Мебель без гвоздей и клея. Стул "Chaise", созданный без единого гвоздя и капли клея Стол без гвоздей

Во главе с Александром Дубровским занималась изготовлением интерьерных аксессуаров из сухих ветвей и пустотелов – стволов без «мякоти» и с окаменевшей оболочкой. Сегодня компания переключилась на мебель, созданную и собранную по старинным технологиям, которые достались Дубровскому в наследство от отца. Кредо Александра – внедрять культуру прошлого в современный дизайн. Рассказываем, как он подружил прошлое и настоящее.

Законные врезки

Свое решение уйти от использования ветвей и стволов идеолог проекта объясняет так: «Мы решили переключиться на искреннюю заботу об окружающей среде. То, чем мы раньше занимались, не попадает под это описание. Со временем пришло осознание, что чтобы интегрировать предмет в домашний интерьер, в исходнике нужно убить все живое. Полиамидная химия на стадии обработки, чтобы избавиться от разрушающих материал насекомых, заем покрытие лаком в три слоя - все это далеко от понятия эко».

Герой признается: все, что он умеет, передал ему его отец. Он рассказывал Александру про технологию врезки реек в торцы дерева. Ей пользовались старые мастера, чтобы дерево при ссыхании и перепадах температур и влажности не растрескивалось и дольше служило, укрепляло породу.

«Также он упоминал о врезке поперечных трапециевидных реек, их еще называют ласточкин хвост» или на старорусском «сковородень». Рейки вставляют поперек всего массива, чтобы деревянный щит не расходился и плотно сидел, но при этом мог дышать и свободно менять форму от зимы к лету, от жаркого дня до холодной ночи».

В отделке используют натуральные масла на восковой основе фирмы Osmo


Рейки, добавляет Александр, удерживают массив и скрепляют, но не стесняют его, тем самым не давая ему погнуться и лопнуть. Позже выяснилось, что такие вставки делали еще в XI веке византийские иконописцы. Такие иконы можно видеть в государственных музеях по всему миру.

«Писали эти иконы на специальных деревянных досках, в середине которых есть вырезанная часть - «ковчег». Это углубление в массиве и расписывается художником, но мало кто задумывается, что этой деревянной основе может быть несколько сотен и даже тысяча лет. Меня поражает, что деревянное изделие, созданное неким мастером, прослужило более десяти веков и продолжает выполнять свои функции».

Никакого электро

Чтобы соблюсти историческую справедливость, Александр и ко не используют в своем труде электроинструменты. С оговоркой: почти. В рамках подготовительных работ пользуются , чтобы распилить доски на бруски. Если и на этой стадии использовать только ручные приборы, вырастет себестоимость. В остальном на вооружении мастеров – , и . Первое время Александр пользовался отцовским и дедовским наследием, после мастерская стала наполняться недорогими современными аналогами, выпущенными крупной сетью гипермаркетов для дома, ремонта и сада. Они, отмечает герой, не идеальны, но со своей задачей справляются вполне.

Александр мечтает, чтобы созданные его руками объекты жили дольше, чем можно представить.

«Я понимаю, что на данный момент не могу создать настолько вечный предмет, но стремиться к этому доставляет удовольствие».

Лет 10-15 назад в каком-то журнале я прочитал статью о реконструкции мебели, сделанной древними мастерами. Реконструкцию производили по отдельным деревянным элементам, найденным во время археологических раскопок в Великом Новгороде. Публикация заинтересовала меня, и я решил попробовать повторить технологические приемы, которыми пользовались новгородские умельцы семь-восемь веков назад.

В основе изготовления всех предметов новгородской мебели, различной утвари, игрушек лежит применение простого соединения согнутого деревянного стержня со стержнем с фигурной головкой. Деревянные стержни для такой мебели можно изготовить из достаточно толстых ивовых веток или другой свежесрезанной древесины.

Ветви деревьев как исходный материал не обладают идеальной цилиндрической формой по всей своей длине. Поэтому пазы и шейки вырезают и подгоняют друг к другу вручную ножом и стамеской. Тщательность подгонки обеспечивает прочность и надежность соединения.

Размеры паза и шейки должны соответствовать друг другу для обеспечение надежного соединения. Так. длина линии вырезаемого поперечного паза должна быть примерно равной длине окружности шейки, а высота шейки должна быть немного меньше диаметра изгибаемого стержня в месте паза. Глубина паза примерно равна радиусу стержня.

Рассмотрим порядок изготовления самого простого , на мой взгляд, предмета мебели - табурета , Его можно представить в виде куба, у которого верхняя грань служит сиденьем. Куб, как известно, имеет 12 ребер. В нашем случае ребрами куба-табурета будут служить заготовки, согнутые в местах поперечных пазов. Для изготовления табурета потребуется четыре одинаковых заготовки - стержня с головками на концах и двумя поперечными пазами. Длина заготовок определяется paзмерами будущего табурета.

В собранном табурете поперечные пазы одной заготовки (при ее изгибе) охватывают шейку другой заголовки и удерживаются головкой Вертикальные ребра служат ножками табурета, нижние горизонтальные ребра станут проножками, а верхние горизонтальные будут служить для закрепления сиденья. Последнее можно выполнить из фанеры или тонких досок, вставляемых в продольные пазы, которые заранее сделаны в верхних ребрах куба-табурета (в заготовках).

Для облегчения изгиба заготовки перед сборкой необходимо распарить или вымочить (в основном, пазы) в течение 8-10 часов. Концы заготовок с головками и шейками должны, оставаться сухими, иначе после высыхания древесины нарушится плотность соединения
Для замачивания стержней подойдет обыкновенное корыто с водой. В него надо уложить заготовки, придавив их среднюю часть каким-нибудь грузом так, чтобы головки с шейками выступали над уровнем воды. Для ускорения процесса вымачивания древесины можно использовать горячую воду.

Убедившись, что древесина стала гибкой, можно приступить к сборке табурета. В один из пазов детали А вставляют шейку детали Б, в другом пазу временно фиксируют деревянный штырь с диаметром, равным диаметру шейки. Деталь А медленно изгибают вокруг шейки детали Б и вставленного штыря. Концы детали А временно связываются шпагатом или бечевой. Затем подобным образом деталь Б соединяют с деталью В, концы которой тоже временно связывают шпагатом.

После этого в продольные пазы деталей вставляют дощечки сиденья табурета Завершается сборка табурета соединением деталей Б и Г.
Табурет готов, присаживзйтесь пожалуйста.

Применяя описанные описанные приемы, можно собрать не только табурет, но и стул, стол и целый ряд других изделий.

Что первое приходит на ум, когда речь заходит о производстве мебели? Воображение рисует огромные цеха, десятки рабочих, складские помещения, магазины и службы доставки. Дизайнеры из Англии предлагают другой подход.

В век цифровых технологий, вместо того чтобы идти в магазин за понравившимся столом или стулом, можно скачать чертежи и самостоятельно изготовить мебель. Для этого англичане разработали серию проектов под названием opendesk, при сборке которых не используются крепёж, гвозди, шурупы или инструменты.

Столы, стулья, шкафы собираются из отдельных деталей, вырезанных из цельного фанерного листа на 3D-фрезере. Фактически мебель представляет собой конструктор, напоминающий детские судо- и авиамодельные наборы.

Все детали в мебели скрепляются между собой за счёт Г и П-образных замков и соединений «шип-паз». Благодаря компьютерному моделированию, процесс сборки прост и интуитивно понятен.

Из-за упрощения всех производственных процессов и небольшого количества отходов, такая мебель обходится дешевле, чем при промышленном производстве.

Обкатав идею и запустив небольшое производство, новаторы пошли дальше. Они создали единую электронную базу чертежей и 3D-моделей. Дизайнеры назвали этот проект «Мебель с открытым исходным кодом».

Из этой базы, находясь в любой стране мира, пользователь может скачать чертёж понравившийся модели мебели и доработать его под себя: изменить размер, материал или предложить свой вариант дизайна. После этого профессиональные конструкторы вносят соответствующие изменения в базовый проект, создавая на его основе новую серию. Далее, чертёж становится доступным для скачивания остальным пользователям.

Главное препятствие на пути широкого внедрения данной технологии – это необходимость использования для изготовления мебели 3D- . Для решения этой проблемы можно заказать уже полностью готовый, нарезанный комплект, или, как вариант, упростить чертежи, убрав сложные фигурные элементы и скрытые пазы. В этом случае мебель можно самостоятельно изготовить, используя минимальный набор инструментов: электролобзик и циркулярную пилу, но скреплять детали придётся традиционным способом.

В дальнейшие планы англичан входит максимальное расширение географии сетевого производства. Для этого предлагается приобрести или взять в аренду 3D-фрезер, или, если подобное оборудование уже установлено (например, есть станок с ЧПУ), скачать соответствующий софт.

Т.к. весь производственный цикл заключается в том, чтобы вырезать из фанеры детали, то организовать такое производство можно даже в гараже. По замыслу англичан, подобный подход, а также доступ к «коллективному разуму» базы данных позволят быстро перестраивать производство и самостоятельно выпускать разнообразную мебель.

Аналогичную идею, только в упрощённом виде, предлагает дизайнер из Израиля Рути Шафрир. Девушка разработала проект стеллажа, который по форме напоминает пчелиные соты.

Стеллаж изготавливается из длинных фанерных или алюминиевых пластин с узкими прорезями. Заготовки соединяются по методу «разрез в разрез». Ширина прорези зависит от толщины заготовки (заготовки соединятся внатяг). Глубина прорези равна половине ширины пластины.

Для сборки стеллажа не требуются инструменты, клей, крепёж. Благодаря прорезям, панели вставляются друг в друга, образуя оригинальную по внешнему виду и устойчивую конструкцию, хорошо вписывающуюся в дизайн большинства интерьеров.

Меняя размер панелей, их толщину, длину, финишное покрытие, можно собирать разнообразные стеллажи для хранения множества вещей. Например:

Книг

Мелких вещей

Лет 10-15 назад в каком-то журнале я прочитал статью о реконструкции мебели, сделанной древними мастерами. Реконструкцию производили по отдельным деревянным элементам, найденным во время археологических раскопок в Великом Новгороде. Публикация заинтересовала меня, и я решил попробовать повторить технологические приемы, которыми пользовались новгородские умельцы семь-восемь веков назад.

В основе изготовления всех предметов новгородской мебели, различной утвари, игрушек лежит применение простого соединения согнутого деревянного стержня со стержнем с фигурной головкой. Деревянные стержни для такой мебели можно изготовить из достаточно толстых ивовых веток или другой свежесрезанной древесины.

Ветви деревьев как исходный материал не обладают идеальной цилиндрической формой по всей своей длине. Поэтому пазы и шейки вырезают и подгоняют друг к другу вручную ножом и стамеской. Тщательность подгонки обеспечивает прочность и надежность соединения.

Размеры паза и шейки должны соответствовать друг другу для обеспечение надежного соединения. Так. длина линии вырезаемого поперечного паза должна быть примерно равной длине окружности шейки, а высота шейки должна быть немного меньше диаметра изгибаемого стержня в месте паза. Глубина паза примерно равна радиусу стержня.

Рассмотрим порядок изготовления самого простого , на мой взгляд, предмета мебели - табурета , Его можно представить в виде куба, у которого верхняя грань служит сиденьем. Куб, как известно, имеет 12 ребер. В нашем случае ребрами куба-табурета будут служить заготовки, согнутые в местах поперечных пазов. Для изготовления табурета потребуется четыре одинаковых заготовки - стержня с головками на концах и двумя поперечными пазами. Длина заготовок определяется paзмерами будущего табурета.

В собранном табурете поперечные пазы одной заготовки (при ее изгибе) охватывают шейку другой заголовки и удерживаются головкой Вертикальные ребра служат ножками табурета, нижние горизонтальные ребра станут проножками, а верхние горизонтальные будут служить для закрепления сиденья. Последнее можно выполнить из фанеры или тонких досок, вставляемых в продольные пазы, которые заранее сделаны в верхних ребрах куба-табурета (в заготовках).

Для облегчения изгиба заготовки перед сборкой необходимо распарить или вымочить (в основном, пазы) в течение 8-10 часов. Концы заготовок с головками и шейками должны, оставаться сухими, иначе после высыхания древесины нарушится плотность соединения
Для замачивания стержней подойдет обыкновенное корыто с водой. В него надо уложить заготовки, придавив их среднюю часть каким-нибудь грузом так, чтобы головки с шейками выступали над уровнем воды. Для ускорения процесса вымачивания древесины можно использовать горячую воду.

Убедившись, что древесина стала гибкой, можно приступить к сборке табурета. В один из пазов детали А вставляют шейку детали Б, в другом пазу временно фиксируют деревянный штырь с диаметром, равным диаметру шейки. Деталь А медленно изгибают вокруг шейки детали Б и вставленного штыря. Концы детали А временно связываются шпагатом или бечевой. Затем подобным образом деталь Б соединяют с деталью В, концы которой тоже временно связывают шпагатом.

После этого в продольные пазы деталей вставляют дощечки сиденья табурета Завершается сборка табурета соединением деталей Б и Г.
Табурет готов, присаживзйтесь пожалуйста.

Применяя описанные описанные приемы, можно собрать не только табурет, но и стул, стол и целый ряд других изделий.

У тех, кто видит эту мебель впервые, реакция обычно состоит из четырёх букв - IKEA. Определённое сходство, конечно же, есть: сборку осуществляет покупатель. Но и различие имеется серьёзное: при сборке не используются ни гвозди, ни шурупы, ни клей - ни-че-го.

Мебель, которую собирают безо всякого крепежа - это, как сказал бы чукча из анекдота, «тенденция, однако». Возьмём, к примеру, дизайнера Пола Шентона (Paul Shenton). Как-то в 1998 году он снял небольшую немеблированную квартиру на четвёртом этаже.

Ясно, что проблему со стульями, столом, кроватью и прочим надо было срочно решать. Но вдобавок ко всему к квартире вела узкая витая лестница, поднять по которой, скажем так, традиционную мебель не представлялось возможным.

Шентон принялся обходить магазины в поисках предметов, которые он, во-первых, мог себе позволить по деньгам, а во-вторых, сумел бы затащить по лестнице в новую квартиру. А потом вытащить и, например, выбросить, покидая временное пристанище.

И хотя та же IKEA с её сборной мебелью - не самый в таком случае высокобюджетный вариант, ничего подходящего дизайнер так и не нашёл.

Может быть, к счастью: шведский универсам теоретически мог решить проблему, но тогда Шентон не стал бы сам заниматься дизайном мебели и не сделал бы того, что сделал.

Вот такой из одного листа фанеры получается стул (фото с сайта thechipfactory.co.uk).

Приступая к проектированию своей собственной мебели, Пол сосредоточился на, по его мнению, главном: предметы должны легко собираться и так же легко демонтироваться.

Самое простое решение состояло в том, чтобы компоненты складывались посредством системы щелей, проще говоря - пазы в пазы, разрез в разрез.

Вооружённый только лобзиком и несколькими листами фанеры Шентон смастерил свой первый диван.

Впоследствии избранная и за три года доработанная система щелей стала соответствующей торговой маркой SlotSystem, и на свет появилась компания Slot Furniture .

Фирма руководствуется четырьмя незыблемыми принципами. Первый - это простота: процесс сборки и разборки максимально упрощён и не требует никаких инструментов.

Второй - никаких ограничений для доступа мебели в дом потребителя, то есть - ему не нужно волноваться, пройдёт ли диван в дверной проём, и удастся ли пронести обеденный стол по коридору.

Третий принцип - адекватные цены, а четвёртый - современный дизайн. Вот, собственно, и всё, так и живут.


Вот так без единого гвоздя и клея собирается диван от фирмы Slot Furniture (иллюстрации с сайта slotfurniture.com).

Называть Пола Шентона изобретателем системы щелей для сборки мебели мы сознательно не стали, хотя у него наверняка имеются все необходимые патенты.

Дело в том, что сам принцип известен с незапамятных времён. Вероятно, и вам приходилось резать листочки бумаги на полоски, делать на них ножницами надрезы и строить из них бумажные скульптуры.

Но найти истоки собирающейся без крепежа и инструментов мебели всё же хочется. А результаты поиска неизбежно приводят нас к человеку по имени Виктор Папанек (Victor Papanek), который трагически погиб как раз тогда, когда Пол Шентон снял квартиру на четвёртом этаже.


Не сказать, чтоб эта двухместная софа от Slot Furniture стоила дёшево - почти $500. Зато собирается без инструментов (фото с сайта slotfurniture.com).

Имя этого человека должно быть известно каждому, кто занимается промышленным дизайном. Папанек родился в Австрии, окончил школу в Англии, а работал в Америке. Он был дизайнером, архитектором, антропологом, писателем и учителем.

Но нас интересует тот факт, что именно Папанек является автором термина «Кочевая мебель». О ней он вместе с Джеймсом Хеннесси (James Hennessy) написал две книги: «Nomadic Furniture» (1973 год) и «Nomadic Furniture 2» (1974 год).

Под этим термином он подразумевал минимум инструментов и крепежа, лёгкие и дешёвые, но надёжные материалы, возможность отправки мебели на свалку без ущерба для экологии, доступность этих предметов для малообеспеченных слоёв и так далее.

Таким образом, мебель в представлении Папанека могла быть сделана чуть ли не из картона.

Самой известной книгой Виктора Папанека является «Design For The Real World» (фото с сайта jidpo.or.jp).

Думается, и дизайнеры IKEA не могли не обратить внимания на концепции, представленные в книгах о «кочевой мебели», ведь шведы - первые, кто приходит в голову в качестве современных «воплотителей» этих идей.

Что первое приходит на ум, когда речь заходит о производстве мебели? Воображение рисует огромные цеха, десятки рабочих, складские помещения, магазины и службы доставки. Дизайнеры из Англии предлагают другой подход.

В век цифровых технологий, вместо того чтобы идти в магазин за понравившимся столом или стулом, можно скачать чертежи и самостоятельно изготовить мебель. Для этого англичане разработали серию проектов под названием opendesk, при сборке которых не используются крепёж, гвозди, шурупы или инструменты.

Столы, стулья, шкафы собираются из отдельных деталей, вырезанных из цельного фанерного листа на 3D-фрезере. Фактически мебель представляет собой конструктор, напоминающий детские судо- и авиамодельные наборы.

Все детали в мебели скрепляются между собой за счёт Г и П-образных замков и соединений «шип-паз». Благодаря компьютерному моделированию, процесс сборки прост и интуитивно понятен.

Из-за упрощения всех производственных процессов и небольшого количества отходов, такая мебель обходится дешевле, чем при промышленном производстве.

Обкатав идею и запустив небольшое производство, новаторы пошли дальше. Они создали единую электронную базу чертежей и 3D-моделей. Дизайнеры назвали этот проект «Мебель с открытым исходным кодом».

Из этой базы, находясь в любой стране мира, пользователь может скачать чертёж понравившийся модели мебели и доработать его под себя: изменить размер, материал или предложить свой вариант дизайна. После этого профессиональные конструкторы вносят соответствующие изменения в базовый проект, создавая на его основе новую серию. Далее, чертёж становится доступным для скачивания остальным пользователям.

Главное препятствие на пути широкого внедрения данной технологии – это необходимость использования для изготовления мебели 3D- . Для решения этой проблемы можно заказать уже полностью готовый, нарезанный комплект, или, как вариант, упростить чертежи, убрав сложные фигурные элементы и скрытые пазы. В этом случае мебель можно самостоятельно изготовить, используя минимальный набор инструментов: электролобзик и циркулярную пилу, но скреплять детали придётся традиционным способом.

В дальнейшие планы англичан входит максимальное расширение географии сетевого производства. Для этого предлагается приобрести или взять в аренду 3D-фрезер, или, если подобное оборудование уже установлено (например, есть станок с ЧПУ), скачать соответствующий софт.

Т.к. весь производственный цикл заключается в том, чтобы вырезать из фанеры детали, то организовать такое производство можно даже в гараже. По замыслу англичан, подобный подход, а также доступ к «коллективному разуму» базы данных позволят быстро перестраивать производство и самостоятельно выпускать разнообразную мебель.

Аналогичную идею, только в упрощённом виде, предлагает дизайнер из Израиля Рути Шафрир. Девушка разработала проект стеллажа, который по форме напоминает пчелиные соты.

Стеллаж изготавливается из длинных фанерных или алюминиевых пластин с узкими прорезями. Заготовки соединяются по методу «разрез в разрез». Ширина прорези зависит от толщины заготовки (заготовки соединятся внатяг). Глубина прорези равна половине ширины пластины.

Для сборки стеллажа не требуются инструменты, клей, крепёж. Благодаря прорезям, панели вставляются друг в друга, образуя оригинальную по внешнему виду и устойчивую конструкцию, хорошо вписывающуюся в дизайн большинства интерьеров.

Меняя размер панелей, их толщину, длину, финишное покрытие, можно собирать разнообразные стеллажи для хранения множества вещей. Например:

Книг

Мелких вещей


Это кровать больше похожа на конструктор, который можно с легкостью собрать и разобрать, ведь в ней нет ни единого гвоздя, шурупы и ни капли клея! Отличный вариант для кочующих с квартиры на квартиру людей.

Еще пара плюсов: кровать довольно проста в изготовлении и симпатично выглядит. Поехали!

Шаг 1: С чего начать и что потрубется

Понадобится самый базовый инструмент, не важно ручной он или электрический. Кровать можно сделать используя лишь пилу, отвертку, крепкие руки и меткий глаз.

Но если есть электроинструмент то грех его не использовать, я использовал лобзик и дрель (место дрели подойдет и шуруповерт). Также понадобятся доски и круглый брусок для ножек диаметром 15 см.

Размеры зависят от ваших предпочтений и размеров вашего матраса.

На все про все у вас должно уйти не более 3-4 часов.

Шаг 2: Измеряем и пилим


Сперва на перво нужно определится с размерами кровати. Я подошел к этому просто - взял за основу размеры матраса. Как правило, так все и делают.

Шаг 3: Распиливаем первые соединения

Довольно простой процесс, который нагляден по фото. На что стоит обратить внимание - распилы должны быть ровными, и чтобы соединение было прочным, ширина распила должна быть чуть меньше ширины доски, которая будет в него вставляться (примерно на 0.7-1 мм). Доску таким образом придется чуть чуть вбивать в распил молотком.

Шаг 4: Поддержка для матраса


Когда я говорил что кровать будет сделана совсем без шурупов, я немного лукавил. Шурупы все же придется использовать, но совсем не много. Ими мы будем крепить планки к внутренней части рамы, которую мы только что сделали. На эти планки будут накладываться доски.

Планки я закрепил на 10 шурупов с каждой стороны.

Шаг 5: Ножки кровати

От ножек зависит прочность кровати, так что будьте внимательны. Первым делом нужно определиться с высотой ножек и выпилить их из круглого бруска.

Затем в ножках выпиливаются впадины для досок рамы. Они должны быть также чуть чуть уже (0.7 - 1 мм) чем толщина досок, чтобы крепление получилось крепким.


Французский дизайнер Benjamin Mahler решил повторить подвиг строителей прошлого века, которые строили избы без единого гвоздя, и создал уникальную модель стула "Chaise". Причем мебель он собирал исключительно вручную, используя только прочные деревянные прутья и эластичную ленту, отдаленно напоминающую обычные банковские резинки, которыми скрепляют пачки купюр.



Кроме прутьев, ленты и умелых рук, Benjamin Mahler не понадобилось больше ничего. Ну разве что немного сообразительности и фантазии. Сам дизайнер утверждает, что его модель достаточно прочная и способна выдержать нагрузку до 100 килограммов. Глядя на хрупкий внешне стул, в это верится с трудом. Однако это действительно так.


Правильно рассчитанная конструкция грамотно распределяет нагрузку на поверхность сидения, избегая поломки деревянных прутьев. Что касается эластичной ленты, то ее качество тоже не подлежит сомнению. Ровно как и талант создателя оригинального стула.


Кстати, похожую создал японский студент дизайнерского факультета Daigo Fukawa. Только в его случае деревянные прутья заменила жесткая проволока, а коллекция помимо стульев насчитывает также диван, стулья и табуретки.

Просмотров