Устройство тротуара из бетона. Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит

В благоустройстве больших и маленьких населенных пунктов имеет большое значение состояние придомовых дорожек и тротуаров, остановок общественного транспорта и площадок для сушки белья и т.д.

Ни в частном, ни в промышленном строительстве работа не может считаться оконченной, пока не выполнено благоустройство придомовой территории. Дорожки и тротуары играют в этом главнейшую роль. Строительство таких «сооружений» не представляет особой сложности, для них не требуется каких-то специальных технологий, механизмов и высокой квалификации.

В большинстве случаев при проведении таких работ используются классические виды строительных материалов такие как: тротуарная плитка и брусчатка , асфальтобетон (асфальт), бетонные смеси и пескобетон . У каждого из вариантов дорожного покрытия есть свои плюсы и минусы. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с технологией бетонирования дорожек. Изготовление дорожки из бетона - это наиболее быстрый и дешевый способ создания качественного и долговечного покрытия.

Устройство бетонных площадок, дорожек, тротуаров заключает в себя такие работы:

  • - снятие растительного грунта: так как он значительно затрудняет трамбовку основания и накапливает влагу под покрытием, что крайне нежелательно; - устройство основания из щебня. Также можно делать основание из слоя песка крупной фракции высотой 5-10 см., и такого же высоте слоя щебня;
  • - установка бордюрного камня: (если это предусмотрено в проекте). Его нужно установить так, чтобы был сток для воды. Бордюр в таком случае должен быть на одном уровне с поверхностью тротуара или площадки. Швы между бордюрными камнями заделывают с помощью густого цементного раствора. Если дорожка делается без бордюров, нужно установить опалубку из досок, а в местах, где дорожка плавно изгибается – из фанеры.
  • - бетонирование : Толщина слоя бетона не должна быть менее 7 см. Для предотвращения пустот укладку нужно делать обязательно с помощью площадочного вибратора (для больших площадей) или с помощью ручной трамбовки до появления на поверхности цементного молока. Через 30-40 минут поверхность отделывают окончательно с помощью гладилки. Лучше всего использовать для бетонирования готовые растворы, но в частном строительстве при небольших объемах работ его можно приготовить самому. Для этого нужно смешать цемент , песок, щебень в пропорции 1:2:3 и разбавить смесь водой до пластичного состояния (воды берется примерно в 1 – 1,5 раза больше, чем цемента)
  • - устройство температурных швов: в бетонном покрытии дорожек и тротуаров через каждые 3 – 6 метров длины делается деформационный (температурный) шов из деревянной рейки толщиной 15-20 мм., проложенной на всю толщину покрытия. Устройство такого шва позволяет избежать растрескивания при изменении температуры воздуха.

Несколько советов тем, кто собирается делать садовые дорожки самостоятельно.

Если грунт в основании тротуара или площадки рыхлый, неоднородный, или просто вызывает сомнения, нужно армировать бетонное покрытие дорожной сеткой с размером ячейки 100х100 или 150х150 мм. Также обязательно нужно армировать полотно подъездных путей к участку.

Очень важно использовать качественные материалы – товарный бетон , бордюрный камень, плитку, покупая их у производителей, которые постоянно контролируют качество продукции и дорожат репутацией предприятия.

При заказе готовой бетонной смеси нужно заказывать ее примерно на 10% больше расчетной. Во-первых, если раствора не хватит, ни одна компания не привезет вам раствор меньше минимально возможной нормы. Во-вторых, при выгрузке раствора в промежуточную емкость часть ее неизменно прилипнет к стенкам.

Если готовите бетон своими руками , желательно делать это поближе к месту работ, чтобы выгружать смесь прямо на дорожку или не терять много времени дорогу к емкости с раствором и обратно. По окончании работ нужно сразу же тщательно вымыть все инструменты.

Для придания дорожке повышенной крепости, можно ее зажелезнить: для этого нужно в еще влажную смесь втирать просеянный цемент до появления глянцевого блеска на поверхности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

ГУП «НИИМосстрой»

по устройству тротуаров
из бетонных плит

ТР 158-04

Москва - 2005

Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l/h £ 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91*.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91*.

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ³ 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ³ 8 - 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. 1.

Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

Собственный дом представляет собой законченную композицию в том случае, если это не просто дом и придомовая территория при нем, а совокупность оригинальных идей дизайнера и современных технологий. Такой союз поможет превратить садовый участок с домом в ухоженный и уютный природный уголок. Садовые дорожки являются основным дизайнерским элементом, который, кроме эстетической составляющей, несет еще и функциональную нагрузку.

От правильности изначальной планировки дорожек будет зависеть комфорт хозяев участка.

Садовые дорожки должны быть достаточно прочными и должны быть украшением участка. Для опытного дизайнера не является секретом, что короткие дорожки делят весь участок на маленькие фрагменты, тем самым визуально уменьшая размеры сада. В то же время длинные дорожки создают ощущение просторного участка.

На начальном этапе планирования домовладельцу нужно определиться с функциональным назначением дорожек и их размерами. К примеру, дорожка, ведущая к фасаду дома, должна быть не менее 2 метров в ширину, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Для дорожек технологического назначения вполне достаточно будет 90 см. Дорожки, по которым будет перемещаться автомобиль, должны быть никак не меньше ширины самого авто, изготовлены из прочных материалов и иметь шероховатую поверхность , чтобы предотвратить скольжение в зимнее время.

Современный рынок стройматериалов готов предложить покупателям для мощения дорожек на участке довольно большой перечень материалов. Это может быть плитка, натуральный или декоративный камень , щебень и т. д. Одним из таких материалов, имеющих оптимальное соотношение цены материала и качества выполненных дорожек на территории садового участка, является бетон .

Преимущества и недостатки дорожек из бетона

Песчано-бетонная смесь является одним из наиболее востребованных материалов для создания дорожек. К преимуществам этого материала и садовых дорожек из него можно отнести следующее:

  • хорошие прочностные качества материала, его долговечность;
  • простота создания бетонных конструкций, в том числе и садовых дорожек;
  • низкая стоимость материала;
  • устойчивость к воздействию неблагоприятных погодных факторов (влаго- и морозостойкость);
  • устойчивость к влиянию механических нагрузок;
  • возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку);
  • возможность выполнить монтаж самостоятельно , без привлечения специалистов;
  • широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное - посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки).

К недостаткам садовых дорожек из бетона можно отнести следующие факторы:

  • при движении грунта в периоды межсезонья бетонная дорожка может пойти трещинами;
  • дорожка из бетона - капитальное сооружение, впоследствии изменить ее направление будет едва ли возможно. Поэтому при планировании расположения дорожек надо одновременно планировать и территорию вокруг них;
  • потребуются серьезные затраты сил и времени на подготовительные работы и монтаж.

Технология создания бетонных дорожек

Собственно, весь техпроцесс самостоятельного монтажа садовых дорожек из бетона достаточно прост и состоит из следующих этапов:

  • разметка поверхности почвы под садовые дорожки;
  • предварительная подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Для того, чтобы бетонная садовая дорожка радовала своих хозяев долгие годы, надо внимательно рассмотреть каждый этап по отдельности.

  1. Разметка поверхности почвы под садовые дорожки - это быстрый и самый простой этап. Хозяевам надо определиться с месторасположением дорожек на своем участке и с их размерами (как ранее говорилось, они будут зависеть от предполагаемых функциональных нагрузок). Разметку производят с помощью обычных колышков, которые вбивают в грунт через равные промежутки друг от друга, и натягивают между ними веревку. На этом первый этап можно считать завершенным и переходить к следующему.
  2. Предварительная подготовка грунта. Суть этого этапа в том, чтобы выбрать верхний слой дерна на глубину ≈ 5 - 7 см. Это нужно для того, чтобы удалить корни всех растений по пути мощения дорожки. Если этого не сделать, то растения под дорожкой будут постепенно перегнивать, а в образовавшиеся пустоты будет попадать вода и в зимние периоды замерзать там. Замерзающая вода будет увеличиваться в объеме и давить на лежащую дорожку. В конечном итоге этот процесс может привести к растрескиванию бетонного покрытия.

Кроме того, будет удобно и для людей, и для использования в летнее время газонокосилки , если садовая дорожка будет находиться на одном уровне с грунтом.

Монтаж опалубки

Опалубка монтируется из досок и нужна она для заливки бетона. Для того, чтобы создать какие-либо плавные изгибы дорожки, для изготовления опалубки вполне возможно воспользоваться фанерой или любыми другими гнущимися материалами. Можно сделать опалубку сразу по всей длине дорожки, но поскольку заливать раствор надо частями (именно надо, потому что необходимо предусмотреть швы для компенсации расширений-сжатий бетона под воздействием температуры), то и опалубку также можно делать частями, что снизит расход материала на ее изготовление.

Формирование подушки

Подушка под бетонной дорожкой преследует две цели.

  1. Равномерное распределение весовой нагрузки бетонной дорожки.
  2. Дренаж.

Изготавливают подушку или основание под дорожку из слоя утрамбованного щебня и слоя песка. Песок не удерживает воду, и в зимнее время почва под дорожкой не будет промерзать и расширяться. Однако песок - это мелкофракционный материал, для которого свойственно со временем уходить в щебень или грунт. Если песок будет уложен непосредственно на щебень, то спустя несколько лет он уйдет в грунт вместе с водой. Чтобы предотвратить этот процесс, непосредственно на землю укладываются любые материалы для гидроизоляции . Это может быть рубероид, геотекстиль или агроволокно. Последние два материала наиболее предпочтительны, так как они не подвержены гниению и прекрасно пропускают воду. После того как щебень уложен и песок засыпан, его нужно хорошо утрамбовать . Если песок сухой, надо его намочить, тогда он плотнее утрамбуется и в нем не будет пустот. Кроме того, песчаную подушку надо разровнять, чтобы впоследствии толщина слоя бетона была равномерной.

Для изготовления подушки вместо песка можно сделать тонкую бетонную стяжку или воспользоваться плоскими камнями, но нужно углубить траншею под дорожку на толщину камня или стяжки.

Армирование и заливка

Следующим этапом является укладка армирующих элементов и заливка бетона. Перед тем как укладывать армирующую сетку или арматуру, на подушку из песка надо положить полиэтиленовую или любую другую пленку. Это необходимо сделать по следующей причине: бетон должен не высохнуть, а затвердеть. Затвердевание - это химическая реакция при непосредственном участии так называемого цементного молочка, придающего бетону прекрасные прочностные характеристики. Чтобы этот компонент не ушел в песок и нужна пленка. Далее можно укладывать армирующие элементы: стандартную арматуру, армирующую сетку, сетку для стяжки или любые другие материалы.

Теперь можно приступать к замешиванию раствора . Его можно изготовить из песка и цемента (1:3), можно купить уже готовые сухие смеси, которые разводятся водой. Если по дорожке будут только ходить, то толщина подушки и слоя бетона не должна быть меньше 5 см. Если покрытие будет испытывать более тяжелые нагрузки, то дополнительный и бетонный слои не должны быть меньше 7,5 см.

По мере заливки раствора его надо разравнивать . После того, как вся готовая порция раствора будет залита, его надо дополнительно разровнять правилом и как можно сильнее уплотнить до появления цементного молочка. Когда раствор слегка схватится, можно подровнять его шпателем. В это же время можно сажать в раствор декорирующие элементы (если это ранее предполагалось делать). Для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал, дорожку можно либо накрыть пленкой, либо периодически смачивать поверхность дорожки водой. Спустя пару-тройку дней можно убирать опалубку , а по прошествии еще нескольких суток дорожкой могут пользоваться «пешеходы».

Приняв решение об изготовлении дорожек на садовом участке из бетона, можно самостоятельно и с минимальными финансовыми затратами придать своему землевладению законченный образ и элегантный внешний облик.

Дорожки из тротуарной плитки – это не только практичное ландшафное решение, но и весьма привлекательный элемент, способный преобразить как участок частного домовладения, так и парка или сквера. Но чтобы продлить срок эксплуатации тротуаров, при их устройстве необходимо выполнять определенные правила, начиная с разметки и заканчивая финишной обработкой швов. И конечно, немалую роль здесь играет сама плитка и материалы, из которых она произведена.

Дорожка из тротуарной плитки в саду частного дома

Материалы

Устройство дорожек, вымощенных плиткой, предполагает применение различных материалов:

  1. Тротуарная плитка;
  2. Песок (для устройства подушки под укладку, а также затирки швов);
  3. Щебень или гравий (для обеспечения дренажа);
  4. Тротуарный бордюр, бордюрный камень (для обрамления дорожек);
  5. Цемент (для установки бордюров).

Среди выпускаемых видов плитки можно даже растеряться при выборе лучшего варианта

Выбор плитки

Тротуарная плитка выпускается двумя способами, которые влияют на основные ее показатели, в частности – на прочность. Вибролитая плитка обладает низкой прочностью, вибропрессованная – повышенной.

Поэтому для малопроходимых мест, в основном в частном секторе, обоснован выбор вибролитой тротуарной плитки. Соответственно, вибропрессованная может использоваться в общественных местах при устройстве дорожек и даже парковок.

Чтобы проверить прочность, нужно стукнуть плитки друг о друга. Признаком прочности будет звонкий звук. Глухой говорит о хрупкости.

О цветной тротуарной плитке важно знать, что в ее состав входят дорогие красящие вещества. Поэтому приобретая ее, нужно обращать внимание на стоимость. Она не может быть очень низкой – это верный признак и низкого качества.

Приобретать нужно в среднем на 10% больше требуемого по расчетам количества. Такой запас закладывают, предусматривая отход из-за наличия брака в упаковках, а также запас на подрезку изделий, необходимую во время монтажа. Это особенно важно, когда укладка проводится по сложной схеме, или контур тротуара запланирован сложной формы, с изгибами.

Инструменты

Строительство вымощенных дорожек – довольно сложный технологичес кий процесс. Выполнение его предполагает наличие специальных инструментов и приспособлений. Итак, для монтажа тротуаров необходимо подготовить:

  1. Деревянные колышки, веревку (шнур);
  2. Уровень;
  3. Киянку;
  4. Виброплиту с резиновой поверхностью, или другое утрамбовывающее устройство;
  5. Швабру;
  6. Грабли;
  7. Метлу;
  8. Штыковую и совковую лопаты;
  9. Шланг, насадку-рассекатель;
  10. Болгарку и алмазный круг (для резки плитки и бордюров);
  11. Правило.

Что пригодится из инструментов

Последовательность работ

Монтаж тротуаров состоит из нескольких последовательных операций:

  • разбивка контура;
  • подготовка основания (несущего и монтажного слоев), установка бордюров;
  • непосредственно укладка плитки;
  • уплотнение плит и заделка швов.

Разбивка контура

Перед началом работ по устройству мощеного тротуара важно проверить уклон поверхности. Она должна быть ровной (в противном случае ее предстоит выровнять) и иметь уклон примерно в 2-5 градусов (для обеспечения стока осадков). Вдоль или поперек тротуара он будет располагаться – не имеет решающего значения. Далее с помощью веревки и колышков размечают контур будущего тротуара.

Подготовка основания

Лопатой снимают слой земли толщиной 15-20 см. (В том случае, если на тротуарную плитку предполагается повышенная нагрузка, толщина слоя может составить до 50 см.) Полученное основание тщательно выравнивают шваброй или граблями. В том случае, если грунт в основании рыхлый, поверхность его нужно намочить и уплотнить.

Подготовка места под будущую дорожку

Несущий слой

Установка бордюров

Следующим этапом устройства тротуаров является монтаж бордюров. Устанавливают их на раствор цемента. Сначала, используя шнур и колышки, размечают контур, по которому будет установлен бордюр, а также задают нужный уровень его с учетом уклона. Вырывают канавки для последующей заливки бетона.

Для дорожек со сложной конфигурацией бордюр по мере необходимости можно обрезать при помощи болгарки и устанавливать отрезками разной длины, следуя заданному контуру. При этом в местах изгибов колышки при разметке устанавливают на меньшем расстоянии, чем на прямых участках.

Этот этап работ можно проделать и после того, как тротуарная плитка уже уложена, но в первом варианте проводить укладку гораздо легче, потому что основание сразу получает надежный каркас, в котором плитке некуда будет разъезжаться, а песку – осыпаться. Бордюр может быть как выше плитки, так и выставляться вровень с ней (например, если тротуар окружает плотный высокий газон). Борта при установке бордюра заливают раствором и засыпают песком.

Бордюр защитит плитку от сдвигов, а песок от осыпания

Монтажный слой

Подготовленное основание тротуара засыпают мелким просеянным песком, (слой должен быть толщиной около 5 см). Далее песок разравнивают с помощью грабель и правила. После этого поверхность нужно основательно пролить водой (не менее 10 литров на квадратный метр). Дать песку отстояться – несколько часов, если погода стоит солнечная, и около суток – если пасмурная. После этого песок утрамбовывают и тщательно разравнивают. Теперь поверхность подготовлена непосредственно для укладки тротуарной плитки.

Допустимо обойтись только песком, без слоя щебня, однако такая конструкция подходит для мест с малым количеством осадков и в противном случае не сможет обеспечить достаточного дренажа.

Для тротуаров, которым предстоит выдерживать высокие нагрузки (большая проходимость людей или парковка автомобилей), а также для тротуаров, устройство которых проводится на проблемных грунтах, основание должно быть дополнительно укреплено бетоном (необходим слой до 15 см). При этом плитку целесообразно укладывать не на песок, а на стяжку.

При таком способе необходимо дополнительное устройство опалубки из досок не тоньше 4 см. После того, как бетон застынет, опалубку можно не демонтировать.

Распределение песка по дорожке

Укладка плитки

От качественного выполнения предшествующих работ будет зависеть отсутствие просевших или выступающих участков, хорошее водоотведение. Однако, этап укладки – не менее ответственный. Важно соблюсти задуманный рисунок укладки, не нарушить уровень, выдержать размеры швов. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • на подготовленное основание наступать нельзя, чтобы не нарушить ровный слой песка. Поэтому укладку целесообразно производить в направлении от себя;
  • укладку начинают с более низкого участка (либо от наиболее важных элементов: крыльцо, калитка, парадный вход);
  • тротуарную плитку укладывают по разработанной схеме («елочка», «кирпичная кладка», «брусчатка» и другие). Если схема сложная – предварительно лучше прорисовать расположение элементов, что облегчит их подбор;
  • плитка должна быть уложена выше планируемого уровня примерно на 8-12 мм. Этот запас необходим для последующей усадки поверхности при финишной трамбовке.

Процесс укладки основного материала

Для того чтобы точно выдержать расстояние швов, перед началом укладки первого ряда протягивают шнур по всей ширине и длине объекта. Укладку начинают, придерживаясь данных шнуров как направляющих. Точность расположения швов проверяют в каждом третьем ряду.

Каждую плитку укладывают, используя деревянный молоток или специальную киянку. Дважды на каждые 10 квадратных метров при помощи правила контролируют горизонталь уложенной плитки. Обнаруженные дефекты сразу устраняют.

Для обрезки плит пользуются болгаркой.

Уплотнение поверхности и заделка швов

Черновая укладка готова. Теперь поверхность присыпают мелким речным песком, очищенным от органических соединений (чтобы сквозь него в будущем не прорастали сорняки) и заполняют швы между плитками. Здесь используются метла или щетка с жесткой щетиной. Вымощенную поверхность просто подметают в разных направлениях.

Если вся используемая плитка одинакового серого цвета, – песок можно смешать с цементом – для большей прочности укладки. Однако для цветной плитки цемент не подойдет – с нее такую смесь смыть будет довольно сложно, поэтому целесообразнее применить просто песок.

Вибропресс для утрамбовки плитки для тротуара

Теперь, используя виброплиту или другое устройство, выполняют утрамбовывание всей поверхности. Лишний песок аккуратно смывают из шланга через рассекатель. Если требуется, две эти операции повторяют.

В помощь начинающим мастерам видео с описанием всего процесса:

Эксплуатация

Основным уходом за уложенной тротуарной плиткой является своевременное удаление грязи и пыли – периодическим смыванием. А вот дорожку, выложенную цветной плиткой, мыть придется уже с помощью специальных моющих средств. Потому как на ней сильнее видны не только грязь, но и черные следы от шин.

Зимой тротуары чистят метлой или деревянной лопатой. Для очистки поверхности ото льда недопустимо применение металлической лопаты и тем более лома.

Снегоуборочная техника должна быть оснащена защитной насадкой.

  • Строительство дорожек из бетона
    • Устройство сплошных дорожек
    • Устройство дорожек из отдельных бетонных камней

Невозможно представить любой садово-огородный участок, дачу или загородный дом без хорошо распланированного участка. Планировка участка проводится сначала на бумаге. Отметив на плане участка дом и хозяйственные постройки, расположение сада; отмечают места расположения дорожек. Если дорожки от дома до хозяйственных построек планируют сделать прямыми, то в саду они могут быть извилистыми.

Бетонная садовая дорожка прочная, способна служить долгие годы и имеет привлекательный внешний вид.

Размеры садовых дорожек планируют такой ширины, чтобы по ним можно было не только пройти, но и свободно провести груз на садовой тележке.

Оптимальная ширина их составляет 70-100 см.

Инвентарь: молоток, шнур, кельма, лопата.

Строительство простейших садовых дорожек

Этапы бетонирования дорожки: 1 - копаем траншею; 2 - вбиваем деревянные колышки; 3 - подготавливаем опалубку; 4 - добавляем слой щебня; 5 - делаем температурные швы; 6 - укладываем бетон в опалубку; 7 - трамбуем бетон; 8 - продолжаем бетонировать.

Технология их строительства достаточно проста. На ширину дорожек снимают верхний слой грунта приблизительно на 15 см в глубину, образовавшуюся траншею заполняют каким-либо пористым материалом вперемешку со щебнем или гравием и песком. Для засыпки пригоден шлак, домовый строительный мусор, щепки, хворост и выполотые растения. Все перемешивают, укладывают слоем в 10 см, поливают водой и утрамбовывают. Затем сверху насыпают слой песка с просеянным шлаком толщиной в 10 см и снова смачивают и трамбуют. Этот слой должен выступать над уровнем почвы на 5 см и иметь горбатый профиль. Состав его 1:1 (песок: шлак).

Раз в сезон его нужно ворошить граблями и делать свежую подсыпку. Дорожки из гравия или щебеночные устанавливаются так же в грунтовой траншее, которую заполняют песком. На смоченный песок укладывают слой щебня или гравия и поливают жидким раствором состава 1: 20 (цемент: песок) после чего трамбуют. Первые два дня бетон поливают из лейки (в жаркую погоду). Для получения дорожек одинакового профиля по всей длине нужно сделать деревянный шаблон с вырезом.

Вернуться к оглавлению

Последние этапы бетонирования дорожки: 9 - оформляем поверхность; 10 - бетон твердеет; 11 - завершаем работу.

Они отличаются повышенной прочностью. Себестоимость строительства их не высока, особенно, если обойтись без найма дополнительной рабочей силы. Для изготовления бетона и устройства дорожек, обязательно используется цемент, который различается по наименованию (обыкновенный портландцемент, шлако-портланд цемент и т.д.) и маркам: 100, 200, 300 до 600. Марка цемента означает величину давления в килограммах на 1 кв. см поверхности, при котором разрушается затвердевший цементный камень 1:3 (1 весовая часть цемента на 3 весовые части песка) Чем выше марка цемента, тем меньше его надо брать для получения раствора, и тем прочнее получается затвердевший раствор.

В отличии от остальных вяжущих материалов, цемент набирает прочность во влажной среде, а затвердев, не боится подмачивания. Он начинает схватываться через 45 минут после затворения водой. Это необходимо учитывать, чтобы израсходовать всю приготовленную порцию раствора или бетона, иначе оставшаяся часть начнет затвердевать и будет непригодна. Считается, что через 7 дней раствор приобретает достаточную прочность, а через 28 дней - окончательную.

Если дорожки на участке будут использоваться не только для ходьбы, но и для хозяйственных целей (перевозка перегноя на тележке), то их лучше делать сплошными.

Вернуться к оглавлению

Схема бетонной автодорожки: 1 - монолитное бетонное покрытие; 2 - основание (бут); 3 - расшивка под природный камень; 4 - бордюр (газонный).

Для планировки строительства садовых дорожек на местности потребуется молоток, колья, шнур. Определив направление, по проложенному шнуру в землю вбиваются колья с двух сторон будущей дорожки. Роют траншею, для чего снимают грунт на глубину 20-25 см. Грунт можно использовать для других ландшафтных работ. Заполняют траншею песком на высоту не более 10 см и утрамбовывают его. Хорошо проливают его водой, чтобы не оставалось пустот. Выставляют опалубку из пиломатериала. На кирпичи кладут арматуру и засыпают траншею щебнем (можно смесью щебня и гравия). Готовят цементный раствор: одна весовая часть цемента, 3 весовые части песка и 1 весовая часть воды. Перемешав цемент с песком, добавляют к нему воду и тщательно перемешивают, чтобы в растворе не было воздуха. Залив им траншею ровным слоем ровняют поверхность. Если сделать бетонную дорожку без армирования, то ее может повести (грунт осядет).

На следующий день снять опалубку, засыпать свободное пространство грунтом, можно добавить немного гравия и кельмой сделать на бетоне небольшие канавки, которые залить цементным раствором с небольшим содержанием цветного пигмента или мраморной крошки. Это придаст дорожке определенную оригинальность. Технология строительства таких дорожек довольно проста и, сделать ее на своем участке может сам хозяин, не привлекая наемных рабочих.

Вернуться к оглавлению

Можно, конечно, и усложнить себе работу, делая ямки под каждый камень, сделанный из бетона. Устройство таких дорожек делают в местах предназначенных для отдыха, а не на садово-огородных участках. Да и прочность бетона может быть ниже, то есть можно взять цемент марки М 25.

Технология строительства такой дорожки тоже не сложная. Начинают устройство с определения направления дорожек и разметки их расположения с помощью шнура. Вырыть траншею глубиной не более 30 см. Засыпать ее песком на высоту примерно 10 см. Утрамбовать и хорошо пролить водой. Это надо сделать обязательно, чтобы песок лежал ровным слоем, и в дальнейшем не возникло проблем с проседанием дорожек.

Определить расстояние между расположением будущих камней, изготовленных из бетона. Далее производят устройство опалубки из пиломатериала, которую выкладывают по ширине траншеи. Промежутки можно засыпать грунтом или сделать подсыпку из гравия. Насыпать щебень и залить цементным раствором. Раствор должен быть достаточно вязким, чтобы вода не стекла в подушку из песка, щебня или гравия, тем самым снизив его качество. Нужно вдавить в раствор нарезанный пруток арматуры, увеличив жесткость камня изготовленного из бетона. Разгладить поверхность дорожек. После того, как раствор схватится, можно прорисовать на поверхности камня кельмой рисунок, и, соединив жидкий цементный раствор с пигментом либо с мраморной крошкой или другим наполнителем, залить сделанные бороздки.

Можно просто оставить эти канавки, и дорожка будет смотреться, как если бы она была сложена из отдельных кирпичей. После того, как раствор окончательно затвердеет, вытащить опалубку и освободившееся место засыпать грунтом. Строители рекомендуют поливать бетонные покрытия водой, до полного их застывания. Это увеличивает их прочность. При желании можно придать камням округлую форму, стесав его края. Это нужно делать пока цемент не затвердел. В местах расположенных между сделанных бетонных камней посадить газонную траву.

1landscapedesign.ru

Обустройство дорожек

  • Изготовление бетонных плит для устройства дорожек в саду
  • Устройство монолитных бетонных дорожек
  • Необходимый инструмент

Садовые дорожки - удобно, практично и стильно. Первое, что приходит в голову владельцам садовых участков - это устройство дорожек из бетона. Обусловлено это доступной ценой и возможностью выполнения своими руками. И еще такие дорожки в саду могут быть очень разнообразны. Они отличаются по форме, цвету и фактуре, значит, используя этот вариант для устройства дорожек на даче, легко сделать ландшафтный дизайн участка неповторимым.


Бетонные дорожки – это завершение ландшафтного дизайна, которое придаст дачному участку индивидуальность и неповторимость.

Некоторые владельцы дач выполняют дорожки из различных комбинаций строительных материалов, совмещая бетон с кирпичом, булыжником либо натуральным камнем. Итак, как залить дорожки на даче правильно, красиво и качественно? Давайте выяснять.

Устройство дорожек из бетонных плит


Схема устройства дорожек.

Перед тем как приступить к выкладыванию бетонных плит на будущую дорожку, необходимо подготовить основание под нее. Для этого вам понадобится песок. Его слой необходимо тщательно выровнять и утрамбовать и только после этого можно приступать к укладке плит.

  1. Для того чтобы избежать смещения при передвижении по дорожке, при осуществлении укладки выполняют их заглубление с помощью молотка, используя доску.
  2. Что касается слоя песка, то его толщина соответствует 3 см, этот вариант подходит для почвы песчаного характера. Если же ваш участок имеет глинистую, либо суглинистую почву, то первым слоем будет гравий (10 см), следующий слой - шлак и только потом песчаный слой (5 см).
  3. Если на вашем участке предусмотрено размещение плит одиночного характера, то под них не требуется устройства основания.

Есть еще и другие способы, пригодные для укладки плит из бетона, например на раствор. Раствор наносится не по всей поверхности плиты, а только в углах и по центру. После того как вы надавите на плитку, раствор равномерным образом распределится по поверхности.

Теперь давайте рассмотрим возможные варианты расположения плит в саду. Оно зависит от того, для каких целей предназначается дорожка или площадка.

  1. Если вы делаете дорожку, ведущую от улицы к дому, то укладка плит производится рядом друг с другом.
  2. Если дорожка используется по назначению не очень часто, то между плитами можно устроить промежутки, которые заполняются землей или засаживаются травой (цветами).
  3. При прямом расположении дорожки из одиночных плит расстояние между ее частями по всей длине должно быть одинаковым, желательно соблюдать соответствие размеру среднего шага. На тропинках другого типа расстояние между элементами может отличаться.

Достаточно интересно смотрится вариант дорожки, выполненной из плит, имеющих разную форму или с использованием соединения при помощи клинкера или камня.

Вернуться к оглавлению

Помимо готового варианта для устройства дорожек на даче можно использовать плиты, изготовленные своими руками.


Схема строительства дорожки.

Для этих целей вам потребуются деревянные формы либо шаблоны (из металла или дерева).

Преимуществом изготовления бетонных плит самостоятельно является возможность соблюдения единой дизайнерской идеи, который будут соответствовать и форма плит, и рисунок укладываемой дорожки. Изготавливается плитка для дачных дорожек различной формы.

  1. Это может быть прямоугольник, треугольник, шестиугольник, трапеция и даже любая неправильная форма. Цвет вы тоже сможете выбрать тот, который вам наиболее подходит, например кирпичный.
  2. В поверхностный слой плитки иногда добавляют крошку из мрамора или камня, разноцветное стекло, осколки керамики, частички металла и так далее. А еще на поверхность плит, изготовленных своими руками, можно нанести интересный рельефный рисунок.

Схема армирования бетонной дорожки.

Для самостоятельного изготовления плит применяют формы из дерева. Их можно сделать из досок и бруса. Для этих целей хорошо подходят бруски с пазами, при их соединении получаются прочные, но разборные конструкции.

  1. Стандартные размеры плит - 40Х60, 50Х60, а их толщина обычно варьируется от 5 до 8 см. В качестве арматурных элементов используют стальной прут (диаметр от 5 до 8 мм), располагают его в виде клетки.
  2. Не забудьте, что перед самой заливкой бетоном, форму обрабатывают при помощи олифы, либо другого технического масляного раствора.

Для изготовления плит круглой формы можно использовать часть трубы (металлической), либо старое ведро, у которого отсутствует дно.

Арматурные составляющие закладывают после того, как вы зальете выбранную форму наполовину, после чего можно продолжить заливку формы бетоном. Не забудьте тщательно утрамбовать раствор бетона и выровнять его поверхность. И еще один важный момент: следите за тем, чтобы арматура не выглядывала из раствора.

Окрашивать плиты можно по своему желанию. Для придания какого-либо оттенка в смесь необходимо добавить красящие вещества минерального происхождения, а можно в верхний слой бетонной смеси (с лицевой стороны) погрузить разноцветные камешки (гальку).

Для достижения желтого оттенка в раствор добавляется охра в пропорции 0,5:1:1, где первое значение - охра, второе - цемент, третье - белый песок. Для коричневого цвета можно использовать умбру (пропорции те же, что и в первом примере). Зеленая окраска достигается использованием глауконитовой зелени, все составляющие в этом случае используются в равных пропорциях.

Вернуться к оглавлению

К их достоинствам можно отнести хорошую прочность, отсутствие деформации и долгий срок службы. Такой вариант дорожек делают обычно около гаража, ворот, сараев и там, где ведутся строительные работы, так как они с легкостью выдерживают значительные нагрузки.

Но это не значит, что устроить их в другом месте нельзя (например, в саду). Украшение таких тропинок проводится различными методами, что позволяет достичь высокий уровень эстетичности. В основном все, что подойдет для декорирования бетонных плит, может использоваться и при устройстве монолитных дорожек (в саду, возле дома и т.п.).

Устройство этих дорожек на даче своими руками не доставит вам больших проблем.

  1. Первое, что необходимо выполнить, - это разметка. После этого подготавливают основание, для этого нужно снять плодородный почвенный слой глубиной около 15 см. Не забудьте выполнить качественное уплотнение подготовленного основания (дна).
  2. Следующий этап подразумевает устройство опалубки, в которую будет производиться заливка бетонной смеси. Доски, используемые для нее, должны быть толщиной от 2 до 2,5 см. Интервал устройства поперечной опалубки примерно 2 м.
  3. Далее в пространство опалубки нужно засыпать песочный слой, потом щебеночный (10 см).
  4. После чего проводят тщательную трамбовку уложенных слоев и только потом можно заливать бетоном, вплоть до верхнего уровня опалубки.
  5. Дальнейшие действия (после заливки бетоном) включают в себя раскатку бетона, его выравнивание и заглаживание при помощи мастерка (штукатурного). На начальной стадии высыхания бетона, но при сохранении его влажного состояния, нужно выполнить разравнивание, используя плотную щетку.

В результате этого образуется поверхность, имеющая шероховатости. Теперь нужно укрыть готовую дорожку полиэтиленовой пленкой. Это позволит ей высыхать постепенно и защитит от различного рода природных воздействий.

Просмотров