Служебное расследование: Трудовой кодекс о дисциплинарных взысканиях. Порядок проведения служебного расследования на предприятии

(введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

1. По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи, проводится разбирательство. При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка.

2. Разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы.

3. Срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 259-ФЗ)

4. Порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

6. В случае, если в ходе разбирательства установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (должностному лицу гарнизона) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (должностное лицо гарнизона) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Органы военной полиции уведомляются только командирами воинских частей (должностными лицами гарнизона) Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 259-ФЗ)

7. По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка).

8. В протоколе о грубом дисциплинарном проступке, форма которого устанавливается общевоинскими уставами, указываются:

дата и место составления протокола;

должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

должность, место военной службы (прохождения военных сборов), воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого составлен протокол;

должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности (для лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, - фамилии, имена, отчества и адреса места жительства);

время, место, способ и другие обстоятельства совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка;

доказательства, подтверждающие наличие события грубого дисциплинарного проступка и виновность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;

положения федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;

сведения о примененных мерах обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при этом понятых - должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества понятых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо фамилии, имена, отчества и адреса места жительства понятых, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

другие фактические данные, необходимые для установления обстоятельств совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка.

9. Военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, имеет право представить замечания по содержанию протокола в письменной форме, которые прилагаются к протоколу. О наличии указанных замечаний лицом, составившим протокол, делается запись в протоколе.

10. Протокол о грубом дисциплинарном проступке подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, в отношении которого он составлен. В случае, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись лицом, составившим протокол. Копия протокола под расписку вручается военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого он составлен.

11. В случае, если в последующем в материалы о дисциплинарном проступке вносятся изменения, с этими изменениями должен быть под расписку ознакомлен военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого проводилось разбирательство.

N 76-ФЗ - устанавливает основы российской политики в сфере правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан нашей страны, уволенных с военной службы, и членов их семей. Определяет и регламентирует свободы и права, обязанности и ответственности военнослужащих. Рассматривает подробно такие вопросы, как статус, защита чести, свободы, достоинства военнослужащих, права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на участие в управлении делами государства и общественными объединениями, служебное время на отдых, торгово-бытовое обслуживание, продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих и др.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 2015 года № 76-ФЗ был принят 6.03.1998 г.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.


Проведение служебного разбирательства в случае выявления совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в виде исполнения обязанностей по службе в состоянии алкогольного опьянения
А.С. Ковалев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Как показывает практика, одним из распространенных нарушений воинской дисциплины является исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, которые сами по себе ведут к совершению других грубых дисциплинарных проступков и преступлений.
Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения относится к одному из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих. Однако абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Но основание привлечения к дисциплинарной ответственности возникает при самом появлении в нетрезвом виде на службе, независимо от того исполняет ли военнослужащий или нет при этом обязанности военной службы.
Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.
В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

· действительно ли имел место проступок;

· где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

· в чем он выразился;

· наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

· каковы последствия проступка;

· обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

· причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
Важно отметить, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях военнослужащий при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток (кроме офицеров), после чего принимается решение о его ответственности.
Служебное разбирательство производится устно или письменно в произвольной форме лично командиром или назначенным им должностным лицом.
Однако данное положение может предоставить военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение в виде исполнения обязанностей военной службы в состоянии опьянения (далее
· военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение), возможность обжалования наложенного командиром взыскания, которому предшествовало разбирательство в устной форме.

В современной России нередко возникают конфликтные ситуации во взаимоотношениях работодателя и сотрудника. Многим не удается выйти из них без ущерба для благополучия и финансового состояния из-за недостатка юридических знаний.

Служебное разбирательство — неотъемлемый аспект любого гражданина, работающего достаточно долго на одном месте. Некоторые работодатели стремятся извлечь выгоду для себя из конфликтных ситуаций, пользуясь всевозможными лазейками и недоработками законодательства.

Сегодняшняя статья позволит избежать неправомерных действий со стороны руководителя и свести ущерб от них к минимуму.

Что такое служебного разбирательство?

Любая организация, включающая штат сотрудников от двух или трех человек, может столкнуться с ситуацией, в которой необходимо осуществить служебное расследование.

Сторонам необходимо действовать законно во время данного процесса. Необходимость в его проведении возникает при обнаружении проступка одного из штатных сотрудников.

Расследование является некой совокупностью способов сбора, проверок и аналитики информационных данных о рассматриваемом действии. Представленные сведения и материалы о неправомерном действии обязательны, так как только с их помощью удастся выяснить подлинные подробности его осуществления.

В Трудовом Кодексе отсутствует точное определение термина служебное расследование. На практике словосочетание подразумевает сформированный законодательством метод привлечения провинившегося лица к дисциплинарной ответственности.

Наказание за отказ от выполнения установленного порядка может отсутствовать, если руководитель примет такое решение.

Согласно 189 статье Трудового Кодекса Российской Федерации, называется точное следование установленным нормам поведения, которые устанавливаются законодательной базой или трудовыми соглашениями. Также регулировать деятельность рабочего штата могут локальные договоры.

Проступком является отклонение или пренебрежение установленными правилами без существенных на то причин.

Заключение подразумевает приобретение действующими сторонами прав и обязанностей, регламентированных в 21 и 22 статье Трудового Кодекса. Руководитель и подчиненный обязаны действовать в оговоренных ранее нормах.

Следовательно, первый обладает правом применить дисциплинарное наказание ко второму, если будет установлен факт нарушения документального соглашения.

Для его осуществления следует осветить факт совершения деяния, предъявив полную доказательную базу. Служебное расследование заключается в её поиске.

С чего начинается служебное расследование

Без причины расследование не проводят.

Служебное разбирательство целесообразно начинать в том случае, если с сотрудника необходимо взыскать денежные средства в счет погашения причиненного ущерба. Превалирующей целью процедуры является определение причин его образования.

Выяснив факторы, ставшие причиной проступка, административный персонал сможет провести широкий спектр профилактических мер по их устранению. Также будет скорректирована политика организации, что поможет избежать повторного нарушения трудовых договоренностей.

Служебное расследование является трудозатратной мерой, следовательно, его проведение оправдано в случае выявления значительных правонарушений.

Нередко начальство ограничивается профилактической беседой с нарушителем, что является действенной мерой. Строгие пути пресечения используются, если выявлен весомый материальный ущерб предприятию или установлен факт использования статуса сотрудника из личных корыстных побуждений.

Собранная комиссия осуществляет проверку всех отклонений от дисциплинарных договоренностей. Они имеют следующую формулировку:

  1. Уклонение от проверки знаний по охране трудовой деятельности и технике безопасности;
  2. Уклонение от медицинского обследования;
  3. Уклонение от осуществления специализированного обучения во время рабочего дня;
  4. Отказ от заключения соглашения по материальной ответственности. Проверяется если он входит в список основных рабочих обязанностей лица.

Членам действующей комиссии разрешается опрашивать виновных и лиц, ставших непосредственными свидетелями правонарушения. Данная процедура имеет добровольный характер, и принуждение со стороны руководителя не является законным.

Прохождение полиграфа и обыск рабочего места не допускается проводить без получения согласия на то сотрудника.

Кто участвует в служебном разбирательстве

В большинстве случаев основными действующими лицами служебного разбирательства выступает служба безопасности и внутренний отдел аудита.

Если организация предусматривает небольшой штат сотрудников, то процедура может ограничиться привлечением кадрового агента. Также допускается привлекать прочие специальности для проведения правомерного расследования. Например, юристов и бухгалтеров.

Непосредственный руководитель работника, ставшего субъектом разбирательства, обязан принимать участие в расследовании. Однако, получение объективной доказательной базы не требует его непосредственного участия в проверяющей коллегии.

В комиссию могут включаться члены профессионального комитета, службы по управлению персоналом и безопасности.

Минимальная численность проверяющего органа — три сотрудника. Начальник службы безопасности должен возглавлять его.

Сроки проведения

Дисциплинарный проступок имеет срок действия.

Согласно действующему законодательству расследование правонарушений должностными лицами осуществляется в течение тридцати дней. За это время должно быть принято итоговое решение или выпущен документ, подтверждающий осуществление служебной проверки.

В некоторых случаях инициатором разбирательства является сотрудник, предоставляющий служебную записку. Тогда расследование необходимо завершить не позднее одного месяца со дня поступления документов.

В этот срок не допускается включать период нахождения сотрудника в обязательном отпуске или на . Время для учета данных от представительного подразделения также исключается.

Максимальный объем подготовительных процедур — полгода. Дисциплинарный проступок не может рассматриваться через шесть месяцев после его фактического совершения и теряет свою юридическую силу.

Специалист обязан предоставить письменную объяснительную записку. Она составляется в течение двух суток с момента поступления уведомительного сообщения. Если объяснение не будет получено комиссией в установленный срок, то она вправе оформить акт об отказе в содействии.

После выявления правонарушения выпускается акт, подтверждающий осуществление внутреннего расследования. Он подтверждается автографом начальника и издается в течение суток.

Она должна состоять из профессиональных работников, которые не заинтересованы в разбирательстве и будут непредвзято относиться к его участникам.

Во время заключительного этапа проверочных мероприятий начальнику рапортуются полученные результаты. Указываются следующие аспекты:

  • совокупность условий и причин, приведших к совершению правонарушения;
  • перечень виновных лиц и характер причиненного ущерба;
  • возможные меры пресечения аналогичных случаев в будущем и штрафные санкции для провинившихся сотрудников.

Процедура проведения

От работника требуют объяснительную.

  • сбор проверяющей комиссии, состав которой указывается в издаваемом приказном акте. В неё запрещается включать руководителя, который выносит итоговое решение расследования;
  • действие комиссии. Работа заключается в установке конкретного лица, нарушившего трудовое соглашение, сути и объема нанесенного ущерба, списка факторов, приведших к конфликту, наказании виновных сотрудников и создании профилактических процедур, которые пресекают подобные действия в дальнейшем;
  • лицо, непосредственно совершившее правонарушение, предоставляет объяснительную записку. Она также взыскивается с сотрудников, подозреваемых в пособничестве или участии;
  • сбор необходимой для достоверного расследования документации. будет единственным документом, если проступок прост;
  • формулировка итогов о проведенном расследовании и внесение их в акт. Документ должен включать описание факта правонарушения, затраченного времени и причин осуществления рассматриваемого деяния.

В резолютивной составляющей указываются виновные лица и сопутствующие обстоятельства.

Комиссия и руководство предприятия подписывает составленный документ, подтверждая достоверность представленной в нем информации.

Оформление результатов расследования

Акт содержит определенные сведения.

Акт, составляемый по результатам процедуры должен включать следующие пункты, подкрепленные собранной информацией:

  1. Вводная часть. Включает факт правонарушения, дату и время совершения, длительность проверочных работ и перечень сотрудников, входящих в состав комиссии;
  2. Описание. Состоит из собранных доказательств;
  3. Резюме. Включает список сотрудников, чья вина была установлена, факт осуществления ими правонарушения и перечень взысканий, которые не были сняты до начала разбирательства.

В качестве приложения к акту выступает пакет документов, применяемых в расследовании. К нему выдается соответствующий порядковый номер, включающий дату принятия окончательного решения.

Все задействованные материальные доказательства вносятся и подшиваются в соответствующую папку. Во избежание подмены результатов проведенной экспертизы проводится опись бумаг.

Получив полный результат, руководитель обязан принять решение в отношении правонарушителя. избирается в соответствии с нормативами Трудового Кодекса.

В зависимости от тяжести содеянного выбирается замечание, строгий выговор или увольнение из организации, осуществляемое на основе полученных доказательств.

После завершения проверки издается приказ, в котором указывается итоговое решение руководящего персонала о применении штрафных санкций. Также в нем перечисляются лица, чья виновность была установлена, основания расследования и назначаемые наказания. За одно дисциплинарное правонарушение предусмотрено одно взыскание.

Служебное разбирательство является неотъемлемым аспектом деятельности крупных предприятий. Оно позволяет избежать уклонения от дисциплинарной ответственности.

Также с его помощью можно установить полный список лиц, принимавших непосредственное и косвенное участие в правонарушении. Рассчитывается ущерб, который взыскивается с виновных, что позволяет исключить его покрытие средствами из бюджета организации.

Процедура требует соблюдения большого числа законодательных норм и присутствия экспертов.

Из этого видео вы узнаете о дисциплине труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Не виновен, пока не доказано обратное. Если позиция работодателя в итоговом акте служебной проверки окажется недостаточно аргументированной, впоследствии суд может встать на сторону работника. Юридически точное и делопроизводственно грамотное оформление документов на разных этапах расследования поможет вам вынести взвешенное решение и хладнокровно отстоять интересы компании в будущем.

Служебное расследование (служебная проверка) - процедура серьезная. Для доказательства мелких нарушений она не затевается. Часто с нарушителем корпоративного спокойствия достаточно провести профилактическую беседу. Если же есть подозрения в том, что сотрудник нанес организации значительный материальный ущерб или использовал свои служебные полномочия в корыстных целях, то стоит перейти к строгим мерам. Факт прогула также подтверждается результатами служебного расследования.

Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.

В российском законодательстве отсутствует понятие служебного расследования как таковое. Его можно считать частью дисциплинарного производства, в котором детально описан порядок привлечения к ответственности за дисциплинарный проступок. Служебное расследование в отдельно взятой организации регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами (инструкциями, положениями).

Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия. Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр. организации необходимые для расследования запросы.

С чего начинается служебное расследование

Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда. Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.

Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки. Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см. Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа.

Служебная записка должна быть принята к исполнению и зарегистрирована. С того момента, когда на ней ставится входящий номер по журналу внутреннего документооборота и дата принятия, начинается отсчет времени для проведения расследования. Помимо служебной записки, основанием для проверки могут стать:

  • заявление самого работника;
  • претензия контрагента или жалоба потребителя;
  • акт об обнаружении недостачи товара;
  • заключение аудитора, акт инвентаризации;
  • письменные и устные обращения граждан, представителей организаций, содержащие сведения о совершении работником проступка и др.

Одного из этих документов достаточно для того, чтобы запустить процедуру служебного расследования. Стартовым выстрелом для него является приказ руководителя о проведении проверки или иного уполномоченного лица, ответственного за принятие кадровых решений.

Кто участвует в служебном расследовании

Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.

Сроки проведения расследования

Один месяц – столько времени отводится законом на расследование факта нарушений трудовой дисциплины. Он считается со дня принятия решения (издания приказа) о проведении проверки. В том случае если расследование проводится на основании служебной записки какого-либо работника, то проверка должна быть завершена не позднее одного месяца с момента подачи документа (ст. 193 ТК РФ). В указанный период не входит время болезни работника, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шести месяцев. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включено время производства по уголовному делу.

Проведение служебного расследования

После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2).

Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3).

Формы этих документов не установлены, но желательно, чтобы они были подписаны всеми членами комиссии. Работник может составить объяснительную записку в свободной форме с соблюдением общих требований делопроизводства. В объяснительной работник излагает свою версию произошедшего, поясняет обстоятельства и указывает причины проступка (см. Образец 4).

Объяснительная записка – обязательный, но не всегда единственный документ расследования. Комиссия может потребовать копии или оригиналы иных документов, подтверждающих вину или невиновность работник. Все полученные документы нумеруются и подшиваются в дело. В итоговом документе проверки они оформляются как приложения.

Неявка на рабочее место

Если работник не вышел на работу, то на каждый день отсутствия составляется акт об отсутствии лица на рабочем месте. К акту можно приложить косвенные доказательства, как например, факт отсутствия подписи работника в журнале учета прихода и ухода работников, информацию в электронной системе контроля доступа персонала, докладные записки сослуживцев и непосредственного начальника и др. Требование явиться на работу и представить объяснения прогула направляется заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника, если он не появлялся на рабочем месте два дня подряд. Срок ожидания ответа рекомендуется отсчитывать с даты получения письма или телеграммы. Работник может направить свои объяснения в письменной форме. При наличии подтверждения, что корреспонденция не была получена адресатом, работодатель вправе обратиться в полицию или направить запросы в больницы. Важно помнить, что если причины неявки на работу в суде будут признаны уважительными, работник будет восстановлен в должности и работодатель понесет убытки в виде денежных компенсаций работнику за все время его отсутствия на работе.

Причинение материального ущерба

Согласно Федеральному закону 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. Инвентаризация проводится комиссией на основании приказа руководителя организации. Установление причин возникновения и размера материального ущерба обязательно до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками. При этом размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения (ст. 246 ТК РФ). Но он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за минусом амортизационных отчислений. Как правило, для определения размера работодатели приглашают независимых оценщиков либо берут данные балансовой стоимости имущества.

Злоупотребление полномочиями

Для того чтобы выявить факт злоупотребления полномочиями, проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы. Их услуги могут понадобиться для установления, например, обоснованности отпуска товаров, передачи в аренду имущества по заниженным ценам и др. Для акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью решение об аудиторской проверке принимается общим собранием участников (акционеров) юридического лица с целью подтверждения правильности бухгалтерской документации, финансовой отчетности и состояния текущих дел организации.

Как оформить результаты служебного расследования

Итогом служебного расследования является письменное заключение или акт (см. Образец 5), составленный на основании собранных материалов. Заключение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной:

  • Вводная часть содержит факт нарушения дисциплины труда, дату нарушения, период проведения расследования и состав комиссии.
  • Описательная часть подробно излагает доказательства расследования.
  • Резолютивная часть – это резюме: кто конкретно и в чем именно виновен, имеются ли у данного сотрудника аналогичные неснятые взыскания.

В конце приводится список приложений к итоговому акту комиссии:

  • служебные записки об обнаружении факта дисциплинарного проступка, акты об отсутствии работника, иные документы, являющиеся основанием для проведения расследования;
  • адресное требование представить объяснения, документы, подтверждающие направление (вручение) данного требования, объяснительную записку работника (либо акт об отказе ее представления);
  • докладные, служебные и объяснительные записки должностных лиц и очевидцев происшедшего;
  • акт инвентаризации;
  • заключение аудитора; заключения независимых экспертов, а также показания специальных технических средств и т. д.

Документ вместе с приложениями должен быть подписан всеми членами комиссии. В делопроизводстве итоговому акту присваивается порядковый номер, указывается дата его составления. Она и является днем окончания расследования. Документ утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Ответственность при дисциплинарном проступке

Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается на усмотрение работодателя. Оно должно быть принято руководителем организации в течение трех дней с момента окончания расследования. Некоторые работодатели ограничиваются мягкими мерами воздействия: проведением бесед, выражением порицания и др. В ТК РФ предусмотрено три вида наказания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Другие взыскания к работнику применяться не могут, за исключением работников, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда (ч.5 ст. 189 ТК РФ).

Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Если факт нарушения был подтвержден в ходе проверки, должностное лицо должно быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Решение о дисциплинарном взыскании оформляется приказом (см. Образец 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Для учета служебных расследований и их результатов в бумажном или электронном виде ведется Журнал учета служебных расследований (см. Образец 7). Все материалы расследований целесообразно хранить подшитыми в отдельные дела либо в одно дело и размещать в хронологическом порядке.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ, с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней дня его издания, не считая времени его отсутствия на работе. В случае отказа работника составляется соответствующий акт. Ст. 248 ТК РФ установлено, что приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера.

ВНИМАНИЕ! Желательно, чтобы работник ознакомился со всем пакетом документов под роспись. В будущем это может предотвратить подачу работником иска, поскольку он заранее знал аргументированную позицию работодателя.

Если в ходе служебного расследования были обнаружены признаки состава преступления (например, работник использовал служебные полномочия в целях извлечения личной выгоды), необходимо их назвать и внести предложения руководителю организации рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

Т.В. Войцехович

Разбирательство - ϶ᴛᴏ форма выяснения обстоятельств дисциплинарного проступка. Впервые термин ʼʼразбирательствоʼʼ введён статьёй 86 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года.

Очень часто в правовых актах не делается различий между разбирательством и административным расследованием. При этом разбирательство и административное расследование отличаются друг от друга по ряду признаков, в т.ч. по кругу субъектов, имеющих право проводить разбирательство и назначать административное расследование, а также по срокам их проведения.

В частности, круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование, уже, чем круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, предусмотренное Уставом. Так, из ст.ст. 72-89 УВС ВС РФ следует, что назначение административного расследования не относится к общим обязанностям командиров (начальников). Отсюда можно сделать вывод, что назначать административное расследование имеют право не всœе командиры (начальники). Такое право предоставлено командирам (начальникам), занимающим должности не ниже командиров отдельных батальонов, в т.ч. командирам отдельных батальонов и командирам полков (кораблей 1 и 2 ранга) (ст.ст. 91, 124 УВС ВС РФ). В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 ᴦ. № 161-ФЗ административное расследование проводится для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Назначает его командир (начальник) воинской части, ᴛ.ᴇ. , право назначать административное расследование имеют командиры воинских частей. Право назначения административного расследования предоставлено также начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам и вышестоящим командирам (начальникам). В число должностных лиц, которые имеют право назначать административное расследование, входит начальник гарнизона. Он вправе назначать административное расследование проступков военнослужащих, не проходящих службу воинских частях данного гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

Для проведения административного расследования законодательством установлен более длительный срок, чем для проведения разбирательства. По общему правилу на проведение административного расследования отводится срок до одного месяца. В отличие от разбирательства законодательством допускается продление срока административного расследования (ст. 7 Федерального Закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г, № 161-ФЗ).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчинœенного дисциплинарного взыскания обязательно должно предшествовать выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Согласно Уставу не допускается наложение дисциплинарного взыскания без выяснения указанных обстоятельств (ст.ст, 48, 86 Устава). Из ст.ст. 48 и 86 Устава следует, что проведение разбирательства в целях установления обстоятельств дисциплинарного проступка является не только правом, но и обязанностью командира (начальника). Разбирательство может не проводиться лишь в том случае, в случае если лица, виновные в совершении дисциплинарного проступка, а также причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены компетентными государственными органами в ходе иной предусмотренной законодательством деятельности процессуального характера: судом либо в результате ревизии, проверки, дознания, следствия или административного расследования.

В соответствие со ст. 10 Дисциплинарного Устава налагать дисциплинарные взыс­кания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделœе "Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях" (гл. 3 Устава). По этой причине проведение разбирательства находится в их компетенции, ᴛ.ᴇ. проводить разбирательство имеют право всœе указанные начальники. Следовательно, круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, шире, нежели круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование.

Из ст. 86 Дисциплинарного Устава можно сделать вывод, что разбирательство обязан проводить лично командир (начальник). Представляется, что ст. 86 Устава не вполне точно истолкована. Из нее следует, что разбирательство лишь назначается командиром (начальником), а проводится, как правило, любым офицером. При этом личное проведение разбирательства командиром (начальником) не исключает возможности привлечения им подчинœенных к участию в осуществлении деятельности по разбирательству.

В целях объективного и оперативного проведения разбирательства следует учитывать ряд требований, которым должны соответствовать привлекаемые к участию в деятельности по разбирательству военнослужащие. К участию в деятельности по разбирательству бывают привлечены лишь такие военнослужащие, которые не являются подчинœенными лиц, совершивших проступок, не заинтересованы по отрицательным мотивам (корысть, неприязненные отношения и т.п.) в результате разбирательства, а также имеют необходимый для участия в деятельности по разбирательству уровень профессиональной подготовки.

В Дисциплинарном Уставе не определœен прямо срок проведения разбирательства. Вывод о его продолжительности можно сделать путем толкования норм Устава в их взаимосвязи. Так, исходя из статьи 88 Устава наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, разбирательство должно быть закончено не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на данного военнослужащего, стало известно о совершенном им проступке. Возможность продления срока разбирательства Уставом не предусмотрена.

В Дисциплинарном Уставе не определœено также, в какой форме: устной или письменной - должно проводиться разбирательство. По этой причине форму проведения разбирательства в каждом конкретном случае определяет командир (начальник), который проводит его. При определœении формы разбирательства подлежат учету, прежде всœего объём и сложность задач по установлению обстоятельств проступка.

В ходе разбирательства наряду с другими обстоятельствами, подлежащими выяснению, крайне важно установить, в чем выразился проступок, наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и их последствиями, наличие вины лица в действии (бездействии), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица. Установление того, в чем выразился проступок, и наличия причинно-следственной связи представляет собой выявление признаков объективной стороны дисциплинарного проступка. Установление внешнего проявления проступка предполагает решение вопроса о его противоправности. Действия (бездействия) военнослужащего бывают признаны противоправными в том случае, в случае если ими нарушены нормы права. При этом важно точно установить, какие конкретно нормы правовых актов нарушены.

Просмотров