Игры на тему окружающий мир. Дидактические игры по окружающему миру
Познавательная игра по окружающему миру для начальной школы "Земля на карте и глобусе"
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара.Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов и учителям географии среднего звена для проведения внеурочной деятельности или итоговых занятий по данной теме.
Цель: Закрепление знаний учащихся по теме "Земля на карте и глобусе"
Задачи:
-Закрепить знания детей отличительных особенностей глобуса и карты, путем систематизации имеющихся знаний;
-Расширять кругозор учащихся;
-Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
-Воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Учитель
-Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем игру, в ходе которой проверим ваши знания и умения по пройденному материалу по теме "Земля на карте и глобусе".Вы разделились на две команды. Каждая покажет свои знания. Желаю вам удачи!
Вращайте глобус
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.
(И. Агеева)
1 Тур. Кроссворд
Вам необходимо решить кроссворд, ответив на 10 вопросов.
1. .С помощью чего можно увеличить или уменьшить мелкие объекты на карте.
2.
Когда с тобою этот друг
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
3.
Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,
По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на...
4.
Ученый, составляющий карты.
5.
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь
6.
Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
7.
В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый...
8.
Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся...
9.
Определение своего положения на местности относительно сторон горизонта (стран света) с помощью компаса или карты.
10.
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Проверка. Подведение итогов. За каждое слово команда получает 1 балл
2 Тур Ребусы
Правильные ответы
1. Горизонт
2.Север
3.Океан
4.Масштаб
5.План
6.Карта
Подведение итогов. За каждое слово- 1балл
3 Тур Природная зона
Подведение итогов. За каждый правильный ответ -2 балла
4 Тур Капитанский
А теперь ответы должны деть капитаны команд. За каждый правильный ответ- 3 балла
1. Есть на Земле замечательный материк. Следуя вдоль его берегов с запада на восток перескают три океана. Север и юг там могут поменяться местами.
(Ответ: Антарктида.)
2.К этому месту можно подойти только с юга. Как называется это место?
(Ответ:Северный полюс)
3.Когда Землю можно подержать в руках?
(Ответ: Когда она глобус)
Подведение итогов игры. Награждение команд
Презентация на тему: Познавательная игра по окружающему миру для начальной школы "Земля на карте и глобусе"
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.
БАНК ИГР
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.
КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.
Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.
КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В ГОСТИ?
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д . Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.
КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.
КТО НА КОГО ПОХОЖ?
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки : ласточка, стрекоза, акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.
КТО ЭТО?
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.
1-й вариант : Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:
Ровным шагом и подскоком
Мы идем в руке рука.
Вы скажите – мы покажем.
Сделайте…вот так!
После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.
В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.
КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?
Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».
В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : знать признаки деления животных на домашних и
диких, знать отдельных представителей обеих групп.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.
НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.
РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.
В игре участвуют две команды.
Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн
ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.
ВРЕМЕНА ГОДА.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды. Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:
Кто поляны белит белым Шагает красавица,
И на стенках пишет мелом, Легко земли касается,
Шьёт пуховые перины, Идёт на поле, на реку
Разукрасил все витрины? И по снежку и по цветку.
Наступили холода, Липа цветёт,
Обернулась в лёд вода, Рожь колосится,
Перестал медведь реветь: Золотится пшеница.
В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает,
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Когда это бывает?
Я раскрываю почки, Я соткано из зноя
В зелёные листочки, Несу тепло с собою
Деревья одеваю, Я реки согреваю,
Посевы поливаю. «Купайтесь!» - приглашаю.
Утром мы во двор идём, Несу я урожаи,
Листья сыплются дождём. Поля вновь засеваю,
Кто скажет, кто знает, Птиц к югу отправляю,
Когда это бывает? Деревья раздеваю.
Выигрывает команда, у которой больше всего очков.
БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит: «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».
Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.
Дети. Так не бывает.
Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.
Падают жёлтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.
ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: « Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»
В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.
Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года .
МИР РАСТЕНИЙ.
НАЙДИ ДЕРЕВО.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.
НАЙДИ ПАРУ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепление знаний о лиственных деревьях.
ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.
Правильно составленная пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).
НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения(причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек, которые правильно выполнили задание.
ФРУКТЫ – ОВОЩИ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты. ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
ПОСАДИМ ОГОРОД.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.
ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: З акрепление знаний об овощах.
ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.
1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.
КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.
ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).
УРОЖАЙ.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.
Выигрывает тот,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.
ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?
По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.
Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.
По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?
ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепить знания садовых и лесных растений.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.
По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.
ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы.о которых говорилось.
СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Игра «Поменяйтесь местами»
Учитель говорит: «Поменяйтесь местами те,...». Учени-ки, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто это-го не делал, остается на местах. Данная игра позволяет педагогу определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реаль-ной жизни, сформированности навыков личной гигиены.
Темы «Режим дня школьника», «Личная и общественная гигиена»
I класс
Поменяйтесь местами те, ...:
- у кого сейчас хорошее настроение;
- кто в школу добирался на транспорте;
- кто сегодня утром делал зарядку;
- кто ежедневно выполняет по утрам физические упражнения;
- кто иногда забывает почистить вечером зубы;
- кто самостоятельно следит за своей школьной одеждой;
- кто ложится спать в 9 часов;
- кто смотрит телевизор более одного часа в день;
- кто составил свой режим дня;
- кто гуляет на свежем воздухе 2-3 часа в день;
- кто любит читать лежа на диване;
- кому интересно было на уроке;
- для кого урок был полезным;
- кто любит ходить в школу.
Игра «Пантомима»
Тема «Режим дня школьника» I класс
Учитель просит с помощью мимики, жестов, движе-ний показать режим дня, которого будут придерживать-ся ученики после сегодняшнего урока.
Игра в слова
Тема «Изменения в жизни домашних животных
осенью. Труд людей осенью»
I класс
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:
- барсук;
- кролик;
- живут в лесу;
- о них заботится человек;
- петух;
- лось;
- питаются мелкими животными;
- приносят пользу человеку;
- живут в поле;
- живут в построенных домиках;
- не выгоняют осенью на пастбище.
III класс
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:
рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, ма-ленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, ко-роткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, непо-воротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, оби-татель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мыш-кует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторож-ный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каж-дого слова:
санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые ро-дители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «док-тор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темно-те, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.
Игра «Лото»
Тема «Лес — дом для животных» III класс
Учитель (ученик) выбирает карточку из 8 разложен-ных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фиш-кой с номером, соответствующим описанию, закрыва-ют правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро отгадает птиц.
Если педагог желает проверить работу каждого уче-ника, то дети могут в таблице рядом с названием соот-ветствующей птицы поставить номер описания.
- Какая птица охотится ночью? (Сова.)
- У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест.)
- Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе, его сложно заметить.)
- Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
- Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек.)
- Какая птичка может передвигаться по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
- Какая птица ночует в снегу? (Тетерев.)
- Какую птицу называют и «кошкой», и «флейтис-том»? (Иволга.)
Варианты ответов:
Игра «Четыре угла»
В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в со-ответствии с цветами). Дети выбирают ответ на воп-рос (соглашаются или не соглашаются с предложен-ным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяс-нить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные ва-рианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.
Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.
Игра «Снежный ком»
Тема «Растения и животные болот» III класс
Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных бо-лот: первый ребенок говорит одно слово, второй — на-зывает первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.
Например:
«камыш — росянка»;
«камыш — росянка — клюква»;
«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;
«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;
«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.
Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред-ложение, второй — повторяет предыдущее предложе-ние и озвучивает свое и т.д.
Например:
«Серый журавль — украшение белорусских болот»;
«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;
«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» и т.д.
Игра «Домино»
Наше домино отличается от обычного тем, что на костях помечены не очки, а слова, предложения. В ходе игры проверяются и корректируются знания учащихся по определенной теме. Проверка производится в паре или группе. Все слова и толкования размещены на 28 карточках. Каждое слово встречается 8 раз, в раз-ных сочетаниях с другими словами, толкованиями или повторяясь дважды на одной карточке. Чтобы легче было составить карточки, учитель может первоначаль-но одно и то же понятие писать одним цветом. Детям для игры предлагают карточки одного цвета.
Начинает игру тот, у кого есть красная карточка. Он кладет ее на стол. Следующий игрок должен приложить к выложенной карточке свою, уточняющую это понятие, или карточку с этим понятием.
Так, например, если первый положил:
Исток
Исток
то следующий может положить карточку, на которой есть слово «исток» либо дается толкование: «Начало реки», «Место рождения реки»:
рождения |
Выход подземных вод на поверхность |
|
Следующий может положить карточку справа, на которой есть слово «родник», «источ-ник», «ключ», а слева — со словом «исток», толкованием «начало реки». Класть карточки можно слева, справа, вверху и внизу. У кого нет нужного слова либо тол-кования, пропускает очередь. Выигрывает тот, кто пер-вый выложит все карточки. Может случиться, что ни у кого нет нужного слова, тогда выигравшим считается тот, у кого на руках осталось меньшее количество карточек.
Игра «Четвёртый лишний»
В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.
- лиса, медведь, заяц, дятел;
- сорока, белка, клест, синица;
- волк, еж, конь, лиса;
- заяц, кот, кролик, собака;
- бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
- лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);
- медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).
ЗАГАДКИ
Тема «Воздух и его охрана. Значение воздуха для здоровья человека»
II класс
Отгадайте явления природы.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
(Вихрь.)
Что за чудо-красота:
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.
(Радуга.
Тема «Водные богатства нашей страны»
III класс
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
К маме-речке бегу
И молчать не могу
Я ее сын родной,
Я родился весной.
(Ручей.)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода.)
Кругом вода,
Ас питьем беда.
Кто знает,
Где это бывает?
(В море.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода.)
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог,
Он нас летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется.
Потому что невкусна —
И горька, и солона.
(Море.)
Глядятся в небо молодые рябинки,
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — в нем все отражаются.
Как это зеркало называется?
(Пруд.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.
(Река.)
Вечером родится,
Ночь живет,
Утром умирает.
(Роса.)
Игра «Группировка предметов»
Предметы могут группироваться по разным призна-кам: животные — по строению, по образу жизни, по спо-собу питания; растения — по строению, по цели ис-пользования человеком и др. Нельзя группировать од-новременно по двум признакам. Хочется предостеречь педагогов от часто встреча-ющейся неправильной группировки предметов. Можно встретить такое неправильное деление: деревья, кус-тарники и цветы; плоды и овощи; ягоды и плоды; цветы весенние и полевые; животные и птицы; птицы насеко-моядные, перелетные и певчие и др.
Наборы карточек, которые предлагаются учащим-ся, перемешиваются. Задание дети выполняют в груп-пах или парах.
Животные
Задание — распределить на группы: млекопитаю-щие, птицы, насекомые, рыбы.
Набор 1: корова, собака, лошадь, овца, коза, ба-ран, олень, осел, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, мед-ведь, кот.
Набор 2: орел, воробей, соловей, сова, чайка, воро-на, сорока, снегирь, голубь, петух, чиж, стриж, попугай, грач, жаворонок, ястреб, скворец, журавль.
Наб ор 3: комар, стрекоза, бабочка, пчела, шмель, муравей, кузнечик, капустница, крапивница, лимонница, репейница, муха, божья коровка, жуки, мотылек, мошка.
Набо р 4: окунь, щука, сом, судак, карась, плотва, лещ, акула, ерш, килька, пескарь, треска.
Растения
Задание — распределить на группы: деревья, кус-тарники, травы.
Набор 1 : береза, дуб, сосна, ель, ясень, осина, пих-та, тополь, клен, яблоня, липа, каштан.
Набор 2: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, крыжовник, сирень, калина.
Набор 3: щавель, клевер, василек, фиалка, неза-будка, одуванчик, подснежник, ландыш, подорожник, ромашка, колокольчик, гвоздика, папоротник.