Восточные славяне 6 7 века. Восточные славяне и образование древнерусского государства

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ.

В течение VIII в. дальнейшее развитие восточных славян привело к складыванию из отдельных родственных племен крупных племенных союзов. Первая русская летопись «Повесть временных лет» перечисляет восточнославянские племенные союзы и рассказывает, на каких землях они жили. Таких союзов было более десяти.

В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен под общим названием поляне. Центром полян издавна был Киев. Вокруг Новгорода, Ладоги, озера Ильмень располагались словене. К северо-западу от полян сформировался племенной союз древлян, т. е. жителей лесов, с центром Искоро-стень. Далее в лесной зоне между Днепром и верховьем Немана жили дреговичи. На северо-востоке, в междуречье Оки, Клязьмы и Днепра, жили радимичи, а севернее их, в верховьях Западной Двины и Днепра, - кривичи, племенным центром которых стал Смоленск. В бассейне Западной Двины разместились полочане; их главным городом позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десне, Сейму, Суле и жившие к северо-востоку от полян, прозвали северянами; их главным городом со временем стал Чернигов. К западу от полян, в верховьях реки Буг, расселились волыняне. Между Южным Бугом и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарского царства. Южнее волынян, в верховьях Днестра, жили племена хорватов.

На севере и северо-востоке племенные союзы восточных славян подчинили своему влиянию окрестные племена балтов и фин-но-угров, заставили их платить дань. Между славянами и этими племенами бывали столкновения, но в целом отношения были мирными, так как славяне не навязывали силой соседям свои обычаи, а против внешних врагов они зачастую выступали вместе. У финно-угорских племен славяне заимствовали названия многих рек, озер, селений. Они переняли у лесных жителей веру в волхвов, кудесников. На славян Северного Причерноморья оказали влияние потомки ираноязычного ски-фо-сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке.

На западе соседями восточных славян были западнославянские племена: мазовшане, вис-ляне, моравы, словаки. В начале IX в. у западных славян возникло государство - Велико-моравская держава (распалась в начале X в.).

Но не со всеми соседями у восточных славян были дружеские отношения. Так, в VII в. тюр-коязычные авары, создавшие на Дунае и Тисе Аварский каганат, разгромили славянский племенной союз дулебов. Разоренные ду-лебские земли со временем заняли другие славянские племена. Здешние края звались Волынью, и новых жителей стали называть волынянами. Ранее, в конце VI в., в результате нашествия аваров из глубин Азии в Европу распался родственный славянам племенной союз антов, располагавшийся на территории от нижнего Дуная до Азовского моря.

На юге у восточных славян сложились непростые отношения с хазарами. Часть восточных славян и финно-угров оказалась в зависимости от Хазарского каганата. Через его территорию по Волге и Дону шла славянская торговля с богатыми восточными странами. Мирные отношения с хазарами перемежались частыми войнами. Славяне стремились освободиться от дани, которую они платили хазарам, хотели взять под свой контроль выходы основных торговых путей к Черному и Каспийскому морям. До второй половины X в. Хазарский каганат оставался главным врагом восточных славян.

С начала IX в. восточные славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли кочевыми тюрками: булгарами, торками, печенегами. Печенеги в конце IX в. обосновались в низовьях Днепра и Дона, вытеснив отсюда мадьяр (венгров). С этого времени и до начала XI в. славянам придется отражать грабительские набеги печенегов.

На севере тем временем объявились свирепые норманны («северные люди»), опустошавшие с конца VIII в. Западную Европу. Отряды норманнов (славяне звали их варягами) стали нападать на земли кривичей, полочан и ильменских словен. В 859 г. в результате похода варягов на земли восточных славян кривичи и ильменские словене начали платить пришельцам с севера дань.

1. Основной теоретический материал

Прародина и происхождение славян

Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).

Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов .

Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги).

Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера.

Эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три основные группы:

· западную;

· южную;

· восточную .

Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро-финские и балтские племена.

Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен:

· поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);

· ильменские словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень);

· полочане (течение реки Полота);

· кривичи (верховья Днепра и Волги);

· дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);

· северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),

· радимичи (междуречье Днепра и Десны);

· вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).

Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе Восточно-Европейской равнины.

Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они возделывали

1) рожь;

2) пшеницу;

3) просо;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. пашенное земледелие .

Восточные славяне использовали двупольный севооборот , при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье , при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

2) рало,

3) соха,

4) с VIII–IX вв . в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство . Однако важным изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство , затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости.

Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.

Общественный строй восточных славян

В VI–IX вв. восточные славяне жили первобытно-общинным строем . Основной формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род). Сородичи совместно трудились . Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.

С VIII в . в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община . У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка . В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.

Несколько соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).

Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.).

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов).

Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов).

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство . Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Общественный строй восточных славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией».

Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи-каменки.

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.) занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племена.

Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя , занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами , у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия.

К IX в . оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун , превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри , шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники , которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.


2. Основные даты

Даты

События

I тыс. до н.э.

Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого впоследствии сформировались славяне.

Св. 700 тыс. лет назад

Проникновение человека в Восточную Европу.

Ок. 35–40 тыс. лет назад

Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе неандертальца.

К 10 тыс. до н.э.

Умение добывать огонь.

4–3 тыс. лет до н.э.

Окончательное заселение Евразии.

Ок. 8–3 тыс. до н.э.

«Неолитическая революция».

Ок. 2–1 тыс. до н.э.

Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.

Х–VII в. до н.э.

Распространение железа в Европе.

VII–VI вв. до н.э.

Расцвет торговли и процветание греческих колоний.

IV в. до н.э.

Возникновение скифского государства.

IХ–Х вв.

Принятие Волжской Булгарией религии – ислам

VII в.

Образование Хазарского каганата.

Конец IV в.

Начало процесса Великого переселения народов.

VIII – середина IХ вв.

Начало экспансии норманнов.

VI–VIII вв.

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины.


3. Основные понятия

Автохтонное население –к оренное население.

Бортничество –с обирательство дикого меда.

Варяги –п о одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки») –о дно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес – п окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.

Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община.

Вече –н ародное собрание.

Военная демократия –ф орма государственности на этапе разложения первобытного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Вождь –г лава племени.

«Вои» –м ужское население рода.

Волхвы –п ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша –д енежные единицы у славян.

Даждьбог –б ог солнца.

Дружинники –л юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу.

Двуполье –с истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол –и зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Каган – (о т тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище –я зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь –в оенный вождь.

Макошь – п окровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь –з нать в племени.

Перелог –си стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – б ог молний и грозы.

Полудница –д ух – покровительница отдыха селян в полуденный зной.

Праславяне –п редки славян.

Племя –с оюз родов, проживающий на одной территории.

Рало –д ревнее орудие труда у славян.

Род –к оллектив родственников.

Рожаницы –б огини плодородия.

Сварог – б ог неба.

Старейшина –у важаемый, опытный человек.

Страда –с езон сельскохозяйственных работ.

Стрибог –б ог ветра.

Трехполье –с истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна –п оминальный пир.

Чур –б ожественный образ родовой общины.

Язычество –д охристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила –б ожество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.


4. Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов, отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства. Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII – I Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог – властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс – божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и т.д.

Мокошь – покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н. э.

Территория восточных славян (VI-IX вв.).

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,- потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-IX вв. занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Путь «из варяг в греки»

Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев - контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности - личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,- слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI в.), Новгород, Чернигов, Переславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

Норманнская теория

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить Рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI-IX в.в. они возделывали

2) пшеницу;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. - пашенное земледелие.

Восточные славяне использовали двупольный севооборот, при котором земля разделялась на две части - яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII-IX в.в. начинает использоваться и трехполье, при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую - озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

4) с VIII-IX в.в. в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство. Однако важным изменением в их жизни VIII-IX в.в. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство, затем появляются другие ремёсла - камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости. У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли. Приблизительно в VII-VIII в.в. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Постепенно обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

2. Расселение славян

В ПВЛ содержится версия о заселении славянами Восточно-европейской равнины. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли.

Этот отрывок часто интерпретируют как уход предков полян, древлян, дреговичей и ильменских славян с Карпат. В одних случаях (Б.А. Рыбаков) волохов отождествляют с римлянами Трояна. В других (В.О. Ключевский), с аварами. В обоих случаях прародиной восточных славян считают Карпаты, хотя Нестор нигде не упоминает гор как места, где жили славяне, нет гор и славянском эпосе.

Влияние франков на славян ограничивалось самыми западными племенами - кроатими, чехами, моравой. Причём франкская агрессия была уже не племенной экспансией, а государственной политикой. Только другой народ, находящийся на такой же стадии этнического подъёма мог вытеснить славян с уже занятых ими территорий. Здесь, кажется, вполне применима теория Л.Н. Гумилёва. Таким народом были, вероятно, романизированные потомки гетов и даков и предки румын и молдаван, известные по средневековым русским источникам под именем волохи. По-видимому, для Нестора волохи существовали в двух ипостасях: как общее наименование всех романизированных народов от валахов до франков; так и имя конкретного народа, относящегося к этой группе. Это мнение уже высказывалось В.Д. Королюком. В год 6406 (898) Шли Угры через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе.

Отношения славян и валахов весьма запутаны, сначала в VI-VII вв. часть гетов и даков была славянизирована, а затем уже в VII-VШ в.в. часть славян оказалась романизирована, так что "народная память" славян и румын оказалась весьма причудливо переплетена. И всё-таки принять версию Нестора не позволяет географический фактор. Регенерация волохов в VII в., безусловно, вызвала и их давление на славян, но это давление было не очень сильное. Территория, отобранная у славян, практически ограничивается Добруджей. На север и восток через Карпатские горы массового переселения волохов не наблюдается. Так что славян, ушедших с Нижнего Дуная, никак не может хватить на заселение всей территории от Днестра до Волхова. Можно было бы предположить, что какие-то группы славян, покинув Нижний Дунай, двинулась на северо-восток. Пройдя территории уличей и тиверцев, они достигли границы Леса, где и остановились, так как приднепровские леса уже были заселены родственными же славянами, пришедшими с запада. Прозвались ли они полянами на новом месте, или принесли это название с собой с юга неизвестно.

Культурный уровень этих вновь пришедших племён, если следовать Нестору, был существенно выше, чем у лесного славянского населения. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами. А древляне жили звериным обычаем, жили по скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не было, но умыкали девиц у воды. (Обычай знакомства у воды дожил в русской культуре до начала XX века). А радимичи и вятичи, и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели всё нечистое.

Итак, Нестор отделяет полян в прежние времена от остальных окружающих славян на основании некоторого распространения у них христианства. Поляне, в отличие от других днепровских славян, основным оружием имели мечи, что отражено в эпизоде с данью в виде прямых обоюдоострых клинков, предложенной хазарам и отвергнутой последней. Конфликт, отражённый летописцем - "древляне и другие окольные народы стали притеснять полян", так же может быть отнесён на счёт этой культурной разницы. Здесь, впрочем, Нестор противоречит сам себе, раньше он говорил о мире между всеми славянскими племенами. Поляне же первыми из восточных славян, по мнению Нестора, построили город - Киев, город Кия и его братьев - Хорива и Щека.

Такое изложение истории именно славянского племени полян выглядит достаточно легендарно и, как отмечали многие исследователи, связано с политическими устремлениями и патриотическими пристрастиями автора. Ни археологические данные, ни какие другие источники не подтверждают такого культурно-исторического выделение полян из общего восточнославянского массива. Заселение славянами Русской равнины, скорее всего, происходило в русле общего процесса расселения славян из района первичного славянского этногенеза, т.е. из ареала Пражской культуры.

В первой фазе (VI в.) - движение на юг через Норик, Паннонию, Верхнюю Мёзию. Во второй фазе (вторая половина VI в. - первая половина VII в.) - движение на юг в обход Карпат к Чёрному морю и далее через Добруджу и Нижнюю Мёзию. В третьей фазе (вторая половина VII в.) начинается расселение славян по всем азимутам. На север - к Балтийскому побережью. На северо-восток в бассейн Западной Двины и Волхова. На восток в Верхнеднепровский и Верхневолжский бассейны. На юго-восток в бассейны Оки и Верхнего Дона. Центральными "перевалочными базами" в общем восточном направлении оказались районы Среднего и Верхнего Днепра. Расселение древних народов происходило обычно в двух формах. Это было либо вынужденное переселение, когда под угрозой полного физического истребления племена снимались с прежних мест обитания в полном и уходили с боем или по договору в безопасное место. Так остготы, спасаясь от гуннов, переселились на территорию Римской империи. Но это обычно связано с давлением кочевников, войны которых нередко вели к полному истреблению противника, так как одни и те же пастбища не могли прокормить две орды.

Другой формой расселения было расселение дружинное. Оно обычно связано не с ухудшением, а, наоборот, с улучшением условий обитания. Когда в результате климатических изменений увеличивается продуктивность хозяйства и улучшается питание, то в семьях возраста активности начинает достигать не один - три, а четыре - пять, а то и большее число мальчиков. Но архаические структуры племенного общества не могут без существенной трансформации интегрировать эти подрастающие поколения. Значительному числу юношей, даже из знатных родов, грозит опасность так и оставаться на нижней ступени иерархической племенной структуры, потому что структура слишком жесткая и не может измениться. Есть основания считать, что был и третий путь. В былине; "Илья Муромец и сын" Илья Муромец встречается со своим "озверевшим", утратившим отцовскую традицию сыном. Ни голос крови, ни голос разума не могут перебороть это "озверение" - сын нарушает договор с отцом и, более того, убивает мать. В последовавшей битве Илья Муромец убивает сына. То есть, традиционное общество восточных славян смогло в рамках традиции найти новые силы, а Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - это именно молодые богатыри, они младшие по отношению к поколению Святогора. Традиционное общество восточных славян смогло подавить бунт молодых, смогло инкорпорировать молодые поколения, тем самым, сохраняя себя и, одновременно, обрекая себя на тысячелетнюю, медленную и мучительную трансформацию, не закончившуюся и до настоящего времени. В результате расселения в общем направлении на северо-восток восточные славяне оказались очень далеко от центров цивилизации того времени - Византии, империи Каролингов, Хорезма, Арабского Халифата. Ни в одной точке ареал восточных славян не контактировал с территориями великих государств, как предыдущей античной эпохи, так и раннего средневековья.

В момент начала славянского продвижения на северо-восток, т.е. в середине VII-начале VIII века, на востоке Европы складываются новые государства - Хазарский каганат (650 г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ и Восточный Крым и Великий Булгар (670 г.) в среднем течении Волги. Тогда же Балтийское море начинает превращаться в область активных торговых контактов различных народов, населяющих его берега, составляя некоторый прообраз будущей Ганзы. В этом сообществе активное участие принимают и западные славяне, достаточно быстро вышедшие к южному побережью Балтики по территориям, оставленным; в предыдущие века германцами, ушедшими на юг и запад. Примерно сто лет потребовалось славянам на то, чтобы войти в контакт с форпостами цивилизованного мира. В конце 760 годов славяне появляются в Ладоге, где в последствии становится доминирующим элементом. Древнерусское название Ладога через скандинавское Aldeiga восходит к финскому Alode-jogi - "нижняя река".

К середине VIII века славянская колонизация на севере достигла рубежа озёр Ильмень-Ладога-Онега-Белое. В движении на север основное участие принимали западные славяне из бассейна Вислы. Ещё достаточно долгое время языковая ситуация сохраняла следы первичных движений. Анализ новгородских берестяных грамот показал большее сходство даже в ХI-ХIII веках их языка с языками западнославянскими, чем с древнейшими слоями языков приднепровских славян. На северо-востоке славяне вышли в район правобережья верхней Волги. На юго-востоке славяне выходят к верхним течениям Дона и Северского Донца. Славяне, двигаясь на юго-восток, достигли районов, подвергшихся опустошительному разгрому гуннами. Следствием, которого было почти полное исчезновение существовавшей в III-IV вв. на территории Украины и смежных областей Черняховской культуры. "Среди создателей Черняховской культуры было несколько этнических групп, в том числе, вероятно, и праславяне (на северо-западе). Но главную роль, по-видимому, играло здесь ираноязычное население, потомки скифов и сарматов, в значительной мере перешедших к земледелию". В черняховцах или их частных группах очень многие пытаются увидеть славян или праславян. С.Ю. Сапрыкин, генетической предшественницей славянства видит ту часть черняховцев, которые занимали лесную и лесостепную зону от Словакии до верховьев Северского Донца. Для Б.А. Рыбакова, вся эта культура - славянская. Но, как уже выше говорилось, кроме территориального совпадения других данных, позволяющих отождествить черняховцев со славянами, нет.

Когда славяне стали расселяться в юго-восточном направлении, то на Среднем Днепре и в верховьях Северского Донца они встретились с остатками скифо-сарматских землепашцев. "Вероятно именно от них у юго-восточных славянских племён (полян, северян) сохранились реликты иранской лексики, а так же иранские по происхождению и названиям божества восточнославянского языческого пантеона (Хоре, Симаргл, Вий и др.)" славянский сварог севооборот хозяйственный

Временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века - время, когда появился путь из варяг в греки. Нестор в своей ПВЛ приводит описание обоих этих маршрутов и Двинско-Волжского и из варяг в греки. Таким образом, главным фактором в ранней истории восточных славян был географический фактор - а именно, их удалённость от Рах Котапа (Римского мира). Племена, поселившиеся на берегах рек, текущих по равнинам Восточной Европы, оказались вне пределов, которых достигало материальное или духовное влияние Рима.

Первое великое государственное образование Западного мира - империя Карла Великого вовлекла в поле своего влияния западных славян, в то время как южные славяне оказались в поле влияния Византии - сохранявшей традицию, как старого античного мира, так и деспотий Востока.

И только восточные славяне были не у дел. До тех пор, пока новые звенья цивилизации, сомкнувшись, не поднялись достаточно далеко на север и арабское серебро и золото, просочившись через лесные дебри, не засверкало на балтийском побережье, затмевая свет янтаря и привлекая охотников до себя, суля сто крат больше. Арабские дирхемы обещались стать проводниками для таких охотников по неведомым землям востока и довести их до источника - сказочного Багдада. И охотники нашлись - ими стали скандинавские викинги. То, что в результате вместо Багдада они оказались в Константинополе, всего лишь небольшое отклонение от курса, если смотреть из Скандинавии. Усилиями викингов, хоть они того и не хотели, оказались разбужены и вовлечены во всемирную историю задремавшие на берегах своих рек после эпохи расселения племена восточных славян. А проснувшиеся восточные славяне направили викингов по той дороге, по которой оказалось сподручнее им самим.

3. Славянское язычество

Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждь бог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждь божьи внуки". Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом, Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян. Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов -- рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути усалки выходили на сушу и обитали уже на земле. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя -- домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!" Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи. В праздник Коляды в домах гасили огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды -- начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек оббивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались, и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Ведущими отраслями хозяйства у племен лесостепной и лесной зон Восточной Европы были земледелие и скотоводство, причем у славян, а с первых веков н. э. и у балтов на первом месте стояло земледелие.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединившим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI-VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Восточные славяне в VI-VIII вв. Первые свидетельства о славянах. Территория восточных славян. Общественный строй восточных славян, роль общины и городов. Культура восточных славян в VI-VIII вв. Различные сферы культуры восточных славян и язычество славян.

    реферат , добавлен 13.01.2009

    Происхождение восточных славян. Первые упоминания о венедах. Основные занятия восточных славян в степной и лесостепной полосе. Языческая религия, отражающая отношение славян к стихийным силам природы. Образование государства у восточных славян.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Происхождение и расселение славян. Формирование основ государственности. Занятия восточных славян, их организация, быт и нравы. Образование Древнерусского государства. Противоречивые взгляды историков о Норманской теории возникновения Киевской Руси.

    реферат , добавлен 02.06.2012

    Племенные группы славян. Быт и культура восточных славян. Военные походы и защита племенных земель от нападений врагов. Языческие богослужения славян. Развитие ювелирного дела. Обряды у восточных славян. Почитание лесов и рощ, обожествление Солнца.

    реферат , добавлен 29.04.2016

    Специфика передачи истории восточных славян в VIII - IX веках в летописи Нестора. Племенные союзы в борьбе с хазарскими племенами. Уровень развития земледелия, ремесел, городов и торговли. Религиозные воззрения и пантеон восточнославянских племен.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2012

    Происхождение, начало и ранняя история славян. Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян. Протогосударственные образования восточных славян в IX в., образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Расселение и географическое положение восточных славян. Рождение Киевской державы. Русско-славянское государство и Византия. Божества и религиозные представления восточных славян. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси. Родо-племенные союзы.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян. "Повесть временных лет" – первая русская летопись - наиболее серьезный письменный источник. Особенности материальной и духовной культуры, религия, общественный строй славян.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян, основные этапы и направления данного процесса, временные рамки. Восточные славяне в древности: специфика материальной и духовной культуры, быт и традиции, общественный строй.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2013

    Свободолюбие племен славян, их выносливость и хитрость, особенности бытового уклада. Вооружение славянских воинов. Умение сражаться в закрытых местах. Боевой порядок славян в VI-VIII веках. Объединение в единое древнерусское государство к IX веку.

Просмотров