Соколы полковника соколенко. Отдельный батальон связи и радиотехнического

January 25th, 2017

Продолжаю рассказ о поездке в Ртищевский район. И как же после нескольких опубликованных постов не упомянуть про районный центр - город Ртищево. Но я не просто расскажу вам о нём, но и поделюсь впечатлениями о своей осенней прогулке по городу в 2015 году, которую я совершил по пути в Воронеж, когда стоял здесь больше часа (будет ещё как минимум два поста) .

Но в этом посте о том, как я впервые попал сюда необычным способом - по автомобильной дороге:)

Любой пассажир поезда "Саратов-Москва" знает станцию Ртищево. Здесь вагоны стоят около получаса. Пока меняют электровоз на тепловоз, можно выйти, размять ноги, сходить на вокзал или даже прогуляться по окрестностям: дойти до магазина, осмотреть бюст Ленину, восхититься необычной водонапорной башней, зайти в Александро-Невский храм. Всё – в шаговой доступности от городского вокзала.

Так что же представляет из себя город Ртищево? Это административный центр Ртищевского района Саратовской области, расположенный в 214 км к северо-западу от Саратова. Здесь проживает более 40 тыс. человек, бОльшая часть которых занята на работе, связанной с железными дорогами.

Город, который хотели назвать в честь песни

Первое поселение возникло в этих местах на рубеже XVI и XVII веков. На реке Ольшанка, недалеко от слияния с Хопром появилось село Альшанка или Покровское (по престолу стоявшей в нём церкви). Позже оно получило еще одно название – Ртищево, так как принадлежало помещикам Ртищевым, которым его в 1723 году за проявленный в Северной войне героизм пожаловал император Пётр I.

Во времена строительства Тамбово-Саратовской железной дороги часть земель местных крестьян были отчуждены под строительство станции второго класса. В 1871 году станция Ртищево была сдана в эксплуатацию, а при ней возник пристанционный посёлок Ртищево. Статус города поселок получил в 1925 году. Село Ртищево располагалось к северу от него и вошло в состав его состав уже в советское время.

Интересно, что город пытались переименовать, но обе попытки закончились неудачей. Когда город должен был получить имя наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова (а вместе с ним переименовывались район и станция), историческое название спасло лишь то, что в момент принятия решения в 1938 году Ежова сняли с должности, а впоследствии арестовали и расстреляли.

В 1967 году возникло новое движение по переименованию, как и в первый раз, по причине связи названия города с именем боярина Ртищева, а бояре «всегда утверждали зло и мракобесие». В качестве вариантов предлагались «железнодорожные» имена, в честь революционерки А. М. Коллонтай, и даже по названию популярной тогда песни Эдиты Пьехи «Манжерок». Но после статьи историка-краеведа А. В. Куванова в местной газете, где он доказал, что Ртищевы горячо любили и стойко защищали Родину, вопрос был закрыт.

То, что это город железнодорожников, понимаешь, когда въезжаешь в него со стороны Саратова.

Уже после въезда нужно преодолеть не один железнодорожный переезд, пока доберешься до центра.

Типичный пейзаж центральной улицы.

Новая церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1914 году в Ртищево началось строительство гимназии, однако до 1918 года, то есть до упразднения гимназий как типа учебного заведения, её построить не успели.

В достроенном позднее здании, разместилась Образцовая школа, затем начальная школа № 2. Сегодня строение имеет статус регионального памятника, как "Здание, в котором учился герой Советского Союза Б.Т.Калинкин".

Позднее в этом здании размещались музыкальная школа и "Дом школьника". Ныне здесь располагается Дом детского творчества «Гармония».

В целом пейзаж вокруг выглядит так.

Но неожиданно попадаются и вот такие дома.

Вокзал и уникальная башня.

Железнодорожный вокзал строился одновременно со строительством станции. В январе 1871 года он был сдан в эксплуатацию. На рубеже ХХ века к зданию были пристроены два крыла с залами ожидания, а наверху появились две башенки. Для обслуживания высоких гостей на вокзале существовал буфет, который продолжал работать в советское время и был описан в романе Константина Федина «Необыкновенное лето».

В 1921 году на втором этаже вокзала находился один из комитетов международного «Фонда Нансена», организованного полярным исследователем для помощи голодающим Поволжья. В Ртищево фондом были организованы бесплатные столовые и распределительная база. Фритьоф Нансен лично останавливался на вокзале, где жил 3 дня, занимаясь организацией и контролем работы пунктов выдачи пайка. Теперь об этом свидетельствует мемориальная доска на стене вокзала.

В 2001 году здание вокзала было отнесено к выявленным объектам культурного наследия Саратовской области. В 2006 году был произведён его капитальный ремонт.

Войдём внутрь.

Тут до сих пор работают раритетные камеры хранения.

Кафе "Минутка".

Зал ожидания.

Только люстры куда-то исчезли.

Специально побольше фотографий перрона для любителей поездов, как yelkz .

Теперь это Юго-Восточная железная дорога.

Поблизости располагаются другие дореволюционные строения железнодорожной станции.

Обратите внимание на вот эти дома!

Видимо это типовой проект жилых домов для работников железной дороги. Точно такие же есть и в Саратове в станционном поселке. Только у нас они были надстроены двумя этажами в советское время, а тут можно увидеть, как они выглядели до надстройки!

Ну и других атрибутов железнодорожного посёлка не отнять.

Недалеко от вокзала возвышается водонапорная башня (водоёмное здание станции Ртищево-1). Она была построена в 1896 году во время введения в строй участка железной дороги от Пензы до Балашова.

Башня была построена по нестандартному для Рязанско-Уральской железной дороги проекту, её архитектурный стиль не имеет аналогов в России. Это четырёхугольная башня, полностью сложенная из кирпича. Внутри неё на высоте 20-25 метров установлены два металлических бака для воды. К ним ведёт кованная чугунная лестница. Приказом Министерства культуры Саратовской области водоёмное здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.

Храм, побывавший клубом имени Ленина

Между зданием вокзала и водонапорной башней находится храм, мимо которого нельзя пройти мимо.

Однопрестольная домовая церковь, освящённая во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, была построена на станции Ртищево при церковно-приходской железнодорожной школе 13 октября 1889 года, в память чудесного избавления Августейшей семьи Государя Императора от опасности.

Она составляла одно здание со школой и была деревянной, сверху обложенной кирпичом. В 1910 году на средства Общества Рязано-Уральской железной дороги и меценатов был построен новый каменный храм, рассчитанный на 780 человек, который разместился напротив деревянной школы-церкви 23 ноября 1910 года состоялось освящение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского.

После революции храму в какой-то степени повезло. Он единственный из трёх не был разрушен, не превратился в зернохранилище, как большинство областных храмов.

В 1924 году церковь по инициативе ртищевских комсомольцев была закрыта, с неё сняли кресты и купола, роспись закрасили, колокольню разрушили. Здание церкви было передано под рабочий клуб железнодорожников имени В. И. Ленина и библиотеку. В клубе работало 10 кружков и самодеятельный театр.

После постройкой Дворца культуры железнодорожников (ныне - Городской культурный центр) в 1935 году клуб в здании бывшей церкви был закрыт и его переоборудовали под детский клуб.
Однако детский клуб туда не попал - здание незаконно заняли отдел тяги и отдел движения станции Ртищево. В 1938 году здание передали аэроклубу имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова и райсовету ОСОАВИАХИМа.

С 1940 года вместо аэроклуба церковь занимали билетная группа, типография, гараж райисполкома, мастерские ртищевского райпромкомбината, этапная комендатура.

20 мая 1944 года распоряжением СНК СССР было утверждено разрешение Совета по делам Русской православной церкви на открытие в городе Ртищево одной православной церкви. На его основании было принято решение о передаче бывшего церковного здания коллективу верующих.

Храм вновь распахнул свои двери 1 июля 1944 года. Алтарь восстанавливался силами прихожан, которых приносили иконы, в том числе из закрытых церквей районных сел.

Проект застройки города на 1958 год предполагал снос Александро-Невской церкви для строительства двух многоэтажных домов, но настоятелю храма удалось убедить приглашённых архитекторов и заведующего горкоммунотдела сохранить церковь. Они внесли коррективы в расчёты и сместили разбивку домов в сторону.

В начале 1990-х годов были восстановлены главы храма, а в конце 1990-х - колокольня. В 2001 году здание Александро-Невской церкви вошло в список выявленных объектов культурного наследия области.

С 2003 по 2005 год по инициативе администрации Ртищевского района проводился капитальный ремонт храма. Были вставлены новые окна и дверные блоки, заменены купола. В 2007 году в церкви была проведена отделка ризницы, произведён частичный ремонт крыши, установлены: центральная дверь в храм, центральное паникадило, козырёк на откосы храма, отделана крестильная комната, панихидная.

26 марта 2012 года, в соответствии с Резолюцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Александро-Невскому храму был присвоен статус соборного.

Есть тут и улица Саратовская. В коллекцию Саратовских улиц мне:)

Небольшая справка о Ртищево из книги о Рязано-Уральской железной дороге за 1913 год.

Сегодня Ртищево помимо объектов железной дороги известно военным аэродромом, на котором дислоцируется 666-й учебный авиаполк Балашовского учебного авиационного центра подготовки лётного состава. В городе находятся Ртищевский техникум железнодорожного транспорта, профучилище, детская школа искусств им. В. В. Толкуновой, городской стадион «Локомотив», бассейн «Дельфин», ФОК «Юность».

А ещё я писал о том, что здесь очень необычный

(в 6 км северо-западнее железнодорожной станции Ртищево).

Ртищево
ИАТА : нет – ИКАО : XWPR
Информация
Тип военный
Страна Россия
Расположение 3 км северо-западнее города Ртищево
Высота НУМ 205 м
Часовой пояс UTC+3/+4
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
09/27 2000х40 армобетон

На аэродроме дислоцируется 666-й учебный авиаполк Балашовского учебного авиационного центра подготовки лётного состава .

История

В 1948 году в Ртищево началось формирование 2-го учебного авиаполка (УАП) Балашовского военного авиационного училища лётчиков-бомбардировщиков дальней авиации на самолётах УТ-2 и Як-18 . Командовал полком Т. Л. Минаков, а с октября 1949 года подполковник В. Г. Салов. Позднее, в августе 1949 года был организован 5-й УАП на самолётах Ли-2 . Командовал полком М. А. Прамошкин. В период с по 1960 год полком командовал полковник Захар Павлович Медведев.

В 1960 году ртищевский УАП вместо Ли-2 получил самолёты Як-18А. В том же году в Ртищево был сформирован 666-й УАП на самолётах Ил-12 . В 1962 году на аэродроме Ртищево курсанты второго курса впервые приступили к полётам ночью на самолетах Як-18У . В 1965 году на аэродром Ртищево поступил реактивный самолёт Л-29 . А в апреле 1966 года УАП приступил к обучению курсантов. В полку эффективно использовался тренажёр ТЛ-29, который позволял отрабатывать почти все элементы полёта. К 40-летию Балашовского училища в 1984 году в авиагородке Ртищевского гарнизона учебный самолёт первоначального обучения Л-29 был установлен на постаменте.

В начале 1980-х годов на ртищевском аэродроме были сданы в эксплуатацию бетонные взлётно-посадочные полосы. Аэродром также был оборудован современными системами посадки. Это позволило летать и днём, и ночью в любых погодных условиях.

В июле 1986 года в 666-й УАП Балашовского высшего военного училища лётчиков

История

В 1948 году в Ртищево началось формирование 2-го учебного авиаполка (УАП) Балашовского военного авиационного училища лётчиков-бомбардировщиков дальней авиации на самолётах УТ-2 и Як-18 . Командовал полком Т. Л. Минаков, а с октября 1949 года подполковник В. Г. Салов. Позднее, в августе 1949 года был организован 5-й УАП на самолётах Ли-2 . Командовал полком М. А. Прамошкин. В период с по 1960 год полком командовал полковник Захар Павлович Медведев.

В 1960 году ртищевский УАП вместо Ли-2 получил самолёты Як-18А . В том же году в Ртищево был сформирован 666-й УАП на самолётах Ил-12 . В 1962 году на аэродроме Ртищево курсанты второго курса впервые приступили к полётам ночью на самолетах Як-18У . В 1965 году на аэродром Ртищево поступил реактивный самолёт Л-29 . А в апреле 1966 года УАП приступил к обучению курсантов. В полку эффективно использовался тренажёр ТЛ-29, который позволял отрабатывать почти все элементы полёта. К 40-летию Балашовского училища в 1984 году в авиагородке Ртищевского гарнизона учебный самолёт первоначального обучения Л-29 был установлен на постаменте.

В начале 1980-х годов на ртищевском аэродроме были сданы в эксплуатацию бетонные взлётно-посадочные полосы. Аэродром также был оборудован современными системами посадки. Это позволило летать и днём, и ночью в любых погодных условиях.

В июле 1986 года в 666-й УАП Балашовского высшего военного училища лётчиков в качестве учебно-тренировочных поступили чехословацкие самолёты Л-410 . Всего к концу 1986 года было получено 40 самолётов. В мае 1987 года начались полёты на Л-410 с курсантами второго курса. К концу 1987 года из Львова было получено ещё 72 самолёта.

В 1994 году в 666-м УАП сократили численность эскадрилий с шести до четырёх. В конце 1998 года в 666-й УАП были переданы Л-410 из расформированного 478-го УАП (Петровск). К началу 2002 года в полку оставалось около 100 самолётов, исправными из которых было 60 %.

Авиабаза сегодня

В настоящее время ртищевский УАП (УАвБ) обучает курсантов 3-го и 4-го курса Балашовского учебного авиационного центра подготовки лётного состава на самолётах Л-410УВП-Э.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ртищево (аэродром)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ртищево (аэродром)

Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.

Поздравляем руководящий, инструкторский, инженерно-технический состав, ветеранов полка с 60-ти летием!

Желаем всем крепкого авиационного здоровья, безоблачного неба, мягких посадок и исправной матчасти!

666-й УАП был сформирован в Ртищево на самолётах Ил-12 .

К 40-летию Балашовского училища в 1984 году в авиагородке Ртищевского гарнизона учебный самолёт первоначального обучения Л-29 был установлен на постаменте .

В июле 1986 года в 666-й УАП Балашовского высшего военного училища лётчиков в качестве учебно-тренировочных поступили чехословацкие самолёты Л-410 . Всего к концу 1986 года было получено 40 самолётов .

В мае 1987 года начались полёты на Л-410 с курсантами второго курса. К концу 1987 года из Львова было получено ещё 72 самолёта .

В 1994 году в 666-ом УАП сократили численность эскадрилий с шести до четырёх .

В конце 1998 года в 666-й УАП были переданы Л-410 из расформированного 478-го УАП (Петровск).

К началу 2002 года в полку оставалось около 100 самолётов , исправными из которых было 60 %.

В настоящее время ртищевский 666-й УАП обучает курсантов 4-го курса Балашовского учебного авиационного центра подготовки лётного состава на самолётах Ан-24 и Л-410 .

Фотоматериалы о проведении встречи размещены в фотоальбоме

Подобное я впервые увидел собственными глазами и испытал, признаться, не самые приятные ощущения. На взлетно-посадочную полосу, вынырнув прямо из-под низких облаков, пытался сесть Ан-26 с отказавшим двигателем, о чем свидетельствовали обессиленно замершие лопасти винта.

Однако воздушное судно благополучно дотянуло до ВПП, и через несколько мгновений колеса шасси удивительно легко коснулись бетонки. А когда машина остановилась, из нее вышел пилот и доложил начальнику Балашовского учебного авиационного центра подготовки летчиков дальней и военно-транспортной авиации полковнику Виктору Соколенко об... успешном выполнении учебного задания.

"ШТУЧНЫЙ ТОВАР"

Я оказался в этот момент рядом с Виктором Николаевичем на краю рулежной дорожки и вместе с ним слушал спокойный, аргументированный отчет без пяти минут летчика пятикурсника Вячеслава Сычугова. Чувствовалось: для него все то, что произошло на моих глазах, - самая обычная вводная одного из обычных учебных полетов.

Впрочем, справиться с таким испытанием по плечу далеко не каждому. А потому отбор своих будущих питомцев центр проводит очень тщательно. Авиации надо служить до самозабвения, и способны на это только подлинные фанаты своего дела. Которыми, кстати, зачастую становятся по наследству. К примеру, у того же Славы Сычугова отец - классный летчик, прошел Афганистан, награжден орденом Красной Звезды. Но и обучение в УАЦПЛ организовано по передовым методикам. Не случайно курсант-балашовец Максим Гусев стал обладателем стипендии правительства РФ (отнюдь не все вузы Минобороны могут похвастать тем же).

Сегодня в центре - летный день. Согласно плановой таблице за штурвалами работают 26 курсантов. Продолжительность полета по кругу составляет всего 12 минут, полета в зону - 40-50 минут (среди других заданий - и вводная на посадку самолета с остановившимся двигателем, которую мне довелось наблюдать). Однако подготовка к ним занимает куда больше времени и проводится всегда сверхтщательно.

Заместитель командира учебно-авиационного полка и руководитель полетов подполковник Андрей Зюзин выслушал доклады начальников служб, в которых важно было все: высота полета, дистанция между машинами, погода и наличие птиц в районе аэродрома. Кстати, эти доклады, как впоследствии и переговоры с экипажами, документировались: ответственность в случае чьей-либо ошибки должна быть персональной.

Хотя тут стараются работать без ошибок. Заместитель начальника центра полковник Юрий Жуков рассказал мне историю о том, как всего секунды отделяли его бывшего соученика, уже опытного офицера, от неминуемой гибели. Именно столько времени, как потом установила комиссия, оставалось для принятия решения после возгорания двигателя. Едва пилот катапультировался, рванули топливные баки.

Летчики - это "штучный товар". Пусть простят меня авиаторы за такое сравнение, но оно, думается, очень верное. Курсанты по-разному могут повести себя в схожих условиях обстановки. Однако каждый из них должен быть готов мгновенно среагировать на непредвиденные обстоятельства в полете. Это качество не дается с рождением. Есть только предпосылки, задатки, которые надо развить. Неудивительно, что в центре один офицер-инструктор приходится не более чем на 4-5 обучаемых. Не зря говорят, что подготовка одного летчика равносильна подготовке двух кандидатов наук.

ЛЕТНАЯ ALMA-MATER

В 1944 г. в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны была сформирована 2-я Балашовская авиационная школа пилотов Красной Армии. В июле 1945 г. она переименована в военное авиационное училище летчиков, которое в 1959 г. стало высшим. В 1998 г. училище переименовано в военный авиационный институт. За боевые подвиги 128 его питомцев удостоены звания Героя Советского Союза, 8 - Героя России, 27 повторили подвиг Гастелло, 5 - совершили воздушные тараны. Среди выпускников 3 летчика-космонавта - Геннадий Сарафанов, Вячеслав Зудов, Владимир Коваленок - бывший главком ВВС Петр Дейнекин, другие известные в стране люди.

В 2001 г. Балашовский военный авиационный институт преобразован в учебный авиационный центр подготовки летного состава и 4-й авиационный факультет (дальней и военно-транспортной авиации) Краснодарского военного авиационного института имени А. К. Серова.

Центр сегодня организационно состоит из двух учебных авиаполков, один из которых базируется на территории г. Ртищево, другой - в Балашове. Есть еще ряд обеспечивающих частей. Ртищевский полк обучает курсантов 4-го курса на самолетах Ан-24 и Л-410, Балашовский - курсантов 5-го курса на самолетах Ан-24 и Ан-26. Готовят здесь летчиков для военно-транспортной, транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации Вооруженных Сил, а также для авиации других министерств и ведомств РФ. Ежегодный выпуск - от 100 до 150 человек.

15 июля Балашовскому УАЦПЛ исполняется 60 лет. Как говорит его начальник полковник Виктор Соколенко, это не просто юбилей центра как правопреемника училища. Это - и 60-летие Балашовского ап, и 55-летие Ртищевского ап, 50-летие авиационно-технической базы. Все они дали стране более 14 тыс.(!) пилотов. Балашовцы летают сегодня практически во все точки мира, и их востребованность год от года только растет. В 2003-м, например, даже не удалось удовлетворить потребности всех заказчиков. Что касается качества работы Балашовского учебного центра, то по итогам того же 2003-го он занял первое место среди более чем десяти частей и центров Краснодарского военного авиационного института. А из 17 летчиков-выпускников 3-го класса 16 оказались балашовцами.

Важно и то, что самые трудные времена здесь, судя по всему, уже позади. Так, в 1995-1997 гг. просто катастрофически не хватало керосина. Бывало, начинали выполнять учебные полеты и останавливали их, потому что не подошла давно обещанная цистерна с горючим. А когда она, наконец-то, прибывала, нечем было заплатить железной дороге за транспортировку и отгрузку.

С содроганием здесь вспоминают год "холостого" выпуска - 1999-й. Юным лейтенантам вручали дипломы и почти сразу же их увольняли из Вооруженных Сил. Как рассказывают офицеры, стыдно и больно было смотреть в глаза этим ребятам. Кто-то осел на "гражданке", кто-то на всю жизнь остался танкистом, пройдя, как говорят в авиации, точку возврата...

Сегодня практически нет проблем и с ГСМ. С каждым годом растет налет у курсантов. Если в недавнем прошлом у некоторых из выпускников он составлял всего 17 часов, то сейчас у каждого за сотню. Более того, у все большего числа без пяти минут летчиков норма - 160-180 часов. Хотя для боевой авиации желательно иметь около 300 часов: именно эта магическая цифра дает возможность выпускать курсантов уже специалистами 3-го класса. Но уже сегодня, как уже говорилось выше, такие прецеденты имеются.

Бесспорно, проблем хватает доныне. Одна из главных - состояние авиатехники.

Конечно, хотелось бы иметь побольше учебных самолетов, - говорит полковник Виктор Соколенко. - И чтобы они были поновее. Хотя плюс есть также в том, что они эксплуатируются довольно давно: мы их хорошо изучили. С другой стороны, любой летчик всегда мечтает летать на самой современной технике. Но пока об этом речь даже не идет. Сроки эксплуатации остающихся в строю самолетов постоянно продлеваются. Но бесконечно это продолжаться не может. Значит, уже сегодня соответствующим службам и управлениям Минобороны, как и правительству, законодателям, надо что-то срочно делать. Ведь рано или поздно авиапарк придется менять. Хотя, судя по заявлениям должностных лиц и Программе вооружения, это произойдет не ранее 2010 г.

Все чаще в последнее время появляются вопросы и по уровню подготовки летно-инструкторского состава. Если еще несколько лет назад курсантов обучали летчики-инструкторы 1-го и 2-го класса, то теперь, в основном, - 2-го и 3-го. Так уж получилось. Но за годы реформ в ВВС оказалось обескровлено среднее звено. Кроме того, многие пилоты нашли свое призвание в боевых частях.

Говоря о перспективах развития центра, нельзя не упомянуть, конечно, о социальных проблемах, без которых трудно рассчитывать на закрепление кадров инструкторов. Речь прежде всего о строительстве жилья для офицеров. К сожалению, когда-то заложенный военными строителями единственный жилой дом уже несколько лет не растет из-за проблем с финансированием. А сегодня в гарнизоне около 300 бесквартирных семей. Это почти четвертая часть списочного состава, что достаточно много. Не приходится постоянному составу центра рассчитывать на выделение жилья и в городе Балашове, поскольку ситуация там в этом отношении не лучше. Справедливости ради, надо сказать, что в Ртищевском полку этот вопрос решается значительно лучше: в ближайшее время там должен быть сдан жилой четырехподъездный дом.

Перед отъездом спросил начальника центра о людях, которых он мог бы особо выделить. На это полковник Соколенко ответил: в авиации каждый человек на особом счету, какую бы должность он ни занимал. Сам он налетал более 3000 часов и уверен: успех в воздухе куется на земле. Здесь каждый на своем посту вносит в это посильную лепту. Очень много ответственности лежит на командире полка - основной административно-хозяйственной и тактической единицы ВВС. Но в не меньшей степени исход полета зависит, скажем, от авиационного механика, других специалистов.

Особая категория - преподаватели, летчики-инструкторы. "Не могу в этом отношении не вспомнить высочайшую школу своего инструктора Евгения Ивановича Потопляка, - говорит полковник Соколенко, - таких опытных наставников, как Жихарев, Башкиров. Они меня многому научили".

Не менее 15% курсантов начальник центра должен проверить лично. А это невозможно сделать, не летая. Так что не зря на кителе у Виктора Николаевича значок заслуженного военного летчика России.

Относиться к профессии как к делу всей жизни... Это, может быть, и есть одна из главных инструкторских заповедей. Порой по-настоящему осознавать ее питомцы центра начинают лишь спустя несколько лет. О своей аlma-mater, полученных там профессиональных и нравственных уроках они будут помнить всегда.

Просмотров