Полный школьный курс. Биология

Данное пособие составлено в виде таблиц, систематизирующих и обобщающих теоретические сведения по школьному курсу биологии.
В книге в доступной форме изложены все разделы биологии, изучаемые в средней школе.
Пособие рекомендуется использовать для коллективной работы в школе и индивидуальных занятий дома.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
Высшие семенные растения (около 800 видов).
Это хвойные деревья, реже - кустарники. Размножаются семенами, но не имеют цветков и не образуют плодов.
Семена развиваются из семяпочек, лежащих открыто на чешуйках шишек.
Представители; сосна обыкновенная, ель, пихта, лиственница, кедр, секвойя, кипарис, можжевельник.

СОДЕРЖАНИЕ
НАУКИ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ
Доклеточные формы жизни
ДОЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (ПРОКАРИОТЫ)
ПРОТИСТЫ
ГРИБЫ
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
Тип Кишечнополостные
Тип Плоские черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви (Кольчецы)
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Тип Хордовые
Надкласс Рыбы
Класс Земноводные (Амфибии)
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)
Класс Птицы
Класс Млекопитающие
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Эндокринная система (железы внутренней секреции)
Нервная система
Опорно-двигательный аппарат
Кровь
Сердечно-сосудистая система. Кровообращение
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Выделительная система. Мочевыделение
Покровная система. Кожа
Репродуктивная система. Индивидуальное развитие человека
Анализаторы. Сенсорные системы
Высшая нервная деятельность (ВИД)
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Клетка - структурная и функциональная единица жизни
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Основы генетики
Селекция
Эволюционное учение
Происхождение и развитие жизни на Земле
Происхождение человека
Основы экологии
Биосфера.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, Весь школьный курс в таблицах, Ёлкина Л.В., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Животные и континенты, Популярная зоогеография, Уминьский Т., 1974
  • Биология, 5-9 классы, Концентрическая структура, Рабочие программы к линии УМК, Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В., 2017
  • Биология, 5-9 классы, Линейная структура, Рабочие программы к линии УМК, Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В., 2017

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по биологии для 6–9 классов авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами.

  • Закон РФ “Об образовании” N 309-ФЗ от 01.12.2007 (ст. № 7), Закон Мурманской области “Об образовании” № 707-01-ЗМО от 19.12.2005 (ст. № 9).
  • Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006).
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.).
  • Примерная программа по биологии основного общего образования
  • Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе. Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005).
  • Федеральный базисный учебный план (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004 г.)
  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ Комитета по образованию Мурманской области № 811 от 30.06.2006 г.).

Программа предусматривает реализацию учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию в 2008/2009 учебном году (приказ Минобрнауки России от 13.12.07 № 349):

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2006.

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко. Биология: Животные. 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.

А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: Человек. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007.

Учебный процесс строится с использованием УМК под ред. И.Н. Пономаревой:

И.Н. Пономарева. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2006.

С.В. Суматохин. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2007.

Р.Д. Маш. Рабочая тетрадь. 8 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана-Граф, 2007.

Т.А. Козлова. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Усвоение программы рассчитано на 272 часа: 6 класс - 68 часов (2 часа в неделю), 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю), 8 класс - 68 часа (2 часа в неделю), 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю).

Цель программы – усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по биологии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования

Задачи программы.

  • освоение знаний
  • о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • овладение умениями
  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • воспитание
  • позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
  • для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Достижению целей и задач способствуют особенности программы по биологии в основной школе, разработанной авторским коллективом под ред. И.Н. Пономаревой:

  • увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
  • усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
  • усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;
  • расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.

Данная рабочая программа имеет ряд особенностей, связанных с условиями реализации. В 6классе объединяются темы,Условия прорастания семян, и,Значение семян,. В 7 классах за счет резервного времени увеличено количество часов в некоторых темах, богатых новыми терминами, понятиями. Резервное время используется для обобщения и повторения изученного материала. В 7 классе это темы: “Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии” (4+1), “Класс Птицы” (6+2), “Класс Млекопитающие, или Звери” (8+3). Тема,Развитие животного мира на Земле, сокращенно с 4 до 3часов, т.к.материал рассматривается в старших классах.

В 9 классе за счет сокращения на 1 час темы,Онтогенез,(5-1)/тематический контроль последнего урока объединён с последующим/,увеличено время на изучение темы,Основы учения о наследственности и изменчивости,. Уменьшено время на изучение темы,Учение об эволюции,(11-2),т.к. материал частично знаком учащимся по 6,7,8 классам. 2 часа распределяются на темы,Основы учения о наследственности и изменчивости,(+1),Заключение,(+1). Тема,Основы учения о наследственности и изменчивости,13 часов(11+2)/ увеличение часов связано с незнакомой для учеников темой; объёмным понятийным аппаратом; возникающими трудностями при оформлении и решении задач/; ,Заключение,2 часа(1+1), т.к. одного часане достаточно для обобщение, повторение, закрепление и контроль целого курса,Основы общей биологии,

Увеличено время на подведение итогов за год во всех классах (6 кл - 2 ч; 7 кл – 2 ч; 8 кл - 2 ч; 9 кл - 2 ч). Во всех классах проводятся кратковременные (10-15 мин.) работы по обобщению знаний. В поурочном планировании они отмечены перед изучением последующей темы. В 6 классе их 3; в 7 классе - 3; в 9 классе - 3. Также предусмотрен более длительный тематический контроль (20-25 мин.). В 7 классе – 5 работ, в 8 классе - 7, в 9 классе - 1. Объёмным работам, насыщенным разноуровневыми заданиями отводиться 35-45 мин. В 6 классе таких работ 4; в 7 классе - 5; в 8 классе - 3; в 9 классе - 4. Они проводятся отдельным уроком и отображены в поурочном планировании.

Подводятся итоги выполнением годовых работ во всех классах.

Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ, практических работ, экскурсий.

Для реализации данной учебной программы используются следующие методы : словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Преобладающими методами контроля знаний и умений являются практические работы, семинары, разноуровневые контрольные работы, тестирование, зачеты.

Результатом усвоения программы станет достижение требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных стандартом. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
    • объяснять:
    • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
    • изучать биологические объекты и процессы:
    • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
    • распознавать и описывать:
    • на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
    • выявлять
    • изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
    • сравнивать
    • биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
    • определять
    • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
    • анализировать и оценивать
    • воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
    • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИТ);
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

    соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

    оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

    рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

    выращивания, размножения и ухода за культурными растениями и домашними животными;

    проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА “БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС”

    Наименование раздела, темы Количество часов
    всего л/раб. экскурс
    6 класс. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
    1 Введение 1
    2 Общее знакомство с растениями 6 2 1
    3 Клеточное строение растений 5 2
    4 Органы цветковых растений 17 8 1
    5 Основные процессы жизнедеятельности растений 11 2
    6 Основные отделы царства растений 10 5
    7 Историческое развитие многообразия растительного мира Земли 4
    8 Царство Бактерии 3 1
    9 Царство Грибы. Лишайники 3 1
    10 Природные сообщества 6 2
    11 Заключение 2
    Итого 68 21 4
    7 класс. Биология: Животные
    1 Введение 1
    2 Общие сведения о мире животных 2 1
    3 Строение тела животных 3
    4 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные 4 2
    5 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные 2
    6 Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви 6 2
    7 Тип Моллюски 4 3 1
    8 Тип Членистоногие 7 2
    9 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные 1
    10 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы 5 2
    11 Класс Земноводные, или Амфибии 4 3
    12 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 5 1 1
    13 Класс Птицы 8 3 1
    14 Класс Млекопитающие или Звери 11 2 1
    15 Развитие животного мира на Земле 3
    16 Заключение 2
    Итого 68 20 5
    8 класс. Биология: Человек
    1 Введение 1
    2 Организм человека: общий обзор 5 2
    3 Опорно- двигательная система 8 2
    4 Кровь. Кровообращение 9 1
    5 Дыхательная система 5 2
    6 Пищеварительная система 6 2
    7 Обмен веществ и энергии. Витамины 3
    8 Мочевыделительная система 2
    9 Кожа 3
    10 Эндокринная система 2
    11 Нервная система 5
    12 Органы чувств. Анализаторы 5
    13 Поведение и психика 7
    14 Индивидуальное развитие организма 5
    15 Заключение 2
    Итого 68 9
    9 класс. Основы общей биологии
    1 Введение в основы общей биологии 3 1
    2 Основы учения о клетке 10 1
    3 Размножение и индивидуальное развитие организмов(онтогенез) 4 1
    4 Основы учения о наследственности и изменчивости 13 5
    5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 5
    6 Происхождение жизни и развитие органического мира 5 1
    7 Учение об эволюции 9 1
    8 Происхождение человека (антропогенез) 6
    9 Основы экологии 11 1
    10 Заключение 2
    Итого 68 8 3

    Издание содержит материал, соответствующий школьному курсу биологии. В пособии последовательно раскрываются наиболее общие свойства живых организмов, их многообразие, распространение, среда обитания, классификация, особенности строения и процессов жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. Серьезное внимание уделяется учению о видах и популяциях организмов, экосистемах и биосфере, эволюции живых организмов, селекции и биотехнологии, рассматривается роль человека в биосфере. Книга адресована учащимся учреждений общего среднего и среднего специального образования, абитуриентам, учителям биологии и преподавателям факультетов довузовской подготовки.

    Произведение относится к жанру Учебная литература. На нашем сайте можно скачать книгу "Биология. Полный школьный курс" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

    Прямокрылые-грызущий-неполное превращение(кузнечик, саранча,медведка,сверчки)
    Равнокрылые-колюще-сосущий-неполное превращение(тли, цикады,горбатки)
    Полужесткокрылые-колющесосущий-неполное(клопы)
    Жесткокрылые-грызущий-полное(майский жук,жужелицы,долгоносик,божья коровка)
    Чешуекрылые-сосущий-полное(бабочки)
    Двукрылые-колющесосущий-лижущий-полное(мухи,комары,слепни)
    Перепончатокрылые-грызущий,лижущий- полное (яйцееды,наездники, пчелы,осы, шмели,муравьи)

    Простейшие:
    Класс корненожки- нет постоянной формы тела, цитоплазма имеет все органоиды, имеются псевдоподии (ложноножки). Способ питания- фагоцитоз,пиноцитоз, выделение –через сократительную вакуоль. Дыхание через мембрану, размножение- деление (амеба, плазмодий).
    Класс жгутиковые- постоянная форма тела, передвигаются- жгутиками, на переднем конце тела- светочувствительный глазок. Имеется хроматофор. Способ питания- фотосинтез(свет), пиноцитоз (темнота). Нет пищеварительной вакуоли. Размножение- бесполое, половое. (эвглена зеленая, лямблии, трипаносомы, вольвокс).

    Беспозвоночные. Кишечнополостные. Гидра.
    Двуслойные, радиальная симметрия. Эктодерма, энтодерма, между слоями- мезоглея. На переднем конце тела- рот с щупальцами со стрекательными клетками. Задний конец тела- подошва для прикрепления к субстрату. Пищеварение- полостное и внутриклеточное. Дыхание- всей полостью тела. Кровеносная с-ма- отсутствует. Выделение- через поверхность тела. Нервная система диффузного типа. Органы чувств не развиты. Размножение- бесполое и половое. В результате оплодотворения появляется плавающая личика- планула. Подвижные- медузы, неподвижные- полипы, актиния, гидра.

    Тип плоские черви. Белая планария.
    Трехслойные животные. Двусторонняя симметрия тела. Передвигается с помощью кожно-мускульного мешка. Нет полости тела. Анального отверстия нет. Кровеносная и дыхательная с.отсутствует. органы выделения- протонефридии. Нервная система сост из парного мозгового узла и двух нервных стволов. Гермафродиты. Часто имеются личиночные стадии. Размножение со сменой хозяев. Ресничные (белая планария); сосальщики(двуустка, шистосома);ленточные(цепни).

    Тип кольчатые черви. Дождевой червь. Пиявка, нереида, серпула.
    Тело вытянутое, круглое, сегментированное. Симметрия двусторонняя. Имеется вторичная полость. Пищеварительная система: ротовое отверстие- глотка- пищевод- зоб- желудок- средняя кишка- задняя кишка- анальное отверстие. Кровеносная система- замкнутая, сост из сосудов. Кровь содержит гемоглобин. Дыхание- всей поверхностью тела. Выделительная система- в каждом сегменте пара нефридий. Имеются органы чувств: глаза, обонятельные ямки, органы осязания. Раздельнополые или вторичные гермафродиты. Развитие прямое. У некоторых морских кольчатых червей- с метаморфозом. Многощетинковые (пескожил, нереида); малощетинк.(дождевой червь); пиявки.

    Тип моллюски. Прудовик, беззубка.
    Двусторонняя симметрия. Тело из трех отделов: голова, туловище, нога. С внутренней стороны раковины все тело охватывает мантия- кожная складка. Пищеварительная с-ма: рот-глотка-желудок-средняя кишка- анальное отверстие. Кровеносная система незамкнута. Сердце двухкамерное (прудовик) или трехкамерное (беззубка). Дыхательная система- жабры(беззубка) и легочные мешки(прудовик). Органы выделения- почки. Брюхоногие -гермафродиты. Двустворчатые и головоногие- раздельнополые. Брюхоногие(горошинка, шаровка, прудовик, слизень, виноградная улитка). Двустворчатые(мидии, устрицы, гребешки, жемчужница, корабельный червь, беззубка). Головоногие(кальмар, каракатица, осьминог).

    Тип членистоногие.
    Тело сегментировано, конечности членистые. Движение обеспечено мышцами. Тело покрыто хитиновым покровом. Рост членистоногих сопровождается линькой. Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная с-ма: ротовой аппарат-глотка- пищевод-желудок- передняя, средняя, задняя кишка- анальное отверстие- железы. Кровеносная система незамкнута. Имеется пульсирующий сосуд- «сердце», по которым циркулирует гемолимфа. Дыхательная с-ма: у водных форм- жабры, у наземных- легкие, трахеи. Выделительная с-ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных. Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: фасеточные глаза, органы осязания- механорецепторы, органы слуха. Раздельнополые. Половой диморфизм (отличие самца от самки). Развитие прямое и непрямое. Ракообразные(рак, креветки, краб, омар); паукообразные(пауки, тарантулы, клещ, скорпион); насекомые(жуки, мухи, комары, вошь).

    Тип иглокожие
    Морские звезды Морские ежи Голотурии
    Змеехвостки
    Состоят из двух слоев.
    Скелет образован известковыми пластинками, несущими шипики. Найдя добычу накрывает своим телом, выворачивает желудок, соки желудка переваривают пищу. Анальное отверстие лежит на верхней поверхности. Тело в известковом панцире. Рот окружен особым челюстным аппаратом с пятью зубами. Скелет состоит из мелких известковых телец.
    Кровеносная с-ма сост из двух сосудов: один снабжает рот другой анальное отверстие.
    Водно-сосудистая система: образована кольцевым каналом, окружающим пищевод, и 5 радиальными каналами.
    Большинство раздельнополые, но есть гермафродиты. Развитие с метаморфозом. Животные способны к регенерации(восстановление частей тела)

    Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Ланцетники.
    Тело состоит из туловища, хвоста, плавника, покрыто кожей. Скелет- хорда. Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, анус. Один круг кровообращения, сердца нет, холоднокровные животные. Органы дыхания: жаберные щели в глотке. Органы выделения: нефридин. нервная система в виде нервной трубки. Органы чувств: щупальца, обонятельная ямка. Раздельнополые. Оплодотворение наружное. Икринки развиваются в воде.

    Подтип позвоночные (черепные). Надкласс рыбы.
    Обтекаемая форма тела. Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники. Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности- плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков- хрящевые остатки хорды. Пищеварительная с-ма: рот- ротовая полость- глотка- пищевод- желудок- кишечник- анальное отверстие. Плавательный пузырь- вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками. Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Раздельнополые животные. Оплодотворение наружное в воде- нерест.

    Класс земноводные или амфибии.
    Отделы тела: голова, туловище, передние и задние конечности. Кожа голая и покрыта слизью. В позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Череп состоит из черепной коробки и челюсти. Подвижное сочленение черепа, один шейный позвонок. Мышцы развиты хорошо. Появляются ягодичные, бедренные и икроножные мышцы. Как у рыб- пищеварит.сист. клоака. Два круга кровообращения. Кровь смешанная сердце трехкамерное. Оба круга начинаются от желудочка. Кровь- венозная, артериальная, смешанная. Холоднокровные животные. Органы дыхания- парные легкие. Дыхат.пути: ноздри, ротовая полость, гортань, легкие. Имеется кожное дыхание. Выделительная с-ма- парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками. У бесхвостых оплодотворение- наружное, у хвостатых- внутреннее. Развитие с метаморфозом.

    Класс пресмыкающиеся (рептилии).
    Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса- ороговевшие. Хорошо развит- шейный отдел. Пояснично-грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной. Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных- пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует. Два круга кровообращения. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Холоднокровные. Выделит.сист-см.земноводн. увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора. Язык. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Развитие прямое.

    Класс птицы.
    Обтекаемая форма тела. Голова, туловище, шея, передние конечности- крылья, задние- ноги. Кожа сухая. Пищеварит.сист. как у пресмыкающихся. Зубы отсутствуют. Кровеносная система замкнута. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное. Теплокровные. Дыхание двойное. Выделит.сист. как у пресмыкающихся, но мочевой пузырь отсутствует. Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные. Развитие прямое. Половой диморфизм.

    Классификация птиц.
    Оседлые- воробьи, галки, голуби, сороки
    Кочующие- совы, снегири, синицы, грачи.
    Перелетные- иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли.

    Класс млекопитающие.
    Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Пищ.сист. как у пресмыкающихся. Зубы и слюнные железы. Два круга кровообращения. Сердце 4-камерное. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания- легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Раздельнополые. Развитие прямое. Матка. Живорождение.

    Клетки бактерий:
    Шаровидные- кокки, палочковидные- бациллы; дугообразно изогнуты- вибрионы. Спиралеобразные- спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки.

    Строение бактерий.
    Оболочка- 2 слоя. Цитоплазма. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы- синтезируют белок. Клеточные включения- крахмал, гликоген жиры.

    Грибы.
    Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит.вещество- гликоген. нет хлоропластов. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами.

    Лишайники.
    Накипные- слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам.- леканора. Листоватые- слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами- ксантория. Кустистые- слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием- ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. «пионеры» растительности. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус.

    Мох.
    Торфяной- сфагнум, зеленый- кукушкин лен. Наука бриология. Двудомное растение.
    Хвощевидные.
    Весенние органы- генеративные, летние- вегетативные.

    Внутреннее строение стебля.
    Кора-защитная функция. Кожица- однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо- и газообмен. Пробка- многослойная покровная ткань. Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей). Луб- образован механической (волокна) и проводящей (ситовидные трубки) тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий- однослойная образовательная ткань. Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина- образована тремя тканями: проводящая- сосуды; основная-рыхло расположенные клетки; механическая- древесные волокна; сосуды-проведение воды и мин.веществ; опорная функция; основная- запасная. Сердцевина- основная ткань- из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества.

    Класс двудольные.
    Крестоцветные: соцветие-кисть, плод- стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка.
    Розоцветные: соцветие- кисть, простой зонтик, щиток, плод- костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша.
    Бобовые: кость, головка, плод- боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник.
    Пасленовые- кисть, завиток, метелка, плод- ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман.

    Класс однодольные.
    Лилейные: соцветие- кисть; плод- ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны.
    Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод- зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик. Вороний глаз.

    Двудольные
    2 семядоли, стержневая, сетчатое или перистое, с двойным околоцветником, крестоцветные, пасленовые, розоцветные. Однодольные
    1 семядоля, мочковатая корн.с-ма; жилкование: параллельное или дуговое; злаковые, лилейные, орхидейные.

    Корень.
    Главный- развивается из зародышевого корешка. Придаточный- развивается от стебля или листа. Боковые- развиваются от главного, придаточного и боковых. корнеплоды: репа, морковь; корневые клубни: георгин, батат; придаточные корни присоски: плющ; воздушные корни- орхидеи.

    Нервная система
    Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы и нервные узлы.
    Соматическая
    Регулирует работу скелетных мышц. Вегетативная
    Регулирует работу всех внутренних органов.
    Симпатический
    Усиливает обмен вещ-в. Повышает возбудимость. Парасимпатический
    Способствует восстановлению энергии. Снижает обмен веществ. Регулирует организмом во время сна. Метасимпатический
    Находится в стенках самого органа и участвует в процессах его саморегуляции

    Глаз.
    Оболочки глаза: сетчатка- световоспринимающая система. Фиброзная оболочка: склера, сосудистая. Палочки- рецепторы сумеречного света, колбочки- рецепторы цветного зрения. Оптическая система: роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Цвет радужки определяет цвет глаз. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока.

    Ухо.
    Наружное: ушная раковина- хрящевая неподвижная, барабанная перепонка. Среднее: узкая полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки, молоточек(воспринимает колебания и передает их на наковальню и стремечко), наковальня, стремечко, слуховая- евстахиева труба. Внутреннее ухо: представляет полость заполненную жидкостью. Улитка- система лабиринтов, извилистых каналов. 24000 туго натянутых волокон различной длины.

    Вкусовой анализатор.
    Кончик языка- сладкий, на задней части языка- горький, на боковой и передней- соленое, кислое- боковая поверхность.

    Железы внутренней секреции.
    Гипоталамус- отдел промежуточного мозга. Выделяет нейрогормоны (вазопрессин, окситоцин). Регулирует секрецию гипофизарных гормонов. Гипофиз- расположен ниже моста промежуточного мозга. Выделяют две функции: ростовые (тропные): соматотропный гормон регулирует рост. Гиперфункция- в молодом возрасте вызывает болезнь гигантизм. Во взрослом состоянии- акромегалию. Гипофункция- карликовость; регуляторные: гонадотропные гормоны регулируют деят. Половых желез, пролактин- усиливает выработку молока, тиреотропный- регулирует работу щитовидной железы, адренокортикотропный- усиливает синтез гормонов коры надпочечников.
    Эпифиз: вырост промежуточного мозга. Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов.
    Щитовидная железа: иодосодержащие гормоны: тироксин и трииодтиронин, влияющие на окислительные процессы, регулирующие обмен в-в, рост, влияют на ЦНС.
    Надпочечники- парные железы, расположены над почками. Сост. Из двух слоев: корковый и мозговой(внутренний). Корковый вырабатывает 3 группы гормонов: кортизон и кортикостерон, влияющие на обмен веществ и стимулирующие образование гликогена, альдостерон- обмен калия и натрия; андрогены, эстрогены, прогестерон- развитие вторичных половых признаков. Мозговой слой: адреналин и норадреналин- повышают кровяное давление, расширяют коронарные сосуды сердца. Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин (снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген), глюкагон (повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы). Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены. Прогестерон- гормон беременности.

    Кости. Скелет.
    Органические вещ-ва- 30%. Минер. Соли-60%, вода- 10%.
    Мозговой отдел- большая непарная лобная кость; -плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел- верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости- плоские- неподвижный шов. Скелет туловища: Позвоночник: 33-34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4-5 копчиковых. Кости короткие, смешанные- соединение полуподвижное. Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина- короткие- смешанные- плоские- полуподвижное. Пояс верхних конечностей (пара лопаток, пара ключиц)- плоские- подвижное. Скелет верхних конечностей (плечевая кость, предплечье, кисть)- трубчатые, короткие- подвижное. Пояс нижних конечностей (две тазовые кости) – плоские- неподвижное. Скелет нижних конечностей (бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны(7), плюснами (5), и косточками пальцев(14)- трубчатые -длинные- подвижное.

    Кровеносная система.
    Артерии- кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры. По артериям течет артериальная кровь (насыщенная кислородом). Вены- кровь движется к сердцу от органов- кровь венозная. Большой круг: левый желудочек-аорта-артериальные капилляры-венозные капилляры-воротная вена-верхняя и нижняя полая вена-правое предсердие. (23 минуты). Малый круг: правое предсердие- правый желудочек-легочные артерии-легочные вены-левое предсердие(4 секунды). Расслабление-0,4; сокращение-расслабление-0,1; расслабление-сокращение-0,3.

    Дыхательная система.
    Носовая полость-носоглотка-гортань-трахеи-бронхи-легкие. Дыхательный центр- продолговатый мозг.
    Пищеварительная система.
    Зубы 32: 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Слюнные железы-3.-глотка, пищевод-желудок-кишечник. Пепсин- фермент желудка- расщепляет белки до пептидов, липаза- жиры молока. В желудке всасывается: вода, глюкоза, мин.соли. среда кислая фермент сока поджелудочной железы трипсин расщепляет белки до аминокислот, липаза- жиры до глицерина и жирных кислот, амилаза- углеводы до глюкозы. Среда щелочная.

    Пластический обмен- ассимиляция- синтез- затрата энергии. Энергетический обмен- диссимиляция- распад- выделение энергии.
    Витамины: водорастворимые(С, В1-тиамин, В2-рибофлавин, В6-пиродоксин, В12-цианокобаламид, РР- никотиновая кислота); жирорастворимые (А-ретинол, D- кальциферол, Е- токоферол, К-филлохинон).

    БЖУ
    Белки: 20 аминокислот, биополимеры. Первичная структура- цепочка аминокислот, связь пептидная; вторичная- спираль, водородная связь; третичная- глобула, связи водородные, ионные, ковалентные, гидрофобные; четвертичная- объединение глобул в нескольких структур. При распаде 1г=17,6 кДж.
    Углеводы. Моносахариды- рибоза, глюкоза; дисахариды- мальтоза, сахароза; полисахариды- крахмал, целлюлоза. 17,6 кДж.
    Жиры. Сложные эфиры глицерина. 38,9 кДж.
    ДНК: А=Т, Ц=Г. биополимер, состоящий из нуклеотидов.
    РНК: А=У, Ц=Г. одинарная полинуклеотидная цепочка. +рибоза + остаток Н2РО4.

    Органоиды клетки.
    Ядро. Окружено двухслойной пористой мембраной. Содержит хроматин. Ядрышко- состоит из белка и РНК. Ядерный сок- кариолимфа. Ф-и: хранение наследственной информации; регуляция синтеза белка; транспорт веществ; синтез РНК, сборка рибосом.
    ЭПС. Шероховатая- система мембран, образующих канальцы, цистерны, трубочки- синтез белка на рибосомах, транспорт веществ по цистернам и трубочкам, деление клетки на секции- компартменты. Гладкая- имеет такое же строение, но не несет рибосом- синтез липидов, белок не синтезируется, остальные функции сходные ШЭР.
    Рибосомы. Мельчайшие органоиды, диаметром около 20 нм. Состоят из двух субъединиц. В их состав входит рРНК и белки. Синтезируются в ядрышке. Образуют полисому. Ф-и: биосинтез первичной структуры белка по принципу матричного синтеза.
    Лизосомы. Одинарный мембранный пузырек диаметром 0,2-0,8мкм, овальной формы. Образуется в комплексе Гольджи. Ф-и: пищеварительная, участвует в растворении органоидов, клеток и частей организма.
    Митохондрии. Двухмембранный органоид. Наружная мембрана гладкая, внутренняя имеет выросты- кристы. Внутри заполнена бесструктурным матриксом. Имеет форму круглую, овальную, цилиндр., палочковидную. Ф-и: энергетический и дыхательный центр клеток, освобождение энергии в процессе дыхания. Запасание энергии в виде молекул АТФ. Окисление под действием ферментов до СО2 и Н2О.
    Клеточный центр. Органоид немембранного строения, состоящий из двух центриолей. Ф-и: участвуют в делении клеток животных и низших растений, образуя веретено деления.
    Аппарат Гольджи. Система уплощенных цистерн, ограниченных двойными мембранами, образующих по краям пузырьки. Ф-и: транспорт продуктов биосинтеза. Вещества упаковываются в пузырьки. Формируют лизосомы.
    Органоиды движения: микротрубочки- длинные тонкие полые цилиндры, сост из белков- опора и движение. Микронити- тонкие структуры- способствует току цитоплазмы, опора. Реснички, жгутики.
    Пластиды. Хлоропласты: содержимое пластид назыв стромой; образуют граны, в мембранах гран находится хлорофилл, придающий зеленую окраску. Лейкопласты: округлые, бесцветные, на свету преобразуются в хлоропласты, служат местом отложения питательных веществ. Хромопласты: Двухмембранный шарообразный органоид, придает различную окраску листьям, плодам.
    Вакуоль. Характерна только для растений. Мембранная полость заполнена клеточным соком. Вакуоль- производная ЭПС. Ф-и: регуляция водно-солевого раствора; поддержание тургорного давления; накопление продуктов обмена веществ и запасных веществ, выведение из обмена токсичных веществ.

    Энергетический обмен.
    Подготовительный: в пищеварительном тракте в организме, в лизосомах в клетке; происходит расщепление высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных. Белки- аминокислоты + Q1, жиры-глицерин + высшие жирные кислоты, полисахариды-глюкоза +Q. Гликолиз (бескислородный) протекает в цитоплазме, не связан с мембранами; происходит ферментативное расщепление глюкозы – брожение. Молочнокислое брожение: С6Н12О6+2Н3РО4+2АДФ=2С3Н6О3+ 2АТФ+2Н2О. Гидролиз: осуществляется в митохондриях: происходит образование СО2 в результате окисления молочной кислоты под действием ферментов; В матриксе: атом водорода с помощью ферментов- переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрии, образующую кристы. Окисление атомов водорода до катионов в мембране крист, катионы переносятся белками переносчиками. Образуется 36 молекул АТФ.

    Митоз.
    Профаза: спирализация хромосом, в результате чего они становятся видимыми; каждая хромосома состоит из двух хроматид; растворение ядерной мембраны; образование веретена деления.
    Метафаза: расположение хромосом по экватору; нити веретена деления прикрепляются к центромерам.
    Анафаза: деление центромер; отдельные хроматиды расходятся к полюсам клетки.
    Телофаза: хроматиды деспирализуются, вокруг них образуется новая ядерная мембрана, формируются два новых ядра; на экваторе закладывается клеточная мембрана; растворяются нити веретена деления; образуются две дочерние диплоидные клетки.

    Мейоз
    Первое деление.
    Профаза: удвоение гомологичных хромосом; спирализация хромосом; коньюгация гомологичных хромосом; хромосомы сливаются попарно, и происходит кроссинговер; утолщение хромосом, растворение ядерной оболочки; образование веретена деления.
    Метафаза: гомологичные хромосомы выстраиваются попарно по обе стороны экватора.
    Анафаза: разделение пар гомологичных хромосом; расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки.
    Телофаза: образование двух дочерних клеток. Хромосомы состоят из двух хроматид. Второе деление.
    Профаза: интерфаза отсутствует, к делению одновременно приступают две клетки; образуется веретено деления; сходна с профазой митоза.
    Метафаза: двухроматидные хромосомы располагаются по экватору клетки.
    Анафаза: деление центромер; хроматиды расходятся к полюсам.
    Телофаза: образование четырех гаплоидных клеток.

    Развитие зародыша:
    Зигота- оплодотворенная яйцеклетка с диплоидным набором хромосом.
    Бластула- многоклеточный зародыш с полостью внутри. По форме напоминает шар. Образован в результате многократного деления зиготы.
    Гаструла- двухслойный зародыш, образовался в результате впячивания бластулы. Образование двух зародышевых листков эктодермы и энтодермы.
    Нейрула- стадия закладывания внутренних органов.
    Эктодерма: нервная система, органы чувств, покровная и нервная ткань.
    Энтодерма: кишечник, пищеварительные железы, жабры, легкие, щитовидная железа.
    Мезодерма: хорда, скелет, мышцы, почки, кровеносная система, соединительная и мышечная ткань.

    Генетика.
    Первый з-н Менделя: правило единообразия гибридов первого поколения: при моногибридном скрещивании гибриды первого поколения единообразны по фенотипу и генотипу. Проявляются только доминантные признаки.
    Второй з-н Менделя: закон расщепления: при моногибридном скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 1:2:1- по генотипу, 3:1- по фенотипу.
    Третий з-н Менделя: закон независимого наследования- 9:3:3:1.
    Анализирующее скрещивание- скрещивание испытуемого организма с гомозиготными по исследуемому признаку в целях выяснения его генотипа.
    Закон сцепленного наследования (Морган). Сцепленное наследование- совместное наследование генов, сосредоточенных в одной хромосоме, гены образуют группы сцепления.

    Изменчивость.
    Модификационная- изменения признаков организма под воздействием среды и не связанные с изменением генотипа. Модификации не наследуются, проявляются в границах определенных нормой реакции (загар человека, различия в размерах растений)
    Мутационная- наследственная изменчивость, вызывающая изменения в генотипе, передается по наследству (цвет волос, форма листьев) –генотипическая- изменчивость генотипа; цитоплазматическая- изменчивость пластид и митохондрий.
    Генотипическая: комбинативная и мутационная (генные, хромосомные, геномные).

    Движущие силы эволюции.
    Наследственная изменчивость- способность приобретать новые признаки, различия между особями и передавать их по наследству.
    Борьба за существование- совокупность отношений между особями и различными факторами внешней среды.
    Естественный отбор- выживание наиболее приспособленных.
    Дрейф генов- изменение частоты встречаемости генов в популяции в ряду поколений под действием случайных факторов.
    Изоляция- возникновение любых барьеров, препятствующих скрещиванию особей внутри популяции.

    Критерии вида.
    Морфологический- сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
    Физиологический- сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида.
    Биохимический- сходство по составу, строению белков, нуклеиновых кислот, углеводов.
    Генетический- сходство количества, формы, окраски хромосом.
    Географический- определенный ареал, занимаемый видом в природе.
    Экологический- совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид.

    Арогенез- ароморфоз- основной путь прогрессивной эволюции, не носит приспособительный характер, поднимает организмы на более высокую ступень. (двусторонняя симметрия тела, теплокровность, легочное дыхание.
    Аллогенез- дегенерация- упрощение организации, редукция некоторых органов.
    Аллогенез- идиоадаптация- возникновение частных приспособлений к условиям среды, без изменения уровня организации.

    Экологические факторы.
    Абиотические: свет, температура, влажность.
    Биотические: влияние растений друг на друга, взаимодействие животных и растений, взаимодействие животных друг с другом.
    Антропогенные- воздействие человека на растения, животных.

    Структура биоценоза.
    Продуценты- производители. Способны синтезировать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии (автотрофы- высшие растения, водоросли)
    Консументы- потребители. Гетеротрофы- организмы, использующие для питания готовые органические вещества. Первичные гетеротрофы- травоядные животные, вторичные- плотоядные.
    Редуценты- разлагают органические остатки продуцентов и консументов. Детритофаги- бактерии, грибы, животные питающиеся падалью.

    Просмотров