Зачет и возврат излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– возвращена налогоплательщику.

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

Из книги Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? автора Виткина Юлия Владимировна

9.3. Возврат налогов. Общие правила С уплатой налогов прямо связан возврат излишне перечисленных или взысканных сумм. Он определен в статье 78 НК РФ и с 2007 года серьезно изменен, что видно из табл. 22. Еще, исправляя кодекс, законодатели указали, как исчислять возвращаемую

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

9.4. Возврат принудительно изъятых сумм Новшества статьи 79 (возврат принудительно взысканных сумм) в основном повторяют статью 78 НК РФ. Остались и ранее наличествующие расхождения. Например, заявление о возврате излишне перечисленных сумм можно подавать в ИФНС, пока не

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

20. Система налогов и сборов РФ Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 НК

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4.2.25. Суммы налогов и сборов Имеются в виду суммы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с применением УСН. Эти платежи могут быть учтены в составе расходов при

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

113. Понятие налогов и сборов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

Из книги Уплата налогов и сборов: как получить отсрочку автора Клокова Анна Валентиновна

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,

Из книги автора

31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или

Из книги автора

54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов

Из книги автора

75. Зачет, возврат суммы излишне уплаченного налога Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора без начисления процентов на эту

Из книги автора

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

Из книги автора

3.3.Зачет и возврат налоговых платежей Федеральный закон № 137-ФЗ также внес существенные изменения в главу 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» НК РФ. Ранее возможность зачета излишне уплаченных сумм по одному налогу в счет другого зависела

Из книги автора

Классификация налогов и сборов Налоги и сборы можно классифицировать по следующим основаниям: уровень территориального устройства Российской Федерации, в чью пользу уплачивается налог; укрупненный объект налогообложения; налоговый

Из книги автора

Уплаченные суммы налогов и сборов В составе расходов признаются уплаченные суммы налогов и сборов, за исключением налога, уплачиваемого при применении УСН.Подробнее эти налоги и сборы рассматриваются в главе «Прочие налоги и платежи в

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее. Но ст. 78 НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока. Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.

После обнаружения переплаты по налогу возможно проведение сверки, о проведении которой может заявить как налоговый орган, так и налогоплательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результаты этой сверки необходимо оформить актом (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Отметим, что значение сверки - это определение конкретной суммы переплаты. Однако это не означает, что в дальнейшем налогоплательщик не может обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после проведения сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует (см. Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2003 N А14-2583-03/109/24, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005(8711-А27-33)).

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Ранее этот срок в ст. 78 НК РФ указан не был, однако судебной практикой поддерживалось мнение, что срок составляет три года, так же как и для подачи заявления на возврат переплаты (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Теперь же этот срок установлен прямо в НК РФ.

Сроки для проведения зачета в счет предстоящих платежей увеличились: вместо прежних 5 дней налоговый орган может принимать решение в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Новая редакция п. 5 ст. 78 НК РФ предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам самостоятельно в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки (если сверка проводилась), или вступления в силу решения суда. Прежняя редакция п. 5 ст. 78 НК РФ позволяла налоговому органу самостоятельно зачесть переплату лишь в счет погашения недоимки по налогу. В счет погашения недоимки по пеням переплата по налогу не могла быть направлена без соответствующего заявления налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12 и др.).

В то же время согласно абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик в таком случае вправе самостоятельно подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Следовательно, при наличии такого заявления налоговый орган не сможет в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

В новой редакции ст. 78 НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 ст. 78 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 ст. 78 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным п. 10 , п. 11 и п. 12 ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

В п. 13 ст. 78 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Переходные положения

С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (п. п. 2 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года налог, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, например НДС, можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и т.п.). После этой даты будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (например, налога на прибыль в счет ЕСН), региональных в счет региональных (например, налог на имущество организаций в счет транспортного налога) и местные в счет местных.

Зачет (возврат) излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по правилам, действующим до 2007 года (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому новые правила (новые сроки на проведение зачета, право налогового органа самостоятельно провести зачет переплаты в счет задолженности по пеням и штрафам) будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже после 31 декабря 2006 г.

В то же время в Письме от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54 Минфин РФ разъяснил, что новые п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу. Выражается это в следующем. Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога. Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.

Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, будет возвращаться (зачитываться) в рублях. Пересчет должен быть произведен на день излишней уплаты (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:

· предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;

· погашения недоимки по иным налогам и сборам;

· погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

С 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога или сбора в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Излишне уплаченный налог может быть также возвращен налогоплательщику. Возврат суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течениетрехлет со дня уплаты указанной суммы.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течениетрехлет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Зачет или возврат производятся в валюте РФ.

Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБР.

Понятие зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога и причины возникновения переплаты

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам - механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик - зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление - налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ (о возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора и пеней - см. также письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880; о порядке учета процентов,

начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора) и процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, см. приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дйей после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение

7,4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора... 425

одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Рассмотренные правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Указанные правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о акте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Формы изменения срока уплаты налогов

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта. ,

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

Перечисленные правила применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они также применяются при возврате излишне взысканной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В ряде законодательных актов по налогам предусмотрены самостоятельные положения по возврату налогов и сборов (см. параграф 1.5 - глава 1 по косвенным налогам). Также, например, уплаченная государственная пошлина согласно ст. 6 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"» с изменениями подлежит возврату частично или полностью в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону;

2) возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбш> ражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически зйачимое действие;

5) отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта;

6) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанным законом.

Список литературы к главе 7

Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.

Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда. Возврат уплаченной в местный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня поступления ее в указанный бюджет.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляются зачет и возврат излишне уплаченного налога и сбора?

2. Каковы обязанности налогового органа по зачету излишней уплаты налога и сбора?

3. В каком случае на невозвращенную сумму налога или сбора начисляются проценты?

4. Как осуществляется возврат налогоплательщику излишне взысканный налог?

5. Каков порядок возврата сумм НДС и акцизов?

Список литературы к главе 7

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ с дополнениями и изменениями.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ с дополнениями и изменениями.

3. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» с изменениями и дополнениями.

4. Приказ Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н «Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет».

5. Постановление Правления ПФР от 5 сентября 2001 г. № 146 «Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет».

6. Постановление Фонда социального страхования РФ от 19 марта 2002 г. № 28 «Порядок организации работы по предоставлению отсрочек или рассрочек по уплате авансового платежа по единому социальному налогу в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации».

7. Распоряжение ФСФО РФ от 13 апреля 2001 г. № 111-р «Правила дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной"уплаты сумм налогов».

Глава 7. Формы изменения срока уплаты налогов

8. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 «Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога».

9. Приказ ГТК РФ от 22 февраля 1996 г. № 100 «О порядке предоставления отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей».

10. Письмо ГТК РФ от 5 июля 2002 г. № 01-06/26819 «О порядке начисления процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей».

11. Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880 «О возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора^а также пеней».

12. Приказ МНС РФ и Минфина РФ от, 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н «О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной)гсуммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость».

Просмотров