Происхождение слова Русь. Доклад: Происхождение названия Русь Слова с одинаковым корнем, их толкование

1 Версия. Славянская.

2 Версия. Шведская версия.

В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню ʼʼна устьи Росиʼʼ спустя несколько веков бежал из Киева Ярополк, унося ноги от своего брата Владимира Святого. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Рось, Россава, Родня соединœены в одном месте. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.

3 Версия. Сарматская версия.

Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово ʼʼРусьʼʼ). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.

4 Версия. Налоговая версия.

Ряд историков утверждает, что ʼʼрусьюʼʼ называли не отдельное племя, а профессию - сборщиков дани. Помните термин ʼʼполюдьеʼʼ? У некоторых финно-угорских народностей слово ʼʼлюдиʼʼ обозначало тех, кто вынужден был платить дань, а русью, вероятно, называли тех, кто эту дань собирал. Среди тогдашних коллекторов было много варягов-дружинников, в связи с этим социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название варягов. Интересно, что слово ʼʼлюдиʼʼ стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi).

5 Версия. Гребная версия.

Последнее время распространилась гипотеза, что никакого племени ʼʼрусьʼʼ вообще не было. А были интернациональные (шведские, норвежские, датские) гребцы, участники походов на гребных судах, которые сами себя на норманнском морском жаргоне называли ʼʼrobsʼʼ. Ну, а местные жители (славяне и финно-угры) для удобства переименовало их на более благозвучное ʼʼрусьʼʼ.

6 Версия. Военная версия.

На ранних этапах образования Древнерусского государства ʼʼрусьюʼʼ называли военное сословие. Кстати, среди тогдашних дружинников было много выходцев из Скандинавии (это в поддержку других версий. Ред.). Чуть позднее ʼʼрусьюʼʼ стали называть форму государственного правления (вроде военной республики), а уже потом, название перешло на весь народ.

7 Версия. Краснолицая версия.

Как известно византийцы называли агрессоров, совершавших периодически набеги на Константинополь, пройдя путь ʼʼиз варягов в грекиʼʼ, ʼʼроссамиʼʼ (то есть ʼʼкраснымиʼʼ или ʼʼрыжимиʼʼ). Это дало повод для гипотез, что свое прозвище гости из Киевской Руси получили за цвет лица (то ли за румянец, то ли за склонность к обгоранию на южном солнце – неясно). Интересно, что Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: ʼʼΟʜᴎ подобны пальмам, румяны, красныʼʼ.

Одна из ранних версий, выводящая наименование "Русь" от имени правого притока Днепра реки Рось в Киевской области. Сегодня непопулярна.

Существует много гипотез, выводящих наименование "Русь" из иностранных источников:

а) Во II-III веках н.э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руты (руги), которых еще Тацит называл "Reudignii" (реудигнии). Ученые возводят это племенное имя к термину, означающему "корчеватели леса"; б) Есть предложение взять за исходное понятие, образовавшее этноним "русь", слово "медведь", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многих западноевропейских языках имеет общий корень urs;

в) Финны и карелы словом руотси называли дружинников у варягов. В смысловой базе этого термина лежали понятия "весельные люди", "гребные воины", но он в равной степени относился к славянам и шведам;

К тому же сама по себе возможность трансформации названия социальной группы в этноним весьма сомнительна.

г) некоторые исследователи выводят имя "русь" от латинского слова rus, означающего сельскую местность;

Строго говоря, слова "реудигинии", "руги", "руты", руотси" или "роксоланы", от которых производил имя наших предков Д.И.Иловайский, фонетически всœе же довольно далеки от слова "Русь".

Интересную и достаточно обоснованную версию высказывает писатель Владимир Чивилихин в книге Память, Книга 2-я, глава 28, по которой она здесь излагается.

Древнейшие посœелœения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, всœе без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах...

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники.

Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал:

"Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селœений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всœех славян".

Знаменитый русский историк прошлого века Д.И.Иловайский писал:

Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украинœе; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге".

(Иловайский Д. Разыскания о начале Руси, М. 1882, с. 70-71)

От того же праславянского корня "рус" образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.

В.И.Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня "рус": руслень - приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень; руст - "вода идет рустом", это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус - "сказочное чудовище днепровских порогов"; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме;

Главным же путеводным словом для нас остается "русло", присущее только русскому языку и образованное от корня "рус" с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын ("морские жители"), бедуины - "жители пустынь", селькупы - шеш куль ("таежный человек"), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ холмов").

Приступим к основному выводу: В случае если "руса" - это "река" - извечное место посœелœений наших предков, с которой всœегда был так тесно связан их образ жизни и верования, "рус" - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке, Рус - уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним "русы" или "руссы" - издревле значило "живущие на реках", "жители рек", "речной народ".

Дополнение к версии 3

В публикации профессора Ф.И.Кнауэра "О происхождении имени народа Русь" (в сборнике "Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899", М. 1902) отмечается, что в древиндийских гимнах "Ригведы" упоминается мифическая река Rasa, "великая матерь", текущая на дальнем северо-западе, на старой родинœе (См. О происхождении славян).

А в "Авесте", священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии.

Скурпулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологичское тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселœения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, автор считает, что "...имя народа русь чисто славяно-русского происхождения" и "в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ.

Версия 4. Другую версию высказывает Виктор Иванович Паранин в книге Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, "Карелия", 1990.

Исходя из положений так называемой ностратической теории, В.И.Паранин делает выводы: "во-первых, на севере Европы существует группа языков, на базе которых могло появиться название Русь со значением "верховая", "южная страна", это прибалтийско-финские языки, причем наиболее вероятным языком-основой предстает карельский; во-вторых в данном регионе существуют многочисленные следы бытовавших в прошлом систем территориальной организации общества, к одной из которых восходит название Русь.

Пояснение В.И.Паранина: "Ностратическая теория позволяет в близких по транскрипции названиях географических объектов, расположенных в обширном евро-афро-азиатском регионе, видеть единый смысл. А это в свою очередь дает возможность, во-первых, расшифровку обширного топонимического материала осуществлять на базе языков, иногда довольно удаленных от объекта͵ название которого мы пытаемся осмыслить; во-вторых, расшифрованные данные или найденную в определœенном регионе систему образования географических названий экстраполировать на другие территории."

Следует отметить, что выводы на базе положений ностратической теории представляются очень ненадежными, поскольку исключительно велика вероятность "притянутых за уши" сопоставлений.




Образование Древнерусского государства Концепции происхождения государства Классовая Договорная Государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления имущественного неравенства, социальной дифференциации, собственности на орудие труда и землю. Государство возникает вследствие договора между людьми.


Теории возникновения государства у восточных славян Славянская (антинорманнская) Центристская Норманнская Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов Древнерусское государство создано норманнами(варягами) с добровольного согласия славян М.В.Ломоносов Б.А.Рыбаков А.Л. Юрганов Л.А. Кацва и большинство современных историков Г.З. Байер А.Л. Шлецер XVIII Г.Ф. Миллер Н.М. Карамзин С.М. Соловьёв XIX


Династия Рюриковичей(IX-XII вв.) Рюрик (Трувор, Синеус) Олег Игорь I Ольга Святослав Олег ум.977 Ярополк Владимир Святой Глеб ум.1015 Борис ум Ярослав Мудрый Святополк I Окаянный


Ярослав Мудрый Владимир ум.1032 Святослав II Изяслав I , Всеволод I Ростислав Олег ум Давид ум Святополк II Владимир Мономах Володарь Всеволод II Игорь 1146 Изяслав III Мстислав Великий Ярополк II Юрий Долгорукий, Владимир Ярослав Остромысл ум.1187


Изяслав Мстислав Великий Юрий Долгорукий, Изяслав II Ростислав Андрей Боголюбский Михаил Всеволод Большое Гнездо Мстислав II Ярослав ум Роман Галицкий ум Василько ум.1271 Даниил Галицкий ум Константин Юрий II Святослав Ярослав II Михаил Андрей Александр Невский Ярослав III Василий Костромской


ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь Согласно «Повести временных лет» призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику)- Олегу Рюрик


Олег гг. Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства,убив княживших там ранее Аскольда и Дира. Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)


Игорь гг. Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя куличей и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отразил набеги кочевников-печенегов. Организовал военные походы против Византии г.- закончился неудачей г.- заключение взаимовыгодного договора Убит древлянами при сборе дани в 945 г.


Ольга гг. Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: 1)уроков- определения точных размеров дани. 2)погостов- установления мест сбора дани. Поездка в Византию (957) и принятие христианства под именем Елена В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

7 версий о происхождении слова "Русь"

Русскому человеку не привыкать жить в условиях неопределенности. Возможно, корни привычного для нас состояния нужно искать в том, что мы до сих пор не знаем происхождения слова «Русь», а с ним и «Россия» и «русский». В этом мы уникальны. Кстати, происхождения слова «Москва» мы тоже не знаем…

Доказательная база здесь следующая. В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню «на устьи Роси» спустя несколько веков бежал из Киева Ярополк, унося ноги от своего брата Владимира Святого. Таким образом, Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.

Ruotsi, Roots, Rotsi - так финские племена (суоми, карелы, водь, чудь и т.д.), населяющие территорию Северо-Западной России, прозвали шведов. Последние (в норманнском и варяжском обличии) с VI по IX век были частыми гостями в тех местах. Не всегда званными.

Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.

Ряд историков утверждает, что «русью» называли не отдельное племя, а профессию — сборщиков дани. Помните термин «полюдье»? У некоторых финно-угорских народностей слово «люди» обозначало тех, кто вынужден был платить дань, а русью, вероятно, называли тех, кто эту дань собирал. Среди тогдашних коллекторов было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название варягов. Интересно, что слово «люди» стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi)

Последнее время распространилась гипотеза, что никакого племени «русь» вообще не было. А были интернациональные (шведские, норвежские, датские) гребцы, участники походов на гребных судах, которые сами себя на норманнском морском жаргоне называли «robs». Ну, а местные жители (славяне и финно-угры) для удобства переименовало их на более благозвучное «русь».

На ранних этапах образования Древнерусского государства «русью» называли военное сословие. Кстати, среди тогдашних дружинников было много выходцев из Скандинавии (это в поддержку других версий. Ред.). Чуть позднее «русью» стали называть форму государственного правления (вроде военной республики), а уже потом, название перешло на весь народ.

«Краснолицая» версия

Как известно византийцы называли агрессоров, совершавших периодически набеги на Константинополь, пройдя путь «из варягов в греки», «россами» (то есть «красными» или «рыжими»). Это дало повод для гипотез, что свое прозвище гости из Киевской Руси получили за цвет лица (то ли за румянец, то ли за склонность к обгоранию на южном солнце - неясно). Интересно, что Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: «Они подобны пальмам, румяны, красны».

В принципе, не так уж и важно, какая версия более близка истине. Главное, чтобы это никак повлияло на любовь к Родине!

«Времена Древней Руси» - Древний Киев в Х веке. Софийский собор в Киеве. Новгородский Кремль. 6. Как люди прозвали князя Олега? а) Мудрым б) Вещим в) Красное Солнышко. 1147 год. Как назывался центр древнерусского города? Древний Новгород. София Новгородская. В честь св. Кто жил за пределами Кремля? Построен Ярославом Мудрым в 1037 г. По случаю победы над печенегами.

«Святая Русь» - Исторические основы православной культуры. Вопросы и задания: Фото XIX в. Переведите со славянского языка на современный русский язык предложение: «Русь Святая! Святая русь. Москва. Собор Василия Блаженного. Красная площадь. Иван Саввич Никитин (1824–1861). В. Васнецов. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле Груды золота.

«Живопись Древней Руси» - Богоматерь Троеручица. Спас в Силах. Спас Ярое око – икона середины 14 века. Христос Вседержитель. Монументальная живопись, выполненная из кусочков разноцветной слюды. Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. Феофан Грек. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199.

«Государство восточных славян» - Первые христиане хранили свою веру в тайне. Болгарское государство. Образование Чехии и Польши. Кем были Кирилл и Мефодий? Все важные вопросы в племени решало народное собрание – вече (вещать). Занятия и образ жизни славян. Пустынники положили начало монашескому образу жизни. Зарождение ХРИСТИАНСТВА.

«История Древней Руси» - 8. Связанные с ведением натурального хозяйства, торговли и денежного обращения. Гунны разгромили сарматов и разбили готов. Между славянскими племенами быстрыми темпами развивались товарно- денежные отношения. 10. 14. Нашествие сарматов в III в. До н.Э. 1. Славяне имели свою политическую систему и экономическую организацию.

«Культура Руси 12-13 век» - Новгородская берестяная грамота. Своеобразием отличалось новгородское летописание. Псков. И сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства. Русские художники, пренебрегая канонами, вносили в произведения авторскую манеру письма. Новгород Великий. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

Всего в теме 19 презентаций

21 сентября 862 года считается днём основания русской государственности. Мы ничтоже сумняшеся называем себя русскими, ведём споры о русской идее и считаем Россию наследницей Древней Руси, не зная даже происхождения слова "Русь". Будем разбираться.
1
Славянская версия
Доказательная база здесь следующая. В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню «на устьи Роси» спустя несколько веков бежал из Киева Ярополк, унося ноги от своего брата Владимира Святого. Таким образом, Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
2

Шведская версия
Ruotsi, Roots, Rotsi – так финские племена (суоми, карелы, водь, чудь и т.д.), населяющие территорию Северо-Западной России, прозвали шведов. Последние (в норманнском и варяжском обличии) с VI по IX век были частыми гостями в тех местах. Не всегда званными.
3

«Сарматская» версия
Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
4

«Налоговоя» версия
Ряд историков утверждает, что «русью» называли не отдельное племя, а профессию - сборщиков дани. Помните термин «полюдье»? У некоторых финно-угорских народностей слово «люди» обозначало тех, кто вынужден был платить дань, а русью, вероятно, называли тех, кто эту дань собирал. Среди тогдашних коллекторов было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название варягов. Интересно, что слово «люди» стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi)
5

«Гребная» версия
В последнее время распространилась гипотеза, что никакого племени «русь» вообще не было. А были интернациональные (шведские, норвежские, датские) гребцы, участники походов на гребных судах, которые сами себя на норманнском морском жаргоне называли «robs». Ну, а местные жители (славяне и финно-угры) для удобства переименовало их на более благозвучное «русь».
6

«Военная» версия
На ранних этапах образования Древнерусского государства «русью» называли военное сословие. Чуть позднее «русью» стали называть форму государственного правления (вроде военной республики), а уже потом название перешло на весь народ.
7

«Краснолицая» версия
Как известно византийцы называли агрессоров, совершавших периодически набеги на Константинополь, пройдя путь «из варягов в греки», «россами» (то есть «красными» или «рыжими»). Это дало повод для гипотез, что свое прозвище гости из Киевской Руси получили за цвет лица (то ли за румянец, то ли за склонность к обгоранию на южном солнце – неясно). Интересно, что Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: «Они подобны пальмам, румяны, красны».
В принципе, не так уж и важно, какая версия более близка истине. Главное, чтобы это никак повлияло на любовь к Родине!

Просмотров