Основные функции философии. Билет

Философия есть "творческий

прорыв к смыслу бытия"

Н. Бердяев

Мировоззрение и философия.

Специфика философских проблем.

Функции философии.

1. Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.

Специфика философского знания определяется как формой его существования и развития, так и характером рассматриваемых проблем и способами познания. Философское знание с самого начала своего возникновения носит мировоззренческий характер. Всякая философия представляет собой мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. В связи с этим важно понять, что такое мировоззрение вообще, и в каких формах оно существует в культуре.

В процессе жизнедеятельности людей на основе знаний, интересов и потребностей у них формируется мировоззрение в виде общих представлений о мире и месте человека в нем, называемое обыденным или житейским. Соответственно в ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение, которое включает предельно общие знания, убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, отражающие интеллектуальный и духовный настрой той или иной эпохи. В таком общественно-историческом масштабе мировоззрение функционирует в обществе в форме мифологии, религии, философии.

Мировоззрение включает в себя знание о мире (природе, обществе), ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Характер и уровень знания и ценностные ориентации в существенной степени определяют тип и глубину мировоззрения. В определении убеждений и идеалов, которые формируют то или иное мировоззрение, важную роль играет система ценностных ориентаций. Ценностное отношение к миру выражает отношение людей ко всему существующему в соответствии с их целями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Важнейшими оценками действительности выступают понятия добра и зла, красоты и уродства, добродетели, справедливости.

Греческое слово "философия", впервые введенное в обиход Пифагором (VI - V в. в. до н.э.), переводится как любовь к мудрости, любомудрие. Однако это не раскрывает сущности философии, поскольку стремление к мудрости характерно и для ученых, не называвших себя философами, поэтов, священников. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на получение знания максимальной всеобщности и фундаментальной значимости.

Уже древние философы (Аристотель и Сократ) указали на два источника философского знания, "рождения" философии. Все наши знания, а философское в особенности, считал Аристотель, обязано своим происхождением такой способности человека как удивление. Этот интеллектуальный источник философской мудрости, трактующий ее как поиск общезначимых истин, составил, развившись научно-теоретическую способность удивляться (любознательность) рождает непрерывную работу мысли, которая необходима (и приятна) умственно развитому человеку. "Мыслю - следовательно существую", - говорит великий философ и ученый Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении говорили по-своему Спиноза и Гегель, Маркс и Эйнштейн. Маркс отмечал, что духовно богатый человек - всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножать.

компоненту философского знания с теоретическим способом освоения действительности, позволяющую характеризовать его как научное, а философию называть наукой.

Второй источник философии - эмоционально-ценностное переживание человеком себя и мира - назвал Сократ, известный своим изречением: "Человек, познай самого себя". Человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и самому себе) есть переживание, выступающее скорее как мироощущение. Самым глубоким и сильным переживанием Сократ назвал неизбежность смерти, заставляющей думать о смысле жизни, судьбе, добре и зле. х Такой подход роднит философию с религией и искусством, т.е. не с теоретическим, а ценностным, духовно-практическим способом освоения человеком действительности.

Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации - научно-теоретической и ценностной, духовно-практической - объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие - научную и ценностную - и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы - это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума .

2. На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы "мир - человек".

В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках первоначал мироздания, а позднее - исходных структурных элементов. При таком подходе, философия - это "ответ" человека на вызов судьбы, поставившей его - смертное, по единственно мыслящее и осознающее эту смертность существо - в положение "один на один" с бесконечной, безразличной к нему вселенной.

многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Учение о развитии в философии называется диалектикой, а противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики (хотя в истории философии этот термин менял свое содержание).

Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни - это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития - эпохальный интерес философии.

Философские проблемы - это вопросы о судьбе, предназначении человека, человечества. Важнейшие вопросы человеческого бытия, как считает большинство философов, выразительно и четко сформулировал И. Кант: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?; что такое человек? Последующее, после Канта развитие философии выдвинуло на осмысление вопросы: что я могу почувствовать, пережить? Что есть красота, прекрасное, возвышенное?

Не философы придумывают эти вопросы. Их выдвигает жизнь. Философы в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Своеобразие этих вопросов состоит в том, что большинство из них никогда не закрываются и относятся к так называемым вечным проблемам человеческого познания. Человечество в лице философии вновь и вновь обращается к проблемам своего бытия в мире социальном и мире природном, решая их на базе новых научных данных, нового исторического опыта. При этом нужно учитывать, что исторические периоды различаются не только уровнем общественного знания, но и характером задач и проблем, выдвигаемых развитием общества, жизнедеятельностью людей. Иными словами, человеческие связи с миром развертываются в ходе истории, реализуясь в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном опыте. Все это определяет, какие именно аспекты многоплановой мировоззренческой проблематики "мир-человек" оказываются в центре внимания философской мысли на том или ином историческом этапе.

На основании осмысления специфики философского знания философию можно определить как теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира . Конечно, эта краткая дефиниция требует своего дальнейшего пояснения и развития.

Мировоззренческая проблематика "мир - человек" на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания (или бытия и мышления). Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы, потому что жизнь человека и общества есть взаимодействие материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания, то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В качестве первичного, определяющего берется или материя (бытие), или сознание (мышление). Сторонники первого подхода называются материалистами (а само направление - материализмом), сторонники же второго подхода - идеалистами (само направление - идеализмом). Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях в истории философии. С точки зрения исторического развития материализма выделяют следующие его формы.

Материализм Древнего Востока и Древней Греции как первоначальные формы материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени, в основе которого лежит изучение природы при сведении всего многообразия ее свойств и отношений к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

Диалектический материализм , в котором материализм представлен в единстве с диалектикой и материализм распространяется не только на природу, но и на общество (марксизм).

В идеализме различают две его разновидности - объективный и субъективный. Объективный идеализм любое идеальное начало (идеи, бога, духа) провозглашает независимым не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Важным для философии является также выяснение возможности познания мира человеком, характера этого познания. Познаваем ли мир в принципе? - ответ на этот вопрос может быть диаметрально противоположным. Но он явно или неявно присутствует во всех философских системах, поэтому его иногда называют второй стороной основного вопроса философии.

3. Предмет и специфика философского знания раскрывается более полно при осмыслении функций (значимости) философии в обществе, которые она выполняет во взаимосвязи с другими формами духовной культуры - наукой, религией, искусством, политикой, имея с ними существенно отличительные и сходные черты.

Мировоззренческая функция философии основана на связи философии с наукой с присущим им обоим теоретической формой осмысления мира. Как отмечалось выше, философия представляет собой теоретическую форму мировоззрения. Это означает, что философское мировоззрение всегда есть теория, со всеми присущими ей чертами, что и роднит философию с наукой и существенно отличает от религии. Это означает, что исследование в философии мировоззренческой проблематики осуществляется логическим, рациональным путем с помощью своего собственного понятийного аппарата на основе наличного знания, которым располагает философ в ту или иную эпоху.

С мировоззренческой функцией философии тесно связана методологическая функция. Методология есть учение о методах. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, которые обладают фундаментальным значением. В качестве таких методов в философии выступают: исторический метод, необходимо учитывающий историю исследуемых проблем и диалектический , нацеливающий на системное исследование объектов, во взаимосвязи, становлении их структурных элементов. Материализм и идеализм также можно рассматривать как общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания.

Научный характер философского мировоззрения рождает вопрос о взаимоотношении философии и науки, которое имеет длительную историю. В античности различие между ними четко не выявлялось, любовь к мудрости понималась как любовь к истине, к систематическому, доказательному, проверяемому значению, рассматриваемые в последующем как идеалы науки. С возникновением науки (XVII в.) встал реальный вопрос о взаимоотношении этих двух форм рациональности. В самой философии появились два взгляда на характер такого взаимоотношения. Один - видеть в философии только науку (Спиноза, Гегель, Гуссерль, Куайн). На основе сходства формы осмыслении проблем. Другой - противопоставление этих двух форм духа на базе своеобразия философии по отношению к науке. Такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Бердяев, подчеркивали: философия в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, поскольку для нее характерен широкий разброс взглядов, точек зрения на одни и те же проблемы; научное освоение мира идет от низших простых форм движения материального мира к все более сложным и высшим. Путь философии, история ее - противоположны. "Человек, познает самого себя" - эти слова Сократа сказаны на заре философии. Философия антропоцентрична. Это ее естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений.

Философы и первого и второго подходов правы по-своему, поскольку одни подчеркивают сходство, а другие различия философии и науки. Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт. Наука - часть такого опыта.

Как отмечалось выше специфика философского знания в том, что оно имеет две составляющие - научную и ценностную, последняя определяет аксиологическую функцию философии. Под аксиологической (греч. "аксиос" - ценный) функцией имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. В качестве главных ценностей философии выступают: истина, добро и красота. В истории развития философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Этическая ориентация философии есть важнейшая реализация ее аксиологической функции. Подлинная философия - это всегда углубленный поиск добра, стремление к сотворению нравственного человека. Последнее сближает философию с религией.

Взаимоотношение между философией и религией - двух основных типов мировоззрения, существующих на протяжении всей истории культуры - сложно и противоречиво. Имеются принципиальные различия в характере знания, которое составляет фундамент этих типов мировоззрения. Религия опирается на догматы, выраженные в тех или иных священных учениях и книгах (Библия, Коран, Талмуд и т.д.). Философия же исходит из постоянного изменяющегося в своем развитии интеллектуального, теоретического знания. Философия в осмыслении мира и человека есть теория, религия - вера. С другой стороны, религия - это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует от человека, разделяющего ее, определенного образа жизни, определенного поведения. Но и философия стремится к тому же: не к "безлюдной" картине мира, а к ценностному, жизнеориентирующему самосознанию. Как и религия, философия настроена на проникновение в трансцендентный мир, лежащий за пределами обычного понимания человеческого опыта. Поэтому философию нередко называют светской религией. Иногда сближение религии и философии настолько глубоко и сильно, что результатом становится их совместное образование - -религиозная философия. Человеку нужны и знания и вера, поскольку ему присуща способность переживать, ощущать радость бытия и таинство собственной жизни. На место соперничества, борьбы философии и религии может и должно придти созвучие и согласие как предсказывали великие мыслители - от философов эпохи Возрождения до русских философов.

Взаимосвязь философии с искусством в разные эпохи имеет как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственная связь в том, что философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека и ориентирована при этом философия на возвышенные, высокие чувства. Философия существует не иначе как во имя человека и в этом проявляется ее гуманистическая функция. Неисчерпаемое богатство, многогранность жизни находит свое философское осмысление и выражение, как и в искусстве, отнюдь не единственным способом. Многообразие художественного опыта не только не вредит поэзии или музыке, но является просто необходимым для них. Так и многообразие философских систем - естественное и необходимое состояние философии. Но в отличие от искусства в философии нет конкретно-образного осмысления проблемы, оно осуществляется на понятийно-теоретическом уровне. Искусство через конкретное образное выражение отражает общее мировоззрение эпохи - и в этом его опосредованная связь с философией. Именно характер понимания художником, писателем включенности человека в мир нравственных и эстетических ценностей и идеалов, социальной и личностной проблематики определяет глубину смыслового содержания и актуальную значимость их произведений для эпохи и вечности.

Гуманистическая функция философии тесно связана с социальной функцией, которая охватывает различные аспекты общественной жизни. В этом плане философия призвана критически объяснять социальное бытие и тем самым способствовать его материальному и духовному изменению через свою связь с политикой, которая непосредственно сопряжена с социальной практикой. Философия выступает в роли идеологического обоснования политики, что особенно ярко проявляется в переломные периоды общественной жизни (например, в борьбе европейской буржуазии за власть в XYII-XIX веках, в политической борьбе в России в XX веке). Политика всегда опирается на те или иные мировоззренческие ценности, то или иное понимание организации общества, взаимодействие общественных и личных интересов.

В каком-то смысле слова, все великие философы мира - наши современники, их идеи и наследие по осмыслению человеческого бытия не устаревают. Вместе с тем каждая философия есть концентрированное выражение своего времени - "эпоха, схваченная в мыслях" (Гегель).

Что такое мировоззрение? Какова его структура?

Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

Что означает в переводе с греческого слово "философия". Раскрывает ли оно сущность и специфику философского знания?

На какие два источника "рождения" философии указали древние философы?

В чем специфика философии?

Философские проблемы - о чем они?

В чем суть основного вопроса философии? Охарактеризуйте основные направления в философии в связи с его решением.

Как соотносятся философия и наука?

Назовите и охарактеризуйте функции философии.

В чем состоит методологическая функция философии.

Что понимается под аксиологической функцией философии, как она реализуется?

Каковы основные ценности философского знания?

Дайте характеристику религии и философии как двух типов мировоззрения.

В чем суть гуманистической и социальной функции философии?

В чем сопряженность философии и искусства?

Каково соотношение философии и политики?

Задания. Тесты.9

Слово "философия" первым употребил:

  • а) Фалес;
  • б) Пифагор;
  • в) Сократ;
  • г) Диоген.

Что такое философия:

  • а) мировоззрение;
  • б) теоретическое мировоззрение;
  • в) наука;
  • г) методология познания;
  • д) искусство.

Чем определяется научный характер философского знания:

  • а) объективностью;
  • б) истинностью;
  • в) всеобщностью;
  • г) теоретической формой осмысления проблем.

Две составляющие философского знания:

  • а) научность и ценностность;
  • б) объективность и истинность;
  • в) доказательность и проверяемость;
  • г) доказательность и истинность.

Основной вопрос философии есть:

  • а) проблема соотношения материи и сознания;
  • б) важнейшая проблема эпохи;
  • в) система нравственных норм;
  • г) проблема первоначал.

В чем отличие материализма и идеализма:

  • а) в ценностном отношении к миру;
  • б) в подходе к соотнесению материи и сознания;
  • в) в различных идеалах жизни.
  • 7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:
    • а) если мысль истинная, то она материалистическая;
    • б) если мысль материалистическая, то она истинная;
    • в) если мысль идеалистическая, то она ложная;
    • г) если мысль ложная, то она идеалистическая;
    • д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.
  • 8. Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм?
  • а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;
  • б) процесс познания бесконечен;
  • в) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся;
  • г) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;
  • д) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;
  • е) сущность вещей принципиально непознаваема;
  • ж) в науке есть неразрешимые задачи;
  • з) пути господни неисповедимы;
  • и) чем больше познаем, тем меньше знаем;
  • к) наши знания о мире приблизительны.
  • 9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:
    • а) акта веры;
    • б) мистического содержания;
    • в) всеобщего мирового закона;
    • г) сверхъестественного начала.
  • 10. Философию отличает от религии:
    • а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;
    • б) отсутствие акта веры;
    • в) отказ от сверхъестественного начала;
    • г) идея совершенной мудрости.
  • 11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:
    • а) системность;
    • б) абстрактность;
    • в) логическая непротиворечивость;
    • г) простота;
    • д) эмпирическая обоснованность;
    • е) наглядность;
    • ж) конкретность;
    • з) максимальная общность;
    • и) оценочный характер.
  • 12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:
    • а) в чем смысл существования человека?
    • б) каковы пути разрешения экологического кризиса?
    • в) возможны ли небелковые формы жизни?
    • г) что есть истина?
    • д) как решить продовольственную проблему

человечества?

  • е) в чем сущность гравитации?
  • ж) возможно ли создание искусственного интеллекта?
  • з) расширяется ли Вселенная?
  • и) что такое свобода?
  • к) в какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

Предмет философии. Круг философских проблем.

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле­ния к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Первой исторической формой философского мышле­ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ­ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де­ревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широ­кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.
С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:
· Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;
· Гносеология – теория познания;
· Логика – наука о формах последовательного мышления.
Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философ­ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает про­блемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объек­тивные знания о действительности. Объектом


изучения этики является мораль


как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетикаизучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея­тельности людей. Человек, человечество, человечность – вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей.

Философия как любовь к мудрости.

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания , в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Можно выделить также следующие особенности философского знания:
1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
2. носит предельно общий, теоретический характер;
3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
11. опирается на категории – предельно общие понятия;
12. неисчерпаемо по своей сути;
13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.
Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Читайте также:
  1. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  2. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  3. 3олотая булла" 1356 года. Государственный строй Германии периода олигархии курфюрстов. Особенности сословно-представительной монархии в Германии XIV-XVI вв.
  4. V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  5. А. Особенности российского либерализма в 50- 60-х годах XIX в. Консерваторы

Философское знание во многом сходно с наукой, но имеет и свои отличия.

С наукой философию сближает то, что для обоснования своих выводов и положений она использует теоретические методы исследования, логический инструментарий, вырабатывает достоверные, общезначимые принципы и положения. Научная истина имеет всеобщий характер. Истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального», избирательного использования Ученый ищет ответы на вопросы: Что? Как? Почему? Философ отвечает на вопросы: Зачем? Во имя чего?

Специфическая особенность философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно: имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат, но не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Философия, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал, и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отделение от философии конкретных наук при одновременном обогащении философии новыми научными знаниями, позволяющими приобрести ей новый облик, изменить предмет, методы и выполняемые ею функции.

Философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы.



Специфика философии заключается в том, что это универсальная форма теоретического познания. Философия – это форма познания всеобщих оснований бытия. Итак, универсализм – характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.



Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, еще одной специфической характеристикой философского знания является сомнение. Именно с сомнения началась философия.

В своем главном вопросе о смысле и назначении человеческой жизни философия близка к религии. И философские, и религиозные учения имеют, в конечном счете, перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философское знание имеет следующие особенности:

Носит предельно общий, теоретический характер;

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и тп.);

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Испытывает на себе влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

Динамично – постоянно развивается и обновляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания, имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Философия, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Пройдя длительный путь в своем историческом развитии, философия сформировалась как рациональная форма духовной деятельности человека. Это форма существования человеческого духа, достижений человеческого разума, представленных в виде идей, учений, теорий, концепций.

Философия представляет собой форму познания всеобщих оснований бытия при помощи понятий и категорий, выработанных разумом человека..

Философия за длительный период своего существования и развития, накапливая знания о мире, вырабатывала определенные понятия, позволяющие обозначать существующие явления, их взаимосвязи, причины возникновения и закономерности развития. Это процесс развития человеческого разума, интеллекта, духовности стал процессом формирования зрелого философского мышления – мышления при помощи абстрактных понятий и категорий. Понятие – это всегда абстракция, которая отражает реальность и в которой отражен результат теоретического познания мира. Понятие возникает как результат взаимодействия мышления и бытия, как продукт деятельности разума по познанию реальной и идеальной действительности.

Философские категории выражают всеобщие связи и отношения мира. Каждая категория, выработанная разумом конкретного философа, в то же время отражает его субъективное, личностное видение существующих в мире явлений, взаимосвязей или закономерностей.

Деятельность разума по выявлению логических взаимосвязей между понятиями и явлениями действительности позволяет создавать научные и философские теории, которые становятся теоретическими моделями мира и его явлений.

Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, еще одной специфической характеристикой философского знания является сомнение. Именно с сомнения началась философия.

В философии как целостной системе знания содержатся объективно-теоретические знания и культурно-смысловые представления людей по главным, смысложизненным проблемам бытия человечества. Кроме этого, философия отражает целый спектр экзистенциально-личностных форм бытия человека в мире, переживания им своего существования.

Объективно-теоретические знания базируются на научных открытиях и достижениях, отражают общий уровень теоретического сознания общества. Культурно-смысловое содержание философии отражает особенности культурно-исторических эпох в истории человечества, которые привнесли новые смыслы в понимание тех или иных философских проблем.

Такая многогранность и многоплановость философии позволяет рассматривать ее как самобытное явление духовной культуры человечества, которое позволяет человеку понять мир, в котором он живет и самого себя в этом мире.

Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. и частных наук.

Место и роль философии в системы духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Главная задача философа у софистов (Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики; законность противоречий) - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. «Что такое философия?» “что первично: дух или материя?”

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей предпосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)

Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью и Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются философии. Философия выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление.

Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование религиозных проблем.

VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др. Греция практически одновременно возникает философия.

Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология – учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на мышление, его формы и законы называется логикой .

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо законам;

проблема общества – социальная философия;

Разделы философии. Этика – наука о морали. Эстетика – наука об искусстве. Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления. Аксиология – теория ценностей. Философия – учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру. Герменевтика – философское учение о понимании. Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать его по частям.

Философия и наука.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для “производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем. Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное, зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то, что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом аппарате.

И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три аспекта:1)Является ли философия наукой - многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии.2)Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их развитие.3)Соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой.Сходство: Они изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а философские напротив максимально обобщённо.

Функции философии.

На значение философии лучше всего указывают ее функции:

1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным. 2.Познавательная функция . (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира.

3.Методологическая функция . Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания – философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов, применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания. 4.Прогностическая функция . Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия. 6)аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.7) критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется многими философами. 8)Школа теоретического мышления и мудрости . Особенно это касается изучения истории философии.9)Социальная функция . Задача – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. 10)Гуманитарная функция . Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их.

Философы «физиса» в АФ.

Милетская школа.

Фалес - считается первым античным известным философом. Милетцы пытались решить вопрос – что является субстанцией основания мира и различия процессов. Основное достижение: первый вывод о том, что многообразие мира возникло из одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ. Фалес: основа всего вода. Фалес был очень авторитетным ученым того времени, за ½ года предсказал солнечное затмение. Анаксимен: основание всего воздух. Рассуждения Анаксимена в последствии использовали Демокрит и Лефкип – основатели атомистического учения.

Анаксимандр – субстанция всего – апейрон (из него все выходит и в него все входит). Апейрон – нечто неопределенное, пронизывающие весь мир, из него все возникает и в него все входит. Идея Анаксимандра очень точно отражает некоторые проблемы современной физической науки. Физика элементарных частиц (во всех ее моделях) исходит из того, что все элементарные частицы связаны друг с другом, все влияют на структуру каждой, а каждая на структуру всех. Правда, физика не может предложить правдоподобную модель. В рамках концепции апейпона это получается. Апейрон – аналог всеобщей универсальной связи.

Не относятся к милетской школе: Ксенофан - основа всего земля, Гераклит – огонь.

Элеаты.

Основная изучаемая проблема: что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон

Основные достижения: учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа

Парменид – первым в четкой форме сформулировал проблему бытия. Бытие – все что было, есть и будет и их единстве. Именно на единстве бытия основывался Парменид. У Парменида фактически не было доказательств единства бытия, они были получены только в прошлом веке в трех великих открытиях: клетки – единства всего живого; учение Дарвина (Менделя) – механизм саморазвития всего живого; закон сохранения и превращения энергии, – которые подтвердили наличие всеобщей взаимосвязи. Парменид поставил проблему обсуждением которой явилось все развитие истории философии. Для того чтобы обсудить проблему бытия потребовалось строительство следующих звеньев философского знания – теории диалектики(Зенон), субстанции и т.д. Отсутствие защитного пояса у данной идеи привлекло критиков. Ученик Парменида – Зенон вступился за своего учителя. Суть рассуждений Зенона: Парменид не может объяснить движение, но это не его вина, а беда всего познания того времени, поскольку понятия того времени были настолько не гибкими, что не могли выразить обычного механического движения. И в доказательство этого он привел несколько противоречий: Ахилл и черепаха, летящая стрела, шум кучи песка (падение одной песчинки не слышно, а падение горсти – слышно). Первым в строгой форме противоречия Зенона решил Лейбниц в XVII в.

Зенон фактически заглянул в проблему диалектики понятий, поэтому он считается основателем теории субъективной диалектики. Под диалектикой понимают движение и развитие неживой, живой, социально организованной материи, процесса познания и духовного горизонта людей. Основанием такого движения и развития является всеобщая универсальная связь.

Выделяют диалектику объективную (диалектика материального мира и общества) и субъективную (диалектика процесса познания и духовного горизонта людей). Выделяют теорию объективной и субъективной диалектики. Не следует путать диалектику и теорию диалектики. Теория диалектики совершенствуется с развитием современной науки. Зенон считается основателем теории субъективной диалектики.

Гераклит (философ-одиночка) из Эфеса – считал субстанцией всего – огонь. Основные достижения: вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей изменчивости; вывод о том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира (становления) – это борьба противоположностей. В современной синергетической науке (наука о самоорганизации) есть различные концепции самоорганизации. В России сложилось 2 синергетических центра: школа Андронова (специализируется на исследовании самоорганизации на основе волновых процессов) и школа Самарского-Курдюмова (мат. фак. МГУ). В рамках школы Самарского-Курдюмова получена сложная компьютерная модель конвекции горения на большой территории. В свете работ Самарского-Курдюмова становится понятной теория Гераклита, что субстанцией всего является огонь. Гераклит считал, и первым это заявил, что основа движения – противоречие. Идеи о противоречивости развития движения были и в Даосизме. Одна из основных идей Гераклита – все познается в сравнении.

Пифагор и пифагорейцы. (отличались вегетарианством)

Основная изучаемая проблема: первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?

Представители: мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо важных тайн даже от множества своих. Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор, математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени.

Основные достижения: первое формулирование математики, как способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к познанию мира.

Архэ – это число. Известно, что Пифагор руководил школой, где математические исследования были открытыми, а философские – закрытыми. Математика формирует ситуативное мышление. Эзотерика Пифагора была направлена на духовные горизонты людей. Пифагорейцы на высоком уровне развили математические исследования. Математика дала им возможность развивать ситуативное мышление, а именно это мышление позволяет людям заглянуть в духовный горизонт других людей, глядя на их поступки. Пифагорейцы, таким образом, увидели в духовном горизонте человека, много такого, что нельзя было говорить всем.

Примерно тем же занимались каббалисты в иудаизме и, очевидно, что уровень пифагорейцев был не ниже каббалистического.

Свои знания пифагорейцы обнаруживали в написанных ими законах. Современники отмечали, что правление по этим законам было почти аристократическим, чего не скажешь про законы Платона. После сожжения школы пифагорейцев, последние начали продавать свои исследования, например Архид считал, что земля – шар.

Демокрит и Левкипп – основатели материалистической и атомистической теории строения мира (учения о прерывном строении материи). У Демокрита масса работ. Основная – "Великий мирострой". С их точки зрения мир состоит из атомов. Атомы имеют разное строение, вес, ввели понятие свободы воли атомов. Под волей в неживой природе можно понимать тенденцию развития объекта. Но в этой тенденции есть веер возможных вариантов. По какому именно пути пойдет развитие предугадать заранее невозможно. "Выбор" атомов варианта поведения Демокрит назвал свободой воли. Демокрит - автор понятий “необходимость” и “случайность”. Демокрит сын очень богатого купца, все деньги истратил на поездки и на учение молодежи. А в Афинах был закон против растратчиков. На суде он защитил себя, прочитав трактат об устройстве мира, который произвел впечатление, и был оправдан.

Гуманисты

Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.

Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод. Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин, сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников – Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека – его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы. Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии (метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, что мешает думать обязательно предопределенным образом) или ученого незнания . Также автор рационалистической этики античности . Считал, что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и «непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от материалистической натурфилософии к идеализму . Агностицист, знать можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не теоретического, а практического – искусство жить.

Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор – желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики:

Самая изощренная ложь – полуправда

Вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью

Правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса

Очернить человека проще, чем ему оправдаться

Ответ вопросом на вопрос

Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м: признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:

Объективность

Конкретность

Абсолютность

Относительность

Сейчас выделяют еще субъективность истины.

Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий , Антифон и др. Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщик и: Горгий и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были издевками. 3-е поколение – политики . Они считали, что политика и этика несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.

Академия Платона и Аристотеля.

Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа, пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения. Основная идея : Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина идей – эйдосов Гиперурания . Далее уже другой персонаж – Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна. Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела, поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал, что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его духовный горизонт . Считается, что духовный горизонт человека имеет свою структуру. Ее элементами являются феномены . Феноменология Гуссерля. */

Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа, видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела душа, когда начинает учиться.

В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное . Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом). Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая.

Миф о пещере . Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические проблемы физики:

Проблема физической реальности

Проблема наблюдаемости параметров

Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи. По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в отражении этой связи.

Платон – настоящее имя Аристокл . Богатый землевладелец. Три вида любви:

Как физиологическое влечение “с первого взгляда”

При сохранении первого – влюбленная очарованность душой

При сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос).

Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и Флоренским : Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует, что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.

Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”.

Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым высшим уровнем правления аристократию , самым низшим – демократию . Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона “Государство” как основание тоталитаризма.

Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии Платона. Философия Платона – образная , Аристотеля – понятийная . Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?» .

Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще науки. Система эта держалась до Гегеля . Энгельс назвал по этому поводу Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю:

Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек, можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма.

Философские учения Аристотеля:

Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

- «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2) материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение, например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

Бытие : 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5) …. ?, 6) Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать качество , количество , меру . Мера – единство количества и качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность (софисты).

Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался между материализмом и идеализмом.


Реализм и номинализм в СФ.

Полемика реалистов и номиналистов происходила по вопросу об универсалиях – общие понятия. Понятия – это формы мысли, отражающие предметы в их существенных признаках. Понятия бывают единичные и общие. В единичном – мыслится объект. В общем понятии – мыслится род объектов. По поводу природы общих понятий средневековые философы выдвинули две концепции: 1) Реализм; 2) Номинализм.

Проблема универсалий была очень актуальной для средневековых философов, это было связано с философской проблемой общего и единичного. Для церкви это имело значение, так как соотносилось с проблемой единства Бога, поэтому позиция крайних реалистов, отрицала единичное и крайних номиналистов, отрицания общие церковь не устраивали. Ближе всего ей была позиция умеренного реализма.

Фома Аквинский , кроме того, сумел синтезировать подходы реалистов и номиналистов, по его словам, универсалии в трех смыслах:

1) до вещей – в мысли Бога;

2) в вещах – как их сущность;

3) после вещей – в сознании человека.

Речь идет о двух основных направлениях схоластики. Реалисты считали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии, заключающие в себе сущность вещей. Другими словами, сначала идеи (добра, красоты и т.д.), а потом вещи, чисто по Платону. Номиналисты считали, что сначала существует вещь, а потом идея, т.е. из учения Аристотеля. Общие понятия истолковывались ими как имена вещей (от лат. «nomen» - имя), не обладающие самостоятельным существованием. Они образуются нашим умом путем отражения отдельных вещей, выделения в них общих свойств. Таким образом, номинализм обозначал близкий к материализму подход – явления природы, общества и человека важнее идей.

Современная философия: общие понятия отражаю общие свойства предметов. Конкретные понятия отражают отдельные вещи.

Номиналисты – в мире существуют отдельные вещи. И в человеческом познании существует конкретные слова, которые отображают эти вещи. Общие понятия это пустые имена.

Реалисты – общие понятия наиболее богаты содержанием, они отражают главное в жизни, они глубоки. Конкретные понятия отражают только часть реальности.

Реалисты Альберт Великий , Фома Аквинский (ученик Альберта Великого).

Фома считал, что есть бытие, а в нем есть процессы и события. События происходят сразу и везде. Современная наука очень мало знает о событийном уровне происходящих в мире явлений. Фома выдвинул 5 доказательств существования Бога . Их повторил Лейбниц , а затем опроверг Кант .

Сущность этих доказательств:

1. Все объекты и явления делятся на менее общие и более общие. Значит есть нечто самое общее.

2. -//- менее и более совершенные. Есть само совершенство.

3. Всякому процессу есть свои причины, цепи причин. Есть причина причин.

4. Бог – самое общее, самое совершенное, причина причин.

Фактически Фома выступил как ведущий ученый, который развил науку логику. Он предложил механизм событийного уровня происходящих явлений. “Вглядитесь в окружающий мир и увидите Бога”.

Номиналисты («имя», подрывали догматы церкви) - (Дунс Скотт, Оккам Уильям, Жан Буридан, Никола Аррем) – оппоненты Фомы и других реалистов. Теория Фомы – логическое надувательство. Можно оперировать только конкретными объектами.

Оккам . Английский теолог и философ-схоластик. Преподавал в Оксфорде, был обвинен в ереси, бежал в Баварию. Идеолог феодалов в борьбе против папства. Оккам не отрицал, что в языке есть понятия единичного, особенного и общего. Но он говорил, что Аквинский не состоянии доказать, что есть нечто общее, совершенное и причина причин – это всего лишь логические версии. Оккам выдвинул логический принцип – “бритва Оккама” - “не следует умножать сущностей сверх меры” («принцип достаточного основания» ). Согласно Оккаму, единичное, особенное и общее – это только имена??? в системно-подсистемной зависимости в реальном мире. В основе полемики реализма (Фома Аквинский) и номинализма (Оккам) лежит следующая научная проблема можно или нельзя основываться на практике человека, которая слишком мала по сравнению с масштабами космоса, распространять полученные человеком знания на весь космос – это проблема аппроксимации (переноса одних знаний на другие). Наука корректно обсуждает только те проблемы, которые входят в практику людей (A и B). Другие проблемы (C и D) могут обсуждаться в рамках религии. С развитием общества и науки расширяется сфера практики человека и науки. C и D становятся доступными. Философия, глядя на события, “придумывала” процессы, которые образуют событие. Наука, начав с мелких открытий, которые “попадали”, “совпадали” с событиями, “открывала” процессы. Теперь у неклассической науки есть возможность видеть сразу события. Синергетические исследования позволяют видеть достаточно большое количество событий – это придало науке постнеклассический вид.

В настоящий момент можно сказать, что наука может переносить некоторые полученные на Земле данные на весь космос. Складывается правдоподобная модель всеобщей универсальной связи, наука уже знает серию промежуточных звеньев между своей практикой и исследуемыми в космосе явлениями.

Жан Буридан (ректор Парижского университета, известный поэт, философ, логик): буриданов осел – это его.

Рационализм Декарта

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

Рене Декарт считал, что основной метод познания – дедукция . Т.е. он считал, что познание должно идти от наиболее общих философских положений к наиболее частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.

  • 7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
  • 8.Софисты. Этический рационализм Сократа.
  • 9.Философия Платона.
  • 10.Философия Аристотеля.
  • 11.Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
  • 12.Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья.
  • 13.Философия Августина Блаженного.
  • 14.Философия Фомы Аквинского.
  • 15.Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.
  • 16.Новоевропейская философия: учения ф. Бэкона и р. Декарта.
  • 17.Философская мысль эпохи Просвещения: механистический материализм и атеизм.
  • 18.Философия и. Канта.
  • 19.Философия г.В.Ф. Гегеля.
  • 20.Антропологический материализм и атеизм л. Фейербаха.
  • 21.Основные положения философии марксизма.
  • 22.Становление иррационалистической философии: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
  • 23.Философия позитивизма и ее эволюция.
  • 24.Философия экзистенциализма и ее разновидности (м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр и др.).
  • 25.Философия постмодернизма.
  • 26.Становление российской философии: г.Сковорода, м.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
  • 27.Антропологическая и религиозная направленность философских учений ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
  • 28.Философия в.С. Соловьева.
  • 29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли хх в. (с. Л. Франк, н. А. Бердяев).
  • 30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский).
  • 31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия
  • 32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.
  • 33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.
  • 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.
  • 35.Сознание: происхождение, сущность, структура. Сознание, деятельность, мышление и язык.
  • 36.Гносеология как философская теория познания.
  • 37.Познание как процесс и деятельность. Проблема субъекта и объекта познания.
  • 38.Структура и закономерности процесса познания. Объяснение и понимание.
  • 39.Познание и творчество. Рациональная и нерациональная стороны познания.
  • 40.Теория познания о достижении истины. Современная концепция истины и ее альтернативы.
  • 41.Научное познание, его сущность и специфика. Динамика научного знания.
  • 42.Философия техники.
  • 43.Основные уровни научного исследования.
  • 44.Философский анализ общества как особого типа реальности: история и современность.
  • 45.Философия истории: специфика формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
  • 46.Субъекты и движущие силы социального развития.
  • 47.Культура и цивилизация: проблемы соотношения.
  • 48.Материально-производственная сфера общественной жизни.
  • 49.Социальная сфера общественной жизни.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.
  • Политическая сфера
  • 51.Духовная сфера общественной жизни.
  • 52.Общественное сознание как философская проблема.
  • 53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.
  • 54.Проблема сущности человека в истории философии.
  • 55.Антропо-, социо- и культурогенез о важнейших факторах становления и развития человека.
  • 56.Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • 57.Ценности человеческого существования. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
  • 58.Философские проблемы эстетики.
  • 59.Глобальные проблемы современности, их социально-философский анализ.
  • 60.Философия постиндустриального общества.
  • 1.Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис.

    Философия – учение об основных принципах и законах бытия. Объект – система мир-человек. Предмет – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

    Философия появилась в 7-5 веках до н.э. как особая область духовной деятельности. Сам термин философос ввел впервые Пифагор(6 веке). Разъяснение содержания и смысла философии принадлежит Платону («софия»-мудрость, «филео»-любить). В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

    можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

    Специфика философского знания:

    1. Философия отвечает на вопрос «почему?», а наука на вопрос «как?».

    2. Философия-это знание всеобщего, поскольку каждая наука изучает лишь фрагмент реальности.

    3. Философии присуще «диалоговое» мышление, поскольку не отражается значимость самых разных философских шквал течений и направлений.

    Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

    Философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

    Философия выступает методологией науки;

    Философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

    Философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет

    Генезис философии (развитие):

    1. Философия Др.мира(античная, индийская, китайская)-7 в. до н.э.-3 в. н.э.

    2. Философия Средневековья- 4-14 в.(арабомусульманская, европейская).

    3. Философия Возрождения - 14-16 в.

    4. Философия Нового времени- 17 в.

    5. Философия Просвещения-18 в.

    6. Немецкая классическая философия- кон 19 в,-перв четв 20 в.

    7. Постоклассическая западно-европейская философия - 19-20 в.

    Отдельно : отечественная философия.

    2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро мировоззрения. Функции философии.

    Структура философского знания

    1)онтология - учение о бытии;

    2)гносеология -учение о познании;

    3)логика -учение о законах и формах мышления;

    4)социальная философия- учение об обществе;

    5)натурфилософия- философское естествознание;

    6)философская антропология - учение о человеке;

    7)этика - философское учение о морали и нравственности;

    8)эстетика- философское учение о прекрасном и безобразном;

    9)аксиология - философское учение о ценностях человеческого существования;

    10)история философии - (генезис-развитие)

    Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих.

    Мировоззрение- это исторически развивающийся вместе с человеком и человечеством.

    Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал.

    Мировоззрение включает в себя: знания, убеждения, ценности, идеалы, веру, сомнения, любовь и т.д.

    Известно 2 уровня мировоззрения:

    Обыденный(семья) и

    Теоретический(книги) уровень.

    Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

    В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

    Функции философии:

    Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир.

    Гносеологическая (познавательная) одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Методологическая - разрабатывает методы познания мира.

    Аксиологическая- помогает формировать систему ценностей.

    Прогностическая - выработка путей развития мира.

    Критическая - сомнение во всем.

    Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком).

    Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

    Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

    Просмотров