Война грибов с ягодами иллюстрации. «Война грибов с ягодами»

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:

Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», - думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Цели:

  • познакомить с основными этапами жизни и деятельности В.И. Даля;
  • развитие навыков анализа литературного текста;
  • развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи;
  • воспитание культуры учебного труда.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательное осеннее утро.

Яркое солнышко заглянуло в класс и дарит нам свою улыбку.

Подарите улыбки и вы друг другу и пожелайте успешного учебного дня.

II. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа.

С какими произведениями мы познакомились на прошлых уроках?

Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея.)

Чем же тогда обработка сказки отличается от первоисточника? (Автор делает текст более грамотным, подчёркивает его особенности, достоинства.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей литературной сказки (Приложение . Слайд 1). А работать мы будем с произведением автора, с которым вы знакомы.

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Игра «Угадай-ка!».

Постарайтесь узнать, о каком писателе я говорю.

  • Он учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора.
  • Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.
  • Его сказки советовал читать А.С.Пушкин.
  • Он составил «Словарь живого великорусского языка».
  • Его псевдоним Казак Луганский, от названия города, в котором он родился. (Слайд 2) (Владимир Иванович Даль.)

2. Знакомство с основными этапами жизни В.И. Даля.

/Работа в Тетради для чтения с. 48-49./

Работаем в группах. Познакомьтесь с основными этапами жизни В.И. Даля и ответьте на поставленные вопросы.

Что особенно запомнилось? (1. Писательская (литературная) деятельность. Собирание русского фольклора и составление словаря. 2. Язык.)

Вопросы Т. 1.1 с.49. (Слайд 3)

3. Работа с названием текста, иллюстрацией. Прогнозирование содержания текста.

Откройте учебник на с.163 и прочтите название произведения, с которым мы сегодня работаем. Что можно узнать из заголовка? (Главных героев, жанр.)

Что изображено на иллюстрации?

Где будут происходить события?

Что можно ещё предположить?

4. Первичное чтение.

Как можно проверить наши предположения? (Прочесть сказку.)

Каждая группа самостоятельно прочтёт сказку и подготовит вопросы к тексту.

Под каким деревом вырос гриб-боровик? (Слайд 4) (Под дубом.)

О каких ягодах не говорится в тексте? (Слайд 5) (Клюкве.)

Как хотели грузди победить ягоду? (Шапками закидать, пятой затоптать.)

Почему гриб-боровик решил начать войну? Какое чувство владело им? Что вы можете сказать об этом чувстве? (Зависть.)

5. Работа с иллюстрациями.

В каком порядке происходили события, изображённые на иллюстрациях? (Слайд 6) Подберите предложения, которые можно подписать под иллюстрациями. (Слайды 7-12)

6. Наблюдение над языком сказки.

Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке? (Язык, слова.)

Найдите просторечные слова и выражения. (Всяких, девки, сидючи, глядючи, прёт, сзывать, скликать, не повинны, кичливая, вздымается, насилу, отказалися, опёнки, подымается, помочь.)

Найдите и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. /Т. II. 2 с. 49/. (Сила великая, сладка ягода, ребята дружны, кичливая ягода, грозная рать, полным-полнёшенько.)

Почему В.И. Даль, обрабатывая сказку, сохранил их? (Они естественны, создают колорит.)

Речь сказки очень близка к стихотворной. Что характерно для стихотворной речи? (Рифмы.)

Найдите, спрятавшиеся рифмы. (Сидючи – глядючи; опёнки – ноги тонки; лист вздымается – рать подымается; волнушки – в кадушки; опёнки – в бочонки; сзывать – скликать; сморчки – старички; волнушки – старые старушки; грузди – ребята дружны; тётка Варвара – широкие карманы; сморчки – в бурачки.)

7. Чтение по ролям.

В каком варианте сказка звучит интереснее: когда читает (играет) один человек – сказитель, или когда её читают по ролям? Почему?

Сколько действующих героев мы должны озвучить? (Семь: автор, Гриб-боровик, Грузди, Опёнки, Зелёная трава, Сморчки, Волнушки.)

V. Рефлексия деятельности.

Прочтите любимую пословицу В.И. Даля: «Передний – заднему мост». (Слайд 13)

Как вы понимаете её смысл? Попробуйте связать эту пословицу с историей детской литературы. (Любой человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом. Тоже происходит и в истории детской литературы: каждый автор готовит место для нового, иначе не может быть развития.)

Сумели ли мы проанализировать литературную сказку?

Как мы это сделали?

Назовите самое трудное задание.

Назовите самое лёгкое задание.

Сегодня мы с вами были исследователями – изучали текст сказки. Дома выступите в роли иллюстраторов, выполнив задание в Тетради для чтения (с. 49 задание II. 3). (Слайд 14)

Посмотрите на рисунки грибов. Не забудьте, что эти рисунки должны превратиться в портреты сказочных героев.

Нравится ли вам работать с литературным текстом? На следующем уроке мы выступим в роли писателя, который обрабатывает народную сказку.

Д/з. с. 163 – 164 чтение по ролям. Тетрадь для чтения (с. 49 задание II. 3).

Отметки...

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Список литературы.

  1. Антипова И.А., Белоусов А.Ф., Брауде Л.Ю., Ипатьева С.К., Головин В.В., Кулешов Е.В., Мишукова А.А., Свирская И.А., Соломатина В.Б., Степанова Л.В., Тихомирова И.И., Томашева Е.Н. Очерки о детских писателях. – Баласс. Москва, 2001 год.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4–м классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя. – Баласс. Москва, 2004 год.

Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

— Мы все старые старушки, не повинны на войну

— Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

Отказалися сморчки; говорят:

— Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли: сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Даль, Владимир, сказка "Война грибов с ягодами"

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Война грибов с ягодами" и их характеристика

  1. Боровик. Старый и важный гриб. Завистливый и жадный до чужой славы.
  2. Грузди. Дружные грибы, беззаботные, легкомысленные.
  3. Опята, сморчки, волнушки. Грибы ленивые, опасливые.
  4. Тетка Варвара. Заядлый грибник.
План пересказа сказки "Война грибов с ягодами"
  1. Урожайное лето
  2. Девки и ягоды
  3. Злость боровика
  4. Клич боровика
  5. Отказ волнушек, опят и сморчков
  6. Согласие груздей
  7. Грибная полянка
  8. Грибные заготовки
  9. Конец войны.
Кратчайшее содержание сказки "Война грибов с ягодами" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Летом в лесу поспела разная ягода и девки пошли ее собирать
  2. Обидно стало боровику, что ягодам такой почет, задумал он войну
  3. Но волнушки, опята и сморчки отказались воевать
  4. Зато грузди весело согласились и полезли из земли
  5. Пришла тетка Варвара и все грибы собрала
  6. Перебрала, по кадкам распределила, а боровик высушила.
Главная мысль сказки "Война грибов с ягодами"
Не завидуй чужому счастью, так и свое не за горами будет.

Чему учит сказка "Война грибов с ягодами"
Сказка эта учит тому, что летом лесу раздолье и всем найдется место в кладовых, и грибам и ягодам. Учит не завидовать другим, учит быть спокойным и уравновешенным. Учит не лезть на рожон.

Отзыв на сказку "Война грибов с ягодами"
Мне очень понравилась эта смешная история. Ее главный герой боровик не самый привлекательный персонаж по образу мыслей. Он завидовал чужой славе, он мечтал уничтожить ягоды, но сам попал в суп. Ах, какой же он вкусный!

Пословицы к сказке "Война грибов с ягодами"
Всякий гриб знает свой срок.
Назвался груздем - полезай в кузов.
Красное лето никому не наскучило.
Где счастье, там и зависть.
Боровик всем грибам начальник.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Война грибов с ягодами"
Летом много в лесу и грибов и ягод. Бродят по лесу девки, собирают малину, землянику, смородину, песни поют, перекликаются.
А старый боровик сидит в земле, пучится, недоволен он почетом, который ягодам оказывают. Считает, что незаслуженно грибы забыли. Вот и решил боровик собрать грибную рать, да все ягоды передавить, попригибать.
Зовет боровик волнушек на войну, а те отказываются - старушки мы уже, куда на войну идти.
Зовет боровик опенки, те тоже отказываются - ножки больно тонкие.
Зовет боровик сморчки, а те отвечают, что уже старички.
Зовет боровик груздей дружных на войну пойти, и согласны грузди с подгуздочками. Обещают шапками ягоду закидать, пятками потоптать.
И полезли грузди из земли, трава колышется.
А в ту пору пришла в лес тетка Варвара, широкие карманы. Как увидела грибную силу великую, ахнула и давай все грибы без разбора в корзинку собирать. Полную корзину набрала, насилу до дома донесла. И разобрала все грибы по роду: волнушки в кадушки, груздки в кузовки, сморчки в бурачки, опенки в бочонки.
А старого боровика на нитку надела и высушила.
Так и кончилась война грибов с ягодами.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Война грибов с ягодами"

Просмотров