Финансовое управление включает в себя. Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления . Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами , то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой - субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь , базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции ; товарообменные (бартерные) операции ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

  1. Счетную палату РФ;
  2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Федеральная таможенная служба;
  5. Федеральную комиссию по ценным бумагам;
  6. Министерство государственного имущества РФ;
  7. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Процесс управления финансами

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Задача 11

Задача 21

Список литературы

1. Процесс управления финансами

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Управление финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами.

По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о государственном финансировании и т.п.). Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В управлении финансами, как и в других управленческих системах, выделяются субъекты и объекты управления:

Объекты - разнообразные виды финансовых отношений;

Субъекты - финансовые органы.

Целью управления финансами является достижение финансовой устойчивости и независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Можно выделить следующие элементы управления финансами:

· финансовое планирование, назначение которого сводится к разработке системы финансовых планов экономического и социального развития страны, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов и соответствующих финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

· прогнозирование, имеющее концептуальное значение, так как на его основе разрабатываются и формируются возможные сценарии формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

· финансовое регулирование, направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

· финансовый контроль, сущность которого сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

· финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

· система методов мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающая совершенствование и развитие рациональных форм изъятия части доходов, получаемых субъектами экономики для реализации целей государства.

Организация процесса управления финансами включает в себя три основные стадии:

При реализации первой стадии осуществляется выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - финансовое право, положения которого направлены на создание определенного финансового механизма.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений: наделение форм финансовых отношений финансовыми стимулами, которые представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъектов экономики с целью заинтересовать их в наилучших результатах своей работы (примером подобного финансового стимулирования могут служить предоставляемые налоговые льготы); наделение форм финансовых отношений нормативами (тарифы, ставки), обеспечивающими реальность и результативность мер финансового воздействия на экономические процессы.

Вторая стадия заключается в практическом применении (реализации) форм финансовых отношений - финансовая деятельность, включающая в себя составление и исполнение финансовых планов и прогнозов с целью определения источников и оптимального объема денежных доходов, их рационального распределения и использования и выявления возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

На третьей стадии управления финансами проводится финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования, в результате изучения их эффективности.

Субъективная деятельность в области организации процесса управления финансами может приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям в экономике страны. И те, и другие важно выявлять на ранней стадии их проявления, дабы расширить круг влияния положительных и восполнить потери, вызванные существованием отрицательных результатов финансового воздействия на ход экономических процессов. Поэтому очень важным в процессе управления финансами является создание системы специальных органов, в компетенцию которых и входит решение подобных вопросов.

Совокупность органов, осуществляющих управление финансами можно подразделить на три основные группы: 1.органы общего управления финансами, осуществляющие стратегическое управление, 2 органы оперативного управления финансами, 3. органы отраслевого управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы законодательной власти и управления:

· Президент Российской Федерации (администрация президента) - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

· Парламент РФ (Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

· Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим оперативное управление и реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка проекта федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на перспективу; участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики; участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной, инвестиционной политик; разрабатывает проекты федерального бюджета и составляет прогнозы консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства финансов функционируют следующие подразделения: Департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение; Департамент отраслевого финансирования; Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющий эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение; Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов.

Самостоятельное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях рынка требует от них значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер управленческих мероприятий. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. И в результате все большее значение приобретает финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое управление финансово-хозяйственной деятельностью в условиях динамично меняющейся среды.

Финансовый менеджмент на предприятии представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие действия, направленные на выявление проблем, поиск и организацию выполнения принятых решений.

В качестве своей ключевой задачи финансовый менеджмент имеет эффективное достижение целей предприятия, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с поставленной целью в процессе управления деятельностью предприятия устанавливаются промежуточные задачи по активизации работников всех подразделений предприятия по контролю за движением и использованием всех его ресурсов. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности предприятия, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования, которые являются частью экономического и социального планирования.

Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Таким образом, финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. В более глубоком смысле финансовое планирование - это совокупность мероприятий, связанных с планомерным образованием и использование фондов денежных средств.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда круг или отдельные финансовые операции.

В условиях рынка возрастает значимость финансового планирования и на микроуровне, так как любой шаг предприятий и предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потери и должен быть предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, прежде чем будет принято решение.

Главным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, объема и структуры затрат, определение эффективности любых хозяйственных и финансовых операций и итогов всей работы субъекта.

Вообще основными задачами финансового планирования, как на макро, так и на микроуровне являются: 1. определение объемов и источников формирования фондов и финансовых ресурсов; 2. определение направлений использования финансовых ресурсов; 3. выявление материальных, трудовых и финансовых резервов; 4. осуществление контроля за целевым использованием средств.

Из единой системы планирования финансовое планирование выделяют отличительные особенности, связанные с объектами, сферами планирования, его целью и характером, а также формой основных показателей, а именно: объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления; сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств; финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства и его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности; финансовые показатели, задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме и являются производными от натуральных показателей (например, прибыль предприятия, зависит от ряда факторов: какую продукция произвели, в каком объеме и кому продали).

Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает учет его основных принципов, к числу которых относятся: объективная необходимость использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования; принцип эффективности, который отражает качественную сторону данного процесса и ориентирует его на получение положительных финансовых результатов, на достижение должного экономического и социального эффекта; принцип комплексности и единства цели, который предполагает согласование производственных и финансовых заданий и планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определить эффективную, разумную финансовую политику государства и любого самостоятельного субъекта; принцип научности - научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды.

Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.

В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа (метод экстраполяции, коэффициентный метод) - заключается в планировании финансовых показателей на основе установления их динамики за ряд прошлых лет. Недостаток этого метода в том, что такой порядок не стимулировал выявления внутрихозяйственных резервов, режим экономии, так как перевыполнение плановых заданий влекло за собой автоматическое завышение показателей в каждом новом периоде; реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода, однако, для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы. Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируют финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним, прежде всего, относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Это придает устойчивый характер отношениям, определенность, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности; возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий дают методы экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и соответственно предполагаемого эффекта, позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели; основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и разных показателей.

Методы сбалансированности финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического и социального эффекта.

Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

Все финансовые планы, объединенные в определенную систему, подразделяются на две основные группы: централизованные (общегосударственные); децентрализованные планы.

Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки: их объект - общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне; охват - сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса; основная цель - обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующейся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей. Их основные задания намечают доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и исполнения; по форме они всегда являются сводными.

К числу централизованных финансовых планов относятся и финансовые планы всех внебюджетных фондов, представляющих собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы.

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, учреждений, организаций и ведомств.

Они различаются по: форме собственности (финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, иностранных и совместных предприятий, частных фирм и общественных организаций); отраслевым особенностям (финансовые планы промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д.); специфике производства (финансовые планы предприятий материалоемкого, фондоемкого, трудоемкого производства); сфере деятельности (финансовые планы торговых, закупочных, посреднических предприятий и т.д.); типу и размеру предприятия (финансовые планы малых, средних и крупных предприятий); виду предприятий (планы объединений, концернов, холдингов).

Задача 1

Составить план распределения совместного предприятия и размер дивиденда на одну акцию

Уставной капитал - 1000 обыкновенных акций и 800 привилегированных акций. Номинальная стоимость акций - 100 руб.

Объявленных дивидендов - 20 %

Сумма резервного фонда - 15 % от УК

Акционерное общество в течение финансового года выпустило облигации с купонным доходом 10 % годовых на срок 6 месяцев на сумму 20 тыс. руб.

План распределения чистой прибыли акционерного общества на год

Чистая прибыль, тыс. руб.

Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности, тыс. руб.

Чистая прибыль всего, тыс. руб.

Отчисления от прибыли в резервный фонд, тыс. руб.

Фонд дивидендов, выплачиваемых по привилегированным акциям, тыс. руб.

Выплата процентов по облигационному займу, тыс. руб.

Отчисления от прибыли с целью формирования фондов, предусмотренных Уставом Общества, тыс. руб.

Фонд социального назначения, тыс. руб.

Фонд дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям, тыс. руб.

Размер дивиденда на 1 обыкновенную акцию в % к ее номинальной стоимости, руб.

Задача 2

Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли. Составить план распределения совместного предприятия.

Доля для российского участника ОАО в основном капитале совместного предприятия составляет 30%

Доля иностранного участника ОАО в основном капитале совместного предприятия - 70 %

Ставка налога на прибыль равна 24 %

Валютный курс доллара составляет 30 руб.

Валютный курс евро составляет 34,5 руб.

Ставка налога на доходы от долевого участия составляет 15 %

Ставка налога на перевод иностранного капитала 15 %

План распределения прибыли совместного предприятия на год

Доход, поступивший на валютный счет, тыс. ЕВРО

Доход, тыс. руб.

Доход всего, тыс. руб.

Расходы на производство продукции, тыс. ЕВРО

Расходы на производство продукции. тыс. руб.

Расходы всего, тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Прибыль от внереализационных операций, тыс. руб.

Налогооблагаемая база, тыс. руб.

Сумма налога на прибыль, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Резервный фонд, тыс. руб.

Фонд модернизации, тыс.руб.

Прибыль к распределению между участниками, тыс. руб.

Доход российского участника, тыс. руб.

Сумма налога на долевое участие, тыс. руб.

Чистый доход российского участника, тыс. руб.

Доход иностранного участника, тыс. руб.

256,55

Доход иностранного участника, тыс. ЕВРО.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и статистика, 1998.-240с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003-480с.

3. Деньги и финансы: тесты и задачи./ И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов, Вал.А.Боровкова, Вик.А.Боровкова, О.Е.Пирогова; Под ред.И.Т.Балабанова.-СПб: Изд-во "Питер",2002-144с.

4. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998.-639с.

5. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999.-496с.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика./ Под ред. Е.С.Стояно-вой. -М.:Перспектива, 1997.-574с.

7. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. Л.А.Дробозиной.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-527с.

8. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Вруб-левской, Б.М.Сабанти.-М.: Перспектива, Изд-во Юрайт, 2003-520с.

9. Финансово-кредитный словарь.-М.: Финансы и статистика.

10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М.: ИНФРА-М, 1998.-338с.

Подобные документы

    Основные задачи и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2004

    Методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Система государственных органов управления финансами и их функции. Финансовое планирование и прогнозирование как функция финансового контроля. Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций. Деятельность Казначейства России.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Оперативное управление, контроль. Высшие органы государственной власти управления финансами в Российской Федерации. Счетная палата, налоговые органы.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Сущность, методы и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики. Автоматизированные системы финансового менеджмента. Финансовые потоки на макроуровне. Анализ рисков и способы управления ими.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2015

    Основные задачи и методы управления финансами, их формы, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2009

    Финансовое планирование и прогнозирование. Объекты и субъекты управления финансами. Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство Минфина и Государственный таможенный комитет. Примеры регионального управления в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Ознакомление с понятием, функциями (анализ, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование, контроль состояния, учет финансовых ресурсов), задачами, формами (обязательный, бюджетный) и органами управления финансами Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Теоретические основы формирования системы управления финансами. Финансовые отношения: их сущность, состав и значение. Современное состояние системы управления финансами. Деятельность законодательных и исполнительных органов власти в управлении финансами.

    реферат , добавлен 21.01.2009

    Понятие управления финансами, особенности их современной системы. Аспекты реформирования управления государственными финансами. Экономическая необходимость закона о государственном финансовой контроле. Оценка деятельности Счетной палаты и казначейства.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Тема 12: Органы управления финансами

Вопросы:

1. Управление финансами: сущность и функции.

2. Органы управления финансами в Российской Федерации.

3. Информатизация управления финансами.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансо­вой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.

Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:

1) финансового прогнозирования и планирования;

2) оперативного управления;

3) финансового контроля.

1. Начало управленческого процесса связано с определением па­раметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосроч­ную перспективу, что осуществляется в процессе финансового про­гнозирования. Целью финансового прогнозирования является опреде­ление реально возможного объема финансовьк ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершен­ствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Фи­нансовое прогнозирование предполагает применение различных ме­тодов: построения эконометрических моделей, корреляционно-рег­рессионного анализа, метода экспертной оценки и других.

Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов {сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюдже­тов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование фи­нансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проек­тов и сроков их окупаемости.

Важное место в системе управления финансами занимает финан­совое планирование. Именно в ходе планирования любой экономи­ческий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направле­ния их наиболее эффективного использования.

Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутри-годовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использова­ния. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и рас­ходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внут-ригодовой сбалансированности доходов и расходов.

2. Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся ситуации и преследующих цель получения мак­симального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспре­деления финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формиро­вание и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ре­сурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.

Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необхо­димым условием эффективности управления ими. Финансовый конт­роль представляет собой деятельность специальных органов по обес­печению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъек­тов. Существуют три формы финансового контроля:

государственный контроль осуществляется специальными конт­рольными органами государства и направлен на максимизацию до­ходов и соблюдение целевого расходования средств государства;

внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повы­шения эффективности финансовой деятельности организаций;

аудиторский контроль - это контроль специальных юридичес­ких лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдель­но на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организа­ции, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, ак­ционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского уче­та и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повы­шения эффективности и качества управления финансами.


Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансовой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.
Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:
финансового прогнозирования и планирования;
оперативного управления;
финансового контроля.
Начало управленческого процесса связано с определением параметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу, что осуществляется в процессе финансового прогнозирования. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построения эконометрических моделей, корреляционно-регрессионного анализа, метода экспертной оценки и других.
Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование финансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проектов и сроков их окупаемости.
Важное место в системе управления финансами занимает финансовое планирование. Именно в ходе планирования любой экономический субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутригодовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использования. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и расходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внутригодовой сбалансированности доходов и расходов.
Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспределения финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формирование и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.
Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль представляет собой деятельность специальных органов по обеспечению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъектов. Существуют три формы финансового контроля:
государственный контроль осуществляется специальными контрольными органами государства и направлен на максимизацию доходов и соблюдение целевого расходования средств государства;
внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повышения эффективности финансовой деятельности организаций;
аудиторский контроль - это контроль специальных юридических лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдельно на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организации, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, акционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского учета и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повышения эффективности и качества управления финансами.

Управление финансами (financial management) — сознательное воздействие органов управления на страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении , твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В соответствии со структурой финансовой системы по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами органов местного самоуправления, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов) (см. ).

Составляющей управления финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся: Министерство финансов и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Функции управления финансами включают:

  • финансовый анализ;
  • финансовое прогнозирование;
  • планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
  • оперативное регулирование финансов;
  • контроль за состоянием финансов;
  • учет финансовых ресурсов.

Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы. В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств, и экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

В условиях главенствующее место в управлении финансами принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как присуща высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный бюджет, бюджеты территориальных образований (местные бюджеты).

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием , так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами.

Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление , осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, и другими мировыми финансовыми институтами.

Просмотров