Как пользоваться экстрактором или учимся правильно выкручивать сломанные болты. Как выкрутить сломанный болт? Экстрактор – лучшее решение! Инструмент для выворачивания сломанных болтов

Экстрактор болтов - это как раз то, о чем вспоминают только при необходимости. Хотя любому домашнему мастеру или автолюбителю подобное оборудование в ящике с инструментами явно не помешает. И это не пустые слова, а продиктованная жизнью ремонтника реальность.

Очень часто случается так, что при проведении работ откручиваемый болт ломается. В результате на полу или земле валяется одна его часть, а другая остается на своем месте. Выкрутить остатки при помощи ключей, головок или пассатижей уже не представляется возможным. Вот в этом случае и возникает необходимость в таком инструменте, как экстрактор сломанных болтов. Можно, конечно, выполнить данную процедуру и иными способами, но использование специально созданного для этих целей оборудования намного упростит задачу.

Экстракторы для извлечения болтов позволяют вывернуть сломанные крепежные элементы с резьбой различных диаметров, но наиболее распространенные наборы включают от M1 до M16. При этом технология по вывертыванию сломанных болтов зависит от того, где произошел перелом.

Место слома ниже поверхности

В этом случае в образовавшееся углубление необходимо вставить направляющую втулку соответствующего диаметра. Далее следует сделать отверстие соответствующим сверлом как можно глубже. Если диаметр болта большой, то можно использовать сверло сначала меньшего диаметра. Далее в получившееся отверстие следует забить молотком стержень подходящего размера, после чего на него установить втулку и выкрутить отломанную часть крепежа.

Место слома на одном уровне с поверхностью

В этом случае понадобится не только экстрактор болтов, но и кернер. С его помощью необходимо наметить центр в оставшейся части болта. После чего требуется засверлить отверстие, вставить стержень с втулкой и выкрутить обломок.

Место слома выше поверхности

При таком положении дел экстрактор сломанных болтов используется аналогично тому, что и в первом случае. Т. е. устанавливается направляющая втулка, затем насверливается отверстие, забивается стержень с втулкой и выкручивается отломленная часть крепежа.

После того как обломок извлечен, его необходимо снять со стержня. Для этого достаточно его обстучать молотком. В общем, процесс работы с таким оборудованием не слишком трудоемок.

Другой вопрос состоит в том, как выбрать экстрактор болтов. Как говорилось ранее, к покупке подобного инвентаря люди прибегают вынужденно, т. е. по факту слома. В этом случае главный показатель, на который следует обращать внимание - это размер резьбы. Необходимо, чтобы экстрактор подходил для извлечения крепежа.

Иное дело, если они приобретаются как средство подстраховки. В этом случае лучше всего выбрать набор с большим количеством поддерживаемых диаметров резьбы. Также следует обратить внимание на направление резьбы. И один из ключевых моментов выбора - это материал, из которого изготовлен экстрактор болтов. Более надежными и долговечными будут наборы, выполненные из закаленной или хромванадиевой стали.

Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.

Как извлечь сломанный болт

В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).


Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:

  • Слом выше поверхности детали;
  • Слом на уровне поверхности детали;
  • Слом ниже уровня поверхности детали.

В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент с необычным названием экстрактор.


Что такое экстрактор

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны.

Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор .

Существует три основных типа экстракторов:

  • Клиновидные;
  • Стержневые;
  • Винтовые спиральные.

Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.

Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.

Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор .

Экстракторы в наборе

В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы. И это легко объяснить. Например, если взглянуть на наборы экстракторов JTC, то сразу становится понятно — такие комплекты универсальны, удобны и эффективны.

В один такой набор входят стержневые экстракторы различного диаметра, сверла, направляющие втулки для центровки сверл в сломанной детали и втулки для выкручивания экстракторов с помощью гаечного ключа. То есть в одном кейсе собрано все, чтобы с минимальными затратами времени и сил вынуть сломанную деталь. Это и обусловило ту популярность, что получили комплекты экстракторов.

Приемы работы экстрактором

Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:

  • Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
  • По центру детали высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора. Для центровки сверла удобнее использовать специальную направляющую втулку (в наборах такие втулки предусмотрены);
  • Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
  • С помощью специальной втулки (если таковая предусмотрена для данного экстрактора) выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью;
  • Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.

Как видно, применение экстрактора — это просто и доступно. Экстрактор, обладающий доступной ценой, легко решает, казалось бы, неразрешимую проблему извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек, а поэтому должен быть в каждом гараже.

Другие статьи

15 Октября

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

14 Октября

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

13 Октября

Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.

Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.

Как извлечь сломанный болт

В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).


Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:

  • Слом выше поверхности детали;
  • Слом на уровне поверхности детали;
  • Слом ниже уровня поверхности детали.

В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент с необычным названием экстрактор.


Что такое экстрактор

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны.

Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор .

Существует три основных типа экстракторов:

  • Клиновидные;
  • Стержневые;
  • Винтовые спиральные.

Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.

Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.

Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор .

Экстракторы в наборе

В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы. И это легко объяснить. Например, если взглянуть на наборы экстракторов JTC, то сразу становится понятно — такие комплекты универсальны, удобны и эффективны.

В один такой набор входят стержневые экстракторы различного диаметра, сверла, направляющие втулки для центровки сверл в сломанной детали и втулки для выкручивания экстракторов с помощью гаечного ключа. То есть в одном кейсе собрано все, чтобы с минимальными затратами времени и сил вынуть сломанную деталь. Это и обусловило ту популярность, что получили комплекты экстракторов.

Приемы работы экстрактором

Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:

  • Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
  • По центру детали высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора. Для центровки сверла удобнее использовать специальную направляющую втулку (в наборах такие втулки предусмотрены);
  • Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
  • С помощью специальной втулки (если таковая предусмотрена для данного экстрактора) выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью;
  • Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.

Как видно, применение экстрактора — это просто и доступно. Экстрактор, обладающий доступной ценой, легко решает, казалось бы, неразрешимую проблему извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек, а поэтому должен быть в каждом гараже.

Другие статьи

15 Октября

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

14 Октября

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

13 Октября

Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.

Как часто в процессе ремонта автомобиля, мебели или техники, случаются ситуации, связанные с необходимостью выкручивания старого болта или шпильки? И каким бы ни был прочным металл, из которого изготавливаются эти детали, не исключена вероятность поломки в самый неподходящий момент.

В попытках открутить старый болт можно столкнуться с тем, что крепёжный элемент не выдерживает нагрузки и ломается, в результате чего одна его часть остаётся в выкручиваемом предмете, а вторая остаётся в руках. Ситуация, мягко говоря, очень неприятная, ведь если всё оставить как есть, можно привести технику к поломке.

Чтобы оперативно решить возникшую проблему, вовсе не обязательно выкидывать ремонтируемый предмет. Всего лишь достаточно воспользоваться специальным инструментом - экстрактором для выкручивания поломанных крепёжных деталей, предназначенным именно для подобных случаев.

Описание экстрактора

Как известно, для того чтобы удалить застрявшую часть крепёжной детали из предмета, её вначале необходимо каким-то образом подцепить, а уже после этого попытаться выкрутить. Сделать это со сломанным болтом, который сильно застрял внутри, крайне проблематично. Поэтому для подобных целей существует удобный инструмент - экстрактор, при помощи которого можно с лёгкость извлечь обломки сильно застрявших шпилек, шурупов или болтов.

При помощи данного инструмента можно просто зацепить застрявшую в предмете деталь, после чего её оттуда выкрутить. Процесс выкручивания сводится к предварительному просверливанию по самому центру застрявшего элемента небольшого углубления. После чего туда вставляется экстрактор нужной формы - конической либо цилиндрической, в зависимости от типа детали, которая застряла и сломалась в предмете, а затем часть данной детали спокойно выкручивается.

Виды устройства

Существует три разных типа экстракторов для выкручивания застрявших крепёжных деталей, которые немного отличаются между собой способом эксплуатации.

Как видно, каждый тип приспособления имеет свои определённые особенности, которые обязательно следует учитывать при выборе инструмента .

Состав набора

Как правило, продаются целые комплекты экстракторов с несколькими насадками - до пяти штук, предназначенных для извлечения крепёжных элементов различных форм и размеров. Лучше всего приобретать экстракторы в наборе, а не по отдельности, поскольку в них включаются всевозможные насадки и дополнительные элементы, необходимые для работы.

Как видно, подобные инструменты весьма удобны в отличие от отдельных инструментов , поскольку являются универсальными.

Инструкция по эксплуатации

Чтобы научиться пользоваться данным инструментом, достаточно понимать его основной принцип действия, который заключается в следующем: в поломанной детали прямо по центру обязательно должно проделываться небольшое отверстие. При этом следует помнить, что диаметр отверстия ни в коем случае не должен превышать диаметра поверхности сломанной детали. После чего в сделанное отверстие вставляется само устройство, вкручивается в сломанный болт и выкручивается уже вместе с ним.

Правила извлечения детали

При извлечении детали следует руководствоваться следующими правилами:

Разумеется, техника работы с инструментом будет немного отличаться в зависимости от того, в каком именно месте застрял болт.

Способы извлечения поломанных болтов

Итак, процесс извлечения напрямую будет зависеть от того, в каком именно месте застрял обломок.

Работать с экстракторами болтов достаточно просто, и особых навыков совершенно не требуется. Единственное, о чём всегда нужно помнить, - просверливать лунку нужно строго по центру, чтобы избежать смещений в какую-либо сторону. В противном случае могут возникнуть проблемы с извлечением обломка детали.

Преимущества использования инструмента

В отличие от тщетных попыток выкрутить вклинившуюся сломанную деталь вручную, использование экстрактора имеет несколько неоспоримых преимуществ.

Конечно, нужно учитывать, что далеко не каждый болт можно вытянуть при помощи данного инструмента. Главное правило, которое следует соблюдать, заключается в том, что тело застрявшей детали обязательно должно быть на порядок мягче, чем материал, из которого изготовлен инструмент. Поэтому лучше всего приобретать качественный набор в специализированном магазине .

Чтобы процесс выкручивания застрявших крепёжных элементов оказался максимально быстрым и эффективным, нужно соблюдать определённые правила.

Экстрактор болтов - действительно удобный инструмент, превосходно справляющийся с металлическими метизами, болтами, шурупами и шпильками. Однако он может работать только в совокупности с дрелью или хотя бы шуруповёртом. Сам по себе экстрактор не поможет вытянуть застрявшую деталь.

Всем добрый день! Скажите - приходилось ли Вам ругаться от бессилия при виде болтов, которые нельзя вытащить? Чаще всего причиной тому «съеденные» шлицы головки, но могут быть и другие варианты. Во всех этих случаях нам понадобится экстрактор для выкручивания сломанных болтов. Рассмотрим подробнее, что он из себя представляет.

В автомобилях существует большое количество устройств и деталей, которые содержат резьбовые соединения. Обычная гайка фиксирует болт или шпильку, обеспечивая их надежную фиксацию. Однако нередки случаи истирания резьбы или переламывания части болта. При этом его остаток продолжает торчать. И вот для этого нам понадобится обзавестись хорошим экстрактором для его выкручивания.

Причины подобных ситуаций могут быть различными:

  • некачественный заводской крепеж;
  • трещины и сколы;
  • внутренние пузыри и разрывы;
  • проникновение влаги в резьбу с последующей коррозией;
  • прикипание из-за высоких температур;
  • затяжка неподходящим ключом и т.п.

Как работать с экстрактором

Во всех этих случаях хорошим решением проблемы станет возможность купить набор экстракторов разного размера и диаметра. С их помощью шансы на то, чтобы успешно извлечь сломанный болт или шпильку значительно возрастают. Давайте посмотрим, как пользоваться таким приспособлением, если у Вас еще не было соответствующего опыта.

Сначала обозначаем центр будущего отверстия, а для этого его необходимо немножко накернить. Затем высверливаем его специальным сверлом - какое нужно взять и на какую глубину это следует делать, нам подскажет инструкция в наборе. Если рассверлить отверстие слишком большого диаметра, то есть риск вызвать заклинивание рабочей части инструмента, что приведет к его поломке и только усложнит извлечение сломанного болта.

Крепко держа в руке экстрактор, необходимо ударить по нему молотком и зафиксировать внутри отверстия. Закручиваем его против часовой стрелки - для этой процедуры можно пользоваться даже обычными пассатижами. Как только экстрактор проникнет внутрь на требуемую глубину, он сможет вытащить обломанную шпильку либо болт.

Обойтись в такой ситуации без помощи экстрактора, в принципе, можно - один из вариантов заключается в том, чтобы рассверливать отверстие долго, применяя все возрастающий диаметр сверел. Остатки разрушенного болта или винта достаются пинцетом, загнутым крючком, другим подходящим для этого приспособлением. Такую же роль может выполнить вставленный в отверстие метчик или шестигранник, однако во всех этих случае использование неспециализированного инструмента может ухудшить ситуацию.
Какой бы способ ни применялся, нелишним будет капнуть немного жидкости в отверстие, которое будет рассверливаться. Любая шпилька может со временем закоксоваться, покрыться коррозией, что значительно усложняет процесс ее изъятия.

Просмотров