Способы выноса пострадавших без носилок, на носилках и с помощью подручных средств. Изготовление деревянных носилок Как изготовить носилки из подручных средств

После оказания первой медицинской помощи пострадавших, которые не могут самостоятельно передвигаться, необходимо вынести и вывести из очага поражения. Для многий из них первая медицинская помощь будет только предварительной, так как они нуждаются в последующей помощи медицинского персонала (медицинская сестра, фельдшер, врач) на медицинском пункте. Для извлечения пострадавших, выноса и доставки на медицинский пункт существуют различные способы оттаскивания и выноса без носилок, на носилках и с помощью подручных средств.

Все гражданское население должно уметь оттаскивать и выносить пострадавших на носилках, без носилок и с помощью подручных средств.

Завалы и разрушения потребуют умения вытаскивать пострадавшего волоком. Его можно оттаскивать на боку, как это показано на рис. 27.


Рис. 27. Оттаскивание пострадавшего на боку.

Очень удобен способ, при котором пострадавшего кладут на спину, его руки у кистей связывают. Оказывающий помощь становится на колени, раздвинув ноги над туловищем пострадавшего, а его связанные руки кладет себе на шею. Опираясь на руки, оказывающий помощь приподнимает и постепенно оттаскивает пострадавшего, как это показано на рис. 28.


Рис. 28. Оттаскивание пострадавшего при передвижении на коленях.


Рис. 29. Переноска пострадавшего на лямке или ремнях, сложенных кольцом.


Рис. 30. Переноска пострадавшего на лямке, сложенной восьмеркой.

При возможности двигаться в рост легче всего нести пострадавшего с помощью носилочной лямки или соединенных вместе двух поясных ремней, сложенных восьмеркой или кольцом, как это показано на рис. 29 и 30. На большое расстояние удобнее всего нести пострадавшего на плече (рис. 31), если нет лямки или ремней. Значительно легче нести пострадавшего вдвоем. Очень распространен способ выноса вдвоем с помощью «замка» из рук (рис. 32).

Удобнее всего выносить пострадавшего на носилках (рис. 33), они позволяют нести вдвоем или вчетвером. Если носилки несут двое, они должны идти не в ногу. При переноске вчетвером двое идут по бокам носилок, поддерживая их за брусья. По мере движения пары меняются. На ровном месте пострадавшего несут ногами вперед, чтобы идущий сзади мог наблюдать за его лицом (рис. 34). Носилки можно сделать и из подручных средств (рис. 35).


Рис. 31. Переноска пострадавшего на плече.


Рис. 32. Вынос на «замке» из рук.


Рис. 33. Санитарные носилки в развернутом и свернутом виде.


Рис. 34. Переноска на носилках вчетвером.


Рис. 35. Носилки из подручных средств:
а - из двух жердей и лямок;
б - из двух жердей и тюфячной наволочки;
в - из двух жердей и двух мешков.

Для укладывания пострадавшего на носилки используют в основном два приема. Из четверых спасающих трое становятся на колено лицом к лежащему пострадавшему и, подводя под него руки, одновременно приподнимают его и кладут на раскрытые носилки, которые подводит под пострадавшего четвертый. Двое спасающих могут применить способ малоизвестный, но, как это видно из рис. 36, легкий и удобный.

Вместо носилок можно использовать стул. Пострадавший садится на стул, один носильщик идет сзади и держит спинку стула, а второй идет впереди и держит стул за верхнюю часть передних ножек, располагая свое туловище между ногами пострадавшего.


Рис. 36. Укладывание пострадавшего на носилки вдвоем.

Носилки строительные применяются в ремонтных, хозяйственных и бытовых целях со времен древнеегипетских фараонов, и при этом они не утеряли своей актуальности в эпоху космических полетов, инноваций и микроэлектроники.

Носилки – основные определения

Сколь бы бурно не развивался технологический прогресс, полностью отменить ручную переноску грузов он не в состоянии. Возможно, это произойдет в отдаленном будущем, когда в каждом хозяйстве найдется место роботам, однако сегодня подобная перспектива выглядит фантастической. А обыкновенные носилки более чем реалистичны и вполне универсальны.

С помощью носилок переносятся камни, керамическая плитка, шлакоблоки для возведения стен и вообще любые штучные стройматериалы. Они удобны для транспортировки различных сыпучих грузов – от цемента и песка до гальки и щебня. На носилках можно выносить мусор со стройплощадки, листву, траву и корни с приусадебных участков. Их применяют для разгрузки комбикорма, удобрений и в качестве мобильной емкости для множества иных хозяйственных дел.

Использование любых носилок предполагает труд двух человек со сравнительно схожей силой и выносливостью . Если напарника не имеется, придется как можно шире применять садовую тележку или тачку – в одиночку пользоваться носилками попросту невозможно. Разве что носить их в ненагруженном состоянии и переставлять с места на место, что вряд ли поможет в ремонте или строительстве.

Разновидности строительно-хозяйственных носилок

По материалу изготовления различают носилки строительные пластиковые, металлические и деревянные:

  • Пластиковые носилки – строго говоря, из пластмассы сделана только основная емкость, а рукоятки у многих моделей выполняются из дерева. Применяются обычно для переноски сыпучих грузов, так как из таких носилок они не просыпаются . Максимальная грузоподъемность достигает 100-120 кг. К сожалению, самый прочный пластик может расколоться или потрескаться от одного неосторожного удара, и придется приобретать инструмент заново;
  • Металлические носилки. Их емкость сделана из листовой жести (на стальном каркасе либо без такового), ручки тоже могут быть обиты металлом. Обладают максимальной прочностью и грузоподъемностью до 200 кг. Однако стоимость жестяного корпуса весьма значительна, а пригодность к ремонту невелика. О такие носилки легко порезаться или пораниться в процессе работы;
  • Деревянные носилки. Удобны для любых строительно-ремонтно-хозяйственных целей, их просто изготовить самостоятельно и легко при необходимости починить. Из недостатков можно отметить большой вес – перемещение даже пустого устройства потребует больших усилий, чем переноска металлического или пластикового «коллеги».

Стандартные размеры носилок строительных касаются габаритов емкости для груза и составляют 20-30 см в глубину, 50-60 см в ширину и 70-90 см в длину. Общая длина рукояток лежит в пределах 150-160 см, дабы была возможность разворачивать носилки в нагруженном состоянии на лестничных пролетах.

Зачем заниматься самостоятельным изготовлением обыкновенных носилок, если данный товар не является дефицитом для хозяйственных магазинов? Во-первых, потому что торговые сети предлагают обычно пластиковые и металлические носилки. Первые имеют непозволительно малый срок службы, а вторые весьма ощутимую стоимость.

Во-вторых, часто возникает необходимость сделать носилки конкретного размера, а подобрать весь комплекс габаритов в готовом виде затруднительно. В-третьих, при личном изготовлении деревянных носилок можно соорудить приспособление-трансформер (которого вам не предложит ни один магазин). Позвольте изложить руководство по такому конструированию во всех деталях.

Как сделать деревянные строительные носилки своими руками?

Из материалов нам понадобится доска толщиной 25-30 мм, тонкий лист оцинкованного металла и расширенный набор для деревообработки – ножовка, электролобзик, шуруповерт, дрель и крепежная фурнитура.

Как сделать деревянные строительные носилки своими руками - пошаговая схема

Шаг 1: Выпиливаем рукоятки

Из доски шириной 10-12 см и толщиной 3-4 см вырезаются фигурные рукоятки, которые послужат основой для всех носилок. Средняя часть доски остается без изменений, а с краев снимается небольшая фаска сверху, и делается глубокий вырез снизу, на длину в 35-40 см с каждой стороны. Тем самым уменьшается общий вес рукояток, им придается удобная для обхвата форма.

Лучше всего нанести рисунок будущих вырезов на обе доски по шаблону и точно придерживаться его при обработке. Чем точнее размер обеих рукояток, тем удобнее пользоваться готовыми носилками, так как у них будет равновесный баланс. Вырезают рукоятки на , надежно закрепив их в тисках или клиньях.

Шаг 2: Сборка носилочной основы

Взяв две доски точно такой же ширины, как и необрезанные ручки, закрепляем их на расстоянии 50-65 см друг от друга, сооружая каркас будущих носилок. Длина этих поперечных досок определяет ширину носилок и составляет 50-60 см. Крепеж поперечин выполняется саморезными шурупами длиной от 60 мм, шагом 3 см, на ровной поверхности, с проверкой прямоугольности всех узлов.

Когда поперечные доски закреплены, их обязательно усиливают четырьмя стальными уголками с внутренней (невидимой) стороны каркаса. Лучше выбрать уголки с длинными "полками", на которых имеется по 3-4 крепежных отверстия с каждой стороны. Дополнительная фурнитура придаст всей конструкции высокую прочность и позволит переносить груз весом более 100 кг.

Шаг 3: Сооружаем настил

На готовый каркас настилаются доски толщиной от 25 мм, причем выполняется это по строго определенной процедуре. С одной стороны доски настила идут точно "заподлицо" с размерами носилок, а вот с другой они должны выступать за габарит примерно на 5 см.

Первыми крепятся две доски с торцов настила – они опираются как на сами рукоятки, так и на поперечные доски. Крепеж выполняется саморезными шурупами длиной от 50 мм, с высокой частотой монтажного шага – не менее 3 см между саморезами. Следующие элементы настила крепятся только с торцевых частей, где под ними лежат рукоятки. Среднюю доску придется точно выпилить по длине и уложить в образовавшийся паз, закрепив как минимум одним шурупом с каждой стороны.

Шаг 4: Поднимаем борта и обустраиваем днище

Теперь можно закрепить два коротких бортика и один длинный – тот, что с выровненной стороны настила. Для бортов используют доску толщиной от 20 мм. Удобнее всего крепить бортики на стальные уголки, причем с наружной стороны – если фурнитура расположена внутри носилок, она будет забиваться насыпным грузом, ее легко повредить массивными кирпичами и т.п.

На днище укладывается лист оцинкованного металла, вырезаемый точно по его размеру. Крепеж оцинковки выполняется короткими монтажными гвоздями с широкими шляпками, с шагом 10-12 см. На этой же стадии удобно надеть на рукоятки специальные прорезиненные насадки с удалением от торцов на 2-3 см, дабы не повредить кисти рук при случайном ударе нагруженных носилок о препятствие.

Шаг 5: Изготавливаем откидной бортик

Завершающий этап самостоятельного "носилкостроительства" связан с изготовлением и крепежом откидного бортика. Данная деталь полезна при транспортировке легких и сыпучих грузов, особенно на значительные расстояния. К открытой стороне настила примеряется доска небольшой толщины (от 15 мм) и длины, ее ширина может немного превышать высоту наших носилок. К выступающему торцу настила и мобильному бортику крепятся поворотные петли. По краям этого бортика стоит предусмотреть фурнитуру для его фиксации в откинутом состоянии – задвижки, крючки и т.п.

Таков примерный "рецепт", как сделать универсальные носилки из деревянных досок. Если переноска сыпучих грузов для вас неактуальна, то 5 этап можно опустить – кирпичи, шлакоблоки и мешки с цементом вполне можно перемещать и с одним открытым бортом, что даже облегчает их загрузку и разгрузку.



Для переноса материалов на строительных объектах большой площади, а также людей, не способных передвигаться самостоятельно, используются носилки.

Это простое приспособление, для использования которого требуется от 2-х человек, причем имеется ввиду именно человеческий труд.

Различные виды носилок отличаются не только назначением, но и размерами, формой, материалом изготовления, вместительностью.

Устройство и характеристики

Простейшие классические носилки представляют собой две жерди, соединенные между собой крепкой тканью прямоугольной формы.

Такая конструкция позволяет их складывать при ненадобности, удобно хранить и транспортировать.

Обе жерди длиннее, чем материал основы, что превращает все концы в достаточно удобные ручки.

При переносе какого-либо груза, один человек берет в каждую руку концы жердей с одной стороны, а второй с противоположной стороны.

Для удобной транспортировки груза оба человека должны быть одинакового роста, обладать схожей физической силой.

Материал

При изготовлении жердей, как правило, используется металл, обладающий хорошими прочностными характеристиками.

Он слабо подвержен деформациям при умеренных нагрузках.

Так как жерди фактически образуют каркас, а в работе используется человеческий труд, они представляют собой полые трубки из прочных сплавов.

В качестве альтернативы часто используется обработанное дерево твердых пород, однако, чем длиннее жерди, тем больше нагрузка на них по центру, а значит, они легко могут переломиться под тяжелым весом.

Да и сама древесина выходит тяжелее металла.

Основная часть, в зависимости от назначения, может быть деревянной, металлической или тканевой. Часто используется пластик, как достаточно прочный, в то же время легкий материал.

Размеры, вес и вместительность

Строительные носилки весят в среднем 4 – 7кг при вместительности 70 — 80 литров.

Наиболее популярными являются модели длиной около 730 — 760мм и шириной – 500 – 550мм.

Размер классических носилок для человека в среднем составляет по длине 220см.

Это позволяет уложить в них без проблем даже очень высокого мужчину.

Ширина такого приспособления в рабочем (развернутом) состоянии составляет порядка 480 – 600см.

Конечно, это средняя ширина, которую имеют большинство моделей.

Вес любых носилок – их краеугольный камень.

Так как приспособление переносится вручную, этот параметр обязан быть минимален.

Обыкновенные варианты из металлических трубок и брезентовой ткани весят не более 9кг, в то время, как вес бескаркасных плащевых моделей для МЧС не достигает и 1кг.

Виды носилок и их назначение

Носилки различают по назначению на:

Строительные

Предназначены для переноски различных грузов и строительного мусора.

Имеют ковшеобразную форму, что позволяет эффективно работать с сыпучими материалами.

Могут быть пластмассовые и металлические, а за счет того, что часто используются при работе на приусадебных участках, получили еще одно название — садово-строительные носилки.

По сути строительные носилки представляют собой квадратную ванну, зафиксированную на деревянных жердях.

Носилки для ульев

Предназначены для транспортировки ульев, как с пчелоами, так и без пчел.

Также их можно использовать для переноски габаритных ящиков, тумбочек и другой мебели.

Подробнее смотрите в видеоролике ниже

ВИДЕОРОЛИК

Медицинские

Предназначены для переноски вручную пораженных и больных, транспортировки их на больничных тележках, спецтранспорте в полусидячем или лежачем положении.

Отечественные санитарные носилки, при длине полотнища 1830 мм, имеют размеры 2200х560х165 мм.

В качестве брусьев используются металлические трубы диаметром 35 мм.

Вес конструкции составляет 8,5 кг.

В качестве материала основной части может выступать льняная парусина, искусственная кожа.

Такие носилки могут быть оборудованы выдвижными ручками.

Более современные — каркасные виды с ручками сбоку и раскладывающимися ножками на колесах.

Они позволяет не только переносить пациента в сложных условиях передвижения, но и перевозить по ровному покрытию.

В большинстве случаев оснащены фиксирующими ремнями.

Полевые

Предназначены для бережной транспортировки пострадавших на местах чрезвычайных происшествий.

Используются различными спасательными службами для доставки раненых к автомобилям скорой помощи, а также медицинским учреждениям.

Сконструированы для использования на пересеченной местности.

Могут быть каркасными и бескаркасными, для переноса в сидячем, полусидячем и лежачем положении, их еще называют кресельными.

Некоторые полевые носилки специально разработаны для транспортировки пострадавших по пересеченной местности силами одного человека.

Для этого они оборудованы парой больших колес.

Военные

Это – средства эвакуации раненых и пострадавших на местах боевых действий.

Главная их особенность – компактные размеры в собранном состоянии.

Каркасные виды складываются одновременно поперек и вдоль, что позволяет их переносить в рюкзаке.

Как правило, имеют маскировочную расцветку, что снижает их заметность.

Бескаркасные виды максимально компактные и легкие, при этом обладают достаточной прочностью для транспортировки раненых бойцов в полной экипировке.

По конструкции носилки делятся на:

Каркасные

Это варианты, где основа закреплена на каркасе, может быть мягкой или жесткой.

Последний вариант представляет собой жесткую вогнутую панель.

Одной из разновидностей являются ковшовые носилки с системой фиксации.

Такие приспособления позволяют полностью неподвижно зафиксировать пострадавшего, что иногда является обязательным условием его транспортировки.

Мягкие

Представляют собой полотно из прочной ткани или брезента, по бокам которого вшиты несколько пар ручек – лямок.

При транспортировке пострадавшего само приспособление деформируется под изгибы формы тела, чем достигается его максимальная поддержка и комфорт.

Существуют брезентовые и плащевые варианты они могут трансформироваться в ковшеобразную форму для транспортировки пострадавших в сидячем положении.

Для транспортировки в лежачем положении предпочтительнее использовать тканевые виды с карманом для ног.

Что нужно знать о носилках

Носилки – незаменимые изделия для неотложной экстренной помощи.

По этой причине к ним предъявляется ряд требований и стандартов.

В частности, они должны быть надежными, легкими, безопасными, прочными и удобны в использовании.

Для складных вариантов предъявляется еще одно важное требование – конструкция должна оперативно раскладываться в рабочее положение.

Что же касается строительных носилок, они должны обладать высокой прочностью, но в то же время быть очень легкими.

Пластиковые варианты способны выдержать вес до 120кг, в то время как металлические – до 200 кг.

При этом недопустимо использовать носилки с поврежденными жердями.

Дело в том, что в момент перелома даже одной жерди, резко возрастает риск получить различные травмы, начиная от банального растяжения сухожилий руки, заканчивая серьезными повреждениями позвоночника и мышц спины.

Как выбрать носилки

При выборе строительных носилок, в первую очередь необходимо ориентироваться на их грузоподъемность, материал изготовления и вместительность.

Перед покупкой нужно осмотреть изделие на наличие дефектов.

Тщательный подход к выбору требуют носилки для переноски людей, так как среди огромного выбора моделей под различные условия использования и задачи, сложно подобрать подходящий вариант, основываясь лишь на поверхностных знаниях.

Основные критерии

Выбирая носилки для транспортировки пострадавших и раненых, необходимо учитывать такие критерии:

Грузоподъемность;

Тип конструкци;

Габариты (как в транспортном, так и в рабочем состоянии);

Материал каркаса и основы;

Количество секций и возможность регулировки их наклона;

Наличие элементов фиксации пострадавшего (ремни, карманы для ног, леер);

Наличие фиксаторов для установки реанимационного оборудования;

Стоимость.

Как сделать носилки своими руками

Заводские строительные носилки, как правило, представлены в 2-х вариантах: пластиковые и металлические.

Первые недолговечны, а вторые достаточно дорогие.

Хорошим вариантом для стройки и приусадебного участка будут простые деревянные носилки, изготовленные собственными руками.

Их преимущество – можно сделать конструкцию любого размера.

Представляют собой деревянный ящик, к которому с двух сторон прикручены жерди – ручки.

Ящик – ковш можно изготовить из доски, толщина которой должна быть минимум 30мм.

Чтобы укрепить конструкцию, изнутри ее оббивают оцинковкой.

Можно использовать металл корпуса старого холодильника.

Жерди-рукояти изготавливаются из доски такой-же толщины, что и ящик, прибиваются гвоздями или прикручиваются саморезами на борта ковша ближе к верху.

Это понизит центр тяжести.

Места под хват руками вырезаются (выбираются) до нужной толщины, после чего шлифуются.

Если планируется использовать носилки на дачном участке при уборке, допустим, ботвы, целесообразно сделать ящик с тремя бортами.

Это позволит осуществлять быструю разгрузку.

В данном случае не предполагается переноска тяжелых материалов, а значит, доски – жерди можно смело прикручивать к днищу ящика.

Из инструментов понадобятся:

Электролобзик;

Ножовка;

Шуруповерт или молоток;

Наждачная шкурка.

Умение изготавливать носилки для пострадавшего из подручного материала – важное знание для туристов, военнослужащих и просто людей, предпочитающих активный отдых.

Простейшие бескаркасные носилки в полевых условиях – одеяло, на углах которого сформированы петли для удобного хвата рукой.

Более продвинутый вариант – 2 продольные и 2 поперечные жерди, связанные веревкой в прямоугольник.

Между длинными жердями наплетается сеткой или зигзагом веревка, которая послужит основой носилочной части каркасной конструкции.

Поверх этой импровизированной сетки укладываются куртки, свитера, одеяло или любые доступные варианты одежды.

Имея под рукой 2 куртки примерно одинакового размера и 2 жерди, способные выдержать вес пострадавшего, можно сделать простейшие носилки, причем времени на их изготовление уйдет не более 5 минут.

Курточки застегиваются и укладываются на землю друг напротив друга, плечами в противоположные стороны, а застежками вниз.

Затем нужно закатать рукава и продеть в них сквозь обе куртки жерди с противоположных сторон.

Важное правило: укладывать пострадавшего на носилки следует максимально осторожно, поддерживая больную часть тела, в удобное для него положение.

Этот вид транспортировки является одним из самых трудных и тяжелых и по проведению, и по организации. Однако он используется наиболее часто, так как удобен, если надо быстро переместить пострадавшего с места травмирования (аварии, катастрофы) в безопасное место. Способ этот может быть как промежуточный (до более совершенных транспортных средств), так и единственно возможный. Всех пострадавших, могущих вынести такую транспортировку, можно условно разделить на:

легко пострадавших, которые хотя и травмированы, но могут передвигаться самостоятельно или с небольшой поддержкой; пострадавших с травмой средней тяжести — передвигаться самостоятельно не могут, но находятся в сознании, и тяжесть травмы позволяет транспортировать их в любом положении; тяжело пострадавших — их можно переносить только в определенном положении.

Таким образом, в зависимости от тяжести травмы и состояния пострадавшего и выбираются различные подручные импровизированные средства для транспортировки.

Самыми доступными предметами, которые можно использовать для изготовления транспортировочных средств, могут быть деревянные палки, лыжные палки, ледорубы, геодезические рейки, веревки, рюкзаки, куртки (штормовки), спальные мешки, плащ-палатки, большие куски прочной ткани (брезент, парашют, палатки, тенты от них и т. п.). То есть те предметы, снаряжение и оборудование, которые или имеются у группы, или могут быть взяты с потерпевшего аварию транспортного средства.

Переноска на близкое расстояние (выход с места аварии или получения травмы в безопасное место) может быть осуществлена без привлечения каких-либо вспомогательных средств прямо на руках одним из перечисленных ниже способов.

Переноска легко пострадавшего одним человеком на спине. Пострадавшего усаживают на возвышение так, чтобы носильщик был несколько ниже и мог свободно принять его себе на спину. Пострадавший обнимает носильщика руками через плечи и скрещивает их у него на груди (не давить на шею). Носильщик продевает руки под колени, удерживая пострадавшего на спине. Когда его нужно опустить — все проделывает-ся в обратном порядке. На ровном месте носильщик опускается на одно колено и, опираясь на руки, переворачивается на нем, мягко опуская пострадавшего на землю.

Переноска на руках вдвоем. Руки сцепляются квадратом, на который сажается пострадавший. Два носильщика берут друг друга за запястья и подводят «сиденье» под пострадавшего. Он усаживается и руками придерживается за плечи носильщиков (на шею не давить).

Переноска на бухте веревки в одиночку. Веревку маркируют в бухту длиной несколько больше метра (в зависимости от роста носильщика). Развернув бухту (узел должен быть посередине), подводят ее под бедра пострадавшего, а носильщик продевает руки в верхнюю раздвоенную часть бухты, надевает их как лямки рюкзака на плечи и встает.

Переноска пострадавшего на бухте веревки вдвоем. Веревку маркируют в бухту диаметром в 1,5 м (учитывая рост носильщиков). Раздвоенную бухту (узел внизу) надевают на плечи носильщиков как скатку. Пострадавший усаживается на переплетение бухты (желательна мягкая подкладка) и держится руками за плечи носильщиков, или они своими руками придерживают его через спину. Подготавливать бухту надо так, чтобы под весом пострадавшего она не свисала ниже линии пояса носильщиков.

Переноска на перевернутом рюкзаке. Лямки рюкзака (если малы, то нарастить чем-либо) закрепляют в пряжках на всю длину, ноги пострадавшего продевают в лямки так, чтобы он сел на лицевую сторону рюкзака, перевернутого вверх дном. Носильщик продевает руки в лямки, через одно колено встает на другую ногу и поднимается в полный рост. Это лучше делать рядом с какой-нибудь опорой — камнем, деревом и т. п.

Переноска в рюкзаке с прорезанными боковинами. Разрезать швы рюкзака, оставив не меньше 10 см до дна, а сверху — почти вплотную к планке горловины рюкзака. Ноги пострадавшего продевают в разрезы,

а сам рюкзак полностью подводят под пострадавшего. После чего носильщик встает на ноги.

Переноска пострадавшего на палке. Палка берется длиной примерно 60 см и диаметром около 8 см. Крепится веревками или ремнями (стропами) на спине носильщика так, чтобы она находилась несколько ниже линии пояса. Под петли на плечи надо подложить мягкие вещи. Пострадавшего сажают на палку, предварительно обернув ее чем-либо мягким. Ноги пострадавший проводит над бедрами носильщика, который поддерживает их руками под коленками.

Переноска пострадавшего на сиденье из палки (можно из двух лыжных). Концы палок продеваются в лямки рюкзаков носильщиков или петли бухты веревок так, чтобы она не была ниже пояса носильщиков. Под пострадавшего подкладываются мягкие вещи.

Изготовление волокуш из лыж или мягких веток. Волокуши вяжут из двух или четырех лыж. Носки лыж накладываются друг на друга и связываются полусхватывающим узлом или стремечком. К ним же привязывают и две лыжные палки, которые будут служить тягой. От места крепления лыж связывающую веревку или стропу отводят к лыжным креплениям и с помощью короткой перемычки из палки или чего-либо еще внатяг соединяют все вместе. Затем к месту крепления лыж крепится изголовье, которое можно изготовить из рюкзака, скатки вещей и т. п.

Из веток деревьев (лучше крупных еловых лап) вяжут волокуши по тому же принципу, что и из лыж. В этом случае тягами служат комлевые ветки, а пострадавший в обоих случаях укладывается на веер волокуши с подстилкой из спального мешка, одеяла, теплых вещей, а если ничего этого нет, на волокушу укладывается и закрепляется дополнительный слой мягких частей веток.

Транспортировка пострадавшего на палатке, полиэтиленовой пленке, куске брезента, плащпалатке и других подручных средствах. Этот способ применим на снегу, песке или траве, если невозможно изготовить простейшие носилки.

К полотнищу палатки, брезента или большого куска полиэтилена (толстого и сложенного в 2—3 раза) по углам привязываются петли из веревки или стропы. Затем на транспортировочное полотнище ровным слоем выкладывают теплые или (если летом) мягкие вещи. Пострадавшего укладывают в спальный мешок, а затем на подготовленное транспортировочное средство, после чего его плотно заворачивают в него и завязывают в кокон. Предварительно под голову подкладывается мягкий валик из одежды или рюкзак. Петли при завязке необходимо блокировать независимыми узлами, чтобы связка не стягивала пострадавшего. У ног пострадавшего привязывают тянущие веревки, а у плеч — подстраховывающие. Носильщики (от двух и более человек) тянут, а один или двое подстраховывают «кокон» и не дают ему отклониться от линии движения.

При спуске по склонам, там где возникает необходимость, выбирают один из указанных на рисунке приемов. При таком способе транспортировки необходимо выбирать наиболее ровный и безопасный путь — без кочек, бугров и рытвин.

Изготовление жестких носилок из подручных средств. Простейшие жесткие носилки можно изготовить из капота, дверцы или багажника, попавшего в аварию автомобиля, просто стального листа. Но нести такие импровизированные носилки неудобно и тяжело — они могут быть использованы только для переноски на небольшие расстояния — максимум 0,5 км, т. е. до безопасного места или места, где можно найти материал для изготовления нормальных и удобных носилок.

Наиболее удобны для транспортировки носилки, изготовленные из лыж или двух деревянных шестов длиной около 3 м и толщиной 4—5 см. Кроме этого, нужны две куртки с застежкой посредине. Шесты или лыжи продеваются в рукава курток так, чтобы они были надеты с обоих концов, т. е. друг другу навстречу. Застегивают куртки только сверху потому, что при застежке снизу, под нагрузкой, пуговицы могут оторваться, а молния разойтись. Под голову кладется скатка из вещей. При длительной транспортировке пострадавшего укутывают в теплые вещи, заворачивают в одеяло или палатку (брезент) или кладут в спальный мешок (в зависимости от того, что есть под рукой в данный момент). При необходимости пострадавшего привязывают к носилкам.

Если есть веревка, можно изготовить носилки из двух шестов с перекладинами и плетеным веревочным каркасом. Для вязки носилок заготавливают два шеста длиной около 3 м каждый, диаметром 5—6 см и три перекладины длиной порядка 60 см и диаметром 3 см. В местах соединения перекладин на шестах делают неглубокие надрезы-канавки, перекладины с шестами связывают любой имеющейся веревкой, стропой или на крайний случай просто поясными ремнями. Пряди завязок идут крестом с промежуточным фиксированием полусхватывающим узлом или стремечком.

В изголовье пострадавшего к перекладинам привязываются две перекладины, как показано на рисунке, а где ноги — одна. Затем 20-метровым куском веревки делается оплетка носилок.

Пострадавшего укладывают в спальный мешок или укутывают в брезент, палатку, одеяла. Под голову кладут скатку из вещей. Можно

предварительно сделать теплую подстилку, уложив ее на оплетку носилок и привязав, чтобы не сползала. За неимением длинной веревки, импровизированную оплетку можно производить куртками, рубашками, брюками и т. д. На таких носилках транспортировку производят в полусидячем положении.

К атегория: Столярные работы

Изготовление деревянных носилок

Общее планирование работы

Умея строгать бруски точно по заданным размерам, можно изготовить много различных и нужных вещей, например носилки, тачку (рис. 1, 2). Начинать работу, как и всегда, надо с составления плана.

Ознакомившись с натуральными образцами и техническим рисунком изделия, подбирают бруски, от которых можно отпилить заготовки для деталей нужной длины (рис. 3). Заготовки берут с припуском - несколько больше нужного размера по длине, ширине и толщине.

Отпиленные заготовки строгают по размерам, указанным на техническом рисунке. После такой обработки заготовки размечают по длине и отпиливают припуск.

Рис. 1. Носилки. 2 шт

Рис. 2. Тачка

Рис. 3. Детали носилок

Рис. 4. Сборка деталей носилок

Затем приступают к окончательной обработке деталей. Заготовки на ручки скругляют на концах, а у заготовок на боковые стенки кузова скругляют углы. Все детали зачищают шкуркой и соединяют между собой гвоздями и шурупами (рис. 4). Готовое изделие еще раз зачищают шкуркой.

Не забывайте о том, что, прежде чем завернуть шуруп, в детали надо или просверлить отверстие, или наколоть его шилом (почему?).

Вот общий план работы на изготовление носилок:
1. Ознакомившись с техническим рисунком, образцом, подобрать необходимые материалы, инструменты.
2. Изготовить две ручки.

Рис. 5. Отапливание ручек носилок по размеру

3. Изготовить ножки.
4. Изготовить кузов носилок.
5. Собрать изделие, обработать его шкуркой.
6. Разберите образец на части.
7. Измерьте длину, ширину и толщину всех деталей.
8. Подберите из выпиленных брусков заготовки для деталей носилок.
9. Сосчитайте, какова общая длина всех стенок кузова.

Ручки носилок

Сначала бруски для ручек надо выстрогать по размерам (ширине и толщине), указанным на техническом рисунке. Затем заготовки размечают карандашом г, линейке и угольнику. Отмечают длину ручки (оставляя припуск на отпиливание) и места, где брусок надо скруглять.

Очень часто на концах брусков бывают дефекты. Поэтому разметку надо проводить так, чтобы эти дефекты можно было удалить (рис. 5). Отпиливают детали в стусле.

Рис. 6. Скругление ручек в зажимах верстака

Концы ручек скругляют с помощью рубанка. Брусок закрепляют на верстаке, как это показано на рис. 6.

Сначала снимают толстую стружку (рис. 7, а), а затем все тоньше и тоньше (рис. 7, в). Скругляя углы бруска, нужно все время его поворачивать, особенно когда снимают тонкую стружку. Постарайтесь так выстрогать ручку, чтобы она была круглой на концах.

В такой же последовательности изготавливают и вторую ручку для носилок.

Рис. 7. Округление ручек носилок:

Особое внимание следует уделять обработке скругленных поверхностей. Ведь круглую ручку очень удобно держать в руке, при работе на пальцах и ладонях не появятся царапины, мозоли.

Закрепленную в зажимах верстака ручку охватывают шкуркой на тканевой основе и, перемещая ее, зачищают деталь поперек волокон (рис. 8). После этого обертывают шкуркой колодку и обрабатывают деталь вдоль волокон (рис. 9).

Хорошо зачищенная шкуркой ручка получается круглой формы, на ней нет царапин, выступов и уголков. Качество работы проверяют, внимательно рассматривая изготовленную деталь и сравнивая ее с образцом.

Рис.8. Зачистка круглой ручки лентой шкурки

Рис. 9. Зачистка круглой ручки шкуркой на подушке

Ниже приводится план работы на изготовление ручки:
1. Подобрать ааготовки и выстрогать их по размерам.
2. Разметить длину и наметить границу скругления деталей.
3. Отпилить припуск по длине заготовок,
4. Скруглить рубанком концы ручек.
5. Зачистить детали шкуркой.

Кузов

Кузов носилок очень похож на кузов самосвала, у которого нет заднегоtборта. Собирают кузов из четырех деталей: трех стенок и дна. Две стенки немного длиннее, чем третья, а ширина и толщина всех стенок одинаковая.

Перед тем как приступить к изготовлению деталей кузова, надо внимательно ознакомиться с техническим рисунком и образцом, составить план работы.

Рис. 10. Скругление углов боковых стенок кузова носилок: а - разметка по шаблону; б - отапливание угла; в - скругление угла

Сначала подбирают заготовки и строгают их точно по размерам (ширине и толщине). Затем размечают бруски по длине и отпиливают в стусле припуск. У более длинных заготовок надо скруглить углы. Размечают места скругления по шаблону.

Скруглять углы можно и стамеской и напильником. Но лучше и быстрее спилить углы пилой, а затем уже скруглить стамеской и обработать напильником (рис. 10).

Все детали тщательно зачищают шкуркой и собирают кузов. Сначала соединяют между собой гвоздями боковые стенки, а затем прибивают к ним дно. После этого весь кузов вновь обрабатывают шкуркой.

План работы на изготовление кузова носилок:
1. Подобрать материалы и выстрогать заготовки заданного размера.
2. Разметить длину деталей и отпилить припуск.
3. Разметить по шаблону места скругления боковых стенок и скруглить углы.
4. Зачистить детали шкуркой.
5. Соединить боковые стенки на гвоздях.
6. Соединить гвоздями боковые стенки кузова с дном.
7. Зачистить кузов шкуркой.

Сборка изделия

Все основные детали носилок (ручки, ножки, кузов) сделаны. Осталось лишь соединить их между собой, и носилки готовы.

Для соединения отдельных деталей и частей носилок потребуются гвозди и шурупы. Кузов крепится к ручкам гвоздями длиной 1-5-20 мм, а затем шурупами такой же длины. Можно использовать шурупы с потайными и полукруглыми головками. Ножки крепят шурупами длиной 25-30 мм. Вспомните, как надо правильно соединять детали шурупами.

Сборка носилок:
1. Разметить места вбивания гвоздей и ввинчивания шурупов, соединить между собой кузов и ручки.
2. Соединить ножки и ручки шурупами.
3. Зачистить носилки шкуркой.
4. Покрыть готовое изделие олифой или лаком.



- Изготовление деревянных носилок

Просмотров