Является ли растение живым организмом. Растение - живой организм















Включить эффекты

1 из 15

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Растения - живой организм" посвящена жизни растений - процессам их жизнедеятельности. В работе эти процессы разобраны по типа и охарактеризованы каждый в отдельности со схематическими изображениями и наглядными анимациями.

  1. Свойства живых организмов
  2. Процессы жизнедеятельности
  3. Вопросы на закрепление

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Водопьянова Марина Александровна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Свойства живых организмов

  • Дышат
  • Питаются
  • Размножаются
  • Растут
  • Развиваются
  • Умирают
  • СОСТОЯТ ИЗ КЛЕТОК
  • Слайд 3

    • КЛЕТКИ
    • ОРГАН
    • ОРГАНИЗМ
  • Слайд 4

    Процессы жизнедеятельности

    Жизнедеятельность - это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование.

    Слайд 5

    Питание и дыхание

  • Слайд 6

    Обмен веществ, выделение

  • Слайд 7

    Размножение

    Размножение растений

    • Бесполое
    • Половое
  • Слайд 8

    Рост и развитие

  • Слайд 9

    Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие

    Слайд 10

    а) питанием;

    б) дыханием;

    в) обменом веществ;

    г) выделением.

    Слайд 11

    а) уменьшение веса;

    б) изменение окраски;

    в) дыхание;

    г) взаимодействие со средой.

    Слайд 12

    а) углекислый газ;

    б) кислород;

    г) водород.

    Слайд 13

    а) организм;

    г) элемент.

    Слайд 14

    Домашнее задание

    § 3, вопросы после параграфа

    Слайд 15

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    (слайд №1)

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

    Фронтальный опрос

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕНРИАЛА:

    Растения – живая система.

    (слайд №2):

    • Дышат
    • Питаются
    • Размножаются
    • Растут
    • Развиваются
    • Реагируют на внешнее воздействие
    • Умирают
    • Состоят из клеток

    (Пояснения к слайду №6)

    Выберите правильные ответы.

    Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

    а) питанием;

    б) дыханием;

    в) обменом веществ;

    г) выделением.

    Только для живых организмов характерно:

    а) уменьшение веса;

    б) изменение окраски;

    в) дыхание;

    г) взаимодействие со средой.

    Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

    а) углекислый газ;

    б) кислород;

    г) водород.

    Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?

    а) организм;

    г) элемент.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №14)

    § 3, вопросы после параграфа.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1456 г. Москвы

    Конспект урока по биологии в 6 классе «Растение – живой организм»

    УРОК № 4. РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

    (слайд №1)

    ЦЕЛЬ УРОКА: начать формирование понятия об организме как особой единице жизни; конкретизировать это понятие характеристикой особенностей растительного организма; создать представление о сложности жизнедеятельности организма растений; охарактеризовать основные свойства (функции) растений как живых существ; формировать умения сравнивать жизнедеятельность разных растений с целью выявления их основных функций.

    ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

    Фронтальный опрос

    Назовите вегетативные органы растений

    Чем семенные растения отличаются от споровых?

    Какие споровые растения вы знаете?

    Индивидуальный опрос с использованием дидактических карточек

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕНРИАЛА:

    Рассказ учителя с элементами беседы

    Растения – живая система.

    В этом году мы начали с вами изучать курс «Биология». Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

    А какую часть биологии мы изучаем в этом году? (ответ учащихся)

    «Ботаника» изучает растения. Это значит, что растения является живым организмом.

    Давайте вспомним признаки живых организмов (ответ учащихся)

    (слайд №2):

    • Дышат
    • Питаются
    • Размножаются
    • Растут
    • Развиваются
    • Реагируют на внешнее воздействие
    • Умирают
    • Состоят из клеток

    Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но есть еще одна общая черта – все живые организмы, даже самые маленькие, состоят из клеток или их производных. В свою очередь клетки объединятся в органы.

    Что такое орган? Какие органы мы вспомнили в начале урока? (ответ учащихся)

    (слайд №3) Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа системы органов обеспечивает жизнь растений как единого организма.

    Что произойдет, если корни не будут поглощать воду из почвы, или листья не смогут образовать достаточное количество питательных веществ? (ответ учащихся)

    У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно взаимосвязаны.

    Процессы жизнедеятельности растения.

    Жизнедеятельность – это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование. (слайд №4)

    Рассмотрим процессы жизнедеятельности растения.

    Питаясь, организм получает необходимые вещества для роста и развития.

    Как питается растение? (ответ учащихся) (слайд №5)

    При дыхании, растение получает необходимый ему кислород.

    В процессе обмена веществ, происходит превращение веществ, полученных при питании и дыхании, необходимых для жизнедеятельности растения. Образованные в этом процессе ненужные вещества удаляются, т. е. выделяются. (слайд №6)

    (Пояснения к слайду №6)

    В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б)

    Из этих веществ (а и б) клетка образует для жизни свойственные ей органические вещества (АБ)

    В результате химической реакции, по действием кислорода (красный кружок), сложные вещества клетки превращаются в более простые (в и г, СО2 (синий кружок) - продукты распада). При этом освобождается необходимая для жизни энергия (Е)

    Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т е. увеличивать количество особей. (слайд №7)

    В течение всей своей жизни, растение увеличивается в размерах, т е. растет, и приобретает новые свойства – развивается. (слайд №8)

    Все ли растения развиваются одинаково? Что влияет на развитие растений? (ответ учащихся, работа с учебником)

    Вывод: Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие. (слайд №9)

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (слайды № 10-13)

    Выберите правильные ответы.

    Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

    а) питанием;

    б) дыханием;

    в) обменом веществ;

    г) выделением.

    Только для живых организмов характерно:

    а) уменьшение веса;

    б) изменение окраски;

    в) дыхание;

    г) взаимодействие со средой.

    Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

    а) углекислый газ;

    б) кислород;

    г) водород.

    Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?

    а) организм;

    г) элемент.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №14)

    § 3, вопросы после параграфа.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

    • Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21
    • Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/ Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012, с. 8-9
    • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009. - с. 9-15
    • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2006.
    • Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007.
    • Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.14
    Скачать конспект

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru/

    Введение

    Cпособность размножаться, т.е производить новое поколение особей того же вида,- одна из основных особенностей живых организмов. В процессе размножения происходит передача генетического материала от родительского поколения следующему поколению, что обеспечивает воспроизведение признаков не только данного вида, но конкретных родительских особей. Для вида смысл размножения состоит в замещении тех его представителей, которые гибнут, что обеспечивает непрерывность существования вида; кроме того, при подходящих условиях размножение позволяет увеличить общую численность.

    Каждая новая особь, прежде чем достигнуть стадии, на которой она будет способна к размножению, должна пройти ряд стадий роста и развития. Некоторые особи погибают, не достигнув редопродуктивной стадии (или половозрелости) в результате уничтожения хищниками, болезней и разного рода случайных событий; поэтому вид может сохраниться лишь при условии, что каждое поколение будет производить больше потомков, чем было родительских особей, принимавших участие в размножении. Численность популяций колеблется в зависимости от баланса между размножением и вымиранием особей. Существует ряд различных стратегий размножения, каждая из которых имеет определённые преимущества и недостатки; все они будут описаны в этом реферате.

    А цель моей работы: рассмотреть некоторые виды размножения.

    1. Бесполое и половое размножение

    Существуют два основных типа размножения - бесполое и половое. Бесполое размножение происходит без образования гамет, и в нем участвует лишь один организм. При бесполом размножении обычно образуются идентичные потомки, а единственным источником генетической изменчивости служат случайные мутации. Генетическая изменчивость выгодна виду, так как она поставляет "сырье" для естественного отбора, а значит, и для эволюции. Потомки, оказавшиеся наиболее приспособленными к среде, будут обладать преимуществом в конкуренции с другими представителями того же вида и будут иметь больше шансов выжить и передать свои гены следующему поколению. Благодаря этому виды способны изменяться, т.е. возможен процесс видообразования. Повышение изменчивости может быть достигнуто путем смешения генов двух разных особей - процесса, называемого генетической рекомбинацией и составляющего важную особенность полового размножения; в примитивной форме генетическая рекомбинация встречается уже у некоторых бактерий.

    2. Половое размножение

    При половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала гаплоидных ядер. Обычно эти ядра содержатся в специализированных половых клетках - гаметах; при оплодотворении гаметы сливаются, образуя диплоидную зиготу, из которой в процессе развития получается зрелый организм. Гаметы гаплоидны - они содержат один набор хромосом, полученный в результате мейоза; они служат связующим звеном между данным поколением и следующим (при половом размножении цветковых растений сливаются не клетки, а ядра, но обычно эти ядра тоже называют гаметами).

    Мейоз - важный этап жизненных циклов, включающих половое размножение, так как он ведет к уменьшению количества генетического материала вдвое. Благодаря этому в ряду поколений, размножающихся половым путем, это количество остается постоянным, хотя при оплодотворении оно каждый раз удваивается. Во время мейоза в результате случайного расхождения хромосом (независимое распределение) и обмена генетическим материалом между гомологичными хромосомами (кроссинговер) возникают новые комбинации генов, попавших в одну гамету, и такая перетасовка повышает генетическое разнообразие. Слияние содержащихся в гаметах гаплоидных ядер называют оплодотворением или сингамией; оно приводит к образованию диплоидной зиготы, т.е. клетки, содержащей по одному хромосомному набору от каждого из родителей. Это объединение в зиготе двух наборов хромосом представляет собой генетическую основу внутривидовой изменчивости. Таким образом, при половом размножении в жизненном цикле происходит чередование диплоидной и гаплоидной фаз, причем у разных организмов эти фазы принимают различные формы.

    Гаметы обычно бывают двух типов - мужские и женские, но некоторые примитивные организмы производят гаметы только одного типа. У организмов, образующих гаметы двух типов, их могут производить соответственно мужские и женские родительские особи, а может быть и так, что у одной и той же особи имеются и мужские, и женские половые органы. Виды, у которых существуют отдельные мужские и женские особи, называются раздельнополыми; таковы большинство животных и человек. Среди цветковых растений тоже есть раздельнополые виды; если у однодомных видов мужские и женские цветки образуются на одном и том же растении, как, например, у огурца и лещины, то у двудомных одни растения несут только мужские, а другие - только женские цветки, как у остролиста или у тиса.

    3. Гермафродитизм

    4 . Партеногенез

    Партеногенез - одна из модифи каций полового размножения, при которой женская гамета развивается в новую особь без оплодотворения мужской гаметой. Партеногенетическое размножение встречается как в царстве животных, так и в царстве растений, и преимущество его состоит в том, что в некоторых случаях оно повышает скорость размножения.

    Существует 2 вида партеногенеза - гаплоидный и диплоидный, в зависимости от числа хромосом в женской гамете. У многих насекомых, в том числе у муравьев, пчел и ос, в результате гаплоидного партеногенеза в пределах данного сообщества возникают различные касты организмов. У этих видов происходит мейоз и образуются гаплоидные гаметы. Некоторые яйцеклетки оплодотворяются, и из них развиваются диплоидные самки, тогда как из неоплодотворенных яйцеклеток развиваются фертильные гаплоидные самцы. Например, у медоносной пчелы матка откладывает оплодотворенные яйца (2n = 32), которые, развиваясь, дают самок (маток или рабочих особей), и неоплодотворенные яйца (n = 16), которые дают самцов (трутней), производящих спермии путем митоза, а не мейоза. Развитие особей этих трех типов у медоносной пчелы схематически представлено на рис. Такой механизм размножения у общественных насекомых имеет адаптивное значение, так как позволяет регулировать численность потомков каждого типа.

    У тлей происходит диплоидный партеногенез, при котором ооциты самки претерпевают особую форму мейоза без расхождения хромосом - все хромосомы переходят в яйцеклетку, а полярные тельца не получают ни одной хромосомы. Яйцеклетки развиваются в материнском организме, так что молодые самки рождаются вполне сформировавшимися, а не вылупляются из яиц. Такой процесс называется живорождением. Он может продолжаться в течение нескольких поколений, особенно летом, до тех пор пока в одной из клеток не произойдет почти полное нерасхождение, в результате чего получается клетка, содержащая все пары аутосом и одну Х-хромосому. Из этой клетки партеногенетически развивается самец. Эти осенние самцы и партеногенетические самки производят в результате мейоза гаплоидные гаметы, участвующие в половом размножении. Оплодотворенные самки откладывают диплоидные яйца, которые перезимовывают, а весной из них вылупляются самки, размножающиеся партеногенетически и рождающие живых потомков. Несколько партеногенетических поколений сменяются поколением, возникающим в результате нормального полового размножения, что вносит в популяцию генетическое разнообразие в результате рекомбинации. Главное преимущество, которое дает тлям партеногенез, - это быстрый рост численности популяции, так как при этом все ее половозрелые члены способны к откладке яиц. Это особенно важно в периоды, когда условия среды благоприятны для существования большой популяции, т.е. в летние месяцы.

    Партеногенез широко распространен у растений, где он принимает различные формы. Одна из них - апомиксис - представляет собой партеногенез, имитирующий половое размножение. Апомиксис наблюдается у некоторых цветковых растений, у которых диплоидная клетка семязачатка либо клетка нуцеллуса, либо мегаспора - развивается в функциональный зародыш без участия мужской гаметы. Из остального семязачатка образуется семя, а из завязи развивается плод. В других случаях требуется присутствие пыльцевого зерна, которое стимулирует партеногенез, хотя и не прорастает; пыльцевое зерно индуцирует гормональные изменения, необходимые для развития зародыша, и на практике такие случаи трудно отличить от настоящего полового размножения.

    бесполый размножение гермафродитный спора

    5. Бесполое размножение

    При бесполом размножении потомки происходят от одного организма, без слияния гамет. Мейоз в процессе бесполого размножения не участвует (если не говорить о растительных организмах с чередованием поколений), и потомки идентичны родительской особи. Идентичное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном. Члены одного клона могут быть генетически различными только в случае возникновения случайной мутации. Высшие животные не способны к бесполому размножению, однако в последнее время было сделано несколько успешных попыток клонировать некоторые виды искусственным образом; мы их рассмотрим в дальнейшем.

    6 . Деление

    7. Образование спор (споруляция)

    Спора-это одноклеточная репродуктивная единица обычно микроскопических размеров, состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра. Образование спор наблюдается у бактерий, простейших, у представителей всех групп зеленых растений и всех групп грибов. Споры могут быть различными по своему типу и функции и часто образуются в специальных структурах. Нередко споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает их распространение ветром, а также животными, главным образом насекомыми. Вследствие малых размеров спора обычно содержит лишь минимальные запасы питательных веществ; из-за того что многие споры не попадают в подходящее место для прорастания, потери спор очень велики. Главное достоинство таких спор-возможность быстрого размножения и расселения видов, в особенности грибов. Споры бактерий служат, строго говоря, не для размножения, а для того, чтобы выжить при неблагоприятных условиях, поскольку каждая бактерия образует только одну спору. Бактериальные споры относятся к числу наиболее устойчивых: так, например, они нередко выдерживают обработку сильными дезинфицирующими веществами и кипячение в воде.

    8 . Почкование

    Почкованием называют одну из форм бесполого размножения, при которой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, совершенно идентичный родительскому. Почкование встречается в разных группах организмов, особенно у кишечнополостных, например у гидры, и у одноклеточных грибов, таких как дрожжи. В последнем случае почкование отличается от деления (которое тоже наблюдается у дрожжей) тем, что две образующиеся части имеют разные размеры.

    Необычная форма почкования описана у суккулентного растения бриофиллум - ксерофита, часто выращиваемого в качестве декоративного комнатного растения: по краям его листьев развиваются миниатюрные растеньица, снабженные маленькими корешками; эти "почки" в конце концов отпадают и начинают существовать как самостоятельные растения.

    9. Размножение фрагментами (фрагментация)

    Фрагментацией называют разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Фрагментация происходит, например, у нитчатых водорослей, таких как спирогира.

    Нить спирогиры может разорваться на две части в любом месте. Фрагментация наблюдается также у некоторых низших животных, которые в отличие от более высокоорганизованных форм сохраняют значительную способность к регенерации из относительно слабо дифференцированных клеток. Например, тело немертин (группа примитивных червей, главным образом морских) особенно легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь. В этом случае регенерация-процесс нормальный и регулируемый; однако у некоторых животных (например, у морских звезд) восстановление из отдельных частей происходит только после случайной фрагментации.

    Животные, способные к регенерации, служат объектами для экспериментального изучения этого процесса; часто при этом используют свободноживущего червя планарию. Такие эксперименты помогают понять процесс дифференцировки.

    10. Вегетативное размножение

    Вегетативное размножение представляет собой одну из форм бесполого размножения, при которой от растения отделяется относительно большая, обычно дифференцированная, часть и развивается в самостоятельное растение. По существу вегетативное размножение сходно с почкованием. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, столоны и клубни. Некоторые из этих структур служат также для запасания питательных веществ, что позволяет растению пережить периоды неблагоприятных условий, таких как холода или засуха. Запасающие органы позволяют растению переживать зиму и давать в следующем году цветки и плоды (двулетние растения) или выживать в течение ряда лет (многолетние растения). К таким органам, называемым зимующими, относятся луковицы, клубнелуковицы, корневища и клубни. Зимующими органами могут быть также стебли, корни или целые побеги (почки), однако во всех случаях содержащиеся в них питательные вещества создаются главным образом в процессе фотосинтеза, происходящего в листьях текущего года. Образовавшиеся питательные вещества переносятся в запасающий орган, а затем обычно превращаются в какой-либо нерастворимый резервный материал, например крахмал.

    При наступлении неблагоприятных условий надземные части растения отмирают, а подземный зимующий орган переходит в состояние покоя. В начале следующего вегетационного периода запасы питательных веществ мобилизуются с помощью ферментов: почки пробуждаются, и в них начинаются процессы активного роста и развития за счет запасенных питательных веществ. Если прорастает более одной почки, то можно считать, что осуществилось размножение. В ряде случаев образуются специальные органы, служащие для вегетативного размножения. Таковы видоизмененные части стебля - клубни картофеля, луковицы лука, чеснока, луковички в лиственных пазухах мятлика, откидыши молодила и др. Земляника размножается "усами". В узлах побегов формируются придаточные корни, а из пазушных почек - побеги с листьями. В дальнейшем междоузлия отмирают, а новое растение утрачивает связь с материнским. В практике сельского хозяйства вегетативное размножение растений используется довольно широко.

    11. Клонирование высших растений и животных

    Как уже говорилось, получение идентичных потомков при помощи бесполого размножения называют клонированием. В начале шестидесятых годов были разработаны методы, позволяющие успешно клонировать некоторые высшие растения и животных. Эти методы возникли в результате попыток доказать, что ядра зрелых клеток, закончивших свое развитие, содержат всю информацию, необходимую для кодирования всех признаков организма, и что специализация клеток обусловлена включением и выключением определенных генов, а не утратой некоторых из них. Первый успех был достигнут проф. Стюардом из Корнельского университета, который показал, что, выращивая отдельные клетки корня моркови (ее съедобной части) в среде, содержащей нужные питательные вещества и гормоны, можно индуцировать процессы клеточного деления, приводящие к образованию новых растений моркови.

    Вскоре после этого Гёрдон, работавший в Оксфордском университете, впервые сумел добиться клонирования позвоночного животного. Позвоночные в естественных условиях клонов не образуют; однако, пересаживая ядро, взятое из клетки кишечника лягушки, в яйцеклетку, собственное ядро которой предварительно было разрушено путем облучения ультрафиолетом, Гёрдону удалось вырастить головастика, а затем и лягушку, идентичную той особи, от которой было взято ядро.

    Такого рода эксперименты не только доказывают, что дифференцированные (специализированные) клетки содержат всю информацию, необходимую для развития целого организма, но и позволяют рассчитывать, что подобные методы можно будет использовать для клонирования позвоночных, стоящих на более высоких ступенях развития, в том числе и человека. Клонирование нужных животных, например племенных быков, скаковых лошадей и т.п., может оказаться столь же выгодным, как и клонирование растений, которое, как было сказано, уже производится. Однако применение методов клонирования к человеку сопряжено с серьезными проблемами нравственного порядка. Теоретически можно создать любое число генетически тождественных копий данного мужчины или данной женщины. На первый взгляд может показаться, что таким образом можно было бы воспроизводить талантливых ученых или деятелей искусства. Однако надо помнить, что степень влияния, оказываемого на развитие средой, еще не вполне ясна, а между тем любая клонируемая клетка должна снова пройти через все стадии развития, т.е. в случае человека-стадии зародыша, плода, младенца и т.д.

    Заключение

    В процессе работы я рассмотрела некоторые виды размножения. Не только те, которые известны нам издавна, но и те, о которых мы узнали сравнительно недавно (в первую очередь - это клонирование). И кто знает, может быть в скором времени появится что-то новое, о котором мы сейчас даже не предполагаем. Возможно, что этот новый вид размножения открою я.

    Список используемой литературы

    1. Боген Г. -Современная биология. - М.: Мир, 1970.

    2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. -Биология: в 3-х т. Т. 3: пер. с англ./под ред. Р.Сопера. -М.: Мир, 1990.

    3. От молекул до человека. - М.: Просвещение, 1973.

    4. Вилли К.- Биология (биологические законы и процессы).- М.: Мир, 1974.

    5. Слюсарев А.А.- Биология с общей генетикой. - М.: Медицина, 1978.

    6. Евелин П. - Анатомия и физиология для медсестер. -М.: БелАДИ (Черепаха), 1997.

    7. От животных к человеку. - М.: Наука, 1971.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Бесполое размножение и его формы: деление надвое, шизогония, образование спор, почкование. Мейоз - важный этап жизненных циклов, включающих половое размножение. Партеногенез и гермафродитизм. Получение идентичных потомков при помощи процесса клонирования.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2014

      Размножение - способность живых организмов к сохранению генофонда популяции. Цитологическая основа и формы бесполого размножения: деление, шизогония, почкование, спорообразование, фрагментация. Половое размножение: гермафродитизм, партеногенез, апомиксис.

      презентация , добавлен 24.02.2013

      Половой процесс и эволюция размножения. Бесполое размножение. Размножение делением, спорами, вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы и гонады. Осеменение. Усложнение половой системы. Спаривание. Способы воспроизведения потомства.

      реферат , добавлен 31.10.2008

      Способность размножаться как одна из основных способностей живых организмов, ее роль в жизнедеятельности, выживании организмов. Типы размножения, их характеристика, особенности. Преимущества полового размножения перед бесполым. Этапы развития организмов.

      реферат , добавлен 09.02.2009

      Размножение частями тела растения или низшего животного. Виды бесполого размножения. Деление клетки, митоз, почкование, спороношение и вегетативное размножение. Использование специальных органов растений. Значение бесполого размножения в растениеводстве.

      презентация , добавлен 14.12.2011

      Типы размножения, их отличительные черты и характерные признаки, свойственность для тех или иных типов и классов водорослей. Схема бесполого размножения, механизмы освобождения клеток. Половое размножение и факторы внешней среды, провоцирующие его.

      реферат , добавлен 29.07.2009

      Характерные черты и признаки бесполого размножения организмов. Основные формы бесполого размножения и их особенности. Прямое и бинарное деление, шизогония и спорообразование, почкование и фрагментация, вегетативное и полиэмбриония, клонирование.

      презентация , добавлен 21.03.2012

      Вегетативное размножение - размножение растений при помощи вегетативных органов: ветвей, корней, побегов, листьев или их частей. Преимущества вегетативного размножения. Разные способы размножения растений, методы выращивания растений семенным способом.

      реферат , добавлен 07.06.2010

      Формы бесполого размножения: митотическое деление, шизогония (множественное деление), размножение спорами (споруляция), почкование, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование. Способность к размножению или самовоспроизведению.

      реферат , добавлен 09.01.2004

      Сущность, особенности и формы бесполого размножения организмов. Сравнение соматических клеток с половыми. Понятие и сравнительный анализ спорообразования, размножения и оплодотворения. Особенности созревания и основные функции мужских и женских гамет.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Растения – живой организм Prezentacii.com

    СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Дышат Питаются Размножаются Растут Развиваются Реагируют на внешнее воздействие Умирают СОСТОЯТ ИЗ КЛЕТОК

    КЛЕТКИ ОРГАН ОРГАНИЗМ

    ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жизнедеятельность - это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование.

    Питание и дыхание кислород углекислый газ

    АБ Обмен веществ, выделение Е а б в г

    Размножение Размножение растений Бесполое Половое

    Рост и развитие

    Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие

    Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется: а) питанием; б) дыханием; в) обменом веществ; г) выделением.

    Только для живых организмов характерно: а) уменьшение веса; б) изменение окраски; в) дыхание; г) взаимодействие со средой.

    Что растительный организм выделяет в процессе дыхания? а) углекислый газ; б) кислород; в) азот; г) водород.

    Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции? а) организм; б) орган; в) тело; г) элемент.

    Домашнее задание § 3, вопросы после параграфа

    http://www.pmedia.ru/go/mon/iumk/science/bio_1 / http://www.forchel.ru/user/yaranova/news/page/15 / http:// zdorov10.ucoz.ru/index/cvetok/0-147 http://images.yandex.ru /


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.

    Конспект уолка по биологии...

    Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

    Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

    Царство Растения

    Является ли растение живым организмом? По каким признакам растения отличаются от других живых организмов?

    Рассмотрим признаки живых организмов, свойственные растениям.

    Дыхание. Растениям, как и всем живым организмам, для дыхания необходим кислород. Выдыхают они углекислый газ. Дышат все органы и живые клетки.

    Питание. Растения используют для питания неорганические вещества (воду, углекислый газ, минеральные соли) и в процессе фотосинтеза сами создают органическое вещество. Все животные, грибы и большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Например, животные поедают растения или других животных. Углекислый газ поступает в наземные части растения – побеги – из воздуха. (В них и происходит фотосинтез.) Поэтому побеги называют органами воздушного питания. Вода и минеральные соли поглощаются корнями из почвы. Соответственно, корни называют органами почвенного питания. В процессе питания и дыхания живые организмы получают из окружающей среды необходимые им вещества, перерабатывают их в вещества своего тела, а образовавшиеся при этом ненужные вещества выделяют в окружающую среду. Таким образом, происходит превращение веществ, которое обеспечивает и жизнедеятельность организма, и связь с окружающей его средой – обмен веществ. Обмен веществ свойственен только живым организмам.

    Рост и развитие. Если говорят о росте, то имеют в виду увеличение размеров. Организм растения тоже развивается, постоянно образуя новые побеги и всегда растёт. Рост растения продолжается всю его жизнь. Развитие же предполагает формирование новых органов (из почки – новый побег, из семени – проросток и т. д.).

    Размножение. Как и все живые организмы растения производят потомство. Способность отвечать на изменение условий среды. Если условия окружающей среды благоприятны для растений, то они активно растут и развиваются. Если нет, то растения или гибнут, или процесс их роста и развития замедляется. Так, растения нашей полосы приспособились к переживанию неблагоприятных зимних условий. Листья растений, растущих в тени шире, чем листья растений того же вида, выросших на открытом месте.

    Образ жизни. Отличительный признак растений – прикреплённый образ жизни. «Неподвижность» растений связана со способностью к постоянному росту: поверхность организма растений, через которую поступают в организм питательные вещества, постоянно увеличивается. Оставаясь на месте, растение захватывает новые пространства, из которых и получает питание. Поэтому растения и не испытывают особой потребности в передвижении.


    Кроме того, растения способны и к настоящему движению. Вспомни, как скручиваются плоды недотроги, как поворачиваются к солнцу листья и цветки (особенно хорошо это видно на подсолнечнике), как обвиваются вокруг опоры побеги вьюнка, фасоли или лимонника, усики гороха, как складываются листочки кислицы, закрываются и открываются цветки.

    Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)


    Все растения – живые организмы. Они питаются, дышат, осуществляют обмен веществ, выделяют в среду ненужные вещества, растут и развиваются, размножаются и реагируют на воздействия внешней среды.

    От других живых организмов – бактерий, грибов и животных – растения отличаются способностью создавать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца. При этом растения выделяют в окружающую среду кислород.

    В отличие от животных, растения ведут прикреплённый образ жизни и способны к постоянному росту и образованию новых органов.


    В разделе "Царство Растения" вы можете изучить:

    Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения».

    Предмет: Окружающий мир.

    Класс: 3.

    Программа: «Гармония».

    Тип: Урок изучения нового материала.

    Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения»

    Цели урока:

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

      сформировать представления о строении цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.

      Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

      Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

    Задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

    Дать представление о растении как живом организме;

    Развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

    Воспитывать бережное отношение к растениям .

    Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями, карточки со схемой.

    Ход урока.

      Организационный момент. (1мин.) (Слайд1)

    Психологический настрой

    Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что на уроке вы будите мне настоящими помощниками.

      Проверка домашнего задания. (3 мин.)

    Работа в группах.

    Перед вами листочки с вопросами, выберите правильный вариант ответа.

    1 группа.

    1. Какие насекомые появляются весной первыми?

    А) стрекоза

    Р) божьи коровки, пчёлы, муравьи

    В) муха

    2 группа

    2. Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок?

    А) На траве роса. Насекомые «сушатся».

    Б) Растут

    В) Спят

    3 группа

    3. Какая стадия отсутствует у кузнечиков?

    А) яйцо

    Б) личинка
    С) куколка

    4 группа

    4. Выберите правильную стадию развития колорадского жука.

    А) яйца – колорадский жук

    Т) яйца – личинка – куколка - колорадский жук
    В) личинка – колорадский жук

    5 группа

    5. Назовите самого прожорливого воздушного хищника.

    А) муравей

    Е) стрекоза
    Г) птица

    6 группа

    6. какие жуки носят название того месяца, в котором появляются.

    А) муравей

    Б) стрекоза
    Н) майский жук

    7 группа

    7.Какое насекомое на Руси зовётся запечным соловьём?

    А) муравей

    В) жук
    И) сверчок

    8 группа

    8. Какие насекомые передвигаются так: впереди разведчики, на флангах – солдаты-гвардейцы, в конце колонны – матка, в окружении пышной свиты рабочих.

    В) стрекозы

    Б)кузнечики
    Я) муравьи

    Каждая группа называет свой вариант ответа. (Слайд 2)

      Объявление темы урока и постановка целей (4 мин)

    Сложив все буквы, ваших вариантов ответов, у нас получилось слово. Это слово растения.

    Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о растениях) (слайд 3)

    Какие задачи поставим перед собой? Что мы должны узнать?

    Растения – это живая или неживая природа? (Живая).

    Слайд 4

    На слайде написан проблемный вопрос: «Растение – живой организм?»

    Подумайте, почему растение – живой организм? Ваши предположения?

    А теперь, давайте докажем наши предположения.

      Изучение нового материала. (15 мин)

    Что такое растение?

    Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

    Давайте назовём известные нам группы растений. (Сначала дети называют: деревья, кустарники, травы) (Слайд 5)

    Деревья, на какие 2 вида делятся. (Сначала дети называют: хвойные и лиственные)

    Ребята назовите признаки жизни растений. (Сначала дети называют: питается, дышит, растёт, размножается, умирает) (слайд 6)

    Работа в парах.

    Поработайте в парах. Откройте рабочую тетрадь стр. . Подумайте, что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни?

    (Сначала дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва). (слайд 7)

    Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза. Природа на Земле неодинакова. Различны условия для жизни растений на суше и в воде, в тундре и в пустыне, в долинах и на высоких горах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, парках и заповедниках.

    Слайд 8.

    Как вы считаете, какие растения называют дикорастущими? Где растут дикорастущие растения. Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. - Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

    Слайд 9.

    Какие растения называют культурными? Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.

    Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

    Работа с текстом учебника (c.78)

    Какие растения изображены на рисунке? (Одни учащиеся назовут конкретные растения – яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли; другие – группы: цветковые, хвойные, мхи, папоротники, водоросли.)

    Давайте подпишем группы растений.(Тетрадь на стр.20 №13.)

    Подумайте, чем же отличается каждая группа растений?

    Учащиеся подготовили сообщение о каждой группе, давайте их послушаем.

    Слайд 11

    Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

    Слайд 12.

    Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми они размножаются.

    Слайд 13.

    Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

    Слайд 14,15,16,17.

    Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник.

    Слайд 18.

    Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

    Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым, выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

    Цветы, как люди, на добро щедры,

    И, щедро нежность людям отдавая,

    Они цветут, сердца обогревая,

    Как маленькие теплые костры.

    Давайте посмотрим, какие бывают цветущие растения.

    Релаксация Видеомозаика «Музыка цветов».

    Слайд 19.

    Практическая работа. (самостоятельная работа. Взаимопроверка.)

    Подумайте, из каких частей состоит травянистое растение.

    Откройте рабочую тетрадь страница ….., попробуйте определить части растения, из чего состоит растение?

    травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами.) Слайд 20.

    Большую роль в жизни человека играют растения. Немало среди них очень ценных полезных растений.

    Вспомните и назовите как можно больше названий лекарственных растений.

    Ребята, а растения нужно беречь? Нуждаются ли растения в охране? Что создали люди, чтобы уберечь от гибели растений? (Красную книгу, слайд 21). Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

    Давайте поиграем в игру «Верно – неверно»

    Если верно - вы встаёте, если неверно- вы хлопаете в ладоши.

    Деревья не ломайте, деревья не калечьте, ни трав, ни лист не рвите.

    В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, цветов нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

    Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

    Наконец- то можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не мешать!

    Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

      Закрепление учебного материала. (5 мин)

    Работа в группах.

    Чтобы закрепить нам изученный материал, я вам предлагаю поработать в группах.

    Перед Вами карточки с заданиями. Выполните их, вспоминая всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

    Приложение 1

    Проверка. Каждая группа отвечает на свой вопрос.

    V I . Итог. (4 мин) (Слайд 21)

    Чему учились на уроке?

    VII . Домашнее задание (2 мин) (слайд 22)

    Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня.)

    На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

    VIII . Рефлексия (1мин) (слайд 23)

    Оцените себя. Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и как вы работали на уроке.

    Всем спасибо за урок.

    3 задание

    Напишите, что нужно растению для жизни?

    4 ЗАДАНИЕ

    Напишите названия лекарственных растений.

    __________________________________________

    __________________________________________

    5 задание

    -Напишите какие растения называют культурными?

    ______________________________________________

    Приведите примеры.

    ______________________________________________

    _______________________________________________

    6 задание

  • Просмотров