Киргизский государственный университет им арабаева. Современное состояние образования кыргызской республики на примере кыргызского государственного университета им

История Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева берёт своё начало в декабре 1949 года, когда было организовано Женское педагогическое училище. В октябре 1950 года училище реорганизовано в Кыргызский женский учительский институт. После долгих лет упорного труда по созданию благоприятной атмосферы в институте, усовершенствованию материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава, вуз в 1994 году получил почётный статус университета, и стал именоваться Кыргызским государственным педагогическим университетом им. И. Арабаева. А весной 2005 года на базе Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева создан Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева. Сегодня университет осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования по 13-ти программам среднего профессионального образования; 16-ти направлениям подготовки бакалавров; 50-ти специальностям высшего профессионального образования (из них 22 специальности педагогические); 12-ти направлениям подготовки магистров и по 38-ми специализациям послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура). При КГУ работают восточный и гуманитарный лицей, подготовительные курсы иностранных языков, компьютерной грамотности, бухгалтерского учета со знанием компьютера, курсы повышения квалификации учителей (восточный язык). Учебно-воспитательным процессом в университете руководит свыше 600 высококвалифицированных специалистов, включая административно-управленческий персонал, инженерно-техническая служба, учебно-вспомогательный персонал и младший обслуживающий персонал. Среди работников вуза, в настоящее время, 35 докторов наук и 187 кандидатов наук. Средний возраст преподавателей университета составляет 43 года. В КГУ большое внимание уделяется не только учебному процессу, но и научной, культурно-массовой, хозяйственно-финансовой деятельности, а также расширению международных связей, углублению сотрудничества с ведущими странами мира и интеграции в мировое образовательно-информационное пространство. Сегодня партнёрами вуза являются вузы, научные центры и посольства Федеративной Республики Германии, США, Турецкой Республики, Китайской Народной Республики, Франции, Японии, Польши, Индии, Исламской Республики Пакистан, Исламской Республики Иран, Российской Федерации, Республики Казахстан, Узбекской Республики; а также следующие международные организации: ПРООН, ЮНЕСКО, Корпусом Мира США, АКСЕЛС (США), АЙРЕКС (США),DAAD(Германия), JICA (Япония), Международным образовательным учреждением «СЕБАТ» (Турция), Китайским Советом по предоставлению стипендий Министерства Образования КНР, МО РФ.

1

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева по своей организационно-правовой форме является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы высшего, послевузовского, средне – профессионального и дополнительного обще профессионального образования в соответствии с лицензиями, выданными университету. Университет представляет собой творческое сообщество профессоров, доцентов, преподавателе, аспирантов, магистрантов и студентов основанная на профессиональных знаниях, интересах, на передовых демократических традициях отечественного и мирового педагогического образования, науки и культуры. Сегодня качественное образование это условие независимости государства и возможность иметь будущее для общества. Все развитые страны мира решают проблему проведения образовательных реформ и все пока не сформулировали пути решения. И проблема не в том, что неизвестно куда двигаться – общие подходы уже выработаны. Проблема в том – как совершить необходимый переход, так как мы имеем дело с инерционной, чуткой к социальным изменениям и затратной по ресурсам системой. Проблема реформ в образовании критична для будущего страны, для национальной независимости, для судеб наших детей. Не реформированное образование – продление на десятилетия всех недостатков современного общества, что в условиях быстро меняющегося мира резко ухудшит состояние и перспективы государства и общества. Современные процессы глобализации оказывают значительное влияние на развитие системы высшего образования всего мира. Соотношение глобализации и интернационализации образования – вопрос соотношения экономического и культурного в развитии современного высшего образования. Интернационализация длительный процесс, который в современной социокультурной реальности становится более выпуклым и предполагает межкультурное взаимодействие систем образования в противоречивых условиях усиливающегося культурного разнообразия и культурной унификации.

современные проблемы образования

магистратура

форма организации магистерской деятельности

лицензирование

аттестация

1. Скотт П. Глобализация и университет (сокращенное излож.доклада на конф. Ассоциации европейских университетов (КРЕ) в Валенсии в 1999 г.) / мат. подг. О. Долженко // Alma Mater. – 2000. – № 4. – С. 3-8.

2. Ломакина Г.Р. Изменение роли и места высшего профессионального образования в современном обществе [Текст] / Г.Р. Ломакина // Молодой ученый. – 2013. – № 6.

3. Майор Ф. Европейские университеты в контексте перемен XXI в. // Альма Матер (Вестник высшей школы). – 1998. – № 4. – С. 12–15.

4. Абдыжапаров А.С. Реформа высшего образования в Кыргызстане: проблемы и направления развития. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / ЦДО Академии Управления при Президенте Республики Киргизия. / Под ред. И.В. Войтова – Минск: ГУ «БелИСА», 2007. – 200 с.

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева по своей организационно-правовой форме является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы высшего, послевузовского, средне - профессионального и дополнительного обще профессионального образования в соответствии с лицензиями, выданными университету.

Свидетельство о государственной перерегистрации № 9695-3301-У-е серия ГПР № 077936, 13.01.2006 г., Управление юстиции города Бишкек. Юридический адрес 720026, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Раззакова, 51а.

Дата создания, реорганизации и переименования

История Кыргызского государственного университета, носящего имя выдающегося кыргызского просветителя, народного учителя Ишеналы Арабаева начинается с 1 января 1945 года, когда было образовано женское педагогическое училище для девушек-киргизок и других местных национальностей.

На основании Распоряжения Совета Министров СССР № 14253/р и Постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 24.10.1950 г. № 811 Киргизское женское педагогическое училище было реорганизовано в Киргизский женский учительский институт.

Распоряжением Совета Министров ССР от 22.07.1952 г. № 18552/р и Постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 05.08.1952 г. № 805 Киргизский женский учительский институт с 1 сентября 1952 года был реорганизован в Киргизский женский педагогический институт с присвоением звания им. В.В. Маяковского.

Указом Президента Республики Кыргызстан от 23.06.1992 года Киргизский женский педагогический институт им. В.В. Маяковского преобразован в Кыргызский государственный педагогический институт им. И. Арабаева.

Указом и.о. Президента КР от 03.05.2005 г. № 160 создан Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева на базе Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева.

Университет представляет собой творческое сообщество профессоров, доцентов, преподавателе, аспирантов, магистрантов и студентов основанная на профессиональных знаниях, интересах, на передовых демократических традициях отечественного и мирового педагогического образования, науки и культуры.

Деятельность Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева направлена на получение новых знаний, проведения прикладных разработок в интересов современной общественной практики Кыргызской Республики, повышения ее интеллектуального потенциала, подготовку высококвалифицированных педагогических кадров и специалистов по приоритетным направлениям социально-экономического и политического развития суверенного Кыргызстана.

В своей деятельности университет руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами КР «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), нормативными и правовыми актами Министерства образования, науки и молодежной политики КР и Уставом университета.

Государственный орган управления: Министерство образования и науки КР. Высший орган управления - Ученый Совет. Исполнительный орган - ректор д.ист.н., профессор, Абдырахманов Т.А.

Имеется Государственная лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования, решение Государственной инспекции по лицензированию и аккредитации (аттестации) при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.

Сегодня качественное образование это условие независимости государства и возможность иметь будущее для общества.

Все развитые страны мира решают проблему проведения образовательных реформ и все пока не сформулировали пути решения. И проблема не в том, что неизвестно куда двигаться - общие подходы уже выработаны. Проблема в том - как совершить необходимый переход, так как мы имеем дело с инерционной, чуткой к социальным изменениям и затратной по ресурсам системой.

В Кыргызстане в последние годы делается много хорошего для образования, министерство и педагоги прилагают большие усилия, разработаны и приняты документы с рядом необходимых предложений по изменениям, но в большинстве случаев они не выполняются, а общая ситуация с качеством образования ухудшается.

Проблема реформ в образовании критична для будущего страны, для национальной независимости, для судеб наших детей. Не реформированное образование - продление на десятилетия всех недостатков современного общества, что в условиях быстро меняющегося мира резко ухудшит состояние и перспективы государства и общества.

Прежде всего, надо посмотреть на ситуацию в среднеазиатском регионе. Мы имеем конкуренцию с нашими близкими и дальними соседями за природные ресурсы, экономическое и культурное лидерство. Понятно, что тот, кто лучше и раньше освоит новую инновационную модель посткризисного развития, тот и выиграет в конкуренции.

Инновационным будет не только использование новых технологий, но прежде всего формирование иного взгляда на свои возможности и ресурсы. И главным механизмом реализации инновационной политики должно стать образование.

Мы можем, опираясь на образовательные ресурсы стать центром для образования молодежи всего региона. Мы имеем материально-техническую базу, педагогов и русский язык преподавания, как общий для стран соседей. Такую задачу надо ставить и ее решение непременно потребует изменений и в управлении и финансировании образования, и в содержании подготовки, и в ее формах.

В Кыргызстане система образования должна обеспечить целостное, системное, гармоничное развитие современного общества и личности на основе (http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2007/kadr07_1.html):

Создания и совершенствования единых стандартов специальности, модернизации содержания общего и профессионального образования с учетом изменений в сфере культуры, экономики, науки и технологии;

Усиления специализации и научно-технического потенциала вузов для развития прикладных результатов обучения;

Управления многообразием типов и видов образовательных структур, образовательных программ, вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных учреждений;

Совершенствования корпоративных связей с работодателями и рынком;

Модернизации деятельности структур для оценки учебных программ и вузов;

Передачи этических норм жизни, базовых образов культуры и традиций;

Передачи профессиональных стандартов следующему поколению.

Ключевые изменения высшего образования должны быть направлены на обеспечение конкуренции, прозрачности, эффективности и соответствия выпускников требованиям экономики. Низкий спрос рынка труда специалистов наших вузов снижает отдачу инвестиций в человеческий капитал. Производительность труда специалиста с дипломом не повышается.

Механизмы повышения эффективности высшего образования должны быть достигнуты за счет усиления дифференциации в системе высшего образования и конкуренции между вузами, повышения качества подготовки специалистов, решения организационных и финансовых вопросов в высшем образовании.

В заключение данной статьи, мы пришли к такому выводу: термин «глобализация» возник сравнительно недавно. Но сама суть глобальной общности народов Европы, да и всей Евразии восходят к древнейшей истории человечества. Практически подавляющая часть населения земного шара, за некоторым исключением, проходит один и тот же путь развития.

В истории развития всегда происходили, хотя и не одновременно, исторически сходные явления.

Об этом свидетельствуют общие общественно-экономические формации, складывавшиеся в человеческом обществе. Возникали, казалось бы, разные религии, но в них много общего, каждое верование есть еще и определенная философия, и кодекс морали, и система эстетических воззрений, сходных между собой в своей основе.

Современные процессы глобализации оказывают значительное влияние на развитие системы высшего образования всего мира.

Соотношение глобализации и интернационализации образования - вопрос соотношения экономического и культурного в развитии современного высшего образования.

Интернационализация длительный процесс, который в современной социокультурной реальности становится более выпуклым и предполагает межкультурное взаимодействие систем образования в противоречивых условиях усиливающегося культурного разнообразия и культурной унификации.

В период перехода к глобальному информационному сообществу именно информатизация выступает в качестве главного фактора глобализации образования.

В то же время следует отметить тот факт, что в нашей стране решение проблемы глобализации образования на основе его информационной модернизации до сих пор еще находится на начальной стадии.

Как пример можно привести Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева. Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева по своей организационно-правовой форме является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы высшего, послевузовского, средне - профессионального и дополнительного общепрофессионального образования в соответствии с лицензиями, выданными университету.

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева первый педагогический университет в Республике, является ведущим образовательным учреждением в подготовке высококвалифицированных и разносторонних образовательных педагогических кадров нового типа.

В КГУ им. И.А рабаева реализуются магистерские программы следующих направлений:

1. Педагогика;

2. Экология и природопользование;

3. Естественно-научное образование;

4. Биология;

5. Филологическое образование;

7. Физико-математическое образование;

8. Теология;

9. Психологи;

10. Филология;

11. Менеджмент;

12. Регионоведение.

В КГУ им. И. Арабаева также реализуются бакалаврские программы следующих направлений:

1. Художественное образование (музыка, художественное искусство);

2. Дизайн;

3. Технологическое образование;

4. Профессиональное образование;

5. Костюм искусст. текстиль;

6. Социально-экономическое образование;

7. Социальная работа;

8. Экономика (налог и налогооблажение);

9. Менеджмент;

10. Физико-математическое образование (математика, информатика, физика);

11. Прикладная информатика;

12. Информатика и расчетная техника;

13. Педагогика (Дошкольное образование; начальное образование);

14. Естественно-научное образование (биология, химия, география);

15. Сервис;

16. Экология и природопользование;

17. Туризм;

18. География;

19. Филологическое образование (кыргызский, русский, английский, немецкий языки; манасоведение, гос.язык);

20. Журналистика и др.;

В КГУ им. И. Арабаева осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования по направлениям и специальностям:

20 программам среднего профессионального образования;

17 специальностям подготовки бакалавров;

54 специальностям высшего профессионального образования (из них 21 специальности педагогические);

41 магистерских программ по подготовки магистров, согласно лицензиям МОиН КР;

37 специализациям послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура).

Организационное - правовое обеспечение образовательной деятельной деятельности университета соответствует требованиям, предусмотренным лицензией, имеются аттестационные заключения.

Но, все же, на данный момент целесообразно учесть опыт стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Испания и Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Международное сотрудничество КГУ
им. И. Арабаева

В университете организована целенаправленная работа по осуществлению контактов и плодотворному сотрудничеству с учебными заведениями, учебными центрами, правительственными и неправительственными организациями ближнего и дальнего зарубежья.

Приоритетным направлением в развитии международного сотрудничества является подготовка высококвалифицированных кадров в зарубежных учебных заведениях и учебных центрах.

Кыргызским государственным университетом заключены прямые меморандумы, договоры об образовательном и научно-методическом сотрудничестве со следующими учреждениями:

1. Корпусом Мира США;

2. Фондом «Сорос-Кыргызстан»;

3. Университетом Кентукки, штат Кентукки США;

4. Институтом германистики Венского университета, Австрия;

5. Казахским университетом международных отношений и мировых языков им. Абылай Хан;

6. Международным образовательным учреждением «Себат»;

7. Факультетом филологии Санкт-Петербургского университета;

8. Посольство Исламской Республики Иран;

9. Китайский совет по представлению стипендии Министерства Образования КНР;

10. Посольство Республики Казахстан;

11. Turizm Isletmecileri ve Akademisyenleri Birligi;

12. Институт зоологии Вроцлавского университета;

13. КГПУ им. В.П. Астафьева;

14. Skyline - Asia LTD;

15. Газета наций Китая;

16. Ланджоуский Государственный университет Институт иностранных языков г. Бейдайхы КНР;

17. Шихедзийский Государственный университет;

18. Синьцзянский Государственный университет;

19. Синьцзянский сельскохозяйственный университет;

20. Университет штата Юта;

21. «KYK University» г. Сеул;

22. Белорусский государственный университет;

23. Международная Ассоциация «Step by step»;

24. Фонд «Спасите детей».

25. Турция, Университет Хитит.

26. Германия, Бременский университет.

27. Фонд Ага Хана.

28. Австрия, Венский университет

29. Peace Corps USA, Embassy US.

30. Институт Гете, Алматы.

КГУ им. И. Арабаева поддерживает связь со многими высшими учебными заведениями и научными организациями зарубежных стран. Постоянными партнерами университета являются ведущие вузы России, США, Белоруссии, Казахстана, Китая, Кореи, Ирана, Турции, и многих других стран. Университет ведет большую образовательную, научную, культурную деятельность и сотрудничество с более чем 70 - странами, а с 30 странами заключены партнерские соглашения из ближнего и дальнего зарубежья. Участие магистрантов и преподавателей в зарубежных стажировках заметно увеличилось. КГУ им. И. Арабаева входит в состав Базовой организации по языкам и культуре государств участников СНГ с координационным советом в Московском Государственном Лингвистическом Университете.

Стратегической целью международного сотрудничества является расширение международных связей, углубление сотрудничества с ведущими странами мира, интеграция в мировое образовательно - информационное пространство, постоянное изучение и анализ всего того, что происходит в Кыргызстане и в других странах мира в плане образования, культуры и искусства.

Реализация различных аспектов международной деятельности Университета проводилась в соответствии с Законодательством и нормативными актами КР (Закон о внешней миграции, Инструктивное письмо по учету и работе с иностранными гражданами, прибывших на обучение в Кыргызскую Республику в рамках межправительственных, межведомственных, межвузовских соглашений, по контракту, по договору), «Концепцией развития международной деятельности КГУ им. И. Арабаева». Согласно чему разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность международного отдела КГУ им. И. Арабаева.

Расширение и совершенствование международных связей КГУ им. И. Арабаева осуществлялось по следующим направлениям:

Взаимодействие с международными и региональными организациями, зарубежными фондами и программами, сотрудничество с университетами ближнего и дальнего зарубежья.

За 2012-2015 учебные годы КГУ им. И. Арабаева установил связи и расширил партнерские отношения с

Посольствами: Федеративной Республики Германии, США, Турецкой Республики, Китайской Народной Республики, Франции, Японии, Польши, Индии, Исламской Республики Пакистан, Исламской Республики Иран, Российской Федерации, Республики Казахстан, Узбекской
Республики;

Международными организациями: ПРООН, ЮНЕСКО, Корпусом Мира США, АКСЕЛС (США), АЙРЕКС (США), DAAD (Германия), ОБСЕ, Международным образовательным учреждением «СЕБАТ» (Турция) и др..

Ежегодно волонтёры Корпуса Мира США проходят языковую и педагогическую практику в ИЛ, что способствует развитию языковой компетенции, как преподавателей, так и магистрантов. Для более широких партнерских отношений с Корпусом Мира США обсуждены и другие возможные области сотрудничества с магистерскими
программами.

Университет обучает магистрантов на контрактной основе, из них 108 магистрантов из стран дальнего зарубежья - 11 (КНР, Турция, Египет, Корея и др.), магистрантов из стран ближнего зарубежья (Россия и Казахстан) наиболее большое количество студентов из Казахстана - 99.

Следует отметить, что с каждым годом наблюдается существенное увеличение количества иностранных магистрантов, что приводит к значительной прибыли в бюджет КГУ им. И. Арабаева.

Является очевидным экономическая целесообразность увеличения контингента иностранных магистрантов и расширение международных связей в сфере экспорта образовательных услуг.

В 2015 году на основании договоренности с Белгородским государственным национальным университетом (Россия) по программе УШОС в БелГУ направляются, на бюджетную форму обучения 5 магистрантов из КГУ им. И. Арабаева.

Безусловно, руководители структурных подразделений КГУ им. И. Арабаева понимают, что приоритетными направлениями международной деятельности университета являются развитие международной академической и научно-технической мобильности и участие в международных образовательных и научных программах. В организации и проведении вышеназванных направлений международной деятельности КГУ им. И. Арабаева можно отметить эффективную работу ИИСПО, ИПК и ПК.

Активная работа и творческий подход по привлечению иностранных граждан для обучения в нашем университете ведётся опытными преподавателями, а также обучения в Иране и Турции наших магистрантов с целью двустороннего обмена магистрантами, предоставляя прекрасную возможность магистрантам получить право на получение современного качественного образования.

На базе КГУ им. И. Арабаева проходят научную стажировку и научную практику магистранты из вузов СНГ:

1. Региональный социально-инновационный университет. Республика Казахстан, г. Шымкент. По 12 направлениям.

2. Евразийский технологический университет. Республика Казахстан, г. Алматы.

Библиографическая ссылка

Амердинова М.М., Акботоева Ж.Д. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. АРАБАЕВА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-2. – С. 255-260;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10015 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева является государственным высшим учебным заведением, имеющим статус юридического лица и реализующим образовательные программы в сфере высшего, послевузовского, средне - профессионального и дополнительного обще профессионального образования.

Университет осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для научных и образовательных учреждений, органов государственного управления, предприятий и организаций различных отраслей образования и науки Кыргызстана и других регионов постсоветского пространства, а также для зарубежных стран.

Юридический адрес университета: 720026, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Раззакова, 51а КГУ им.И. Арабаева

Дата создания , реорганизации и переименования: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева первый педагогический университет в Республике, является ведущим образовательным учреждением в подготовке высококвалифицированных и разносторонних образовательных педагогических кадров нового типа.

История Кыргызского государственного университета, носящего имя выдающегося кыргызского просветителя, народного учителя Ишеналы Арабаева начинается с 1 января 1945 года, когда было образовано женское педагогическое училище для девушек-киргизок и других местных национальностей.

На основании Распоряжения Совета Министров СССР № 14253/р и Постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 24.10.1950 г. № 811 Киргизское женское педагогическое училище было реорганизовано в Киргизский женский учительский институт. Распоряжением Совета Министров ССР от 22.07.1952 г. № 18552/р и Постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 05.08.1952 г. № 805 Киргизский женский учительский институт с 1 сентября 1952 года был реорганизован в Киргизский женский педагогический институт с присвоением звания им. В.В. Маяковского. Указом Президента Республики Кыргызстан от 23.06.1992 года Киргизский женский педагогический институт им. В.В. Маяковского преобразован в Кыргызский государственный педагогический институт им. И. Арабаева. Указом и.о. Президента КР от 03.05.2005 г. № 160 создан Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева на базе Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева

Университет представляет собой творческое сообщество профессоров, доцентов, преподавателе, аспирантов, магистрантов и студентов основанная на профессиональных знаниях, интересах, на передовых демократических традициях отечественного и мирового педагогического образования, науки и культуры.

Деятельность Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева направлена на получение новых знаний, проведения прикладных разработок в интересов современной общественной практики Кыргызской Республики, повышения ее интеллектуального потенциала, подготовку высококвалифицированных педагогических кадров и специалистов по приоритетным направлениям социально-экономического и политического развития суверенного Кыргызстана.

В своей деятельности университет руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами КР «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), нормативными и правовыми актами Министерства образования, науки и молодежной политики КР и Уставом университета.

Устав: Перерегистрация 13.01.2006 г., Министерства Юстиции Кыргызской Республики. Свидетельство ГРП № 077936. Устав университета разработан в полном соответствии с законами КР, основными нормативными документами Правительства и Министерства образования, науки и молодежной политики КР.

Учредитель: Министерство образования и науки Кыргызской Республики.

Форма собственности - государственная.

Идентификационный номер: 01212199610111

Наличие лицензии (по направлениям и специальностям): АЛ 074 1998 г. Решением коллегии Министерства образования и культуры КР №8/5-4 от 04.11.1998 г. Перерегистрация (в связи с созданием КГУ им. И. Арабаева): АЛ № 446 от 2006 г. Наличие сертификатов о государственной аттестации (по направлениям и специальностям): Сертификат о государственной аттестации № 000090, серия ЖОЖ, регистрационный номер 0090, дата выдачи 21.08.2007 г., решение коллегии Министерства образовании и науки Кыргызской Республики №8/6 от 21.08.2007 г.с правом присуждения академических степеней и присвоения квалификации по направлениям(специальностям)на срок 21.08.2012 г.
Сертификат государственной аттестации серия ЖОЖ № 000196 от 06.07.2012 года, решением Коллегии Министерства образования и науки КР с правом присуждения академической степеней и присвоения квалификации по направлениям и специальностям, выдачи дипломов, сроком действия сертификата до 06.07.2017 года. С 2012-2013 учебного года деятельность работы магистратуры основана на разработанных коллективом авторов КГУ им. И. Арабаева: «Нормативно-правовые документы по магистратуре».

Нормативно-правовые документы по магистратуре содержат:
1. Положение о магистратуре КГУ им. И. Арабаева.
2. Положение о магистерской диссертации КГУ им. И. Арабаева
3. Положение о научно-исследовательской работе, научно-исследовательской, научно-педагогической практикам магистрантов КГУ им. И. Арабаева.
4. Номенклатура дел магистратуры КГУ им. И. Арабаева.

Образовательная деятельность по подготовке магистров ведется по 12 магистерским направлениям:
Направление: 550000 Педагогическое образование
1. 550700 Педагогика;
2. 520800 Экология и природопользование;
3. 550100 Естественно-научное образование;
4. 520200 Биология;
5. 550300 Филологическое образование;
6. 550400 Социально-экономическое образование;
7. 550200 Физико-математическое образование;

Направление: 530000 Гуманитарные науки
8. 531600 Теология;
9. 530300 Психологи;
10. 531000 Филология;

Направление: 580000 Экономика и управление
11. 580200 Менеджмент;

В соответствии с вышеуказанными лицензиями КГУ им. И.Арабаева осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования по направлениям и специальностям:

20 программам среднего профессионального образования;
. 17 специальностям подготовки бакалавров;
. 54 специальностям высшего профессионального образования (из них 21 специальности педагогические);
. 41 магистерских программ по подготовки магистров, согласно лицензиям МОиН КР;
. 37 специализациям послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура).

СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА

Управление университетом строится на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, участия преподавателей, сотрудников, студентов, магистрантов, общественных организаций в работе Ученых советов университета, институтов, центров и факультетов.

В соответствии с Уставом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кыргызский государственный университет им. И Арабаева» в своей структуре имеет:

Количество факультетов: 9

1. Факультет гуманитарных знаний (ФГЗ);
2. Факультет Лингвистики (ФЛ);
3. Факультет педагогики (ИП);

4. Факультет географии, экологии и туризма (ФГЭТ);

5. Факультет истории и социально-правового образования (ФИСПО);

6. Факультет лингвистики (Л);

7. Факультет художественной культуры и образования (ФХКиО);

8. Факультет новых информационных технологий (ИНИТ);

9. Факультет востоковедения и международных отношений (ФВМО)

Количество факультетов:4

1. Институт государственного языка и культуры (ИГЯК);

2. Институт манасоведения (ИМ);
3. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКиПК);

4. Институт экономики и менеджмента (ИЭМ);

Кочество колледжей; 2

1. Колледж при КГУ им. И.Арабаева
2. Теологический колледж

Количество лицеи: 1

1. Лицей при КГУ им. И.Арабаева

Количество гимназии; 1

1.Гимназия при КГУ им. И.Арабаева

Количество кафедр: 68 кафедр, из них бюджетных -19, внебюджетных - 49

Отделы : Отдел международных связей. Отдел магистратуры. Отдел информационных технологий.

Музеи. Библиотека. Издательство. Интернет центр.

Общее число работников - 1037 человек. из них: количество ППС - 798 человек, из них: штатных - 583 человек, совместителей - 215 человек; - докторов наук - 58 человек, из них: штатных - 28, совместителей - 30; - кандидатов наук - 216 человек, из них: штатных -144, совместителей - 72; - количество АУП - 340 человек (ректорат - 6, УУ - 20, международный отдел- 4, библ. - 21, бухгалтерия - 20, организационное кадровое управление - 25, социально-культурная работа - 10, научно-организационный отдел - 5,отдел информационных технологий - 4, здравпункт - 4,отдел магистратуры - 2); - количество ИТС- 10; - количество УВП - 107; - количество МОП-102.

Законодательное руководство университетом осуществляет выборный представительный орган - Ученый Совет университета.

Порядок организации деятельности институтов, факультетов, кафедр, структурных подразделений КГУ им.И.Арабаева определяется положениями, принимаемыми Ученым Советом и утверждаемыми ректором. Непосредственное руководство университетом осуществляет ректор.

Ректор - доктор исторических наук, профессор Абдырахманов Толобек Абылович назначен на должность согласно распоряжения Президента Кыргызской Республики №98 от 04.10.10г.

Основные управленческие уровни университета: ректор,
первый проректор, проректор по учебной работе - Конурбаев Тууганбай Абдырахманович,
проректор по Государственному языку и науке - Каниметов Эмиль Жангорозович,
проректор по международным отношениям и инновационому развитию - Борубаева Аниса Бираевна,
проректор по молодежной политике и спорту - Онолбаев Мелис Бекболович,
проректор по финансово-хозяйственной части - Сыйырбеков Амангелди Сыйырбекович, начальник УУ, директора институтов, деканы, заведующие кафедрами, заведующие отделами.

В качестве совещательного органа при ректоре функционирует ректорат, состоящий из проректоров, руководителей структурных подразделений. Часть полномочий ректора передана в соответствии с должностными инструкциями проректорам, осуществляющим непосредственное руководство отдельными направлениями деятельности университета: учебной, учебно-воспитательной, научной, финансово - экономической, инновационной, международной, развитие государственного языка, административно - хозяйственной работе.

Весь комплекс решений по деятельности университета состоит из нескольких уровней: - концептуальные решения; - стратегические задачи управления; - тактические задачи управления; - оперативные управленческие решения. На заседаниях Ученого Совета, совета ректората с 2012 по 2015гг. рассматривались вопросы организации учебного процесса, учебно-методической, научно- исследовательской, воспитательной, социально-культурной, профориентационной работы, вопросы концепции и стратегии развития университета, финансового обеспечения деятельности вуза, обсуждались документы и приказы Министерства образования, науки и молодежной политики КР.

В целях организации и исполнения управленческих решений в университете действуют:
- учебное управление;
- отдел магистратуры;
- научный отдел;
- отдел аспирантуры;
- отдел государственного языка;
- международный отдел;
- комитет по делам молодежи;
- редакционно-издательский центр.

Постоянно действующим органом, координирующим учебно-методическую работу в университете, способствующим разработке и внедрению мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества учебного процесса, является Учебно-методический совет университета, возглавляемый первым проректором, проректором по учебной работе.

Вся университетская нормативная и организационно - распорядительная документация соответствует действующему законодательству, уставу, организует взаимодействие всех структурных подразделений (институты, факультеты, кафедры и т.д.) и предусматривает создание условий для обновления содержания образования и повышения его качества.

В первую очередь разрабатываются механизмы и реализуются планы по:
- устранению перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний;
- изменению методов и форм обучения, с использованием тех, которые формируют практические и научно-исследовательские навыки; повышают роль самостоятельной работы магистрантов; - укреплению связи науки и образования;
- воспитанию и приобщению в процессе обучения магистрантов к научно-исследовательской деятельности;
- разработке механизмов систематического обновления содержания образования на всех его уровнях;
- информатизации образования обеспечению подключения к сети ИНТЕРНЕТ всех основных образовательных подразделений, создание условий для персонального доступа к компьютеру каждого магистранта.

Интересы обучающихся магистрантов в университете представляют общественные и профсоюзные организации обучающихся. Информационное обеспечение управления научно-образовательной и административной деятельностью вуза осуществляется с помощью информационно-аналитической системы портал КГУ им. И.Арабаева (web server, mail server, система базы данных, Wi-Fi).

Более 90% рабочих мест информационно - аналитической системы КГУ им. И.Арабаева, т.е. компьютеров, подключенных к внутри университетской сети с соответствующим программным обеспечением и доступом к ИНТЕРНЕТ, располагаются в институтах, деканатах, на кафедрах, в отделах и службах.

Внутри вузовская система контроля качества подготовки специалистов необходимыми условиями достижения нового качества профессионального образования считает:
- прогнозирование потребностей рынка труда и создание информационного агентства, службы содействия трудоустройству выпускников, в том числе магистрантов, приближение магистерского образования к потребностям регионального рынка труда;
- информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширения веса тех, которые формируют научные, управленческие и практические навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы магистрантов;
- повышение статуса университетской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки магистрантов, механизма непрерывного обновления содержания профессионального, научного образования, организация научных исследований и научных публикаций магистрантов;
- формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров.

Расширение участия профессорско-преподавательского состава в работе советов и комиссий, публикации в периодической печати и научных журналах гарантируют осведомленность всего персонала в актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества образования.

Отчеты подразделений по определенным видам деятельности служат основой для аналитических отчетов по направлениям деятельности университета и рейтингового оценивания факультетов, кафедр и преподавателей.

объявляет набор абитуриентов на 2013-2014 учебный год

Академическая жизнь

В КГУ им. И.Арабаева введена многоуровневая система: бакалавр-магистр.

Образовательная деятельность университета осуществляется по 60 направлениям с сочетанием различных форм обучения:

Очное обучение 4 года;

Заочное (дистанционное) срок обучения 5 и 6 лет;

Магистратура – срок обучения 2 года;

Колледж;

По приказу МОН КР в КГУ им. И.Арабаева было создано Учебно-методическое объединение в области педагогического образования и названный ВУЗ является разработчиком государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «бакалавр» и «магистр» педагогического образования.

В 2011 году в Италии ректор Т.Абдырахманов подписал соглашение ВЕЛИКОЙ ХАРТИИ университетов, что может обеспечить универсальность выдаваемых дипломов.

Научно-исследовательская деятельность

Наряду с учебным процессом в университете ведется научно-исследовательская работа по гуманитарным и естественным дисциплинам. Функционируют более 20 учебно-исследовательских лабораторий, оснащенных современным оборудованием, 30 компьютерных и мультимедийных классов с выходом в глобальную сеть Интернет.

Предметом нашей особой гордости является научная библиотека КГУ им.И.Арабаева, в котором функционирует: центр информационной поддержки научно-исследовательской работы студентов; книгохранилище с фондом около миллиона книг; интернет-зал с автоматизированным библиотечным комплексом и локальной интеграционной базой данных на сервере в виде электронного каталога со свободным доступом.

Спортивная жизнь университета

Университет имеет хорошую спортивную базу: 2 спортивных зала, мини-стадион, борцовские залы, зал бокса, зал восточных единоборств, теннисный корт, площадка для мини-стадиона, шейпинг зал, тренажерный зал. Летние стадионы.

Сборные команды КГУ им. И.Арабаева являются победителями универсиады среди ВУЗов Кыргызской Республики и входят в десятку сильнейших ВУЗовских команд. Наши студенты, являясь членами сборных команд Кыргызстана, успешно защищают честь республики на различных международных соревнованиях.

Культурно-массовая работа

Студенты с энтузиазмом посещают секции. Они посещают кружки, студии, клубы и активно участвуют в КВНах и других мероприятиях в жизни университета. В КГУ регулярно проводятся различные конкурсы, фестивали. Смотры художественной деятельности студенческих коллективов.

Структура университета

1. Институт лингвистики

2. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

3. Институт гуманитарных знаний

4. Институт экономики и менеджмента

5. Институт педагогики

6. Институт истории и социально-правового образования

7. Институт экологии и туризма

8. Институт новых информационных технологий

9. Институт государственного языка и культуры

10. Институт манасоведения

11. Факультет востоковедения и международных отношений

12. Факультет художественной культуры и образования

13. Факультет химии и биологии

14. Колледж

15. Гуманитарный лицей

16. Восточный лицей

Институт Лингвистики

Филологическое образование (английский и немецкий язык);

Лингвистика (англ., немец., японский, китайский язык);

Магистратура-Филологическое образование (очное, заочное)

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Заочное и дистанционное обучение на базе средне-специального и высшего образования

Естественно-математическое отделение

по специальности:

– Биология;

– Изобразительное искусство;

– Математика;

– Информатика;

– География.

Гуманитарное отделение

по специальности:

– Кыргызский язык и литература;

– Русский язык и литература;

– История;

– Менеджмент организации;

– Социальная работа;

– Библиотековедение.

Психолого-педагогическое отделение

по специальности:

– педагогика и методика начального образования;

– педагогика и методика дошкольного образования;

– психология;

– логопедия.

Магистратура

Институт гуманитарных знаний

Налоги и налогообложение;

Психология;

Политология

Теология;

Социология;

Философия;

Русский язык и литература.

Институт экономики и менеджмента

Менеджмент организации;

Коммерция;

Логистика;

Бизнес-информатика;

Экономика;

Магистратура.

Институт Педагогики

Педагогика и методика начального образования;

Педагогика и методика дошкольного образования;

Логопедия;

Клиническая психология;

Сурдопедагогика;

Олигофренопедагогика.

Институт истории и социально-правового образования

Социально-экономическое образование (история, обществознание)

Социальная работа;

Магистратура;

Восточный лицей при Институте.

Институт экологии и туризма

География;

Экология и природопользование;

Социально-культурный сервис и туризм;

Естественнонаучное образование: география, экология (бакалавр).

Институт новых информационных

технологий

Математика;

Информатика;

Прикладная информатика;

Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;

Дистантное отделение.

Институт государственного языка и культуры

Кыргызский язык и литература;

Государственный язык в образовательных учреждениях с некыргызским языком обучения;

Журналистика;

Перевод – переводоведение;

Документоведение и документационное обеспечение управления.

Институт манасоведения

Манасовед (бакалавр);

Манасовед (магистр).

Факультет востоковедения

и международных

отношений

Регионоведение

– Китайский язык

– Турецкий язык

– Арабский язык

– Корейский язык

– Английский язык

Журналистика

– Китайский язык

– Корейский язык

– Японский язык

– Английский язык

Филология

– Китайский язык

– Корейский язык

– Японский язык

– Персидский язык

– Арабский язык

– Турецкий язык

– Английский язык

Востоковедение-

африканистика

– Китайский язык

– Персидский язык

– Арабский язык

– Корейский язык

Перевод-

переводоведение

– Китайский язык

– Японский язык

– Корейский язык

– Персидский язык

– Арабский язык

– Турецкий язык

– Английский язык

Культурология

– Японский язык

– Персидский язык

– Китайский язык

– Арабский язык

– Корейский язык

Магистратура (2 года)

– регионоведение;

– филология

Факультет художественной культуры

и образования

Музыкальное образование;

Изобразительное искусство;

Профессиональное обучение;

Художественное проектирование костюма;

Технология и предпринимательство.

Факультет химии

и биологии

Биология;

Биоэкология;

Магистратура.

Право и организация социального обеспечения;

Финансы по отраслям;

Экономика, бухгалтерский учет по отраслям;

Государственное и муниципальное управление;

Моделирование и конструирование швейных изделий;

Автоматизированные системы обработки информации и управления;

Налоги и налогооблажение;

Организация обслуживание в гостиницах и туристических комплексах;

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

Банковское дело;

Менеджмент;

Преподавание в начальных классах;

Математика; (на базе 11 класса)

Информатика; (на базе 11 класса)

Иностранный язык (китайский и английский); (на базе 11 класса)

Кыргызский язык и литература; (на базе 11 класса)

Декан: Аниса Бираевна Борубаева

Заместитель декана: Асылкан Зайнидиновна Тентиева

Состав факультета:
Количество студентов: 411
Количество докторов: 3
Количество преподавателей: 63
Количество кандидатов: 10
Количество иностранных студентов: 14
Количество доцентов: 3

Специальности и специализации:

Название

Квалификация

Оплата (2011-12 уч. г.)

Филология (специальность)

Восточная филология

Китайский язык 22 000

Корейский язык 20 000

Филология (бакалавр)

Восточная филология

Китайский язык 22 000

Корейский язык 20 000

Журналистика (специальность)

Журналистика

Китайский язык 22 000

Японский язык 20 000

Журналистика (бакалавр)

Журналистика

Китайский язык 22 000

Японский язык 20 000

Восточные страны и регионы

Китайский язык 24 000

Турецкий язык 18 000

Корейский язык 20 000

Регионоведение (специальность)

Страны Европы и Америки

Английский язык 20 000

Регионоведение (бакалавр)

Восточные страны и регионы

Китайский язык 24 000

Турецкий язык 18 000

Арабский язык 18 000

Культурология (специальность)

Культура Востока

Китайский язык 22 000

Японский язык 20 000

Культурология (бакалавр)

Культура Востока

Китайский язык 22 000

Японский язык 20 000

Востоковед-африканист (бакалавр)

Востоковедение-африканистика

Японский язык 20 000

Персидский язык 18 000

Перевод и переводоведение (вечер)

Китайский язык 15 000

Корейский язык 15 000

Магистратура Регионоведение

Магистратура Филология


Кафедры:

Описание деятельности факультета

На факультете действует три кафедры: кафедра восточных языков, кафедра регионоведения и культурологии и кафедра журналистики.

Кафедра восточных языков выпускает специалистов по восточным языкам (арабский, японский, персидский, турецкий, корейский, китайский), где в настоящее время работают носители языков из Китая, Кореи, Саудовской Аравии, Турции, Ирана и Японии. А также преподаватели, которые прошли и проходят стажировки в зарубежных странах, таких как Китай, Иран, Египет, Корея, Турция, США, Япония.

Кафедра сотрудничает с зарубежными вузами, указанными в схеме связей факультета, а также с Японским центром человеческого развития, Кыргызским культурным центром «Илим». В этом году открылись корейский и турецкий центры, оснащенные новой техникой. А также кафедра восточных языков получила грант в виде учебных пособий на 2200 долларов США.

Кафедра журналистики осуществляет сотрудничество с родственными кафедрами вузов Кыргызстана. На данный момент кафедра сотрудничает:

  • с кафедрой международной журналистики КРСУ имени Б. Ельцина, с которой был составлен договор в рамках реконструкции кафедры международная журналистика и о создании Молодежного центра журналистики; кафедры проводят совместные мероприятия, посвященные популяризации профессии журналиста;
  • с межвузовским Центром журналистики, где проводятся дискуссии, посвященные журналистской практике, истории и современности, создающие условия для будущих журналистов и др.
  • с internews, который ежемесячно выпускает бюллетень «Communication»;
  • с институтом общественной политики (IPP), в частности, с Бишкекским пресс-клубом, который является проектом данного института, занимающийся вопросами развития качественной журналистики и обучающий молодых журналистов международным стандартам журналистики, а также парламентской и экономической журналистики.
  • Кафедра регионоведения и культурологии выпускает специалистов, которые имеют возможность в таких учреждениях, как МИД КР, в международных организациях и учреждениях, в политических партиях, научно-исследовательских центрах, неправительственных и консультативно аналитических организациях. На кафедре работали чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в Иране А. К. Атаханов, доктор исторических наук, профессор З. К. Курманов.

    В 2005 году на факультете было открыто вечернее отделение, на котором обучаются студенты по специальности «Перевод и переводоведение». Срок обучения 6 лет. Здесь готовятся специалисты переводчики восточных языков (китайский, японский, корейский по выбору).

    В настоящее время здесь учатся 44 студента, из них 13 изучают японский язык, 23 китайский язык и 8 студентов изучают корейский язык. Студенты вечернего отделения активно участвуют в различных конкурсах и образовательных программах: к примеру, программа на двух недельную поездку в Японию или «Конкурс сочинений». Занятие ведут преподаватели из Кореи, Китая и Японии.

    Факультет востоковедения и международных отношений готовит магистров по следующим направлениям 520300 «Регионоведение» и «Филология». Срок обучения 2 года. Образовательную деятельность осуществляют 3 кафедры: кафедра «Регионоведение и культурологии», кафедра «Журналистики» и кафедра «Восточных языков».

    История факультета:

    Факультет востоковедения и международных отношений КГУ имени И. Арабаева был создан в 1998 году с целью подготовки дипломированных специалистов-востоковедов по разным специальностям.

    Факультет востоковедения и международных отношений является одним из лучших в Центральной Азии факультетов, где готовят специалистов-востоковедов не только для Центральноазиатского региона, но и для стран ближнего и дальнего зарубежья. С самого начала своей деятельности наш факультет успешно развивает международные связи и сотрудничает с восточными странами, устанавливает многосторонние контакты с образовательными учреждениями Китая, Японии, Кореи, Арабских стран, Ирана, Турции, Таджикстана, Туркменистана и другими странами. Социологические исследования показывают, что многие восточные государства остро нуждаются в специальностях-востоковедах, которых готовят в постсоветских республиках. В том числе и Кыргызстан принимает активное участие в подготовке таких специалистов для многих международных организаций, где помогает близость наших регионов.

    Как показатель качества, студенты факультета «Востоковедения и международных отношений» занимают призовые места на различных олимпиадах и конкурсах ораторского искусства, которые проводятся в различных вузах Кыргызстана как КНУ имени Ж. Баласагына, БГУ имени К. Карасаева, ККУ и вузах Центральной Азии. (Казахстан, Узбекистан) А также студенты факультета, участвуя в олимпиадах, конкурсах различных международных образовательных программ и проектов стажируются в Иране, Китае, Японии, Корее и Арабских стран.

    Контактная информация факультета:

    Просмотров