Фз об ао действующая редакцияг. Фз об акционерных обществах с последними изменениями

Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах» был недавно дополнен несколькими нормами, касающимися права на преимущественное приобретение акций, выкупа ценных бумаг и организации собраний.

Главный учредительный документ АО – это устав. Он может предусматривать возможность участия в управлении публично-правовых образований: то есть РФ, ее субъекта или муниципалитета.

Такое специальное право получило наименование «золотой акции».

Акционерное общество может быть добровольно реорганизовано любым из возможных способов с внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ:

  • слиянием;
  • присоединением;
  • разделением;
  • выделением;
  • преобразованием.

Акции и другие ценные бумаги

Право требования участника к обществу подтверждается ценными бумагами. Важнейшими из них будут акции.

Их суммарная стоимость определяет размер уставного капитала общества. Минимальный его размер для публичного АО – 100 000 р. Акции могут быть:

  • обыкновенными и привилегированными;
  • целыми и дробными.

Владельцы обыкновенных акций могут участвовать в общем собрании и голосовать по выносимым на него вопросам, тем самым участвуя в управлении обществом.

Привилегированные акции (пример такого вида ценных бумаг можно наглядно рассмотреть у акционерных обществ, к примеру и ) права голоса не дают. Но зато по ним назначается больший размер дивидендов, которые выплачиваются в первую очередь.

Привилегированные акции можно превратить в обыкновенные, а вот обратный процесс невозможен.

Помимо акций, общество наделено правом выпускать и другие ценные бумаги, в частности облигации.

Погашение таких обязательств производится в денежной форме или же акциями (конвертация). Такая возможность должна быть предусмотрена решением о выпуске.

Акция дает право на получение части прибыли общества – . Они могут выплачиваться раз в год или чаще, например, ежеквартально.

Решение об этом принимается общим собранием. Размер выплат предлагается советом директоров, исходя из полученной прибыли.

Дивиденды перечислятся на счет держателя акций в безналичной форме.

Ценные бумаги могут продаваться или переходить от одного владельца к другому иным способом.

Любые изменения отражаются в реестре акционеров, вести который юридическое лицо обязывает закон.

Право лица на акции подтверждается выпиской, которая сама по себе ценной бумагой не является.

Органы управления АО и их компетенция

В состав большого акционерного общества может входить до нескольких сотен тысяч акционеров.

Кроме того, их состав постоянно изменяется. Поэтому, для ведения коммерческой деятельности необходимы органы управления. Согласно закону, ими являются:

  • общее собрание;
  • совет директоров;
  • правление (дирекция);
  • ревизор и аудитор.

Общее собрание

Общее собрание акционеров – это главный орган управления. Проводится оно ежегодно, а в случае необходимости, может быть созвано и внеочередное.

В компетенцию общего собрания входит принятие решений по таким вопросам, как:

  • любые изменения в уставе;
  • реорганизация и ликвидация;
  • избрание прочих органов управления;
  • утверждение количества, стоимости и типа акций;
  • изменение размера УК;
  • выплата дивидендов;
  • одобрение ряда сделок и тд.

Передача компетенций общего собрания другим органам невозможна. Равно как и обратный процесс.

Каждый из органов принимает решения строго в рамках своей компетенции.

Совет директоров, или наблюдательный совет, выполняет общее руководство делами общества.

Для небольших компаний, число акционеров которых менее 50, создание такого органа необязательно.

Его полномочия передаются общему собранию. Это исключение из общего правила.

Совет директоров имеет следующую компетенцию:

  • определяет общую стратегию развития;
  • созывает общие собрания;
  • размещает акции;
  • выдает рекомендации по стоимости акций, размеру дивидендов, вознаграждений ревизору и пр.;
  • утверждает годовой отчет;
  • одобряет крупные сделки;
  • принимает решение об участии или выходе из иных юрлиц.

Исполнительные органы

Руководить исполнением решений совета директоров и общего собрания может как единоличный орган – генеральный директор, так и коллегиальный – правление.

В любом случае, он будет подотчетен совету директоров и общему собранию. Генеральным директором не обязательно должен быть один из акционеров.

Более того, им может быть даже организация, которое эти полномочия будут переданы решением общего собрания.

Директор или правление организуют выполнение тех решений, что были приняты вышестоящими органами. В их компетенции оперативное управление.

В случае возникновения у общества убытков по вине исполнительного органа, его члены несут за это ответственность. Она устанавливается гражданским законодательством.

Последняя редакция закона: принципиальные новшества

Изменений, которые насчитывает последняя редакция, более двух десятков. Они касаются таких важных аспектов деятельности АО, как:

  • общее собрание;
  • право на преимущественное приобретение акций;
  • выкуп по требованию акционеров обществом ценных бумаг.

Большая часть поправок касается современных способов коммуникации для информирования участников общества.

Законодательно закреплена возможность отправлять уведомления о времени и месте проведения собрания по электронной почте и через SMS.

Что не отменяет возможности публиковать объявления в газетах и на сайте общества.

Использовать современные средства связи смогут и сами акционеры. С июня 2016 года им не обязательно присутствовать на собрании лично.

Они вполне могут принять участие при помощи «информационных и коммуникационных технологий». То есть в формате видеозвонка, вебинара, конференции и т.д.

В виде файла с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) акционер может направить заявление о желании воспользоваться преимущественным правом покупки акций.

Но только в том случае, если он зарегистрирован в реестре.

Вторая группа поправок связана со сроками проведения внеочередных собраний.

Так, меньшее время отводится законом на их подготовку, определение потенциальных участников, уведомление акционеров.

Причем, в связи с добавлением новых способов коммуникации, к обязательным для включения в сообщение о проведении собрания сведениям добавились адрес сайта для голосования и электронной почты для направления бюллетеня.

Заочное участие приравнивается к очному в том случае, если участник зарегистрировался (в том числе и на сайте), представил заполненный бюллетень за 2 дня до даты собрания, иначе уведомил общество о своем голосовании через номинального держателя.

Уточнены списки обладателей преимущественного права покупки акций.

К ним относятся те акционеры, чьи имена были в списках на дату собрания, где решался вопрос о дополнительном выпуске.

И те, чьи данные были внесены в это список через 10 дней после решения об этом совета директоров.

А в список акционеров, имеющих право потребовать выкупа акций, составляется не до, а после общего собрания с учетом предъявленных участниками требований.

Закон также избавил АО от необходимости предоставления разного рода справок и выписок потенциальным участникам общих собраний.

Отныне это обязанность регистратора, к которому и следует обращаться.

Таковы вкратце основные нововведения в Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Юрист Live. Изменения в работе акционерных обществ c 1 июля 2016 года

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям

Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.

4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.

В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.

Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.

5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.

Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.

Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.

6. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.

Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

7. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке , предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и на котором решение о досрочном прекращении полномочий такого органа не было принято. Список акционеров общества, которым направляется уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.

Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, и при наличии кворума, составляющего половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

8. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по основаниям, указанным в пунктах 6 и настоящей статьи, осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества в порядке, предусмотренном статьей 55 настоящего Федерального закона.

Внесение вопросов в повестку дня указанного общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в исполнительные органы общества в данном случае осуществляются в порядке, установленном статьей 53 настоящего Федерального закона.

Формулировки вопроса, подлежащего включению в повестку дня общего собрания акционеров, созываемого по основаниям, указанным в пунктах 6 и настоящей статьи, и вопроса, ранее включенного в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, не должны различаться.

Если вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных пунктами 6 и настоящей статьи, выносится на решение общего собрания акционеров, в повестку дня такого общего собрания акционеров должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.

9. Если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в пунктах 6 и настоящей статьи, или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано в соответствии с пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 69 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ

    Определение от 2 апреля 2019 г. по делу № А65-10852/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Согласились суды апелляционной инстанции и округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Кодекса, руководствуясь положениями статей 47, 48,65, 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), и учитывая разъяснения, изложенные в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного...

    Постановление от 29 октября 2018 г. по делу № А05-10333/2017

    Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

    Частично удовлетворенным судом первой инстанции. Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым по делу судебным актом в силу следующего. В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) ...

ФЗ-208 об акционерных обществах требовала серьезных изменений в своей структуре. Некоторые изменения вводят ясность в понимание законодательных норм, другие же внесли в закон новые положения. Усовершенствование в законе благотворно повлияло на деятельность акционерных обществ, судебных инстанций и юристов.

Закон об акционерных обществах был принят Госдумой 24 ноября в 1995 году. ФЗ-208 регулирует права и обязанности акционеров, а также способствует защите их интересов. Закон регламентирует такие вопросы, как документы акционерных обществ, дивиденды, реестры и т. д.

ФЗ-208 отвечает на вопросы о процедуре создания, ликвидации и перестройки АО. Закон применяется по отношению ко всем подобным организациям на территории России.

В ФЗ-208 содержится 14 глав и 94 статьи:

  • общие положения;
  • создание, преобразование и ликвидация АО;
  • капитал АО по уставу (акции, облигации и т. д.);
  • распределение акций и других ценных бумаг (закон о рынке ценных бумаг );
  • прибыль (дивиденты) АО;
  • реестр АО;
  • порядок собрания акционеров;
  • полномочия и порядок собрания совета директоров;
  • выкуп акций и т. д.

Последние поправки в ФЗ-208 датированы 3 июлем 2016 года. Все изменения закона вступили в силу 1-го января 2017 года.

ФЗ-208 об АО

Скачать Федеральный закон ФЗ-208 «Об акционерных обществах» можно по следующей .

Текст закона об АО будет полезен для изучения юристам, судебным инстанциям и, конечно же, акционерным обществам. Новый порядок действует с начала 2017 года и регламентируется измененными положениями.

Узнайте также какие изменения претерпел о прохождении службы.

Последние изменения

По последним изменениям, внесенным в ФЗ-208 в июле 2015 года, закрытые и открытые акционерные общества стали носить название «публичные» и «непубличные» АО, в сокращении — ПАО и АО соответственно. Открытым, а именно публичным, признается то акционерное общество, которое соответствует некоторым параметрам — например, предоставляет акции в открытом доступе для неограниченного количества лиц. ПАО в связи с новыми изменениями закона вынуждено внести существующие изменения в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) и поменять устав. Остальные же АО освобождены по закону от обязанности внесения изменений, для них законодательство не определило точного срока.

ФЗ-208 описывает, что все акционерные общества обязаны проводить аудит каждый год и приглашать для этого соответствующего специалиста. После каждого собрания акционеров, в обязательном порядке производится в течение 4-х дней рассылка итогов голосования. За нарушение данного правила по закону предусмотрен штраф — от 500.000 до 1 млн. рублей.

Таковы основные изменения, внесенные в ФЗ-208 об АО.

Создание

Статьи 8 и 9 ФЗ-208 регулируют порядок создания акционерного общества. Акционерное общество формируется двумя путями:

  • с нуля;
  • методом реорганизации юрлица (разделение, слияние и т. д.).

Согласно ФЗ-208, организация считается созданной, когда она проходит государственную регистрацию.

Чтобы АО начало надлежащим образом функционировать, следует заручиться согласием всех учредителей и зафиксировать данный факт. Выразить свое согласие или несогласие можно методом прямого голосования на общем собрании учредителей. Чтобы избрать аудитора, ревизора и органы управления требуется три четверти голосов. В обязательном порядке заключается письменный договор, где указывается общая информация — уставной капитал, тип акций, наличие возможности у иностранных инвесторов вмешиваться в дела акционерного общества.

ФЗ-208 описывает множество правил и требований, которым должна подчиняться процедура формирования акционерного общества. Создание АО — процесс кропотливый и долгий.

Ликвидация

В законе об АО ликвидации посвящены статьи с 21 по 24. Они относятся ко второй главе ФЗ-208. В законе приводится следующая информация:

  • акционерное общество ликвидируется на добровольной основе или по решению суда, если существуют основания, прописанные в ГК РФ;
  • существующий совет директоров создает комиссию по ликвидации АО, который и выносит решение по данному вопросу;
  • после создания комиссии, все функции по управлению АО переходят к ней;
  • эта же комиссия выступала бы в суде при ликвидации на законной основе.

Статья 22 ФЗ-208 регламентирует что, после принятия решения о ликвидации АО, требуется расплатиться с кредиторами, если они существуют. При недостаточном количестве финансов для погашения задолженности перед кредиторами следует процесс продажи имущества. Все оставшиеся денежные средства, после уплаты долга, распределяются между акционерами.

Акционерное общество считается окончившим свое существование при внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ, согласно статье 24 ФЗ-208.

Акционерное общество представляет собой коммерческое объединение, средства уставного капитала которого разделяются на заведомо определённое число акций. Сообщества рассматриваемого типа делятся на открытые и закрытые.

Деятельность акционерных сообществ на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом № 208. Но что представляет собой данный нормативный акт? Каков порядок создания акционерного общества по регламенту рассматриваемого закона? Каковы условия ликвидации АО по ФЗ 208? Каковы последние изменения, внесённые в актуальный текст данного нормативного акта? Ответы на каждый из представленных выше вопросов находятся в данной статье.

Общие положения закона

Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ был принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года. Рассматриваемый документ был подписан Президентом Российской федерации 26 декабря того же года. В это же время ФЗ 208 об акционерных обществах вступил в официальную юридическую силу и был впервые опубликован.

Рассматриваемый Федеральный закон регламентирует процессы и социально-экономические отношения, возникающие при создании, деятельности и ликвидации АО. Положения изучаемого нормативного акта актуальны как на территории Российской Федерации, так и в отношении международных договорённостей.

Структура Федерального закона об акционерных обществах

Федеральный закон об акционерных обществах состоит из 14 глав (94 статьи):

  1. Вводные положения изучаемого нормативного акта (ст. 1-7.2);
  2. Нормативы создания, реорганизации и упразднения АО (ст. 8-24);
  3. Акции и иные ценные бумаги уставного капитала (ст. 25-35);
  4. Размещение акционерным обществом ценных бумаг (ст. 36-41);
  5. Дивиденды АО (ст. 42-43);
  6. Акционерный реестр (ст. 44-46);
  7. Нюансы проведения общего собрания акционеров (ст. 47-63);
  8. Наблюдательный совет (ст. 64-71);
  9. Нюансы приобретения акций (ст. 72-77);
  10. Порядок проведения крупных сделок (ст. 78-80);
  11. Заинтересованность в оформлении АО сделки (ст. 81-84.10);
  12. Контроль экономической деятельности акционерного общества (ст. 85-87);
  13. Отчётные и иные документы сообщества (ст. 88-93.1);
  14. Итоговые положения действительного Федерального закона (ст. 94).

Порядок и правила создания АО по ФЗ 208

В соответствии с регламентом статьи 8 Федерального закона об АО, Акционерное общество может быть учреждено или реорганизовано из уже существующего юридического лица. Объединение изучаемого типа считается созданным с момента регистрации.

Согласно статье 9 ФЗ 208, решение об организации акционерного общества принимается на основании открытого голосования его будущих акционеров. Учредителями сообщества единогласно принимаются следующие решения:

  • О формировании Устава АО;
  • Об утверждении финансовой оценки ценных бумаг;
  • Об установке капитала.

При формировании акционерного общества его членами избираются:

  • Органы управления;
  • Ревизионная коллегия (или один ревизор);
  • Регистратор АО.

В качестве учредителей сообщества могут выступить как юридические, так и физические лица (ст. 10) . Государственные и муниципальные органы власти не имеют законного права на членство в АО. Созданное акционерное общество подлежит обязательной регистрации в Реестре акционеров.

Согласно существующему регламенту Федерального закона № 208, создатели акционервного общества оформляют между собой письменное соглашение. В данном документе указываются типы акций и других ценных бумаг, права и обязанности каждого из учредителей.

Условия ликвидации акционерного общества

В соответствии с регламентом статьи 21 изучаемого Федерального закона, акционерное общество может быть упразднено в добровольном порядке. Ликвидировать АО без согласия учредителя возможно только посредством обращения в суд. Судопроизводство в таком случае опирается на положения Российской федерации.

При добровольном упразднении АО проводится голосование. Процедура ликвидации проводится только в том случае, если более двух трети акционеров проголосовали соответствующим образом. На том же голосовании избирается ликвидационная комиссия.

Согласно актуальному тексту статьи 22 рассматриваемого Федерального закона, алгоритм ликвидации акционерного сообщества является следующим:

  • Ликвидационной комиссией отдаётся в печать извещение о грядущем упразднении АО;
  • При отсутствии обязательств перед кредиторами, имущество сообщества распределяется между его акционерами;
  • Принимаются меры по выявлению кредиторов и расчёта с ними;
  • Если денежных средств недостаточно для расчёта с кредиторами, ликвидационная комиссия уполномочена на реализацию имущества акционерного общества посредством торгов;
  • После упразднения задолженностей, определяется ликвидационный баланс, и оставшиеся блага делятся между кредиторами;
  • Органом государственной регистрации вносится запись об упразднении сообщества в Реестр юридических лиц.

По завершению указанной выше процедуры АО объявляется ликвидированным.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, периодически проходит процедуру актуализации её регламента. Посредством поправок, в текст Федерального закона вносятся данные, обеспечивающие актуальность его устаревающих положений.

Последние изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был использован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 233-ФЗ. Посредством статьи 1 ФЗ-223 в закон об АО внесены следующие изменения:

  • Пункт 1 статьи 89 с привнесёнными поправками гласит, что закрытое или открытое общество обязуется обеспечить сохранность всей документации, предусмотренной настоящим нормативным актом;
  • Предоставляется новая редакция статьи 91, в соответствии с которой сообщество обязуется предоставить акционерам следующие документы:
    • Свидетельство о государственной регистрации АО;
    • Устав;
    • Годовые отчёты;
    • Бухгалтерскую документацию;
    • Протоколы общих собраний;
    • Заключения ревизора;
    • Иную документацию, перечень которой изложен в статье 89;
  • Пункт 2 статьи 91 гласит, что публичное общество по требованиям акционеров обязано предоставить доступ к следующим актам:
    • Протоколы директорского совета;
    • Документы, касающиеся проведения односторонних сделок;
    • Отчёты оценщиков о проведённой оценки имущества акционерного общества.
  • По требованию владельца более чем 25% акций, непубличное сообщество, согласно 3 пункту статьи 91, обязано предоставить документы, предусмотренные частью 2.

Публичное общество обязано вести сайт во всемирной сети интернет, на определённой странице которого в обязательном порядке указываются ценовые категории в отношении издания документации. Подобных требований к непубличному АО настоящим Федеральным законом не предусмотрено.

Скачать ФЗ 208 об АО в новой редакции

Для более углублённого изучения Федерального закона № 208 рекомендуется вникнуть в его актуальный текст. Скачать ФЗ 208 об акционерных обществах с последними изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно

Президент России подписал Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Новшества направлены на совершенствование системы управления акционерными обществами.

Закон вступил в силу 19 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В чём суть нового закона?

Поправки коснулись правил о ревизионных комиссиях, общем собрании акционеров, сделках с заинтересованностью, привилегированных акционерах, полномочиях совета директоров и др.

Для чего внесены поправки?

Закон разработан в целях реализации плана мероприятий «Совершенствование корпоративного управления», утверждённого распоряжением Правительства России от 25 июня 2016 г. № 1315-р. Новшества призваны повысить уровень защиты прав миноритарных акционеров и качество корпоративного управления в российских акционерных обществах. Так, именно в интересах миноритарных акционеров увеличен срок сообщения о проведении общего собрания акционеров.

В какой срок теперь нужно сообщить об общем собрании акционеров?

Минимальный срок уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров увеличен с 20 до 21 дня. При этом сохранены специальные сроки уведомления акционеров, применяемые в ряде случаев, например, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров.

Что изменилось в порядке проведения общего собрания акционеров?

Поправками уточнён перечень информации, которую необходимо передать участникам собрания при подготовке к его проведению:

Предоставляются проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению собранием;

Заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в её состав предоставляются, только если наличие комиссии обязательно по уставу общества;

Участникам общего собрания публичного акционерного общества нужно будет представить заключение внутреннего аудита. Норма об обязательности такого аудита заработает с 1 июля 2020 года.

Кроме того, в перечень вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на годовом собрании акционеров, включён вопрос о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчётного года.

Как обновлены правила деятельности ревизоров?

Предусмотрено, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества может осуществляться только коллегиальным органом: ревизионной комиссией. Ранее Закон допускал также возможность избрания ревизора. В обществах, в которых на день вступления в силу обозначенных изменений был избран ревизор, положения о ревизионной комиссии применяются к ревизору таких обществ.

Отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. В публичных АО ревизионная комиссия теперь обязательна только в том случае, если её наличие предусмотрено уставом. Уставом же непубличного АО можно предусмотреть отсутствие ревизионной комиссии либо её создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества. Аналогичное положение было включено в ГК РФ еще в сентябре 2014 года. Указанные положения можно внести в устав непубличного АО по единогласному решению всех акционеров на общем собрании.

Коснулись ли поправки сделок с заинтересованностью?

Да, уточнены критерии сделок, на которые правила о сделках с заинтересованностью не распространяются в связи с непревышением 0,1% от балансовой стоимости активов общества. Такому лимиту должна соответствовать либо сумма сделки, либо цена или балансовая стоимость имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связана сделка.

Аналогичные параметры (сумма сделки, цена или балансовая стоимость имущества) установлены для сделок с заинтересованностью, которые должно одобрить общее собрание большинством голосов всех незаинтересованных акционеров - владельцев голосующих акций.

При этом введено новое правило, согласно которому общее собрание акционеров считается правомочным независимо от числа принимающих в нём участие незаинтересованных акционеров.

Какие изменения предусмотрены для владельцев привилегированных акций?

Уточнены критерии установления дивидендов. Теперь в уставе размер дивиденда по привилегированным акциям можно определить, указав его минимальный размер (например, в процентах от чистой прибыли). Размер дивиденда не считается определённым в случае, если в уставе общества указан только его максимальный размер. Также привилегированные акционеры получили право голоса на общем собрании по вопросам, решение по которым согласно Закону об АО должны принимать все акционеры единогласно.

Кроме того, акционерам - владельцам привилегированных акций определённого типа предоставлено право голоса на общем собрании при внесении в устав АО положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определённого уставом размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по таким акциям.

Поправками уточнены и расширены права и компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Установлено положение о том, что годовой отчёт общества, уставом которого вопрос о его утверждении отнесён к компетенции совета директоров, подлежит утверждению советом директоров не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. Ранее срок законом не оговаривался.

Совету директоров предоставлено право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Уточняется компетенция совета директоров в части определения размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.

Как будет контролироваться деятельность АО?

Вводится обязанность публичного АО по организации управления рисками и внутреннего контроля (данная норма заработает с 01.09.2018). Определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита отнесено к компетенции совета директоров.

Для непубличных АО в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.

Какие ещё внесены изменения?

Поправками определены последствия ситуации, когда общее собрание акционеров передает совету директоров или наблюдательному совету решение вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания. При такой передаче у акционеров не возникает право требовать выкупа акций.

Просмотров