Игры на тему окружающий мир. Дидактические игры по окружающему миру

Познавательная игра по окружающему миру для начальной школы "Земля на карте и глобусе"

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара.
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов и учителям географии среднего звена для проведения внеурочной деятельности или итоговых занятий по данной теме.
Цель: Закрепление знаний учащихся по теме "Земля на карте и глобусе"
Задачи:
-Закрепить знания детей отличительных особенностей глобуса и карты, путем систематизации имеющихся знаний;
-Расширять кругозор учащихся;
-Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
-Воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Учитель
-Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем игру, в ходе которой проверим ваши знания и умения по пройденному материалу по теме "Земля на карте и глобусе".Вы разделились на две команды. Каждая покажет свои знания. Желаю вам удачи!
Вращайте глобус
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.
(И. Агеева)
1 Тур. Кроссворд
Вам необходимо решить кроссворд, ответив на 10 вопросов.



1. .С помощью чего можно увеличить или уменьшить мелкие объекты на карте.
2.
Когда с тобою этот друг
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
3.
Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,

По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на...
4.
Ученый, составляющий карты.
5.
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь
6.
Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
7.
В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый...
8.
Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся...
9.
Определение своего положения на местности относительно сторон горизонта (стран света) с помощью компаса или карты.
10.
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Проверка. Подведение итогов. За каждое слово команда получает 1 балл


2 Тур Ребусы








Правильные ответы
1. Горизонт
2.Север
3.Океан
4.Масштаб
5.План
6.Карта
Подведение итогов. За каждое слово- 1балл
3 Тур Природная зона






Подведение итогов. За каждый правильный ответ -2 балла
4 Тур Капитанский
А теперь ответы должны деть капитаны команд. За каждый правильный ответ- 3 балла
1. Есть на Земле замечательный материк. Следуя вдоль его берегов с запада на восток перескают три океана. Север и юг там могут поменяться местами.
(Ответ: Антарктида.)
2.К этому месту можно подойти только с юга. Как называется это место?
(Ответ:Северный полюс)
3.Когда Землю можно подержать в руках?
(Ответ: Когда она глобус)
Подведение итогов игры. Награждение команд

Презентация на тему: Познавательная игра по окружающему миру для начальной школы "Земля на карте и глобусе"

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

БАНК ИГР

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В ГОСТИ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д . Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

КТО НА КОГО ПОХОЖ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки : ласточка, стрекоза, акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

КТО ЭТО?

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

1-й вариант : Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:

Ровным шагом и подскоком

Мы идем в руке рука.

Вы скажите – мы покажем.

Сделайте…вот так!

После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : знать признаки деления животных на домашних и

диких, знать отдельных представителей обеих групп.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.

НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн

ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

ВРЕМЕНА ГОДА.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды. Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

Кто поляны белит белым Шагает красавица,

И на стенках пишет мелом, Легко земли касается,

Шьёт пуховые перины, Идёт на поле, на реку

Разукрасил все витрины? И по снежку и по цветку.

Наступили холода, Липа цветёт,

Обернулась в лёд вода, Рожь колосится,

Перестал медведь реветь: Золотится пшеница.

В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает,

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Когда это бывает?

Я раскрываю почки, Я соткано из зноя

В зелёные листочки, Несу тепло с собою

Деревья одеваю, Я реки согреваю,

Посевы поливаю. «Купайтесь!» - приглашаю.

Утром мы во двор идём, Несу я урожаи,

Листья сыплются дождём. Поля вновь засеваю,

Кто скажет, кто знает, Птиц к югу отправляю,

Когда это бывает? Деревья раздеваю.

Выигрывает команда, у которой больше всего очков.

БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит: «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: « Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года .

МИР РАСТЕНИЙ.

НАЙДИ ДЕРЕВО.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

НАЙДИ ПАРУ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепление знаний о лиственных деревьях.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения(причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек, которые правильно выполнили задание.

ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты. ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ПОСАДИМ ОГОРОД.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: З акрепление знаний об овощах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.

КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).

УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепить знания садовых и лесных растений.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы.о которых говорилось.

СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.


Игра «Поменяйтесь местами»

Учитель говорит: «Поменяйтесь местами те,...». Учени-ки, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто это-го не делал, остается на местах. Данная игра позволяет педагогу определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реаль-ной жизни, сформированности навыков личной гигиены.

Темы «Режим дня школьника», «Личная и общественная гигиена»

I класс

Поменяйтесь местами те, ...:

  • у кого сейчас хорошее настроение;
  • кто в школу добирался на транспорте;
  • кто сегодня утром делал зарядку;
  • кто ежедневно выполняет по утрам физические упражнения;
  • кто иногда забывает почистить вечером зубы;
  • кто самостоятельно следит за своей школьной одеждой;
  • кто ложится спать в 9 часов;
  • кто смотрит телевизор более одного часа в день;
  • кто составил свой режим дня;
  • кто гуляет на свежем воздухе 2-3 часа в день;
  • кто любит читать лежа на диване;
  • кому интересно было на уроке;
  • для кого урок был полезным;
  • кто любит ходить в школу.

Игра «Пантомима»

Тема «Режим дня школьника» I класс

Учитель просит с помощью мимики, жестов, движе-ний показать режим дня, которого будут придерживать-ся ученики после сегодняшнего урока.

Игра в слова

Тема «Изменения в жизни домашних животных

осенью. Труд людей осенью»

I класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:

  • барсук;
  • кролик;
  • живут в лесу;
  • о них заботится человек;
  • петух;
  • лось;
  • питаются мелкими животными;
  • приносят пользу человеку;
  • живут в поле;
  • живут в построенных домиках;
  • не выгоняют осенью на пастбище.

III класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:

рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, ма-ленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, ко-роткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, непо-воротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, оби-татель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мыш-кует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторож-ный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каж-дого слова:

санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые ро-дители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «док-тор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темно-те, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.

Игра «Лото»

Тема «Лес — дом для животных» III класс

Учитель (ученик) выбирает карточку из 8 разложен-ных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фиш-кой с номером, соответствующим описанию, закрыва-ют правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро отгадает птиц.

Если педагог желает проверить работу каждого уче-ника, то дети могут в таблице рядом с названием соот-ветствующей птицы поставить номер описания.

  1. Какая птица охотится ночью? (Сова.)
  2. У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест.)
  3. Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе, его сложно заметить.)
  4. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
  5. Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек.)
  6. Какая птичка может передвигаться по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
  7. Какая птица ночует в снегу? (Тетерев.)
  8. Какую птицу называют и «кошкой», и «флейтис-том»? (Иволга.)

Варианты ответов:

Игра «Четыре угла»

В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в со-ответствии с цветами). Дети выбирают ответ на воп-рос (соглашаются или не соглашаются с предложен-ным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяс-нить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные ва-рианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.

Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.

Игра «Снежный ком»

Тема «Растения и животные болот» III класс

Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных бо-лот: первый ребенок говорит одно слово, второй — на-зывает первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.

Например:

«камыш — росянка»;

«камыш — росянка — клюква»;

«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;

«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;

«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.

Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред-ложение, второй — повторяет предыдущее предложе-ние и озвучивает свое и т.д.

Например:

«Серый журавль — украшение белорусских болот»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» и т.д.

Игра «Домино»

Наше домино отличается от обычного тем, что на костях помечены не очки, а слова, предложения. В ходе игры проверяются и корректируются знания учащихся по определенной теме. Проверка производится в паре или группе. Все слова и толкования размещены на 28 карточках. Каждое слово встречается 8 раз, в раз-ных сочетаниях с другими словами, толкованиями или повторяясь дважды на одной карточке. Чтобы легче было составить карточки, учитель может первоначаль-но одно и то же понятие писать одним цветом. Детям для игры предлагают карточки одного цвета.

Начинает игру тот, у кого есть красная карточка. Он кладет ее на стол. Следующий игрок должен приложить к выложенной карточке свою, уточняющую это понятие, или карточку с этим понятием.

Так, например, если первый положил:

Исток

Исток

то следующий может положить карточку, на которой есть слово «исток» либо дается толкование: «Начало реки», «Место рождения реки»:

рождения

Выход подземных вод на поверхность

Следующий может положить карточку справа, на которой есть слово «родник», «источ-ник», «ключ», а слева — со словом «исток», толкованием «начало реки». Класть карточки можно слева, справа, вверху и внизу. У кого нет нужного слова либо тол-кования, пропускает очередь. Выигрывает тот, кто пер-вый выложит все карточки. Может случиться, что ни у кого нет нужного слова, тогда выигравшим считается тот, у кого на руках осталось меньшее количество карточек.

Игра «Четвёртый лишний»

В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.

  • лиса, медведь, заяц, дятел;
  • сорока, белка, клест, синица;
  • волк, еж, конь, лиса;
  • заяц, кот, кролик, собака;
  • бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
  • лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);
  • медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).

ЗАГАДКИ

Тема «Воздух и его охрана. Значение воздуха для здоровья человека»

II класс

Отгадайте явления природы.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(Ветер.)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

(Вихрь.)

Что за чудо-красота:

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

(Радуга.

Тема «Водные богатства нашей страны»

III класс

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу

Я ее сын родной,

Я родился весной.

(Ручей.)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Кругом вода,

Ас питьем беда.

Кто знает,

Где это бывает?

(В море.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог,

Он нас летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

(Родник.)

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна —

И горька, и солона.

(Море.)

Глядятся в небо молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляют прически.

И месяц, и звезды — в нем все отражаются.

Как это зеркало называется?

(Пруд.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий — в море.

(Река.)

Вечером родится,

Ночь живет,

Утром умирает.

(Роса.)

Игра «Группировка предметов»

Предметы могут группироваться по разным призна-кам: животные — по строению, по образу жизни, по спо-собу питания; растения — по строению, по цели ис-пользования человеком и др. Нельзя группировать од-новременно по двум признакам. Хочется предостеречь педагогов от часто встреча-ющейся неправильной группировки предметов. Можно встретить такое неправильное деление: деревья, кус-тарники и цветы; плоды и овощи; ягоды и плоды; цветы весенние и полевые; животные и птицы; птицы насеко-моядные, перелетные и певчие и др.

Наборы карточек, которые предлагаются учащим-ся, перемешиваются. Задание дети выполняют в груп-пах или парах.

Животные

Задание — распределить на группы: млекопитаю-щие, птицы, насекомые, рыбы.

Набор 1: корова, собака, лошадь, овца, коза, ба-ран, олень, осел, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, мед-ведь, кот.

Набор 2: орел, воробей, соловей, сова, чайка, воро-на, сорока, снегирь, голубь, петух, чиж, стриж, попугай, грач, жаворонок, ястреб, скворец, журавль.

Наб ор 3: комар, стрекоза, бабочка, пчела, шмель, муравей, кузнечик, капустница, крапивница, лимонница, репейница, муха, божья коровка, жуки, мотылек, мошка.

Набо р 4: окунь, щука, сом, судак, карась, плотва, лещ, акула, ерш, килька, пескарь, треска.

Растения

Задание — распределить на группы: деревья, кус-тарники, травы.

Набор 1 : береза, дуб, сосна, ель, ясень, осина, пих-та, тополь, клен, яблоня, липа, каштан.

Набор 2: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, крыжовник, сирень, калина.

Набор 3: щавель, клевер, василек, фиалка, неза-будка, одуванчик, подснежник, ландыш, подорожник, ромашка, колокольчик, гвоздика, папоротник.

Просмотров