Может ли оклад быть меньше мрот? когда можно выплачивать зарплату меньше мрот на законных основаниях. Как установить размер зарплаты

Процесс начисления заработной платы всегда волнующий вопрос для всех работников. В настоящее время существуют различные системы оплаты труда, одни получают свой заработок в фиксированной сумме, у других действует тарифная ставка. На самом деле каждая система имеет схожие черты и принципиальные различия. Рассмотрим, что такое должностной оклад и тарифная ставка какие схожие черты имеет два разных понятия, а также их отличительные особенности.

Что такое оклад

Прежде чем понять, чем отличается тарифная ставка от оклада, нужно подробно просмотреть эти два понятия. На самом деле оклад – это фиксированная сумма заработка сотрудника, которая начисляется за исполнение им должностных обязанностей . Простыми словами он выплачивается в полном объеме только при соблюдении двух важных условий, что сотрудник исполняет свои должностные обязанности и пребывать на рабочем месте в соответствии с его графиком работы.

Заработная плата и оклад – это два разных понятия, по той причине, что фиксированная денежная сумма - это всего лишь часть заработка сотрудников, кроме нее он может получать разные надбавки, например, премии и иные выплаты. Определение оклад означает фиксированную сумму, которую сотрудник гарантированно получит по итогам отработанного месяца, при том условие, что он пребывал рабочие места в соответствии с его графиком работы.

Тарифная ставка

По сути, тарифная ставка – это также фиксированная выплата только не за расчетный месяц, а за определенное время, например, день или час. Т о есть, заработная плата в данном случае будет начисляться в зависимости от количества отработанного работником временем.

Расчет заработной платы в данном случае осуществляется по простой формуле: тарифная ставка умножается на количество отработанного времени. Например, если ставка сотрудника за час составляет 120 рублей, в месяц он отрабатывает 176 часов, значит, его заработная плата будет 21120 рублей.

В чём разница

Итак, мы рассмотрели, что такое оклад и ставка, в чем разница пойдет речь далее. У данных двух систем начисления заработной платы есть несколько отличий. Основное из них в том, что по системе оклада заработная плата начисляется сотруднику за расчетный период, то есть месяц или год в зависимости от специфики работы и занимаемой им должности. Тарифная ставка – это плата за определенный промежуток времени, в основном, она применяется при сменном графике работы.

Другое отличие в том, что оклад начисляется за исполнение сотрудником его рабочих обязанностей, а тарифная ставка количество отработанного времени. Кроме того, обе данные системы применяются в зависимости от специфики работы, например, на некоторых должностях уровень дохода сотрудника будет напрямую зависеть от выполненного и объема работа. Хотя в данном случае заработной платы имеет сдельную систему оплаты труда, по отношению к которой может применяться как оклад, так и тарифная ставка, то есть фиксированная сумма выплаты за расчетный период плюс проценты от выполненного объема работ.

Сходство

Несмотря на все различие данных систем у них есть много общего. Как выяснилось ранее оклад можно получить только после отработки расчетного периода, а тарифная ставка предполагает выплату заработка за определенную единицу времени час или неделю день. Но если сотрудник отработал месяц не полностью, например, был в отпуске или на больничном, то его оклад выплачивается только за фактически отработанное время.

Рассмотрим, как из оклада рассчитать часовую тарифную ставку. Все довольно просто, для этого нужно фиксированную сумму разделить на количество отработанных дней или часов . Например, если она составляет 25000 рублей в месяц, то можно рассчитать, сколько он зарабатывает в день, если в календарном месяце 22 рабочих дня по 8 часов. Таким образом, его тарифная ставка за день будет 25000/22, равно 1136,36 рублей в день или 142 рубля в час.

Обратите внимание, что при системе начисление заработной платы от оклада работодатель однозначно оплачивает работнику только по факту отработанной им время, то есть из оклада взимается плата за тот период, который на рабочем месте он отсутствует.

Таким образом, работодатель единолично устанавливает систему оплаты труда сотрудникам своего предприятия: оклад и тарифная ставка. В чем разница? Существенные различия в том, что тарифная ставка применяется в большинстве случаев представителя профессии в сфере производства или обслуживания, оклад чаще применен к сотрудникам в сфере экономики, или иной интеллектуальной деятельности.

При повышении окладов работникам (согласно штатному расписанию), надо ли создавать приказ о повышении окладов пофамильно? Если надо, то какой оклад указывается для совместителей в приказе (полный оклад по должности или оклад согласно занимаемой ставки)?
Какой оклад нужно указать в трудовом договоре и в приказе о повышении оклада у совместителя - полный по ставке или фактический?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Вопрос об издании приказов о повышении должностных окладов работникам с перечислением конкретных работников, оклад которых вырастет, каждый работодатель решает для себя самостоятельно. Трудовое законодательство не содержит такого обязательного требования.
2. В трудовом договоре и приказе о повышении должностного оклада с работником-совместителем необходимо указывать его фактический оклад, а не оклад за полную ставку.

Обоснование вывода:
1. В силу ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Следовательно, для увеличения работникам оклада требуется внесение изменений в документ, устанавливающий систему оплаты труда (с учетом требований части четвертой ТК РФ) и в трудовые договоры работников (с учетом положений ТК РФ). Издание же приказа с перечислением конкретных работников, оклад которых вырастет, трудовым законодательством не предусмотрено и остается на усмотрение работодателя.
2. Условия оплаты труда работника, в том числе размер оклада, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). При этом вопрос о том, следует ли в трудовом договоре работников с неполным рабочим временем (в том числе работников-совместителей) указывать полный размер оклада, определенный системой оплаты труда для соответствующей должности, или часть указанной суммы, которую будет получать работник с учетом продолжительности его рабочего времени, на практике вызывает многочисленные споры. Так, например, в некоторых консультациях специалистов Роструда встречается подход, в соответствии с которым в трудовых договорах должен фигурировать тот размер оклада, который предусмотрен штатным расписанием (то есть установленный для работников с полной занятостью) (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
Однако нам представляется более справедливой иная точка зрения. По смыслу ТК РФ в трудовом договоре должны указываться условия оплаты труда конкретного работника, а не некие условия оплаты, предусмотренные для той или иной должности. Поскольку в силу ТК РФ оклад работника является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей, по нашему мнению, выполнение работником возложенных на него трудовым договор обязанностей в полном объеме предполагает обязанность работодателя выплатить ему в полном размере оклад, определенный тем же договором. В связи с этим указание в трудовом договоре не того размера оклада, на который может претендовать работник исходя из продолжительности его рабочего времени, не будет являться корректным и может повлечь за собой возникновение трудового спора. Причем суд может прийти к выводу о необходимости выплаты работнику оклада именно в том размере, который указан в трудовом договоре (решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 июня 2011 г. по делу N 2-1490/2011). В разъяснениях специалистов Роструда также встречается позиция о необходимости отражения в трудовом договоре того размера оклада, который совместители будут фактически получать (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
В приказе о повышении оклада совместителю также необходимо указывать его фактический оклад, т.к. он должен соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая ТК РФ) и, следовательно, содержать сумму, закрепленную в трудовом договоре с совместителем.
В качестве компромиссного варианта возможно указание в трудовом договоре как предусмотренного штатным расписанием размера оклада для работников с полной занятостью, так и той части этой суммы, которую будет получать конкретный работник с учетом установленной ему продолжительности рабочего времени. Например: "Оклад работника составляет 10000 рублей (50% от оклада 20000 по должности такой-то с учетом установленной работнику продолжительности рабочего времени)".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:

Область/Республика

Здравоохранение

Образование

Социальная служба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

Брянская

Владимирская

Воронежская

Ивановская

Калужская

Костромская

Липецкая

Московская

Орловская

Рязанская

Смоленская

Тамбовская

Тверская

Тульская

Ярославская

Москва

Архангельская

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

Вологодская

Калининградская

Ленинградская

Мурманская

Новгородская

Псковская

Санкт-Петербург

Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская

Волгоградская

Ростовская

Севастополь

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкарская

Карачаево-Черкесская

Северная Осетия-Алания

Чеченская

Ставропольский край

Башкортостан

Мордовия

Татарстан

Удмуртская

Пермский край

Кировская

Нижегородская

Оренбургская

Пензенская

Самарская

Саратовская

Ульяновская

Курганская

Свердловская

Тюменская

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

Челябинская область

Республика Алтай

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская

Кемеровская

Новосибирская

Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская

Магаданская

Сахалинская

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

МРОТ — величина, установленная на законодательном уровне. На нее ориентируются при расчете минимально допустимой заработной платы, а также некоторых пособий. Может ли оклад быть меньше МРОТ и при каких условиях? В общем случае доход работника за месяц не должен быть ниже этого уровня. Но, как всегда, есть множество нюансов.

МРОТ и зарплатный минимум субъекта

Размер МРОТ в 2017 году составляет 7800 рублей, а со следующего года повысится до 9489 рублей. С 2019 года минимальную зарплату доведут до прожиточного минимума. Сейчас это равенство не соблюдается, хотя в Трудовом кодексе прямо прописано, что это недопустимо.

Региональные власти имеют право специальным соглашением ввести собственный аналог МРОТ. Его называют МЗП — минимальная заработная плата. Ее размер не может быть ниже МРОТ, установленного федеральной властью. Надо сказать, многие регионы пользуются таким правом и устанавливают минимальные заработные платы на более высоком уровне, чем МРОТ. В 2017 году МЗП некоторых регионов существенно превышает федеральную «минималку». Так, в Мурманской области МЗП составляет 18 750 рублей, на Камчатке — 15 800 рублей, в Санкт-Петербурге — 16 000 рублей, в Москве — 17 561 рубль.

Упомянутая норма закона теоретически дает работодателям право отказаться от применения региональной МЗП в пользу более низкого федерального МРОТ. Сделать это можно в 30-дневный срок с даты опубликования региональным органом власти соглашения о введении минимальной зарплаты. Однако для этого нужны очень веские причины, которые следует подтвердить документально. Власти, со своей стороны, должны войти в тяжкое экономическое положение работодателя и разрешить такой отказ. На практике это применяется редко, и специалисты не рекомендуют экономить на зарплатах таким способом.

Из чего состоит заработная плата

Теперь разберем, что такое зарплата — это необходимо, чтобы понять, можно ли установить оклад меньше МРОТ. Составляющими заработной платы являются:

  • оклад/тарифная ставка;
  • компенсации — различные доплаты, в том числе за тяжелые условия работы и климат, за ночные смены и прочие;
  • поощрительные выплаты — всевозможные премии, например, по итогам года, за стаж и так далее.

Кроме того, есть определенные виды выплат, которые не относятся к заработной плате. Например, это компенсация за отпуск, за командировку, за вынужденное прекращение работы и другие.

Так может ли оклад быть меньше МРОТ?

Итак, зарплата и оклад — понятия не всегда тождественные. В общем случае зарплата рассчитывается по формуле: ЗП = О + К + П, где О — оклад либо ставка, К — компенсации, П — премии и иные выплаты в виде поощрения.

Однако, согласно трудовому законодательству, ниже размера МРОТ (МЗП) не должен быть уровень оплаты за месячный труд работника, а не его ставка или оклад. И если ЗП состоит не только из оклада, то установление последнего на уровне ниже «минималки» не является нарушением. Если оклад меньше МРОТ, но есть премия и/или компенсация, то это допустимо. Конечно, при условии, что сумма в совокупности дотягивает до гарантированного государством или регионом зарплатного минимума.

А вот если заработная плата состоит из одного лишь оклада (ставки), ниже размера МРОТ он быть не может. Но это общий случай, из которого есть исключения.

Когда зарплата бывает меньше «минималки»

В Трудовом кодексе сделана оговорка: недопустимо выплачивать физлицу зарплату ниже минимального значения в том случае, если он добросовестно отрабатывает положенную ему норму времени. Другими словами, если сотрудник работает по 5 дней в неделю полный рабочий день и выполняет свои должностные обязанности, он должен получать оплату не менее минимального размера.

А может ли оклад быть меньше МРОТ при неполной занятости? Безусловно, да. Лица, которые работают по сокращенному графику, например, несколько дней в неделю или по 3-4 часа ежедневно, могут получать меньше «минималки». При этом пропорции должны сохраняться, то есть за половину рабочего времени сотрудник должен получать не менее половины действующего в регионе МРОТ.

Учитывается ли налог

Как известно, доходы работников облагаются НДФЛ. Удержать налог с выплат и перечислить в бюджет должен работодатель, который по отношению к нанятым лицам является налоговым агентом. Ставка НДФЛ для резидентов России составляет 13%. Возникает вопрос: минимальный уровень зарплаты должен быть выдержан до или после вычета НДФЛ? Другими словами, можно ли выдать сотруднику за месяц сумму ниже МРОТ на размер налога?

Согласно законодательству, налог с дохода физлица исчисляется от суммы ЗП, которую ему начислил работодатель. И если даже начисляется «минималка», от уплаты НДФЛ это не освобождает. Поэтому на руки работник получит сумму, уменьшенную на размер налога.

Как не ошибиться с расчетом оклада

Прежде всего необходимо проверить, установлен ли в регионе собственный уровень зарплатного минимума. Если установлен, то размер зарплаты за полностью отработанную временную норму не должен быть меньше этого значения. При отсутствии региональной «минималки» работник должен получать не менее суммы федерального МРОТ.

Далее следует определиться, выполнил ли сотрудник свои трудовые нормы по объему работы и времени. Если выполнил на 100%, то размер его зарплаты должен составить не менее МРОТ (МЗП). В противном случае ему начисляется доля минимальной зарплаты, пропорциональная отработанному времени (норме труда). Например, если рабочее время составило 40% от нормы, то ему нужно заплатить не меньше 40% от МРОТ или регионального минимума, если он есть.

Следующий шаг — определиться с составом зарплаты. Установить ставку или должностной оклад меньше МРОТ допустимо лишь в том случае, если сотруднику полагаются какие-то компенсации, премии и иные выплаты, которые относятся к заработной плате. Если предполагается платить «чистый» оклад, то он должен как минимум соответствовать МРОТ (МЗП).

Ответственность

Выплата зарплаты ниже законодательного минимума является нарушением норм трудового права. Работодателю за это грозят административные санкции. Организация может поплатиться штрафом в диапазоне 30 000-50 000 рублей. Должностные лица и предприниматели-работодатели заплатят штраф в размере 1000-5000 рублей. Впрочем, на первый раз инспекторы могут обойтись предупреждением.

Если нарушение повторится, то будет применяться более суровое наказание. Должностных лиц компании могут дисквалифицировать на 1-3 года или же наказать штрафом в диапазоне 10 000-20 000 рублей. ИП грозит штраф в аналогичном размере, а юридическим лицам — в сумме 50 000-70 000 рублей.

Выводы

Установление минимального размера оплаты труда производится на федеральном уровне — в виде МРОТ, а в некоторых субъектах и на региональном — в виде МЗП. Если в регионе установлена собственная «минималка», то работодатели должны ориентироваться на нее. При этом стоит учесть, что размер зарплаты должен быть не меньше МРОТ или МЗП без учета обложения НДФЛ. То есть работник получит сумму на 13% меньше минимальной ЗП.

Что касается того, может ли оклад быть меньше МРОТ, то все зависит от состава зарплаты. Это допустимо, если помимо оклада она включает премии и/или компенсации. Но лишь при условии, что совокупный размер зарплаты за полностью отработанный месяц с учетом этих доплат будет не меньше действующего в регионе минимального значения.

Под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ч. 1 ст. 282 ТК РФ). При работе по совместительству продолжительность рабочего времени законодательно ограничена. По общему правилу она не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие об оплате труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты и условие о режиме рабочего времени, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у работодателя, обязательно включаются в трудовой договор.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, может производиться (ч. 1 ст. 285 ТК РФ):

  • пропорционально отработанному времени;
  • в зависимости от выработки;
  • на других условиях, определенных трудовым договором.

В рассматриваемой ситуации стороны выбрали первый вариант оплаты труда совместителя.

Обращаем внимание, что при заполнении штатного расписания количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 0,75 и прочее. Однако сумма оклада указывается для полной штатной единицы, ведь штатное расписание определяет только оклад по соответствующей должности, а не заработную плату конкретного работника.

Оклад - это фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ). Иными словами, оклад выплачивается работнику за выполнение месячной нормы рабочего времени.

Следовательно, если по должности предусмотрен оклад в 10 000 руб., а работник принимается на «0,5 ставки», т.е. его рабочее время в два раза меньше нормы, значит, оклад совместителя равен 5000 руб. (10 000 руб. / 2). Именно эта величина фиксируется в трудовом договоре, что полностью соответствует требованию ч. 1 ст. 132 ТК РФ. Если же в трудовом договоре совместителя, который принимается на 0,5 ставки, определить величину оклада в 10 000 руб., то получается, что стороны согласовали именно такой размер вознаграждения за отработанный календарный месяц.

Отметим, что в трудовом договоре необходимо зафиксировать иные условия, перечисленные в ст. 57 ТК РФ и подлежащие обязательному включению в трудовой договор. Однако условие трудового договора о том, что размер должностного оклада составляет определенную величину до уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), к таковым не относится. В то же время сами по себе указанные дополнительные условия трудового договора не противоречат действующему законодательству (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16.05.2012 № 11-5036/2012, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2012 по делу № 33-1205, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 № 33-15808/2011, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 05.11.2013 по делу № 33-3581/2013).

Таким образом, когда в штатном расписании организации количество штатных единиц по определенной должности - 0,5, а размер оклада по штатному расписанию - 10 000 руб., то, по нашему мнению, при приеме работника на работу на условиях совместительства в рассматриваемой ситуации условия оплаты труда в трудовом договоре могут быть следующими: «Оплата труда работника состоит из должностного оклада в размере 5000 руб. в месяц до удержания налога на доходы физических лиц в размере и порядке, установленном действующим законодательством».

В трудовом договоре работника-совместителя стороны вправе указать и размер оклада за полную ставку - 10 000 руб. до удержания налога на доходы физических лиц, однако с оговоркой, что оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени.

Просмотров