Где похоронен георгий победоносец. Святой георгий - молитва святому георгию победоносцу на победу

«Чудо святого Георгия о змие» как объективная реальность, или антидарвинистский анализ боя самого известного древнеримского офицера-христианина.

фото — Сергей Евдокимов

Написать данную статью автора побудила сложившаяся ситуация на Ближнем Востоке, где в очередной раз христианское оружие противостоит силам мирового зла, и происходит это на территории, где когда-то святой великомученик Георгий поразил некоего дракона, хотя об этом моменте сейчас мало кто помнит. Волею судеб Россия с недавних пор является активным участником противостояния в этом регионе, но многие российские военнослужащие, направляющиеся туда, если и знают святого Георгия, то в самых общих чертах, а некоторые вообще не считают его исторической личностью и, к сожалению, воспринимают его победу над драконом как легенду. Однако мы попробуем развеять их сомнения.

Великомученик Георгий, именуемый Победоносцем, является одним из наиболее известных и почитаемых православными христианами святым. К нему обращаются в различных молитвенных нуждах, но в первую очередь о его заступничестве перед Богом молят люди, несущие военную службу. Также этот святой является одним из особых покровителей христианского оружия и многие победы христианских войск на поле брани приписываются, в том числе и его заступничеству.

Образы святого великомученика Георгия Победоносца, разделённые 15 веками.

Современный православный образ «Чудо святого Георгия о змии».

Во-первых, необходимо сказать, что сохранившиеся источники вполне единодушны в том, что святой Георгий был реальной исторической личностью; это был высокопоставленный древнеримский офицер, проходивший службу в период правления императора Диоклетиана. По одной из вероятно наиболее исторически точных версий великомученик Георгий родился в семье греко-римских аристократов в небольшом палестинском городке Лидда (ныне израильский Лод) в конце 3 века. Он принял смерть в 304 г. хр.э. за свою веру во Христа, будучи ещё в достаточно молодом возрасте, на территории древней Каппадокии (Малая Азия) в городе Никомидии (ныне турецкий Исмид).

Здесь нам бы не хотелось повторять рассказ о страданиях святого перед смертью, обычно занимающий значительную часть его жития, – хотя бы на том основании, что несколько странным представляется заставлять, например, кого-то снова и снова повторять описание чудовищных мучений и смерти какого-то горячо любимого им человека. Об этих событиях каждый желающий может найти легкодоступную информацию; нас же особенно интересует, возможно, самый яркий и запомнившийся современникам эпизод, который случился при земной жизни святого – бой, в котором он победил некое чудовищное существо, называемое драконом или большим змеем.
Почему то в наше время многие даже верующие христиане (не говоря о представителях иных религиозных конфессий или атеистов) считают, что на самом деле никакого боя небыло, а это некий легендарный символ победы христианского вероучения над язычеством. Однако высокая степень реалистичности и детализированности описываемых событий не даёт повода так думать.

Некоторые, находясь в плену современного научного мировоззрения, построенного на недоказанных идеях дарвинизма и базируясь на эволюционной картине мира, предполагают, что сам бой был, но святой Георгий поразил какую-то крупную ящерицу, типа комодского варана, или даже крокодила. Однако скептики почему-то забывают, что огромных варанов на территории Ближнего Востока никогда небыло, а Индонезия с островом Комодо (где обитают гигантские вараны) находится очень далеко, и до XIX века в Средиземноморье о них ничего не знали. На крокодилов же люди в том регионе давно и успешно охотились, и вряд ли убийство одного, даже особо крупного, крокодила могло таким образом повлиять на современников, что тысячи из них после этого стали убеждёнными христианами. Ниже мы попробуем разобраться в этом и всё же ответить на вопрос – так с кем в реальности сражался святой Георгий Победоносец?

Итак, великомученик Георгий, будучи офицером римской армии и при этом глубоко верующим христианином, однажды находился по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии и приехал в один большой город. Тут источники расходятся: по одной из версий это был город Бейрут (Берита), по некоторым другим данным возможно речь идёт про Алеппо (Халеб) или указывается иной населённый пункт в том регионе. Там он узнал, что на некотором расстоянии от этого города находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным, на берегах которого поселилось некое рептилеобразное чудовище. И хорошо бы, если оно просто так там жило, – так эта тварь поначалу охотилась на овец и коров, которых держали жители окрестных селений, а потом, когда домашняя скотина закончилась, перешла на питание людьми.

По-видимому, попытки местных язычников убить дракона или прогнать чудовище с помощью магии не дали результата. Ситуация дошла до степени, говоря простым русским языком, просто маразма, так как местные жрецы (видимо, действуя в русле древневавилонской традиции) постановили, что это животное является священным, что поселилось оно тут по воле богов, и само является воплощением какого то древнего божества, а значит пытаться убить его — грех. Но главное — они убедили весь народ в том, что ради услаждения языческих божеств, «для того чтобы они переменили свой гнев на милость», этому страшному существу надо приносить человеческие жертвы.

По прошествии некоторого времени эта мерзостная практика превратилась «в благочестивую традицию». Даже сам римский консул, управлявший этой провинцией (иногда именуемый в некоторых житиях «царём»), согласился с ней, когда на его родственницу или даже дочь выпал жертвенный жребий. Узнав об этом, находившийся в той местности святой Георгий, обладая рыцарственным характером, решил показать, что Бог христиан намного сильнее всяких языческих чудовищ. Кроме того, святой увидел, что, по Божьему Промыслу, именно ему, «здесь и теперь» предоставляется возможность засвидетельствовать силу Господню, и решил исправить создавшееся положение.

Охваченные паникой язычники не слышали уговоров немногих местных христиан о необходимости прекращения жертвоприношений, и будущий великомученик не стал вступать с ними в сражение, проливая кровь пусть и творящих неправду, но своих сограждан. Он решил действовать по-иному. И когда процессия с очередной связанной жертвой (вероятно как раз это была дочь имперского администратора) вышла к месту обитания дракона, он отправился вместе с ними, правда, облачившись в доспехи, вооружившись и сев на боевого коня. И как можно понять, вовсе не для того, что безучастно лицезреть ужасную картину злодеяния.

Когда люди привезли обречённую к логовищу чудовища, и то вылезло, надеясь сытно пообедать в очередной раз, святой Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с драконом на берегу озера , и убил «змию люту », спася жизнь девушке, обречённой по жребию на страшную жертву, благодаря чему десятки тысяч жителей Ливана и Западной Сирии массово крестились. Вот как этот бой описан в одном тексте: «…осенив себя крёстным знамением и призвав имя Господне, святой Георгий быстро и храбро устремился на коне своём на змея, крепко сжав копьё и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого яростно попирал змея ногами… ». Можно констатировать, что дело решила неожиданная и быстрая, отлично исполненная атака (недаром великомученик Георгий был профессиональным воином).

Больше того, как свидетельствует текст некоторых жизнеописаний святого, поразив, но не добив чудовище, Победоносец слез с коня, накинул верёвку на поверженного противника, и со словами «И это ваш бог? Ну смотрите же, как я с ним управлюсь! » повёл дракона к городу. И только там, у стен его, а не на берегу озера, при стечении множества народа доблестный святой отрубил чудовищу голову, прославляя имя Господа Иисуса Христа, и славя Его как Истинного и Единственного Бога, дарующего победу твёрдо уповающим на Него.

Таким образом, наш Господь, через святого Георгия, проявил своё милосердие к людям, не только поразив обожествлённое чудовище, но прервав отвратительную традицию человеческих жертвоприношений. Больше того, именно через проявленную доблесть святого Георгия множество местных жителей приняло Православное Христианство (различные источники называют разные цифры – от многих тысяч до 24.000 и даже до 240.000; речь идёт о действительно огромном числе жителей округи, хотя понятно, что никто не вёл точного учёта). И так, благодаря совершённому подвигу, значительная доля местного населения поняло ошибочность веры в могущество языческих божеств, и отринув ближневосточные культы, приняла веру в Того Бога, который доказал, что Он сильнее всех тёмных сил и их биологических креатур.

Однако, несмотря на то, что римские власти впоследствии, вероятно, одобрили сам акт сражения и убийства «змия люта», расценив его вероятно «как защиту жизней подданных императора», но распространение Христианства в Поздней Римской империи конца 3 века считалось не просто «неполиткорректным», а было прямо запрещено законом. И именно обращение через его подвиг десятков тысяч римских граждан ко Христу, по-видимому, вменилось святому Георгию в вину позднее, став одним из пунктов официального обвинения.

Позднесредневековое немецкое изображение (15 в.) св.Георгия, убивающего дракона.

Итальянская фреска 14 в. (худ.Ботичелли), изображающая св.Георгия, поражающего змея.

Современная палеонтологическая реконструкция (худ.З.Бурриан) – нотозавр на берегу озера.

Видя средневековые изображения битвы св.Георгия со змеем, и сравнив их с современной реконструкцией обнаруженного палеонтологами нотозавра, остаётся только поражаться явной идентичности хищных рептилий. Больше того, примерно совпадает даже размер нотозара с изображением дракона, поражённого св.Георгием, – это был совсем не гигантский динозавр, правда достаточно проворный и явно агрессивно-хищный, взрослые особи которого достигали в длину 3-4, иногда 5 метров.

Несмотря на то, что дракон или змей, с которым сражался святой, различается у разных художников, но создаётся впечатление, что некоторые наиболее древние изображения явно восходят к единой традиции, согласно которой эта рептилия имела огромную голову с большой пастью, тонкую и относительно длинную шею, короткое толстое тело на четырёх лапах и довольно длинный хвост. Ни о каких-либо нескольких головах, крыльях для полёта, огненном дыхании или иных сказочных атрибутах чудовища ни в древнейших изображениях, ни в житиях о св.Георгия речи не идёт. Складывается полное ощущение, что перед нами некое вполне реальное животное, но крайне редко встречавшееся даже в Античность и к настоящему времени полностью вымершее.

Долгое время многочисленные скептики и даже некоторые верующие христиане считали, что в повествовании о бое святого Георгия со змеем нет ничего реального. Однако уже достаточно давно палеонтологами при раскопках был найден вид динозавров, который получил наименование нотозавров . Это были достаточно крупные хищные существа, жившие в древности по берегам озёр, морей или рек , возможно ведшие даже полуводный образ жизни, и таким образом мы можем констатировать, что условия обитания — что дракона, поражённого святым Георгием, что нотозавра — сходны. Видимо значительную часть их пищевого рациона составляла рыба, но, в первую очередь, нотозавры были активными хищниками, и нападали на любую добычу, появлявшуюся в непосредственной близости к месту их обитания (обнаружены даже кости молодых нотозавров со следами зубов более крупных особей).

Поскольку было найдено довольно много скелетов этих древних хищных рептилий, то учёные смогли достаточно точно восстановить их внешний облик. Однако долгое время, почему-то никто не сопоставлял изображения змея на образах святого Георгия и палеонтологические реконструкции нотозавра, которые (по нашему мнению) совпадают идеально, вплоть до деталей (по крайней мере, автору информации об этом не встречалось).
Несколько удивляет то, что некоторые креационисты (т.е. сторонники концепции Сотворения мира Богом и противники материалистического дарвинизма) в настоящее время считают, что святой Георгий сражался с динозавром бариониксом (впервые найденном, и то только фрагментарно, лишь в 1983 году, хотя к нашему времени известно несколько достаточно полных скелетов особей этого вида). Однако это вряд ли было возможно, т.к. барионикс хотя также жил по берегам водоёмов, как и нотозавр, но имел несколько иной облик, передвигался преимущественно на двух лапах, а не на четырёх, и был намного крупнее нотозавра, — а значит, и поразить его простым копьём было сложнее, и потом связать и полуживого «дракона» притащить на верёвке в город святой Георгий вряд ли бы смог (если речь не идёт например, о молодой особи барионикса). Тогда как нотозавр не только своим внешним видом, но даже размерами идеально соответствует хищной рептилии, описанной в житии рыцаря-великомученика и сохранившимся средневековым изображениям самого известного боя этого христианского святого.

Реконструкция облика крупнейшего из найденных динозавров вида Baryonyx walkeri сравнительно с размерами человека (рост 1,8 м.). Однако выяснилось, что это была ещё молодая особь, а значит размеры пиковых экземпляров этого вида были намного больше.

Группа бариониксов в своей традиционной среде обитания – на берегу водоёма. Хорошо показана универсальность в питании этого хищника.

Как можно увидеть, взрослый барионикс был во первых намного крупнее нотозавра, а во вторых, ходил в основном на двух лапах, а не на четырёх, а значит, вряд ли представителей именно этого вида изображают на иконах со св.Георгием (т.к. один лишь череп у него был длинной до 2 метров, а значит св.Победоносец вряд ли мог притащить полудохлого динозавра этого вида к жителям города на верёвке, тогда как нотозавр соответствует по всем параметрам идеально).

И, как это не покажется удивительным для скептиков, но не только размеры «дракона», судя по изображениям битвы святого Георгия, сходятся с размерами найденных скелетов нотозавров (обычно достигавшими в длину 2-4 метров, иногда 5-6 метров, как Nothosaurus giganteus ), но даже ареал обитания у них идентичный (в отличии от бариониксов, достигавших длинны 9 метров, и чьи кости были найдены только на территории Англии и Испании). Палеонтологи, на основании находок костных останков нотозаров, считают, что в ареал обитания этого вида ящеров входили территории от Северной Африки и Южной Европы через Ближний Восток и Южную Россию вплоть до Центральной Азии. Таким образом, можно утверждать, что наличие нотозавра на территории современного Ливана или Западной Сирии, где его и сразил древнеримский кавалерийский офицер-христианин, не противоречит имеющимся научным данным по ареалу обитания данного вида.

Однако для эволюционистов, отрицающих Сотворение и библейскую картину развития нашей планеты, тут есть одна проблема – с их точки зрения время жизни святого великомученика Георгия Никомидийского и — что нотозавра, что барионикса – разделяют десятки миллионов лет, так как по их мнению, динозавр и человек никак не могли жить в одну историческую эпоху. Но это так, только если опираться на концепцию развития мира, построенную на ошибочной теории макроэволюции Ч.Дарвина и разделять гипотетическую хронологию эволюционистов в миллиарды лет. Если же опираться в концепции развития мира на Книгу Бытия, разделять библейскую хронологию и признавать Сотворённость Богом нашего мира (при отсутствии макроэволюции как достоверно зафиксированного явления), то в том, что святой Георгий мог поразить в бою одного из последних нотозавров, нет ничего невозможного.

Мы не будем здесь разбирать множество других известных случаев, когда наличие живых динозавров (так или иначе приносивших вред и поэтому обычно убиваемых человеком) фиксируется в древнееврейских, древневавилонских, древнегреческих, древнеримских или средневековых европейских и арабских документах, а просто подчеркнём, что случай с боем Георгия Победоносца против динозавра вовсе не единичное свидетельство. И соответственно не только житие св.Георгия, некоторых других христианских святых-змееборцев, но сохранившиеся в древних источниках многочисленные описания глазами очевидцев динозавров как существ, живущих бок-о-бок с людьми, а также их древние изображения, дают весомые основания считать, что некоторые из этих ящеров пережили некий Глобальный Катаклизм, именуемый Всемирным Потопом, и были истреблены человеком уже во времена Поздней Античности и Раннего Средневековья.

Современная икона св.Георгия

Таким образом, имеющиеся свидетельства говорят о том, что предлагаемая эволюционистами и выдаваемая ими за единственно-верную картина развития жизни на нашей планете концептуально ошибочна, тогда как библейская картина мира достаточно хорошо объясняет имеющиеся, казалось бы, парадоксальные факты.
И мы надеемся, что та же Сила Господня, которая в давние времена помогла великомученику Георгию сокрушить живое воплощение зла, поможет и в наше время православным христианским воинам (если они будут твёрдо верить в Иисуса Христа и уповать на заступничество святого Георгия), сокрушить всех своих противников.

Данный святой причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке н. э. и умер в начале IV века - в 303 году. Георгий родился в г. Каппадокии, который находился в то время на территории современной Турции. Вторая распространённая версия - родился в г. Лидде (первоначальное название - Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, находящийся на территории Израиля. А вырос святой в Каппадокии, в семье благородных и богатых родителей, исповедовавших христианство.

Что мы знаем о Георгии Победоносце

К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из приближённых римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).

Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал всё принадлежавшее ему имущество, освободил рабов и объявил императору, что является христианином. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в г. Никомидии (в настоящее время - Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).

Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира

В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как "земледелец") трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов - Жоржем, у болгар - Гёрги, у арабов - Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

Хранитель земель русских

На Руси видели в Георгии особенного угодника и хранителя земель Русских, возводя его в ранг героя-полубога. По народным представлениям, святой Егорий словом и делами своими «устрояет землю светлорусскую» и, завершив эту работу, принимает её под личное смотрение, утверждая в ней «веру крещёну».

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой - царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, - который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Святой Георгий на государственных символах России

Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.

После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец - покровитель города Москвы.

Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей - на Руси, для военной знати - в Византии, для рыцарей - в Европе.

Закрепление за святым символики Иисуса Христа

Рассказы о случаях, когда святой Георгий Победоносец появлялся в качестве военачальника войск крестоносцев в Палестине, сделали его в глазах верующих полководцем всего воинства Христова. Следующим закономерным шагом стала передача ему эмблемы, изначально являвшейся эмблемой самого Христа - на белом фоне крест красного цвета. Стало считаться, что это персональный герб святого.

В Арагоне и Англии гербовые знамена Георгия Победоносца стали на длительное время официальными символами государств. На флаге Англии ("Юнион Джек") он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом генуэзской республики.

Считается, что Георгий Победоносец является небесным покровителем республики Грузии и самым почитаемым в этой стране святым.

Фигура святого великомученика на древних монетах

Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.

Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.

Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.

Чей образ чеканили на монетах Руси

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

Когда личность князя на Руси стала отождествляться с образом Георгия Победоносца

Известна даже точная дата, начиная с которой, на Руси великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления Новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, имевшие первоначально одностороннее изображение святого всадника с обнажённым мечом, вскоре получают на обратной стороне рисунок, именуемый чисто по-славянски - «ездеца в короне». А это ни кто иной, как сам князь. Тем самым подобные монеты и печати информируют всех, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович - это один и тот же человек.

В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия постановляет считать, что сей победоносный всадник на эмблемах российских есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание - кафоликон - датируется XVI веком, новое - XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён - Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня - личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Храмы, возведённые в России в XX-XXI веке

Из построенных сравнительно недавно и также освящённых во имя святого Георгия следует упомянуть Храм великомученика Георгия Победоносца, который был заложен 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящён 06.05.1995, а также храм Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АО г.Москва). Он возведён в 1997 году в лучших традициях северного славянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Самыми первыми из дошедших до нас изображений указанного святого считаются барельефы и иконы, датированные V-VI веками. На них Георгий, как и положено воину, изображён в доспехах и обязательно с оружием. При этом верхом на коне он изображён далеко не всегда. Старейшими считаются изображения святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырском храме коптов, находящемся в городе Аль Бавити (Египет).

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки - чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Гипотеза возникновения истории о победе святого над змием

Однако официальная церковь проявляла крайнюю настороженность и негативное отношение к иконам, содержащим изображения иносказательные. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.

В религиозной трактовке именуется «Чудо о змие» эта икона. Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) так и не отрекся от веры истинной, несмотря на все искушения, которым его подвергли мучители. Именно поэтому данная икона не один раз чудесным образом помогала христианам в опасности. На данный момент существует в нескольких вариантах икона Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете видеть на этой странице.

Каноническая икона с изображением данного святого

Изображение, считающееся классическим, представляет собой святого, который сидит верхом на коне (чаще всего белом) и поражает копьём змея. Именно змея, что особенно подчёркивают служители церкви и учёные-геральдисты. Поскольку дракон в геральдике - персонаж всегда положительный, а вот змей - только отрицательный.

Сказание о победе святого над змием трактовалось не только в прямом смысле (к чему склонялись на Западе, используя данную трактовку для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобождённая царевна ассоциировалась с церковью, а повергаемый змий - с язычеством. Ещё одна трактовка, имеющая место, - это победа святого над собственным эго. Вглядитесь - вот он, святой Георгий Победоносец. Икона говорит сама за себя.

Почему святого Георгия народ признал хранителем земли русской

Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность данного святого исключительно с «переложенным» на него языческим наследием и сказочно-мифологической узнаваемостью. Тема мученичества не оставляла равнодушными прихожан. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой общественности гораздо менее канонических. На них, как правило, сам святой, изображённый в полный рост, располагается в центре, а по периметру иконы располагается, аналогично раскадровке, череда так называемых «житейских клейм».

И сегодня весьма почитаем Георгий Победоносец. Икона, значение которой может трактоваться по-разному, имеет демоноборческий аспект, составляющий основу культа указанного святого. Он всегда ассоциировался на Руси с непримиримой борьбой против иноземных завоевателей. Именно поэтому Георгий в XIV-XV веках становится на Руси чрезвычайно популярным святым, символизирующим именно бойца-освободителя и защитника народа.

Школы иконописи

В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.

У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.

Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.

Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Образ святого на монетах современной России

Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, - Георгий Победоносец - прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, - благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.

Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса - 7,89 г, При этом золота - не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты - 3 рубля. Масса - 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.

Памятники Георгию Победоносцу

Это раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых существующих монументов, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.

В России всё больше мест, где устанавливаются памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за её пределами.

1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).

2. В Загребе (Хорватия).

3. Город Большеречье, Омская область.

Георгий Победоносец - святой, память которого Русская Православная Церковь чтит 6 мая.
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (Ливан). Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Победа Георгия над змеем в славянской традции считается посмертным чудом святого. Однако есть и другая точка зрения, что змея Георгий одолел, когда служил в римской армии.
В окрестностях Бейрута в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею. Согласно легенде, дочь царя звали Сабра. Когда змей стал приближаться к царевне, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
В России святой Георгий является покровителем воинства, поэтому имя святого Георгия получили воинские награды дореволюционной России - орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Георгиевская лента к этим наградам была двуцветной. Цвета ленты - чёрный и жёлто-оранжевый - означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Лента с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. В период СССР гвардейская лента использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в России проводится акция "Георгиевская ленточка". В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне. Девиз акции "Георгиевская ленточка" - "Я помню! Я горжусь!"


Святой Георгий - один из великомучеников Православной Церкви. Победоносцем его именовали за мужество, силу и волю в борьбе с вражиим воинством. Прославился святой так же помощью и любовью к людям. Житие святого Георгия Победоносца прославилось многими фактами, а история его посмертного явления человечеству вообще схожа с волшебной сказкой.

Житие святого Георгия Победоносца

Родители святого были верующими и богобоязненными христианами. Отец пострадал за веру и принял мученическую кончину. Его мать, оставшись вдовой, перебралась с малолетним Георгием в Палестину и занялась христианским воспитанием чада.

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий вырос храбрым юношей, а поступив на службу в римское войско, его заметил император-язычник Диоклетиан. Он принял воина в состав своей стражи.

Правитель ясно понимал опасность, которую несет Христова вера для цивилизации язычников , поэтому он усилил гонения на христианство. Диоклетиан предоставил военачальникам свободу в отношении расправы над православными. Георгий, узнав о несправедливом решении властителя, раздал беднякам все имущество, доставшееся после смерти родителей, даровал свободу рабам, трудившимся в имении, и предстал пред императором.

Он без страха, мужественно обличил Диоклетиана и его жестокий замысел, а после исповедовал пред ним свою веру во Христа. Властный язычник попытался принудить воина отречься от Спасителя и принести жертву идолам, на что получил решительный отказ православного воина. По приказу Диоклетиана оруженосцы вытолкали Победоносца копьями из помещения и попытались увести его в тюрьму.

Но стальное оружие чудесным образом стало мягким и легко гнулось при соприкосновении с телом святителя.

Поместив православного воина в темницу, его ноги забили в колодки, а грудь придавили большим камнем. На утро непоколебимый воин вновь исповедовал веру Христову. Обозленный Диоклетиан подверг его пыткам. Обнаженного Георгия привязали к колеснице, над которой были устроены доски с железными остриями. Когда колеса вращались, железо резало его тело. Но вместо стонов и ожидаемого отречения от Творца, святой лишь призывал Помощь Господню.

Когда страдалец затих, язычник подумал, что он испустил дух и приказал снять изрезанное растерзанное тело. Но вдруг небо почернело, грянул великий гром и раздался величественный Глас Божий: «Не бойся, воин. Я с тобою». Тут же возникло яркое свечение и рядом с Победоносцем явился белокурый юноша - Ангел Господний . Он наложил на тело Георгия свою руку и тот мгновенно восстал исцеленный.

Георгий Победоносец (Лиддский)

Императорские воины отвели его в капище, где находился Диоклетиан. Тот не поверил своим глазам - пред ним стоял совершенно здоровый и полный сил человек. Многие язычники, наблюдавшие за чудом, уверовали во Христа. Даже два знатных сановника тотчас прилюдно исповедовали веру Христову, за что их головы отсекли.

Царица Александра тоже попыталась прославить Вседержителя, но императорские слуги быстро увели ее во дворец.

Царь-язычник в попытках сломить непоколебимого Георгия предал его на еще более страшные муки. Мученик был брошен в глубокий ров, а его тело засыпали негашеной известью. Откопали Георгия лишь на третьи сутки. На удивление, его тело не было поврежденным, а сам мужчина находился в радостном и спокойном расположении духа. Диоклетиан не успокоился и приказал обуть мученика в железные сапоги с раскаленными внутри них гвоздями и посадить под арест. Утром воин продемонстрировал здоровые ноги и пошутил, что сапоги ему уж очень понравились. Тогда разъяренный правитель приказал бить святое тело воловьими жилами и смешать его кровь и тело с землей.

Решив, что Георгий пользуется волшебными чарами, правитель вызвал ко двору волхва, дабы лишить бывшего воина волшебства и отравить его. Тот преподнес мученику зелье, но оно не подействовало, и святой вновь прославил Бога.

Монастыри в честь Георгия Победоносца:

Чудеса Божьи

Император возжелал узнать о том, что же помогает бывшему воину выживать после страшных мучений? Георгий отвечал, что с Богом возможно все. Тогда язычник пожелал, чтобы мученик при нем воскресил мертвого. Когда Победоносца подвели к гробнице, он стал умолять Отца Небесного, чтобы Тот показал всем присутствующим, что Он есть Бог всего мира. И тут затряслась земля, гроб открылся и покойник ожил. Тут же присутствующие при явлении чуда уверовали в Бога и прославили Его.

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца

Вновь Георгий оказался в темнице. Страждущий люд пытался попасть к арестанту разными способами и получал исцеление от недугов и помощь в прошениях. Среди них был земледелец Гликерий. У него намедни умер вол и мужчина пришел с мольбой воскресить животное. Святой пообещал возвратить скотину к жизни. Вернувшись домой, мужчина обнаружил в стойле ожившего вола и стал прославлять имя Господне по всему городу.

Окончание земного пути

В последнюю ночь своего земного жития Георгий усердно молился. Случилось ему видение, что Сам Господь подошел к Нему и поцеловав, возложил на главу мученический венец. Утром Диоклетиан предложил великомученику стать соправителем и вместе править страной. На что Георгий предложил ему сразу пройти в капище Аполлона.

Победоносец перекрестился и обратился к одному из идолов с вопросом: хотел бы тот принять жертву как Бог? Но сидевший в идоле бес закричал, что Бог есть тот, которого проповедует Георгий, а он - отступник, прельщающий людей. Жрецы набросились на святителя и неистово избили.

День святого Георгия Победоносца 6 мая

Царица Александра, жена Диоклетиана, пробралась сквозь многочисленное сборище язычников, припала к ногам святого и молила Творца о помощи, прославляя Его. Победоносцу и Александре был вынесен смертный приговор кровожадным Диоклетианом. Они вместе последовали к месту расправы, но по пути царица упала без сил. Воин Христов простил всех своих мучителей и положил свою святую главу под острый меч.

Так и кончилась эра язычества.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

О чудесах в православии:

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение , стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству . По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV-XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Житие святого Георгия

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой. Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой. Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Святой великомученик Георгий

Однажды на суде Георгий услышал бесчеловечные и жестокие приговоры об истреблении христиан. Сострадание к этим невинным людям воспламенилось в нем. Предвидя страшные мучения, Георгий раздал все, что имел, беднякам, дал волю своим рабам и пришел на прием к Диоклетиану. Встав перед ним, Георгий объявил себя христианином и начал обличать императора в несправедливости и жестокости. После безрезультатных уговоров император отдал приказ подвергнуть своего тысяченачальника тем же мучениям, что и христиан. Мучители Георгия изощрялись в жестокости, придумывая новые и новые пытки, но он терпеливо переносил страдания и восхвалял Господа. В конце император приказал отрубить голову святому. Так мученик Георгий отошел к Господу в 303 году, в Никомидии, по новому стилю 6 мая. Праздник Георгия Победоносца с тех пор отмечается в этот день. Мощи святого были положены в храме города Лида, в Палестине. Его голова сохранилась в римском храме, также посвященном подвигу святого Георгия.

Георгий Победоносец

Георгий получил именование Победоносец за мужество, стойкость и духовную победу над своими истязателями, которые так и не смогли принудить его отречься от звания христианина, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности. В праздник святого Георгия Победоносца вспоминаются его воинские подвиги. На иконах он изображен верхом на коне и убивающим копьем змея. Это изображение основывается на народных преданиях и посмертных чудесах святого Георгия. Суть преданий в том, что рядом с родным городом Георгия появился страшный зверь, пожирающий людей. Суеверные люди тех мест стали по жребию отдавать ему жертву, чтобы утолить его ярость. Однажды выбор пал на дочь правителя той области, ее привязали на берегу озера и оставили в ужасе ждать появления чудовища. Когда зверь вышел из воды и стал приближаться к оцепеневшей девице, вдруг возник между ними светлый муж на белом коне, убил змея и спас девушку. Такми чудесным явлением великомученик Георгий прекратил жертвенные убийства людей, обратил к христианству жителей той области, которые прежде были язычниками.

Почитание святого Георгия на Руси

Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью оно много лет отображается на монетах разных стран. Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.


До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища. Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

Награды имени Святого Георгия

Неразрывно связан с именем святого один из символов победы и воинской славы - георгиевская лента, символизируюшая воинскую доблесть и отвагу. Сочетанию трех черных полосок, означающих дым, и двух оранжевых, символизирующих пламя, уже около 250 лет. Появление ленты непосредственно связано с появлением главной награды России - ордена Святого Георгия, учрежденного в 1769 году. Орден имел вид белого, покрытого эмалью креста. Эту награду мог получить за боевой подвиг не только офицер, но и простой солдат. «Святой Георгий» был четырех степеней, самой высшей из которых до революции владело всего 25 военачальников. Из них только один Михаил Кутузов был кавалером всех четырех степеней. В послереволюционное время орден был упразднен большевиками как царская награда, а лента, как символ доблести и отваги, сохранилась и использовалась в наградах Великой Отечественной войны. Восстановлен орден Святого Георгия был во всех четырех степенях в 2000 году и снова является самой высшей наградой в России. С 2005 года георгиевские ленточки стали раздавать перед днем Победы 9 мая всем желающим во всем мире как память о самой кровавой войне в истории отечества. Так у символа появилось еще одно значение - память о тех, кто жертвовал ради спасения родины самым ценным, что у него было, - своей жизнью.

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца. Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников.

Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия - 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием - маршалом Жуковым, руководившим до этого многими победными битвами во время этой страшной войны.

Георгий-покровитель

Особо почитается святой Георгий во многих странах, например в Грузии, где даже название страны (Георгия) взято в его честь. По преданию, равноапостольная Нина, почитаемая в Грузии святая, приходится двоюродной сестрой описанного мужа-воина. Она особенно почитала Георгия, завещала христианам любить этого святого. С IX века происходило массовое строительство храмов в честь святого Георгия. Зафиксировано много свидетельств явления его в различных сражениях. Георгиевский крест изображен на грузинском флаге.

Святой Георгий также является почитаемым святым в Англии (еще с царствия короля Эдмунда III). Сам английский флаг выглядит как Георгиевский крест. Очень часто образ святого Георгия используется в классической английской литературе.

С особой радостью отмечают праздник - День Георгия Победоносца - в арабских странах. Имеется множество народных преданий о чудесах Георгия, одно из которых о сарацине, выстрелившем из лука в икону святого. Как только это произошло, у хулителя распухла рука, и он стал умирать от боли, но, по совету христианского священника, возжигал масло перед иконой Георгия и помазал распухшую руку маслом. Сразу после этого получил исцеление и уверовал во Христа, за что и предан был мучительной смерти от сослуживцев. Имени этого сарацина история не сохранила, но он изображен на местных иконах о змее как небольшая фигура с лампадой на коне позади Георгия.

Просмотров