Домашнее обучение здорового ребенка. Могут ли не разрешить перевод на семейное обучение? Перевод на домашнее обучение «по состоянию здоровья»

Ни для кого не секрет, что качественное образование в наши дни играет очень большую роль. Люди с высоким уровнем квалификации востребованы всегда и везде, они нужны в профессиях как гуманитарной, так и сугубо научной сферы.

Школа и домашнее образование

Одним из первоначальных этапов получения базы систематизированных знаний является школа. Заканчивая ее, человек получает минимум тех навыков и качеств, которые необходимы ему в жизни. На протяжении многих лет не возникало даже и вопроса о том, нужно ли вообще посещать школу и является ли это обязательным, ведь данный факт считался непреложным, являлся обязанностью каждого ребенка и подростка. Сегодня люди все чаще слышат фразу "домашнее обучение в школе". Что это такое - миф или реальность?

Как оказалось, такой вид образования становится все более популярным в нашей стране. Все больше и больше детей совместно с родителями решают выбрать обучение на дому.

Причины перехода на домашнее обучение

Это происходит по большей части из-за несовпадения интересов школы и учеников: многие считают, что школа не дает действительно нужных знаний и полезных навыков, и предпочитают организовывать свое расписание самостоятельно. Другие - талантливые дети-спортсмены или художники и пр., которые не могут ежедневно посещать школу и тратить время на выполнение объемных домашних заданий, поскольку много работают над достижением поставленной цели. Иные вынуждены прибегнуть к индивидуальному обучению на дому по причине тяжелой болезни, инвалидности. Иногда возникают ситуации, когда ребенок категорически отказывается посещать учебное заведение из-за постоянных конфликтов с одноклассниками и учителями, и тогда выходом может служить семейное обучение. Но как перейти на домашнее обучение в школе, какие могут быть последствия? Домашнее обучение в школе - что это такое и чем отличается от других, эти и прочие вопросы лучше изучить заранее.

Виды и характеристики домашнего обучения

В мире приняты шесть разновидностей обучения на дому:

  • Семейное обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса родителями, выступающими в роли учителей самостоятельно, либо приглашения преподавателей. В этом случае ученик прикрепляется к школе и имеет право посещать ее. Однако, по решению семьи ему будет лучше проходить Учеба проходит на основании официально установленной программы с ежегодной аттестацией. Также для того, чтобы получить настоящий диплом, подтверждающий окончание школы, ребенку нужно будет сдать экзамен.
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
  • Домашнее обучение в школе. Что это такое: по состоянию здоровья некоторым детям показано надомное обучение. В этом случае ребенок изучает общеобразовательную программу школы, в которой он зарегистрирован, с учителями, но также допустимы варианты самостоятельного обучения ребенка. Сдача контрольных и экзаменов тоже осуществляется на дому. Такой вариант разработан специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но получить разрешение на такую форму образования представляется возможным только при наличии соответствующего постановления медицинской комиссии.
  • Экстернат. Идеально для ребят с высоким уровнем знаний, которым намного легче дается среднестатистическая школьная программа. Ребенок сдает экзамены сразу (часто на два-три года вперед) без каких-либо промежуточных контрольных и прочих испытаний. Он может быть оформлен для детей любого возраста.
  • Дистанционный способ. В эпоху высоких технологий этот метод обучения отлично подойдет ученикам, проживающим далеко от школы или желающим получать знания от более квалифицированных педагогов. Это может стать как дополнением к посещению школы, так и полностью заменить его. Обучение и общение с преподавателями проходит дистанционно. Все необходимые материалы можно будет получать из своеобразной онлайн-системы. Но ребенок может и напрямую общаться с преподавателями (например, через такие приложения, как Skype), а все контрольные будут проходить в режиме онлайн. Все детали данного метода согласуются с администрацией школы.
  • Анскулинг. Он является самым радикальным вариантом обучения. Основывается на полном исключении школы из жизни. Родители самостоятельно обучают детей, без ориентации на какую бы то ни было программу. Из-за этого неизвестно, сможет ли ребенок полноценно развиваться и жить в обществе дальше. По вышеизложенной причине данный вид индивидуального обучения на дому запрещен во многих странах мира.

Законные основания перехода на домашнее обучение

Возможность перехода на домашнее обучение подтверждена га законодательном уровне. Данный вопрос регулируется в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года с изменениями и поправками 2016-2017 года.

Государственная помощь

Федеральный гласит, что государство оказывает помощь семьям, в которых дети перешли на домашнее обучение.

Можно узнать больше о государственной поддержке детей, состоящих на домашнем обучении, изучив разъяснительное письмо Министерства образования Российской Федерации "Об организации получения образования в семейной форме".

Переход на домашнее обучение

Как перейти на домашнее обучение правильно, без вреда для ребенка? Это один из первых вопросов, который задают родители, решив перевести детей на домашнее обучение. К теме хоумскулинга в России предвзятое отношение. На основании сложившихся традиций и методик образования, культуры в целом и устоев общества это считается не то чтобы неприемлемым и неправильным, а, скорее, непривычным. Хотя сейчас и происходит ориентация на Запад и формы преподавания "за бугром", российский народ еще не совсем готов к такому способу получения элементарных знаний. Однако, если решение принято, а тем более нужно домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, то нужно неотложно приступать к действию.

Алгоритм действий

Обычно все одинаково, за исключением варианта, когда обучение на дому требуется детям с ОВЗ:

  • Нужно твердо знать, какой вид обучения в домашних условиях подходит ребенку.
  • Если причиной является инвалидность, необходимо собрать весь пакет документов, подтверждающих это (полный список справок и медицинских показаний можно взять в департаменте образования).
  • Получив удовлетворительный ответ комиссии, написать заявление на имя директора выбранной школы или в департамент образования, ссылаясь на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года и приложив все медицинские документы.
  • Надо найти школу, в которой принято положение о надомном обучении.
  • Далее обязательно составление рабочей программы домашнего обучения, которая удобна и необходима конкретному ребенку. Будут отобраны учителя, которые смогут обучать его дома, а родители будут вести учет успеваемости.
  • Если же у детей нет каких-либо ограничений по здоровью, мешающих посещению школы, то достаточно решения родителей и заявление на имя школьного директора. Также будет собрана комиссия, куда, скорее всего, пригласят и самого ребенка с целью узнать его отношение к вышеизложенной идее. После заседания будет вынесен окончательный ответ, и тогда ученик будет прикреплен к школе, куда будет приходить для обязательной аттестации

Важные моменты

Родителям желательно знать некоторые тонкости перед тем, как устроить ребенка на домашнее обучение:

  • Дети, состоящие на семейном обучении, на основании договора, заключенного с администрацией выбранной школы, имеют право вернуться на очное школьное обучение в любое время.
  • Договор о семейном образовании, подписанный администрацией школы, может быть расторгнут ею в случае неудовлетворительных результатов пройденной аттестации.
  • Если ребенок, переходя на домашнее обучение, вынужден покинуть учебное заведение, в которое ходил ранее, его администрация может заставить написать заявление об исключении. Но это не подкреплено юридически, а значит, дает право не выполнять просьбу. Ведь иногда переход на хоумскулинг не дает ожидаемых результатов, и возникает потребность вернуть ребенка на очное обучение, а прежняя школа является самой удобной.

Преимущества и недостатки

  • Удобный, гибкий график учебы.
  • Отсутствие принуждения со стороны учителей и унижения, насилия со стороны учеников.
  • Более углубленное изучение любимых предметов.
  • Шанс предотвращения дурного влияния со стороны сверстников.
  • Снижение общего риска ухудшения здоровья (проблем со зрением, позвоночником, нервной системой);
  • Возможность ускоренного освоения школьной программы.
  • "Не-принадлежность" к серой, общей массе со стандартизацией знаний.
  • Отсутствие жесткой дисциплины.
  • Полный родительский контроль, большая ответственность.
  • Возможность развития комплексов неполноценности из-за обучения в одиночку.
  • Нет постоянной социализации со сверстниками, что делает ребенка менее опытным в жизни (хотя с этим можно поспорить, учитывая, что ребенок будет посещать различные кружки по интересам, мероприятия, если ему организуют развлекательную программу, а также дружеские и родственные встречи).
  • Знаний родителей не всегда бывает достаточно для полноценного образования ребенка.

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Приветствую вас, родители юных школьников! Буквально недавно все мамы и папы были абсолютно уверены в том, что получить образование, как детсадовское, так и школьное, можно исключительно в стенах государственных учреждений. Наши родители неслись по утрам в детский сад или в школу, таща за руку нас, спящих на ходу, а потом спешили на работу, чтобы после окончания рабочего дня успеть забрать своё дитятко обратно домой.

Сегодня в качестве альтернативы учебным государственным стенам приходят платные элитные детсады и школы, где за определённую денежку с вашим ребёнком будут заниматься уже «на другой волне». Но и такое обучение требует посещать учебное заведение.

А встречались ли в вашей жизни случаи, когда абсолютно здоровые (не беру за основу примеры детей с ограниченными возможностями) ребята учились и получали аттестаты, не выходя из дома? Что такое домашнее обучение, или по-модному сегодня «хоумскулинг», и доступно ли оно рядовому школьнику?

План урока:

Существует ли российский хоумскулинг?

Домашнее обучение без прямого участия образовательного учреждения давно распространено в странах Западной Европы и Америке. В российском государстве хоумскулинг лишь набирает обороты. Для отечественного домашнего обучения не хватает наработанных научных методик.

Главными экспертами в семейном образовании пока остаются лишь сами родители, как правило, мамы и папы, которые своим хребтом через собственные пробы и ошибки проверяют альтернативную форму обучения.

Примеряя на себя западный опыт, российское законодательство с 1 сентября 2013 года предусмотрело в новом образовательном законе право каждой отдельной ячейки общества получать семейное образование. Система отечественного хоумскулинга сегодня даёт выбрать условия обучения ребёнка. Так, сделать это можно, либо полностью не выходя из дома, обучаясь заочно, либо в очно-заочной форме.

Что требует домашнее образование?

Прежде чем захлопать в ладоши от такой интересной идеи, когда про так поднадоевшую школу можно забыть, стоит задуматься о том, что весь груз ответственности за учебный процесс ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы взвалить на себя такую ношу?

Ведь очень часто мамы и папы учеников начальной школы жалуются, что им приходится вечерами делать уроки с детьми, а иногда они и вовсе не способны объяснить ребёнку материал.

Для домашнего обучения от родителей потребуется либо стать самим «семи пядей во лбу», либо им придётся раскошелиться на репетиторов, которые очень даже не забесплатно, но с удовольствием придут на помощь.

Готовыми надо быть не только материально, но и морально. Как вы себе представляете, обрадуется ли родимая школа, если вы вдруг заявите, что ходить на уроки ребёнок больше не будет, а педагогам придётся принимать у него промежуточные экзамены?! Я пока это вижу с трудом.

Как указывает закон, учебное заведение не вправе вмешиваться в домашний образовательный процесс, поэтому выбирать и давать задания родители смогут на своё усмотрение. Как мамы и папы справляются с обучением своих детей на дому, покажет аттестация школьника. Как и все обычные дети, домашние ученики по окончании выпускных классов сдают ГИА и ЕГЭ.

Только после успешной сдачи экзаменов им будет выдан заветный аттестат.

Непрошедшие контроль качества будут вынуждены вернуться обратно в школу. Будет ли непредвзятым отношение педагогов при проведении экзаменационной проверки знаний, чтобы «слишком умным» родителям показать их место, – ответить сложно. Но абсолютно уверена, что трудности не заставят себя долго ждать.

Как можно учиться дома?

Сегодня у родителей, желающих дать своему школьнику индивидуальное обучение, есть выбор, каким из его видов заняться, учитывая особенности ребёнка.

Семейная учёба

Такой учебный процесс предполагает получение знаний дома при помощи родителей, или просто самостоятельно. В школу домашние ученики являются лишь на сдачу аттестации.

Обычно к семейному виду обучения приходят дети, значительно опережающие сверстников по интеллектуальному развитию.

Учатся дома и те, которые профессионально занимаются спортом, музыкой или ещё чем-то, когда совмещение серьёзного увлечения и школы невозможно. Решают приобретать знания, не посещая школу, дети тех родителей, чья работа связана с частыми переездами, и ребёнку приходится по несколько раз в год менять учебное заведение.

Бывают и такие ситуации, когда учиться вместе со всеми мешают религиозные или идеологические причины.

Надомная учёба

Такой вид образования рассчитан на детей, которые ходить в школу не могут по состоянию здоровья.

В России насчитывается более 600 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет, и лишь около 25% из них получают образование дома, получая аттестаты зрелости. Остальные же, к сожалению, остаются без документов.

Учатся дети с ограниченными возможностями по одной из двух программ. Общая предусматривает изучение всех дисциплин и сдачу контрольных и экзаменационных работ, как в обычной школе. Только уроки могут быть сокращены до 20-25 минут либо, наоборот, совмещаются вместе с продолжительностью до 2 часов. Всего преподают от 8 до 12 занятий в неделю.

При вспомогательной программе планирование обучения выстраивается индивидуально и зависит от состояния здоровья и сложности заболевания.

Дистанционная учёба

Появилась благодаря развитию информационных технологий и предполагает получение образования посредством интернета и телевидения. Этот вид домашнего обучения подходит только тем детям, которые способны самостоятельно интенсивно работать. Дистанционная форма не привязана к определённому месту, связь с педагогами происходит посредством телефона, электронной и обычной почты.

Хоть российский закон и предполагает возможность получить образование дистанционно, на самом деле такая форма присутствует в школах лишь в виде эксперимента. Более того, чтобы оказывать услуги по дистанционному обучению, школьное учреждение должно пройти аттестацию. Нет на сегодня и единых программ, спецлитературы, технических средств и ловких специалистов.

Так что для начальной школы учёба на дистанции — это не лучший вариант, зато хороший способ получить высшее образование.

Что сделать, чтобы учиться дома?

Тихим вечером в тёплом семейном кругу вы вместе с ребёнком решили, что домашнее обучение – подходящий вариант, и вы «на ура» справитесь без школы. Непременно встанет единственно важный на первом этапе вопрос: как на него перейти и куда бежать?

Для перехода на семейное обучение родители стучатся в региональный Департамент образования, который после принятия решения о возможности сделать такой шаг в своём приказе прикрепляет домашнего ученика к образовательному учреждению. Делается это для того, чтобы сдавать промежуточные аттестации.

Конечно, можно прийти прямо в близлежащую школу к директору, но нельзя быть уверенным «на все сто», что он возьмёт на себя такую ответственность без вышестоящих органов.

Между школой и родителями появится официальная бумага, где помимо прав и обязанностей сторон, описываются детали учёбы, в том числе сроки сдачи проверочных работ и аттестаций, перечень практических занятий для обязательного присутствия.

Родителям, желающим учить ребёнка в семье, нужно помнить: школьные педагоги не обязаны ходить к вам домой, но школа должна предоставить учебные пособия и литературу из !

Для перевода ребёнка на надомное обучение придётся собрать медицинские заключения и предоставить их в школу по месту жительства. Учебное заведение назначает из состава учителей тех педагогов, которые будут ходить домой. Родителям выдают журнал, где все учителя отмечают пройденный материал и ставят отметки. По окончании учебного года журнал сдаётся в школу.

Конечно, у домашнего обучения есть и плюсы и минусы. Подходя к образованию в индивидуальном порядке, мы устанавливаем детям свободный график, но одновременно даём соблазн раз за разом откладывать учёбу на потом. В любом случае, быть в рядах первопроходцев или остаться классиком – дело каждого родителя, ведь никто лучше вас не знает возможностей ребёнка.

Думаю, что прекрасным дополнением к статье будет сюжет из программы «Утро России», который как раз посвящен рассматриваемой сегодня теме. Смотрим видео.

А вы смогли бы решиться учить своего школьника дома? Хотелось бы услышать «за» и «против» хоумскулинга. Ваше мнение очень важно, ведь в споре рождается истина!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам в новом учебном году!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Все чаще родители, стараясь индивидуализировать образовательный процесс своих детей, обращаются к понятию «домашнее обучение». Особенно это характерно для начальной школы, когда малыш может быть морально и физически не готов к одновременному смену образа жизни, качественному усвоению потока новой информации, необходимости социализации и активной конкуренции в среде сверстников.

Некоторые родители еще только обдумывают возможные последствия принятия на себя роли педагогов, а другие уже активно включились в работу, составляя планы на следующий год.

Домашнее обучение - что это такое?

Не секрет, что десятилетняя программа школы может быть изучена значительно быстрее при индивидуальном подходе к образовательному процессу. Понимая это, родители выбирают домашнее обучение как реальную возможность помочь детям сэкономить время и приобрести более широкие и полезные в современном мире знания. Осваивая стандартные предметы, ребенок одновременно овладевает дополнительными навыками альтернативной направленности, поэтапно формируясь в разностороннюю личность.

Надомная подготовка временного или постоянного характера вызвана необходимостью: медицинскими противопоказаниями к посещению школы ребенком. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его знания и успешную аттестацию.

А вот «семейное обучение» как раз является синонимом homeschooling, предусматривая открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей. Учебное учреждение может быть только одной из сторон контракта в случае организации аттестации - промежуточной или итоговой.

Правовые нормы подготовки учащихся по очно-заочной форме

В 2012 году вышел "Закон об образовании". Его суть в том, что дети теперь могут получать образование в организованном порядке: в школах и вне их. Обучение в школах делится на очное, заочное (система экстерната) и очно-заочное (надомное, домашнее). Подготовка учащихся вне учебного заведения определяется терминами «семейное образование» и «самообразование», с адекватно вкладываемым в них смыслом.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании".

Домашнее обучение законом предусмотрено в следующих случаях:

  • необходимость длительного лечения;
  • инвалидность;
  • операция и последующая длительная реабилитация;
  • психоневрологические нарушения (эпилепсия, неврозы, шизофрения).

Для больных детей могут быть созданы как условия для обучения на дому, так и облегчение требований к посещению школы: дополнительные выходные дни, освобождение от уроков.

Количество часов нагрузки определяется специальными стандартами в зависимости от класса (обычно от 8 до 12 уроков в неделю).

Закон также предусматривает:

  • заключение контракта родителей с учебным заведением;
  • предоставление ребенку необходимой техники для дистанционного формата получения знаний;

  • правила приема ребенка с ограниченными возможностями в школу;
  • смену учебного заведения;
  • нормы аттестации и выдачи документов об образовании.

Готовясь по индивидуальной программе, дети осваивают предметы в соответствии со школьным планом, а также пишут контрольные, самостоятельные, творческие работы, сдают промежуточные тестирования.

Чтобы перевести на домашнее обучение своего ребенка, родители предоставляют в школу заявление и справку, выданную медкомиссией, на основании которой дирекция издает приказ и составляет расписание уроков.

Подготовка больных детей

В соответствии с диагнозом педагоги разрабатывают рабочие программы домашнего обучения по всем предметам.

Подготовка по такой системе может происходить как персонально, через визит педагога к ребенку, так и дистанционно.

Программы учитывают:

  • достижение к концу процесса определенных поставленных задач;
  • количество часов по каждой теме;
  • формы контроля знаний.

Основное внимание при разработке индивидуальных схем подготовки больных детей уделяется следующим направлениям:

  • умению выражать собственные мысли;
  • освоению терминологии конкретного предмета;
  • тренировке памяти;
  • стимулированию творческого мышления.

Большую роль играет воспитательный процесс: развитие силы воли, коммуникабельности, ответственности, понимания значимости изучаемой дисциплины.

Семейное образование: пункты закона

Домашнее обучение в России реализовывается также формой получения знаний вне школы.

Родители обязаны в письменной форме уведомить местные органы самоуправления и дирекцию образовательного учреждения, что они берут на себя полную ответственность за дальнейшую подготовку своих детей. Для прохождения промежуточных и итоговой аттестации заключается также контракт со школой об экстернате. С этих необходимых процедур начинается процесс семейного образования.

Наличие просроченных академических задолженностей недопустимо. Это может быть прецедентом для перевода на очную систему обучения в школу без возможности выбора способа подготовки в дальнейшем.

"Закон об образовании" регламентирует правовые нормы семейного обучения в следующих статьях:

  • Статья 17 - о видах учебного процесса.
  • Статья 33 - о системе экстерната.
  • Статья 44 - о правах родителей и детей.
  • Статья 58 - о неудачной аттестации и ее последствиях.
  • Статья 63 - о необходимости извещения органов самоуправления.

Также имеется письмо Министерства образования с разъяснениями, как перейти на домашнее обучение. Homeschooling в России, таким образом, регламентирован законодательными актами и полностью реализует демократические права и свободы граждан.

Почему родители решают учить детей самостоятельно?

Подготовка детей вне школы - серьезный шаг семьи и требует понимания всего комплекса проблем, которые могут сопровождать процесс образования.

Причины, в связи с которыми выбирается домашнее обучение:

  • идеологические - нежелание воспитывать ребенка в рамках общей системы;
  • религиозные;
  • перегрузка ребенка в спортивных, музыкальных, художественных школах, вызванная основным увлечением и планируемой дальнейшей карьерой;
  • психологическая неготовность малыша к адаптации в большом коллективе;
  • желание родителей защитить ребенка от пагубного влияния школы (стрессов, плохих компаний);
  • возможность учиться далеко за пределами цивилизации - в глухих родовых поместьях, так популярных в последнее время;

  • ребенок может перемещаться вместе с родителями к их местам работы в разных концах мира;
  • недовольство семьи качеством школьного образования.

Плюсы домашнего обучения детей полностью зависят от причин перехода на него.

А вот к минусам следует отнести возлагаемую на семью ответственность не только за образовательный процесс ребенка, но и за его последующую адаптацию в обществе, возможный дефицит общения со сверстниками и отсутствие опыта выстраивания отношений с системой, существующей за пределами семейного мира. Стоимость необходимых частных услуг репетиторов также может быть весомым фактором.

Возможно, минусы носят субъективный характер и вполне преодолимы?

История семейного образования, или «Мы все учились понемногу...»

Домашняя подготовка по разным предметам - давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством. Штудировали тогда церковные книги: Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху широкое распространение академического образования инициировало стремление к просвещенности в разных кругах общества. В качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы. Целая серия сатирических произведений, высмеивающих принципы провинциального воспитания, раскрывает убожество и недалекость мелкопоместного дворянства и нанимаемых им «педагогов». Тем не менее в качестве учителей могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний - академической.

Образование в семье в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин и даже более близкие к современной эпохе, например физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

А как за рубежом?

Пожалуй, всем известна легенда о Томасе Эдисоне, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его подготовкой занималась мать, причем весьма успешно.

Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование (homeschooling): Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее обучение детей - залог их успешного будущего.

К сожалению, несмотря на то что homeschooling - термин англосаксонского происхождения, в большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейной подготовки детей по факту имеет много проблем. Среди них можно назвать навязчивый контроль со стороны инспекторов, особенности организации аттестации, умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США. Для поступления в вуз ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке. Другими словами, государственный аттестат не нужен вообще.

Как выстроить процесс семейной подготовки

После прикрепления ребенка к школе, которая будет проводить промежуточные тестирования, надо переходить к обучению. Основные подготовительные этапы состоят в:

  • получении учебников;
  • выяснении у учителей списка необходимой дополнительной литературы по изучаемым темам;
  • определении возможных требований на экзаменах;
  • составлении программы домашнего обучения;
  • формировании расписания занятий с перечнем дисциплин к освоению.

Как может быть построен процесс:

  1. Чтение и пересказ параграфа в учебнике, ответы на вопросы.
  2. Просмотр видеоролика по теме урока.
  3. Выполнение теста или творческого задания по материалам Интернета.

В день обычно проводится 2-3 занятия по разным предметам. Свободное время можно посвятить спорту, развитию творческих навыков: музыке, танцам, рисованию, углубленному изучению интересного материала, иностранных языков, а также общению со сверстниками и прогулкам на свежем воздухе.

Плюсы налицо: не нужно покупать школьную форму, сдавать деньги на шторы, ремонт класса и подарки учителям. В условиях домашнего обучения занятия проходят в максимально комфортных условиях как по времени проведения, так и по выбору удобной позы, допустимости выражения любого мнения, с возможностью перекусов и отдыха.

Обязательные тесты проводятся в 9 и 11 классах, поскольку предполагают выдачу документов об образовании. Также может быть осуществлен контроль знаний за начальную школу (после 4-го класса). Остальные экзамены не являются обязательными.

Учиться дома - это просто!

Информационная среда предлагает в широком доступе возможности для овладения не только школьными предметами, но и серьезными академическими дициплинами.

Она также насыщена:

  • тематическими библиотеками;
  • фондами видеороликов;
  • on-line курсами;
  • ресурсами дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
  • различными форматами широкого общения.

Поэтому домашнее обучение маникюру, парикмахерскому мастерству, вязанию, столярному делу, ремонту помещений - обычная практика интересующихся людей, которым нужны практические знания.

К сожалению, получить диплом пока можно только в аккредитованных учреждениях, оплатив им стоимость обучения или тестирования.

Будущее семейного образования

Современный мир требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной - стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем в некоторых странах для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин: родному и иностранному языку, истории, математике, информатике. Получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование в настоящее время стремится к преодолению разрыва между школьной системой и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому домашнее обучение будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

  • упрощением перемещения между странами;
  • возможностями быстрых коммуникаций;
  • снижением стоимости информационных ресурсов;
  • распространением системы freelance как наиболее удобной в ряде хозяйственных областей;
  • переходом торговли на основные обороты в Интернете;
  • развитием дистанционных форм обучения;
  • перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;
  • более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;
  • растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Главное, чтобы оно не походило на сатирический короткометражный фильм «Домашнее обучение», где родители выглядят сумасбродами с сумасшедшими идеями, а ребенок ограничен в общении со сверстниками, ведя навязанную ему жизнь отшельника.

Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие детишки, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Формально они тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.

Обучение на дому может осуществляться как по необходимости (по медицинским показаниям), так и по желанию родителей. И в зависимости от того, чем вызвано решение перейти на надомное обучение, будет отличаться и сам процесс обучения и технология оформления всех необходимых документов. Рассмотрим все возможные варианты.

Вариант 1. Надомное образование

Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные детишки либо вообще не получают образование, либо учатся дома, но не имеют никаких документов о получении образования. Для таких детей надомное обучение - единственная возможность получить аттестат зрелости.

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:

  • для 1-4 классов - 8 уроков в неделю;
  • для 5-8 классов - 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов - 11 уроков в неделю;
  • для 10-11 классов - 12 уроков в неделю.

По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.

Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

Технология процесса

  • Прежде всего, необходимо собрать все медицинские справки для оформления обучения на дому по медицинским показаниям. Родители или законные представители ребенка должны предоставить администрации школы медицинскую справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
  • Одновременно родители (или заменяющие их лица) должны написать заявление на имя директора образовательного учреждения.
  • Если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе родители вместе с представителями образовательного учреждения составляют вспомогательную программу, в которой подробно описывается перечень изучаемых предметов и количество часов в неделю, отведенных на изучение каждого предмета.
  • На основании представленных справок и заявления издается приказ по образовательному учреждению о назначении преподавателей для домашнего обучения и периодичность аттестестации ребенка в течение года.
  • Родителям выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители сдают этот журнал в школу.

Законная поддержка

Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому". Вот самые основные из них:

  • Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
  • Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.
  • Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
  • Родителям (законным представителям), имеющим детей - инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Вариант 2. Семейное образование

Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.

Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:

  • Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, "перепрыгнуть" через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
  • Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
  • Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
  • Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.

Семейная форма обучения: технология процесса

  • Для оформления надомного обучения по собственному желанию, родителям необходимо написать соответствующее заявление в департамент образования. Для рассмотрения этого заявления, как правило, формируется комиссия, в состав которой входят представители департамента образования, школы, к которой прикрепляется ребенок, родители (или лица их заменяющие) и другие заинтересованные лица (тренеры или педагоги ребенка). Иногда на заседание комиссии приглашают и самого ребенка. Если комиссия признает целесообразность обучения данного ребенка на дому, издается приказ о прикреплении его к конкретному учебному заведению, где ребенок будет проходить итоговые аттестации.
  • Можно пойти другим путем и написать заявление непосредственно на имя директора образовательного учреждения, ближайшего к месту жительства ребенка. Но в связи с тем, что семейное образование пока не особо распространено в нашей стране, директора школ редко берут на себя ответственность принимать решение. Как правило, они направляют заявление родителей в департамент образования.
  • В образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ с указанием обязательной программы, соответствующей возрасту ребенка, а так же сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестации.
  • Затем между школой и родителями ребенка заключается договор, в котором прописываются все права и обязанности обеих сторон (администрации школы, родителей и самого обучающегося). В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.
  • При оформлении надомного обучения по собственному желанию преподаватели из школы, к которой прикреплен ребенок, не обязаны приходить к нему домой. В этом случае ребенок должен самостоятельно, с помощью родителей проходить установленную программу. Хотя иногда родители договариваются с преподавателями за определенную плату о дополнительных уроках. Но этот вопрос решается исключительно по личной договоренности.
  • Для итоговой аттестации ребенок должен в установленные дни приходить в школу, к которой он прикреплен. В зависимости от обстоятельств и возраста ребенка его могут обязать проходить итоговую и промежуточную аттестацию одновременно со сверстниками. В этом случае ребенок должен приходить в школу только в дни итоговых контрольных и тестирований. Но для ребенка и для родителей более удобен вариант, когда назначается индивидуальный график итоговой и промежуточной аттестации.

Законная поддержка

Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании" и пунктом 2 "Положения о получении образования в семье". Вот основные положения этого закона:

  • Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования по заявлению родителей. И на любом этапе обучения, по решению родителей, ребенок может продолжить образование в школе (п. 2.2 "Положения"). В заявлении родителей в общеобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию) необходимо указать выбор семейной формы получения образования и причину, по которой принимается такое решение. В приказе о переводе ребенка это также отмечается.
  • Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования (п. 2.3 "Положения"). Главное в договоре - порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором (п. 2.3 "Положения") предоставляет учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке; методическую, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию.
  • Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не усвоения учащимся учебных программ, которое может быть выявлено во время промежуточной аттестации. Перевод в последующий класс производится по результатам промежуточной аттестации (п. 3.2 "Положения").
  • Родители вправе сами обучать ребенка, или самостоятельно пригласить преподавателя, или обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение (п. 2.4 "Положения").
  • Родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (п.8 ст.40 Закона РФ "Об образовании"). В настоящее время эта сумма составляет около 500 рублей в месяц, хотя в некоторых регионах она несколько выше за счет компенсаций местной администрации.


Вариант 3. Дистанционное обучение

Во всем мире среди детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать общеобразовательные учреждения широко распространено дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения - это получение образовательных услуг без посещения школы (лицея, гимназии, ВУЗа) с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, ТВ и Интернет. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. В нашей стране дистанционная форма получения среднего образования пока внедряется лишь в некоторых школах в виде эксперимента. Узнать о наличии таких "экспериментальных" школ в вашем районе можно в региональном департаменте образования.

Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 года N 11-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает возможность получения образования дистанционным способом. Но для внедрения системы дистанционного образования в школы необходимо время. Во-первых, учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, подтверждающую право данного учреждения предоставлять услуги дистанционного образования. Во-вторых, пока еще не разработаны единые программы по дистанционному образованию и специальная литература. И в-третьих, во многих школах нашей страны отсутствует необходимая техника и специалисты для внедрения этих программ. А вот получить высшее или среднее специальное образование дистанционным способом уже вполне реально. Практически во всех крупнейших учебных заведениях (ВУЗах, колледжах, техникумах, и.т.д.) действует факультет дистанционного образования.

Необходимо помнить, что у вас всегда есть право выбора. Независимо от того, какой из вариантов домашнего обучения вы выбрали, ребенок в любой момент может перейти с домашнего обучения на обычную форму, (то есть, как и его сверстники, ходить в школу). Для этого ему необходимо лишь пройти аттестацию за ближайший отчетный период (учебный год, полугодие, четверть).

Достоинства домашнего обучения:

  • Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу нескольких классов за один год.
  • Ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания.
  • Возможность более углубленного изучения интересующих предметов.
  • Ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком).
  • Родители могут корректировать недостатки школьной программы.

Недостатки домашнего обучения:

  • Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде.
  • Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками.
  • У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день.

Обсуждение

Скажите кто-нибудь пожалуйста, обязательно ли нужно ехать в ВУЗ, при дистанционном обучении, для получения диплома??? А если я живу за 5000 км от ВУЗа и у меня нет финансовых возможностей, и у меня по здоровью нет возможности приехать в ВУЗ, и со мной некому приехать в ВУЗ на защиту диплома, то что мне делать после того как я закончу последний курс???

Проблема школы_ это огромное количество УРОКов! В пятом классе каждый день по шесть уроков. Отсюда сильная усталость, если убрать эту технологию изо и музыку, то тогда будет нормально. Лично Янев состоянии обучать своего сына на дому в старшей школе. Но проучившись два года в начале я понимаю,что по 6_7 уроков каждый день и огромное количество домашних заданий мы реально не вынесем физически и психологически! При том,что сама я образованный человек и в школе была отличницей. Уважаемые законодатели,если вы не разберётесь с образованием и конкретно с Огромным количеством уроков у детей начина, с первого класса,то глоток детей из школьбудет очень большим,так как вставить там ужасно тяжело! Внеурочка,спецкурсы,лишние предметы_ это изо музыка и труд,так как они не разбавляют сложные предметы,а ДОБавляют количество учебных часов детям! И уберите,ради бога,третий час Английского из старшей школы и информатику из начальной! При этом качество образования плохое,учителя хамы и не могут каждого научить,смысла в школу ходить никакого!программы начальной школы кошмарный,деление с остатком по математике_ это идиотизм какоф_ то. Лично я не знаю,как мне обучать ребенка в старшей школе. Такая школа как она есть,нам не подходит никак _ уже третий год мучается,что делать?

02.03.2018 11:15:04, валерия

Здравствуйте. Хотим перевести внучку на СО, т.к. не устраивает качество обучения в школе. Подскажите, пожалуйста, обязательны ли для изучения на СО изо, физкультура, музыка, технология и если "да", то можем ли мы эти уроки посещать в школе?

06.01.2018 13:33:08, Зоя Григорьевна

Добрый день. Подскажите пожалуйста, аттестационные экзамены при прохождении семейного обучения, обязательны? Если да то каким законом?

02.05.2017 07:51:18, Александр Филинов

Следует обратить внимание, что в настоящее время ни семья, ни школа, не получают денег за семейное обучение, так как ребёнок в этом случае не входит в контингент школы. [ссылка-1]

Дистанционное обучение не является решением задач, связанных с личными ценностями опекунов и/или опекаемых; оно всего лишь методологический вид обучения, обеспеченный современным состоянием науки и техники, поэтому не исповедующим общепринятые ценности опекунов и/или опекаемых ждет неизбежное немилосердное разочарование итогами воздействия такого вида обучения.

Сейчас итак большинство детей ходят к репетиторам,т.к.большинство преподавателей в школах не могут дать им всей информации. По крайней мене мой ребёнок будет намного спокойнее,обучаясь дома. Не будет тратить время на выслушивание незаслуженных оскорблений. В Москве хотя бы следят за обучающим процессом больше,чем в Подмосковье. Здесь в школах есть такие учителя,которые портят психику детей,а образовательный процесс оставляет желать лучшего. А жалобы означают только одно-что к твоему ребёнку будут только хуже относиться. Всё равно они этого не сделают. Это означает сокращение штата учителей.Они просто останутся без работы.Да и не ко всем обувающимся можно применить обучение ВИРТУАЛЬНО. Кто-то ходит в школу получать знания,кто-то-просто ради времяпрепровождения

Статья полна ошибок в части о семейном образовании (по двум другим - не в курсе).
И технология процесса, и ссылки на законодательную часть не соответствуют действительности. Начиная от написания заявления (оно носит чисто уведомительный характер, никакие причины указывать нет необходимости, комиссия не собирается), продолжая аттестациями (обязательны только итоговые, все промежуточные - по взаимному договору и графику; лабораторные и т.п. автор вообще из очно-заочного обучения взяла, видимо) и заканчивая отменой с 2013 года компенсационных выплат родителям при СО.

"Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде.
Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками" - одно и то же) ну вот откуда вы это берете, а. Неужели коллектив только в школе существует? неужели на публике только в школе можно выступать? неужели своем мнение только в школе можно отстаивать? Это какая то узость мышления раз за разом встречающаяся.

20.06.2016 13:45:45, ЕваС

А я подал документы на СО во 2 класс в платную школу, в Москву(4500р в мес),т.к. с 3 - мя бюджетными школами устал "бодаться"-договариваться, внятного ответа по форме обучения и аттестации моего ребёнка ни одна бюджетная школа мне не дала. Причём я заявил, что 1 класс мы хотим сдать экстерном. Почему я выбрал СО для ребёнка: 1. у меня жена не работает и может уделить ребёнку время, 2. ребёнок приучен самостоятельно заниматься дома ежедневно, в течении двух часов. 3. он посещает 7 секций, где у него друзья- коллеги по любимому занятию. 4. у него нет прививок и я устал всем доказывать и объяснять,что ребёнок - здоров, хотя по закону прививки - добровольно. 5. ознакомился с программой "Школа России"- шокирован.6. Был на открытых уроках в начальной школе. Дети в 4 классе по математике "плавают" в таблице умножения. Впечатления: у детей нет чёткой базы, нет интереса к обучению и сильная усталость. Решил попробовать СО для своего ребёнка до средней школы, там посмотрим...

25.05.2016 17:31:46, Yurf

Комментировать статью "Обучение на дому: по необходимости и по желанию"

Домашнее обучение. Поделитесь мнением!. Дистанционное образование, экстернат. Поделитесь мнением! Девочки, есть у нас такие, у которых дети обучаются дома? Не по причине слабого здоровья, например, а это именно позиция родителей и желание ребенка.

Обсуждение

Дочь училась все 11 лет на семейном. Две музыкальные, танцевальный, художка, медаль в школе, высокие баллы ЕГЭ, строжайшая дисциплина, жизнерадостный взгляд на мир - всё это наше. Условия: у меня два высших образования (техническое и гуманитарное)+полное финансирование(и личное участие) со стороны мужа. Если этого нет - фигня и профанация.

21.11.2018 20:29:28, Аэл.

Мой на семейном 4й год. Для нас это удобно. Самым удобным оказалось сдавать в лояльной инет-школе в этом году. Но я учу сама, кроме англ. Ребенок трудный, учится и не хочет, и не может. Сейчас учимся с удовольствием, много роликов в инете, на любую тему. Остается время на тренажерку и музыку.

Домашнее образование, нюансы. Забираю детей домой учиться, директор предложил официально ничего не оформлять и остаться якобы на Возможно, все дело в компенсации за дом. обучение и потере школой дотаций на ребенка в случае ухода с очного обучения...

Обсуждение

Мы в МШЗД на заочное перешли, тоже частная. Там раз в месяц контрольные по всем предметам онлайн, а приезжать только в конце года на итоговые аттестации.

В зависимости как договоритесь.
У меня сейчас ребенок тоже оформлен как на ИУП. ЧАсть предметов заочно, часть очно.
Школа получает деньги. Считаю, что это правильно, т.к. труд учителей должен быть оплачен. С другой стороны можно попросить о консультации при необходимости.

Я когда искала своему школу для аттестации, мне понравились школы при колледжах малокомплектные ТК 21 и 26 . Администрация школьных отделений очень доброжелательна. Мы в итоге прикрепились к 21. Была приятно удивлена уровнем педагогов.

О дом. обучении сын отзывается критически, сказал, что ему не хватало общения. Только это просто жизнь родителей, имеющих увлечения, образование с детьми. Семейное дошкольное образование получает любой ребенок. а уж сколько такого образования до поры до времени...

Обсуждение

Мой ребёнок "прошёл этот путь от А до Я", вернее, сейчас на стадии Я-а-а..., т.к. 11 кл - финал. 10 лет на семейном. Я уже много чего писала на этот счёт. Если кому интересно - спрашивайте. В нашем случае - вещь стОящая. Обязательное условие (с моей точки зрения): мама - профессиональный преподаватель, папа - добытчик мамонта и педагог-совместитель.

12.03.2017 16:05:01, Аланна

Насколько мне известно в России на домашнем обучении находятся неадекваты, ауты и "вундеркинды" из гиперактивных, от которых устали все, в том числе и сами родители, бегающие из одной школы в другую и им везде плохо.

11.03.2017 18:29:49, тамара

Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение. Новые законодательные положения, декларирующие различные формы образования как равноправные, не были подкреплены ни организационно, ни финансово, хотя...

особенности семейной формы обучения. Дистанционное образование, экстернат. Семейное обучение - вопросы. Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние Делятся опытом родители, организовавшие сообщество детей, находящихся на семейном обучении.

Обсуждение

а у меня встречный вопрос - Вам давно перечислили? мне чегой-то тишина:((

Я в теме. Получают. Вернее школа получает. Сейчас в связи с пилотным проектам они сами не очень ориентируются. Да и вообще еще с СО не очень знакомы. Но обычно в тех же постановлениях, где нормируется сумма компенсаций семье, есть коэффициент (кажется, для разных ОУ свой), например, 1,5. Т.е., если Вам школа переводит 10 т.р., то ей выделяется на Вас 1,5*10= 15 т.р.
Вот на 5 т.р. они должны Вас обслужить в библиотеке, провести консультации и аттестации. А как донести эту компенсацию до конкретного учителя - это вопрос администрации. Наши вот думали, деньгами или отгулом им это компенсировать.

Семейное обучение. Не знаю, правда, платят сейчас или нет. Частичный экстернат. Государство выделяет на каждого ребенка на обязательное(пока) образование определенную сумму. Перешли на семейное обучение, за что имеют от государства по 5 000.

Обсуждение

денег от государства получить не удалось, обучала сама, числилась в школе, в личном деле даже нет пометок о форме обучения - сдали все предметы. Важно, чтобы в уставе школы была прописана такая форма обучения, на которую претендуете - семейная, экстернат. По мед. показаниям - берут в любую школу. Тут может быть и дополнительный выходной в неделю, и посещение по основным предметам, и домашнее, и индивидуальное обучение, что в справке напишут и на что вы согласны.

Для этого нужно оформить семейное обучение и обязательно при какой-то государственной школе, где придется сдавать экзамены по учебной программе за год. Подумайте, надо ли Вам и Вашему ребенку такое. Имхо, лучше пока оставить как есть, а уж если совсем плохо будет, среди года перевестись это будет проще сделать, чем сейчас.

Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение. В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на...

Обсуждение

У меня сын был в экстернате с 1 по 6-й класс включительно, потом поступил в Л2Ш (сейчас на 5-м курсе). На школьное обучение я потратила деньги в размере цены книг (свои учебники, чтобы в них можно было делать пометки + методички для учителей из Педагогической книги; книг для общего развития покупала много, но это уже к школьному обучению фактически не относится); предлагала платно заниматься английским, но день отказался категорически. Выбрала школу, где интенсив был не обязателен (26-ю). По всем предметам занималась с сыном дома сама. Осенью спрашивала у каждого предметника (в счет 1 бесплатного урока) по какому учебнику нужно заниматься, в каком объеме нужно знать предмет для сдачи, в чем заключается экзамен и тщательно записывала (устно или письменно, какие стихи наизусть, как записать задачу в контрольной на экзамене, что еще кто скажет), просила телефон для договора об экзамене. Протом приходили только на экзамен. Репетиторов у нас не было ни разу, ни за время экстерната, ни позже.
В экстернате виже сплошные плюсы без единого минуса (пока образование родителей позволяет курировать учебу: например, если бы сын собирался учиться по профилю биологии, химии или медицины, то и до выпускного экстернат подошел бы, а разбирать олимпиадную математику и физику старших классов моих знаний уже маловато). Минусы начались, когда сын пошел в школу. Проводы в школу (от момента побудки до выставления за дверь) у меня лично занимали столько же времени, сколько занятия по школьной программе с той лишь разницей, что занимались мы в удобное мне и сыну время, а утром мне значительно менее удобно (либо самой на работу бежать, либо могла бы выспаться). Далее в школе начинаются проблемы с необходимостью найти (с сегодня на завтра-послезавтра) незаявленные заранее учебники, книги, тетради и прочая, хоть ты тресни, выполнить дурацкие дз, найти нужную форму (для разных занятий, от учебных до уборки и походов) + еще родительские собрания. Ну, и вечная дилемма со слегка приболевшим: вызывать врача - это минус мой рабочий день ради бумажки в школу, а не вызывать - трех дней далеко не всегда хватало (и не всегда охотно записки принимали). ИМХО, школа - сплошной гемор.
В целенаправленной домашке никогда не видела смысла. Например, по устным предметам сын просто читал учебник, а потом мы обсуждали. Если видела, что как-то не очень, то читали вместе и обсуждали сразу (а потом он учил что-то для сдачи, даты, например). Математику делали, в основном, устно, открывая конец учебника. Что надо знать рассказывала независимо от учебника и не обязательно за столом. Потом отдельно сын писал контрольные из методичек на время. По русскому тоже читали вместе правила, потом сын вписывал в учебник нужные буквы в упражнения, попутно обясняя мне почему, до тех пор, пока начинал делать все безошибочно. Тогда переходили к следующему параграфу. Регулярно писал диктанты. Чистописанием занимались отдельно, не по принципу совмещения с математикой или русским языком. ИМХО, классическая домашка при отсутствии доминанты моторной памяти только вредна. Что не исключает заданий для самостоятельной работы, но не "ежедневно, для порядка, чтоб було, что писать" и заодно ненавидеть, а более осмысленно: в 5-м ребенку уже можно объяснить объем материала для сдачи за год (выучился решать задачи и примеры в объеме учебника - пошли и сдал, больше математикой прицельно по учебнику не занимается и штаны за писанием задач просиживать нечего; прочел нужные литературные произведения, выучил стихи, разобрали ответы на требуемые вопросы - пошли, деть сдал и усе, жирная точка; по всем предметам так). Конечно, от взрослого нужно следить за распределением времени по предметам. И заниматься можно не только в рамках школьной программы. Но для души - тем более без дз. Когда ребенок знает, что сдал, отстелялся и свободен (дальше читает желаемое, гуляет и т.п.) есть стимул стараться знать то, что сдавать. А когда знает или не знает - все равно домашка - какие уж стимулы к работе на результат?


семейное - ребенок ходит на консультации, учитель домой не ходит. !!!родители получают деньги "на методические материалы и т.д.!

Собственно поэтому семейное образование выцарапать сложнее, нужно искать школу, где оно прописано в уставе

Мой сын на экстернате, семейное организовать не получилось, но мы в Краснодаре, не в Москве, здесь это реже бывает. Ну и плюс в Москве (по отзывам мам) семейникам за год выплачивают около 20 тысяч рублей, у нас намного меньше, так что я не сильно бодалась.

Если есть вопросы - можно тут или в подник

Дочь 2 класс заканчивает на семейном обучении. Ислючительно по убеждениям. Очень довольны. Успеваемость отличная, по математике - на класс-полтора выше идет. Занимаюсь я, а в основном дочь сама. Можете прямо здесь расспросить, мой комп сейчас не работает, почту не читаю.

23.01.2008 23:01:38, Эль Нинья

Развитие, обучение. Другие дети. Для учителя разница огромная, она должна будет организовать свою работу так Может, тогда дистанционное образование Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение.

Обсуждение

Может стОит сейчас заняться математикой, литературой и природой - то есть тем, что Вы можете сами объяснить, можно даже чуток вперед зайти. (Чтобы не писать - задания можно и на ноуте делать, заодно устный счет отработать) По русскому - писать немного по возможности. А когда выпишетесь и контактировать с посторонними будет реально - тогда и учительниц пригласить на домашнее. Догнать по трем предметам за месяц - два вполне реально, думаю. А можно поговорить с учителями в школе - может они что-нибудь посоветуют.
Здоровья Антошке, удачи Вам в продолжении лечения!

Просто берите ДЗ в школе и пусть он их делает, а вы тетрадки на проверку носите раз в неделю и все.

Просмотров