Отличаются ли румыны от молдаван? Объединение Молдовы с Румынией: реальность или просто игра.

История

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии .

XX век

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении .

Распад СССР

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х . Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989 . Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску . Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья , последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта .

Настоящее время

Молдавия

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией . В () среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» .

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

Приднестровье и Гагаузия

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии . Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

Румыния

Опросы

По данным социологического опроса, проведённого в 2006 году в Румынии, идею присоединения Молдавии поддерживают 44 % населения, а 28 % высказалось против.

В октябре 2009 года IMAS-Inc провела социологический опрос в Молдавии. Респондентов просили оценить отношение между идентичностью молдаван как румын по шкале от 1 (полностью один народ) до 5 (два разных народа). Опрос показал, что 26 % от всех принявших участие, заявили, что молдаване и румыны это полностью один народ, а 47 % заявили, что это частично или полностью разные народы. Результаты отличались в разных категориях респондентов. К примеру, 33 % молодых опрашиваемых (18-29) указали, что румыны и молдаване это один народ, 44 % - что разный, среди пожилых респондентов (более 60) проценты были другими 18,5 % и 53 %. Процент тех, что считает румын и молдаван одним народом выше среди людей, для которых румынский родной язык (30 %), среди городских жителей (30 %), среди людей с высшим образованием (36 %), и среди жителей столицы (42 %) .

Гипотетические результаты объединения

Ожидаемые результаты объединения на основе статистических данных за 2010 год:

Примечания

  1. «Пляски гагаузских аборигенов перед молдавскими конкистадорами»: Гагаузия за неделю - Новости Молдавии - ИА REGNUM
  2. «Unionistii trebuie pedepsiti din toate punctele de vedere!»
  3. И. А. Ожог, И. М. Шаров Краткий курс лекций по истории румын. Новая история . - 1992.
  4. Олег Гром. Региональный, этнокультурный и имперский проекты национальной идентичности в Бессарабии (1905-1912) , 2007

Ленивому и нелюбопытному московскому обывателю ничего не стоит за глаза назвать молдавского строителя, плохо положившего плитку, «румыном». Спроси его, почему он так сказал, и он недоуменно пожмет плечами: «Ну а в чем разница-то?». В самом деле, а в чем?

Вопрос на самом деле далеко не праздный. Для начала напомним, что в Молдове на деньги ЕС уже 25 лет ведется жесткая кампания в пользу поглощения этой страны Румынией. В унионистские партии, общественные организации и СМИ Молдовы вкладываются серьезные деньги. Для молдавских студентов в Румынии создаются ежегодные квоты на несколько тысяч человек. Практически всем желающим в Молдове раздаются румынские паспорта. Звучат заявления, что у румын и молдаван "общие" язык, культура и судьба.

Цель этой кампании - заставить молдаван сменить самоназвание и внутреннюю идентичность. Тем не менее, молдаване почти поголовно высказываются против отказа от национальной государственности и «воссоединения» с румынами. Значит есть нечто, что мешает молдаванам признать себя таковыми. Что именно? Прежде всего, история.

Освободили, но не всех

Молдавское княжество возникло в 1359 году, когда ни Румынии, ни понятия «румын» еще в помине не было. На месте нынешней Румынии находилось княжество Валахия, созданное также в XIV столетии. Тогда так и говорили: в Молдавии живут молдаване, в Валахии - валахи.

Оба княжества почитали себя родственными, что, впрочем, не мешало правителям Валахии (вместе с турками, захватившими ее в 1415 году), воевать против молдавских братьев по крови и вере. За это молдавский господарь Штефан чел Маре в 1473 году предал Бухарест огню и мечу.

В 1812 году после очередной русско-турецкой войны молдаване и валахи обратились к Российской империи с просьбой избавить их от господства османов. Но перед столкновением с Наполеоном Россия смогла вырвать из рук Турции лишь часть Молдавии - Бессарабию, междуречье Прута и Днестра. За Прутом осталось усеченное Молдавское княжество со столицей в Яссах.

В Бессарабии на 106 лет воцарился мир, а «запрутское» Молдавское княжество, лишенное части территории и населения, ослабло. Поэтому, когда зашла речь об объединении Молдавии и Валахии, Бухарест стал играть первую скрипку, а Яссы - вторую.

В 1859 году это объединение свершилось. Возникла Румыния и определение «румын» применительно к народу нового государства. При этом значительная часть жителей бывшего Молдавского княжества продолжает и сегодня считать себя молдаванами. Что же до Бессарабии, то там весь XIX и начало XX века никто в румыны записываться не спешил. О Приднестровье в этом контексте вообще речи не было.

Слово и буква

Идентичны ли современные молдавский и румынский языки? Среди ученых есть разные мнения на этот счет, но на молдавском говорят уже несколько веков, на румынском - век с небольшим.

Вот как видел отношения молдаван и валахов в языковой сфере (и не только) господарь Молдавии Дмитрий Кантемир: «Валахи употребляют некоторые слова, молдаванам не известные, которые, однако, в письме опускают, и во всем следуют по стопам молдаван в отношении языка и правописания и этим самым признают, что молдавский язык чище, чем их, хотя открыто заявить об этом их удерживает недоброжелательство, существующее между молдаванами и валахами».

А вот что в 1921 году писала румынским властям группа молдавских крестьян Оргеевского уезда оккупированной румынами Бессарабии: «Что означает слово «волумул»? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому. Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

С письменностью все гораздо проще - она разная. Хотя так было не всегда: с момента образования Молдавского княжества письменность у молдаван (не путать с валахами) по обе стороны Прута была кириллической, а официальным языком до XVII века - старославянский. Латиница сменила кириллицу к западу от Прута, в Яссах, только после создания Румынии в 1862 году.

Как только Румыния захватила молдавские земли в 1918 и в 1941 годах, она стала искоренять кириллицу под лозунгами о «единой румынской нации» и «общем румынском языке». В 1944 году территории были освобождены, но с распадом СССР политика возобновилась: кириллицу заменили на латиницу, а существование молдавской нации стали отрицать. Это вопрос цивилизационной ориентации: если ставится задача переориентировать бывшую Советскую Молдавию целиком на Запад, клише о «едином румынском языке» и «исконной» латинице становятся весьма важными.

Однако, повторюсь, до сих пор огромное большинство молдаван сохраняет свою идентичность. Что касается Приднестровья, то оно, отвергая в принципе сближение с Румынией и вхождение в геополитическое пространство Запада, сохранило кириллическую графику молдавского языка.

Где проходит фронт

По итогам переписи 2004 года 94% молдаван заявили, что считают себя именно молдаванами, а не румынами. Лидеры правящего в Кишиневе «Альянса за европейскую интеграцию» представляют «подавляющее меньшинство», за которым стоит Бухарест (ситуация, очень похожая на украинскую). «Общность» унионистам нужна, чтобы в нужный момент поставить вопрос о «воссоединении» всех земель, где, по их мнению, проживают румыны.

Посол Румынии в РМ Мариус Лазуркэ публично объявил себя унионистом, а президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что рано или поздно Румыния и Молдова все равно объединятся. Президент пояснил и идеологическую основу возможного объединения: «Румыния и Республика Молдова - два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века».

Тем не менее, ни румынские оккупанты в 1918-1940 и 1941-1944 годах, ни их преемники в Кишиневе и Бухаресте пока так и не доказали, что молдавской нации не существует. Фронт борьбы с унионизмом проходит не только по Пруту или Днестру, но и в сердцах самих молдаван. Большинство молдаван отвергает навязываемое им румынское имя. Это во многом срывает замыслы по поглощению Молдовы, Приднестровья, а также украинских Южной Бессарабии и Северной Буковины Румынией.

Андрей Сафонов

Название :

Объединение Румынии и Молдавии

Общее наполнение проекта :

Социальное и политико-экономическое движение за объединение двух государств, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в обеих странах.

Страны-инициаторы :

Румыния, Молдавия

Флаг/логотип :

Собственного флага у проекта нет

Карта :

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья):

Справочная информация :

Имеет давнюю историю - с момента образования первых средневековых дунайских княжеств в XIV веке до настоящего времени и своеобразное развитие, включающее в себя периоды угасания и усиления. Сторонников этого движения называют унионистами (рум. Unionişti, от рум. Unirea - союз), а само движение - унионизм.

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии.

В середине XIX века официальная Румыния осуществила перевод алфавита с кириллицы на латиницу. В Бессарабии, присоединённой в 1812 году к Российской империи, таких изменений не проводилось.

Присоединение Бессарабии к Российской империи повлекло за собой снижение доли (но не численности) молдавского населения до 54 %, а также значительную русификацию. В 1850-х единственным официальным языком Бессарабии стал русский, а изучение в школах молдавского языка было прекращено.

Присоединение к Румынии Трансильвании, Бессарабии, Южной Добруджи и Буковины в 1918 году дало надежды на успешный «энозис» румын в одном государстве (Великая Румыния). Пребывание ряда смежных регионов в составе Румынии в начале XX века и связанные с этим попытки их румынизации завершились неудачно в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины к СССР в 1940 году.

В период между 1918 и 1940 годами, процесс интеграции Бессарабии в Румынию отчасти тормозился действиями румынской армии и региональной администрации, а отчасти - национальными меньшинствами, проживающими на этой территории.

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении.

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х. Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989. Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску. Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья, последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта.

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. В (2004) среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически».

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами.

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии. Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза, президент Румынии Траян Бэсеску на приёме в дворце Котрочень высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план

Актуальность проекта :

Время для объединения в обозримой перспективе играет против проекта (средняя)

Основания для реализации :

Историческое, географическое и этническое родство населения двух государств.

Которые страна просто не может выплатить.

Что делать в подобной ситуации? Одним из вариантов решения данной проблемы рядом молдавских политиков предлагается объединение Молдовы с Румынией. Насколько серьезен данный сценарий, способный изменить политическую карту современной Европы или это просто игра с Кремлем?

Объединение: выход из сложившейся ситуации или груз для населения и инвесторов?

Рассуждать на данную тему объединения Молдовы с Румынией стали довольно давно, по сути еще накануне распада Советского Союза и провозглашения молдавской независимости . Вопрос, безусловно, является очень болезненной темой, в первую очередь, для местных жителей, поскольку двадцать лет назад он уже привел к одному вооруженному конфликту (в Приднестровье). Но идею «румыно-молдавского» единства регулярно извлекают на поверхность, лишний раз нервируя общественность.

Стоит ли говорить, сколь важные последствия имел бы такой шаг для международной политики, права, экономики. Для инвесторов же понимать существующее положение дел особенно важно, поскольку само наличие подобных слухов, не говоря уже о конкретных планах, может серьезно повлиять на их финансовые намерения. Так действительно ли страны стремятся к объединению и готовы к этому?

Существуют ли прецеденты объединения независимых государств?

Если говорить о новейшей истории, то примеров добровольного объединения независимых государств не так уж и много , - объяснили аналитики землячества трейдеров и инвесторов Приднестровья Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V. После Второй мировой войны всего лишь пару раз случалось, чтобы суверенные державы, члены , решили инкорпорироваться в одно государство.

Один раз - Египет и решили объединиться, но быстро разочаровались в этом и вернулись к прежнему «самостийному» существованию. Этот пример можем считать неудачным. Второй раз - ФРГ и ГДР. Но там речь шла о странах, которые не только раньше составляли единое целое, но и в названии имели ключевое слово - . Они вместе до сих пор и это совершенно естественно. Это положительный пример. К сожалению куда больше случаев разъединения, даже если опустить распады и Югославии, то можно вспомнить разделение Северной и Южной Кореи, Китая и Тайваня, Чехии и Словакии. К сожалению, разделение в международной политике (как и экономике) встречается намного чаще, чем объединение.

Имеются ли исторические и другие основания для объединения Молдовы и Румынии?

Молдова (именно с таким названием) существовало с 1359 года. Причем большую часть этого времени оно сохраняло независимость, а также имело собственную династию. Даже во времена османского владычества Молдавское княжество было лишь вассалом могущественной империи, но суверенитет сохраняло:
- в 1859 году Молдавское государство прекратило свое существование, так как стало частью новообразованного Румынского государства. Эта новая единица на карте Европы появилась 1859 г. вследствие объединения двух вассальных Османской империи княжеств: Валахии и Молдавии. Именно в этот день молдавский князь Александру Иоан Куза в Бухаресте был избран князем Валахии. Таким образом, произошло классическое династическое объединение;
- Молдова стала называться Бессарабией и пользоваться широкой политической автономией. Однако Восточная Бессарабия, на территории которой и находится нынешняя РМ, с 1812 года находилась под властью России. И это очень важно, так как в составе Румынии эти земли находились совсем недолго: с 1918 по 1940гг.;
- даже после октябрьской революции в Молдове несколько месяцев существовало независимое государство - Молдавская Демократическая Республика. Впоследствии та небольшая часть, которая сейчас известна как Приднестровье, вошла в состав УССР как Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР). В январе 1918 года румынская армия начала боевые действия против МДР. А в конце ноября установили там свою военную власть;
- в результате военная администрация королевской Румынии управляла Бессарабией целых 22 года. В то время как в международном сообществе активно обсуждался т.н. «Бессарабский вопрос». Все-таки, Бухарест совершенно нагло захватил эти земли при том, что их переход под Румынии не был закреплен ни одним международным документом. Собственно это дало основания И.Сталину в 1940 году требовать их возврата;
- с 1940 по 1991 года в СССР существовала Молдавская Советская Социалистическая республика со всеми формальными признаками государственности. В 1991 году, после распада Советского Союза, возникла независимая Республика Молдова. Культура и язык. Румыны и молдаване , но последние находятся в юрисдикции Московского патриархата, в то время, как жители Румынии имеют собственный патриархат;
- языки у этих народов не просто очень похожи, а, по сути, есть одно и то же. По мнению лингвистов, нынешний молдавский язык это лишь одноименный диалект дако-румынского языка. Он же, кстати, распространен, и в румынской исторической области Молдова (центр Яссы).
- национальные костюмы, кухня, музыка - все очень похож е.

Однако культурное и языковое единство совершенно не повод для объединения, иначе давно должны были бы объединиться Австрия с Германией , все арабские государства, а Швейцария вообще развалиться минимум на три части.

Какие основания всерьез говорить об объединении Молдовы и Румынии?

В соответствии с приоритетами определяются и задачи внешней политики
1. Унионистское движение (за объединение) началось в обеих странах в конце 80-х годов. В Румынии - после свержения режима Чаушеску, в Молдавии - после объявления в СССР политики гласности. В первые годы независимости молдавский язык был переведен на латиницу.
2. В Молдове действовали различные партии, выступающие за объединение с Румынией. Но долгое время они оставались чуть ли не маргинальными. Постепенно в республике сложилась своя национальная элита, заинтересованная в ее сохранении. Около 80% молдаван считают себя именно молдаванами, а не румынами.
3. Однако среди политически активных граждан постепенно сложилось две группы: румынисты и молдовенисты. Первых меньше, вторых больше, но румынисты намного активней.
4. Примерно с 2004 года в поисках национальной идеи местные национал-демократы стали использовать тезис о необходимости евроинтеграции Молдовы . Этот лозунг призван закамуфлировать унионистскую политику. Именно под этим прикрытием два года назад к власти пришли националисты.
5. 16 марта 2012 года в Молдавии прошли уже четвертые президентские выборы за последние три года. Их выиграл ориентированный на (читай, на Румынию) Альянс за европейскую интеграцию (AEI), в который входят три партии: Либерально-демократическая партия (премьер-министр Влад Филат), Демократическая партия (и.о. президента Мариан Лупу) и Либеральная партия (спикер парламента Михай Гимпу). Новым президентом стал Николае Тимофти, который тут же заявил: «Самой большой проблемой является укрепление общества. Нам нужна идея, объединяющая все общество. Этой идеей должна стать европейская интеграция». Хоть новый президент нигде и не высказывался за объединение с Румынией, румынисты ликуют, утверждая, что Тимофти - далеко не антиунионист. Более того, в своем первом интервью избранный лидер страны сказал, что Молдова и Румыния, конечно, должны быть вместе, как это уже было в истории, но пока говорить об этом рано.
6. сторонники присоединения Молдовы к Румынии провели в Кишиневе марш, посвященный 94-й годовщине объединения двух стран (27 марта 1918 года). Около тысячи человек скандировали лозунги: "Великая Румыния!", "Объединение!", "Молдова- это Румыния!". Между ними и сторонниками независимости из движения «Патриоты Молдовы» даже произошли небольшие столкновения. Впервые в истории республики румынисты и молдовенисты вступили в открытый конфликт.

Как Румыния влияет на события, и что ей может противопоставить Россия?

Конечно же Румыния оказывает очень активное влияние, причем на разных уровнях:
· Румыния с 2009 года увеличила экспорт в РМ до 16% (импорт из республики - 10%). Молдавский винный экспорт увеличился в соседнюю страну на 50% после введения Россией эмбарго на молдавский алкоголь;
· в 2010 году объявил, что в рамках Европейской политики соседства предоставит Молдавии 350 миллионов долларов в период с 2011 года по 2013 год. Румыния пообещала предоставить Молдавии 100 миллионов в этот же период.
· системы транспортировки обеих стран планируется объединить к концу 2012 года .
· румынские и молдавские военные проводят совместные учения .
· политический аспект. После совместного заседания правительств двух стран запущен процесс совместных совещаний депутатов.
· вопросы ЕС. 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза , президент страны Траян Бэсеску высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. В 2010 году Траян Бэсеску заявил, что Молдова может войти в состав его страны в течение ближайших 25 лет.
· Румыния активно раздает свои паспорта так называемым «заграничным румынам» , которыми они, естественно, считают и молдаван. Этот процесс называется даже не продоставление, а восстановление гражданства.
· воссоединению с Румынией быть? В самом конце марта в интервью молдавскому изданию Timpul государственный секретарь Румынии по делам заграничных румын Еужен Томак откровенно заявил: «Я убежден, что воля к воссоединению будет реализована еще при нашей жизни, тогда, когда это желание получит открытую форму, а отношения между румынами по обе стороны Прута будут такими крепкими, что международным договорам придется считаться с ними».

Пока что Россия обладает огромным экономическим влиянием в Молдавии. В 2010 году на ее долю приходилось 26% экспорта из Молдавии, она также была источником 15% импорта страны. Россия является крупнейшим рынком для молдавского вина, правда периодически в этой сфере возникают проблемы. также предоставляет Молдавии весь потребляемый страной природный газ, вряд ли стоит объяснять, как в России умеют использовать это преимущество. Плюс РФ держит в самопровозглошенной республике Приднестровье военную базу, чем существенно влияет на систему безопасности в регионе.

Однако у Румынии есть неоспоримые преимущества: политика мягкого проникновения, идея евроинтеграции, время, которое работает однозначно на нее (каждое новое поколение молдаван будет все дальше отдалятся от России с ее Евразийским союзом и стремиться в ЕС, а через Румынию туда попасть намного быстрее).

Редколлегия отдела "Новости Молдовы" журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме инвесторов : как вы думаете, объединяться ли когда-нибудь Молдова с Румынией?
· нет, никогда;
· да, и довольно скоро;
· да, но очень нескоро.

05 апреля 2012 г. 10:18

Буквально накануне президент Румынии Траян Бэсеску сделал заявление о том что следующим шагом, после вхождения в ЕС и НАТО, основным приоритетом в политике страны будет объединение с Молдовой. А как на самом деле об объединении думают в молдавском обществе? Конечно, в Республике Молдова есть прорумынские силы, которым подобные заявления на руку. Однако даже в нынешнем прозападном руководстве в этом вопросе нет единого мнения. Не говоря уже о простых гражданах, которые в большинстве своем тяготеют к России. Поэтому возникает вопрос, откуда, казалось бы, моноэтничном молдавском обществе такое расслоение? Как это всегда и бывает, причины своими корнями уходят далеко в прошлое.Однако в общем ряду аналогичных словообразовательных конструкций особняком стоит терминологическая пара Молдавия – Молдова. Казалось бы, на месте бывшей советской Молдавии в 1990 году образовалось новое самостоятельное государство – Республика Молдова, всего лишь видоизменившаяся грамматическая форма одного и того же названия и одной и той же территории. Даже звуковая тональность приблизительно одна и та же. Вместе с тем, в контексте настойчивых и непрекращающихся попыток «румынизации» Молдовы подобные этимологические вольности заставляют по-иному взглянуть на ситуацию.

Чтобы попытаться разобраться в ней, а также во взаимоотношениях нынешних Молдовы и Румынии, потребуется небольшой экскурс в историю. Как известно, княжество Валахия – прародитель современной Румынии – представляет собой историческую область между Карпатами и Дунаем, делившуюся по реке Олт на Мунтению и Олтению. Завоеванная римлянами еще во II веке территория в дальнейшем подверглась нашествию гуннов и аваров, а в IX-X веках даже находилась в составе Первого Болгарского царства. К середине XIII века Валахия оказалась под властью монголо-татар, а с XVI века – под турецким господством.Необходимо отметить, что Молдавское княжество, образовавшееся в XIV веке приблизительно в одно время с княжеством Валахией, на протяжении трех веков также входило в состав Османской империи. Разобщенность соседних княжеств зачастую приводила к взаимным конфликтам, а порою – к ожесточенным баталиям. В целом же анализ исторических событий свидетельствует, что в XV-XVII веках, или на протяжении не менее двухсот лет, имели место около сорока молдавско-валашских вооруженных столкновений. Мунтяне (валахи) неоднократно разоряли Молдавское княжество, особенно ее южную часть, сжигали города Текуч, Бырлад, Васлуй и другие, пленили или жестоко убивали тысячи молдаван. Стефан III, на чье правление пришлась 21 война с мунтянами, считал их такими же недругами Молдавии, как и турок-мусульман, именуя тех и других «клетии турции ши хиклении мунтяни» («проклятые турки и вероломные мунтяне»).

Отношения молдаван с православными восточными славянами строились на совершенно другой основе. Известный историк П.М. Шорников в своей книге «Молдавская самобытность», в частности, подчеркивает, что терминами «рус», а во множественном числе «русь» молдавские летописцы именовали предков украинцев, а Галицкую Русь, Подолье, Волынь называли «Русия». Общность веры, наличие совместных врагов в лице монголо-татар и турок, а также католиков-поляко в, и, не в последнюю очередь, отсутствие языковых барьеров, благодаря знанию славянского языка молдаванами, обусловили взаимные симпатии молдаван и православного русского населения Польско-Литовского государства. Воинов, по приказу польского короля собранных в 1487 году в Галицкой Руси для войны против турок, Григоре Уреке именует не просто русскими, но дельными и порядочными людьми. А казаков, под предводительством Ивана Сверчевского, в 1574 году пришедших на помощь молдаванам в войне против турок и мунтян, представляли как людей, всегда готовых вмешаться, не спросясь, но отдавая им должное как храбрым и верным воинам. В целом же на протяжении многих веков молдаване тяготели к Российскому государству, а в трудные моменты обращались за помощью к русским людям. Ярким примером этому служит миссия митрополита Гедеона, возглавившего Великое посольство в Москву господаря Георге Стефана в 1656 году, когда он обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять всю страну «под государеву высокую руку, так же, как и гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское». Желая с помощью единоверной православной России освободиться от ненавистного османского ига, митрополит Гедеон тогда же принял присягу за себя, за господаря и за весь молдавский народ – пребывать в российском подданстве «навеки неотступно».

Верная договоренностям с Молдавским княжеством, Россия оказывала дипломатическую и, если требовалось, военную помощь в освобождении молдаван от турецкого ига. В войнах, наравне с русскими, участвовали и молдавские волонтеры. Последняя война 1806-1812 годов положила конец турецкому владычеству над Молдавским княжеством. Руководил военными действиями опытный военачальник и дипломат М.И.Кутузов. Подписанный по окончании войны в 1812 году мирный договор между Российской и Османской империями предусматривал, в частности, статью о вхождении пространства между реками Днестр и Прут, позже названного «Бессарабией», в состав России навечно. Некоторая часть Молдавского княжества продолжала находиться под турецким господством.

Остается добавить, что мирный договор был подписан в Бухаресте и потому именуется «Бухарестским». Но именно это обстоятельство не дает покоя современным «младорумынам» в Молдове, утверждающим историческую обусловленность своих претензий на «румынизацию» республики. Достаточно неубедительная позиция, если учесть, что Румыния как государство образовалось лишь в 1862 году, т.е. спустя полвека после вхождения Бессарабии в состав России. Более столетия (до 1918 года) Бессарабская губерния являлась составной частью России, причем с довольно примечательной оговоркой в тексте Бухарестского договора: «…если когда-либо Бессарабия по какой-то причине выйдет из состава России, она обязана будет вернуться в состав Османской империи». С формальной и неполитизированн ой точки зрения это означает, что, отвергая свое вхождение в состав России, Бессарабия обязана вернуться в состав Турции, как правопреемницы Османской империи. Тогда какое отношение к этому имеет Румыния? Лишь прояснив некоторые подзабытые факты хронологии исторических событий, происходивших в регионе, можно, наконец, понять принципиальные отличия понятий «Молдавия» и «Молдова». Молдавия – это бывшая Бессарабия и Молдавская ССР в составе Союза ССР. Молдова – одна из восточных областей современной Румынии (бывшей Валахии – Мунтении).

Прорумынские силы в Молдавии уже на первой сессии вновь избранного Верховного Совета республики в 1990 году скоропостижно меняют официальное название государства названием части румынской территории. По всей видимости, исходя из логики укрепления «неразрывной связи» с Румынией-матушкой.
Идеологическая подоплека подобной терминологическо й трансформации вполне очевидна: способствование «румынизации» сознания молдаван, убеждение общественности в состоятельности тезиса о статусе бывшей Бессарабии в качестве «части тысячелетнего румынского государства», а также создание условий для постепенного разрыва исторических, культурных и ментальных связей и многовековой дружбы молдавского и российского народов
Объективности ради следует признать, что массированная прорумынская пропагандистская кампания в Республике Молдова все же приносит свои плоды, однако уже сейчас становится понятным, что их скороспелый вкус ничего кроме оскомины вызвать не может. Историческая память народов – это не та материя, которую можно вот так запросто накрыть тенью от разного рода идеологических и терминологических «плетней».


Заведующий «Мемориальным музеем Бендерской трагедии»

Просмотров