В корзинке растения изображенного. Задание «Размножение цветковых

Задание 1. «Размножение цветковых»



  1. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Задание 2. «Голосеменные и цветковые»

Заполните таблицу:

Задание 3. «Цветковые. Общая характеристика»

Дайте ответ одним предложением:

  1. Какое количество видов объединяет отдел Покрытосеменные?

  2. Жизненные формы цветковых растений?

  3. Чем представлен спорофит цветковых?

  4. Чем представлен мужской гаметофит цветковых?

  5. Чем представлен женский гаметофит цветковых?

  6. Основные ароморфозы, которые привели к появлению цветковых?

  7. Чем представлены микроспорангии цветковых?

  8. Чем представлены мегаспорангии цветковых?

  9. Что из себя представляют гаметангии цветковых?

  10. Когда в жизненном цикле цветковых происходит мейоз – при образовании гамет или спор?

  11. Что развивается из микроспор и мегаспор цветковых?

  12. К какой группе относятся цветковых – равно- или разноспоровым растениям?

Задание 4. «Эволюция растений»

Р

**Задание 5. «Происхождение цветка»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Первые цветковые растения появились (_).

  2. Цветковые произошли от (_).

  3. Эвантиевая, стробилярная гипотеза происхождения цветка предполагает, что цветок (_).

  4. Согласно псевдантиевой гипотезе цветок представляет собой (_).

**Задание 6. «Происхождение цветка»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Как называются типы гинецеев, изображенные на рисунке?

  2. Как называется гинецей, образованный из одного плодолистика?

  3. Какие гинецеи можно назвать ценокарпными?

  4. Какой гинецей называется псевдомонокарпным?

Задание 7. «Двудольные и однодольные растения»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для однодольных растений.

  2. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для двудольных растений.

  3. Какие растения, двудольные или однодольные, более древние?

Задание 8. «Двудольные растения»



  1. Запасные питательные вещества в семени могут находятся в (_), в (_) или (_).


  2. Черешок у листа чаще (_).

  3. Камбий в стебле (_).


  4. Корневая система обычно (_).


  5. Жизненные формы – (_) и (_) растения.

  6. Количество частей цветков обычно кратно (_) или (_).

  7. Околоцветник чаще (_).

Задание 9. «Однодольные растения»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Количество семядолей в зародыше семени – (_).

  2. Запасные питательные вещества в семени находятся в (_).

  3. Жилкование листьев обычно (_).

  4. Черешок у листа чаще (_).

  5. Камбий в стебле (_).

  6. Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_).

  7. Корневая система обычно (_).

  8. Вторичное утолщение стебля и корня (_).

  9. Жизненные формы – (_) растения.

  10. Количество частей цветков обычно кратно (_).

  11. Околоцветник чаще (_).

Задание 10. «Семейство Крестоцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Крестоцветные?


  2. Какова формула цветка крестоцветных?

  3. Какие плоды у крестоцветных?

  4. Какие листья у крестоцветных?

Задание 11. «Семейство Розоцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Розоцветные?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какова формула цветка розоцветных?

  4. Постарайтесь угадать: кто такие братьев пять, двое бородаты, двое безбороды, а последний пятый кажется уродом – только справа борода, слева нету и следа.

  5. Какие плоды у растений, изображенных на рисунке?

  6. Какие листья у розоцветных?

  7. Какие группы растений различают в семействе?

Задание 12. «Семейство Бобовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Бобовые?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

  4. Какова формула цветка бобовых?

  5. Какие соцветия характерны для бобовых?

  6. Какие плоды у бобовых?

  7. Какие листья у бобовых, изображенных на рисунке?


  8. Почему бобовые называют «растительной телятиной»?

  9. Почему бобовые называют «живыми удобрениями»?

Задание 13. «Семейство Пасленовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Пасленовые?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какова формула цветка пасленовых?

  4. Какие плоды у пасленовых?

  5. Какие листья у пасленовых?

  6. Каково значение растений семейства?

  7. Какие ядовитые растения семейства вам известны?

Задание 14. «Семейство Сложноцветные»

Р


ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Какое количество видов объединяет семейство Сложноцветные?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какие цветы обозначены цифрами 1 – 4?

  4. Какое соцветие у всех растений семейства?

  5. Какие плоды (5) у сложноцветных?

  6. Каково значение растений семейства?

Задание 15. «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»

Р


ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Какое количество видов объединяет семейство Лилейные?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какова формула цветка лилейных?

  4. Какие плоды у лилейных?

  5. Какие подземные побеги характерны для лилейных?

  6. Каково значение растений семейства?

Задание 16. «Класс Однодольные. Семейство Злаки»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Каковы особенности строения цветка злаков?

  4. Какие соцветия встречаются у растений семейства?

  5. Какие плоды у злаков?

  6. Какие листья у злаков?

  7. Какие особенности у стебля злаков?

  8. Каково значение растений семейства?

Задание 17. «Диаграммы растений основных семейств»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какой цифрой обозначена диаграмма крестоцветных? Формула цветка? Плоды?

  2. Какой цифрой обозначена диаграмма розоцветных? Формула цветка? Плоды?

  3. Какой цифрой обозначена диаграмма бобовых? Формула цветка? Плоды?

  4. Какой цифрой обозначена диаграмма пасленовых? Формула цветка? Плоды?

  5. Какой цифрой обозначена диаграмма сложноцветных? Виды цветков? Соцветия? Плоды?

  6. Какими цифрами обозначены диаграммы однодольных? Формулы цветков? Плоды?
Ответы:

Задание 1. 1. 1 – семязачатки; 2 – зародышевый мешок; 3 – тычинка; 4 – опыление; 5 – прорастание пыльцевой трубки; 6 – двойное оплодотворение; 7 – семя; 8 – проросток, развивающийся спорофит. 2. Семена образуются внутри околоплодника.

Задание 2.


Признаки для сравнения

Голосеменные

Цветковые

  1. Количество видов

  2. Цветки

  3. Мужской гаметофит

  4. Женский гаметофит

  5. Оплодотворение

  6. Плоды

  7. Семязачатки

  8. Расположение семязачатков

  9. Семена

  10. Трахеиды в ксилеме

  11. Трахеи в ксилеме

  12. Ситовидные клетки в лубе

  13. Ситовидные трубки в лубе

  14. Жизненные формы

Около 700 видов

Отсутствуют

Пыльцевое зерно

Эндосперм с двумя архегониями

Спермий + яйцеклетка

Отсутствуют

Образуются

По два на чешуйке женской шишки

Образуются

Отсутствуют

Только древесные, деревья и кустарники


250 000 видов

Образуются

Пыльцевое зерно

Зародышевый мешок

Образуются

Образуются

Внутри завязи пестика

Образуются

Деревья, кустарники, травы


Задание 3. 1. Около 250 тыс. видов. 2. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, лианы, травянистые растения. 3. Листостебельным растением. 4. Пыльцевым зерном. 5. Зародышевым мешком. 6. Появление цветка и плода. 7. Пыльцевыми гнездами пыльника. 8. Нуцеллусом в семязачатке. 9. Отсутствуют. 10. При образовании спор. 11. Гаметофиты. 12. Разноспоровые растения.

Задание 4. 1. Спорофиты у водорослей чаще отсутствуют, диплоидна зигота; у мхов – коробочкой на ножке; у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых – листостебельным растением. 2. Гаметофиты у водорослей представлены чаще представлены слоевищем, образующем гаметы; у мхов – листостебельным растением; у плаунов, хвощей и папоротников – заростком, у голосеменных пыльцевым зерном и эндоспермом с двумя архегониями; у покрытосеменных – пыльцевым зерном и зародышевым мешком. 3. Происходит развитие спорофита и редукция гаметофита.

Задание 5. 1. В мезозойскую эру в меловой период. 2. От неспециализированных древних голосеменных. 3. Это видоизмененный укороченный спороносный побег, первоначально напоминавший шишку голосеменных. Мегаспорофиллы превратились в плодолистики, микроспорофиллы – в тычинки. 4. Собрание редуцированных разнополых стробилов, сросшихся между собой.

Задание 6. 1. 1 – апокарпный; 2 – синкарпный; 3 – лизикарпный (плодолистики срастаются боками, но их стенки затем разрушаются с сохранением центральной колонки, к которой и прикреплены семязачатки); 4 – паракарпный (возникает в результате срастания плодолистиков краями). 2. Монокарпный. 3. Синкарпные, лизикарпные, паракарпные. 4. Ценокарпный гинецей, в котором границы срастания незаметны, а единственное гнездо завязи несет только один семязачаток.

Задание 7. 1. Признаки однодольных: 2, 3, 4, 5, 9. 2. Признаки двудольных: 1, 6, 7, 8, 10. 3. Двудольные более древние.

Задание 8. 1. Две. 2. Эндосперме, перисперме или семядолях. 3. Сетчатое. 4. Присутствует. 5. Имеется. 6. Открытого; по кругу. 7. Стержневая. 8. Происходит. 9. Травянистые и древесные растения. 10. Четырем или пяти. 11. Двойной.

Задание 9. 1. Одна. 2. Эндосперме. 3. Дуговое или параллельное. 4. Отсутствует. 5. Отсутствует. 6. Закрытого; в два и большее количество колец. 7. Мочковатая. 8. Отсутствует. 9. Обычно травянистые растения. 10. Трем. 11. Простой.

Задание 10. 1. Около 3200 видов. 2. Преобладают травянистые растения. 3. *Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 . 4. Стручки или стручочки. 5. Простые и сложные. 6. Овощные и декоративные растения.

Задание 11. 1. Около 3000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники и деревья. 3. *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 , *Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ ., или *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ 4. Чашелистики у шиповника (см. рисунок). 5. Шиповник – ложные плоды из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; вишня – костянка; земляника – ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); ежевика – сборная костянка (многокостянка); яблоня и груша – яблоко. 6. Простые и сложные. 7. Плодово-ягодые, декоративные.

Задание 12. 1. Более 12000 видов. 2. Деревья, кустарники, травы. 3. 1 – чашелистики; 2 – парус; 3 – весла; 4 – лодочка; 5 – пестик; 6 – десять тычинок; 7 – плод боб; 8 – клубеньки на корнях гороха. Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1 . 5. Кисть, головка. 6. Бобы. 7. У гороха – перистосложные; у фасоли – тройчатые; у арахиса и желтой акации – перистосложные; у люпина – пальчатосложные. 8. Есть пищевые растения (горох, фасоль, соя), есть декоративные (карагана, или желтая акация, робиния, или белая акация, душистый горошек), кормовые (клевер, люцерна), лекарственные растения (донник). 9. Содержат очень много белка. 10. Вместе с корнями в почве остаются соединения азота, образованные клубеньковыми бактериями.

Задание 13. 1. Около 3000 видов. 2. Травы, кустарники, в тропических широтах – даже деревья. 3. *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . 4. Ягода или коробочка. 5. Простые и сложные. 6. Пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны, перец однолетний), декоративные (петуния, душистый табак). 7. Белена, дурман, красавка, табак.

Задание 14. 1. Около 25000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники встречаются в тропических странах. 3. 1 – трубчатые, 2 – язычковые, 3 – ложноязычковые, 4 – воронковидные. 4. Корзинка. 5. Семянки. 6. Пищевые (подсолнечник, салат); декоративные (астры, георгины, хризантемы); много лекарственных растений (одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная).

Задание 15. 1. Около 4000 видов. 2. Многолетние травянистые растения. 3. *О 3+3 Т 3+3 П 1 . 4. Ягода или коробочка. 5. Корневища и луковицы. 6. Овощные (спаржа, лук репчатый, чеснок); декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ), лекарственные (вороний глаз, ландыш майский).

Задание 16. 1. 1 – колосковые чешуи; 2 – цветочные чешуи; 3 – пестик с двумя раздвоенными пушистыми рыльцами; 4 – тычинки; 5 – две цветковые пленки; 6 – стебель соломина; 7 – влагалище листа; 8 – плод зерновка. 2. Большинство – травянистые растения, но есть кустарники и древесные формы. 3. Цветки имеют по две цветковые чешуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик, формула цветка – О (2)+2 Т 3 П 1 . 4. Сложный колос, метелка, початок, султан. 5. Зерновки. 6. Влагалищные, узкие, длинные с параллельным жилкованием. 7. У большинства злаков стебель соломина. 8. Зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, рис и другие) являются главным пищевым продуктом, содержащим белок.

Задание 17. 1. 2; *Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 . Плоды стручки или стручочки. 2. 6; *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 , *Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ ., или *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ . Ложные плоды у шиповника из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); костянка; сборная костянка (многокостянка); яблоко. 3. 7; Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1 . Плоды – бобы. 4. 1; *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . Плоды – ягода или коробочка. 5. 4; Цветки – трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Соцветие – корзинка. Плоды – семянки. 6. 3 – лилейные; *О 3+3 Т 3+3 П 1 . Плоды – ягода или коробочка. 5 – злаки; О (2)+2 Т 3 П 1 . Плоды – зерновки.

Задания «С» ЕГЭ_ 2007 г. – С 2

Назовите способ и фазу деления клеток, изображенных на рисунке. Какой процесс они иллюстрируют и в чем состоит его сущность?

1) профаза мейоза I;

2) изображены конъюгация и кроссинговер;

3) кроссинговер – обмен участками, генами между гомологичными хромосомами, который приводит к перекомбинации генов.

Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в эту фазу?

1) на рисунке изображена метафаза митоза;

2) в эту фазу двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;

3) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.

Назовите мономер, изображенный на представленной схеме. Опишите функции биополимера, в состав которого он входит. Что обозначено буквами А, Б, В?

1) молекула тиминового нуклеотида ДНК;

2) функции ДНК: хранение и передача наследственной информации клетки;

3) А – азотистое основание тимин, Б – углевод дезоксирибоза, В – остаток фосфорной кислоты.

Определите зоны корня, обозначенные на рис. цифрами 1, 2, 4, и укажите их функции.

1) 1 – корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений;

2) 2 – зона деления, обеспечивает рост корня в длину за счет деления клеток;

3) 4 – зона всасывания, зона корневых волосков, обеспечивает всасывание воды и минеральных веществ.

Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;

2) 2 – зародышевый мешок, в нём происходит двойное оплодотворение, участвует в формировании зародыша и эндосперма семени;

3) 3 – покровы семязачатка, из него образуется семенная кожура, покрывающая семя.

Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, и какие функции они выполняют?

1) 1 – корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 – семядоли;

2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;

3) семядоли – обеспечивают проросток питательными веществами

Определите класс и семейство покрытосеменного растения, изображённого на рисунке. Назовите характерные для данного семейства типы соцветий и плода.

1) класс Двудольные растения;

2) семейство Бобовые (Мотыльковые);

3) соцветие – кисть, головка;

4) плод – боб.

К какому семейству цветковых относят растение, изображенное на рисунке? Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их роль в жизни растения.

1) семейство Капустные (Крестоцветные);

2) А – кочан – это видоизменённый побег (почка), обеспечивает зимовку двулетней капусты;

3) Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

Назовите представленный на рисунке объект и его систематическое положение (царство, подцарство, тип). Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение?

1) инфузория-туфелька; царство Животные, подцарство Простейшие (Одноклеточные), тип Инфузории;

2) процесс – бесполое размножение делением надвое (простое деление); 3) биологическое значение: воспроизведение организмов, идентичных родительской особи.

Определите класс и семейство цветкового растения, изображённого на рисунке. Опишите строение его цветка. Назовите орган, обозначенный на рисунке буквой А, и объясните его роль в жизни растения.

1) класс Двудольные, семейство Розоцветные;

2) цветок: околоцветник из 5 лепестков венчика и 5 чашелистиков, пестиков много, у некоторых видов семейства – один, тычинок много;

3) видоизменённый побег – ус (или столон), обеспечивает вегетативное размножение.

Укажите номера простых и сложных соцветий. Какими цифрами обозначены соцветия корзинка и головка? Растения каких семейств их имеют?

1) простые – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложные – 8, 9, 10;

2) 5 – головка, 6 – корзинка;

3) корзинка – семейство Сложноцветные, головка – семейство Мотыльковые (Бобовые).

Ккакому типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2, в чём состоит роль этих образований в жизни животного?

1) тип Саркожгутиковые;

2) 1 – сократительная вакуоль, собирает и выводит из клетки избыток воды и продукты обмена;

3) 2 – ядро, участвует в хранении и передаче наследственной информации, регулирует обмен веществ.

Назовите части цветка, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и объясните их функции.

1) 1 – тычинки, участвуют в половом размножении, образуют пыльцу с мужскими гаметами (спермиями); 2) 2 – завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);

3) 3 – чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 34 пары. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную спинномозговой жидкостью.

1) 1 – передние корешки спинного мозга содержат отростки двигательных нейронов;

2) 2 – задние корешки спинного мозга содержат отростки чувствительных нейронов;

3) 4 – общее количество спинномозговых нервов – 31 пара.

Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, какие функции они выполняют?

1) плод – зерновка;

2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;

3) 2 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, – защита семени и зародыша.

Цветок — заметная, часто красивая, важная часть цветковых растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зелёные, пахучие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие.

Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.

Строение цветка

Цветок — репродуктивный орган покрытосеменных растений, состоящий из укороченного стебля (ось цветка), на котором расположены покров цветка (околоцветник), тычинки и пестики, состоящие из одного или несколько плодолистиков.

Ось цветка — называется цветоложем . Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

Цветки не имеющие цветоножки, называются сидячими. На цветоножке у многих растений располагаются два или один маленьких листочка — прицветники.

Покров цветка — околоцветник — может быть расчленён на чашечку и венчик.

Чашечка образует наружный круг околоцветника, её листочки обычно сравнительно небольших размеров, зелёного цвета. Различают раздельно- и сростнолистную чашечку. Обычно она выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до раскрытия бутона. В некоторых случаях чашечка опадает при распускании цветка, чаще всего она сохраняется и во время цветения.

Части цветка расположенные вокруг тычинок и пестика называют околоцветником.

Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. Околоцветник, состоящий, из чашечки и венчика называю двойным. Околоцветник, который не подразделяется на венчик и чашечку, а все листочки цветка более или менее одинаковы — простой.

Венчик внутренняя часть околоцветника, отличается от чашечки яркой окраской и более крупными размерами. Цвет лепестков обусловлен наличием хромопластов. Различают отдельно- и сростнолепестной венчики. Первый состоит из отдельных лепестков. В сростнолепестных венчиках различают трубку и перпендикулярно расположенный по отношению к ней отгиб, имеющий определённое количество зубцов или лопастей венчика.

Цветки бывают симметричные и несимметричные. Существуют цветки, не имеющие околоцветника, их называют голыми.

Симметричные (актиноморфные) — если через венчик можно провести много осей симметрии.

Несимметричные (зигоморфные) — если можно провести только одну ось симметрии.

Махровые цветки имеют анормально увеличенное число лепестков. В большинстве случаев они возникают в результате расщепления лепестков.

Тычинка — часть цветка, представляющая собой своеобразную специализированную структуру, которая образует микроспоры и пыльцу. Состоит из тычиночной нити, посредством которой она прикреплена к цветоложу, и пыльника, содержащего пыльцу. Число тычинок в цветке является систематическим признаком. Различают тычинки по способу прикрепления к цветоложу, по форме, размеру, строению тычиночных нитей, связника и пыльника. Совокупность тычинок в цветке называют андроцеем.

Тычиночная нить — стерильная часть тычинки, несущая на своей верхушке пыльник. Тычиночная нить бывает прямой, изогнутой, скрученной, извилистой, изломанной. По форме — волосовидной, конусовидной, цилиндрической, уплощённой, булавовидной. По характеру поверхности — голой, опушённой, волосистой, с железками. У некоторых растений она короткая или вовсе не развивается.

Пыльник расположен на вершине тычиночной нити и прикреплён к ней связником. Состоит он из двух половин, соединённых между собой связником. В каждой половине пыльника имеется две полости (пыльцевые мешки, камеры или гнёзда), в которых развивается пыльца.

Как правило, пыльник четырёхгнёздный, но иногда перегородка между гнёздами в каждой половинке разрушается, и пыльник становится двухгнёздным. У некоторых растений пыльник бывает даже одногнёздным. Очень редко встречается трёхгнёздным. По типу прикрепления к тычиночной нити различают неподвижный, подвижный и качающийся пыльники.

В пыльниках находится пыльца или пыльцевые зёрна.

Строение пыльцевого зерна

Пылинки, образующиеся в пыльниках тычинок, представляют собой мелкие зёрнышки, их так и называют пыльцевые зёрна. Самые крупные достигают 0,5 мм в диаметре, обычно же они гораздо меньше. Под микроскопом видно, что пылинки разных растений совсем не одинаковы. Они отличаются по размерам, и по форме.

Поверхность пылинки покрыта различными выступами, бугорками. Попадая на рыльце пестика, пыльцевые зёрна удерживаются при помощи выростов и выделяющейся на рыльце липкой жидкости.

Гнёзда молодого пыльника содержат особые диплоидные клетки. В результате мейотического деления из каждой клетки образуются четыре гаплоидные споры, которые называются микроспорами за очень маленькие размеры. Здесь же, в полости пыльцевого мешка, микроспоры превращаются в пыльцевые зёрна.

Происходит это следующим образом: ядро микроспоры делится митотически на два ядра — вегетативное и генеративное. Вокруг ядер концентрируются участки цитоплазмы и формируются две клетки — вегетативная и генеративная. На поверхности цитоплазматической мембраны микроспоры из содержимого пыльцевого мешка образуется очень прочная оболочка, нерастворимая в кислотах и щелочах. Таким образом, каждое пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток и покрыто двумя оболочками. Множество пыльцевых зёрен составляет пыльцу растения. Пыльца созревает в пыльниках к моменту распускания цветка.

Прорастание пыльцы

Начало прорастание пыльцы связано с митотическим делением, вследствие чего образуются маленькая репродуктивная клетка (из неё развиваются спермии) и большая вегетативная клетка (из неё развивается пыльцевая трубка).

После того как пыльца тем или иным способом попадает на рыльце, начинается её прорастание. Липкая и неровная поверхность рыльца способствует удерживанию пыльцы. Кроме того, рыльце выделяет специальное вещество (энзим), которое действует на пыльцу, стимулируя её прорастание.

Пыльца набухает, а сдерживающее влияние экзины (наружный слой оболочки пыльцевого зерна) заставляет содержимое пыльцевой клетки разрывать одну из пор, через которую интина (внутренняя, лишенная пор оболочка пыльцевого зерна) выпячивается наружу в виде узкой пыльцевой трубки. В пыльцевую трубку переходит содержимое пыльцевой клетки.

Под эпидермисом рыльца находится рыхлая ткань, в которую проникает пыльцевая трубка. Она продолжает расти, проходя либо по специальному проводящему каналу между ослизняющимися клетками, либо извилисто по межклеточникам проводниковой ткани столбика. При этом обыкновенно в столбике одновременно продвигается значительное число пыльцевых трубок, и от индивидуальной скорости роста зависит «успех» той или другой трубки.

В пыльцевую трубку переходят два спермия и одно вегетативное ядро. Если образование спермиев в пыльце ещё не произошло, то в пыльцевую трубку переходит генеративная клетка, и здесь уже путём её деления образуются спермии-клетки. Вегетативное ядро часто располагается впереди, у растущего конца трубки, а за ним последовательно расположены спермии. В пыльцевой трубке цитоплазма находится в постоянном движении.

Пыльца богата питательными веществами. Эти вещества, особенно углеводы, (сахар, крахмал, пентозаны) усиленно расходуются во время прорастания пыльцы. Кроме углеводов в химический состав пыльцы входят белки, жиры, зола и обширная группа ферментов. В пыльце находится высокое содержание фосфора. Вещества находятся в пыльце в подвижном состоянии. Пыльца легко переносит низкие температуры до — 20Сº и даже ниже, в течение продолжительного времени. Высокие температуры быстро понижают всхожесть.

Пестик

Пестик — часть цветка, образующая плод. Возникает из плодолистика (листовидная структура, несущая семязачатки) впоследствии срастания краёв последнего. Бывает простым, если составлен одним плодолистиком, и сложным, если составлен несколькими простыми пестиками, сросшимися между собой боковыми стенками. У некоторых растений пестики недоразвиты и представлены лишь рудиментами. Пестик расчленён на завязь, столбик и рыльце.

Завязь нижняя часть пестика, в которой находятся семенные зачатки.

Войдя в завязь, пыльцевая трубка растёт дальше и входит в семяпочку в большинстве случаев через пыльцевход (микропиле). Внедряясь в зародышевый мешок, конец пыльцевой трубки лопается, и содержимое изливается на одну из синергид, которая темнеет и быстро разрушается. Вегетативное ядро разрушается ещё обычно до того, как пыльцевая трубка проникает в зародышевый мешок.

Цветки правильные и неправильные

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными.

Цветки обоеполые и раздельнополые

Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие — только тычинки — тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Растения однодомные и двудомные

Растения, на которых развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки называются однодомными. Двудомные растения — тычиночные цветки на одном растении, а пестичные — на другом.

Существуют виды, у которых на одном растении можно обнаружить обоеполые и однополые цветки. Это так называемые многобрачные (полигамные) растения.

Соцветия

Цветки образуются на побегах. Очень редко они расположены по одиночке. Гораздо чаще цветки собраны в заметные группы, которые называются соцветиями. Начало изучению соцветий положено было Линнеем. Но для него соцветие не являлось типом ветвления, а способом цветения.

В соцветиях различают главную и боковую оси (сидячие или на цветоножках), то такие соцветия называют простыми. Если цветки на боковых осях — то это сложные соцветия.

Тип соцветия Схема соцветия Особенности Пример
Простые соцветия
Кисть Отдельные боковые цветки сидят на удлинённой главной оси и при этом имеют свои цветоножки, приблизительно равной длины Черёмуха, ландыш, капуста
Колос Главная ось более или менее удлинённая, но цветки без ножек, т.е. сидячие. Подорожник, ятрышник
Початок Отличается от колоса мясистой утолщённой осью. Кукуруза, белокрыльник
Корзинка Цветки всегда сидячие и сидят на сильно утолщённом и расширенном конце укороченной оси, имеющем вогнутый, плоский или выпуклый вид. При этом соцветие снаружи имеет так называемую обёртку, состоящую из одного или много последовательных рядов прицветных листьев, свободных или сросшихся. Ромашка, одуванчик, астра, подсолнечник, василёк
Головка Главная ось сильно укорочена, боковые цветки сидячие или почти сидячие, тесно расположенные друг к другу. Клевер, скабиоза
Зонтик Главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно. Примула, лук, вишня
Щиток Отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, так что в результате цветки располагаются почти в одной плоскости. Груша, спирея
Сложные соцветия
Сложная кисть или метелка От главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия. Сирень, овёс
Сложный зонтик От укороченной главной оси отходят простые соцветия. Морковь, петрушка
Сложный колос Отдельные колоски расположены на главной оси. Рожь, пшеница, ячмень, пырей

Биологическое значение соцветий

Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

Опыление

Для того чтобы произошло оплодотворение, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление.

Самоопыление

При самоопылении пыльца с тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник. Самоопыление у растений чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке, то есть в бутоне, когда цветок раскроется, оно уже закончено.

При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похоже на родительское растение.

Перекрёстное опыление

При перекрёстном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно. В природе перекрёстное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление.

Перекрёстное опыление осуществляется с помощью разных внешних факторов.

Анемофилия (ветроопыление). У анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны в соцветия, пыльцы образуется очень много, она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу. Лёгкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров.

Пыльники расположены на длинных тонких нитях. Рыльца пестика широкие или длинные, перистые и высовываются из цветков. Анемофилия свойственна почти всем злакам, осокам.

Энтомофилия (перенесение пыльцы насекомыми). Приспособлением растений к энтомофилии являются запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. Большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит не одновременно либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников, что служит защитой от самоопыления.

В цветках насекомоопыляемых растений имеются участки, выделяющие сладкий ароматный раствор. Эти участки называются нектарниками. Нектарники могут находиться в разных местах цветка и иметь разные формы. Насекомые, подлетев к цветку, тянутся к нектарникам и пыльникам и во время трапезы пачкаются пыльцой. Когда насекомое перебирается на другой цветок, переносимые им пыльцевые зёрна прилипают к рыльцам.

При опылении насекомыми меньше пыльцы тратится впустую, и поэтому растение экономит вещества, производя меньше пыльцы. Пыльцевым зёрнам нет необходимости долго удерживаться в воздухе, и поэтому они могут быть тяжёлыми.

Насекомые могут опылять редко расположенные цветки и цветки в безветренных местах — в лесной чаще или гуще травы.

Как правило, каждый вид растений опыляется насекомыми нескольких видов и каждый вид насекомых-опылителей обслуживает несколько видов растений. Но есть такие виды растений, цветки которых опыляются насекомыми лишь одного вида. В таких случаях взаимное соответствие образов жизни и строения цветков и насекомых бывает настолько полным, что кажется чудесным.

Орнитофилия (опыление птицами). Характерно для некоторых тропических растений с яркоокрашенными цветками, обильным выделениям нектара, прочной эластичной структурой.

Гидрофилия (опыление с помощью воды). Наблюдается у водных растений. Пыльца и рыльце этих растений чаще всего имеют нитеобразную форму.

Зоофилия (опыление с помощью животных). Для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами — цветение ночью.

Оплодотворение

Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Пыльцевое зерно набухает и прорастает, превращаясь в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Сначала эта трубка растёт между клетками рыльца, затем — столбика и наконец врастает в полость завязи.

Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, и образуется зигота.

Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клеткой зародышевого мешка. Таким образом, у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, второй — с крупной центральной клеткой. Этот процесс открыл в 1898 году русский ботаник, академик С.Г.Навашин и назвал его двойным оплодотворением . Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.

Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.

Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.

После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

Образование спор

Одновременно с образованием пыльцы в тычинках, в семяпочке происходит образование крупной диплоидной клетки. Эта клетка делится мейотически и даёт начало четырём гаплоидным спорам, которые называются макроспорами, так как по размерам они больше, чем микроспоры.

Из четырёх образовавшихся макроспор три отмирают, а четвёртая начинает разрастаться и постепенно превращается в зародышевый мешок.

Образование зародышевого мешка

В результате трёхкратного митотического деления ядра в полости зародышевого мешка образуются восемь ядер, которые облекаются цитоплазмой. Образуются лишённые оболочки клетки, которые располагаются в определённом порядке. На одном полюсе зародышевого мешка формируется яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух вспомогательных клеток. На противоположном полюсе располагаются три клетки (антиподы). С каждого полюса к центру зародышевого мешка мигрирует по одному ядру (полярные ядра). Иногда полярные ядра сливаются и образуют диплоидное центральное ядро зародышевого мешка. Зародышевый мешок, в котором произошла дифференцировка ядер, считается зрелым, он может воспринимать спермии.

К моменту созревания пыльцы и зародышевого мешка цветок раскрывается.

Строение семязачатка

Семязачатки развиваются на внутренних сторонах стенок завязи и, как все части растения, состоят из клеток. Число семязачатков в завязях разных растений различно. У пшеницы, ячменя, ржи, вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника — несколько десятков, а у мака их число достигает нескольких тысяч.

Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок. Напротив пыльцевхода в нём находится яйцеклетка, а центральную часть занимает крупная центральная клетка.

Развитие покрытосеменных (цветковых) растений

Образование семени и плода

При образовании семени и плода один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. В дальнейшем зигота делится многократно, и в результате развивается многоклеточный зародыш растения. Центральная клетка, слившаяся со вторым спермием, также многократно делится, однако второй зародыш не возникает. Образуется особая ткань — эндосперм. В клетках эндосперма накапливаются запасы питательных веществ, необходимых для развития зародыша. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру.

Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется стенка плода, называемая околоплодником.

Половое размножение

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части — тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением.

У цветковых растений мужские гаметы (спермии) очень мелкие, женские (яйцеклетки) гораздо крупнее.

В пыльниках тычинки происходит деление клетки, в результате которого образуются пыльцевые зёрна. Каждое пыльцевое зерно покрытосеменных растений состоит из вегетативной и генеративной клеток. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка, как правило, неровная, с шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. Это помогает пыльцевым зёрнам удерживаться на рыльце пестика. Пыльца растения, созревающая в пыльниках, к моменту распускания цветка состоит из множества пыльцевых зёрен.

Формула цветка

Для условного выражения строения цветков применяют формулы. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения:

Простой околоцветник, состоящий из одних чашелистиков или из одних лепестков, его части называют листочками околоцветника.

Ч Чашечка, состоит из чашелистиков
Л Венчик, состоит из лепестков
Т Тычинка
П Пестик
1,2,3... Количество элементов цветка обозначается цифрами
, Одинаковые части цветка, различающиеся по форме
() Сросшиеся части цветка
+ Расположение элементов в два круга
_ Верхняя или нижняя завязь – чёрточкой над или под цифрой, которая показывает количество пестиков
Неправильный цветок
* Правильный цветок
Однополый тычиночный цветок
Однополый пестичный цветок
Двуполый
Число частей цветка, превышающее 12

Пример формулы цветка вишни:

*Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1

Диаграмма цветка

Строение цветка можно выразить не только формулой, но и диаграммой — схематическим изображение цветка на плоскость, перпендикулярную к оси цветка.

Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма даёт более полное, чем формула, представление о строении цветка, поскольку на ней отображено и взаимное расположение его частей, чего нельзя показать в формуле.

Задание 1. «Размножение цветковых»

Задание 3. «Цветковые. Общая характеристика»

Дайте ответ одним предложением:

1. Какое количество видов объединяет отдел Покрытосеменные?

2. Жизненные формы цветковых растений?

3. Чем представлен спорофит цветковых?

4. Чем представлен мужской гаметофит цветковых?

5. Чем представлен женский гаметофит цветковых?

6. Основные ароморфозы, которые привели к появлению цветковых?

7. Чем представлены микроспорангии цветковых?

8. Чем представлены мегаспорангии цветковых?

9. Что из себя представляют гаметангии цветковых?

10. Когда в жизненном цикле цветковых происходит мейоз – при образовании гамет или спор?

11. Что развивается из микроспор и мегаспор цветковых?

12. К какой группе относятся цветковых – равно - или разноспоровым растениям?

Задание 4. «Эволюция растений»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Первые цветковые растения появились (_).

2. Цветковые произошли от (_).

3. Эвантиевая, стробилярная гипотеза происхождения цветка предполагает, что цветок (_).

4. Согласно псевдантиевой гипотезе цветок представляет собой (_).

**Задание 6. «Происхождение цветка»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для однодольных растений.

2. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для двудольных растений.

3. Какие растения, двудольные или однодольные, более древние?

Задание 8. «Двудольные растения»

Количество семядолей в зародыше семени – (_). Запасные питательные вещества в семени могут находятся в (_), в (_) или (_).

Черешок у листа чаще (_). Камбий в стебле (_). Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_). Корневая система обычно (_). Вторичное утолщение стебля и корня (_). Жизненные формы – (_) и (_) растения. Количество частей цветков обычно кратно (_) или (_). Околоцветник чаще (_).

Задание 9. «Однодольные растения»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

1. Количество семядолей в зародыше семени – (_).

2. Запасные питательные вещества в семени находятся в (_).

3. Жилкование листьев обычно (_).

4. Черешок у листа чаще (_).

5. Камбий в стебле (_).

6. Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_).

7. Корневая система обычно (_).

8. Вторичное утолщение стебля и корня (_).

9. Жизненные формы – (_) растения.

10. Количество частей цветков обычно кратно (_).

11. Околоцветник чаще (_).

Задание 10. «Семейство Крестоцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какое количество видов объединяет семейство Розоцветные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка розоцветных? Постарайтесь угадать: кто такие братьев пять, двое бородаты, двое безбороды, а последний пятый кажется уродом – только справа борода, слева нету и следа. Какие плоды у растений, изображенных на рисунке? Какие листья у розоцветных? Какие группы растений различают в семействе?

Задание 12. «Семейство Бобовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какое количество видов объединяет семейство Бобовые? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8? Какова формула цветка бобовых? Какие соцветия характерны для бобовых? Какие плоды у бобовых? Какие листья у бобовых, изображенных на рисунке? Каково значение растений семейства? Почему бобовые называют «растительной телятиной»? Почему бобовые называют «живыми удобрениями»?

Задание 13. «Семейство Пасленовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какое количество видов объединяет семейство Пасленовые? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка пасленовых? Какие плоды у пасленовых? Какие листья у пасленовых? Каково значение растений семейства? Какие ядовитые растения семейства вам известны?

Задание 14. «Семейство Сложноцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какое количество видов объединяет семейство Сложноцветные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какие цветы обозначены цифрами 1 – 4? Какое соцветие у всех растений семейства? Какие плоды (5) у сложноцветных? Каково значение растений семейства?

Задание 15. «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какое количество видов объединяет семейство Лилейные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка лилейных? Какие плоды у лилейных? Какие подземные побеги характерны для лилейных? Каково значение растений семейства?

Задание 16. «Класс Однодольные. Семейство Злаки»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Какой цифрой обозначена диаграмма крестоцветных? Формула цветка? Плоды?

2. Какой цифрой обозначена диаграмма розоцветных? Формула цветка? Плоды?

3. Какой цифрой обозначена диаграмма бобовых? Формула цветка? Плоды?

4. Какой цифрой обозначена диаграмма пасленовых? Формула цветка? Плоды?

5. Какой цифрой обозначена диаграмма сложноцветных? Виды цветков? Соцветия? Плоды?

6. Какими цифрами обозначены диаграммы однодольных? Формулы цветков? Плоды?

Ответы:

Задание 1. 1. 1 – семязачатки; 2 – зародышевый мешок; 3 – тычинка; 4 – опыление; 5 – прорастание пыльцевой трубки; 6 – двойное оплодотворение; 7 – семя; 8 – проросток, развивающийся спорофит. 2. Семена образуются внутри околоплодника.

Задание 2.

Цветковые

1. Количество видов

3. Мужской гаметофит

4. Женский гаметофит

5. Оплодотворение

7. Семязачатки

8. Расположение семязачатков

10. Трахеиды в ксилеме

11. Трахеи в ксилеме

12. Ситовидные клетки в лубе

13. Ситовидные трубки в лубе

14. Жизненные формы

Около 700 видов

Отсутствуют

Пыльцевое зерно

Эндосперм с двумя архегониями

Спермий + яйцеклетка

Отсутствуют

Образуются

По два на чешуйке женской шишки

Образуются

Отсутствуют

Только древесные, деревья и кустарники

Образуются

Пыльцевое зерно

Зародышевый мешок

Образуются

Образуются

Внутри завязи пестика

Образуются

Деревья, кустарники, травы

Задание 3. 1. Около 250 тыс. видов. 2. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, лианы, травянистые растения. 3. Листостебельным растением. 4. Пыльцевым зерном. 5. Зародышевым мешком. 6. Появление цветка и плода. 7. Пыльцевыми гнездами пыльника. 8. Нуцеллусом в семязачатке. 9. Отсутствуют. 10. При образовании спор. 11. Гаметофиты. 12. Разноспоровые растения.

Задание 4. 1. Спорофиты у водорослей чаще отсутствуют, диплоидна зигота; у мхов – коробочкой на ножке; у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых – листостебельным растением. 2. Гаметофиты у водорослей представлены чаще представлены слоевищем, образующем гаметы; у мхов – листостебельным растением; у плаунов, хвощей и папоротников – заростком, у голосеменных пыльцевым зерном и эндоспермом с двумя архегониями; у покрытосеменных – пыльцевым зерном и зародышевым мешком. 3. Происходит развитие спорофита и редукция гаметофита.

Задание 5. 1. В мезозойскую эру в меловой период. 2. От неспециализированных древних голосеменных. 3. Это видоизмененный укороченный спороносный побег, первоначально напоминавший шишку голосеменных. Мегаспорофиллы превратились в плодолистики, микроспорофиллы – в тычинки. 4. Собрание редуцированных разнополых стробилов, сросшихся между собой.

Задание 6. 1. 1 – апокарпный; 2 – синкарпный; 3 – лизикарпный (плодолистики срастаются боками, но их стенки затем разрушаются с сохранением центральной колонки, к которой и прикреплены семязачатки); 4 – паракарпный (возникает в результате срастания плодолистиков краями). 2. Монокарпный. 3. Синкарпные, лизикарпные, паракарпные. 4. Ценокарпный гинецей, в котором границы срастания незаметны, а единственное гнездо завязи несет только один семязачаток.

Задание 7. 1. Признаки однодольных: 2, 3, 4, 5,Признаки двудольных: 1, 6, 7, 8, Двудольные более древние.

Задание 8. 1. Две. 2. Эндосперме, перисперме или семядолях. 3. Сетчатое. 4. Присутствует. 5. Имеется. 6. Открытого; по кругу. 7. Стержневая. 8. Происходит. 9. Травянистые и древесные растения. 10. Четырем или пяти. 11. Двойной.

Задание 9. 1. Одна. 2. Эндосперме. 3. Дуговое или параллельное. 4. Отсутствует. 5. Отсутствует. 6. Закрытого; в два и большее количество колец. 7. Мочковатая. 8. Отсутствует. 9. Обычно травянистые растения. 10. Трем. 11. Простой.

Задание 10. 1. Около 3200 видов. 2. Преобладают травянистые растения. 3. *Ч4Л4Т2+4П1. 4. Стручки или стручочки. 5. Простые и сложные. 6. Овощные и декоративные растения.

Задание 11. 1. Около 3000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники и деревья. 3. *Ч5Л5Т∞П1, *Ч5Л5Т∞П∞., или *Ч5+5Л5Т∞П∞ 4. Чашелистики у шиповника (см. рисунок). 5. Шиповник – ложные плоды из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; вишня – костянка; земляника – ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); ежевика – сборная костянка (многокостянка); яблоня и груша – яблоко. 6. Простые и сложные. 7. Плодово-ягодые, декоративные.

Задание 12. 1. Более 12000 видов. 2. Деревья, кустарники, травы. 3. 1 – чашелистики; 2 – парус; 3 – весла; 4 – лодочка; 5 – пестик; 6 – десять тычинок; 7 – плод боб; 8 – клубеньки на корнях гороха. Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 или Ч(5)Л1+2+(2)Т(10)П1. 5. Кисть, головка. 6. Бобы. 7. У гороха – перистосложные; у фасоли – тройчатые; у арахиса и желтой акации – перистосложные; у люпина – пальчатосложные. 8. Есть пищевые растения (горох, фасоль, соя), есть декоративные (карагана, или желтая акация, робиния, или белая акация, душистый горошек), кормовые (клевер, люцерна), лекарственные растения (донник). 9. Содержат очень много белка. 10. Вместе с корнями в почве остаются соединения азота , образованные клубеньковыми бактериями.

Задание 13. 1. Около 3000 видов. 2. Травы, кустарники, в тропических широтах – даже деревья. 3. *Ч(5)Л(5)Т5П1. 4. Ягода или коробочка. 5. Простые и сложные. 6. Пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны, перец однолетний), декоративные (петуния, душистый табак). 7. Белена, дурман, красавка, табак.

Задание 14. 1. Около 25000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники встречаются в тропических странах. 3. 1 – трубчатые, 2 – язычковые, 3 – ложноязычковые, 4 – воронковидные. 4. Корзинка. 5. Семянки. 6. Пищевые (подсолнечник, салат); декоративные (астры, георгины, хризантемы); много лекарственных растений (одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная).

Задание 15. 1. Около 4000 видов. 2. Многолетние травянистые растения. 3. *О3+3Т3+3П1. 4. Ягода или коробочка. 5. Корневища и луковицы. 6. Овощные (спаржа, лук репчатый, чеснок); декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ), лекарственные (вороний глаз, ландыш майский).

Задание 16. 1. 1 – колосковые чешуи; 2 – цветочные чешуи; 3 – пестик с двумя раздвоенными пушистыми рыльцами; 4 – тычинки; 5 – две цветковые пленки; 6 – стебель соломина; 7 – влагалище листа; 8 – плод зерновка. 2. Большинство – травянистые растения, но есть кустарники и древесные формы. 3. Цветки имеют по две цветковые чешуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик, формула цветка – О(2)+2Т3П1. 4. Сложный колос, метелка, початок, султан. 5. Зерновки. 6. Влагалищные, узкие, длинные с параллельным жилкованием. 7. У большинства злаков стебель соломина. 8. Зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, рис и другие) являются главным пищевым продуктом, содержащим белок.

Задание 17. 1. 2; *Ч4Л4Т2+4П1. Плоды стручки или стручочки. 2. 6; *Ч5Л5Т∞П1, *Ч5Л5Т∞П∞., или *Ч5+5Л5Т∞П∞. Ложные плоды у шиповника из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); костянка; сборная костянка (многокостянка); яблоко. 3. 7; Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 или Ч(5)Л1+2+(2)Т(10)П1. Плоды – бобы. 4. 1; *Ч(5)Л(5)Т5П1. Плоды – ягода или коробочка. 5. 4; Цветки – трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Соцветие – корзинка. Плоды – семянки. 6. 3 – лилейные; *О3+3Т3+3П1. Плоды – ягода или коробочка. 5 – злаки; О(2)+2Т3П1. Плоды – зерновки.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2015-2016 учебный год

9 класс


Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Время выполнения заданий 180 минут (3 часа). Максимальный балл 68. Успеха Вам в работе!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Микобактерии являются возбудителями:

а) сифилиса;

б) желтухи;

в) туберкулёза;

г) микозов.

2. Кукушкин лён размножается:

а) зооспорами;

б) семенами при неблагоприятных условиях;

в) спорами;

г) апланоспорами.

3. Красные водоросли отличаются от зелёных и бурых водорослей тем, что:

а) красные водоросли не образуют хлорофилл a ;

б) у красных водорослей нет полового процесса;

в) одноклеточных красных водорослей не обнаружено;

г) в жизненном цикле красных водорослей отсутствуют клетки со жгутиками.

4. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды:

а) спирогира и фукус;

б) спирогира и улотрикс;

в) хламидомонада и хлорелла;

г) ламинария и фукус.

5. В корзинке растения, изображённого

на рисунке, цветки:

а) язычковые;

б) ложноязычковые;

в) трубчатые и ложноязычковые;

г) язычковые и трубчатые

6. Листья земляники:

а) непарноперистосложные;

б) тройчатосложные;

в) пальчатосложные;

г) сложные однолисточковые.

7. На поперечном срезе стебля 3-летней липы можно увидеть:

а) камбий, внутрь от него сердцевина, а наружу – кора;

б) камбий, внутрь от него древесина, а наружу – кора;

в) прокамбий, наружу от него кора, а внутрь – древесина;

г) прокамбий, наружу от него центральный цилиндр, а внутрь – древесина.

8. В одной клетке мякоти зрелого плода рябины под микроскопом можно увидеть пластиды:

а) лейкопласты, хлоропласты и хромопласты;

б) лейкопласты и хлоропласты;

в) лейкопласты и хромопласты;

г) хромопласты.

9. Подземное прорастание семян характерно для:

а) клещевины;

в) тыквы;

г) дуба черешчатого.

10. Смоляные ходы характерны для:

а) хвойных;

б) сложноцветных;

в) зонтичных;

г) всех перечисленных растений.

11. Какая кровь находится в сердце беззубки: венозная (с низким содержанием кислорода) или артериальная (насыщенная кислородом)?

а) венозная;

б) артериальная;

в) в предсердиях венозная, а в желудочке артериальная;

г) в левом предсердии артериальная, в правом предсердии венозная, в желудочке смешанная.

12. Чем заполнен перикардиальный синус у речного рака?

а) водой;

б) целомической жидкостью;

в) артериальной кровью;

г) венозной кровью.
13. Чем представители данного вида животных (см. рисунок) опасны для человека?


а) переносчики простейших – возбудителей опасной болезни;

б) переносчики бактерий – возбудителей опасной болезни;

в) имеют ядовитые железы, укус представляет опасность для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

г) ничем не опасны.

14. На рисунке изображён орган движения, характерный для:

а) медуз;

б) ракообразных;

в) иглокожих;

г) кольчатых червей.

15. Как дышит речной рак?

а) атмосферным кислородом;

б) кислородом, растворённым в воде;

в) по-разному, в зависимости от степени загрязнения водоёма;

г) по-разному, в зависимости от времени года.

16. К какой группе насекомых наиболее близки термиты?

а) пчёлы;

б) муравьи;

в) тараканы;

г) прямокрылые.
17. Какая из этих групп животных имеет в классификации ранг класса?

а) рукокрылые;

б) плеченогие;

в) брюхоногие;

г) крылоногие.

18. Маска – это часть ротового аппарата:

а) термитов-солдат;

б) жуков-могильщиков;

в) паука-крестовика;

г) личинок стрекоз.

а) эхинококк;

б) аскарида;

в) кошачья двуустка;

г) бычий цепень.

а) эхинококк;

б) малярийный плазмодий;

в) дизентерийная амёба;

г) власоглав.

21. Кто из птиц специализируется на сборе корма в полёте?

а) чёрный дрозд;

б) зарянка;

в) зяблик;

г) чёрный стриж.

22. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе?

а) манул;

б) землеройка;

в) зебра;

г) суслик.

23. Кто из птиц устраивает гнёзда в дуплах?

а) дрозд-рябинник;

б) обыкновенный поползень;

в) славка-черноголовка;

г) зелёная пеночка.

24. Представителями какого класса являются червяги?

а) круглоротые;

б) млекопитающие;

в) рептилии;

г) амфибии.
25. Как белый медведь в природе охотится на пингвинов?

а) сбивает лапой в воздухе;

б) поджидает в засаде;

в) догоняет вплавь;

г) никак.

26. У воробьиных птиц короткий мощный клюв связан с питанием:

а) семенами;

б) фруктами;

в) крупной животной пищей;

г) насекомыми.

27. Когда собака перемечивает чужую мочевую метку, это пример:

а) мотивации;

б) сигнализации;

в) ориентации;

г) коммуникации.

28. У птиц ведущим органом чувств является:

а) зрение;

б) обоняние;

г) осязание.

29. Какой из перечисленных видов лучше удовлетворяет понятию

«r-стратег»?

А) травяная лягушка;

б) африканский слон;

в) рыжая полёвка;

г) живородящая ящерица.

30. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе?

а) рыжая вечерница;

б) заяц-беляк;

31. Кости крыши черепа относятся к костям:

а) воздухоносным;

б) губчатым;

в) плоским;

г) трубчатым.

32. В отличие от взрослого человека, у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:

а) резцы;

б) клыки;

в) малые коренные зубы;

г) большие коренные зубы.
33. Мембранный потенциал покоя при увеличении концентрации внеклеточного калия:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) уменьшается;

г) меняет знак.

34. В скелетных мышцах появление кальция в цитоплазме обусловлено:

а) активацией кальциевых насосов;

б) активацией натрий-кальциевого обменника;

в) закрытием потенциал-чувствительных каналов в мембране эндоплазматического ретикулюма;

г) открытием кальций-зависимых кальциевых каналов в мембране эндоплазматического ретикулюма.

35. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают:

а) повороты глазного яблока;

б) сжатие стенок лимфатических сосудов;

в) сужение зрачка;

г) расширение зрачка.

36. Центры слюноотделения находятся в:

а) среднем мозге;

б) мозжечке;

в) промежуточном мозге;

г) продолговатом мозге.

37. Обкладочные клетки слизистой оболочки желудка секретируют:

а) пепсиноген;

б) трипсиноген;

в) соляную кислоту;

г) альфа-амилазу.

38. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:

а) лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду;

б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;

в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;

г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.

39. Органоиды, имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:

а) эндоплазматическая сеть;

б) митохондрии;

в) лизосомы;

г) рибосомы.

40. Животные, обитающие в почве и пещерах, имеют некоторые общие черты. Найдите среди них одну неправильную.

а) редукция пигментации;

б) редукция зрительного восприятия;

в) редукция всех органов чувств;

г) адаптация к постоянным абиотическим условиям.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


  1. Инфузория балантидий – 1) обитает в пресных водоёмах, 2) передвигается при помощи жгутиков, 3) не имеет сократительной вакуоли, 4) осуществляет половой процесс – конъюгацию, 5) имеет одно ядро.

а) 3, 4

б) 1, 2

в) 1, 2, 5

г) 2, 4

д) 3, 4, 5


  1. Изображённое на рисунке животное – 1) покрыто роговыми чешуйками, 2) размножается на личиночной стадии (неотеническое), 3) имеет один поясничный позвонок, 4) осуществляет двойное дыхание, 5) не имеет твёрдого нёба.

  1. К оптической системе глаза относятся – 1) зрачок, 2) роговица, 3) склера 4) хрусталик, 5) сетчатка.

  1. Из перечисленных веществ в воде растворимы – 1) бета-каротин, 2) эритроза, 3) АТФ-аза, 4) мальтоза, 5) инулин.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет», поставив значок Х в соответствующей графе. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое задание).
1. Все автотрофные организмы являются также фототрофными.

2. Из общей световой энергии, достигающей фотосинтезирующих организмов, около 1 % видимого света используется ими.

3. Интенсивность и качество света изменяются вертикально в пологе леса.

4. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

5. Колючки боярышника являются видоизменёнными побегами.

6. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен.

7. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.

8. Миксины не имеют в цикле развития личиночной стадии.

9. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные. 10. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно- мускульных клеток.

11. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

12. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

13. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

14. Основным органом, который под влиянием гормона инсулина обеспечивает снижение уровня глюкозы в крови, является печень.

15. Строгий постельный режим в течение месяца не влияет на водно- электролитный баланс крови.
Часть IV.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Сопоставьте названные биохимические процессы и органоиды, в которых эти процессы протекают.

2. У млекопитающих гормоны принимают участие в регуляции многочисленных процессов. Соотнесите, пользуясь буквенными обозначениями, названия этих гормонов, обозначенные цифрами, с их функциями, обозначенными буквами.


Гормоны

1

2

3

4

5

Функции:

3. Установите соответствие между формами клеток возбудителей бактериальных инфекций (1 – 4) и заболеваниями, которые они вызывают (А – З).

Просмотров