Отчетность религиозной организации. Рекомендации по заполнению отчета о деятельности религиозной организации Какую отчетность сдают некоммерческие организации

Законопроект вынесен на рассмотрение Госдумой во втором чтении 20 ноября. Как правило, депутаты принимают инициативы, внесенные правительством.

Принятия этого закона давно добивалась Русская православная церковь (РПЦ).

Как заявила руководитель юридической службы Московской патриархии РПЦ Ксения Чернега, РПЦ участвовала в разработке закона, чтобы вывести религиозные организации из-под действия статьи 32 закона о некоммерческих организациях («Контроль за деятельностью некоммерческой организации»).

Сейчас статья 32 закона об НКО обязывает религиозные организации вести бухгалтерскую отчетность, а органы юстиции по этому закону имеют право запрашивать любые распорядительные документы религиозных организаций. Кроме того, представители органов юстиции могут участвовать в любых мероприятиях, проводимых религиозными организациями. Эта же статья предусматривает ежегодный отчет для всех организаций, если поступления от любых источников превышали 3 млн руб​​​.

Теперь весь механизм контроля будет прописан в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно законопроекту органы юстиции смогут запрашивать сведения о финансовой деятельности религиозных организаций лишь в случае, если доходы она получала от иностранных источников. Проводить проверки прокуратура сможет также лишь в случае наличия поступления пожертвований от иностранных лиц или фондов или в случае наличия в их деятельности экстремизма.

Участвовать в мероприятиях представители прокуратуры смогут лишь по приглашению руководящих органов религиозных организаций.

Православные организации не получают финансирования из-за рубежа, утверждает Чернега. Таким образом, они будут освобождены от ежегодной отчетности и станут обязаны лишь направлять в Минюст заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования.

Все религиозные организации продолжат отчитываться за все источники финансирования (и внутренние, и внешние) перед налоговой службой, уточнил председатель комитета по делам религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР).

Законопроект противоречит Конституции, поскольку ущемляет права отдельных религиозных организаций, говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Как и закон об иностранных агентах, этот закон прибавит проблем организациям, имеющим какие-либо отношения с иностранцами», — считает Макаркин. Однако, по его словам, общество останется равнодушным к проблемам религиозных организаций, и защищать их будут немногие.

Те же религиозные организации, которые получают иностранное финансирование, должны будут ежегодно отчитываться перед Минюстом о всех поступлениях (в том числе российских), а также о своей деятельности, персональном составе руководства, целях расходования всех полученных средств и фактических тратах. Неоднократное непредоставление отчетности будет грозить ликвидацией и запретом деятельности организаций по решению суда, если в их деятельности будут найдены другие нарушения российского законодательства.

Согласно тексту проекта Минюсту предлагается разрешить направлять своих представителей на публичные мероприятия религиозных организаций по приглашению их руководства и проверять соответствие деятельности организаций их уставу. В случае нарушения уставных целей Минюст будет выносить письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока для его устранения (не менее месяца). Минюст также сможет запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у налоговых органов и органов статистики.

Если религиозное объединение получало средства из-за рубежа, Минюст будет вправе проверять поступающие и (или) расходуемые благотворительные пожертвования и иные средства или имущество. Ко второму чтению из перечня организаций, в которых Минюст сможет запрашивать сведения о финансовой деятельности приходов, были исключены кредитные и финансовые организации.

Минюст будет проводить проверки внепланово, предварительно не уведомляя организацию, если речь будет идти о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма), при получении сообщений о любых нарушениях в сфере их деятельности и признаках экстремизма (терроризма). Право сообщать об этом получат органы государственной и муниципальной власти. Основанием для внеплановых проверок послужат также поручения президента, правительства и требование прокурора (любого уровня), который также должен будет руководствоваться поступившими материалами и обращениями (круг возможных заявителей в этом случае не определен).

Все это не коснется РПЦ, пояснял ранее председатель финансово-хозяйственного управления РПЦ МП архиепископ Егорьевский Марк: зарубежные приходы РПЦ зарегистрированы в тех странах, где они находятся, поэтому им не придется отчитываться перед российским Минюстом.

главное управление министерства юстиции по санкт-петербургу

Только на сайте

Минюст разъясняет

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства

ИЛЛЮСТРАЦИЯ shutterstock.com

1. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент) одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление) является анализ отчетов некоммерческих организаций. В результате анализа отчетов некоммерческих организаций, поступивших в Главное управление за период с 01.01.2016 по 15.04.2017 были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отчеты представлены не по установленным законодательством формам, либо представлены не полностью.

На основании и в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» разработаны Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные Приказом Минюста РФ от 17.03.2011 № 81. Сами же формы документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций утверждены Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами некоммерческие организации (организационно-правовые формы которых указаны в главе II Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») представляют в Главное управление следующие формы документов:

1.1) Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

1.2) Некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 1.1 обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Указанные отчеты представляются в Главное управление по формам ОН0001 и ОН0002 , утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Таким образом, некоммерческие организации представляют в Главное управление либо заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в произвольной форме , либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 , исходя из соответствия некоммерческой организации пункту 3.1 либо пункту 3.2 вышеуказанного Федерального закона.

Общественные объединения (организационно-правовые формы которых указаны в статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») представляют в Главное управление следующие формы документов:

1.3) Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности, с указанием вышеперечисленных сведений .

1.4) Общественное объединение также информирует Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003 .

Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003 . Необходимо обратить внимание, что в отличие от некоммерческой организации, общественное объединение обязано представлять оба вышеуказанных отчета. При отсутствии сведений о денежных средствах и иного имущества, полученного от иностранных источников, в соответствующих полях отчета ставятся прочерки.
Также, необходимо обратить внимание, что сообщение о продолжении деятельности некоммерческой организации и сообщение о продолжении деятельности общественного объединения не идентичны. Типичная ошибка заключается в том, что общественное объединение в сообщении о продолжении деятельности указывает соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и наоборот, некоммерческая организация ссылается в сообщении о продолжении деятельности на абзац 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», соответственно в Главное управление представляются неверные сведения.

1.5) Необходимо учитывать, что для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, созданных в формах благотворительных организаций, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлена обязанность ежегодно представлять в Главное управление отчет о своей деятельности.

Таким образом, благотворительные некоммерческие организации, а также общественные объединения дополнительно представляют в Главное управление отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

Финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

Персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

Составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

Нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Исходя из вышеуказанного, некоммерческая благотворительная организация представляет в Главное управление заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в произвольной форме , либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным и дополнительно отчет в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Общественное благотворительное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности, отчет по форме ОН0003 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным и дополнительно отчет в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

1.6) Необходимо обратить внимание, что религиозные организации , в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях», получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в Главное управление отчет о своей деятельности , персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании) по форме ОР0001 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным . Таким образом, отчет по форме ОР0001 представляют в Главное управление только те религиозные организации, которые подпадают под критерии, установленные пунктом 2 статьи 25.1 вышеуказанного закона. Если религиозная организация не подпадает под указанные критерии, то обязанность представлять в Главное управление отчет по форме ОР0001 у нее отсутствует.

1.7) Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

Региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее - зарегистрированное структурное подразделение) один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

Таким образом, законодательно установлена обязанность политической партии и (или) ее регионального отделения представлять вышеуказанные сведения в Минюст России (его территориальный орган) один раз в три года .

1.8) Необходимо учитывать, что в соответствии с Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента дополнительно представляет в Минюст России следующие сведения:

Отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);

Отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);

Аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Таким образом, если некоммерческая организация (общественное объединение, религиозная организация) включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, она обязана дополнительно представлять вышеуказанные сведения в Минюст России в срокии по форме, которые установлены Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (форма ОИА001).

2) Отчеты не представлены, либо представлены позже срока, установленного законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации (общественного объединения), сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным . Таким образом, сообщение о продолжении деятельности некоммерческой организации, сообщение о продолжении деятельности общественного объединения, отчеты по формам ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным .

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Сроки представления отчетов некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации), выполняющей функции иностранного агент а, в Минюст России установлены Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

3) Отчеты о деятельности некоммерческой организации (общественного объединения, религиозной организации) не опубликованы в сети «Интернет».

Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций (далее – Порядок размещения отчетов в сети «Интернет») утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 № 252. Исходя из положений пункта 3 Порядка размещения отчетов в сети «Интернет» отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Официальным сайтом для размещения отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций является сайт http://unro.minjust.ru . Необходимо пояснить, что обязанность опубликования отчетов и сообщений о продолжении деятельности установлена также Федеральными законами.

3.1) Для некоммерческих организаций указанная обязанность установлена положениями пункта 3.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3.2) Для общественных объединений указанная обязанность установлена положением абзаца 3 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

3.3) Для религиозных организаций указанная обязанность установлена положением пункта 3 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

3.4) Для некоммерческих организаций (общественных объединений, религиозных организаций), выполняющих функции иностранного агента указанная обязанность установлена положениями пункта 3.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Исходя из вышеуказанного, некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации) обязаны размещать отчеты и сообщения о продолжении деятельности на информационном портале Минюста России, расположенного по адресу http://unro.minjust.ru .

3.5) Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, созданных в формах благотворительных организаций , пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлена обязанность обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Таким образом, указанные организации дополнительно обязаны размещать отчеты , представленные в Главное управление в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в сети «Интернет», либо обеспечивать к ним открытый доступ иными доступными способами .

4) Отчеты заполнены не полностью, отсутствуют реквизиты.

На основании и в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» разработаны Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные Приказом Минюста РФ от 17.03.2011 № 81 (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций листы отчетов и приложения к ним, представляемые в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, рекомендуется прошивать, количество листов подтверждать на обороте последнего листа на месте прошивки подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени представляющей отчет организации, назначенного (избранного) в установленном порядке, и скреплять печатью организации. В адресной части форм отчетов рекомендуется указывать наименование органа, принявшего решение о государственной регистрации представляющей отчет организации. Например, «Министерство юстиции Российской Федерации» - для общероссийских общественных объединений или «Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве» - для некоммерческих организаций, местом нахождения которых является г. Москва.

При заполнении форм отчетов рекомендуется учитывать, что строки и поля форм отчетов заполняются в соответствии с их наименованиями, а также примечаниями, содержащимися в конкретных формах. Если сведения, включаемые в соответствующую форму отчета, не умещаются на предусмотренных ею страницах, рекомендуется заполнять необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них. При отсутствии каких-либо сведений в соответствующих полях рекомендуется проставлять прочерк. Лист «А» формы N ОН0001, утвержденной приказом № 72, заполняется отдельно для каждого руководящего органа, некоммерческой организации.

Строки «полное наименование...» рекомендуется заполнять в соответствии с учредительными документами представляющей отчет организации, положением о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Поля «ОГРН», «дата регистрации» и «ИНН/КПП» рекомендуется заполнять на основании свидетельств о государственной регистрации (о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) и о постановке на учет в налоговом органе, выдаваемых налоговыми органами.

Исходя из вышеуказанного, отчеты и сообщения о продолжении деятельности рекомендуется заполнять, руководствуясь Методическими рекомендациями. Также, в отчете, либо в сообщении о продолжении деятельности должны быть верно заполнены все реквизиты, должна стоять подпись лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и печать организации.

5) Отчеты представлены не в тот территориальный орган Минюста России, не в тот государственный орган.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 Центральный аппарат исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Исходя из указанного, при представлении отчетов необходимо учитывать следующее:

5.1) Общероссийские и международные общественные объединения , отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозные организации, образуемые указанными централизованными религиозными организациями представляют отчет о своей деятельности .

5.2) Некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации), включенные в реестр некоммерческих организаций , выполняющих функции иностранного агента , представляют сведения по формам ОН0001 и ОН0002 или заявление о продолжении деятельности в территориальный орган Минюста России и дополнительно отчеты по формам, установленным Приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» непосредственно в Минюст Росси и.

5.3) Централизованные религиозные организации , имеющие местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации представляют отчет о своей деятельности непосредственно в Минюст России .

5.4) Территориальные органы Минюста России не исполняют государственную функцию в отношении потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Также, необходимо учитывать, что некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации) представляют отчет о своей деятельности в соответствующий территориальный орган Минюста России. Перечень территориальных органов Минюста России по субъектам установлен Приказами Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении. Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации».

2. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу является проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).

В результате проведенных проверок некоммерческих организаций за период с 01.01.2016 по 15.04.2017, были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отсутствие некоммерческой организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не представляют в Главное управление сведения об изменении своих адресов.

Необходимо пояснить, что согласно положениям пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Таким образом, для того, чтобы зарегистрировать в установленном порядке изменение адреса , в Главное управление необходимо представить заявление о государственной регистрации изменений. Формы и требования к оформлению указанного заявления установлены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Если адрес места нахождения юридического лица указан в уставе по форме Р13001 .

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу организацией должны были быть представлены:

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

Решение о внесении изменений в учредительные документы;

Учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;

Документ об уплате государственной пошлины.

Если адрес места нахождения юридического лица не указан в уставе некоммерческой организации, заявление необходимо представить по форме Р14001 .

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

Решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

2) Несоблюдение некоммерческими организациями норм, предусмотренных собственными уставами, в части формирования органов управления и порядка их деятельности в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Как примеры типичных нарушений, можно привести следующие выдержки из актов проверок некоммерческих организаций:

2.1) «…Согласно пункту ** Устава надзорным органом Фонда является Попечительский совет Фонда, который избирается Советом Фонда из числа российских и иностранных граждан, активно участвующих в деятельности Фонда, сроком на 3 (три) года. В соответствии с пунктом ** Устава в состав Попечительского совета не могут входить должностные и материально-ответственные лица Фонда. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность в проверяемый период Попечительского совета Фонда…»;

2.2) «…Согласно пункту ** Устава органами управления Организации являются Общее собрание членов Автономии, Президиум Автономии, Председатель Автономии, Ревизионная комиссия (Ревизор) Автономии. Пунктом ** Устава установлено, что высшим руководящим органом управления является Общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год. У Организации отсутствуют протоколы заседаний Общего собрания, подтверждающие соблюдение требований п. **-** Устава…»;

2.3) «…Согласно п. ** Устава Ассоциация ведет реестр членов Ассоциации и является его держателем. Ведение реестра осуществляется Директором. Организацией не представлен реестр членов Ассоциации, в нарушение требований п. **-** Устава…»;

2.4) «…В соответствии с пунктом ** Устава контроль за поступлением и расходованием денежных средств и проведением хозяйственных операций Организации осуществляет контрольно-ревизионный орган – Ревизор, избираемый Советом Организации. Ревизором не могут быть избраны члены Попечительского совета, Председатель Совета и работники Организации. Срок полномочий Ревизора 1 год. Проверки деятельности Организации осуществляются Ревизором по поручению Совета Организации или Попечительского совета Организации. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность контрольно-ревизионного органа Организации (Ревизора) в проверяемый период. Положения Устава о сроках проведения проверок деятельности Организации Ревизором Организацией не соблюдаются…»

3) Не проведение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме фондов, ежегодного аудита в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

4) Отсутствие у некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, благотворительных программ со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов в нарушение статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

5) Нарушение некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме общественных организаций, территориальной сферы деятельности в нарушение абзаца 4 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Необходимо обратить внимание на следующие положения вышеуказанного закона:

- под общероссийским на территориях более половины субъектов Российской Федерации

- под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

- под региональным в пределах территории одного субъекта Российской Федерации ;

- под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления .

6) Осуществление некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, деятельности без подачи в Минюст России заявления о включении их в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента .

Необходимо пояснить, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в указанном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Таким образом, некоммерческая организация (общественное объединение, религиозная организация) подпадающая под вышеуказанные нормы, при осуществлении деятельности обязана подать в Минюст России заявление о включении ее в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

7) Использование в деятельности организации печати с неполным наименованием организации, либо с наименованием не на русском языке.

7.1) Обязанность использовать печать с полным наименованием на русском языке для некоммерческих организации и для общественных объединений установлена пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

7.2) Обязанность использовать печать с полным наименованием для религиозных организаций установлена пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Исходя из указанного, наименование на печати должно совпадать с полным наименованием организации, которое указано в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

8) Использование в деятельности организации недопустимой законом символики.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности;

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций;

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Необходимо отметить, что под понятие «символика» подпадают также печать организации, официальные бланки организации, изображения, размещенные на сайте организации в сети «Интернет».

https://pandia.ru/text/78/670/images/image002_101.gif" width="437">

В первой части отчета (рисунок 1) указываются реквизиты организации - полное наименование (согласно Свидетельства о регистрации религиозной организации), «юридический» адрес (сейчас это называется адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с религиозной организацией. Наименование орган
а также необходимо взять из соответствующего раздела Свидетельства о регистрации.

Наименование регистрирующего органа - территориальное отделение Управления Федеральной регистрационной службы. Например, для Ханты-Мансийского автономного округа это Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области , Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.

Данные заполняются в соответствии с данными свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (рисунок 2).

Наиболее простая для заполнения форма - необходимо лишь отметить специальным знаком(«галочка, ) все виды деятельности религиозной организации, предусмотренные ее Уставом (рисунок 3).

1.1.1. Религиозные обряды, таинства, церемонии, Богослужения и т. д . - все то, ради чего и создается организации. Во всех подпунктах пункта 1 Отчета нет необходимости уточнять сколько и с чьим участием проводились обряды - здесь отмечается только наличие деятельности.


1.1.2. Религиозное образование - законодательством РФ предусмотрена возможность обучать своих последователей религии, однако под религиозным образованием предусматривается несколько иная форма обучения - профессиональное религиозное образование, проводить которое может лишь централизован
ная религиозная организация, о чем также необходимо помнить.

1.1.3. Распространение вероучения непосредственно или через средства массовой информации - в том случае, если вы использовали СМИ для распространения вероучения (публикации, заметки, фильмы) этот пункт необходимо отметить.

1.1.4. Культурно-просветительская деятельность - многие религиозные организации активно участвуют в общественной жизни - концерты, семинары, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и т. д. - отметьте этот пункт, если что-либо подобное проводилось вашей организацией.

1.1.5. Распространение предметов религиозного назначения и религиозной литературы - законодательством РФ предусмотрена возможность для религиозной организации распространять различные предметы, которые можно отнести к культовым - четки, священные книги и т. д. Книжные киоски, магазины, торгующие культовыми предметами - не забудьте отметить это в соответствующем разделе.

1.1.6. Паломничество - заполняется в том случае, если ваша организация организовывает паломничества или же сама является объектом паломничества.

1.1.7. Благотворительная деятельность и иная деятельность в сфере социального обслуживания - отмечается в случае, если религиозная организация осуществляет благотворительную деятельность (как сама, так и через другие организации) или же осуществляет иную деятельность, целью которой является материальная помощь нуждающимся.

1.2. Иная деятельность (перечислить) - если вашей организацией осуществлялась иная деятельность, укажите ее.

Следующие пункты отчета (рисунок 4) также не содержат особых сведений - необходимо лишь отметить источники поступления финанс о вых средств вашей организации.

При этом необходимо отметить, что https://pandia.ru/text/78/670/images/image011_23.gif" alt="Подпись:" align="left" width="68 height=18" height="18">пункты содержат обобщенную информацию - все поступления от российских либо иностранных юридических лиц (любого вида) объединены в соответствующие графы.

В том случае, если религиозная организация осуществляет разрешенную законом предпринимательскую деятельность , доходы от этой деятельности отображаются в соответствующей графе (в том числе по видам деятельности).

Полагаем, что добровольные пожертвования от российских физических лиц целесообразно отнести к иным поступлениям.

Пункт 3 (рисунок 5) предусматривает заполнение сведений о расходовании денежных средств, заполняется он в соответствии с ежегодным бухгалтерским отчетом, сдаваемым в налоговую инспекцию . Хотим отметить, что в отчете в п. 3 указываются Сведения о расходовании денежных средств, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (т. е. и от российских физических и юридических лиц), однако в подпунктах предусмотрено расходование средств, полученных от иностранных организаций, граждан и т. д.

Представляется, что здесь до
DIV_ADBLOCK77">

В случае, если имущество было получено и используется самой организацией, целесообразно также отобразить это имущество с указанием реквизитов документа, по которым оно было приобретено.

Отчет подписывает уполномоченное лицо религиозной организации (обычно ее руководитель) и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета с указанием должности (главный бухгалтер , бухгалтер, лично руководитель и т. д.).

Следующий крупный раздел посвящен руководству религиозной организации (рисунок 7). Пункт 1 предусматривает следующие позиции:

Наименование должности руководителя;

Ф. И.О., дата рождения, гражданство, данные паспорта, адрес проживания, реквизиты документа о назначении (избрании) руководителя организации.

В данном контексте речь идет об исполнительном органе религиозной организации (в противоположность п. 2, где речь идет о руководящем органе).

Мне достаточно сложно дать однозначный ответ, какой именно орган в вашей организации является руководящим, а кhttps://pandia.ru/text/78/670/images/image015_17.gif" alt="Подпись:" align="left" width="68 height=18" height="18">акой - исполнительным. Однако отмечу, что состав органов обязательно отражается в Уставе организации, в разделе о ее структуре. Настойчиво рекомендую внимательно ознакомиться с вашей структурой перед тем, как заполнять эту форму.

Сноски говорят о следующем:

1. (Ф. И.О.) Для иностранного гражданина и лица без гражданства такие сведения дополнительно указываются латинскими буквами на основании сведений, содержащихся в документе, установленном федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. (Дата рождения) Для лиц, не достигших 18 лет, также указывается основание (вид документа), подтверждающее приобретение полной дееспособности.

3. (Гражданство) При отсутствии гражданства указываются слова «лицо без гражданства».

4. (документ, удостоверяющий личность) Для иностранного гражданина или лица без гражданства указываются вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

5. (Адрес места жительства) Указывается адрес постоянного или преимущественного пребывания физического лица: наименование субъекта Российской Федерации, района, города (иного населенного пункта), улицы,
номер дома и квартиры, для иностранных граждан и лиц без гражданства - учредителей, участников (членов) религиозной организации указываются адрес постоянного проживания, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право физического лица законно находиться на территории Российской Федерации.

Следующим пунктом идет информация о руководящих органах р е лигиозной организации (рисунок 8).

Хочу отметить, что руководящих органов может быть несколько. Например, это общее собрание членов организации (если такое предусмотрено Уставом, разумеется) и Совет организации. В таком случае необходимо указывать все органы.

Особо подчеркну, что предлагаемая форма - новое в российском законодательстве. Действовавшие ранее формы предполагали указание всех данных (паспорт, рождение, адреса и т. д.) для каждого члена всех руководящих органов. Сегодня эта процедура значительно упрощена.

В случае, если членом руководящего органа является иностранный гражданин или лицо без гражданства необходимо указать количество входящих в состав руководящего органа иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе представителей организаций), а также для каждого из них - фамилия, имя, отчество (при наличии), в том числе латинскими буквами на основании сведений, содержащихся в документе, установленном федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства; гражданство или при его отсутствии - слова «лиц
о без гражданства»; вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

Если сведения, включаемые в настоящую форму, не умещаются на предусмотренных ею страницах, заполняется необходимое количество страниц (с нумерацией каждой из них).

Сведения вносятся в настоящую форму от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом в одном экземпляре, прошиваются, нумеруются, количество листов подтверждается подписью уполномоченного лица религиозной организации, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки.

При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных настоящей формой, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Какую отчетность необходимо сдавать общественной религиозной организации: бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность - читайте в статье.

Вопрос: Церковь является общественной религиозной организацией. Какую нужно сдавать в ИФНС по концу года бухгалтерская и налоговая отчетность? бухгалтерская и налоговая отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций код 0710097 была сдана за 2014г. В 2015г. ее отменили.

Ответ: Религиозные организации, как и все некоммерческие организации, должны сдавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам. Есть и специальная отчетность для НКО - в территориальное отделение Минюста России. Об этом подробно написано ниже.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

Обоснование

Какую отчетность сдают некоммерческие организации

Некоммерческие организации (далее - НКО), как и все организации, должны сдавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам. Есть и специальная отчетность для НКО - в территориальное отделение Минюста России.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерскую отчетность сдают все НКО по общим правилам раз в год, в стандартные сроки - в течение 90 календарных дней после завершения отчетного года. Исключения есть для НКО - потребительских кооперативов. Они могут использовать упрощенные формы бухотчетности из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Быстро определить состав бухгалтерской отчетности для НКО можно по таблице . О том, как заполнить формы бухотчетности, см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности .

Общие правила такие. Все НКО сдают:

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому. Некоторые разделы нужно переименовать. К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у НКО нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НКО отражают остаток целевых поступлений. Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Код строки баланса, название которой НКО нужно заменить Название строк у коммерческих организаций Название строк у НКО
Раздел III Бухгалтерского баланса «Капитал и резервы» Раздел III Бухгалтерского баланса «Целевое финансирование»
1310 Уставный капитал Паевой фонд
1320 Собственные акции, выкупленные у акционеров Целевой капитал
1350 Добавочный капитал (без переоценки) Целевые средства
1360 Резервный капитал Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Резервный и иные целевые фонды

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н .

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Налоговая отчетность

Все НКО обязаны сдавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Делать это нужно, даже если сотрудников нет. Кроме того, все НКО обязаны сдавать справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника и расчет по форме 6-НДФЛ .

Подробнее на эту тему см.:

А в остальном состав налоговой отчетности в НКО зависит от налогового режима.

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную для всех организаций .

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НКО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);

Если НКО получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 .

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н , НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке . Исключение - организации, у которых нет основных средств.

Так как НКО амортизацию не начисляют, по строкам 020-140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.*

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную для всех организаций . Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов . Об этом сказано в Налогового кодекса РФ и Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н .

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке ;

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам НКО не обязана. Но из этого правила есть исключения:

  • НКО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и сдают декларацию по нему в общем порядке;
  • НКО - налоговые агенты по НДС, которые, например, арендуют государственное или муниципальное имущество (

Просмотров