 – мускулистый желудок; 4 – средняя кишка; 5 – задняя кишка; 6 – анальное отверстие.

Слайд №10

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

Органы выделения чёрного таракана: 1 - мальпигиевы сосуды; 2 и 3 - отделы передней кишки; 4 - средняя кишка; 5 - слепые придатки средней кишки; 6 и 7- отделы задней кишки.

Слайд №11

НЕРВНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Окологлоточное
нервное кольцо

Грудные нервные узлы

Слайд №12

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Кровеносная система насекомых незамкнутая. Кровь бесцветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворенного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

Слайд №13

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

А) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(БАБОЧКИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, МУХИ, ШМЕЛИ, ОСЫ, ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ)

Б) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(СТРЕКОЗЫ, САРАНЧА, КУЗНЕЧИКИ, СВЕРЧКИ, МЕДВЕДКИ, ТЛИ, ЦИКАДЫ, КЛОПЫ)

Слайд №14

Слайд №15

«ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ»

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что в ней зашифровано.

Слайд №16

Слайд №17

ЖУК СКАРАБЕЙ

Один из жуков – навозников – священный скарабей – привлёк внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлён, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.

Слайд №18

ЯД БОЖЬИХ КОРОВОК

При встряхивании деревьев и кустарников нередко с них падают божьи коровки. Упав, они некоторое время лежат брюшком вверх. Если прикоснуться к ним пинцетом, то на их ножках можно заметить появление капелек ярко – жёлтой жидкости, обладающей ядовитыми свойствами. Через минуту – другую божья коровка переворачивается спиной вверх, начинает медленно ползти и затем улетает. Что означает такое поведение божьей коровки?

Слайд №19

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК

Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?

Слайд №20

Особого внимания заслуживает самый крупный (до 40 мм) и самый ядовитый представитель общественных ос - шершень (Vespa crabro L.). Голова у этого вида желтая или желто-красная, грудь черная, брюшко в задней половине желтое, с черными пятнами.
Гнездятся шершни в дуплах, деревянных постройках, иногда в ульях. В лиственных лесах они заселяют до 5 % дуплогнездников. Гнездо вначале строит перезимовавшая самка. Вскоре из выкормленных ею личинок выходят бесплодные самки-работницы, которые и берут на себя все дальнейшие заботы о семье. К осени в гнезде появляются молодые самки и самцы, а основательница гнезда - матка - и ее дочери-работницы гибнут, семья распадается, самцы и самки разлетаются. Самцы после оплодотворения самок погибают, молодые самки на зиму забираются в укромные места и засыпают. Весной каждая из них начинает создавать собственную семью.
Добычей шершней становятся многие насекомые, которых они способны убить ударом жала или просто челюстями. Добыча тут же загрызается, например, у пчел отгрызается голова и брюшко, а грудь тщательно пережевывается, и этой «кашицей» оса кормит личинок. Сам шершень предпочитает нектар и другую сладкую пищу. Этот вид может наносить серьезный урон пчеловодству.

Слайд №21

МУРАВЬИНАЯ НАСТОЙКА

Муравьи имеют важное значение для человека в качестве сырья для получения химических веществ, а также, лекарств. Из ядов муравьев сейчас получены в кристаллическом виде и изучены новые вещества, ранее неизвестные науке, такие, как иридомирмецин, изоиридомирмецин, иридодиал, дендролизин. Иридомирмецин и дендролизин могут быть использованы как инсектициды.
Муравьиный спирт, получаемый из рыжих лесных муравьев, издавна использовался для смазывания больных суставов при ревматизме. В прежние времена муравьиную кислоту извлекали из муравьев, теперь получают химическим путем.
Черных муравьев-древоточцев (род Camponotus) сушат и из порошка делают мази. Нанайцы используют такую мазь на рыбьем жире для смазывания ноющих участков тела. В Германии муравьев-древоточцев лесорубы ели как средство против цинги, а прусская фармакопея рекомендовала настойку из муравьев при лечении невралгии. Спиртовая настойка из личинок желтых земляных муравьев (Lasius flavus F.) обладает возбуждающим действием.
Установлено, что в яде красных муравьев содержится антибиотик, эффективно убивающий грибы и бактерии, в том числе и болезнетворные стрептококки и стафилококки - возбудители тифа, холеры, туберкулеза.

Слайд №22

ЭТИ СТРАШНЫЕ ОСЫ

Отношение большинства людей к осам опасливое. На собственном опыте или по наущению старших мы с детства запоминаем их (этому помогает контрастный черно-желтый рисунок) и всю сознательную жизнь побаиваемся. В народе ходят истории о несчастных, насмерть ужаленных осами. К сожалению, эти истории имеют под собой реальную почву.

Хорошо известно, что летом, особенно на юге, к сладким фруктам, компоту прилетают полакомиться осы. Укол жала этих насекомых очень болезнен и немедленно вызывает отек. При уколе в шею, а тем более, если человек по неосторожности проглотил осу, попавшую в компот, варенье или находящуюся внутри спелого плода, необходимо принимать самые срочные меры. Промедление приведет к смертельному исходу от удушья из-за распространения отека на дыхательные пути. Известны случаи гибели людей, пивших воду из «носика» чайника, в котором сидела оса. Зарегистрированы смертельные исходы при массовом нападении ос. По всей вероятности, токсин ос избирательно действует на почки. Для людей с повышенной чувствительностью к осиному яду также уколы этих насекомых могут представлять серьезную опасность.

Слайд №23

«ПРОСТАЯ» КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА

Эта бабочка в представлении не нуждается. Многие видели и ее гусениц, которые являются одними из самых прожорливых вредителей капусты. Гусеницы капустницы достигают длины 4 см, серовато-зеленые с черными пятнами и точками, сгруппированными в более или менее правильные поперечные ряды. По бокам тела эти существа имеют желтые полосы, брюшная поверхность желтая, а все тело покрыто густыми, очень короткими волосками, придающими ему бархатистый вид. Пестрая окраска гусениц - вывеска о несъедобности.
У гусениц бабочек-капустниц ядовитая железа расположена на нижней поверхности тела, между головой и первым сегментом. Защищаясь, они отрыгивают зеленую кашицу изо рта, к которой примешивают и выделения ядовитой железы. Эти выделения представляют собой едкую ярко-зеленую жидкость, которой гусеницы стараются обмазать нападающего врага. Для мелких птиц доза в несколько особей этих животных может оказаться смертельной. Проглоченные гусеницы капустницы бывают причиной гибели домашних уток. Люди, собиравшие этих существ голыми руками, случалось, попадали в больницу. Кожа на руках краснела, воспалялась, руки распухали и зудели.

Слайд №24

ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ

Просмотров