Может ли президент рф распустить государственную думу. Президент рф может распустить государственную думу в случае

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации
В частности, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст.111 Конституции РФ)
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)
Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

29.Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, порядок формирования, структура, полномочия .



В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 166, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.



Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.


Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в соответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуются в официальных изданиях представительных органов государственной власти.2. Организационно-правовые гарантии депутатской деятельностиВажнейшей правовой гарантией деятельности парламентария является его неприкосновенность. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления.

В каких случаях распускается госдума

В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания. Отсюда следует, что статус Государственной Думы в ее взаимоотношениях с главой государства и Правительством в этот период существенно отличается.


Внимание

Если в течение года после избрания, как и за пределами этого срока, Государственная Дума выразит недоверие Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент лишается права выбора — объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу, которым он обладает в течение последующих трех лет легислатуры Государственной Думы; Президент обязан объявить о роспуске Государственной Думы.

Статья 109

Это право осуществляется путем внесения членами парламента в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу.б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого парламентария в работе соответствующей палаты парламента России;в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются.
Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;г) право на получение и распространение информации.

В каких случаях может быть распущена государственная дума?

Законодательство определяет основные формы деятельности парламентариев:а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);г) участие в парламентских слушаниях;д) работа с избирателями.Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы, кроме того, являются:а) участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Статья 109 конституции рф

Решение ЦИК РФ о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения Президента о назначении досрочных выборов (ч. 4 и 5 ст. 6). Тем самым демократия в рамках правового государства гарантируется от узурпации власти, а общество не лишается возможности самоорганизации и самостоятельного формирования органа народного представительства и воспроизведения закрепленной в Конституции модели конституционного строя.
3.

Инфо

Несмотря на особенности переживаемого обществом периода, многие участники Конституционного совещания 1993 г. хорошо сознавали опасность «демократического» цезаризма и абсолютизации полномочия Президента распускать Государственную Думу. В связи с этим ч. 3 ст. 109 установила пределы указанного полномочия и гарантии от произвольного роспуска Государственной Думы.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. 5.

Роспуск государственной думы федерального собрания российской федерации

Важно

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.


3.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Президент рф может распустить государственную думу в случае

Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.
Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. 3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы. 4.

Президент рф может распустить государственную leve в случае

Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев. Неисполнение этой обязанности Президентом должно квалифицироваться как неисполнение возложенных на него функций (ст.

80) и нарушение присяги (ст. 82), что может потребовать от законодателя решения вопроса об ответственности главы государства (см. комментарии к ст. 92, 93). Независимо от этого, однако, конституционный строй РФ и принципы его функционирования не должны быть заложниками добросовестности главы государства. В связи с этим федеральный законодатель предусмотрел определение гарантии избрания вновь Государственной Думы.

Вопрос о лишении члена парламента неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.К числу социальных гарантий деятельности парламентария законодательство относит его обязательное государственное страхование.Срок полномочий парламентария засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. По окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т.

Президент рф может распустить государственную думу фс рф в случае если

Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Президент рф имеет право распустить государственную думу в случае

Данное основание предоставляет Президенту право выбора: либо объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. При этом если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, что является свидетельством невозможности согласованного функционирования и должного взаимодействия законодательной и исполнительной власти, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Вопрос о доверии Правительству может быть инициирован не только Государственной Думой, но и Председателем Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:

Ст. 111 Конституции РФ: Если Госдума три раза подряд отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;

Ст. 117: Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Правительство рф и его полномочия

Правительство :

1) высший орган исполнительной власти;

2) коллегиальный орган;

3) исполнительный орган общей компетенции (т.е. может решить любой организационный вопрос, если его решение не представляет собой компетенцию другого органа госвласти).

Состав: состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Ст111 КРФ. Председатель назначается Президентом с согласия Госдумы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Гос Дума рассм представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя ГосДумой Президент назначает Председателя, распускает Гос Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

58. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, субъекты.

Парламентаризм: теория и практика

Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собра­ния РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
Законодательная инициатива - это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерально­го Собрания РФ.

Подготовленный к внесению в палату законопроект направля­ется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обяза­тельную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения ап­парата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступле­ния к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступив­ший законопроект Председатель Государственной Думы направля­ет в соответствующий комитет по предметам его ведения для опре­деления его соответствия требования ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и напра­вить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а так­же принимает решение о включении этого законопроекта в пример­ную программу законопроектных работ палаты на очередную сес­сию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно про­ходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рас­смотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое прово­дится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законно проекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ).

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по пред­метам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права за­конодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету по­правки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законо­проекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государствен­ной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государст­венной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап - пре­одоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государствен­ной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в тече­ние 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение это­го срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

59. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы: порядок избрания (назначения), основания прекращения полномочий; формы деятельности, неприкосновенность (парламентский иммунитет).

Основные права и обязанности члена парламента
В интересах повышения эффективности работы парламентариев в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским законодательством установлен статус члена соответствующей палаты парламента. Под статусом парламентария понимаются закрепленные законодательством его права и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления деятельности парламентариев.
Законодательство определяет основные формы деятельности парламентариев:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;
>б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);
г) участие в парламентских слушаниях;
д) работа с избирателями.
Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы, кроме того, являются:
а) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депутатов - представителей политических партий и избирательных объединений;
б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
Деятельность парламентария может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Законодательством установлены основные права и обязанности парламентария. К числу основных прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся:
а) право законодательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения членами парламента в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу.
б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого парламентария в работе соответствующей палаты парламента России;
в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;
г) право на получение и распространение информации. Парламентарии обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента, Правительством, Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны, иными государственными органами и общественными объединениями.
Право парламентария на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при выступлении по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.
К числу важнейших обязанностей парламентария законодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями.
Обязанностью парламентария является предоставление в установленном порядке в налоговые органы декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в соответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуются в официальных изданиях представительных органов государственной власти.
2. Организационно-правовые гарантии депутатской деятельности
Важнейшей правовой гарантией деятельности парламентария является его неприкосновенность. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении члена парламента неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
К числу социальных гарантий деятельности парламентария законодательство относит его обязательное государственное страхование.
Срок полномочий парламентария засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. По окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т. п.), в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.
На срок полномочий членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы предоставляется жилое помещение в виде служебной квартиры или двухместного номера в гостинице.
Важнейшей организационной гарантией деятельности парламентария является право иметь помощников. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе иметь до 5 помощников, по работе в данной палате и по работе в своем избирательном округе. Помощники депутатов принимаются на работу на постоянной основе распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты на срок, не превышающий срок полномочий парламентария.

Уже в конце весны или в начале лета следующего года Государственная Дума РФ может быть распущена, с тем, чтобы осенью провести выборы по новой системе – без одномандатных округов. Возможность такого поворота событий, как пишет во вторник "Независимая газета" , рассматривается в Кремле и в думском аппарате "Единой России", от которой в первую очередь и зависит реализация указанного плана.

По мнению издания, роспуск и перевыборы думы могут стать "составной частью глобального проекта по политическому переустройству страны". В Центризбиркоме подтверждают, что процедура роспуска Думы вполне легитимна и осуществима, причем есть даже несколько способов провести эту операцию без изменения Конституции.

Как заявила член ЦИК Елена Дубровина, глава государства может распустить думу в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции, то есть после троекратного отклонения кандидатуры премьера, предложенной президентом, или в том случае, если Дума выразит недоверие правительству. Постановление нижней палаты о недоверии правительству принимается большинством депутатов, которое составляют представители "Единой России". Возможен и другой вариант: если большая часть депутатов одновременно напишет заявление о досрочном сложении полномочий, Дума окажется в неправомочном составе. В таком случае может быть принято решение о ее самороспуске.

По мнению Дубровиной, цель акции по самороспуску может быть в том, чтобы впредь выборы президента и назначение премьера происходили не после, а до думской избирательной кампании. "Другого смысла в досрочном прекращении полномочий Думы и назначении новых выборов я не вижу", – констатирует Дубровина.

Какой бы вариант развития событий ни был избран, очевидно, что он осуществим только по доброй воле нынешнего думского большинства – "Единой России", отмечает газета. Однако многие политики считают, что в возможном самороспуске думы по инициативе единороссов просто нет смысла. Так вице-спикер Госдумы Олег Морозов, отрицая наличие подобных планов, сообщил: "Обсуждение этого варианта не проводилось ни на каком партийном уровне. У партии "Единая Россия" сейчас очень сильные позиции в Государственной Думе и было бы абсурдным самим от этого отказываться. Новые выборы, если они пройдут только по пропорциональной системе, для "Единой России" будут очень сложными. Ведь нынешняя численность нашей фракции достигнута во многом благодаря одномандатникам".

Тем не менее, оппозиционные политики уверены, что такой проект реален и может быть задействован в скором времени. Его главный плюс – в нынешней благоприятной конъюнктуре: оппозиция раздроблена и деморализована, КПРФ расколота, "яблочники" и правые все еще не оправились от выборов 2003 года. Кроме того ситуация на рынке нефти складывается в пользу властей: высокие доходы позволяют бесперебойно платить зарплаты и пенсии, финансировать ЖКХ, расплачиваться по внешним долгам. К 2007 году все может кардинально изменится.

Но, похоже, главная причина указанного развития событий в "проблеме 2008 года", отмечает издание. Если бы выборы в Думу проходили в ранее назначенные сроки, они бы совпали с выборами главы государства.

"Если срочно провести выборы по новым положениям, то, я думаю, большинство партий просто не смогут принять в них участие, – считает сопредседатель Комитета-2008 Ирина Хакамада. – И таким образом можно будет создать фактически однопартийный парламент. Возможно, парламенту хотят придать другие функции. Не исключено, что в Конституцию внесут изменения, согласно которым избирать президента будет парламент".

Просмотров