Критерии сжатого изложения. Как написать изложение на огэ по русскому языку

– сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте .

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца . (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете .

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста ). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились . – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения : Сестра жила неподалёку, на соседней улице . – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений , заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков . – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым : Авиамодели, которые имеют электродвигатели , участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями , участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной . Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут ». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут .

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

но

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ



ИК1:

Необходимо написать все микротемы текста.
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца.
Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной.
Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух.

ИК2:


Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют способы (приемы) сжатия текста , а именно:


А) Исключение
Что можно и нужно исключить:
-лексические повторы
-синонимы
-несущественную информацию
-подробные описания
-однородные члены

Б) Обобщение
-однородных членов обобщающим словом
-части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением

В) Упрощение
-соединение нескольких предложений в одно
-замена предложения или его части указательным местоимением
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением
-замена прямой речи косвенной

Объем изложения должен составлять не менее 70 слов.

ИК3:

Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли(например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения.

***Не забывайте о том, что изложение тоже подлежит проверке на грамотность, но можно совершенно легально пользоваться ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ.

Ход проведения изложения:

    Первое прослушивание (примерно 3 минуты )

    Работа с черновиками (3-5 минут )

    Второе прослушивание

    Написание изложения


1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.

3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания:
-грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения)
-начало предложения с заглавной буквы
-другие важные для понимания смысла предложения слова

Что НЕ нужно записывать:
-вводные слова
-длинные причастные и деепричастные обороты
-синонимы
-повторы

4) Выделяйте границы предложений. В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом.

5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно.Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание.

Правильное сокращение: «целеустремленный » = «целеустр-ный»
Неправильное сокращение: «цел.» - такое слово можно истолковать как угодно.

*** Как правило, некоторые слова повторяются на протяжении всего текста, можно написать такое слово один раз, а потом использовать только первую букву. Это касается только ключевых, тематических слов. Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз.

Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова.

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины.

7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым.

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов.

9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Критерии оценивания ГИА по русскому языку 2013 год Гуркова Виктория Алексеевна, учитель русского языка и литературы

№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0

ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 7

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Баллы С1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса. или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0

С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3 Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привел 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2 Экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте 1 Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привел примеры не из прочитанного текста 0

С1 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена в работе нет нарушения абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого присматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

С1К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 – С1К4 9

№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2 Допущено 2-3 ошибки 1 Допущено 4 и более ошибок 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3-4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0

ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2 Допущено 2 ошибки 1 Допущено 3 и более ошибок 0 ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3-4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0

ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2 Допущена 1 ошибка в изложении материала или употреблении терминов 1 Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10

При оценке (ГК1 – ГК4) грамотности учитывается объем изложения и сочинения Указанные в таблице 4 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинен ия, суммарный объем которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объем изложения и сочинения составляет 70-139 слов, то по критериям ГК1-ГК4 не ставится больше одного балла. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 сло в, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулем баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (изложение или сочинение), то оценивание по критериям ГК1 – ГК4 осуществляется в соответствии с объёмом работы. Максимальное количество балло в, которое экзаменуемый может получить за выполнение всей экзаменационной работы, - 42 балла

Перевод баллов в оценку 0 – 17 баллов – отметка «2» 18 – 27 баллов – отметка «3» 28 – 36 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) – отметка «4 » 37 – 40 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) – отметка «5»


Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

Основные подходы к оцениванию сжатого изложения представлены в документе ФИПИ "Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2017 года"

(Задание 1)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

*Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ по русскому языку Баллы
ИК1 Содержание изложения (см. таблицу 2*)
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2*. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,но упустил или добавил 1 микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,но упустил или добавил более 1 микротемы. 0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,но допущено более 1 логической ошибки,и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

*Таблицу 2 смотрите в документе ФИПИ

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 7

Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

Соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

Последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;

Точность передачи информации в каждой из микротем.

Важно обратить внимание на то, что изложение – это не воспроизведенный, а созданный текст. Это положение нацеливает экспертов, оценивающих изложение учащегося, на то, чтобы они учитывали не только содержательные характеристики сжатого изложения (наличие микротем, ключевых слов), но и логику развития авторской мысли.

Автор текста может раскрывать генеральный тезис, сформулированный в первом абзаце, может актуализировать новые аспекты в как будто бы всем известном понятии, может опровергать бытующее представление о том или ином явлении и т.д. Так, в приведенной работе учащегося мы видим полное соответствие изложения стуктурно-смысловым частям исходного текста.

Это, например, проявляется в последовательности ключевых слов: призвание, талант, трудолюбие, счастье, специалист, любимая профессия и т.д. Именно поэтому, для того чтобы повысить объективность и надежность проверки, эксперту следует очень тщательно изучить исходный текст, выявить авторскую цель, которая отражена в выборе темы, последовательности смысловых частей, отборе речевых средств.

Просмотров