Предмет философии. Предмет философии и его историческая динамика

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом "староантичной философии, понимаемой как "протознание" (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого "протознания" Аристотель выделял "первую философию", предметом которой считалось сущее или первые начала.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что "метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее". Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь "целостный человек". Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом. Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе "мир - человек" представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. 5 Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй - вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития.

Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.

В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается "многоголосие" различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.

Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских школ и учений.

Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения "мир - человек". Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение.А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.

Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. - отрицание, gnosis - знание).

В каждой философской системе философские проблемы концентрируются вокруг основного вопроса, но не исчерпываются им. В современной философии существуют множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема "мира в целом", проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы "вечны", поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские проблемы частных наук. Последние представляют собой такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.

В ходе решения многих философских проблем науки и техники возникла особая область философского знания - философия глобальных проблем. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д.

В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры, необходимые как для жизни отдельного человека, так и человечества в целом.

  • III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  • Для понимания предмета «философия науки» как учебной дисциплины и раздела философского знания необходимо дать ответ на вопрос, что есть наука. Подробно этот вопрос рассмот­рен в главе 2 первого раздела, поэтому здесь мы ограничимся анализом определений науки, которых много, так как их содер­жание зависит и от эпохи, и от теоретика, сформулировавшего то или иное ее определение. Определение науки у Р. Декарта или Ф. Бэкона будет отличаться от определения науки у Ницше или К: Поппера. Кроме того, встречаются афористические выска­зывания выдающихся деятелей человечества о том, что есть на­ука. В итоге некоторые специалисты фиксируют до двухсот опре­делений науки, в том числе весьма экзотических: «наука - нервная система нашей эпохи» (М. Горький); «наука - это драма идей» (А. Эйнштейн); «наука - это круг кругов» (В.И. Ленин) и др.

    Классическое определение науки генетически связано с возник­новением философского знания. Наука - это особый вид теоре­тического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение зако­нов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и


    носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, челове­ческого рода) характер. Такой ход мысли позволяет сразу отгра­ничить теоретическое научное знание от теоретического, но не­научного знания (богословского, например), от знания опытного, обыденного, от образно-художественного знания.

    Начиная с XVI, а особенно с XVII века, наука приобрела но­вые сущностные, принципиально важные черты. Она отныне не только особый вид, тип знания, но и социально-практическая сила общества, т.е. сила, способная изменить общество в «луч­шую» сторону, позволяющая человеку господствовать над си­лами природы и стихийными процессами в обществе. Наука оп­ределяет технические достижения в обществе и влияет на производство в целом. Зреет мысль, сформулированная позже американским философом, систематизатором прагматизма Дж. Дьюи (1859-1952) о том, что наука не только теория, она -фор­ма практики людей, определяющая производство сила.

    Мыслители XVII-XVIII веков (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) сформулировали идею о науке как ценности общества - высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и исто­рию, и религию. Возникают словосочетания «научная история», «научная политика» и даже «научное питание», «научный подход к образованию», «научная экономика» и т.д. Наука как «венец раз­вития» разума смягчает нравы общества, устраняет жестокость, фанатизм, несправедливость - считали французские просвети­тели XVIII века. В конечном счете, все общество может быть по­строено исключительно на принципах разума и науки.

    В XIX веке французским философом и социологом, основате­лем позитивизма О. Контом (1792-1857), немецкими философа­ми, основателями идеологии «научного коммунизма» К. Марксом (1818-1883), и Ф. Энгельсом (1820-1895) были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не су­ществует вне производства, а производство - вне науки. Маркс формулирует идею о науке как «всеобщей общественной произ-


    водительной силе». И, наконец, наука выступает в виде социаль­ного института (подробно см. раздел I, гл. 8). Статусная роль уче­ного от образованного слуги (которого можно и высечь, и в сол­даты отдать) трансформируется в ценнейшую и важнейшую профессию в обществе. Созданные специальные организации ученых (академии, научные институты) играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, по­литическую, социальную, военную деятельность государств. С середины-конца XIX века наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества.

    Предмет философии науки связан с вышеизложенным пони­манием сущности и особенностей науки. Впервые термин «фи­лософия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Что такое философия науки! У. Селларс (сотрудник католического Нотр-дамского университета, США) считал, что «это - философия, которая берет науку серьезно», так как наука неотъемлемая часть человеческого бытия. По мнению российского естествоиспы­тателя В.И. Вернадского (1863-1945), философия науки пред­ставляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания» в силу того, что «в наше вре­мя наука подошла вплотную к пределам своей общеобязатель­ности и непререкаемости... столкнулась с пределами своей со­временной методики», а потому «вопросы философские и научные слились, как это было в эпоху эллинской науки». Если наука требует себе признания, то она, по словам Г. Гегеля, «обя­зательно должна оправдать себя перед разумением и мыслью». Философия науки - это то, что философы думают о науке, причем эти «думы» диаметрально противоположны: от призна­ния ценности науки до утверждения о губительном влиянии на­уки на европейскую цивилизацию.

    Современный отечественный философ науки В. С. Степин счи­тает, что предметом философии науки являются общие закономер­ности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социалъно-культур-


    ном контексте. Но это понимание предмета философии науки следует расширить: в него входят не только проблемы научного познания, но и место науки в нашей цивилизации, ее отноше­ние к этике, политике, религии и т.д. Так, к области философии науки следует отнести и актуальную для современной науки про­блему «возникновения слоя плебеев от науки», которые, как пи­сал немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистен­циализма К. Ясперс (1883-1969), «создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые уста­новления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической на­укой». Каждый обладающий «рассудком и прилежанием» «счита­ет себя способным» к науке, «каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил», а в результате рож­дается бесконечное множество точек зрения, затрудняющих по­нимание сути дела.

    Философия науки включает следующие основные концепту­альные составляющие: естественнонаучные теории; историко-философское знание; логические, методологические и лингвис­тические концепции; историко-научные исследования.

    Нуждается ли наука в философских «думах» о ней? Прежде все­го, следует понимать, что философия науки «не дело улиц или рынков», она «далека от тех дел людей, в которые они вкладыва­ют свои практические интересы, и от того знания, в котором зак­лючена их суетность» (Гегель). Проблемы философии науки зна­чимы для философов и тех ученых, которые пытаются осознать, что и как они изучают.

    Обосновывая необходимость философского осмысления на­уки, в частности математики и физики, Гегель неоднократно пи­сал, что математические определения (бесконечность, бесконеч­но-малое, множители, степени и т.д.) находят свое истинное понятие только в философии, а потому было бы совершенно «не­правильно заимствовать их» для философии из математики, «в которой они берутся вне понятия и часто даже бессмысленно». Математика, считал он, «избавляется от труда определения по­нятий, прибегая к формулам, не являющимися даже непосред-


    ственным выражением мысли». Установить смысл понятий, с которыми работают математики, может только философия. Философы переводят и «материал физики» «на язык понятия как нечто в самом себе необходимое целое», т.е. «материал, из­готовленный физикой на основании опыта», философия «пре­образовывает дальше». «Делу философии» принадлежит также «разрешение вопроса, каким образом мы, субъекты, приходим к объектам». Трудности относительно природы познания, счи­тал Гегель, состоят в том, что, с одной стороны, осваивая в по­знании предметы с помощью мысли, мы «превращаем их в не­что всеобщее; вещи же в действительности единичны, и льва вообще не существует. Мы превращаем их в нечто субъектив­ное, в нечто, произведенное нами, свойственное нам как лю­дям, ибо предметы природы не являются представлениями или мыслями». С другой стороны, «мы предполагаем, что предметы природы как предметы существуют свободно и самостоятель­но». Эти противоречивые установки сознания предполагают не­обходимость объяснения самой возможности познания предме­тов внешнего мира, которое возможно только в философии. Но философский способ постижения этих проблем, утверждал Ге­гель, «не есть дело произвола, капризное желание пройтись для разнообразия разочек на голове, после того, как долго ходили на ногах, или разочек увидеть свое повседневное лицо разукрашен­ным». Философия «делает дальнейший шаг потому, что способ дей­ствия с понятием, употребляемый в физике, неудовлетворителен». Идею Гегеля о том, что только философия может уяснить смысл употребляемых наукой понятий, «увидеть» в исторической сме­не понятийно-категориального аппарата движение научной мыс­ли, поддерживал В.И. Вернадский: «Поскольку анализ основных на­учных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать». Он счи­тал, что в истории научной мысли никто не учитывает значение понятийно-категориального аппарата науки «и истории его со­здания нет».


    Необходимость философии науки признавал и один из круп­нейших мыслителей современности немецкий философ М. Хай-деггер (1889-1976). Эту необходимость он обосновывал тем, что наука ничего не может сказать сама о себе своими научными сред­ствами, не может, например, обоснованно ответить на главный вопрос: «что значит знать?». Это объясняется тем, что наука «дает первое и последнее слово только и исключительно только само­му предмету, самим вещам», научное исследование направлено вовне, на предмет, и только в этой своей направленности остает­ся научным. Поэтому, например, вопрос «как возможна наука?» не может быть решен в рамках самой науки и ее средствами по­знания.

    Фундаментальное различие между вопросами, которые изуча­ют философы и ученые, немецко-американский философ и ло­гик Р. Карнап (4891-1970) иллюстрирует так: вопросы типа «как образовались лунные кратеры?», «существуют ли галактики, по­строенные из антиматерии?» решают астрономы и физики; воп­росы же о том, как ученые строят понятия, каковы логические и гносеологические свойства этого построения, решают филосо­фы науки. Другими словами, если вопрос «касается не природы мира, а анализа фундаментальных понятий науки», то это воп­рос для философии науки.

    Интерес к философским аспектам науки проявили все выдаю­щиеся физики XX века: Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Так, Эйнштейн признавал, что «в наше время физики вынуждены заниматься философскими проблемами в го­раздо большей степени, чем это приходилось делать физикам пре­дыдущих поколений. К этому их вынуждают трудности их соб­ственной науки;... ученый должен стараться полностью понять, до какого предела используемые им понятия обоснованны и не­обходимы». По мнению французского философа и историка на­уки А. Койре (1882-1964), «вне всякого сомнения, именно фило­софские размышления вдохновляли Эйнштейна в его творчестве, так что о нем, как и о Ньютоне, можно сказать, что он в такой же степени философ, в какой и физик. Совершенно ясно, что в ос-


    нове его решительного и даже страстного отрицания абсолютно­го пространства, абсолютного времени и абсолютного движения... лежит некоторый метафизический принцип». Австрийский фи­зик и философ, представитель неопозитивизма Ф. Франк (1884- 1966) писал, что «всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XX века, должен хорошо освоиться с философ­ской мыслью».

    Начало философии науки условно. Истоки этой дисципли­ны можно искать в натурфилософии Р. Декарта, П. Гассенди, в работах Ф. Бэкона «Новый органон» и «Великое восстановле­ние наук» (первая половина XVII в.), в философии И. Канта (1724-1804), поставившего в своем главном произведении «Кри­тика чистого разума» (1788) вопросы о том, как возможна наука, каковы границы науки, как связаны наука, основанная на разу­ме, и вера с ее внерациональными постулатами, является ли фи­лософия наукой и чем должна заниматься философия в науке? Опуская ход рассуждений И. Канта (учение Канта изложено в учебниках по истории философии), рассмотрим их выводы. Вне сферы науки находятся проблемы религии, существования Бога, жизни после смерти, религиозных догматов, происхождение и сущность души человека, свобода человека. Научное знание имеет пределы, за которыми открывается область веры. Види­мая граница научного знания - положения, которые можно с одинаковой логической убедительностью доказать и опроверг­нуть средствами разума.

    Со второй половины XIX века проблемы строения, основа­ний и функций научного знания становятся главными в фило­софии. Появляется и утверждается в научном тезаурусе поня­тие о специфической единице научного знания - научной теории. Одновременно из проблематики чувственного опыта, которую рассматривали практически все философы XVI-XVIII веков, выделяются специфическая для философии науки проблемати­ка эмпирического знания и соответствующие понятия «нагляд­ность», «аналогия». Формируются и другие специфические проблемы философии науки, такие как «научный закон», «ма­тематика» и т.д.


    Дисциплинарно философия науки оформилась во второй поло­вине XIXвека (Г. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Пирс и др.). Этому спо­собствовал ряд обстоятельств: (1) наука к этому времени офор-мцлась в важную и самостоятельную сферу общественной жизни, подкрепив свое значение развитием прикладных разра­боток и исследований; (2) математиками (французом О. Коши и чехом Б.Больцано) была поставлена проблема логического обоснования и изложения математического анализа. В том же направлении начал размышлять и немецкий философ, осно­ватель феноменологии Э. Гуссерль (1859-1938); (3) кризис ме­ханистического мировоззрения потребовал переосмысления обоснования знания. Э. Мах, Г. Кирхгоф, Е. Дюринг, К. Пир­сон, Г. Герц, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др. вынесли на обсужде­ние вопросы: что такое научная теория, какое место занимают в ней механические модели и математические уравнения, как соотносится она с экспериментом и т.д.; (4) стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщеп­ления культуры на научную и художественно-гуманитарную. Эта трагичность состояла в разведении знания и нравственно­сти. Если античный философ Парменид был уверен, что зна­ющий не может не быть по необходимости добрым и справед­ливым, так как Истина, Добро и Красота тождественны, то уже в философии Канта наука и мораль рассматривались в разных «Критиках»: разум отделился от морали, знание стало выше морали. Такая ситуация породила серьезные этические пробле­мы науки, особенно в конце XX века.

    Институционализация и социализация (эти понятия рассмот­рены в разделе I, гл. 8) философии науки как научной дисципли­ны начались в США, где еще до второй мировой войны начинает выходить журнал «Философия науки». В бывшем СССР сразу после войны в структуре Института философии Академии наук создается сектор философии естествознания, впоследствии пе­реименованный в сектор философских вопросов естествознания. Одновременно возникают соответствующие подразделения в ака­демических институтах философии Киева, Минска, Алма-Аты.


    1-й этап (вторая половина XIX века): исследуются психоло­гические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания.

    2-й этап (первые два десятилетия XX века): работы физиков А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической фи­зики: появилась потребность в переосмыслении самых фунда­ментальных понятий этой науки - «материальное тело», «час­тица», «масса», «физический закон» и др. Актуализировались проблемы связи физики с математикой: является ли математи­ка структурирующей и смыслообразующей основой физики, или она всего лишь инструмент физического исследования. В осо­бую область философии науки выделились дискуссии по интер­претации квантовой механики.

    3-й этап (20-40-е гг. XX века): под влиянием идей австрийс­кого философа Л.Витгенштейна (1889-1951) классический нео­позитивизм создает программы анализа языка науки, форм суж­дений и типов логики, которые применяются в ней.

    Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

    Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

    Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

    Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

    Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".

    Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) .

    Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

    Философия-наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

    Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

    Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

    Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

    Онтология- учение о бытии, как таковом.

    Гносеология- теория познания

    Аксиология- наука о ценностях

    Основной вопрос философии.

    1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

    Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

    2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

    Материализм;

    Идеализм;

    Дуализм.

    Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

    Следовательно:

    Материя реально существует;

    Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

    Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

    Материя существует и развивается по своим внутренним законам;

    Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

    Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

    Сознание определяется материей (бытием).

    К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

    Достоинство материализма - опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

    Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

    В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

    Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

    Идеализм ("линия Платона") - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

    Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

    Субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    Реально существует только идея;

    Идея первична;

    Вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

    "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

    "мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

    Каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

    Большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

    Отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

    В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

    Идеи существуют в разуме человека;

    Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

    Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

    Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

    Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

    Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

    Существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

    Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

    В человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;

    Материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

    Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм - направление в философии, сторонники которого

    (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

    3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

    Эмпиризмом (сенсуализмом);

    Рационализмом.

    Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

    Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

    Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт.

    Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

    В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

    С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

    Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

    Мир познаваем;

    Возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

    (как правило, идеалисты):

    Мир непознаваем;

    Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

    К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

    Бог существует Бога не существует

    Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").

    Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - "вещи в себе".

    4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

    В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

    Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

    Философское учение Платона.

    1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

    Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

    2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

    Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    Окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

    Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

    Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

    Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

    3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

    "единого";

    "Единое ":

    Является основой всякого бытия;

    Не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

    Есть ничто;

    Выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

    Первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

    Происходит от "единого";

    Разделен с "единым";

    Противоположен "единому";

    Является сущностью всех вещей;

    Есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":

    Подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

    Также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

    Душа человека (вещи) есть часть мировой души;

    Душа бессмертна;

    При смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

    Постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

    4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

    Поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

    "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса");

    "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

    Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

    5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

    Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

    Среди шести существующих типов Платоном указываются:

    Монархия - справедливая власть одного человека;

    Тирания - несправедливая власть одного человека;

    Аристократия - справедливая власть меньшинства;

    Олигархия - несправедливая власть меньшинства;

    Демократия - справедливая власть большинства;

    Тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

    Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

    8. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

    Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

    Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

    Философия Аристотеля.

    1. Аристотель (384 - 322, гг. до н. э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

    В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

    367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

    347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

    335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

    "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

    2. Философию Аристотель делил на три вида:

    Теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");

    Практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

    Поэтическую.

    Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

    3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

    Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

    Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

    Не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

    Существуют только единичные и конкретно определенные веши;

    Данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;

    Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

    4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

    Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).

    Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

    Сущность (субстанция);

    Количество;

    Качество;

    Отношение;

    Положение;

    Состояние;

    Действие;

    Страдание.

    Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

    Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

    5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

    Что есть материя?

    По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

    Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

    Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

    Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    Потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

    Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

    Философ выделяет три уровня души:

    Растительная душа;

    Животная душа;

    Разумная душа.

    Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

    Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

    По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

    Отличается от животных наличием мышления и разума;

    Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

    Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

    Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

    7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

    Монархия;

    Тирания;

    Аристократия;

    Крайняя олигархия;

    Охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

    Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

    Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

    Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

    8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

    Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

    Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    Выделил 10 философских категорий;

    Дал определение бытия через категории;

    Определил сущность материи;

    Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения).

    Система и метод Гегеля.

    Философская система делится Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия природы; 3)философия духа.
    Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.
    Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.
    Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания.

    Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования.
    Третья ступень гегелевской системы - философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.

    3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

    Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

    Все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

    Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

    Единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

    Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

    Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

    Данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;

    В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

    Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

    Например:

    В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис - "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.

    По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

    Философию природы;

    Философию духа;

    Философию истории;

    А значит, и их сущность.

    Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

    Субъективный дух;

    Объективный дух;

    Абсолютный дух.

    Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

    Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

    Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

    Искусство;

    Религия;

    Философия.

    Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

    Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

    Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

    Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

    Философию природы;

    Антропологию;

    Психологию;

    Философию государства;

    Философию гражданского общества;

    Философию права;

    Философию истории;

    Диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

    Восточную;

    Антично-средневековую;

    Германскую.

    Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

    Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

    Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

    5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

    Государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

    Право - наличное бытие (воплощение) свободы;

    Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

    Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

    Противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;

    Противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

    "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

    Эволюция форм отражения.

    1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

    Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

    Ключевыми понятиями теории отражения являются:

    Отражение;

    Раздражимость;

    Чувствительность;

    Психическое отражение;

    Сознательная форма отражения.

    Материи вообще присуще свойство отражения.

    Отражение по своей природе - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

    Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме...

    Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").

    Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

    Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

    Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

    Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

    Философия выступает в двух ипостасях:

    1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

    2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

      мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

      методологические. Философия выступает методом познания.

      Смысложизненные.

    Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

    1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

    2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

    Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

    Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.

    2. Специфика философского знания. Основные функции философии.

    Результатом философской рефлексии являются философские знания.

    Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

    1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

    2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

    3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

    4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

    Следует разделение функций философии на:

    1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

    2. методологические. Философия выступает методом познания.

    А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

    Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

    3.Смысложизненные.

    1. Становление философии. Миф, религия, ф-фия как исторические типы мировоззрения. Особенности фил-кого знания.

    Ф-я зародившись в 7-6 в. до н. э. в др. Китае, Индии, Греции и стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Для возникновения ф-и было необходимо время и абстрактное мышление. Восточная ф-я носила рац.- религиозный хар-р, т. е. не являлась теор. знанием. А Греческая ф-я носила рац. хар-р с вкраплениями религиозных и мифологических воззрений. Как наука ф-я зародилась в Европе. С этого момента чел-во начинает искать пути сближения; все ф-е системы направлены на понимание чел-ом самого себя, а следовательно и улучшение своего «Я». До возникновения ф-и были мифы; Мифология – самое первое мировоззрение человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и являются ориентирами в его повседневной жизни. Мифология возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве. Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе олицетвор-ся природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают целостными. Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать отношения. С мифологией тесно связана религия. Религия возникла позже, а некоторые мифы перешли в религии (миф о Христе). Религия охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический хар-р. Ф-я является особой ф-мой общественного сознания и хар-ся следующими наиболее важными особенностями: 1) исходным пунктом и целью ф-и является чел-к, его место в мире и отношение к этому миру. 2) ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого. 3) основным средством познания является чел-кий разум. 4) эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика. 5) ф-я сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова его ценность и значимость).

    Ф-я – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чел-ка в этом мире, отношения чел-ка к миру и смысла жизни.

    2. Предмет философии, его историческое изменение. Структура философского знания.

    В разные эпохи различными направлениями, школами и мыс­лителями предмет ф-и формировался по-разному. Ф-я раз­рабатывалась преимущественно то, как учение о бытии, о природе и о человеке, то, как учение о познании, постижении истины, то, как учение о должном, идеалах или ценностях. В эпоху античности основной интерес – идеи, формы, этика добродетелей. Средние века - Бог как наисовершеннейшая личность. Возрождение – эстетическое отношение к действительности. Новое время – человек разумный. Новейшее время – тотальность идей (Гегель), материальное производство (Маркс), воля к власти (Ницше). ХХ-ХХI – язык и практика людей. При этом формировались различные об­ласти ф-го знания. Многие из них, обогащаясь результатами но­вых исследований, входят в структуру современного ф-го знания. Существуют следующие области ф-го знания. Онтология - учение о бытии, существовании предметов, мира в целом, их «началах» и основаниях (что есть бытие?). Г носеология - учение о познании вещей и явлений, их связей и отношений, о постижении истины (как человек познает мир?). Методология - учение о методах (приемах, способах) познания, соотношении раз­ных методов, об общих, ф-их ориентирах познавательной и прак­тической деятельности (каковы методы познания?). Ф-фы уже с древности стали уделять внима­ние человеку. Значительно позже оформилась в качестве самостоятельной области философская антропология - учение о человеке, его сущности, месте в мире, предназначении (что есть человек и какова его природа?). Внимание к проблемам общественной жиз­ни привело к формированию социальной ф-и (что есть общество?). Интерес к проблеме общих закономерностей общественного развития вызвал появление ф-и истории . Динамику своих собственных представлений, идей и уче­ния мыслители рассматривают в истории ф-и . Существует аксиология - учение о ценностных ориентирах человека, о предпочтениях и идеалах, ради кото­рых можно многим поступиться, и даже отдать жизнь (что есть ценность?). Эта область тесно связана с этикой - учением о нормах и принципах нравственного поведе­ния, о добре и зле, достижении счастья и благодати. Эстетика - область суждений о прекрасном, формах и возможности его существования. Логи­ка рассматривает вопросы о правильном выражении представлений и мыс­лей в определенных формах связи понятий или знаков. В последнее время стали уделять внимание праксиологии как сфе­ре, концентрирующей представления о практической ориентации и значе­нии философских знаний. Предмет ф-и – человек в его отношениях к миру, рассматриваемых через призму связи субъекта и объекта, бытия и познания, ценностных ориентаций поиска смысла жизни.

    3. Место и роль философии в культуре: основные функции и значение философских знаний.

    Соотношение ф-и и культуры весьма своеобразно. Культура – все, что создано человеком, что возвышает его над природой. Цицерон считал, что культура не исчерпывается ф-ей. Однако, ф-я – важнейшая составляющая чел-кой культуры. Именно в ф-и культура дана в ее max полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы чел-ва получают в ф-и завершающую интерпретацию. Актуальная ф-я – пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления чел-ва, достигнутый к настоящему времени. Важнейшие функции ф-и, во многом определяют ее роль в духовной культуре общества. Мировоззренческая – выстраивает наши знания о мире. Методологическая – заключается в общей ориентации познавательной и практической деятельности людей., рассматривает вопросы о приемах и способах познавательной и практической деятельности. Гносеологическая – интегративная – вырабатывает некую, ф-ю картину мира. Аксиологическая – разрабатывает систему ценностей опред. типа общества. Идеологическая – разрабатывает единое воззрение на мир, а также обосновывает и защищает интересы опр. соц. групп. Не все ф-ие учения превращаются в идеологию, но идеология лежит в основе почти всех учений. Систематизации – систематизирует знания, позволяет выявить общее в частном. Критическая – подвергает критической оценке как действительные достижения, так и неправомерные притязания на лидерство и всеобщую значимость. Экспликации – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта в основаниях соц. и дух. жизнед. людей. Этическая, эстетическая, воспитательная и др. Значение философии понимали уже в Древнем мире. Эпикур считал занятия философией необходимыми «для здоровья души», для «отсутствия страха перед будущим». Философия сообщает человече­скую сторону другим деятельностям человеческого духа, осмысливает их для человека и что философствовать–это развивать в себе чел-ка как единое стройное сущ-во

    4. Проблема основного вопроса философии. Противоположность материализма и идеализма, их формы и разновидности.

    В конце 19 в. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос ф-и, имеющий два подвопроса: что первично – материя или сознание? Способны ли мы познать мир? Отвечая на этот вопрос философы разделились на 2 лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты считают, что первична материя, она существует вне и независимо от сознания. Сознание – вторично, является производным от материи. Идеалисты считают, что первично что-то высшее, первичное сознание, некий разум, духовное начало. Тех, кто признает первичным надличностное, мировое ду­ховное начало, относят к представителям объективного идеализма (можно сравнить с религией). Тех же мыслителей, которые началом всего считают личное «Я» или же какие-то личностные свойства (ощущения, восприятия и т.д.), называют субъектив­ными идеалистами. Крайней формой С.И. является солипсизм – точка зрения, согласно которой «существую только Я», все остальное комплекс ощущений. Материализм: стихийный (античность), атомистический, механический (новое время), антропологический (Фейербах), диалектический, научный. В истории познания известны попытки признать одновременное существование материального (природного) и духовного (нематериального) «начал». Такая позиция носит название дуализм. Неоднозначно решается вопрос о познаваемости мира. Материали­сты, как правило, положительно решают вопрос о познаваемости мира, выражая линию оптимизма. Идеалисты объективные могут признавать мир познаваемым, могут и отрицать познаваемость мира. Логика субъективно­го идеализма приводит к отрицательному решению вопроса о познаваемо­сти мира.

    Просмотров