Конфликт как социально-психологическое явление. Межличностный конфликт как социально-психологический феномен

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология социального взаимодействия» Тема: «Конфликт как социально-психологическое явление»

Выполнила: студент группы

1ВВ102 Зарипова Г.А.

Проверила: Чернухина М.Е.

Казань 2011

Введение

Заключение

Введение

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Научные исследования конфликтов имеют давние и прочные корни. К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт.

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности. Известный философ-диалектик Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри. «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Цель реферата: исследовать конфликт как социально-психологическое явление.

Задачи реферата:

· Рассмотреть современные конфликтологические теории

· Изучить стратегии поведения в конфликте

· Сделать выводы

1.Психологический подход к изучению конфликта

конфликт поведение психологический

Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживаемый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяюшей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременно он может бояться стать безработным.

Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Один из последователей Фрейда Карл Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты - это люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.

Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение людей в конфликтных ситуациях.

Так, американский психолог Эрик Берн (1902--1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи - прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых».

Известное имя в области ситуационного подхода к изучению конфликтов - это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Вполне закономерно, что именно межгрупповые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии начинает доминировать желание не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически в различных терапевтических формах помогать людям справляться с ними.

2.Современные конфликтологические теории

Современная ситуация развития ставит перед человечеством серьезный выбор - или оно будет стремиться к разрешению своих конфликтов, или же оно скатывается к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн.

В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью человеческой жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления. Многие авторы считают, что решение данной проблемы становится настолько очевидным, что либо XXI век станет веком конфликтологии (как науки о конфликтах), либо он будет последним в истории человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация такова, что именно на социально-психологическом уровне можно наиболее глубоко и последовательно выявить общие тенденции возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Основные проблемы, тормозящие развитие конфликтологии, теснейшим образом взаимосвязаны, во-первых, с пониманием того, что такое конфликт как социальное явление и каково его место в ряду этих явлений, и, во-вторых, с определением подхода, лежащего в основе объяснения причин возникновения конфликтов.

Рассматривая проблему конфликта в связи с его местом в ряду социальных явлений, видно, что понятие «конфликт» чаще подводят под более широкую категорию - противоречие. Но такой способ определения влечет за собой игнорирование специфики собственно конфликтных отношений. Следовательно, такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно.

Социально-биологическая теория (Чарльз Дарвин)

Данная теория утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора и из неё вывели теорию естественной агрессивности человека. Его идея в том, что развитие мира осуществляется благодаря борьбе за выживание, что составляет естественный отбор наиболее приспособленных видов живых организмов.

Социально-психологическая теория

Эта теория объясняет конфликт посредством теории напряженности, т.е. характер современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.

Толчком к этому является фрустация (внутреннее состояние индивида, реакция на социальные препятствия к достижению цели, проявляется в агрессии, регрессии или «уходе в себя»).

Теория насилия (К. Маркс, Ф. Энгельс, Мао Цзэдун, В.И. Ленин)

Авторы данной теории полагали, что социальный конфликт происходит из-за разделения людей на социальный классы в соответствии с их экономическим положением в стране. По их мнению, основными классами в обществе были буржуазия и пролетариат и естественно, между ними происходит борьба, т.е. задачей буржуазии было господство и эксплуатация наемных рабочих. Конфликт в этом случае неизбежен и, надо понимать, что это столкновение нужно правильно организовать, чтобы происходило дальнейшее развитие общества.

Для классов общества этой теории характерно неравенство шансов, т.к. у них неравное положение и уровень обогащения, преимуществ и привилегий. Все это проявляется в определенном образе жизни и в чувстве принадлежности к определенному слою (классу) общества.

В теории также обозначено разделение классов по территориальности (нации и другие формирования) и корпоративное разделение (по профессиональным качествам).

Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Мэйо)

Смысл данной теории заключается в том, что конфликт рассматривается как искажение, аномальный процесс в общественных системах.

Существует ряд предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

Удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

Эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

Совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

Диалектическая концепция (Л. Козер, Р. Дарендорф)

Данная теория конфликта рассматривает мир как не отсутствие конфликта. Мир состоит в созидательном отношении с конфликтом, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликта.

Другие же сторонники теории утверждают о том, что в человеческом обществе не существует постоянства, поскольку общественная жизнь изменчива, следовательно, конфликт возникает из-за изменчивости общественной жизни.

Понимание всех происходящих сегодня в обществе процессов невозможно без осмысления сущности конфликтов на глубинном уровне.

Конфликты вплетены в процесс глобализации цивилизации наряду с катастрофами и кризисами. Достаточно указать на то, что особенности поведения любого группового социосубъекта в конфликте являются важнейшим фактором выбора его собственной судьбы (А.А. Гостев).

Единственное, с чем человечество пока не может справиться, это с самим собой, со своим могуществом, которое не всегда может разумно использовать, следствием чего являются конфликты различного масштаба и значимости. Следует отметить, что конфликты не есть нечто исключительное, а способ разрешения противоречий или способ взаимодействия сложных систем.

Таким образом, видно, что конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, которое имеет свое содержание и структуру.

3.Стратегии поведения в конфликте

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

Ценности межличностных отношений;

Индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

Рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

При этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;

Признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

Считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

Полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны.

Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем арсенале различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекраснейший учебный материал, если вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Список использованной литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта 2000

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М 1984

3. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. 1991

4. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. 1998

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конфликт как актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов, его характерные признаки. Описание основных стилей поведения личностей в конфликте: борьба, уход, компромисс.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликт как столкновенье противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, знакомство с основными видами. Общая характеристика наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в организации.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Виды, условия и причины возникновения конфликтов как столкновения интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Психологические особенности поведения личности в конфликте. Методика предотвращения и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, основные виды, причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Акцентуации характера: понятие, типологии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Конфликт как психологический феномен, его сущность и причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Влияние психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие конфликта в психологии и особенности конфликтного взаимодействия подростков. Конфликт как одна из сторон взаимодействия подростков с окружающими людьми. Основные структурно-динамические характеристики конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2013

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями. Понятие и особенности юридического конфликта. Типология и структура конфликта. Динамика и разрешение юридического конфликта.

Конфликт как психологическое явление

Конфликт – это сигнал о том, что что-то надо делать, изменять. Конфликт сам по себе не плох и не хорош. Ведь что такое конфликт? Это когда я думаю так, а ты иначе. Что в этом плохого или хорошего. Все зависит от того, как мы себя в этой ситуации поведем. Поэтому не стоит бояться самого факта разногласий, разных мнений.

В китайском языке конфликт обозначается иероглифом, состоящим из двух частей. Первая часть означает – «риск», «опасность», а вторая – «благоприятную возможность». И это очень точное определение конфликта. В конфликте есть риск, есть опасность? Безусловно. Разрушение отношений, агрессия, напряжение – разнообразие деструктивных последствий, но считается, что в нем есть и благоприятная возможность. Например, почувствовать сигнал, что что-то не так.

Можно провести аналогию с болью. Боль показывает, где находится очаг воспаления (болезнь). Можно эту боль заглушить – принять таблетку и забыть на время. Но это не совсем правильное решение. Можно уйти от конфликта, не разрешив его. Но это останется в душе «грузом», который будет требовать разрядки. Самые опасные болезни – это которые без боли. Они лишены сигнала, подкрадываются незаметно. И эти болезни без боли – приобретение цивилизации, т.е. СПИД, рак, гепатиты, инфаркты. На начальных этапах они незаметны. Привычные болезни (простуда, ангина) у человека запрограммированы, как болезненные. Т.е. боль несет позитивное начало. При появлении ее необходимо немедленно принимать меры. И чем быстрее меры будут приняты, тем быстрее наступит избавление от болезни. Такие же функции несут и конфликты.

Конфликт нам помогает выяснить отношения, снять напряжение. В нашей работе делать акцент на позитивном начале конфликта, наверное несомненно главное. Все-таки согласитесь, конфликты могут быть и конструктивными и деструктивными, разрушительными, нести в себе негативное влияние, но многие конфликты, с которыми мы сталкиваемся для нас важны, потому что они помогают понять, как уменьшить разрушительное начало, негативную сторону конфликта.

Еще один психологический феномен конфликта заключается в том, что человек претендует на какую-либо ценность или ресурс и поэтому, чтобы завладеть этим он оказывает на конкурента психологическое влияние. Для этого он использует психологические методы воздействия такие как диалог, психологическое давление, манипулирование, а иногда и суггестивные методы (внушение, гипнотический транс). Эти же психологические методы применяются и для привлечения сторонников или сочувствующих, так как количество участников тоже имеет психологическую особенность. Оно дает мнимую уверенность конфликтующему в своей правоте и угнетающе действует на конкурента.

Как отмечает А.С. Кармин, слово конфликтология пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в перевод поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19 века. В классическом Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля его еще нет. А современный Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в 20 веке оно имело очень широкую область применения: семейный конфликт, вооруженный конфликт на границе, конфликт с сослуживцами, конфликтная комиссия. В словаре Ожегова слово конфликт толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор.

Можно жить, обходясь без слова конфликт, но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба и т.п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах.

Так что же такое конфликт? Что приходит в голову первое при ассоциации с этим словом? Противоборство, противостояние, противоречие, разделение мнений.

Во-первых . Это всегда столкновение противоречий в разных формах. Это может быть спор, может быть драка. Но не всякое противоречие вызывает конфликт.

Во-вторых . Конфликт обязательно затрагивает очень значимые для человека вещи. Человек идет на борьбу, если что-то затронуто базисное в этой ситуации, т.е. конфликтов по пустякам не бывает.

Третье. Эмоциональная вовлеченность в конфликт. Конфликт это всегда эмоции. Это важно, потому, что это создает очень серьезную проблему в работе с конфликтами. Эмоциональные проявления, переживания затрудняют разрешение конфликтов.

Четвертое. В конфликте всегда есть момент противоборства, противодействие активности, направленное на изменение ситуации, т.е. люди делают что-то, чтобы изменить ситуацию в свою пользу.

Если суммировать все эти составляющие, то можно дать следующее определение:

Конфликт – столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей.

Вряд ли среди взрослых людей найдется хотя бы один, который бы не попадал ни в одну конфликтную ситуацию. Среди конфликтологов даже закрепилась шутка: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Это такое же естественное состояние, как и обратное ему согласие; мир, единство. Но, если за вторым закрепилось представление о легкости и комфорте, первое связывают с проблемами, ресурсными издержками, ограничениями и т.д. В связи с эти обыденным представлением люди стремятся всеми возможными способами уходить от конфликтов, избегать их. Конфликтологам-практикам хорошо известна следующая закономерность: участники конфликта не хотят признать, что между ними конфликт, чаще всего они называют это разногласиям расхождением во мнениях и пр. Однако, наши желания и объективная реальность не всегда совпадают между собой. И необходимо признать, что состояние конфликта так же естественно для человеческого взаимодействия, как и мир.

Более того, если в семье, организации или стране нет конфликтов, значит ли это, что в ней царит мир и согласие? Отсутствие разногласий чаще говорит о двойном стандарте, чем о гармонии; о застое, самодовольстве и деградации, а не о развитии; о психосоматических болезнях, а не самообладании.

Емельянов С.М. определяет возможность найти необходимые и достаточные условия для возникновения конфликта. Нам представляется такая попытка плодотворной.



Необходимыми условиями существования конфликта являются:

· взаимодействие 2 или более субъектов;

· взаимозависимость субъектов, побуждающая их участвовать во взаимодействии;

· наличие различий, лежащих в основе социального взаимодействия;

· осознание данных различий;

Достаточным условием выступает несовместимость притязаний сторон (несовместимость интересов или позиций субъектов), нулевая сумма конфликтного взаимодействия: выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой, а каждый оппонент стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента (в отличие от дискуссии экспертов), что ведет к противоборству как форме такого взаимодействия непосредственные действия друг против друга с использованием давления.

Поэтому конфликты надо изучать и необходимо знать, что делать с конфликтам, чтобы они не портили нашу жизнь.

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В.П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

Механизмы развития конфликта по первой формуле основываются на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом.

Проблематика конфликта поднимается в отечественной и зарубежной социальной психологии достаточно часто. Конфликт изучается с позиций различных направлений. Н.В. Гришина выделяет 3 традиционных подхода в рассмотрении психологических конфликтов вообще и межличностных в частности - мотивационный, ситуационный и когнитивный . Н.У. Заиченко выделяет 6 основных подходов, с позиций которых изучаются конфликты: когнитивный, мотивационный, аналитический, деятельностный, энерго-эмоциональный, организационный и системный . В рамках мотивационного подхода межличностный конфликт анализировался К. Левином . Конфликт рассматривался как следствие действующих на человека разнонаправленных "сил" (мотивов) - в ситуации межличностного конфликта это "собственные" и "вынуждающие" силы . Также, к мотивационному подходу относят психоаналитическую концепцию, в рамках которой межличностный конфликт рассматривался как явление, детерминированное внутриличностными особенностями или проявлениями самого человека.

В рамках ситуационного направления межличностный конфликт изучался М. Дойчем, Р. Маком, Р. Снайдером и др. авторами. В данном подходе конфликт понимается как результат определенной ситуации конкурентного или кооперативного взаимодействия людей. В традициях когнитивного подхода межличностный конфликт рассматривается как результат разбалансированной структуры взаимоотношений людей. Подобной точки зрения придерживался Ф. Хайдер, разработавший теорию структурного баланса. Он отмечает, что конфликт возникает в том случае, если сбалансировать структуру взаимоотношений не представляется возможным в силу обратной зависимости структур обоих людей, т.е. стремление к балансу структуры одного человека исключает баланс структуры другого.

В рамках аналитического подхода межличностный конфликт рассматривается такими авторами, как А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Л.А. Петровская и др. Данный подход подробным образом раскрывает основные компоненты конфликтного взаимодействия. Деятельностный подход рассматривает межличностный конфликт в рамках совместной деятельности людей. Подобной позиции придерживаются А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко, А.И. Шипилов и др.

Приведем для сравнения некоторые из них.

Например, А.И. Алексеева определяет межличностный конфликт обусловленностью противодействий людей друг другу. В межличностном конфликте происходит столкновение целей, интересов людей, а также в нем выражено реальное соперничество его участников .

К.А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. "С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать и как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений" .

По мнению И.П. Андриади, конфликт - это "наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений" .

А.А. Ершов определяет межличностный конфликт как "столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей" .

Н.У. Заиченко считает, что межличностный конфликт - это, во- первых, "социально-психологическое явление, детерминированное внутриличностными проблемами"; во-вторых, "проявление несовершенства энерго- эмоционально-информативного содержания социального пространства (активного уровня жизнедеятельности материи), высвечиваемым обстоятельствами возникновения (физическими, психофизиологическими, социальными)"; в- третьих, "противоборство субъективных и объективных тенденций, проявляющееся в конфронтации по какому-либо по-поводу"; в-четвертых, "взаимонавязывание и взаимосопротивление в ситуации негативной формы отношений взаимодействия между субъектами, детерминированные их психологическими позициями, социально-психологическими процессами (фасилитация и ингибиция), психофизиологическими состояниями, поведенческими и речевыми проявлениями" и в-пятых, "разноуровневое взаимодействие, отягощенное отрицательным эмоциональным фоном и стрессовыми реакциями" .

Часть авторов придерживаются, в том числе и при дефиниции межличностных конфликтов, определения Л. Козера, считающееся классическим в западной социологии: "Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, на также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника" . Хотя и сам Л. Козер относит данное определение и к межличностным конфликтам, отмечая, что конфликт "всегда происходит во взаимодействии между двумя или более лицами" .

Таким образом, различаясь в частностях, определения конфликта (и межличностного конфликта в том числе) сходятся, на что, например, указывают и проведенные исследования А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, где авторы, проанализировали более 50 определений конфликта в работах отечественных авторов.

Н.В. Гришиной проведен анализ понимания конфликта в представлениях различных психологических концепций, на основе которого ей были выделены следующие обязательные признаки конфликта: биполярность, активность и наличие субъекта субъектов. Анализировать конфликт Л.А. Петровская предлагает следующим образом: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Единой общепризнанной всеми исследователями классификации межличностных конфликтов, так же, как и определения, не существует.

Различные варианты деления конфликтов, в том числе и на межличностном уровне, можно найти у В.И. Андреева, А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк, О.Н. Громовой, М. Дойча, С.В. Кудрявцева и др. авторов.

Например, В.И. Андреев предлагает следующую классификацию: - по степени остроты конфликтов: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда; - по проблемно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие и др.; - по степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты .

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов включают в общую классификацию конфликтов зооконфликты наравне с конфликтами с участием человека. Последние они разделяют на внутриличностные и социальные, которые, в свою очередь, подразделяют на межличностные, конфликты между личностью и группой, между малыми социальными группами, между средними социальными группами, между большими социальными группами и межгосударственные, каждый из которых также, по из мнению, делится на более мелкие виды . Непосредственно межличностные конфликты авторы подразделяют на основании сфер деятельности людей: семейные конфликты, конфликты между руководителями и подчиненными, конфликты в условиях учебной деятельности, а также инновационные конфликты

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют четыре типа конфликтов по характеру их возникновения: объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены объективными обстоятельствами), субъективные целенаправленные и субъективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены человеком, группой, организацией...).

О.Н. Громова предлагает разделять конфликты в зависимости от следующих факторов: от способа разрешения (насильственные и ненасильственные), от природы возникновения (политические, социальные, экономические, организационные), от затронутых потребностей (конфликты интересов, взглядов, или когнитивные), от направления воздействия (вертикальные, горизонтальные), от наличия объекта конфликта (безобъектные, объектные), от степени выраженности (открытые, скрытые), от количества участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) .

Кроме того, отечественные авторы обычно придерживаются следующей классификации конфликтов: социальные, социально-психологические, психологические, на что указывают, в частности, В.С. Агеев, Н.В. Гришина, Л.А. Петровская. Однако в последнее время социальные психологи к подобной классификации прибегают редко.

Также, одной из классификаций межличностных конфликтов, выделяемых достаточно часто, является их разделение на бытовые и производственные. Особенности подобных конфликтов рассматриваются в работах Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова , А.И. Китова, Б.Б. Косова и других авторов.

Кроме указанных классификаций, в психологической и социологической литературе достаточно часто встречается деление конфликтов (в том числе и межличностных) по типу последствий для сторон. В таком случае указывают на конструктивный или деструктивный конфликт. Такой классификации придерживаются в той или иной степени практически все авторы, иногда не выделяя ее непосредственно. Например, О.Н. Громова исключила из своей типологии классификацию конфликтов по последствиям для участников (первоначально выделявшую) .

В отличии от определения конфликта и типологии конфликтов, выделение структурных элементов конфликтов не вызывает подобных разногласий в литературе. Например, Р. Мак и Р. Снайдер подразумевают под структурой конфликта следующее:

  • 1) наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом;
  • 2) взаимонесовместимость ценностей и намерений сторон;
  • 3) поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, дабы приобрести нечто за ее счет;
  • 4) противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот;
  • 5) применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении .

Однако в данном представлении проглядывают элементы динамики конфликтов, с точки зрения отечественной науки.

В отечественных психологических исследованиях, посвященных проблематике конфликта, чаще обращаются к взглядам Л.А. Петровской на эту проблему. Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий .

Развивая взгляды Л.А. Петровской по этой проблеме, авторы, однако, идут несколько разными путями. Например, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов предлагают рассматривать структуру конфликта следующим образом:

  • · во-первых, конфликтная ситуация, включающая в себя участников, предмет, объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом;
  • · во-вторых, психологические компоненты конфликта (мотивация сторон, стратегии и тактика поведения сторон и информационные модели конфликта, или образ конфликтной ситуации) .

Н.В. Гришина к структурным компонентам относит: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта .

Очевидно, что основные позиции структуры конфликта у различных авторов совпадают, однако в частных вопросах подобное "единомнение" отсутствует. конфликт социальный психологический

Таким образом, теоретический анализ литературы показывает, что однозначной, всеми признанной классификации конфликтов не существует. Вместе с тем, большинством авторов признаются некоторые общие моменты. В частности, распространенной классификацией конфликтов является основание по количеству участников (внутриличностный, межличностный, межгрупповой) в различных небольших вариациях - подобной классификации придерживаются, в частности, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, О.Н. Громова и другие авторы. Мы будем придерживаться следующего определения конфликта: конфликт как результат разбалансированной структуры взаимоотношений людей.

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.

Существует четыре группы причин конфликтов:

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш "противник" равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

  • - естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
  • - слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Межличностный конфликт как социально-психологический феномен

Конфликт представляет собой столкновение сторон, мнений, противоположно направленных интересов и позиций, перера­стание конфликтных ситуаций в открытое столкновение. До сих пор не прекращаются споры о том, какое влияние на дея­тельность человека оказывают конфликты - отрицательное или положительное. Как отметил А. А. Урбанович (36, с. 318,), одни утверждают, что конфликт есть благо, потому что он:

Помогает выявить проблему и разные точки зрения на нее, а также разные подходы к устранению проблем;

Способствует повышению эффективности деятельности;

Иногда может сплотить коллектив против внешнего дав­ления.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что конф­ликт есть зло, потому что он:

Повышает нервозность людей, приводит к стрессам;

Ведет к ухудшению социально-психологического климата;

Отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей.

Исходя из этого видно, что конфликт - чрезвычайно слож­ное и противоречивое психологическое явление, и ученые толь­ко приступают к исследованию глубинных причин его воз­никновения и развития. Скорее всего, правы те и другие, а истина лежит где-то посередине. Ведь в коллективе всегда есть место трениям, недовольству, противоречивым мнениям и интересам, а значит, в межличностных отношениях конфликы неизбежны. В некоторых случаях без такихконфликтов не может быть решена та или иная проблема. Важно одно: с кон­фликтами в организации менеджеру приходится сталкиваться, находить пути разрешения конфликтных ситуаций.

При работе с персоналом, когда производятся кадровые перестановки, применяются моральные и материальные спо­собы стимулирования, типичными для организации будут сле­дующие конфликты (31, с. 454):

Между менеджерским персоналом и подчиненными по поводу способов управления и выполнения функцио­нальных обязанностей (по вертикали);

Между персоналом в связи с принятием новых сотрудни­ков, распределением работ, оплатой труда и т. д. (по го­ризонтали);

Между самими управленцами при определении целей, спо­собов и направлений совместной деятельности.

Важно подчеркнуть, что многие исследователи, например, А. Я. Анцупов, Б. Зигерт, А. И. Китов, К. Ланг, Б.Ф. Ломов, А. А. Малышев, Л. А. Петровская, относят разрешение конф­ликтов к числу управленческих функций руководителя.

Основными компонентами конфликта являются: объект кон­фликта, субъекты (участники) конфликта, конфликтная ситу­ация, инцидент.

Объект конфликта представляет собой конкретные причи­ны, движущие силы конфликта. Точное знание объекта по­зволяет прогнозировать поведение участников конфликта. Объект конфликта как социальное явление вызывает опреде­ленную конфликтную ситуацию, которая возникает в резуль­тате безуспешного решения спорного вопроса противоборству­ющими сторонами, определенной проблемы и т. п.

Субъекты (участники) конфликта - это отдельные лица или группы людей. Как частный случай субъектами конфликта могут выступать организации(фирмы). Наличие объекта и участников конфликта создает конфликтную ситуацию. Участники конф­ликта связаны определенными межличностными отношениями, претендуют на единоличное манипулирование объектом.

Конфликтная ситуация понимается как противоречивая по­зиция сторон по какому-либо поводу, стремление к проти­воположным целям, использованию различных средств для их достижения, несовпадение интересов и желаний*. В осно­ве конфликтных ситуаций лежат противоречия. Однако иногда бывает достаточно мелочи - неудачно сказанного слова, выс­казанного мнения, - чтобы возникло противоречие. Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную си­туацию необходимы определенные условия: значимость си­туации для участников конфликтного взаимодействия, пре­пятствия со стороны одного из оппонентов для достижения целей других участников, превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию. Конфлик­тная ситуация изменяется под влиянием ряда факторов (взгля­да оппонента, подмены объекта конфликта, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.). Примером подмены объекта конфликта является малопродуктивный ва­риант спора, когда предмет дискуссии забыт и партнеры пере­ходят к оценке интеллектуальных, профессиональных, харак­терологических качеств друг друга.

Конфликтная ситуация - это необходимое условие для воз­никновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или ин­цидент.

Выделяют три группы причин, вызывающих конфликты:

Причины, порожденные процессом деятельности:

Технологическая взаимозависимость и взаимосвязь ра­ботников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполне­ние задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;

Перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизон­тальный уровень отношений. Например, нехватка обо­рудования и инструментов иногда ведет к напряженнос­ти и в отношениях по горизонтали;

Невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель - подчиненный». Например, руководи­тель не обеспечивает

надлежащих условий деятельности
для подчиненных или подчиненные не выполняют тре­бований руководителя, что ведет к типичному вертикаль­ному конфликту;

Несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу ус­воить нормы межличностных отношений, царящих там, и это также ведет к конфликту.

Вторая группа причин порождается психологическими особен­ностями человеческих отношений:

Взаимные симпатии и антипатии;

Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллек­тиве (наличие противоборствующих группировок, куль­турных различий и др.);

Плохая психологическая коммуникация (люди не счита­ются с потребностями других, не учитывают их психи­ческие состояния);

Нарушение принципа территориальности (когда наруша­ются установленные эмпирические зоны и территории, которые существуют у каждого человека).

К третьей группе относятся причины, порождаемые личност­ным своеобразием членов коллектива (характерологическими чер­тами личности):

Неумение контролировать себя;

Низкий уровень самоуважения;

Повышенная тревожность;

Агрессивность;

Низкая коммуникабельность;

Чрезмерная принципиальность в сочетании с догматиз­мом и др.

Конфликты по вертикали - «руководитель - подчиненные» чаще всего возникают из-за несвоевременного и низкого кон­троля исполнения управленческих решений, покровительства руководителя приближенным и любимчикам, потакания до­веренным лицам, низкого самоконтроля и постоянной нехватки

времени из-за неупорядоченности своего личного образа жиз­ни. Н. Н. Обозов отмечает, что напряженность в отношениях как эмоционально окрашенное разногласие мнений возника­ет при одностороннем или двустороннем неприятии позиций участников спора (25, с. 7). Это происходит из-за нежелания или неумения встать на место другого и с его позиций рас­смотреть ситуацию, осознать возникшее противоречие. Иден­тификация как отождествление себя с другим во многих случа­ях помогает людям разрешить возникшие противоречия в меж­личностных отношениях. Отсюда следует важный вывод: при возникновении напряжения в отношениях следует стремиться, не к разобщенности и избеганию встреч друг с другом, а на­оборот, искать пути к общению, по возможности применяя механизм идентификации, то есть понимания и интерпрета­ции другого человека путем отождествления себя с ним. Такой механизм обеспечивает взаимопонимание партнеров по обще­нию и во многих случаях способствует снятию напряженнос­ти, натянутости, обиды.

Опираясь на данные исследований Э. Кречмера, У. Шелдона, Н. Озерецкого, Н. Н. Обозов разработал концепцию трехкомпонентной структуры поведения личности, включа­ющей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного ком­понента характеризует «мыслителя», аффективного (эмоцио­нально-коммуникативного) - «собеседника», а практическо­го (поведенческого, регулятивного) - «практика» (27, с. 4). Исходя из данной концепции Н. Н. Обозов определил и три различных типа поведения в конфликте. Ниже приводятся данные по этим трем типам личности, как они описываются в книге «Психология конфликта и способы его разрешения» (Обозов Н. Н., 1995. С. 11-13).

Для «мыслителя» самое существенное в жизни - процесс познания окружающего мира и своего личного мира. «Мысли­тель» выстраивает сложную систему доказательств собствен­ной правоты и неправоты своего оппонента. И только изме­нившиеся жизненные обстоятельства могут вывести конфлик­тующие стороны из тупика. «Мыслитель» более осторожен в действиях, он продумывает логику своего поведения. В отно­шениях с сотрудниками придерживается определенной дис­танции, поэтому в конфликтных ситуациях оказывается реже, чем другие типы. В силу ориентированности на себя и плохой управляемости извне «мыслители» друг с другом сотрудничают малоэффективно. Конфликты между ними отличаются тем, что для них общение - весьма важный элемент, это позволяет лучше осознать причину конфликта и понять друг друга.

«Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомств у них достаточно широк, на длительное противо­стояние позиций в конфликте они не способны. А вот между «мыслителем» и «практиком» отношения остаются напряжен­ными достаточно долго, этому способствует погруженность «мыслителя» в себя, его медлительность.

Самые опасные для деловых и личностных взаимоотноше­ний длительные конфликты. Они препятствуют выявлению отношений в общении. К сожалению, так складываются отно­шения между «практиками». Практический тип такие отноше­ния сглаживает, компенсирует ориентацией на деятельность или на поиск контактов с другими людьми.

«Собеседник» может разрешать конфликтные ситуации луч­ше, чем другие типы, у него конфликт меньше затрагивает глубинные чувства личности, такие люди стремятся сглаживать возникающие противоречия в самом начале. «Собеседники» предпочитают любое сотрудничество, умеют в него включать­ся. «Практики» же предпочитают официальное взаимодействие, регламентирующее позиции «лидер -" ведомый», когда он лег­ко и с удовольствием управляет другим, или может покорно принимать создавшиеся обстоятельства, вынуждающие его подчиняться.

В различных литературных источниках конфликты класси­фицируются по-разному. Но в основе любого конфликта неза­висимо от уровня протекания могут лежать организационные, производственные и межличностные причины. По этому при­знаку можно разделить конфликты на три группы: организаци­онные, производственные и межличностные.

Организационный конфликт. Возникает в коллективе вслед­ствие рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членовколлектива. К каждому работнику предприятие (организация) предъявляет целый ряд требований, зафиксированных в определенных документах (правилах, вре­менных распоряжениях, должностных инструкциях и пр.), а также закрепленных в межличностных традициях и нормах по­ведения. Однако поведение любого работника индивидуально.

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Причины конфликтов:

Объективные:

Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов,

Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы,

Недостаток материальных и духовных благ,

Наш образ жизни,

Сложившиеся стереотипы взаимоотношений.

Организационно-управленческие:

Несоответствие структуры организации требованиям деятельности,

Неоптимальность функциональных связей подразделений,

Личностно-функциональные,

Ситуационно-управленческие.

Социально-психологические:

Потеря и искажение информации в процессе общения,

Несбалансированное ролевое взаимодействие,

Неадекватная оценка обсуждаемой проблемы,

Выбор различных способов оценки результатов деятельности,

Внутригрупповой фаворитизм,

Конкурентный характер взаимодействия и т.д.

Личностные причины:

Диапазон вариантов ожидаемого поведения,

Неподготовленность к действиям в конфликтной ситуации,

Плохо развитая способность к эмпатии,

Различные акцентуации характера и т.д.

ВИДЫ:

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:

межличностные;

между личностью и группой;

внутригрупповые;

между малыми и большими социальными общностями;

межэтнические;

межгосударственные.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:

конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;

конфликты по поводу материальных ресурсов;

конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.

Функции:

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов:

большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

конфликты - это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

конфликт формирует негативный образ другого - «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;

конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

Динамика конфликта.

Конфликт – это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация (скрытая, латентная стадия), открытый конфликт и стадия его завершения.

Предшествующая открытому конфликту латентная стадия – это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.

Вторая стадия – это переход его участников к конфликтному поведению, особенности которого определены в психологии и конфликтологии. Динамика конфликта на данной стадии характеризуется расширением числа участников противостояния, дезорганизационными действиями сторон, направленными друг против друга, переходом от решения проблем деловыми способами к личностным обвинениям, причем очень часто с резко негативным эмоциональным отношением, а также высокой степенью напряженности, приводящей к стрессу.

Динамика развития конфликта на данной стадии обозначается термином эскалация, т.е. возрастание деструктивных, разрушительных действий конфликтующих сторон, часто приводящих к необратимым катастрофическим последствиям.

Наконец, динамика конфликта в последней стадии – это поиск способов его разрешения. Здесь используются различные методы, приемы и стратегии управления конфликтом, привлекаются специалисты-конфликтологи и психологи. Как правило, разрешение конфликтной ситуации осуществляется двумя способами: трансформацией причин, лежащих в ее основе, и перестройкой субъективного идеального восприятия данной ситуации в сознании ее участников.

Нужно отметить, что далеко не всегда стратегии разрешения конфликта приводят к полному успеху. Довольно часто все заканчивается частичным результатом, когда видимые формы возникновения и протекания конфликтной ситуации устранены, а эмоциональное напряжение участников не снято, что может явиться причиной возникновения новых противостояний.

Полное разрешение конфликтной ситуации наступает только тогда, когда сняты все ее внешние противоречия и причины, а также устранены все внутренние, эмоционально-психологические факторы.

Наиболее сложной задачей на последней разрешительной стадии конфликта является преобразование, изменение субъективного идеального восприятия причин противостояния в сознании учасников каждой из сторон. Если эта цель у посредников или руководства организацией будет достигнута, то разрешение конфликта пройдет успешно.

Динамика социального конфликта, межличностного или внутриличностного протекает по стандартной схеме и имеет те же стадии и способы разрешения, только, разумеется, со своей спецификой.

Просмотров