Почему солнце светит днем. Урок окружающего мира на тему "Почему солнце светит днем, а звезды – ночью"

Звёзды - это огромные шары раскалённого газа, излучающие свой собственный свет. Звёзды возникают из облаков пыли и газа, которые постепенно притягивают к себе всё новые и новые частицы. Со временем это скопление превращается в большой газовый шар, давление внутри которого постоянно возрастает. По мере увеличения давления растёт и температура газа, которая постепенно становится настолько высокой, что происходят термоядерные реакции и звезда начинает излучать свет. Рождение звезды - очень долгий процесс, который может занимать миллионы лет.
Наше Солнце - это также звезда, хотя и не очень большая и яркая. Она ничем не примечательная звезда по космическим меркам: жёлтая, со средней температурой и среднего размера. Много миллионов звезд намного меньше нашего Солнца, в то же время другие звезды - во много раз больше его.
Так почему же солнце светит нам только днём?
Земля, как и другие планеты Солнечной системы, вращается вокруг своей оси, а так же вокруг Солнца. Вращение вокруг собственной оси вызывает смену дня и ночи. На той стороне планеты, которая обращена к Солнцу, - день и мы наблюдаем на небе наше светило, а на обратной стороне в это время - ночь, и нам светят звёзды.

Но почему звезды светятся только ночью?
Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Для сравнения: следующая ближайшая к нам звезда - Проксима Центавра - находится примерно в 40 триллионах километров от Земли.
Из-за такого небольшого, по космическим меркам, расстояния до Земли днём солнечный свет затмевает свет других космических объектов и нам кажется, будто другие звёзды не излучают света днём, хотя на самом деле это не так, они светят постоянно.
Найди на рисунке Солнце. Обведи его изображение. Объясни, по каким признакам тебе удалось узнать его среди других звёзд.


Мы обвели эту звезду, так как Солнце это звезда средних размеров жёлтого цвета. Существует много планет, которые больше её по размерам.

Созвездия

Вам наверняка попадались рисунки, состоящие из множества разбросанных точек. Чтобы увидеть картинку, нужно было соединить все точки в определённом порядке. То же самое делали древние люди, глядя в ночное небо, но вместо точек они соединяли воображаемыми линиями звёзды. Рисункам, которые получались в результате, давали названия, например, Дракон, Большая и Малая Медведицы, Парус и другие. Эти небесные картины получили общее название созвездия, что переводится с латинского языка как "группа звёзд". Одними из первых давать названия созвездиям стали жители Древнего Вавилона. Они называли группы звёзд именами героев мифов, царей и цариц, животных и птиц. Сегодня астрономы насчитывают 88 созвездий. Одновременно увидеть все 88 созвездий невозможно. Часть из них видна только из Северного, а часть только из Южного полушария. Кроме того, по мере вращения Земли вокруг Солнца, часть созвездий исчезает за горизонтом, а часть появляется, поэтому многие из них видны только в определенное время года.
За долго до появления компасов и других навигационных приборов моряки использовали созвездия, чтобы ориентироваться в море. Опытные капитаны знали очертание каждого созвездия и его положение в небе, поэтому для определения верного курса им достаточно было просто взглянуть на звёздное небо.

Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • формировать представление о звёздах;
  • развивать представления о форме, размерах, цвете предметов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, проектор, презентация, пластилин.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Мотивирование к учебной деятельности

– Ребята, сегодня Муравьишка пришел сказать вам спасибо. Вы ответили на многие его вопросы, Но не может он отгадать загадку. А отгадав загадку, мы узнаем тему нашего урока.
(2 слайд)

Загадка

Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды)

– Сегодня мы будем искать ответ на вопрос «Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью» А для этого мы отправимся в космическое путешествие.

Дети встают и говорят слова:

«Ждут нас быстрые ракеты
На далекие планеты
На какую захотим
На такую полетим
Звезды, в гости ждите нас». (3 слайд)

«Раз, два, три
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Кресло займи,
Пристегни ремни».

3. Актуализация знаний

– Мы пролетаем в космическом пространстве и видим много светящихся точек. (4 слайд)
– Что это? (Это звезды)
– А что такое звезды?

Дети высказывают свои предположения.

4. Изложение нового материала

(5 слайд)
Звезды – огромные пылающие шары. Они находятся далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими. Они мерцают разным цветом: красным, белым, желтым, голубым.
(6 слайд)
Белые и голубые звезды – очень горячие. Желтые звезды холоднее белых, красные холоднее желтых. Размеры у звезд разные.
– А почему звезды светят ночью, а Солнце днем?
– Как вы, ребята, думаете?
(Ответы детей)

5. Моделирование звезд

(7 слайд)
– Сейчас мы будем создавать модели звезд. Какая самая большая звезда? (Альдебаран)
– А самая маленькая? (Солнце)

– Какая из звезд холоднее? (Альдебаран)
– Какие звезды очень горячие? (Регул и Сириус)
– Почему звезды кажутся маленькими?

Вывод. Солнце – звезда, желтый карлик.

6. Физкультминутка

7. Закрепление новых знаний

(9 слайд)
Солнце – это звезда, которую мы видим днем.
– Почему мы видим Солнце, а такую большую звезду Альдебаран не видим? (Это ближайшая к Земле звезда)
Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 млн. градусов. Солнце в 109 раз больше Земли.
Если представить, что мяч это Солнце, то горошина – это наша Земля. Солнце создаёт нам день, его лучи достигают поверхности Земли, согревают её, освещают. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Пока светит Солнце, сияние других звёзд не видно.

8. Физкультминутка

9. Работа по стр. 89 учебника

Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.

Люди с давних пор наблюдали за звездами. Раньше их называли звездочетами, а сейчас ученые – астрономы. (10 слайд)
Люди, наблюдая за звездами, заметили, что они образуют разные фигуры: птиц, зверей, людей. Эти фигуры назвали созвездиями и дали им имена.

Загадка

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят. (Созвездие Большой медведицы)

Недалеко от этого созвездия люди обнаружили еще одно созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

10. Итог урока

Мы с полета возвратились
И на Землю опустились.

Вопросы. (12 слайд)

11. Рефлексия

На доске два солнца: веселое и грустное.

– Ребята, если вы работали активно на уроке и узнали что – то новое о звездах, то добавьте лучик веселому солнцу, а если вам было скучно на уроке и вы ничего нового не узнали, то добавьте лучик грустному солнцу.

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России»

Тема: Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?

Класс: 1

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ;

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

Принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

Коммуникативные:

Умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

Согласовывать свои действия с партнером;

Строить понятные речевые высказывания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Научатся:

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

Метапредметные:

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных умений; логические – сравнивают свои знания о том, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения и задавать вопросы

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

Личностные:

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Оборудование:

Теллурий, футбольный мяч, горошина, цветные карандаши, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход урока

    Организационный момент:

У нас сегодня гости на уроке. Поздоровайтесь с гостями.

Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём.

Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. Я вижу настроение у вас хорошее, итак за работу.

Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня к нам на урок пришли верные друзья -Мудрая черепаха и муравей Вопросник, которые приготовили для вас загадки. Отгадайте их.

Не огонь, а греет.

Не лампа, а светит.

Как мячик, круглое.

Как тыква, жёлтая. (Солнце)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

Откройте учебник на с.32 и прочитайте тему урока. «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в соответствии с особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.

    Что такое Солнце?

Без чего не могут жить растения и животные?

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло. Какие правила вы знаете, когда загораете на солнце?

Что же такое солнце? На с.32 прочитайте о солнце? (Ближайшая к земле звезда)

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце).

Солнце - огромный пылающий шар. Солнце - шар великан, в 109раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. (Продемонстрировать на теллурии).

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. Наглядность (футбольный мяч и горошина, теллурий) на этом этапе урока – важнейший приём, который помогает усвоить новый материал.

Физминутка

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

В учебнике на с. 32 прочитайте что такое звезды. Как вы думаете, почему мы не видим днем звезды?

Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.

На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. (Название прикрепить на доску)

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

Эл. Приложение (демонстрация, окончание фрагмента)

Как правильно работать в парах? На ваших партах лежат звезды. Расположите предложенные звезды в порядке увеличения их размера. (Работа в парах)

Подведение итогов (на доске прикрепить готовые модели на чёрном фоне).

Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).

Солнце не просто светит днем, без него день бы никогда не начался. Когда солнце поднимается, оно освещает Землю и у нас начинается день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь. Некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звезды светят и днем, и ночью.
Звёзды - это раскаленные небесные тела. Все, что раскалено - светится. Почему же мы их не видим?

Как-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле со скоростью 80 километров в час, машине пришлось бы безостановочно ехать 200 лет.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1115 ЮЗАО города Москвы
Презентация по
окружающему миру для
1
класса по программе «Школа России» на тему:
«Почему солнце
светит днем,
а звезды –ночью?»
Презентация подготовлена учителем начальных классов Савиной Еленой Сергеевной
С помощью какого прибора звездочеты наблюдали за звёздами?
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Но и она находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров.
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
Рассмотрим наиболее известные звёзды в некоторых созвездиях.
Альдебаран
Регул
Солнце
Сириус
В какое время суток лучше всего наблюдать за звездами? Вспомните как

раньше называли ученых-астрономов?
Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звезды становятся невидимыми. Во время полетов в космос космонавты хорошо видят одновременно и звезды, и Солнце, потому что в космосе нет воздуха.
После того как Солнце скрывается за горизонтом, а с ним «выключается» и свет, рассеянный воздухом, атмосфера становится «прозрачной» и на небе видны звезды.

Многие из звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими. По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры.
Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Почему солнце светит днем, а звезды ночью

1.Дать представления детям о формах звёзд.созвездий,обогощение словаря2. развивать интелектуальны и ппрактические умения детей.3. Воспитывать наблюдательность и развивать мышление детей.4.воспи...

Презентация к уроку-проекту "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?" "

Презентацию можно использовать для урока по окружающему миру 1 класс "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Свет Солнца - одна из самых важных вещей на Земле. Он поддерживает жизнь в каждом организме нашей планеты, и без него мы бы просто не существовали. Но каким образом он влияет на нас? И почему Солнце светит вообще? Давайте узнаем, как работают эти процессы.

Ещё одна звезда в небе

В древности люди не знали, почему светит Солнце. Но уже тогда они заметили, что оно появляется рано утром и исчезает вечером, а на смену ему приходят яркие звезды. Его считали дневным божеством, символом света, добра и власти. Сейчас наука шагнула далеко вперед и Солнце уже не столь загадочно для нас. Десятки сайтов и книг расскажут о нём множество подробностей, а NASA даже продемонстрирует его снимки из космоса.

Сегодня мы смело можем утверждать, что Солнце не какой-нибудь особенный и неповторимый объект, а звезда. Такая же, как тысячи других, которые мы видим в ночном небе. Но другие звезды очень далеки от нас, поэтому с Земли они кажутся крохотными огоньками.

Солнце к нам гораздо ближе, и его сияние видно намного лучше. Оно является центром звездной системы. Вокруг него вращаются планеты, кометы, астероиды, метеороиды и другие космические тела. Каждый объект движется по своей собственной орбите. Наименьшее расстояние до Солнца имеет планета Меркурий, самые дальние части системы не изведаны. Одним из дальних объектов является Седна, которая делает полный оборот вокруг светила за 3420 лет.

Почему Солнце светит?

Как и все остальные звезды, Солнце представляет собой огромный горячий шар. Предполагается, что оно образовалось из остатков других звезд около 4,5 миллиардов лет назад. Газ и пыль, освободившиеся из них, стали сжиматься в облако, температура и давление в котором постоянно повышались. «Разогревшись» примерно до десяти миллионов градусов, облако превратилось в звезду, ставшую гигантским генератором энергии.

Так почему Солнце светит? Все это из-за термоядерных реакций внутри него. В центре нашего светила водород непрерывно превращается в гелий, под действием очень высокой температуры - около 15,7 миллионов градусов. В результате такого процесса вырабатывается огромное количество тепловой энергии, сопровождаясь свечением.

Термоядерные реакции проходят только в солнечном ядре. Излучение, которое оно вырабатывает, распространяется вокруг звезды, формируя несколько внешних слоев:

  • зону лучистого переноса;
  • конвективную зону;
  • фотосферу;
  • хромосферу;
  • корону.

Свет Солнца

Основное количество видимого света производится в фотосфере. Это непрозрачная оболочка, которую отождествляют с поверхностью Солнца. Температура в Цельсиях фотосферы - 5 000 градусов, но есть на ней и более «холодные» области, называемые пятнами. В верхних оболочках температура вновь увеличивается.

Наше светило относится к жёлтым карликам. Это далеко не самая старая и не самая крупная звезда во Вселенной. В своей эволюции она достигла примерно половины пути и проживет в таком состоянии ещё около пяти миллиардов лет. Затем Солнце превратится в красного гиганта. А после сбросит внешнюю оболочку и станет тусклым карликом.

Свет, который оно излучает сейчас, практически белого цвета. Но с поверхности нашей планеты он виден жёлтым, так как рассеивается и проходит через слои земной атмосферы. Близким к реальному цвет излучения становится в очень ясную погоду.

Взаимодействие с Землёй

Расположение Земли и Солнца относительно друг друга неодинаково. Наша планета постоянно движется вокруг звезды по своей орбите. Полный оборот она делает за один год или примерно за 365 дней. За это время она преодолевает расстояние в 940 миллионов километров. На самой планете движение не ощущается, хотя каждый час она проходит примерно 108 километров. Последствия такого путешествия проявляются на Земле в виде смены времен года.

Однако сезоны определяет не только движение вокруг Солнца, но и наклон земной оси. Относительно орбиты она наклонена на 23,4 градуса, поэтому разные уголки планеты освещаются и согреваются звездой не одинаково. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, там лето, а в Южном полушарии в это же время зима. Через полгода всё меняется с точностью наоборот.

Мы часто говорим, что Солнце появляется днём. Но это лишь выражение, ведь оно и создает нам день. Его лучи пробиваются через атмосферу, освещая планету с утра до вечера. Их яркость настолько сильна, что остальных звезд днем мы просто не видим. Ночью Солнце не перестает светить, просто Земля поворачивается к нему то одним, то другим боком, ведь она вращается не только по орбите, но и вокруг собственной оси. Полный оборот она делает за 24 часа. На стороне развернутой к светилу - день, на противоположной - ночь, каждые 12 часов они меняется.

Незаменимая энергия

От нашей планеты расстояние до Солнца составляет 8,31 световых лет или же в 1,496·10 8 километров, чего вполне достаточно для существования жизни. Более близкое расположение сделало бы Землю похожей на безжизненную Венеру или Меркурий. Впрочем, уже через миллиард лет звезда должна стать горячее на 10%, а ещё через 2,5 млрд. лет она сможет буквально иссушить все живое на планете.

В настоящее время температура светила подходит нам идеально. Благодаря этому, на нашей планете появилось огромное разнообразие жизненных форм, начиная от растений и бактерий, заканчивая человеком. Все они нуждаются в солнечном свете и тепле, и легко умрут при длительном их отсутствии. Свет звезды способствует фотосинтезу растений, при котором вырабатывается жизненно важный кислород. Её ультрафиолетовое излучение усиливает работу иммунитета, способствует выработке витамина D, помогает самоочищению атмосферы от вредных веществ.

Неравномерное прогревание Земли Солнцем создает движение воздушных масс, что, в свою очередь, создает климат и погоду на планете. Свет от звезды влияет на установление циркадных ритмов у живых организмов. То есть, вырабатывается строгая зависимость их активности от смены времени суток. Так, одни животные активны только днём, другие только ночью.

Наблюдение за Солнцем

Среди ближайших к нам звёздных систем Солнце не является самой яркой. Оно занимает по этому показателю только четвертое место. Например, звезда Сириус, которую отлично видно в ночном небе, превосходит его по яркости в целых 22 раза.

Несмотря на это, мы не можем смотреть на Солнце невооруженным взглядом. К Земле оно находится слишком близко и наблюдать его без специальных приборов губительно для зрения. Для нас оно примерно в 400 тысяч раз ярче, чем свет, отражаемый Луной. Невооруженным глазом смотреть на него мы можем только на закате и рассвете, когда его угол небольшой и светимость падает в тысячи раз.

В остальное время, чтобы увидеть Солнце, нужно использовать специальные солнечные телескопы или светофильтры. Если при этом проецировать изображение на белый экран, то разглядеть пятна и вспышки на нашем светиле возможно даже с непрофессиональной техникой. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить её.

Просмотров