Как построить плот: личный опыт. Простые методы, как построить плот своими руками Как лучше и дешевле сделать плот

Плот является исключительно обычной постройкой водного транспорта, и сделать его гораздо легче, нежели каноэ либо лодку. Существуют различные методики возведения плотов, можно сделать обычную конструкцию из досок или брёвен, с использованием бочек, либо труб из ПВХ, которые будут удерживать его на плаву. Кроме того, можно соорудить плот полностью из пустых бутылей от прохладительных напитков - это правда, проверено на практике! Берётся широкая клейкая лента, с помощью которой все бутылки скрепляются между собой.

Из чего можно сделать плот

Один из популярных видов плотов - древесный. Чтобы изготовить такое плавсредство, необходимо выбрать качественные бревна и дощечки из крепкой древесины. О строительстве древесного плота подумывают многие мастера, поскольку такой вид водного транспорта отлично подходит для рыбалки и для длительных туристических походов.

Но, кроме этого, существуют и другие виды плотов. Это может быть пенопласт, камеры от автомобилей, пластиковые и железные бочки, а также канистры либо пластмассовые бутылки, а о том, как сделать плот из пластиковых бутылок, вы узнаете ниже. Для изготовления плотов продаются и особые понтоны, но они довольно дорого стоят. Наиболее доступный и простой вариант — водная конструкция из пластмассовых бутылок.

Как изготовить плот

Не знаете, как сделать плот из бутылок? Можно изготовить плавсредство собственными руками, для этого вам потребуется:

  1. 20-25 пластиковых бутылок объёмом 2 литра.
  2. Скотч водонепроницаемый.

Количество бутылей можно изменять по собственному усмотрению, в зависимости от размера плота и численности людей, которые будут находиться на нём.

Процесс строительства плота

Как сделать плот своими руками из бутылей и с чего начать?

  • Раскрытые пустые бутыли охладить в холодильной камере, после этого плотно закрутить крышки для придания жёсткости ёмкостям.
  • Склеить подготовленные тары в единое полотно. Влагоустойчивым скотчем соединять поочерёдно 4 бутылки, выложенные в 2 ряда. Двухслойный плот получается намного устойчивее и прочнее. Следует обратить внимание на то, чтобы пробки от бутылок располагались с одной стороны. Для полноценного плота понадобится примерно 5-6 двурядных блоков.
  • Из готовых блоков склеить ряды. Для прочности системы следует укладывать бутылки следующим способом: 2 штуки по горизонтали и 3 по вертикали. В результате образуется стандартная «подушка» прямоугольной формы.
  • Объединить бутылки. Примыкающие ряды необходимо укладывать друг за другом согласно схеме пробка-дно. По бортовой части плот следует дополнительно укрепить скотчем. Это сооружение рассчитано на 1 пассажира!

Как сделать плот из бутылок своими руками для двух либо трёх человек? Всё очень просто — численность пластмассовых ёмкостей увеличивается в два и три раза. В случае если вам не хватает бутылок объёмом 2 литра, то можно брать другие объёмы (5, 1,5 и даже 1 литр). Сверху на склеенные бутылки рекомендуется уложить тонкий фанерный лист или пластик, чтобы под действием массы человека плот не продавливался.

Не бойтесь проводить эксперименты и фантазировать, но и не забывайте о правилах безопасности!

Бревенчатый плот

Не знаете, как сделать плот своими руками из дерева? Для того чтобы изготовить конструкцию из брёвен, понадобится сухая сосновая или еловая древесина, то есть при постукивании по ней топором звук должен быть звонким. Но нужно учитывать, что для строительства плавательного сооружения совсем не годится сухой материал со старенькой древесиной. Такое дерево очень быстро отсыреет, а сам плот затонет. Чтоб определить удельную массу, нужно с торца бревна инструментом отпилить маленький кусочек около 10-11 см. Потом бросить его плашмя в воду. Если обрубок уйдёт на 5-6 см вниз, то эта древесина хорошо подходит для строительства плота. Итак, как сделать плот из досок?

Вам понадобится:

  • Брёвна шириной 8-9 см и протяжённостью 1,5 м - 2 штуки.
  • Дощечки из дерева толщиной примерно 2,5 см, шириной 13 см и длиной 91 см - 11 штук.
  • Тонкие дощечки толщиной 5 мм, шириной 13 см и протяжённостью 91 см - 5 штук.

Процесс изготовления

Не знаете, как сделать плот? Процесс сборки состоит из следующих шагов:

  • Два бревна уложить параллельно друг другу на расстоянии 85 см.
  • Расположить одиннадцать дощечек поперёк брёвен, чтобы образовалась палуба. Доски нужно уложить таким образом, чтобы они чуть-чуть выходили за линию брёвен, которые, в свою очередь, должны немного выглядывать со всех сторон из-под палубы.
  • Забить всё это гвоздями.
  • Перевернуть плот днищем кверху.
  • Вставить пенопласт между брёвнами. Постарайтесь подобрать кусок такого же размера, что и плот. Если найти нужный размер не получилось, тогда можно воспользоваться отдельными кусочками, главное, аккуратно их расположить.
  • Разложить 5 тонких досок поперёк брёвен для фиксации пенопласта.
  • Приколотить их гвоздями.
  • Перевернуть плот и опустить его на воду. Такая конструкция рассчитана на одного взрослого пассажира средней комплекции.

Важно! При использовании плота на озере нужно обязательно надевать спасательный жилет. Нельзя брать эту конструкцию на реку, поскольку она неустойчива и может быть опасна на движущейся воде. Для таких передвижений подходит только надувной плот, который используют в спортивных видах спорта, таких как рафтинг, но стоит он довольно дорого. Конструкция из брёвен, сделанная собственноручно, отлично подойдёт для озера, на нём можно рыбачить или загорать.

Особенности строения

Как сделать плот из дерева, вы уже знаете, самое время разобраться, как правильно подобрать материал.

  • Наибольший диаметр бревна - 25-30 см.
  • Минимальный - 10 см.
  • Чтобы будущий плот из брёвен обладал хорошей стойкостью, тонкие брёвнышки располагают посередине, а потолще - по борту. В случае если брёвна немного кривые, то этими частями их укладывают в нижнюю часть.
  • Позволительные промежутки между брёвнами - 2-3 сантиметра. В обратном случае водная конструкция будет ненадёжной и инертной, кроме того, построить плот по всем правилам просто не выйдет.
  • Брёвна складываются на стапеле, после чего раскатываются в стороны, и помечаются их верхние части.

Пазы плота

На небольшой дистанции в 80 см от торца на основном бревне формируются пазы (пилятся или вырубаются). Непременное условие — расположение нижних пазов на одинаковом уровне. По глубине они должны приближаться к центру бревна - это очень важно. При несоблюдении этого условия, забивая клин, вы рискуете повредить запиленную древесину. В качестве образца используется специальный торец, который вытёсывается из влажной берёзы. Она укладывается на предназначенное брёвнышко центральной частью.

Не знаете, как сделать плот из дерева? Далее, в заранее подготовленный на нём паз, оно свободно располагается сверху, а нижняя часть заполняет верх паза. Между пазовой стенкой и стороной наклона вбивается клин. Он должен быть древесным и сухим, ронжины помещаются в одну плоскость.

Отработав технику на образце, можно переходить на остальные брёвна и делать такие же пазы. Они последовательно закрепляются клиньями к основному бревну. Перед укладкой последних брёвен в них формируются другого вида пазы, подходящие для ваг. Кроме того, вырезаются 3 особые стойки шириной около 11 см и высотой примерно 70 см.

После этого на них натягивается основная верёвочка, вместо которой можно использовать проволочные скрутки или верёвочные стяжки.

Выбор конструкции

Не знаете, как сделать плот? Если вы собираетесь использовать плот на спокойных озёрах, то лучше воспользоваться «П» схемой. В брёвнах заранее врезаются 2 стойки, на которые впоследствии надевается палуба. Её нужно расклинить и вырезать участок для гребли. Чтобы избежать отколов стоек, гребли следует располагать на расстоянии 50 см от кормы и носовой части.

На быстротечных и труднопроходимых реках необходимо использовать конструкции с железным каркасом, для построения которых используются модули и муфты. Модули можно брать разной длины, а вот муфта должна быть фасонной. Для того чтобы построить такой плот, потребуется немало усилий. Нужно будет много сверлить, а также потребуется помощь токаря.

Но несмотря на все вышесказанное, получившийся в результате плот будет достаточно легко собираться и разбираться. Для упаковки конструкции потребуется два байдарочных чехла и отдельный кофр для хранения вёсел.

Привлекательно то, что получившийся каркас можно при желании разделить на два маленьких плота или даже собрать катамаран.

Плот из автомобильных камер

Вы приняли решение провести летние дни на берегу речки либо озера и возникла проблема отсутствия плавательного транспорта? В этом случае можно воспользоваться системой мелкосидящего туристического плота, который способен выдержать до 6 человек с рюкзаками, кроме того, конструкция обладает достойной устойчивостью, в том числе и на быстротечной реке. Далее вы узнаете, как сделать плот, этот процесс максимально прост.

Вам потребуется:

  • Камеры от автомобиля диаметром до полутора метров - 6-10 штук.
  • Древесные шесты диаметром не меньше 6 см и длиной 5 м - 3 штуки, длиной 1,7 м - 4 штуки.
  • Куски дюралюминиевых труб.
  • Железные или дюралюминиевые полосы шириной около 10 мм.

Изготовление

Не знаете, как сделать плот своими руками? Выполните следующие шаги:

  • Положите деревянные шесты длиной 5 метров вдоль, те, что короче, поперёк них на одинаковом расстоянии друг от друга.
  • Далее начинается изготовление основной палубы и «капитанского» моста. Они представляют собой 3 щита из собранных жердей. В первую очередь изготавливается основная палуба. На двух обтёсанных шестах протяжённостью 1,7 м раскладываются жерди или отрезки двухметровых дощечек шириной 20 мм (это даже лучше) и забиваются гвоздями. «Командирские» мостики сооружаются аналогично.
  • Опорами для навеса являются ивовые прутья. К изготовлению плота следует переходить только после их установки. В первую очередь верёвками к основанию привязываются автомобильные камеры, потом устанавливается основная палуба и «капитанские» мостики. Бортики выполняются из 4 обтёсанных шестов, а навес — из кусочка целлофана.
  • Опоры греблей (управляющих вёсел) располагаются по диагонали на мостиках: на фронтальной части — справа, а на задней — по левой стороне. Опоры выгибаются из трёх дюралюминиевых труб и укрепляются двумя стальными или дюралевыми полосами. Сами гребли делаются из длинных шестов (250 см), а лопасти - из дюралевых или фанерных листов (размеры подбираются индивидуально).
  • Каркас формируется с использованием троса диаметром 6 мм и модулей протяжённостью 200 см, их соединительными деталями служат шарниры. В этом месте образуется изгиб на 20 градусов. Каркас весит примерно 80 кг. На основательных валах возможны разрывы тросов.

Заключение

Теперь вы знаете, как сделать плот, поэтому, если вы задумываетесь о предстоящем отдыхе на озере либо реке, продумываете досуг на берегу и неторопливые водные прогулки, вам нужно построить мелкосидящий водный транспорт на 5-6 человек. В представленной выше схеме предусматриваются и их рюкзаки. Для рыбалки на спокойном озере в одиночестве вполне подойдёт плот, сделанный из пластиковых бутылок.

Плот для сплава по реке своими руками сделать достаточно просто, главное понимать основные принципы. Такое плавательное средство имеет достаточно незамысловатую конструкцию, без особых знаний и навыков можно легко построить плот для рыбалки своими руками из дерева и подручных материалов.

Большой плот с палаткой

Материалы и комплектующие

Чтобы соорудить хороший плот из бревен своими руками, необходимо изготовить следующие ключевые компоненты конструкции:

  1. Каркас.
  2. Комплектующие для удержания конструкции на воде (понтоны).
  3. Системы управления.
  4. Настил и кровля.
  5. Страховочные детали.
  6. Отсеки для различных вещей.

Каркас представляет собой основу конструкции, на которой фиксируются все остальные составляющие. Необходимо добиться максимально высокой прочности каркаса, чтобы исключить разрушение под достаточно высокими нагрузками, которым конструкция обязательно будет подвергаться в процессе использования. При этом важно постараться минимизировать его вес. Это важно для удобства спускания конструкции на воду. Одновременно каркас должен быть жестким, устойчивым к деформированию. В противном случае целостность конструкции может нарушиться прямо на воде, что чревато самыми негативными последствиями.

Обычно плоты сооружаются в надувной или деревянной конфигурации. В случае с деревянным, в качестве каркасной основы применяется бревенчатый остов. В надувной конструкции основание сооружается обрешеткой.

Крайне важно соблюсти правильные пропорции габаритов плота. Соотношение ширины к длине должно составлять 1:3. В случае значительного отклонения от данной нормы, нарушится устойчивость и управляемость плавательного средства.

Понтоны предназначены для удержания конструкции на воде. Они могут изготавливаться из самых разных подручных материалов. Тут стоит отталкиваться от того, что имеется в вашем распоряжении.

Наиболее популярные варианты понтонов:

Плот из камер своими руками сделать очень просто, это один из самых доступных и легких в исполнении вариантов.

Он обязательно должен оснащаться правильно оборудованными элементами управления.

Чаще всего применяются:

  • Греби по форме похожи на большие весла. Как правило, их приводят в действие вдвоем, в одиночку работать достаточно тяжело. Иногда сооружают очень большие греби, которыми управляют сразу 4 человека. В плане эффективности такое решение очень хорошее. Конструкция не только легко поворачивается, но и может свободно двигаться против течения. Подобное управление актуально для габаритных плотов, спускающихся на большие глубокие реки с довольно быстрым течением.
  • Шесты – оптимальное решение для маленьких рек. С помощью шеста необходимо отталкиваться от дна, тем самым обеспечивая движение конструкции. По эффективности данный метод значительно уступает предыдущему.
  • Подвижный киль монтируется на кормовой части конструкции и представляет собой механизм рулевого управления.

Делать настил не обязательно, но желательно, это сделает использование плавсредства значительно более комфортным. Кровлю можно выполнить в любом виде, исходя из имеющихся материалов.

В конструкции необходимо обязательно предусмотреть наличие страховочных элементов. Они должны отвечать за устойчивость людей в процессе движения и, что крайне важно, при любых столкновениях. Для этого оборудуются специальные упоры для ног. Руки обычно страхуются управляющими элементами. С боков необходимо предусмотреть специальные столбики, позволяющие удержаться, в случае столкновений или сильного течения. И по возможности стоит взять на плот надувные жилеты.

Чтобы удобно хранить вещи и защитить их от промокания, оборудуются приподнятые платформы для складывания всего необходимого. Можно обустроить своего рода «парник», конструкцию, которую при необходимости можно быстро закрыть пленкой. В нем может спрятаться и экипаж во время дождя. Для хранения документов стоит использовать специальные герметично закрывающиеся пакеты.

Можно организовать специальное место для костра, чтобы греть пищу. Если планируется длительный сплав, стоит обустроить удобные места для сна и отдыха.

Как построить плот своими руками – видео, чертежи и фото

Посмотрите, как выглядит готовый плот, сделанный своими руками, на фото:

Плот из дерева

Это одна из самых простейших и несложных в сооружении конструкций. Данный плот сделан полностью из дерева.

А в представленном ниже видеоролике демонстрируется процесс спуска на воду плота из пластиковых кег, сделанного своими руками:

Но, в данном случае используется уже не только дерево, но и большие пластиковые емкости, обеспечивающие его свободное удержание на воде. Поэтому, если вы хотите изготовить плот из бочек 200 литров своими руками, чертежи и видео обязательно вам пригодятся.

Вначале поговорим о простых деревянных плотах. Прежде всего, необходимо озадачиться подбором подходящей древесины. Важно использовать исключительно сухие материалы. Обычно достаточно толщины в 10 см, такой плот легко соорудить и спустить на воду. Подходит ли дерево очень легко проверить. Просто опустите бревно в воду, если оно тонет максимум на половину, это подходящий материал.

В особой обработке древесина не нуждается. Просто уберите ненужные ветки и постарайтесь добиться максимально ровной поверхности. Если бревна немного отличаются по толщине, в середине конструкции размещаются более тонкие. По мере приближения к краям, бревна должны утолщаться. Благодаря этому конструкция получится очень прочной.

Сложите бревна рядом, а сверху расположите поперечные балки. В качестве соединительных элементов можно использовать гвозди либо прочные веревки. Можно применять проволоку и другие подручные материалы, которые позволят упрочнить конструкцию. Но, в случае применения веревки, необходимо предварительно ее смочить. Это необходимо для того, чтобы при намокании в воде узлы не расслабились, в противном случае конструкция может даже разрушиться. Лучше выполнять соединения посредством П-образных скоб.

После соединения бревен, плот уже можно использовать. Но, чтобы сделать эксплуатацию более комфортной, можно сделать настил. Для этого подойдет фанера, доски, листы жести и прочие подручные материалы.

Можно использовать не только древесину, но и компоновать ее с различными подручными материалами, обеспечивающими лучшую плавучесть. Можно применить, к примеру, куски пенопласта и подобных легких материалов, которые не размокают и не тонут в воде.

К примеру, данное решение продемонстрировано в следующем видеоролике:

Как сделать плот из камер своими руками (видео)

Очень часто в качестве понтонов на самодельных плотах используются автомобильные камеры. Их достаточно легко найти. Данное решение очень эффективное. В сравнении с деревянным вариантом, такой плот обладает массой преимуществ. Его вес значительно ниже, за счет чего он удобен в переноске на берегу или мелководье. На воде он устойчивее и податливее в управлении.

На фотографии ниже представлен плот с парусом, сделанный своими руками. Его особенность заключается именно в наличии паруса, за счет которого и обеспечивается передвижение по воде. Здесь парус самого примитивного типа, но полностью выполняет поставленную задачу. Так как плот построен на камерах, он легкий, хорошо скользит по воде, поэтому даже небольшого ветра достаточно для движения. Естественно, не стоит полагаться только на парус, на плот обязательно нужно брать еще и весла или, как минимум, шест.

Плот на камерах

Итак, делаем легкий плот своими руками при помощи камер.

Основные особенности процесса сооружения конструкции:

  1. Камеры нужно расположить в 2 ровных ряда, а затем соединить. Для этого прекрасно подойдет веревка, причем лучше всего капроновая, но сойдет и любая другая. Преимущество капрона заключается в том, что под воздействием влаги он не растягивается.
  2. Поверх камер размещаются древесные балки. Чтобы соединить их с камерами также воспользуйтесь веревками.
  3. Балки служат платформой для монтажа настила. Желательно воспользоваться досками. В случае их отсутствия, используйте любые имеющиеся материалы, подходящие для решения данной задачи. Желательно заблаговременно произвести обработку материала, чтобы все детали были одинаковыми и ровными. Благодаря этому, на палубе не будет щелей. Проследите, чтобы балки несколько выступали за пределы камер и настила. Это нужно, чтобы балки принимали на себя возможные столкновения с препятствиями.
  4. Примерно в середине предусмотрите простейшую конструкцию в виде короба, накрывающегося пленкой. Здесь будут храниться вещи, которым нельзя намокать. Для этого подойдут даже всевозможные деревянные обрезки.
  5. По обеим сторонам обустройте стойки для весел.

Возьмите на плот 1-2 запасные камеры, поскольку есть риск их повреждения о всевозможные препятствия. Даже, если камера лопнет, плот, естественно, не утонет, но управляемость заметно ухудшится.

Готовый плот на камерах

Как сделать плот из пластиковых бутылок своими руками (видео, фото)

Один из самых популярных вариантов – использование простых пластиковых бутылок. Можно применять как небольшие, так и 20-литровые. Бутылки найти достаточно просто, поэтому с материалами сложностей возникнуть не должно. Каркас плота можно сделать из дерева, к которому привязать большое количество бутылок. Проследите, чтобы каждая бутылка была плотно закручена.

Проще всего с большими бутылками. С маленькими несколько сложнее, но тоже посильно. Но, таких бутылок нужно гораздо больше. К примеру, на небольшой плот нужно порядка 100 бутылок.

Плот из бутылок

Проще всего расположить бутылки горизонтально. Соединить их можно при помощи скотча, а для увеличения прочности дополнительно связать веревками. Используйте специальную влагостойкую липкую ленту. Направляйте бутылки горлышками в одну сторону. Причем в рядах бутылки должны соединяться следующим образом: горлышки к горлышкам, донышки к донышкам, так конструкция будет максимально компактной и устойчивой на воде.

Один из хороших вариантов – упаковать бутылки в мешки. Зависимо от размеров плота, подготовьте необходимое количество бутылок. Такие понтоны получаться очень объемными, что обеспечит хорошую устойчивость и высокую грузоподъемность плота. Мешки нужно плотно завязать, чтобы на воде бутылки оставались на положенном месте. К каркасу мешки можно привязать веревками и скотчем. Предлагаем вам посмотреть видеоролик «Как я строил плот своими руками», в котором продемонстрировано сооружение большого плота из бутылок в мешках. Конструкция получилась очень большой, устойчивой и грузоподъемной.

В видео также продемонстрирован сплав нескольких человек с большим количеством вещей на таком плоту:

Бутылки можно разместить и в вертикальном положении. Разделите бутылки на блоки по 4 штуки, соединенных вместе. Затем соединяйте эти блоки в ряды. В качестве основы для плота может использоваться любая конструкция, в том числе и деревянный каркас.

Бутылки расположены вертикально

Одно из самых удачных и несложных в реализации решений – изготовить плот из 200 литровых бочек своими руками. Можно использовать и бочки другого объема. Сложность заключается в доступности материала, не всегда имеется возможность достать необходимое количество таких бочек. При наличии ненужных, лучше всего сделать плот из них. Зависимо от размеров конструкции, определяйте необходимое количество бочек. Для небольшого плота достаточно 6-8 штук. Важно надежно закрутить бочки, желательно с использованием герметика, это предотвратит протечки. В качестве каркаса можно использовать брусья либо доски. Настил желательно сделать из досок. Внутри каркаса также нужно предусмотреть несколько отдельных балок, к которым будут крепиться бочки. Для крепления бочек используйте веревки.

Плот на бочках

Уход за плотом

Если планируется использовать плот не один раз, его необходимо обслуживать для продления срока службы. Конструкцию нужно хорошо просушивать после каждого сплава. Для этого достаточно просто вынести его на берег и оставить в сухом месте. С плотами на бутылках, бочках или камерах все просто, поскольку они легкие. В случае с тяжелым деревянным плотом, на берегу лучше оборудовать специальные направляющие для облегчения вывода на берег.

На зиму плот желательно перенести в помещение. При отсутствии такой возможности необходимо обустроить подходящие условия хранения прямо на берегу. Как минимум, его нужно тщательно укрыть брезентом. Желательно пропитать конструкцию специальным средством, отталкивающим влагу, это значительно увеличит долговечность.

Плот – это достаточно простое средство для передвижения на воде, которое часто используют рыбаки или туристы в походах. Такие приспособления изготавливают из разных материалов. Наиболее популярным и эффективным считается плот из бревен. Конструкция его совершенно доступная, поэтому сделать деревянное устройство для плаванья можно своими руками.

Деревянный плот имеет несложное строение. Основными составляющими элементами его являются:

  1. Понтоны. С помощью такой детали плавсредство держится на поверхности воды. Изготавливаются плавучие понтоны из легкого материала, плотность которого намного меньше чем плотность жидкости.
  2. Каркас. Основа плота представляет собой прочные установленные поперек или вдоль элементы, способствующие соединению всех частей плавучей конструкции. При строительстве каркаса следует учитывать его вес и жесткость. Слишком тяжелые детали основы делают плот неудобным для спускания на воду. Жесткость устройства необходима для сохранения формы каркаса, от которого зависит целостность всего приспособления для плавания.
  3. Механизм управления. Чтобы направить плот в нужную сторону устанавливаются такое элементы регулировки как весла большого размера – греби, киль или шести. Вид механизма управления подбирается в зависимости от того на какой глубине будет использоваться плот и какое течение в водоеме.
  4. Элементы для подстраховки. Во время быстрого хода плота или в случаях удара его об твердую поверхность для обеспечения безопасности пассажиров требуются страховочные приспособления. Это могут быть детали механизма управления, за которые можно держаться руками или специальные опоры препятствующие выпадению людей в воду.
  5. Покрытие плавсредства. Настил на плоту устанавливают не всегда. Такой элемент конструкции используют для внешнего оформления устройства для плавания и с целью создания комфорта. Материал для покрытия плота должен быть достаточно прочный.
  6. Приспособление для вещей. Некоторые плавсредства оборудуют специальным накрытием в виде палатки. Такое устройство позволяет хранить вещи в дождевую погоду. Чтобы багаж не упал в воду, его привязывают веревками.

Все ценные предметы перевозятся ярких в непромокаемых пакетах, чтобы их было легко найти даже в реке.

Выбор и подготовка материала

Бревна – это самый распространенный материал для строительства плота. Дерево обладает прекрасными плавучими характеристиками. К тому же материал довольно доступный.

Древесина для плота должна быть:

  • сухой;
  • ровной;
  • без сучков;
  • легкой.

Дерево с высоким содержанием влаги плохо держится на воде. Чтобы проверить качество бревен следует ударить по ним топором – достаточно сухая древесина издает звонкий звук.

Самым легким материалом считается бальзовое дерево. Его совершенно просто обрабатывать. Но такая порода растет в тропиках. Поэтому чаще всего используется сухая сосна или ель. Бревна подбираются диаметром не меньше десяти и не больше тридцати сантиметров.

Чтобы подготовить дерево для плота следует обрезать топором все ветки и осмотреть на наличие расколов и сучков. При необходимости осуществляется выравнивание древесной поверхности.

Определение грузоподъемности плота

Чтобы плот надежно держался с пассажирами на воде, следует перед сооружением сделать проверку характеристик будущего плавсредства. Такие расчеты позволяют узнать необходимое для строительства количество древесинного материала.

Основной целью вычисления является определение грузоподъемности плота. Для расчета необходимо:

  1. Установить суммарный вес всех пассажиров и снаряжения. Полученную величину умножить на коэффициент запаса плавучести. Такой показатель немаловажен при расчетах. При его достаточном значении плот не преклоняется во время перемещения по нему членов группы, а также без проблем проходит по бурным участкам реки и водоворотам. Оптимальным коэффициентом запаса плавучести считается 1,5. Для водоемов с сильным течением и наличием больших камней, создающих препятствия показатель увеличивается до 2,5.
  2. Выявить диаметр. Для пяти человек достаточно подбирать бревна с диаметром тридцать сантиметров. При перевозке большего числа пассажиров требуется более крупное дерево с диаметром сорок сантиметров.

Грузоподъемность плота можно определить с помощью такого уравнения:

В такой формуле D – это длина бревен, N- их количества и A – грузоподъемность погонного метра бревна. Последняя величина берется из специальных установленных таблиц.

Произвести подсчет объема бревен согласно формуле Q = G/ (1 – U). При этом Q – это объем древесины в метрах кубических, G – требуемая грузоподъемность и U – удельный вес деревянного материала. Последний показатель для сосны составляет 0,19- 0,35, а для ели – 0,3-0,44.

Технология строительства

Соорудить плот из бревен достаточно несложно. Плавсредство может сделать своими руками практически каждый имеющий небольшие навыки в плотницком деле.

Необходимые инструменты и материалы

В процессе строительства плавсредства из бревен не обойтись без таких инструментов по дереву:

  • топор;
  • молоток;
  • пила;
  • острый нож.

Также требуется приобрести элементы крепления:

  • лианы;
  • гвозди;
  • веревки.

В качестве материалов используются:

Для настила можно взять фанеру, доски или кору.

Установка бревен

Сооружение плота лучше всего осуществлять возле водоема, так как конструкция, особенно для большого количества человек может быть очень тяжелой.

Чтобы сделать простой плот самостоятельно необходимо:

  1. Разложить подобранные бревна возле воды так чтобы тонкий материал был в середине, а более толстый по краям. Такое размещение позволит повысить прочность всей конструкции.
  2. Сверху установить поперек деревянные балки. Закрепить их можно с помощью гвоздей, лиан или обвязать предварительно намоченными в воде веревками. Балки фиксируются как сверху, так и снизу уложенных в ряд бревен. При этом следует внимательно следить, чтобы не было в конструкции щелей и зазоров. Поперечные балки должны быть немного длиннее бревен.

После этого крепится рулевой механизм и по необходимости устанавливаются небольшие ограждения по краям плавсредства.

Закрепить бревна можно также специальным стальными скобами. При этом не требуется сооружение каркасной основы.

Крепление настила

Настил монтируется на уже зафиксированные бревна. Листы подобранного материала крепятся так, чтобы получилась ровная гладкая поверхность.

Спуск плота на воду

При строительстве плота возле водоема совершенно несложно спустить его воду. Рекомендуется начинать выкладку бревен на одном уровне с берегом. Это позволит без затруднений передвинуть плавсредство к реке.

Легче всего проводить спуск на воду плота сооруженного на подпорах, расположенных параллельно руслу водоема. Такую конструкцию следует просто подкатить реке.

Маленький плот для троих

Сделать небольшой плот можно из бревен диаметром до тридцати сантиметров. Сооружение его состоит из таких этапов:

  1. Подобрать ровные бревна длиной около трех с половиной метров. Все очищенные от веток и обрезанные древесные стволы должны точно совпадать по размеру так чтобы при укладке их в ряд получилась ровная поверхность.
  2. Два отдельных бревна уложить параллельно к устью реки в качестве направляющих. Такие опоры должны быть достаточно ровные и одинаковые по объему.
  3. С двух концов и сторон бревен вырезать пазы. Они должны у каждого бревна находиться на одном расстоянии от края так, чтобы при выложенной конструкции образовался одна сплошная линия. Расположение верхних пазов должно быть недалеко от края, а нижних немного направлено к середине бревна.
  4. Подготавливаются деревянные перемычки длиной на тридцать сантиметров больше ширины выложенных бревен.
  5. Перемычки просовываются через пазы сначала в нижней части конструкции, а после устанавливаются сверху плота.
  6. Производится обвязка лианами или веревками выдувающих краев перемычек. Такую фиксацию выполнять необязательно, так как при спуске на воду дерево набухает и крепко фиксируется в вырезанных пазах.

Сверху укладывается настил. По желанию делаются из реек опоры для накрытия шалаша.

Хранение и уход за деревянным плотом

Чтобы плавсредство из бревен можно было спускать на воду не один раз следует придерживаться правил хранения и ухода за ним:

  1. Не оставлять плот длительное время в воде. После использования устройства для плавания следует сразу вытаскивать его на берег. Для этого используют направляющие бревна. Они облегчают передвижение конструкции по суше, и предотвращают от налипания грязи на нижнюю часть плавсредства.
  2. После каждого плавания проводить просушку. Чтобы дерево не портилось, следует, перед тем как поместить плот на хранение дать ему полностью просохнуть. Чтобы древесина не гнила, рекомендуется обрабатывать ее специальными водоотталкивающими пропитками.
  3. Хранить плот следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для этих целей хорошо подойдет сарай. Если нет такой возможности, то плавсредство размещают на улице, при этом укрыв его полностью брезентом. Снизу плота подкладываются доски или бревна для создания вентиляции.

При правильной эксплуатации плавательное приспособление прослужит долгие годы, не изменив своих первоначальных характеристик.

Плот из бревен является удобным плавсредство, которое позволяет надежно передвигаться по различным водоемам. Сделать его можно самостоятельно придерживаясь точной технологии строительства. Если оборудовать верхнюю часть в как укрытие от дождя, установить управляющий механизм и позаботится об элементах безопасности, то можно смело отправляться в небольшое путешествие с друзьями по реке.

“…Ах, белый теплоход…” Кто же откажется от романтической прогулки по реке или круизе на шикарном лайнере? Ветер в волосах, свежий речной или морской воздух… Красота, да и только!!! Только вот не каждому такое удовольствие по карману. Как же еще можно разнообразить летние выходные, если в непосредственной близости есть водоем? Ответ прост: построить плот и сплавиться на нем по реке. Причем строительство плота не требует каких-то особых инженерных знаний и дорогостоящего материала. Достаточно запомнить основные правила и оглядеться по сторонам. Строительных материалов вокруг может находиться видимо-невидимо. О чем речь? Сейчас объясним.

Построить плот для сплава можно из пластиковых бутылок

Как уже становится понятно, строительным материалом здесь служат обычные пластиковые бутылки. Их количество определяется из того, на сколько человек Вы рассчитываете построить Ваш плот. Чем меньше народу, тем меньше бутылок. Но обратимся к непосредственно инструкции. Сразу отметим, что это вариант постройки самого простого плота; Вы всегда можете воплотить в жизнь свои дизайнерские фантазии.

Как построить плот своими руками из пластиковых бутылок

Советы:

  • Во-первых, пластиковые бутылки нужно очень дотошно и скурпулезно исследовать на предмет дырок и отверстий. Зачем это делать, думаю, объяснять не надо.
  • Во-вторых, крепко закрутите крышку бутылки, которая обязательно должна быть наполнена воздухом. Это повышает плавучесть плота.

Инструкция:

  1. С помощью водостойкого скотча делаем блок из четырех бутылок. Такое количество пластиковой тары оптимально, потому что при повреждении блок можно легко заменить.
  2. Заматывайте их скотчем как можно плотнее друг к другу, чтобы плот не развалился. Количество блоков опять же определяется грузоподъемностью плота.
  3. Далее блоки связываются в секции, которые формируются по ширине конструкции.
  4. Секции же уже соединяются между собой в непосредственно сам плот.
  5. Далее делаем палубу плота. Без нее никак, на ней будут размещаться пассажиры со своими вещами. Основу делаем из двух деревянных досок, длина которых должна быть равна длине плота.
  6. Сверху крепим доски, поперек первых двух. Расстояние между ними – 40-50 см. К ним с помощью веревки и водостойкого скотча крепим часть бутылок плота. Чтобы на палубе было находиться еще комфортнее, застелите дно плота фанерой, а сверху положите брезент. Это поможет избежать намокания вещей.

Можно соорудить плот для детей. Самодельный плот, который можно запускать в ручейках или резиновом бассейне очень просто сделать из куска картона и двух пластиковых бутылок.

Как сделать плот из бочек своими руками

Еще один вариант не сильной трудоемкости – это плот из бочек. Речь идет, конечно же, не о железных или металлических баках, а о легких пластиковых бочках объемом 200-250 литров. Бочки здесь будут служить воздушной подушкой для плота, сверху все равно надо будет крепить деревянный каркас. Где их достать? Если у Вас есть знакомые дилеры по автохимии, думаю, они с удовольствием избавятся от бесполезной тары.

Плот из бочек

Итак, приступим.

  1. Прежде всего следует обработать герметиком швы и отверстия бочек, чтобы воздух не выходил из них.
  2. Пока сохнет герметик, собираем раму из досок. Обычно она прямоугольной формы, с двумя дополнительными продольными досками ближе к краям. Расстояние между краями и этими досками должно быть равно диаметру бочек.
  3. В эти своеобразные “коридоры” и будут крепиться наши бочки.
  4. Далее устанавливаем настил на каркас.
  5. Затем начинаем прилаживать бочки. Крепить их лучше всего веревкой, плотно привязывая их к настилу по всей длине плота.
  6. Вот, собственно, и все, плот готов.

Как сделать плот своими руками из автокамер

Техника изготовления плота из автокамер идентична предыдущему варианту с бочками, за исключением лишь пары нюансов. Длина настила или палубы должна быть на полметра длиннее длины получившегося из автокамер поддона. Это нужно для того, чтобы при возникновении препятствия на пути при сплаве, оно не протаранило камеру, а наткнулось на доски. Кроме того, это позволит дополнительно установить на палубе навес или парус.

Плот из камер

Как построить плот своими руками из дерева

Деревянный плот – самый популярный вид плавсредства из этой серии. Для постройки обычно используют сухую древесину хвойных пород. Сбор материала хитростей особо не содержит. Рубите деревья, складывайте рядом бревна.

  1. Плотно друг к другу расположите бревна на берегу.
  2. Далее поперек разместите палки или шесты, длиной с предполагаемую ширину плота.
  3. Затем свяжите между собой бревна и поперечные палки крепкими веревками.
  4. Для этой цели так же можно использовать лианы или другие вьющиеся растения.

Чтобы управлять плотом было легко, лучше дополнительно изготовить весло или руль, или использовать длинный шест.

Какое дерево лучше подойдет для плота

Как уже было упомянуто ранее, для строительства плота лучше использовать хвойные породы, какие, как кедр, ель, сосна, лиственница. Дерево должно быть сухим и при проверке погружаться в воду не более чем на 5-6 см.

Из чего построен плот Кон-Тики?

Из курса школьной истории всем известно про путешественника по имени Тур Хейердал, который отправился в далекое морское путешествие на плоту под названием Кон-Тики, получивший в свою очередь название в честь бога солнца древних инков.

Если вы, небольшой, но дружной компанией планируете продолжительный сплав по средней сибирской реке и не можете подобрать необходимое для этого плавсредство, попробуйте рассмотреть вариант с постройкой плота из автомобильных камер.
Оптимальным вариантом, конечно же, будет доставка вас с грузом непосредственно к реке, но плот из автокамер можно и занести до места, грамотно распределив вес среди путешественников и взяв необходимый минимум для постройки. А это:

1. Камеры ЗИЛовские, ГАЗовские, МАЗовские, Камазовские - 6 или 8 штук, в зависимости от их наличия, количества сплавщиков и веса багажа.
2. Насос для камер.
3. Гвозди от 100 до 200 мм.
4. Топор.
5. Ножовка.
6. Моток киперной ленты.
7. Две лопасти для гребей шириной 200-250 мм, длиной 500-600 мм (лучше всего из толстой фанеры, но можно сделать из широких дюймовых досок).

Помнится, году в 1991 я с Serb"ом и шесть школьников заносили материалы для постройки 8-камерного плота на десяток километров. При этом, мы с Серегой, как самые старшие, помимо своих вещей, несли по две ЗИЛовских камеры, остальное распределили между пацанами. И ничего, зашли потихонечку, ибо, как говорится в старинной пословице "глаза боятся, а руки делают".
Кстати, автокамеры мы попросту выпрашивали на комбинате, выходили на нужных людей - камазистов, механиков и завгаров. Дырявые клеили сами, благо давление нужно было небольшое. Затем накачивали и проверяли, в общем, за зиму материалы на плот мы собирали без особых проблем и материальных затрат.

Самое приятное при сплаве, конечно же, навес для защиты людей и вещей от дождя, который одновременно будет являться и вешалкой-сушилкой. Одни из самых простых материалов для навеса - тостая полиэтиленовая пленка или брезент. Но, учтите, что за приобретенный комфорт придется расплачиваться небольшим минусом - парусностью судна. На плесах при дожде и встречном ветре, вы будете не сплавляться, а стоять на месте либо подниматься вверх по реке, поэтому приготовьтесь грести против ветра. Зато, в навесе-парусе есть и положительные моменты - попутный ветер и возможность управлять дрейфом в одиночку.

Следующим приятным дополнением к плоту может быть палуба из досок или фанеры. В минимальном случае мы бы воспользовались для настила жердями и лапником. Но, как ни крути, в плоту будут большие щели, куда за время сплава может провалиться и уплыть много мелких, но нужных мелочей (от зажигалок, ложек и ножиков до пойманной рыбы). А при плотно сбитом настиле такого не произойдет.

Однажды, мы забрасывались на речку на попутном военном УАЗике. Водитель - майор, расспросив нас о всех планах относительно постройки плота и сплава, поведал нам одну военную тайну. Если, говорит, вы проплывете до первого плеса и углубитесь на сто метров в лес, то найдете там туалет сделанный из досок. А сделали его заключенные. Мы конечно же не поверили майору и даже втихую похихикали над его словами, но плот достраивать не стали. Накачали камеры, сделали каркас и поплыли до плеса. Всю дорогу мы ржали как кони над шуткой водителя. Когда же в тайге действительно наткнулись на таулет, некоторые из нас оторопели, а остальные опешили. Вокруг ни души, никаких строений, и на тебе - стоит туалет! Недолго думая, мы его разобрали и сколотили себе шикарную палубу, без единой щелки:

В общем-то, на плоту для комфортного сплава можно сделать множество полезных вещей, например, металлический или каменный очаг для кострища, скамейку или освещение... Оставим простор для вашей дизайнерское фантазии и наконец, займемся постройкой плота.

Остов

Выбираем свободное место для постройки на берегу реки с прилегающим молодым лесом для заготовки жердей. Затем необходимо грамотно распределить обязанности между строителями. Основное в начале - накачать автокамеры и срубить жерди - остов нашего судна. Качать столько камер ручным или ножным насосом - весьма монотонное и трудоемкое занятие. Хорошо, если неподалеку есть комперссор. Если нет, то надо периодически меняться качателям и заготовителям.

Готовые автокамеры выкладываются по следующей схеме:


Рис.1

Учтите, что при накачке диаметр камеры увеличивается примерно в полтора раза. И еще один момент. Часто не получается собрать автокамеры одинакового размера, в таком случае, большие ставятся ближе к середине плота и если не подходят в размер, то при накачке сжимаются в овал, для чего вяжутся киперной лентой необходимой длины.

Для каркаса рубятся продольные и поперечные жерди, чтобы их размер немного выступал за габариты. В дальнейшем за них будет удобно браться, чтобы пришвартовать плот к берегу, снимать его с мели или буксировать.


Рис.2

Вниз ложатся поперечные жерди, сверху продольные, спереди и сзади поверх продольных - верхние поперечные для последующего крепежа подгребицы.

Аккуратно скрепляем каркас гвоздями и киперной лентой, затем привязываем его к камерам в самых ответственных местах.

Основа нашего плота готова. В принципе, уже можно вырубить шесты и пускаться в путь, но мы продолжим постройку.

Подгребица

Подгребица служит для передачи плоту гребного усилия. Соответственно, основное требование к ней - прочность. Также немаловажна энергоемкость гребка, которая достигается оптимальным расположением и ходом рукояти греби.

На следующих схемах показаны варианты изготовления подгребицы из строганых брусков


Рис.3

И из жердей.


Рис.4

К верхней и нижней крайним поперечным жердям прибиваются стойки (1) с растоянием между ними, необходимым для работы греби (8-10 см). При этом гребь (5) должна свободно, но без зазоров проходить между стойками (см.рис.4).

Затем стойки укрепляются сначала продольными укосинами (3), а затем и поперечными (4). Укосины крепятся гвоздями к стойкам и каркасу плота.
Для гребей(5) берется пара прочных ровных жердей длиной от 3.5 м до 4.5 м с диаметром верхушки не менее 50 мм. Далее к стойкам и продольным укосинам горизонтально прибивается подушка (2) под гребь. Высоту на которую прибивается подушка лучше всего определить установив гребь между стойками таким образом, чтобы гребцу было удобно ее держать на уровне пояса или груди.

Подгребицы необходимо сделать на носу и корме плота. В некоторых вариантах постройки носовая подгребица находится не на краю, а немного глубже, на уровне второй поперечины. Так делают при более серьезных сплавах по порогам и край плота выступает в роли бампера. Зато мы имеем при этом серьезное уменьшение размера навеса.


Рис.5

На гребь (5) гвоздями в одной плоскости крепятся лопасть (8), нижняя (7) и верхняя (6) опоры. Нижняя опора предназначена для того, чтобы гребь не сползла в воду, а верхняя, чтобы лопасть находилась в вертикальном положении. Для более удобного охвата руками можно сделать рукоять, стесав толстый конец греби топором.

Палуба

Изготавливаем палубу из заготовленых для этого материалов. В случае использования жердей параллельно с заготовкой жердей собирается лапник, который затем равномерно раскладывается поверх настила.

Навес

Постройка навеса не займет много времени и сил. Сначала делается каркас из тонких жердей, затем верх связывается киперной лентой и вся конструкция укрывается материалом.

Желательно предусмотреть возможность быстро собирать (скручивать) и устанавливать тент.

Итак, наш плот готов. Осталось дать имя судну, спустить его на воду и отметить завершение такого большого дела. Поверьте, сплав на плоту сделанном своими руками доставит вам массу удовольствия.

P.S. Для тех, кто не уснул при прочтении, немного уцелевших фото с наших сплавов на плотах.


1989 или 1990 год. В устье Сухого Пита.


Serb, я и Вовочка на 8-камерном плоту (3 вариант распложения камер). Даже трап на берег спускали для порядка.


На этом плоту мы сплавлялись всемером около 200 км.


6-камерный плот. Сплавлялись очень комфортно вчетвером. На фото мы с Аришонком едим чернику.


Я, Serb и Андрюха купаемся, ныряем и плаваем вокруг плота. Очень интересно играть в догоняшки и прятки. Подныриваешь под камеру - и ты в домике.


Я за штурвалом 6-камерного плота.


Самые ответственные гребцы Serb и Grey на веслах на опасном участке.


мы с Serb"ом руководим постройкой плота из жердей.


Буксируемую лодку мы еще в детстве почему-то прозвали "потребитель".


Спуск на воду 8-камерного плота (2 вариант расположения камер)


Не зря эту деталь назвали подушкой.


Что нам стоит плот построить...


Конечная остановка. Идет разборка плота.

Удачного плавания и попутного ветра!

Просмотров