Отопительные котлы на отработанном масле. Котлы с горелками на отработанном масле

Отопительный котел, использующий в качестве топлива отработанное масло, представляет собой одну из наиболее эффективных конструкций и является довольно доступным прибором. Он может применяться для поддержания определенной температуры в помещениях совершенно разной функциональности.

Стоит отметить, что отработанное масло, которое используется в таком котле, обладает довольно высоким уровнем производительности, к тому же его стоимость невысока, поэтому такой котел будет вполне экономичным.

Котлы, работающие на отработанном масле, обладают большим количеством самых разных положительных характеристик:

  1. Этот отопительный котел можно вполне собрать самостоятельно , без обращения к профессиональным разработчикам в этой области;
  2. Его конструкция настолько проста , что не потребует серьезных финансовых вложений;
  3. Отработанное масло представляет собой один из самых дешевых типов топлива, использующегося в котельных;
  4. В стандартных котлах данного рода деталей не слишком много , за счет чего вероятность выхода их из строя довольно низкая.
  5. Котел не занимает много места и является довольно компактной конструкцией;
  6. Его можно устанавливать даже в помещении, не опасаясь попадания туда продуктов сгорания. Это связано с тем, что котел имеет закрытый кожух;
  7. В качестве топлива разрешается использовать абсолютно любое отработанное машинное масло;
  8. Он является вполне комфортным устройством , так как за счет его конструкции не образуются неприятные запахи.

Принцип работы котла

Отопительный котел, работающий на отработанном масле, функционирует, исходя из целого ряда моментов. Установленный масляный нанос забирает требуемое количество горючего из расходной емкости и переводит его в специальную испарительную камеру.

По сути, она представляет собой стандартную металлическую трубу. Стоит отметить, что для этой цели лучше всего брать трубу с довольно толстыми стенками, чтобы она могла выдержать максимально высокую температуру.

Чтобы отработанное масло стало пригодным для использования в системе отопления, его доводят до температуры 40 градусов. При попадании горючего на дно камеры оно постепенно начинает испаряться, становясь масляным паром, который в дальнейшем поднимается в камеру сгорания.

Обязательно учитывают при сборке подобного котла, что любая система, которая функционирует за счет отработанного масла, в обязательном порядке должна быть оснащена системой подогрева. Если пренебречь подобным моментом, то отработанное масло не будет становиться требуемой температуры.

Это приведет в дальнейшем к плохому воспламенению горючего, оно не сможет сгореть в полном объеме. Этот же факт станет причиной образования большого количества сажи, от которой котел придется постоянно очищать, чтобы он не вышел из строя.

Чтобы камера сгорания нормально работала, в ее конструкцию добавляют так называемый перфорированный воздуховод, через который за счет особого вентилятора наддува приходит дополнительный воздух. Далее масляные пары будут перемешиваться с воздухом и образовывать определенную смесь, способную полностью сгореть. В результате системы отопления будет прогреваться в полной мере, а продукты сгорания уйдут в .


Обязательно учитывают при сборке подобного котла, что любая система, которая функционирует за счет отработанного масла, в обязательном порядке должна быть оснащена системой подогрева

Делаем своими руками

Чтобы самостоятельно собрать отопительный котел, который будет использовать в качестве горючего отработанное машинное масло, придется использовать следующие элементы конструкции:

  1. Котел;
  2. Насос;
  3. Горелка;
  4. Компрессор;
  5. Специальный ;
  6. Магистраль для входа и выхода теплоносителя из котла;
  7. Различное оборудование, предназначенное для проведения сварочных работ.

При сборке конструкции учитывают, что в обязательном порядке придется сделать дымоход, через который все продукты горения будут уходить за пределы строения. Потолок придется предварительно предохранить от сильного нагрева, поэтому дымоход помещается в специальный кожух.

Обязательно принимают во внимание, что конструкция должна быть собрана таким образом, чтобы в ней образовывалась довольно сильная тяга. Нужно будет сделать и заслонку, которая позволит перекрыть тягу в один момент. Если же покупать специальную заслонку для подобного котла нет возможности или желания, то продумывают систему защиты попадания воздуха снаружи, потому что оно в данном случае будет бесконтрольным.

Кроме того, использование заслонки не дает помещению слишком сильно охладиться, если оборудование будет определенное время находиться в простое, поэтому такой элемент все-таки желательно установить.

Самодельная конструкция оснащена горелкой открытой конструкции, в результате чего происходит сгорание кислорода в помещении. Его недостаток может вызвать отравление угарным газом, поэтому необходимо продумать, каким способом будет происходить проветривание помещения.

Проще всего собранный своими руками отопительный котел установить на камне, либо на жаропрочной плитке. Обшивать его панелями, выполненными из пластикам или древесины, запрещается, так как это может стать причиной пожара. Можно его выкрасить жаростойкими материалами. Если соблюсти все особенности технологии, то на выходе получится надежное устройство, которое будет стабильно работать, не создавая угрозы жизни, здоровья и имуществу людей.


Подробная инструкция по изготовлению

Работы по самостоятельному производству котла, работающего на отработанном масле, начинают с непосредственной подготовки строительных материалов:

  • Сначала от трубы большего диаметра отрезают кусок высотой приблизительно с метр;
  • От трубы небольшого диаметра отрезают около 20 см;
  • Одну из стальных пластин оснащают отверстием, диаметр которого должен составлять 20 см , а в другой отверстие пропиливают в зависимости от того, какой диаметр у дымохода;
  • С двух сторон цилиндр закрывают при помощи этих пластин и сварочных работ. Делают это так, чтобы внизу оказалась пластина с отверстием большего диаметра;
  • Затем приваривают маленький цилиндр , дно которого тоже заваривают с помощью пластины;
  • Закрепляют на корпусе ножки из арматуры и проделывают вентиляционные отверстия.

В результате получается конструкция цилиндрической формы, в нижней части которой имеется небольшой резервуар. Снизу прорезают дверку, а сверху соединяют систему с дымоходом. Чтобы котел включить, открывают дверку, в резервуар наливают отработанное масло и поджигают его. Это наиболее элементарная конструкция печи, тем более, что зачастую можно встретить изделия, которые устроены значительно сложнее.

Стандартный котел, работающий на отработанном масле, обычно выглядит в качестве двух коробов, изготовленных из довольно прочной стали. Они находятся друг над другом и соединены с помощью перфорированной трубы. В нижнем корпусе прорезано отверстие для заливки масла, а второй металлический короб соединен с дымоходом.

Подобную конструкцию сделать более совершенной очень легко: подключают расходную емкость с отработанным маслом, насос для его подачи, водяной контур, компрессор и так далее.


Стандартный котел, работающий на отработанном масле, обычно выглядит в качестве двух коробов, изготовленных из довольно прочной стали

Обеспечение капельной подачи топлива

Данный вопрос является одним из наиболее сложных при сборке отопительного котла, работающего на отработанном масле. Дело в том, что на работе горелки твердые примеси, содержащиеся в масле, никак не сказываются, однако капельный механизм из-за них может выйти из строя.

Для того, чтобы избавиться от подобной проблемы, можно на конец заборного шланга поставить масляный фильтр от старого автомобиля. С его помощью удается добиться полной фильтрации масла. Однако следует помнить, что при установке такой детали фильтрующий элемент придется менять в среднем один раз в месяц.

Особенности производства водяного котла на отработке

Водяной контур подразумевает установку трубопровода и радиаторов. Наиболее эффективной является установка стальной трубы, диаметр которой должен составлять 43 мм, через которую осуществляется подключение . Их пропускают либо под чистовым полом, либо вдоль стен.

Сборка водяного котла на отработанном масле подразумевает установку расширительного бачка. В его качестве подойдет небольшая емкость с довольно толстыми стенками. Ее крепят к верхней части котла и соединяют с ней при помощи сварки или болтовых соединений.

В верхней части вырезают небольшое отверстие, через которое горячая вода будет уходить в систему отопления. В нижней части тоже вваривают трубу, по которой остывшая вода будет возвращаться в котел для дальнейшего нагревания.


Правила эксплуатации

При использовании отопительного котла, работающего на отработанном масле, необходимо соблюдать определенные правила. В противном случае, может возникнуть загазованность помещения или даже возгорание.

Основные правила при пользовании котлом следующие:

  • Работающий аппарат запрещается оставлять без присмотра;;
  • Когда котел включен , в него нельзя добавлять горючее;
  • В котле подобной конструкции можно сжигать исключительно отработанное масло , он не приспособлен для использования других видов топлива;
  • Нужно следить за тем, чтобы на поверхность раскаленного котла не попадала вода , иначе из-за резкого остывания он может попросту лопнуть;
  • У работающего котла отверстие горелки должно быть всегда открыто;
  • Горючие и легковоспламеняющиеся вещества возле котла держать категорически запрещено;
  • При включенном котле заслонку не закрывают , иначе весь угарный газ пойдет в помещение.


У работающего котла отверстие горелки должно быть всегда открыто

Недостатки котлов на отработке

Главный минус подобного устройства состоит в том, что его реакция на перекрытие подачи воздуха в топку не будет моментальной. Следовательно, процесс горения будет прекращаться не сразу, а спустя некоторый промежуток времени, за которое нагрев теплоносителя продолжится. Когда пламя окончательно погаснет, его нужно будет разжигать повторно. Это делают в ручном режиме, если конструкция не предусматривает какого-либо иного подхода.

Еще одним недочетом котла на отработке является его загрязненность по сравнению с другими отопительными приборами. Это, прежде всего, связано с используемым горючим. Если конструкция собрана правильно, то от нее не будет исходить неприятный запах. При нарушении технологии в помещение подобный запах будет в той или иной мере проникать.

Другим, не менее существенным, минусом таких котлов по сравнению с другими конструкциями является необходимость очищения горючего от различных твердых примесей , в числе которых могут попадаться кусочки металла либо металлическая стружка. Если не наладить систему фильтрации, то аппарат через определенное время выйдет из строя, а вернуть ему рабочее состояние будет весьма проблематично.

  • Перед тем, как залить масло в конструкцию, желательно предварительно отстоять массу, чтобы в этом материале не осталось ни воды, ни каких-либо иных веществ. Если этого не сделать, то в процессе работы устройство может попросту погаснуть или же его работа станет нестабильной;
  • При использовании подобной системы в помещении, где она установлена, должен в обязательном порядке находиться огнетушитель огнекислотного типа. Это связано с тем, что при попадании на поверхность конструкции воды или аналогичной жидкости, может произойти возгорание либо взрыв.

Отработанное машинное масло редко отправляется в утиль – его используют в качестве печного топлива, получая большое количество тепла для обогрева помещений. При наличии доступа к этому дешёвому виду горючего ничто не мешает отапливать им свой дом. Магазинные котлы отличаются высокой стоимостью, поэтому в данном обзоре вы узнаете, как сделать котёл на отработанном масле с водяным контуром своими руками. Процедура сложная, для сборки потребуются навыки работы с металлом и инструменты.

Достоинства и недостатки самоделок

Более-менее приличные котлы на отработке, созданные именитыми производителями, стоят довольно дорого – от 30-40 тысяч рублей, не считая ёмкости для топлива (она приобретается отдельно). На рынке представлено множество моделей, отличающихся тепловой мощностью и функционалом. Если же денег на покупку заводского масляного котла для частного дома нет, люди отдают предпочтение самоделкам.

Давайте посмотрим, чем так хорош котёл на отработке с водяным контуром, изготовленный своими руками:

  • Дешевизна – если под руками есть необходимые материалы, остаётся потратиться разве что на электроды для сварочного аппарата и на отработанное масло.
  • Стабильная работа – если выполнить котёл согласно чертежам, горение будет ровным и стабильным, как это реализовано в заводских образцах.
  • Возможность внесения изменений в конструкцию – вам не страшна потеря гарантии, так как её здесь нет.
  • Возможность сделать котёл на отработанном масле прочнее и надёжнее – заводские модели, изготовленные в последние годы, отличаются довольно слабыми узлами. Выбрав надёжный и толстый металл, вы сможете сделать самоделку более выносливой и долговечной;
  • Лёгкость в ремонте – самодельный котёл на отработанном масле обладает простой конструкцией, с которой вы знакомы, как никто другой.

Есть и недостатки:

  • Самодельные котлы отопления на отработке могут отличаться по КПД от своих заводских собратьев, причём в меньшую сторону.
  • При неправильной сборке возможно возникновение аварийных ситуаций.
  • Низкий уровень безопасности – но здесь многое зависит от опыта сборщика и соблюдения правил ТБ.
  • Трудно регулировать теплоотдачу, чтобы стабилизировать температуру воздуха в обогреваемых помещениях.

Недостатки имеются, но они есть и у фабричных образцов.

Принцип работы котлов на отработке

Самодельный котёл на отработанном масле может работать по одной из двух схем:

  • С горением топлива в одной ёмкости и его дожиганием во второй – своеобразная пиролизная схема;
  • С воспламенением подогретого и испарённого топлива – крайне эффективная схема.

Если поджечь отработанное масло в какой-либо ёмкости, оно будет гореть жёлтым, слегка коптящим пламенем. Даже если отобрать получаемое тепло в отопительную систему, его будет недостаточно для обогрева помещений. К тому же в продуктах сгорания мы найдём кучу недогоревших и токсичных компонентов. Поэтому главная задача отопительного котла на жидком топливе заключается в обеспечении оптимальных условий сгорания отработанного масла. Полученное тепло отправляется в водяной контур.

Первая схема используется в самых простых печах, наподобие вот этой:

Горение при такой схеме осуществляется с забором воздуха через регулировочную заслонку.

Здесь мы видим бак с топливом и регулировочной заслонкой, дожигатель и вторичную камеру. В дожигатель, через ряды боковых отверстий, подаётся вторичный воздух. Отработанное масло заливается в бак, поверх него наливается немного керосина, после чего производится розжиг.

Пламя в дожигателе будет сначала жёлтым, так как печь холодная. По мере прогрева оно приобретёт бело-розовый оттенок, появится гудение, характерное для мощного потока пламени. Это значит, что агрегат вышел на рабочий режим. Увеличив размер верхней камеры и дополнив её трубчатым теплообменником, мы получим простую печь на отработке с водяным контуром.

Для рассмотрения второй схемы водогрейного котла на отработанном масле мы возьмём следующую схему:

Схема и принцип действия водогрейного котла на отработанном масле

Это не совсем то, что нам нужно, но принцип тот же. Представленный на рисунке агрегат включает в себя несколько важных узлов. Первый узел – это топливный бак, который обеспечивает подачу отработанного масла в котёл. Подача должна быть капельной. Отработка поступает в чашу, в которой разжигается пламя. По мере прогрева конструкции масло начинает поступать в чашу уже горячим, температура его горения возрастает.

Горение осуществляется во внутреннем объёме печи, ограниченном металлическим цилиндром. Это наша камера сгорания – сверху в неё поступает воздух, в верхней боковой части располагается отвод под дымоход. На представленном чертеже изображён агрегат с поддувом, что делает его работу более эффективной. Водяной рубашки здесь нет, но есть вентилятор обдува, который обдувает воздухом внутренний цилиндр с камерой сгорания. Горячий воздух можно отправить через воздуховоды в обогреваемые помещения.

При использовании воздуховодов их необходимо тщательно утеплить, чтобы снизить потери тепла.

Организовать отопление на отработанном масле своими руками поможет водяной контур. Для этого убираем из чертежа вентилятор обдува и сопло отдачи горячего воздуха, никаких отверстий на их месте не будет. Вместо этого привариваем к цилиндру с камерой сгорания змеевик, играющий роль теплообменника. Его можно сделать из трубы подходящего диаметры. Концы трубы выводятся наружу – к ним подключается контур отопления.

Таким образом, мы сделали отличную печь на отработанном масле с водяным контуром. Осталось поработать над увеличением эффективности. Для этого мы можем обернуть дымоходную трубу дополнительным теплообменником и соединить его с основным. Теперь оборачиваем наш водогрейный отопительный котёл в теплоизоляцию, после чего облачаем его в дополнительный корпус – это поможет снизить тепловые потери.

Основная схема

Котлы на отработке отличаются простотой конструкции, но найти нормальные чертежи проблематично. В связи с этим придётся полагаться исключительно на свои силы и инженерную смекалку. В качестве основы для котла на отработанном масле можно взять данную схему (будем называть её основным чертежом):

Представленный на схеме агрегат нередко называют плазменным. А всё потому, что при горении он даёт белое, отдающее синевой, высокотемпературное пламя. Отработанное масло сгорает полностью, на выходе мы получаем лишь лёгкий дымок.

Наша задача – дооборудовать печку водяным контуром и превратить её в котёл на отработанном масле. Для этого нам нужно сделать водяную рубашку (или встроить змеевик) согласно нижеследующей схеме:

Схема водяной рубашки нашего котла на отработанном масле.

В нашем случае мы можем изготовить большой змеевидный теплообменник, который будет располагаться вокруг горелки. Вокруг змеевика привариваем лист железа, оборачиваем тепло теплоизоляцией, после чего сооружаем декоративный металлический корпус.

Как и многие котлы на отработке, разрабатываемый нами агрегат будет работать на жидком топливе, подогреваемом прямо в подающей трубе. Подача атмосферного воздуха осуществляется сверху. Вентилятор принудительного наддува здесь не нужен, но многие советуют им не пренебрегать.

Топливо стекает по тонкой трубе диаметром 10 мм в чашу, где испаряется и превращается в газообразное горючее. Через несколько прорезей диаметром 1,6 мм оно поступает в камеру горелки, после чего через четыре ряда отверстия различного диаметра поступает в камеру сгорания – под действием тяги из дымохода.

Если тяга слабая, спасёт вентилятор наддува, который буквально заставит выходить парообразное отработанное масло в камеру сгорания.

Как только котёл прогреется, паровоздушная смесь начнёт сгорать с образованием белого с синевой пламени. Большая часть тепла оправится в водяной контур, ещё часть уйдёт в атмосферу вместе с продуктами сгорания. Главным достоинством агрегата является то, что отработанное масло в нём сгорает почти полностью – никаких токсичных выбросов в атмосферу.

Пошаговая сборка котла

Итого, процесс сборки отопительного котла на отработанном масле протекает в несколько этапов:

  • Сооружение горелки на основе трубы диаметром 89 мм с трубой диаметром 10 мм для подачи масла.
  • Сооружение теплообменника для подключения водяного контура (на основном чертеже он представлен корпусом) – рекомендуем взять такой же диаметр, который будет использоваться в самом контуре.
  • Сооружение корпуса, который располагается поверх теплообменника;
  • Сооружение дымохода – рекомендованная высота составляет не менее 4-5 м.

Готовый котёл на отработанном масле монтируется на прочном основании (бетон, кафель). К нему подключается бак с отработкой, топливо подаётся дозировано, по капелькам, через регулирующий вентиль. К агрегату подключается отопительный контур, производится розжиг агрегата через смотровой люк. После выхода на рабочий режим останется контролировать температуру теплоносителя.

Конструкция системы отопления

Не забудьте дополнить систему отопления расширительным бачком.

Для работы совместно с котлом на отработанном масле рекомендуется использовать системы отопления с чугунными радиаторами. Они подключаются к металлическим трубам сравнительно большого диаметра. Эти же трубы подключаются к теплообменнику нашего котла. Пластиковые трубы с современными радиаторами малой ёмкости использовать не рекомендуется – автоматики в котле нет, есть опасность перегрева теплоносителя.

Циркуляция в системе отопления – принудительная. Отработанное масло в самодельном котле сгорает при высокой температуре. Поэтому в системе всегда присутствует риск перегрева теплоносителя. Принудительная циркуляция поможет предотвратить перегрев, заодно ускоряя прогрев помещений.

Открытая или закрытая система отопления – этот вопрос решается на усмотрение конечного пользователя.

Сфера применения

Отопление в гараже печкой на отработке с водяным контуром – вполне оправданное решение. Особенно когда речь ведётся о гаражной мастерской. Работающим здесь ребятам решить проблемы с отоплением не составляет особого труда – при замене масла в автомобилях отработка почти всегда остаётся в гараже, забирают её очень редко. При большой проходимости гаражной мастерской можно набрать за лето несколько бочек отработанного масла.

К тому же масло меняется круглогодично, поэтому с топливом в гараже проблем не возникнет. А водяной контур поможет обогреть не только гаражное помещение, но и прилегающие мастерские. Электрическое и газовое отопление здесь не используется – дорого и невыгодно, учитывая наличие постоянного источника отработанного масла для работы самодельного отопительного котла.

Самодельные котлы на отработанном масле, оснащённые водяным контуром, могут использоваться для обогрева жилых помещений. Главная задача потребителя – найти доступ к недорогому или вовсе бесплатному горючему. Оно нередко продаётся в бочках, поэтому с покупкой проблем не возникает. Стоит отработанное масло на 30-50% дешевле, чем солярка – экономия налицо.

Универсальная схема

Мы несправедливо обошли внимание ещё одну схему постройки котла, работающего на отработанном масле, – на основе горелки. Здесь мы можем использовать простую горелку Бабингтона, характеризующуюся высокой эффективностью и простой конструкцией. В ней используется металлический шар, по которому стекает отработка. В самом шарике имеется отверстие, через которое подаётся воздух. Он подхватывает мельчайшие частицы отработанного масла, распыляя его. Готовая воздушно-капельная смесь поджигается и образует устойчиво горящее высокотемпературное пламя.

Готовая горелка подключается к универсальному заводскому котлу, умеющему работать с горелками любого типа. Также она монтируется в обычные твёрдотопливные металлические и кирпичные печи. Достоинства получившейся сборки:

  • Можно регулировать температуру, ограничивая подачу топлива в горелку на отработанном масле.
  • Возможность автоматизации регулировки интенсивности горения.
  • Возможность перевода на другой вид топлива – например, на пеллеты, на природный или сжиженный газ.

Выбирая для постройки самодельного котла горелку Бабингтона, потребители получают в своё распоряжение устройство, способное работать даже на загрязнённом отработанном масле. Главная задача – обеспечить подачу воздуха под большим давлением. Обычно для этого применяются компрессоры от холодильников.

В качестве основы для самоделки выбираем чертёж любого отопительного котла с традиционной схемой сжигания дров. Понять суть поможет небольшая иллюстрация:

Работа протекает в несколько этапов. Первый – собрать горелку Бабингтона по данной схеме (или любой другой):

Второй этап – сборка подходящей твёрдотопливной печи, которая впоследствии будет работать на отработанном масле. Выбирая чертёж и следуя ему, ни в коем случае не уменьшайте размеры камеры сгорания, куда вырывается пламя горелки – если завтра вам не хватит отработки, придётся мёрзнуть. А в большую камеру сгорания вы всегда можете накидать порцию дров и продолжить наслаждаться теплом.

Третий этап – подключение отдельных элементов. Горелка подключается к топливному баку, после чего вставляется в собранный своими руками котёл. Запускаем подогрев масла в баке, открываем вентиль, включаем компрессор, поджигаем топливно-воздушную смесь, контролируем работу водяного контура.

При необходимости, вы можете перейти с отработанного масла на сжиженный газ. Для этого приобретается газовая горелка (никаких самоделок с газом!) и устанавливается вместо жидкостной горелки. К ней подключается газовый баллон. В результате вы получите полноценное водяное отопление, хоть и несколько прожорливое.

Подключить к самодельному котлу горелку на природном газе, скорее всего, не разрешат – решайте этот вопрос самостоятельно, так как шутки и эксперименты с газом плохи.

Видео

Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы на одной порции масла значительно увеличивается.

Как самостоятельно изготовить котел

Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

Одна из самых простых конструкций котла на отработке. Такое устройство очень просто изготовить самостоятельно, при этом оно будет эффективно работать

Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

Вариант горелки для котла на отработке, которая работает от калильной свечи дизельного двигателя. Такая горелка может использоваться для приборов, обогревающих водяной контур

Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

Галерея изображений

Для того чтобы собрать основу котла - печку на отработке, заготавливаем детали. Их раскрой лучше выполнить на гидрорезном станке, для чего стоит обратиться в слесарную мастерскую

Перед сваркой деталей подгоняем их друг к дружке, используя струбцину. Стремимся придать обечайке максимально округлую форму. При необходимости выравниваем полосу металла с помощью молотка

После подгонки свариваем обечайку и верхнюю плоскость крышки. Сначала привариваем точками через 2-3- см, затем сплошным непрерывным швом

Подгоняем обечайку нижней части нижнего бака аналогичным образом. Свариваем детали, проверяем на герметичность, налив в полученную емкость воды

Собираем крышку нижнего бака точно так же: подгоняем по форме донышка и округляем обечайку

Соединяем подогнанные детали сваркой. Первым делом варим точками через небольшие промежутки, потом сплошным швом

Внутри верхнего бака монтируем отбойник, который будет направлять дымовые газы в дымоотвод

В вырезанное станком в верхней панели бака отверстие устанавливаем трубу и привариваем ее

Шаг 1: Подготовка деталей для сборки

Шаг 2: Подгонка составляющих нижнего бака

Шаг 3: Сборка верхней крышки нижнего бака

Шаг 4: Фиксация днища нижнего бака

Шаг 5: Соединение крышки нижнего бака

Шаг 6: Крепление деталей крышки сваркой

Шаг 7: Установка внутреннего отбойника

Шаг 8: Приваривание дымоотводной трубы

Верхняя часть нашей самодельной печки готова. Теперь надо собрать нижнюю часть и соединить составляющие:

Галерея изображений

Устанавливаем инжекторную трубу, в которой заранее просверлено 56 отверстий. Заводим ее в нижнюю часть верхнего бака. Размечаем ее расположение, привариваем

Собираем верхний бак из двух частей, к верхней из которых приварена дымоотводная труба, к нижней - инжекторная

Верхнюю часть нижнего бака привариваем к инжекторной трубе. Все работы по присоединению баков к трубам производим, контролируя сборку строительным уровнем

Подгоняем обечайки баков так, чтобы добиться максимально плотного прилегания, фактически без зазоров

Свариваем подогнанные друг к дружке части нижнего бака. Сначала варим точками, потом сплошным швом

Чтобы не доливать постоянно переработанное в печке масло, сооружаем дополнительный бак. Крепиться он будет к нижнему баку печки

Ставим снизу печки переливную трубку, которая будет обеспечивать дозированную подачу масла в нижний бак. Для того чтобы обеспечить трубке пространство, а печке устойчивость с днищу привариваем два отрезка уголка

К собранной конструкции привариваем ножки. Для устойчивости их лучше сделать три. Если будет наблюдаться некоторый крен, то нужно будет подкорректировать низ опоры напильником

В качестве топлива для домашних котлов могут применяться самые разные вещества, но не все они равнозначны. Наряду с традиционными решениями, все активнее ведутся поиски альтернативных вариантов. Один из них – отработанное масло.

Особенности

Котел на отработанном масле привлекателен тем, что такое топливо считается одним из наиболее дешевых по сравнению с другими. На практике может применяться как искусственное, так и природное масло.

Не имеет значения, каким образом оно использовалось:

    в автомобилях;

    в подвижном составе железной дороги;

    в кулинарной и строительной технике.

В результате сжигания подобных отработанных масел неизменно выделяется большой объем тепла. Кроме того, масляный котел может быть собран своими руками. Особенно он привлекателен при обогреве подсобных помещений, таких как гаражи и хозяйственные блоки. Но при этом следует учитывать, что подобные системы имеют общие для всех жидкостных (а также и специфические) положительные, отрицательные стороны. Нужно разобрать этот момент подробнее.

Преимущества и недостатки

Так как сами масляные отопительные приборы стоят недорого и используют дешевое горючее, окупаются они стремительно. Еще выгоднее самостоятельная сборка (конечно, при строгом учете всех технологических требований и при грамотной эксплуатации, но об этом еще пойдет речь в следующих разделах). При правильной сборке и толковой настройке сгорание масла происходит полностью, оно не образует ядовитых продуктов. Масляные котлы содержат очень небольшое количество деталей, что не только упрощает сборку, но и снижает вероятность поломки. Что немаловажно, темп разогрева как самого оборудования, так и помещения, где оно установлено, очень велик.

Но стоит учитывать и вероятные проблемы. Так, масляные котлы быстро выжигают кислород. Потому придется приложить много усилий для создания хорошей вентиляции. Использование отработанного масла приводит к частому засорению котлов, обслуживать и просто очищать их придется чаще, чем другие образцы. Котлы такого рода позволяют применять не только отдельные виды природного или синтетического масла, но и их комбинацию.

Но применение разнообразного сырья обуславливает высокий риск присутствия специфических примесей. Потому придется снабжать участок, подающий топливо внутрь котла, особым фильтром. Ввиду быстрого засорения очистительной системы она нуждается в регулярной замене. Таким образом, очевидные слабости и сильные стороны масляного котла обусловлены именно спецификой применяемого топлива. Более точно охарактеризовать систему можно, если разобраться с особенностями ее устройства.

Виды

Котлы на отработке могут нагревать воздух напрямую. Такие системы отличаются впечатляющей производительностью и могут долго прогревать воздух даже в крупных домах. Особенность проявляется в том, что емкость с горючим чаще всего ставится на пол, а нагревательный блок крепят к стене или даже к потолку. Кроме этой версии, существуют масляные котлы с водяным контуром или даже с парой таких контуров. Одноконтурный аппарат способен подать горячую воду только в отопительную систему, если не использовать бойлеров, распределительное оборудование.

Индустриальные модели масляных котлов часто оснащаются блоками автоматического управления.

Все подобные модификации – не воздушные, а водяные, причем на автоматику ложатся разнообразные задачи:

    отслеживание температуры воздуха;

    проверка нагрева теплоносителя;

    проверка давления в отопительном контуре;

    сигнализация о возникших ошибках.

Принцип работы

Масляные отопительные котлы оснащены двумя отсеками: первый подготавливает масло к работе, испаряя его, а второй уже сжигает. Залитое в резервуар топливо при помощи насоса перекачивается в испаритель, внутри которого поддерживается довольно высокая температура. По трубе пар добирается до камеры сгорания. Еще в эту камеру вводится другая труба, по которой вентилятор нагнетает воздух, перемешивающийся с масляными парами.

В результате получается комбинация веществ, сгорающая почти без образования посторонних компонентов.

Если не производить предварительного прогрева жидкости, система работать не будет.

Важно учитывать, что в отработанных смазочных маслах содержится масса примесей.

Перед сжиганием они расщепляются на простые углеводороды, в результате окисления которых возникают:

    углекислота;

    газообразный азот.

Все эти вещества (за исключением CO2, да и то в определенных условиях) не представляют опасности для человека и других живых существ. Но чтобы обеспечить действительную безопасность выхлопных газов масляного отопления, придется строго соблюдать температурные ограничения. Как установлено химиками, окислиться на 100% углеводороды смогут лишь при 600 градусах. Если отклониться от этой цифры на 150 градусов хотя бы в меньшую или в большую сторону, результатом сжигания станет выброс целого ряда веществ, контактировать с которыми без противогаза не рекомендуется. Это предъявляет повышенные требования к точности проектирования горелок и форсунок водогрейных, атмосферных котлов на отработанном масле.

Рассчитать расход топлива можно, если разделить площадь обогреваемого пространства на 10. К сведению: это дает только оценку режима максимальной производительности. В ряде случаев практичнее всего оказывается установка сразу нескольких котлов в виде каскада. Уровень производительности (а также, конечно, и расход масла) непосредственно связан с качеством установленной горелки. Соблюдая эти принципы, нетрудно добиться хорошего результата.

Подробнее о том, как работает котел на отработанном масле, вы узнаете из видео ниже.

Как сделать своими руками?

Найти чертежи и схемы самодельных масляных котлов сейчас не проблема. Главное – правильно оценить их свойства и свои возможности. Во многих случаях ошибки при проектировании и создании котла обходятся крайне дорого. Чтобы максимально эффективно испарять масло, многие рекомендуют ставить чаши из толстого металла, разогреваемого до высоких температур. В эти чаши отработка подается очень небольшими порциями, буквально каплями. Стоит капле коснуться стальной поверхности, как она моментально испаряется и уносится по воздуховоду в камеру сгорания.

Устье воздушной трубы оборудуется крыльчаткой, которая формирует вихрь. Только при этом условии смесь масла и воздуха удерживается внутри рабочего отсека достаточно долгое время.

Все вроде бы выглядит просто, логично и без экстремальных усложнений. Но возникает одна проблема: как прогреть чашу, чтобы она испаряла попавшую на нее жидкость немедленно. Наиболее простым вариантом оказывается размещение внутри фитиля, который пропитали произвольно выбранной горючей жидкостью.

Когда фитиль положен, дно чаши покрывают бензином либо дизельным топливом, которое поджигают. Добившись прогрева металла, запускают прокачку масел. Относительная простота такой методики оборачивается повышенной опасностью. Следующий важный нюанс: пусть имеется уже прогретая тем или иным способом чаша, но нужно организовать подход масла к ней. Циркулирующие в открытых источниках материалы описывают в основном струйную подачу горючей жидкости.

Судя по опыту, такие системы работают, но опасность их резко возрастает. Струя не может сгореть полностью, неизбежно выделяется много токсичных веществ, которые способны попасть в комнату.

Чтобы подавать масло каплями, потребуется:

    набор тройников;

  • кусок от больничной капельницы.

Выбирают шланг, на который ляжет функция маслопровода. Один конец этого шланга оснащают фильтром, который понижает концентрацию вредных веществ в жидкости. Подойдет для решения такой задачи типовой автомобильный очиститель полного цикла. Все аппараты, которые рассчитаны на частичную очистку, заведомо непригодны.

Следует менять очищающий блок примерно раз в месяц, а при напряженной эксплуатации с недостаточно качественным топливом – еще чаще.

Автомобильные фильтры оборудуются на производстве резьбой , оптимизированной для фиксации в автомобилях, что может вызвать определенные затруднения. Требуется использовать кусочек стойкого к маслу шланга необходимого диаметра, и надеть его поверх фильтра. Такой кустарный узел сообщается с маслопроводом через штуцер. Заранее проверяют, не остается ли в перекачивающем шланге избытка масла. Если он создается, обеспечить капельный проход жидкости не получится.

Котлы на отработанном топливе могут быть выполнены и по пиролизной схеме. Дожигание повышает время сожжения единичной порции масел. Альтернативой является лишь применение насоса строго заданной мощности, способного выдавать четко отмеренную массу масла. Но сложность такого решения не позволяет реализовать его в кустарных условиях. Более того, даже на заводах используют в основном упрощенный вариант, когда дозировка горючего производится штуцером, тройниками и ниппелем.

Очень важно обеспечить температуру отработанного масла на уровне от 10 до 20 градусов, чтобы оно хорошо текло. В противном случае дом будет наполняться чадом и не получится добиться устойчивости горения. Раз и навсегда задать некий оптимальный режим не получится. Стоит только измениться составу отработанного масла, подать его с другой температурой, и придется с нуля выбирать настройки капельной прокачки. Подача топлива напрямую от капельницы к топке невозможна.

Первоначально масло подают в воронку, связываемую с трубой, по которой оно и идет в чашу. Если котел подключают к водяным трубам, следует оснастить его насосом, чтобы теплоноситель циркулировал эффективнее. Иногда создается встраиваемый теплообменник, похожий на букву U. Его ставят в верхней доле топки и связывают с выносным резервуаром для горячей воды. Еще существует схема с расположением теплообменника на дымовых трубах.

При самостоятельном изготовлении масляного котла используют листы стали толщиной от 0,4 см. Также рекомендуется применять арматуру внутренним диаметром 1 или 0,8 см, трубы, сгоны, тройники.

Кроме этих деталей, для работы потребуются:

    стальные переходники;

  • компрессоры;

    расширительные бачки;

    герметики повышенной стойкости;

    сварочные аппараты;

    полотно из асбеста;

Вместо листового металла, можно применять крупные отрезки труб с утолщенными стенками. Чтобы согреть гараж, достаточно использовать два куска трубы: с сечением 50 и 20 см соответственно. Дополнительно применяют пару круглых пластин толщиной не менее 0,3 см.

К сведению: если требуются более мощные отопительные средства, используют детали увеличенных размеров. Заготовку под корпус из крупной трубы отрезают до высоты около 1 м, а меньшую заготовку – до высоты примерно 0,2 м.

Одна из пластин станет днищем корпуса, а другая – его крышкой. Соответственно, в них прорезают отверстие под дымоход и под малую трубу. Дно желательно усилить привариванием еще одной пластины, чтобы минимизировать риски разрушения. Днище корпуса дополняется ножками, формируемыми из арматурных прутьев. Внизу делается резервуар, а сбоку – дверца.

Монтаж

Ключевым требованием при монтаже котлов, работающих на отработанном масле, является соблюдение норм пожарной безопасности. Запрещается использовать их без оборудованного дымохода. Для защиты потолков от перегрева используют специальные кожухи. Необходимо предусмотреть особую заслонку, при помощи которой можно перекрывать тягу и избегать чрезмерного проникновения холода в случае остановки котла. Как фабричные, так и самодельные конструкции обильно потребляют кислород, потому следует позаботиться о проветривании котельного помещения.

Рекомендуется установка котлов на каменную подложку или поверх жаростойкой плитки. Запрещена обшивка деревянными и пластиковыми элементами, допустимо только окрашивание жаростойкими ЛКМ. Так как отработанное масло придется непрерывно доливать, стоит заранее подготовить пути доступа к котлу. Учитывая сильный нагрев оборудования, нежелательно размещать его там, где находятся легко загорающиеся или повреждающиеся предметы. Конечно, отопительное устройство не должно создавать никаких препятствий перемещению людей.

Иногда под котел создают площадку из бетона, которая оснащается мелким бортиком. Это элемент пассивной безопасности на случай разлива горючего. Заливать бетонную массу нужно строго по уровню, чтобы исключить ошибки. Лучшее расположение автоматического блока управления – на стене. А вот поверх крышки самого котла ставить его нельзя, иначе микросхемы перегреются и выйдут из строя.

Шланги, по которым прокачивается масло, а также электрические провода должны быть удалены от поверхности котлов. Что произойдет даже при их кратковременном прикосновении – догадаться несложно. Установка термического датчика производится внутрь трубки, расположенной сбоку от котла. Резервуар, куда заливают отработанное масло, ставят не ближе 70 и не дальше 150 см от нагревателя. Масляный насос адаптируется под горловину используемых бочек.

Диаметры дымоходов подбираются равными выводу из котла, хотя иногда они могут быть и больше. Не стоит делать дымоходы выше 5 м, это почти неизбежно вызывает нестабильность при горении. Не получится обеспечить полную мощность сжигания топлива. Рекомендуется перед топкой прибивать стальной лист. Ящик с песком в помещении, где поставлен котел, тоже не помешает.

Минимальный диаметр дымохода составляет 11 см, сужения недопустимы. Рекомендуется делать горизонтальные фрагменты только в том случае, когда иначе поступить невозможно. Когда дымовой канал проводится через стену, она должна пронзаться строго под углом 45 градусов. Остальные требования пожарной и взрывной безопасности те же самые, что и для угольной или дровяной печи. Если можно сократить количество сварных швов, следует так и поступить.

Инструкция по эксплуатации

Использование масляного котла для отопления частного дома может оказаться весьма притягательным делом. Но только в том случае, если не нарушать базовые принципы эксплуатации. В случае проникновения воды в топливную массу она начинает бурно гореть. Избежать пожара можно, если немедленно применить углекислотный огнетушитель. Разумеется, он должен быть размещен непосредственно в котельном помещении.

Очистка камер сгорания производится минимум раз в 24 часа. Для этого используется особый скребок, который с фабричными изделиями идет в комплекте. Очистка производится после остановки котла и полного дожигания горючего до фазы сухой золы. Суть: котел переводится в режим розжига (если нет специального режима выключения). После угасания огня нужно, выждав 5 минут, открыть зольник и очистить его.

Далее котел разжигается по обычной схеме, запускается автоматика. Дымоход чистить не следует. Очищать трубку, по которой подается масло, приходится довольно редко и только при применении некачественного топлива. Проверять эту деталь нужно, как только обнаруживаются признаки плохой подачи масла. Крышка котла снимается, ее переворачивают и осматривают деталь.

Для чистки используют:

    стальную арматуру;

    толстые сверла;

    проволоку;

    щетку из металла.

Автоматику нужно продувать от пыли. Регулярно требуется оценивать ее состояние. Обнаружив накопившуюся пыльную массу, следует немедленно устранить ее, даже когда срок не пришел формально. Помещения с повышенной влажностью оборудуются автоматикой таким образом, чтобы она оказывалась за стеной. Проводку выводят через эту стену, если есть малейшая возможность сделать именно так.

Важно: все модификации изготовленных на заводах котлов не могут меняться произвольно. В случае любых изменений их характеристик, конструктивных параметров, произвольной смены топлива вся ответственность лежит на потребителе. Запрещено допускать к котлу детей, престарелых, лиц с ограниченными способностями и домашних животных. Нельзя также оставлять их в помещении с котлом без присмотра.

Розжиг начинается с открытия крана, после чего дно камеры сгорания должно покрыться слоем масла от 0,5 до 1 см. Если его меньше или больше, запускать котел нельзя. В случае необходимости быстрого розжига туда добавляют 50-100 г керосина, особой жидкости либо дизельного топлива. Обычно розжиг производят при помощи бумажного или сделанного из ветоши фитиля. Этот фитиль поджигают и спускают через зольник или сквозь верхний люк до самого дна рабочего отсека.

    запускают вентилятор, обеспечивающий наддув;

    следят, чтобы масло не горело без наддува;

    закрывают крышку на зольнике;

    выжидают от 120 до 300 секунд, чтобы масло закипело и котел вошел в рабочий режим.

Сократить негативные последствия при использовании отработки можно, если отстаивать купленное либо использованное масло.

Нельзя опускать подающий топливо насос до самого дна резервуара. Если сделать так, в котел может попасть осадок. Целесообразно выдерживать промежуток в 0,1 м. Специалисты полагают, что стоит хотя бы раз в месяц очищать бак от накапливающихся там засоров.

Чтобы погасить котел, закрывают кран и дожидаются выгорания топлива. Отключать поддувающий вентилятор можно минимум через 5 минут после окончательного выгорания горючего. Если продув камеры недостаточен, образуется много дыма и сажи. Попав в управляющий блок, они выводят его из строя.

Категорически недопустимо разжигать масляный котел при помощи ацетона, автомобильного или авиационного бензина, растворителей для строительных красок, эфирных масел и иных летучих жидкостей.

Периодически дно камер сгорания очищают от набирающихся постепенно негорючих веществ. Чем хуже топливо, тем чаще такая очистка оказывается необходимой потребителям. Сократить количество шлака можно, если отказаться от синтетического или трансмиссионного масла. В случае появления необычно большого количества сажи и копоти следует немедленно остановить котел и вызвать специалистов. Также поводом для срочного ремонта является необычный шум и неоправданно частое потухание.

Обогрев хозяйственных помещений, СТО, теплиц и мастерских для многих является актуальной проблемой.

Не всегда существует возможность газификации этих помещений, а обогрев электрическими приборами использовать весьма неэффективно. Котел на отработке с водяным контуром – отличное решение, которое позволяет экономично и эффективно расходовать ресурсы.

В этой статье мы рассмотрим принцип работы, конструкцию котла на отработке и расскажем, как соорудить этот агрегат своими руками.

Основным достоинством такого котла является экономичность расхода топлива, ведь порой его можно даже достать бесплатно. Многие автосервисы и мастерские переработанное масло отдают с условием самовывоза.

Принцип котлов, действующих на переработанном топливе во всех случаях одинаков. Он заключается в испарении масла и сжигании пара от него.

Но есть небольшие нюансы в такой технологии. Все отработанные масла содержат множество тяжелых металлов, присадок и других элементов. Задача заключается соорудить такой агрегат, который позволит аккумулировать тепло внутри, а не выводить сразу все эти элементы в дымовую трубу. Полное окисление всех элементов происходит только при условии достижения внутри котла максимальной температуры – 600 0 С.

Температурный показатель в данном случае — очень важный момент. Если не вдаваться в долгие объяснения химических процессов, то можно сказать кратко: безвредное сгорание и испарение топлива может происходить только при температуре в 600 градусов. Отклонение в одну или другую сторону на 200 градусов спровоцирует выделение очень вредных токсичных веществ.

Самодельный котел на отработке выглядит следующим образом: две металлические емкости соединены между собой трубой и при этом они находятся на разной высоте. Верхний бак оснащен дымоотводящей трубой, длина которой должна быть не менее одного метра.

В нижний бак заливается отработанное масло. Верхний слой масла в испарительной камере нагревается, в результате чего образуется пар. Поднимаясь, он выходит в перфорированную трубу и соединяется с воздухом, достигает верхнего бака и сгорает. А уже сами продукты сгорания выводятся по трубе через дымоход.

Таким образом, происходит обогрев помещения, но при этом не выделяется токсичных отходов, вредных для здоровья человека. Этот факт сразу же отвечает на главный вопрос, который интересует многих перед строительством такого агрегата: «Насколько вреден котел на отработке?».

При правильной конструкции и соблюдении всех необходимых технических моментов, котел на отработанном топливе не представляет угрозы для здоровья человека. Но здесь нужно четко придерживаться условий эксплуатации и понимать, что данный агрегат подходит для отопления только хозяйственных помещений. Выполнять такой прибор для обогрева дома нельзя. Ведь для него используется отработанное топливо, которое сложно отнести к чистым видам горючего.

Следует четко понимать принцип работы и технологию испарения масла в таком агрегате. Здесь сгорает не само масло, а его пары. За счет того, что отработанное топливо еще до начала горения разогревается и начинает испаряться, появляется возможность разложить такое горящее топливо на более легкие элементы.

Где применяется подобные отопительные агрегаты?

  • в производственных помещениях;
  • в помещениях для содержания животных;
  • в автомастерских, на СТО;
  • в теплицах;
  • в складских помещениях и гаражах.

В качестве топлива для такого котла можно использовать практически любое масло, в том числе амортизационное.

Технология испарения масла в котле на отработке

Сжигание топлива и испарение масла может происходить двумя способами:

  1. Поджигание жидкого вещества. При этом будет выделяться пар, который догорать будет в специальной камере.
  2. Литье жидкости на раскаленную поверхность, в результате чего будет образовываться пар.

Одним из самых простых способов реализации этой технологии является использование раскаленной металлической чаши, на поверхность которой капает отработанное масло.

Суть заключается в том, что при контакте с раскаленным металлом топливо резко испаряется, а не нагревается. Происходит диффузия пара с воздухом, который подается в бак. Пары вспыхивают и сгорают, в результате чего образуется тепло.

Для того чтобы достичь максимальной эффективности такого агрегата, необходимо обеспечить длительное нахождение горящей смеси в камере сгорания. Для этого следует установить неподвижную крыльчатку в устье дымохода, что будет способствовать созданию необходимых завихрений в камере сгорания.

Самодельный котел без водяного контура может обогреть достаточно большую площадь. Его мощности хватит для отопления небольшой мастерской в 30-40 квадратных метров, теплицы или гаража.

Если же необходимо обеспечить обогрев больших помещений, тогда следует выполнить котел с водяным контуром. При этом расход топлива поражает своей экономичностью: от 0,5 литра до 1 литра в час.

В зависимости от потребности и желания владельцев хозяйственных помещений, такой самодельный агрегат можно оснастить одним или двумя контурами. Если задача сводится исключительно к обогреву помещения, то одного контура будет вполне достаточно.

Если же необходимо нагревать воду в бытовых целях, то нужно выполнить два контура. Для этих целей в верхнем баке выполняется теплообменник.

Несмотря на отличный КПД, универсальность использования топлива и большую экономичность, такой принцип работы редко реализуется на зарубежных котлах. А вот отечественные производители зачастую выпускают такие агрегаты, которых широко используются в хозяйственных целях.

Самым сложным в самостоятельном выполнении подобной конструкции является способ предварительного разогрева чаши, на которую капает масло. Те, кто своими руками выполняет такой котел, поступают просто: забрасывают в бак фитиль, пропитанный бензином, и поджигают его. После того, как чаша нагревается до нужной температуры, просто открывают подачу масла.

Вторым моментом, на который нужно обратить внимание является равномерная капельная подача масла. Необходимо обеспечить оптимальный уровень фильтрации отработанного топлива.

Для этого достаточно надеть автомобильный масляный фильтр на один конец трубки, которая опускается в бак с отработанным топливом. Смену фильтра необходимо производить не реже одного раза в месяц. Если топливо грязное, то чаще.

Еще одной проблемой может стать топливный насос, который должен подавать нужное количество масла в бак. Собрав конструкцию из штуцеров, ниппеля и двух тройников можно доиться «защиты» от перелива топлива. В шланге будет находиться порция масла, которая помещается в этот узел.

Вся остальная часть будет просто стекать обратно в бак. По аналогичной схеме выполняется и фабричная конструкция котла с автоматической защитой от перелива.

Еще одной идеей для капельной подачи топлива является использование фрагмента обычной медицинской капельницы. Этот фрагмент надевается на нижний штуцер, а с помощью колесика регулятора определяется частота капель.

Количества топлива, которое капает на чашу должно быть ровно столько, чтобы оно равномерно прогорало, но при этом не чадило. Если меняется топливо, необходимо каждый раз заново регулировать частоту капель.

Хороший современный котел на отработке обязательно должен быть оснащен защитой от закипания масла и перелива топлива. Во избежание пожара, нужно следить за тем, чтобы уровень масла в резервуаре был ниже, чем в самой печке.

Для того чтобы выполнить котел с водяным контуром, достаточно вокруг корпуса печи устроить водяную рубашку. Далее этот контур можно использовать уже по своему усмотрению: либо подавать на обогрев большого помещения, либо на нагрев воды.

Для того чтобы к баку подключить трубы, ведущие к отопительной системе, потребуется насос для циркуляции воды.

Котел на отработке вроде бы всем хорош: и экономичен, и прост в эксплуатации. Но как добиться, чтобы он длительное время поддерживал горение?

Доливать во время его работы масло нельзя – опасно. Ждать полного сгорания – неудобно. Можно, конечно, выполнить большой резервуар для топлива, но тогда большое количество масла не успеет нагреваться до нужной температуры.

Решить эту проблему поможет дополнительный бак, куда будет заливаться основной запас топлива. С нижним корпусом он будет соединяться по принципу сообщающихся сосудов.

Преимущества и недостатки котла на отработке

Как и у любого агрегата для отопления, у котла на отработке есть свои преимущества и недостатки. Прежде чем вы решитесь на то, чтобы выполнить его своими руками, предлагаем вам подробно ознакомиться с этим списком.

Достоинства:

  • низкая стоимость ресурсов;
  • простая конструкция и понятный принцип работы котла;
  • возможность использовать котел для нагрева воды (при сооружении водяного контура);
  • быстрый нагрев жидкости;
  • возможность изготовления своими руками;
  • компактность;
  • высокий КПД.

Относительную экологическую безопасность такого котла можно отнести скорее к достоинствам, но следует подчеркнуть, что эта безопасность достигается только при строгом соблюдении всех технических нюансов при строительстве и эксплуатации.

Котел «на выходе» выдает температуру в 95 градусов, что позволяет хорошо отапливать гараж, теплицу, мастерскую даже в самый лютый мороз.

Можно предусмотреть на конструкции небольшую варочную поверхность, с помощью которой будет легко нагреть чайник или разогреть обед.

Недостатки:

  • необходимость регулярной чистки;
  • отсутствие поддержки этого агрегата на законодательном уровне;
  • непрезентабельный внешний вид.

Как вы можете видеть, достоинств у подобной конструкции для отопления гораздо больше, чем недостатков. Поэтому, если вы решили соорудить самостоятельно котел на отработке с водяным контуром, мы предлагаем вам пошаговую инструкцию, справиться с которой сможет даже новичок.

Меры пожарной безопасности

Следует, понимать, что подобная самодельная конструкция должна быть изготовлена четко в соответствии с установленными нормами пожаробезопасности.

Чтобы обезопасить помещение от возгорания, рекомендуем также придерживаться следующих правил:

  • Диаметр дымохода должен составлять минимум 100 мм. В идеале – использовать сэндвич трубы, на поверхности которых образуется минимальное количество сажи.
  • В непосредственной близости от баков запрещено хранить легко воспламеняющиеся предметы (баки с топливом).
  • Все стыки должны быть герметичными.
  • Толщина стенок баков, где происходит сгорание топлива должна быть не менее 4 мм.
  • Для обеспечения притока свежего воздуха в помещение и во избежание задымления, необходимо обустроить котельную системой принудительной циркуляции. Норма воздухообмена на 1 кубический метр площади составляет 180 м 3 / час.

Как сделать котел на отработке с водяным контуром своими руками

Для того чтобы самостоятельно выполнить данный агрегат, необходимо запастись следующими материалами:

  • листовой металл для бака (толщина 4 мм);
  • листовой металл для крышки (толщина 6 мм);
  • труба для дымохода;
  • насос для масла;
  • вентилятор;
  • стальные переходники;
  • термостойкий герметик;
  • металлические уголки для опор.

Инструменты:

  • болгарка с кругом для резки металла;
  • карандаш и строительная рулетка;
  • дрель со сверлом по металлу;
  • молоток и набор ключей;
  • сварка с электродами.

Чтобы облегчить работы по выполнению котла, можно взять уже готовые бочки для пропана или кислорода.

Схема сборки агрегата будет выглядеть следующим образом:


Перед выполнением работ необходимо определиться с местом, где будет размещен котел. Необходимо удостовериться, что рядом не находится легко воспламеняющихся вещей и сам корпус котла не перекрывает движение, не мешает работе.

Шаг 1. Подготовка основания и стен


Шаг 2. Изготовление основного бака котла (внутреннего)

Этот корпус представляет собой бак с водяной рубашкой, каналом для подачи кислорода и трубкой, по которой течет масло на чашу.

В днище этого корпуса необходимо выполнить дверцу для извлечения чаши и поджигания масла.


Шаг 3. Изготовление внешнего кожуха трубы


Шаг 4. Изготовление канала для подачи воздуха

  • Отмерить на листовом металле трубу диаметром 6-8 см и вырезать с помощью болгарки. Длина трубы превышает на 10-15 см общую конструкцию.
  • Отмеряем от одного конца 50 см и выполняем отверстие.
  • Теперь выполняем канал для подачи масла, который будет находиться внутри трубы для подачи воздуха. Для этого берем отрезок трубки длиной 8 см (d=1 см) и привариваем к другому концу трубки такого же диаметра, но длиной 50 см под углом 130-150 0 .
  • Аккуратно устанавливаем трубку для подачи масла в трубу для подачи воздуха.
  • Сбоку выполняем врезку под компрессор. Подключаем насос подачи подачи топлива и циркуляционный насос.
  • Размещаем чашу в котел.
  • Фиксируем дверцу.

Шаг 5. Установка дымохода

После того, как сам котел надежно установлен на основание, приступаем к монтажу дымохода, длина которого должна быть 3,5-4 м.


При этом старайтесь выполнять вертикальную трубу без горизонтальных участков.

  • Соединяем выходящий патрубок котла с трубой дымохода.
  • В зависимости от того, какая схема вывода дымохода: через стену или кровлю, выполняем разметку. Если через стену проводим трубу через перекрытие.

  • В месте, где труба будет проходить через перекрытие, вокруг дымохода необходимо проложить асбестовое волокно и прикрепить специальный жаростойкий кожух к потолку.

  • Для регулировки тяги, оснащаем дымоход металлической заслонкой.
  • Выводим дымоход над кровлей.

Шаг 6. Подключение водяного контура

Если котел будет использоваться в качестве подсоединения к радиаторам для отопления большого помещения, необходимо сначала проложить всю сеть батарей по помещению.

Для подсоединения котла к радиатору используем трубу диаметром 43 мм.


Видео. Котел на отработке своими руками

Заключение: котел на отработке с водяным контуром – это экономичный альтернативный вариант для обогрева хозяйственных помещений, который при правильной сборке позволит обогреть помещение 30-40 квадратных метров даже в самые суровые морозы.

Предлагаем ознакомиться с подробным видео, где показан процесс работы печи на отработке с водяным контуром.

Видео. Как работает котел на отработке

Просмотров