Периоды развития российского государства. Политическое устройство страны

Сущность и формы государства в России изменялись по тем же законам, что и в большинстве западноевропейских стран. Миновав стадию рабовладельческого государства. Россия сразу от родоплеменного строя перешла к феодальному. Феодальное государство основано на отношениях зависимости вассалов от сеньоров. В IX-XI вв. Киевская Русь представляла собой "раннефеодальную монархию, в которой власть князя была ограничена советом бояр, народным собранием (вече) и иными институтами общинного самоуправления.

В XII-XV вв. в России устанавливается сеньориальная монархия. для которой характерна номинальная власть киевского князя и политическая автономия удельных князей (вассалов).

Объединение земель вокруг Москвы и формирование сословий приводят к установлению в XVI-XVII вв. сословно-представительной монархии, в которой глава государства - царь - передавал свой титул по наследству. Он правил страной, опираясь па совещательный орган - Боярскую думу. Наряду с этим созывались земские соборы, куда входили духовенство и выборные представители от дворян и посадов.

В конце XVII в. в России складывается абсолютная монархия. Теперь монарх не делил власть ни с кем, а сосредоточил в своих руках и светскую, и церковную власть. Все сословно-представительные учреждения были ликвидированы. В своем правлении самодержец опирайся на родственный бюрократический аппарат и карательные органы. Вот что гласила ст. I Свода основных государственных законов:

Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Ею власти, не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает.

Уже с начала XVIII в. российское государство приобретает черты полицейского государства, поскольку оно жестко регламентирует все стороны жизни человека, активно вмешивается во все, используя при этом специально созданную профессиональную полицию.

В конце XVIII в. полицейско-карательные функции осуществляли Разбойный и Земский приказы, а политическими делами занимался Преображенский приказ. Следственно-разыскные мероприятия проводила Канцелярия тайных розыскных дел, куда входило печально известное Третье отделение. Оно опираюсь на созданный в 1827 г. жандармский корпус. Первоначально полицейские органы были созданы в Москве и Петербурге. В Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, а в Москве - обер-полицмейстера. Полиция имела вооруженные формирования.

Она обеспечивала правопорядок, боролась с преступностью, отвечала за городское благоустройство, противопожарную безопасность, выполняла функции дознания.

Абсолютизм в своем правлении не только опирался па насилие, но и искал поддержку у населения. Опорой монарха было дворянство - правящее сословие. Дворяне получили ряд привилегий от монарха: в 1730 г. срок дворянской службы определяется в 25 лет, а манифестом Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" (1762) дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Дворяне получили ряд экономических льгот: на шесть лет были отменены пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, затем разрешена свободная торговля хлебом, установлена дворянская монополия на винокурение. Окончательно статус привилегированного положения дворянского сословия закреплен в Жалованной грамоте дворянству (1785).

В начале XIX в. система власти в России характеризуется ее дальнейшей централизацией и ростом бюрократического аппарата. На вершине пирамиды власти стоял император. Он опирался на разветвленный чиновничий аппарат. Высшим законосовещательным органом, разрабатывающим законопроекты, был Государственный совет, возглавляемый самим императором - председателем Совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии и дел Царства Польского. Высшим судебным органом стал Сенат.

Революция 1905 г. привела к переходу абсолютной монархии в конституционную. При обсуждении проекта Основных законов Российской империи в апреле 1906 г., в которых определялся характер царской власти, император Николай II согласился на исключение из них определения "неограниченная". Манифестом 17 октября 1905 г. были введены гражданские свободы и образован законодательный орган - Государственная дума, которая ограничила власть монарха.

Основные законы от 23 апреля 1906 г. определили двухпалатную парламентарную систему (Государственный совет и Государственная дума), которая должна была быть установлена в России, правда, с сохранением широких полномочий императора. Так, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения; сам император также осуществлял законодательные функции вместе с Думой и Государственным советом.

Постепенное формирование институтов конституционной монархии было прервано февральской революцией 1917 г. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола, после чего произошло формирование Временного правительства, к которому перешла власть. Однако оно было не в состоянии справиться с глубоким кризисом, в котором находилось общество. Результатом кризиса стала Октябрьская революция (25 октября ст.ст. 1917 г.), положившая начало новому типу государства - советскому.

В VI в. славянский мир занимал территорию от Эльбы и Одера до Северского Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная. Затем он разделился на три группы: южную , западную и восточную .

Восточные славяне в VIII в. поселились на обширной территории от Онежского и Ладожского озер на севере до устья рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге; от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на восто-ке. На этой территории были расселены многочисленные восточнославянские племенауличи , тиверцы , вятичи , мурома , кривичи и дру-гие (рис. 10).

Центральные и северо-западные районы евро-пейской части России имеют в настоящее время самую высокую долю русского населения, так как именно здесь зароди-лось русское государство.

Наряду с традиционным земледелием развиваются скотоводство, солеварение. В крупных городах возникают литейное производство, книгопечатание (Москва, Новгород, Тверь, Псков). Расширяется внешняя торговля России, она ведется как с западом через Смо-ленск, Новгород, так и с востоком через Казань и Астрахань. Про-должается присоединение новых земель на юге, в Сибири, на северо-западе, в Прибалтике.

Множатся российские города. Если в начале XVI в. их насчиты-валось 96, то в конце века — 170. Они становятся центрами поли-тической, культурной, экономической жизни страны, основой политико-административного деления России. Губернии, округа и области называются именами своих городов-центров — Минская гу-берния, Московская губерния, Батумская область, Могилевская гу-берния и т.д.

Образование единого Российского государства в конце XVII — начале XVIII в. завершило формирование этнического единства его народов. В XVII в. все более утверждаются понятия «Россия» и «рос-сийский», которые стали определять страну и ее население.

Вопросы по этому материалу:

Российская государственность имеет тысячелетнюю историю.

Основные этапы становления российской государственности.

1 этап - становление раннефеодальной монархии. IX- XIV вв.

2 этап - формирование сословной монархии. XV -XVII вв.

3 этап - становление и развитие абсолютной монархии. XVIII в. -XIX в.

4 этап - конституционная монархия. 1905 г. по февраль 1917 г.

6 этап - с октября 1917 г. до 1991 г.- Советская республика.

7 этап - с декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ до настоящего времени, строительство Президентской республики.

Современное Российское государство - это не СССР и не Российская империя до 1917 г., хотя оно и унаследовало от Российской империи свое название.

С распадом СССР не стало и России, существовавшей как единое могучее государство, великая держава на протяжении 500 лет.

Россия в современных границах образовалась на основе одной республики, РСФСР, потеряв при этом 50% территории населения, столько же экономического потенциала, 25% территорий в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Россия до 1917 г. и СССР до 1991 г., потеряла основные порты в Балтийском и Черном морях.

Сегодня уже всем ясна оценка формирования новой Российской государственности - это итог борьбы в высших эшелонах власти. Никаких объективных причин необходимости распада СССР не было, более того процесс распада противоречил общемировым тенденциям экономической и политической интеграции.

В июне 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 31 октября 1990 г. - Верховный Совет РСФСР принимает закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». (Фактически Закон разрушал Центр, переводил под юрисдикцию России все, что находилось на ее территории, объявлял раздел собственности, в том числе и золото- валютный, алмазный запас СССР, между республиками). В ноябре 1991 г. принимается решение о ликвидации министерств и ведомств Союза.

8 декабря 1991 г. три республики обнародовали соглашение о создании Содружества Независимых государств. Единогласно депутаты республиканских советов проголосовали за денонсацию Договора об образовании в 1922 г СССР, ратифицировали соглашение о создании СНГ.

С 1992 г. начинается парад суверенитетов. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан, Чечня создавали свои силы безопасности, подписывали международные соглашения. Якутия ввела английский язык в качестве официального, Бурятия, Карелия Осетия приняли законы, дающие право введения Чрезвычайного положения. Башкорстан признал суверенитет грузинской обособившейся территории. Вопреки мировой практике государственного регулирования органы российского управления оставляли все сферы экономики, отпуская российскую экономику в свободное плавание стихийно формировавшихся рыночных отношений. В этот период началось проведение неподготовленной политики разгосударствления и приватизации. Все это способствовало сепаратизму, растаскиванию бюджетных средств, уклонения от налогов, незаконной приватизации государственной собственности.



В этих условиях наиболее оптимальной для России формой государственного устройства могла быть только Федерация. В марте 1992 г. подписан Федеративный договор. Его подписали все республики, кроме Чечни и Татарстана, и все края, области, автономии.

Федерацию образовали административно- территориальные и национально- территориальные единицы: республики, края, области. Города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые стали субъектами РФ.

12 декабря 1993г. была принята Конституция РФ, которая закрепила принципы федеративного государства как единства правового поля. Она определила основные принципы федеративного устройства: верховенство Конституции РФ и федеральных законов, соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства.

Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта, общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.

После 1993г. был принят ряд законов, направленных на укрепление системы государственного управления. Однако федерация с самого начала строилась непоследовательно, больше подчиняясь политической целесообразности, без четкой стратегии. Поэтому современный федерализм имеет переходную форму:



Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть.

Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности РФ.

Наличие анклавных территорий (Анкла́в (лат. inclavatus - «закрытый, запертый», лат. clavis - «ключ») - часть территории государства, полностью окружённая территорией других государств. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются по́лными анкла́вами. Понятие территории включает в себя как сухопутную территорию, так и территориальные воды. С точки зрения самого государства, которому принадлежит данная территория, она называется «эксклав», понятие «анклав» используется другими государствами.

Таких государств три: Ватикан и Сан-Марино внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности имеет также Мальтийский орден, владеющий территорией-анклавом внутри Италии.

Сохраняется нестабильность в Чечне.

Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения.

Низкий уровень жизни у большинства населения.

Амбиции политических лидеров. В последние годы в научных и политических дискуссиях не однократно поднимался вопрос о создании Уральской, Дальневосточной Русской республик, о приобретении за долги дальневосточных территорий иностранными кредиторами, иностранцам были предоставлены полномочия по извлечению полезных ископаемых из недр.

В последние годы приведены в действие факторы, укрепляющие централизованное начало государственного управления. Что было сделано:

Устранены несоответствия между федеративными и региональными законами.

Указом Президента от 13 мая 2000 г. утвержден перечень семи федеральных округов. Создан институт полномочных представителей Президента в субъектах РФ с надзорными функциями, который преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Проведено лишение глав региональной исполнительной власти статуса законодателей.

Принятие правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной власти и представительной власти.

Повышение доли средств, направляемой в федеральный бюджет.

Россия во многом повторила путь Европы послевоенного периода, когда для предотвращения возможной реставрации тоталитарных режимов в основу новой европейской государственности были положены принципы децентрализации власти, приоритетного развития местного самоуправления, становления гражданского общества. В настоящее время идет процесс централизации власти, а это значит и укрепление государственности.

Административная реформа, которая проводится в Российской Федерации в настоящее время, включает:

Реформирование высших органов государственного управления.

Распределение полномочий между уровнями власти

Реформирование государственной службы.

История России всегда была неотъемлемой частью мировой истории. Рассматривая ретроспективно историю России в контексте мировой истории, задумываешься об истоках самобытности, о логике развития отечественной истории. Стремление разобраться в этих вопросах неизбежно подталкивает к сопоставлению с историей других народов. Изучая историю России, нельзя не увидеть в ней, наряду с общими для всех стран чертами, глубокие национальные особенности. География, природно-климатические условия, геополитическая среда, религия, русский национальный характер и многонациональный состав России - эти и другие факторы, безусловно, влияли и продолжают влиять на её историческое развитие.

Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян. Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия. Действительно, русские земли не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Кроме того, чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны. Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе.
Первостепенное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие православия приобщило Россию к европейской цивилизации, но вместе с тем преемственность с византийскими традициями направила её историческое развитие в особое, не всегда совпадающее с европейским процессом.
Подчеркнём, что многие крупнейшие историки отличительной чертой российской истории считали колонизацию. Колонизация земель, осуществляемая в IX – XVII вв., всё более препятствовала сближению России и Европы, усвоению передовых достижений европейской цивилизации. В IX – XII вв. древнерусское государство располагалось на великом европейском торговом пути "из варяг в греки" между северной и южной Европой. Два центра Древней Руси - Новгород и Киев - стояли на узловых пунктах этого пути. В силу ряда причин государственность на Руси возникла в IX – X вв., т. е. на 3-4 столетия позднее, чем на западе континента. Однако несмотря на это запаздывание и определённую специфику развития, связанную с более медленным развитием частной, точнее вотчинной собственности, домонгольская Русь отнюдь не была "медвежьим углом" Европы. Она пользовалась широким международным признанием.
Несмотря на целый ряд самобытных черт, сам тип развития Древней Руси в принципиальном плане был общим с Европой. Однако уже в XIII в. торговый путь "из варяг в греки" уступил своё место "янтарному пути", шедшему через Центральную Европу. В это время роль ведущей морской державы Средиземноморья перешла от Византии к Венецианской республике. В результате этого и монголо-татарского завоевания Древняя Русь утратила свой политический авторитет, стала периферией Европы. К тому же отток населения на северо-восток, подальше от кочевников, усилившийся после татарского нашествия, привёл к переходу значительной части русского населения из сферы культурного господства Европы, Византии в зону влияния арабо-исламского мира в Поволжье. Монголо-татарское иго, завоевание Казанского и Астраханского ханств, освоение Сибири поставили Московское государство перед необходимостью взаимодействия с азиатской культурой и азиатской политической традицией. В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле существовали авторитарные формы власти. Если Древняя Русь была повёрнута лицом к Европе, то Московское государство в XV – XVII в. – лицом к Азии.
Под мощным давлением Востока, воплотившемся в монголо-татарском иге, специфические черты развития страны приумножились, трансформировавшись в особый русский тип феодализма - как бы промежуточный между европейским и восточным. Россия оказалась отрезанной от Европы и встала на собственный, теперь уже принципиально отличный от западноевропейского путь развития. Складывание крепостного права и самодержавная власть царя явились как бы платой за создание государства в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок и приоритетного значения внешнеполитического фактора (необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским). Отсюда и определённая идеологизация государства – единственного к тому времени оплота православной веры. Со времён Ивана Грозного две принципиальные и взаимосвязанные черты: гипертрофированная роль государства и некоторая недоразвитость, незащищённость частной собственности сближали Россию со странами Востока, а борьба самобытных русских традиций с влиянием Запада стала одной из "осей" отечественной истории.
Непрерывное территориальное расширение предопределило тот факт, что в течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счёт количественных факторов (экстенсивный тип). У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые территории.
Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне всё чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и сёла. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, её первобытный демократизм и уравнительные тенденции. Наряду с производственными функциями община решала такие социальные проблемы, как сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и другие. Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г. (настоящего времени).
Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжёлые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер. Речь идёт прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.
Как уже отмечалось выше, одной из главных черт российского исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу. Отметим, что под непосредственным влиянием власти образовались даже сословия. Общество было разделено на слои с чётким определением статуса и функций каждого. Соборное Уложение 1649 г. закрепило положение различных категорий населения и круг их повинностей.
Идея служения общему благу, "миру", ради которого человек должен жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета россиянина. В этой связи идея служения общему государственному началу играла значительную роль в духовном настрое российского народа. "Россия – самая могущественная и самая бюрократическая страна в мире; всё в России превращается в орудие политики. Великие жертвы понёс русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своём необъятном государстве", – писал о роли государственного начала в жизни русского народа выдающийся русский учёный Николай Александрович Бердяев.
Российская история во многом представляет собой историю социального реформизма. Реальные изменения в экономическом и политическом строе на протяжении последних столетий происходили, как правило, в результате реформ. Глубокая модернизация и европеизация России была проведена Петром Великим. Действительно, XVIII век - это время утверждения в России светской культуры, формирования национального языка, возникновения профессионального театрального, музыкального и изобразительного искусства. Но все эти новации лишь в самой минимальной степени затрагивали 90% населения крестьянской России, продолжавшей жить по обычаям предков. Именно в XVIII веке в результате форсированной европеизации произошёл тот культурно-цивилизационный раскол в русском обществе, который окончательно отделил его верхушку от народных масс, определив на столетие вперёд обострявшееся взаимное непонимание между ними.
С именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского, близкого советника императора Александра I, связан реформистский процесс первой половины XIX в. Исключительны по своему объёму также аграрная, городская, земская и другие реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Мы говорим об этом периоде как об "эпохе великих реформ". Процесс модернизации российского общества в начале XX в. был начат по инициативе такой значительной политической фигуры российского реформаторства, как Пётр Столыпин. В истории советского общества также были и глубокая модернизация общественного уклада в конце 20-х - в 30-е гг., и хрущёвский реформизм, и, наконец, попытки обновления общества во второй половине 80-x - в 90-е гг.
Следует подчеркнуть, что в силу специфики российской истории реформы всегда начинало государство. Отсюда решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне и президентов. Толчком к началу российских реформ, позволившим преодолеть мощное сопротивление традиций, интересов, являлись, как правило, внешние факторы, а именно отставание от Запада, принимавшие чаще всего форму военных поражений. Поскольку реформы в России осуществлялись всецело верховной властью, все они не были доведены до своего логического завершения и не разрешили в полной мере тех общественных противоречий, которые вызвали их к жизни. Более того, многие реформы в силу своей непоследовательности и незавершённости лишь обостряли в дальнейшем ситуацию.
Особая роль государства в процессе российских реформ "сверху" превращала бюрократию в единственного их разработчика и руководителя. Поэтому её значение в судьбах российских реформ было огромным. Численность бюрократии в России быстро росла. От позиции правящей элиты, от результатов борьбы различных групп и кланов бюрократии зависела окончательная судьба реформ в России. Кроме того, постоянная череда реформ и контрреформ, новаций и попятного движения – характерная особенность российского реформационного процесса.
И в заключение отметим удивительное постоянство и устойчивость социальной организации российского общества. Меняя свои формы, а не суть, социальная структура воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность российского общества, внутреннее единство его исторического бытия. Даже после невиданной в истории социальной ломки, предпринятой после 1917 г., под новой социальной оболочкой вновь проступили многие российские традиции. Следовательно, историю России трудно понять без учёта такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с прогрессивной тенденцией продолжается по крайней мере с середины XVII столетия. Даже в настоящее время существующие традиции делают невозможными некоторые варианты развития событий, а историческая "инерционность" препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России, в частности, свидетельствуют о том, что очень трудно вырваться из "объятий" прошлого.
Вышеперечисленные факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России, помогают осмыслить то явление, которое можно определить как цивилизационную доминанту отечественной истории.

Основные этапы в развитии российской государственности в IX – первой половине XIX вв.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития˸ Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация. 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного её центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа ᴇᴦο раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром ʼʼсобирания русских земельʼʼ. Особую роль в данном процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось ещё почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства. 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс ʼʼсобирания земельʼʼ вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось ᴇᴦο успехами в сфере централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение ᴇᴦο территории за счёт успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке. Все это привело к образованию великорусской нации. В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название ʼʼСмутное времяʼʼ. Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением её международного престижа. На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю. 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии. Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при ᴇᴦο решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех её сторон. После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики. Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ, небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола. Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями. В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа˸ первый характеризовался ʼʼконституционными исканиямиʼʼ, а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщинои̌. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции. Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил ʼʼвеликую реформуʼʼ, декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции. Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и ᴇᴦο подданными.

Просмотров