Христианский мир кавказской албании. Загадки истории: Кавказская Албания кратко

) до крепости, называемой Хнаракерт и … страна эта по кротости нрава Сисака названа Алванк, так как ему самому название было Алу». Это же объяснение повторяет и армянский историк VII в. Мовсес Каганкатваци; он приводит и имя этого представителя из рода Сисакан - Аран, «который наследовал поля и горы Алванк»

Далее К. Тревер выделяет ещё две версии. Первая, азербайджанского историка А. К. Бакиханова , который ещё в начале XIX века сделал интересное предположение, что в этническом термине «албаны» заключается понятие «белые» (от лат. «albi») в смысле «свободные». При этом А. Бакиханов ссылался на Константина Порфирородного (X век), который употреблял термин «белые сербы», говоря о «свободных, непокоренных». Вторая - предположение российского востоковеда и кавказоведа Н. Я. Марра о том, что слово «Албания», как и название «Дагестан», обозначает «страна гор». Автор указывает, что «принимая во внимание, что Балканская Албания, как и Шотландия, является страной горной, это объяснение Н. Я. Марра представляется довольно убедительным» .

А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнин считают возможным происхождение этого названия от иранцев-аланов . Версии об иранском происхождении топонима придерживался и Гурам Гумба, который связывает его образование с ираноговорящими сиракскими племенами .

Этническая карта Кавказа в V-IV века до н. э. Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Неокрашенные места объясняются недостаточной изученностью данных территорий

Население Кавказской Албании - албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) - изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи . К ним относились албаны, гаргары (рутулы) , утии (удины), таваспары (табасараны), гелы (Агулы), чилби, леги (лезгины) , сильвы, лпины. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иберией и Каспийским морем , от Кавказского хребта до реки Кура , хотя территория проживания албаноязычных племён распространялась и южнее, к Араксу . Албаноязычные племена - гаргары, гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды - населяли предгорья Большого Кавказа и юг современного Дагестана .

Когда античные географы и историки говорят о населении Албании, то в первую очередь речь идёт об албанах . По мнению специалистов, изначально албанами называлось только одно из 26 племён, обитавшее на левом берегу Куры. Именно это племя инициировало объединение племён в союз, и название «албаны» стало распространяться и на другие племена . Согласно Страбону , племя албанов жило между Иберией и Каспием , Плиний Старший локализует их от Кавказского хребта (montibus Caucasis ) до реки Кура (ad Cyrum amnem ) , а Дион Кассий дословно сообщает, что албаны живут «выше реки Кура» (др.-греч. Ἀλβανῶν τῶν ὑπὲρ τοῦ Κύρνου οἰκούντων ). По мнению К. В. Тревер, коренной территорией албан, наибольшего по численности в союзе албанских племён, являлось среднее и нижнее течение Куры, главным образом левобережье . В. Ф. Минорский , один из крупнейших специалистов по истории Закавказья, локализует албан на открытой равнине . Согласно В. В. Бартольду , албаны жили на прикаспийских равнинах . Согласно «Энциклопедии Британника », албаны обитали в горных равнинах Большого Кавказа и в стране к северу, граничащей с Сарматией, то есть на территории современного Дагестана . Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представляется учёным-антропологам древнейший тип коренного кавказского населения - кавкасионский , широко представленный в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отчасти Азербайджана. Несколько позднее в Восточный Кавказ проникает другой (тоже достаточно широко здесь представленный древнейший антропологический тип), а именно, каспийский , значительно отличающийся от кавкасионского .

Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик . Среди всех племён самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи . Как пишет Тревер, гаргары являлись наиболее культурным и ведущим албанским племенем . О гаргарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон . По мнению Тревер К. В., возможно, упоминаемые древними авторами «амазонки» - это искаженный этнический термин «алазоны», обитатели местности по р. Алазани, у которых пережитки матриархата могли сохраняться несколько дольше, чем у других кавказских народов. Термин может обозначать «кочевники» (от глагола «бродить», «скитаться», «блуждать»), то есть кочевые племена, быть может, из состава гаргаров . Исследователи утверждают, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского языка .

Говорят, что на вершинах гор, простирающихся в смежности с Баб-ул-Абвабом , живёт более семидесяти различных племен, и у каждого племени особый язык, так что они не понимают друг друга

На протяжении истории так и не сложилось единой консолидированной албанской народности. Уже в IX-X столетиях понятия «Албания» или «албанское» были, скорее, историческими .

Значительная часть албанского разноязычного населения на правобережье реки Куры приняла христианство, в раннем средневековье перешла на армянский язык , смешалась с армянами и была арменизирована Армянское влияние на этих областях было особенно сильно из-за довольно долгого нахождения их в составе Великой Армении. Процесс арменизации начался в древности , ещё в эпоху политической гегемонии Великой Армении , но особенно активным был в VII-IX веках. К. В. Тревер отмечает, что в VII-X веках «Арцах и большая часть Утика были уже арменизованы» . Данное подтверждается многочисленными историческими источниками . Так, например в 700 году сообщается о наличии арцахского диалекта армянского языка . С тех пор здесь развивается также армянская культура . Источники ещё фиксируют албанский язык в равнинной части Утика в округе Барда в X веке, но затем упоминания о нём исчезают.

Пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык . Главным образом это относится к городам Аррана и Ширвана , сельское же население в основном сохраняло ещё долгое время свои старые языки, родственные современным дагестанским , прежде всего языкам лезгинской группы . Албаны, населявшие восточные равнинные земли, сначала были иранизированы Персией, затем приняли ислам у арабов, после чего тюркизировались , войдя в кавказскую часть азербайджанского этноса . В XII-XV веках предгорная часть Аррана интенсивно заселилась тюркскими кочевниками, и постепенно древнее название Арран заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного .

С раннесредневековой эпохи также происходила картвелизация областей, лежащих в пограничной албано-грузинской зоне. Так западные албанские племена были грузинизированы и составили основу населения исторической провинции Эрети . Южные, прикаспийские области, в частности Каспиана , были населены различными ираноязычными племенами, потомками которых является часть современных талышей .

По мнению главного редактора «Этноисторического словаря Российской и Советской империй», американского историка Джеймса Ольсона (James S. Olson), албанское государство прекратило существование в IX веке. Автор констатирует, что некоторые историки считают армянонаселенный Нагорный Карабах преемником Кавказской Албании, однако признавая несущественными такие утверждения, Джеймс Ольсон все же отмечает, что кавказские албаны участвовали в этногенезе армян Нагорного Карабаха, азербайджанцев, грузин Кахетии и некоторых дагестанских народов: лакцев , лезгин и цахуров . Другой американский историк Р. Хьюсен отмечает, что албанское государство прекратило своё существование к X веку, точное время исчезновения албанского этноса неизвестно, однако оно «возможно просуществовало дольше» .

Древнейшей областью Кавказской Албании была северная часть долины Куры к югу от впадения в неё Алазани. В I тыс. до н. э. здесь начали формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Албании - Кабалак .

Население страны было полиэтническим, его основу составляли народности, говорившие на нахско-дагестанских языках .

В конце II или середине I в. до н. э. - с начала возникновения централизованного Албанского царства оно занимало левобережье Куры, начиная от среднего течения рек Иори и Алазани, до Ахсу, от Большого Кавказа до Каспия . Его области перечислены в «Ашхарацуйце » VII века. Так, Анании Ширакаци сообщает, что коренная территория собственно Кавказской Албании состояла из 6 провинций : «Албания, то есть Агуанк, к востоку от Иверии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре. … Албания заключает в себе следующие провинции» :

Ширакаци, как и все античные греко-римские авторы, помещает территорию Албании между рекой Курой и Большим Кавказским хребтом , отмечая, что: .

«…мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказскими горами»

По мнению большинства авторов, восточная граница Великой Армении с Кавказской Албанией установилась по Куре в начале II века до н. э., когда основатель этого государства Арташес I , предположительно, завоевал куро-аракское междуречье у Мидии Атропатены (либо покорил жившие там албанские племена), и сохранялась на протяжении практически всего периода существования Великой Армении со II века до н. э. до 387 года н. э. . По другим данным ещё ранее, в IV-III веках до н. э., восточные границы Ервандидской Армении доходили до Куры .

Вероятно уже с 299 года Албания являлась вассалом Персии. В 387 году, после раздела Великой Армении между Римом и Персией, с молчаливого согласия последней, восточные земли Армении (Арцах и Утик), были переданы в состав Албании (с 462 года - марзпанства). Таким образом, неспособная подавить христианство в Армении, Персия решила расчленить армянское царство. В результате этого раздела за Арменией осталось чуть более половины прежней территории

Кавказская Албания в V и VI веках н. э., карта из «Кембриджской Истории Древнего Мира », т. 14, изд. 1970-2001 гг. Сиреневой линией (по реке Куре) показана армяно-албанская граница к концу IV вв н. э., красной линией - границы Албании после 387 года

Албания той эпохи была полиэтничной страной, в Арцахе проживали армяне (согласно некоторым авторам, и албаны ), основная часть населения Утика была арменизирована..

По мнению Хьюсена, народы, населявшие Арцах и Утик и завоёванные армянами во II веке до нашей эры, подверглись арменизации на протяжении последующих нескольких столетий, однако некоторые из них по прежнему упоминались как самостоятельные этнические группы, когда эти регионы отошли к Албании в 387 году нашей эры . Р. Хьюсен отмечает также, что «» .

население юго-восточного Кавказа, будь то под властью Армении или Албании, было очень смешанным, поэтому причислить его к одним или другим или даже просто разделить его на две группы не представляется на данный момент возможным в связи с недостатком доказательств

О древней истории Албании Кавказской свидетельствуют артефакты археологических культур таких как Ялойлутепинской .

Ялойлутепинская культура относится к III-I векам до н. э. и названа по памятникам в местности Ялойлутепе (Габалинский район Азербайджана). Среди находок известны могильники - грунтовые и курганные, захоронения в кувшинах и сырцовых гробницах, погребения - скорченные на боку, с орудиями (железные ножи, серпы, каменные зернотёрки, песты и жернова), оружием (железные кинжалы, наконечники стрел и копий и др.), украшениями (золотые серьги, бронзовые подвески, фибулы, многочисленные бусы) и главным образом с керамикой (чаши, кувшины, сосуды на ножках, «чайники» и др.). Население занималось земледелием и виноделием .

Албаны впервые упоминаются во времена Александра Великого у Арриана : они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске Атропата, персидского сатрапа Мидии . При этом неизвестно, в какой зависимости они были от Атропата или царя Дария III , была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников - как, например, греческие гоплиты .

По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея , в 66 до н. э. . Преследуя Митридата Евпатора , Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании . Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провёл в своём триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):

Закавказье в I-IV вв. н. э. по «Всемирной Истории» (вкладка) Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие от неё к соседним государствам после раздела в 387 году

« [то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней].

Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении подобно армянам Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей, подобно иберийцам. Албаны чрезвычайно склонны к охоте, однако не столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию. Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселённой священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определённое место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения. Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому живут в бедности, лишённые отцовского достояния.

Руины крепостных стен древней Кабалы (фундамент из белого известняка был сделан в XX в. во избежание обрушения останков башен)

Так или иначе, в конце II в. - середине I в. до н. э. Албания превратилась из союза племён в раннеклассовое государство со своим царём . Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака; Кабалак) . Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов . Его руины сохранились в современном Кабалинском (до 1991 года - Куткашенском) районе Азербайджана .

Генеалогическую легенду о происхождении первой царской династии Албании - Арраншахов (как называли себя албанские цари, от персидского Арран - Албания и шах - царь, то есть царь Албании ) - сообщает Мовсес Каланкатуаци , пересказывая при этом Мовсеса Хоренаци . Легенда, очевидно, поздняя и имеет книжное армянское происхождение; но труд Каланкатуаци показывает, что она была распространена и в Албании. Тем не менее ничего общего с действительностью она не имела, так как Хайк, Сисак и Аран не были реальными лицами .

Первая известная историографии царская династия, носившая титул Арраншахи (Араншахики, Ераншахики), была местного происхождения. Название Араншахик могло происходить как от имени эпонима Арана, так и от этникона Аран . По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)» .

В VII-VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом.

В 654 войска Халифата, пройдя через Албанию, вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер , однако сражение закончилось разгромом арабского войска, а хазары взимали дань с Албании и совершили несколько набегов.

Джеваншир несколько десятилетий пытался противостоять завоевателям, заключал союзы с хазарами и Византией , но в 667, перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата , что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации . В VIII в. большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована Халифатом .

Находясь в каноническом единстве с Армянской церковью, Албанская церковь выступила против Халкидонского собора . На Вагаршапатском (491 г.) и Двинском (527 г.) соборах Армянской Апостольской Церкви , осудивших одновременно Халкидонский собор, Нестория и Евтихия и утвердивших армянское исповедание, присутствовали также агваны. Халкидониты объявили армян и их союзников, в том числе агван, монофизитами, те же расценили Халкидонский собор как возврат к несторианству.

В период арабского владычества, албанский католикос Нерсес I Бакур (688-704 гг.) попытался перейти в халкидонизм, признав таким образом духовное начальство Константинополя, но был низложен великим князем Албании Шеро и другими феодалами, оставшимися преданными Албанской церкви, и проклят на поместном национально-церковном соборе 705 года.

И когда обрушились на нас эти испытания, Бог послал нам свою помощь через тебя, преемника святого Григора, католикоса армянского. Мы были и будем учениками твоего православия - владыки, сумевшего отомстить врагу справедливости.

Активное содействие сохранению единства Албанской церкви оказала Армянская церковь, заручившаяся поддержкой арабской администрации, которая опасалась усиления в регионе византийского влияния. На соборе было объявлено о восстановлении канонического единства между двумя церквями, и Албанский католикосат, вновь стал автономным престолом, признающим первенство армянского католикоса:

Относительно рукоположения католикосов Алуанка мы также приняли следующий канон: так как с недавнего времени наши католикосы в сан свой возводились [рукополагались] нашими епископами и, поскольку ныне они проявили неопытность и неблагоразумие, вследствие чего наша страна впала в ересь, то по причине этой мы [ныне] обязуемся перед Богом и перед тобой, hайрапетом , что рукоположение в католикосы Алуанка должно совершаться через престол святого Григора , с нашего согласия, как оно и было со времен святого Григора , ибо оттуда мы получили просвещение своё. И знаем мы твердо, что тот, кого вы изберете, будет угодным и Богу, и нам. И никто да не посмеет нарушить это условие и предпринять что-либо иное. А если все-таки [кто-то сделает иначе], будет это недействительным и тщетным, а рукоположение - неприемлемым. Итак, все, кто из страха Божьего будет придерживаться этих канонов, да будут они благословенны Святой Троицей и всеми православными рабами Божьими. А если кто воспротивится и отступит от этой истины, то пусть сам держит ответ перед Богом, кто бы он ни был.

Невзирая на практически полную ассимиляцию албанцев-христиан среди армян, Автономный Албанский (Агванский) католикосат в составе ААЦ (резиденция в Гандзасаре, исторически армянонаселенный Арцах (Нагорный Карабах)) просуществовал до 1836 г., затем был преобразован в митрополию, непосредственно подчинявшуюся католикосу ААЦ. Армянский язык оставался богослужебным языком и для удин (потомков албан) до конца XX века.

Историю правовой системы Албании можно проследить по раннесредневековым письменным источникам. В период IV-VIII вв. основными источниками права являлись нормативные документы сасанидских и албанских правителей, обычное и церковное право, а также нормы, перенимавшиеся из правовых систем других государств. Нормы албанского права удаётся воссоздать по материалам как церковного, так и государственного права, а также некоторым косвенным сведениям хроник и географическим материалам .

Сфера применения обычного права распространялась на гражданские и уголовные дела. Некоторые из его норм нашли отражение в постановлениях церковно-светских соборов этого государства.

Это право устанавливало внутриродовые права и привилегии, порядок наследования и распоряжения семейным имуществом. Так, в Агуэнских канонах 488 года законодателями большое внимание было уделено семейно-брачным отношениям . Каноны имели целью урегулировать разногласия между представителями духовенства и мирянами. В них закреплялось, например, распределение десятины, которая взималась в пользу церкви, возложение на епископа судопроизводства по гражданским и уголовным делам и т. д. На это право опирался институт вассалитета и местничества. Иными источниками развития обычного права в Албании, помимо решения судов и сходов, могли являться распоряжения и указы сасанидских правителей и албанских царей .

В Албании для урегулирования споров и разногласия была создана разветвлённая судебная система. На основе имеющихся письменных источников, в первую очередь Агуэнских канонах царя Албании Вачагана III , устанавливается наличие в Албании трёх иерархических судебных инстанций - верховный царский, епископский и иерейский (общинный) суд. В компетенцию этих инстанций входило рассмотрение как религиозных, так и гражданских дел, которые регулировались как на основе церковного права, так и государственного законодательства .

Всеалбанский суд во главе с царем, с участием церковной и светской знати являлся высшим законодательным и арбитражным органом. Вынесение решения о смертной казни принадлежало царю, как верховному судье. На местах приговоры приводились в исполнение сельскими старшинами и прихожанами. В периоды междуцарствия высшая законодательная и судебная власть переходила к персидским марзбанам и албанским католикосам. В этот период в стране не существовало полного разделения функций светской и духовной власти, что было свойственно всем древним обществам .

Совершившим проступки представителям духовной иерархии наказание определялось в соответствии с канонами. Наказанием могло стать лишение сана или имущества, а также изгнание. Однако один из канонов предусматривал возможность обжалования решения низшей инстанции (иерея, дьякона) перед епископом .

Восстановлению картины развития искусства Кавказской Албании способствует изучение археологического материала. Периодом расцвета культуры Албании рассматривается время со II-I вв. до н. э. и до III в. н. э, период сложения албанского государства . Если художественную сущность и характер искусства Кавказской Албании более раннего периода (IV в. до н. э. - I в. н. э.) определяли древнейшие религиозные воззрения, то начиная с первых веков новой эры, они, постепенно ослабевая, уступили место прогрессивным идеям, связанным с зарождением и развитием феодализма . Экономическое развитие и географическое положение же Албании обусловливали специфический характер развития её культуры .

Для первого периода характерно производство таких видов ювелирного искусства, как подвески, бляшки, пуговицы, серьги, диадемы, ожерелье, браслеты и др. Второй период как по богатству художественно-пластических форм, так и по применению разнообразных технологических приёмов является более развитым. К примеру, на левом берегу Куры, в Судагылане (близ Мингечаура), в 1949-1950 гг. было открыто 22 погребения в срубах . В отчете также перечисляются ювелирные вещи из золота и серебра, золотые бусы, перстни с вставками-печатями .

Уникальным памятником искусства считается античное серебряное блюдо II в. н. э., найденное в конце 1893 года недалеко от села Еникенд Лагичского участка Геокчайского уезда Бакинской губернии (в н. в. в Геокчайском районе), с рельефным изображением Нереиды , плывущей по морю на гиппокампе в окружении тритонов и эротов (Эрмитаж). Находка была сделана случайно во время копки земли в гористой местности .

Состояние археологических работ на территории Албании в настоящее время не дает ещё возможности говорить об архитектурных памятниках дохристианского языческого периода её культурной истории. Объясняется это не только недостаточностью производимых раскопочных работ, но и тем обстоятельством, что при насаждении христианства новые храмы воздвигались обычно на фундаментах старых святилищ, поэтому распознать, где кончается древний храм и где начинается христианское сооружение, порою бывает очень сложным и трудным делом, как например на территории Судагылана у Мингечаура.

Во всяком случае в научной археологической литературе речь идет в настоящее время только о трех христианских храмах VI-VII вв. на территории Албании: о церкви в Судагылане у Мингечаура и о двух храмах в Кахском районе западного Азербайджана - о базилике в горном селении Кум и круглом храме около сел. Лякит. После того как о двух последних в конце XIX в. было упомянуто С. А. Хахановым), они вновь для науки были выявлены в 1937-1938 гг. Д. М. Шарифовым.

Муртазали Гаджиев отмечает, что в Албании до V века использовались арамейское письмо и язык, а позже и язык пехлеви для административных и дипломатических документов .

Единственным известным языком Албании является агванский , иначе «гаргарейский », письмо для которого было, согласно Мовсесу Каганкатваци , создано Маштоцем при помощи албанского епископа Анания и переводчика Вениамина койнэ на Синае был обнаружен палимпсест , содержащий около 120 страниц, с албанским текстом, поверх которого был написан грузинский текст. Палимпсест был составлен на основе 59-буквенного алфавита, частично смоделированного на армянских, грузинских алфавитах и слоговой азбуке древнеэфиопского языка . Расшифровка палимпсеста издана в 2009 году отдельной книгой в двух томах, с историческим очерком, кратким описанием грамматики и словарными материалами . Окончательное мнение по поводу датировки и происхождения текста в этом издании более сдержанное: так, рассматривая аргументы в пользу той или иной датировки, авторы утверждают, что оба обнаруженные кавказско-албанские тексты «». Что же касается источника для перевода, то в текстах отмечаются совпадения как с армянской и грузинской, так и с греческой и сирийской версиями библейских переводов .

по-видимому, были написаны в промежутке между концом VII в. и X в., причём более вероятна более поздняя датировка

О существовавшей некогда и полностью утраченной литературе Албании известно немногое . В сравнении с Арменией и Грузией, где почти сразу создаётся местная оригинальная и переводная разножанровая литература, в Албании этого не происходит. На албанский язык были сделаны переводы религиозных и некоторых других книг, но существовала албанская литература недолго . Известно, что возникновение албанской письменности связано с нуждами христианства. Как полагает лингвист и кавказовед Георгий Климов , сохранились сведения о существовании в прошлом и других литературных памятников на албанском языке, в настоящее время обнаружены эпиграфические надписи на агванском Корюна (VII в.), составленная на арамейском или сирийском языках редакция Евангелия, что делает его одной из «жемчужин мировой библеистики» . Французский филолог и кавказовед считает, что Библия была переведена на албанский в начале V века , по мнению немецкого лингвиста и кавказоведа Йоста Гипперта существование полного перевода Библии на албанский язык не доказано . По мнению специалиста по археологии и культуре Кавказской Албании Муртазали Гаджиева , согласно письменным источникам, на албанском языке и албанской письменностью создавалась религиозная, а также учебная литература. Далее возникали новые письменные памятники на албанском языке, переводившиеся и на другие языки. Так, в Матенадаране хранится несколько армянских рукописей под названием «Об истории святого и божественного масла, которую написали отцы Востока албанским письмом и перевели на армянский язык» .

Достоверно известно, на основании сообщения армянского историка VIII века Левонда , что на албанский язык был сделан перевод «Нового Завета» , однако он был утрачен в раннем средневековье . Среди перечисленных им языков, на которых существует Евангелие , албанский назван двенадцатым .

Ряд исследователей не исключает, что первоначально на албанском языке были написаны и, сохранившиеся ныне на армянском, Каноны Вачагана Благочестивого , которые позже вошли в сборник армянских канонов, составленный в VIII веке. Они отличаются полусветским характером, что обусловлено их созданием не только церковными кругами Албании, но и албанской царской властью. Албанские каноны, эти и более поздние, Партавского Собора, были введены в «Канонагирк хайоц» .

После того как в начале VIII века Церковь Кавказской Албании потеряла независимость, богослужение перешло на армянский, а использование религиозных книг на ином языке стало пресекаться. Переписывание книг на албанском языке прекратилось, а письменность перестала использоваться. Рукописи V-VII веков расшивались или уничтожались, текст с их страниц смывался для повторного использования на других языках .

Исходя из древнегреческого текста астронома Александрийской школы Андреаса Византийского, Ашот Абрамян отмечает, что с 352 года кавказские албаны пользовались неподвижным календарём александрийской школы. Судя же по сведениям из сохранившихся календарных трудов армянских авторов Анании Ширакаци (VII век), Ованеса Имастасера (XII век) и других, албанский календарь являлся календарём египетской системы .

Названия двенадцати албанских месяцев впервые были опубликованы в 1832 году академиком Марием Броссе на основе обнаруженного в архивах Королевской библиотеки в Париже армянского манускрипта. Этот текст был опубликован в 1859 году французским учёным Эдуардом Дюлюрье, а впоследствии переиздан в 1871 году профессором Керопэ Паткановым , исправившим некоторые ошибки предыдущих авторов .

В 1946 году Эдуард Агаян, проанализировав своеобразные названия в двух рукописях Анании Ширакаци попытался выяснить наименования албанских месяцев. Сопоставляя их с лексикой удинского языка, шесть из них Агаян посчитал албанскими . И хотя в книге «Дешифровка надписей кавказских агван» Ашота Абрамяна, опубликованной в 1964 году, был затронут вопрос об албанском календаре и отмечено, что в некоторых рукописях Матенадарана сохранились сведения о нём . Абрамян в 1967 году констатировал, что албанский календарь до него не подвергался специальному и серьезному исследованию .

Немецкий лингвист и кавказовед Йост Гипперт сравнил и проанализировал название каждого албанского месяца из двенадцати различных манускриптов. Согласно исследователю названия могут иметь следующую трактовку:

Наличие сходных черт во всех трёх кавказских алфавитах позволило бы предположить, что они отражают одну и ту же систему отсчета, однако, нет никаких подтверждений, что в период создания письменности их календари были синхронными. В частности, не доказательств, что применяемый армянами «рассеянный год» применялся их соседями. В VI-VII веках начало армянского года переместилось с середины июля на первые дни июня, у грузинского года начало приходилось на август, для албанского года такой информации в источниках нет. Однако существует сравнительная таблица, разработанная Ованесом Имастасера в соответствии с юлианскими месяцами и содержащая датировки основных христианских празднеств. Из этой таблицы становится ясно, что грузинский и албанский календарный год был параллелен египетскому с его первым месяцем, начинающимся 29 августа. Определённые совпадения в этой таблице свидетельствуют о том, что эта информация заслуживает доверия. Таким образом, албанский и грузинский календари не были синхронны армянскому в исторический период, однако, это не означает, что они не могли использовать общую систему измерения времени ранее. Если предположить, что начало «Великой армянской эры» приходится на 552 год, то мы получаем 350 год, когда первый «Навасардон» попадает на 29 августа. В этот период грузины и албанцы сменили «блуждающий» календарь на египетский . В составе данного клада было также три подражания тетрадрахмам Селевкидов с попыткой передать греческую надпись (на одной изображён Аполлон) . Исследовав лицевые и оборотные стороны этих монет, С. Дадашева пришла к выводу, что моделью для них служили тетрадрахмы Антиоха IV .

Появление на территории Албании парфянских монет, привело к вытеснению местных подражаний парфянской драхмой. Это явление было связано также с тем, что парфянские монеты, начиная с 140 года до н. э., содержали всё меньше серебра .

По мнению ряда специалистов, современная азербайджанская историография, выполняющая прямой заказ правительства Азербайджана, занимается (примерно с середины 1950-х гг.) фальсификацией истории албан, мотивированной националистическими соображениями. В частности, неправомерно удревняется история Албанского государства, преувеличивается его сила и значение; «албанами» безосновательно объявляют целый ряд армянских писателей; им же приписывают все армянские памятники на территории Азербайджана; Албании, вопреки ясному свидетельству исторических источников, «передаются» принадлежавшие Армении территории между Курой и Араксом, включая Нагорный Карабах; албанам приписывается частично, а иногда даже полностью тюркское происхождение. Для обоснования этих идей используется прямая подтасовка и фальсификация источников .

Попытки фальсификации предпринимаются и со стороны лезгинских деятелей. Профессор физики и математики А. Абдуррагимов издал две книги - «Кавказская Албания - Лезгистан: История и современность» и «Лезгины и древние цивилизации Ближнего Востока: История, мифы и рассказы», в которых автор проводит идею «прямой генетической связи» лезгин с такими древними народами, как шумеры , хурриты , урарты и албаны. Работы Абдуррагимова подготовили почву для появления поддельной «албанской книги» . Ещё в начале 1990-х гг. появилось сообщение об «обнаружении» «страницы из неизвестной албанской книги», дешифровка которой, как сообщалось, была осуществлена профессором Я. А. Яралиевым. Однако вскоре выяснилось, что текст составлен на современном лезгинском языке и в нём сильно искажаются исторические события. Подделка дала возможность различным лезгинским общественным и политическим деятелям утверждать, что лезгины - прямые потомки албан, что «в основе албанской письменности и государственного языка лежит лезгинский язык», в котором и сохранился албанский язык. Отмечается, что «Албанская книга» стала своего рода катализатором и основой в сложении современной лезгинской этноцентристской мифологии .

Согласно В. А. Шнирельману, для обоснования в территориальных спорах с Азербайджаном армянские ученые создали свой миф о Кавказской Албании. Ряд армянских исследователей отрицает наличие каких бы то ни было албанских групп в правобережье в раннем средневековье и доказывали, что эта территория входила в состав Армянского царства ещё с VI в. до н. э. Следовательно, армяне проживали там с древнейших эпох, и этническая граница, проходившая по р. Куре, сложилась задолго до возникновения Албанского царства. Некоторых армянские историки (в частности Баграт Улубабян) объявляют армянами утиев, полагая, что они едва ли не изначально являлись армянами. Шнирельман отмечает, что ревизионистские концепции в Армении носили популистский характер, в первую очередь были направлены против ведущих армянских историков и публиковались в литературных и научно-популярных журналах. Работы ведущих армянских историков в академических журналах регулярно критиковали ревизионистские теории

Приблизительно в V веке до н.э. на территории Азербайджана и Южного Дагестана образовалось государство под названием Кавказская Албания. Эту страну населяли предки нынешних дагестанских лезгиноязычных народностей. Следует отметить, что окончательное формирование географических произошло только в 60-х годах ХХ века, в советский период. Тогда были присоединены северные районы Дагестана, следовательно, к чистокровным потомкам жителей Кавказской Албании относятся не все народы, населяющие в настоящее время Дагестан.

Огромное количество разнообразных политических событий произошло в древнем государстве Албания - история его и по сей день неоднозначно трактуется учеными.

Изначально страна была образована как конфедерация двадцати шести царств, но в XII веке она распалась на мелкие княжества и просуществовала в таком виде до XVII века н.э., пока не вошла в Российскую Империю. Арабские исторические источники утверждают, что последним политическим образованием, продолжавшим традиции древней Кавказской Албании, был нынешний Азербайджан (в древности - историческая область Арран).

На территории Дагестана в IV веке властвовали одиннадцать предводителей горцев или царей, а также царь леков. В самом начале VI века Кавказская Албания разделилась на несколько политических обществ, обитавших в разных частях дагестанской территории. В южной части Дагестана, в горах, южнее речки Самур, жили Лайран. Плоскогорье, расположенное южнее Дербента, населяли Маскут. Территорию, расположенную севернее реки Самур, а также бассейн реки Гюльгерычай, облюбовали Лакз (современные лезгины, рутулы, агулы и др.). А северо-западнее Дербента, возле реки Рубас, обитало объединение Табасаран.

Дербентский эмират входил в государство Кавказская Албания. Он образовался на прикаспийском торговом пути, а его центром являлся город Дербент. Это был главный центр торговли в Прикаспии и непродолжительное время - столица (Албания позже обзавелась другим стольным градом из-за постоянных набегов на Дербент с «севера»).

После Дербента, Албании стал город Кабала (Кабалаки), руины которого сохранились до наших дней на территории Азербайджана. После того как перешла на русская буква «К» была заменена латинской «Q», поэтому, древняя столица лезгин стала называться не Кабала, а Габала (Габалинскую РЛС арендовала РФ).

Находясь на стыке цивилизаций, миграционных и караванных путей, Кавказская Албания,фактически, постоянно вынуждена была отстаивать свою независимость. Албания воевала с римлянами (легендарные походы Помпея и Красса на Кавказ), с Сасанидским Ираном, гуннами, арабами, хазарами и тюркскими племенами, которым, все же, удалось окончательно разрушить Кавказскую Албанию как государство.

Тяжелые времена пережили лезгинские народы и в 50-60-х годах ХХ века. Правящая «элита» Дагестана, накануне всесоюзной переписи населения, их разделила, пообещав каждой народности статус «суверенности». Но от этой «суверенности» лезгинские народы остались только в проигрыше, т.к. обещанные алфавиты им удалось получить спустя только сорок лет, уже после Все эти годы они оставались бесписьменными, т.к. вместо родного лезгинского, вынуждены были пользоваться новым «родным» языком - русским.

В Восточном Закавказье. Занимала земли в нижнем течении рек Аракс и Кура, охватывала северные области современного Азербайджана и значительную часть Дагестана, достигала побережья Каспийского моря. Население Кавказской Албании (албанцы, удины, гаргары, гилы, леги и др.) говорило на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Государство сформировалось ко 2 веку до нашей эры на основе объединения 26 племён. До 6 века нашей эры столица Кавказской Албании - Кабала, затем - Барда (Партав).

Первое упоминание в источниках о кавказских албанцах связано с их участием в составе персидских войск в битве при Гавгамелах против армии Александра Македонского. По сведениям античных (Страбон и др.), а также армянских авторов (Егише, Мовсес Хоренаци, Корюн и др.), во главе государства стояли цари. Со 2-й половины 1 века нашей эры в Кавказской Албании правила династия албанских Аршакидов. Заметную роль играли знать и храмовое жречество. Население Кавказской Албании (в основной массе - свободные общинники) занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством, садоводством. В столице и других городах (Телеба, Гелда, Гетара, Тагода и др.) развивались ремесло и торговля. Жители Кавказской Албании поклонялись Луне (главное божество) и Солнцу. Религиозные обряды сопровождались жертвоприношениями. В 1 веке до нашей эры - 1 веке нашей эры Кавказская Албания совместно с Великой Арменией и Иберией вела борьбу с римской экспансией в Закавказье. В 4 веке, в период правления царя Урнайра, значительно расширились границы государства (от Главного Кавказского хребта до реки Араке). После принятия Урнайром христианства оно стало государственной религией. По преданию, распространение христианства связано с проповеднической деятельностью апостола Елисея, ученика апостола Фаддея. Албанскую церковь возглавлял автокефальный католикос. В конце 4 века, по договору между сасанидским Ираном и Римской империей, Кавказской Албанией, восточные области Армении и Грузии перешли под власть Сасанидов. В районе современного Дербента был размещён сасанидский гарнизон. Политическое, экономическое и религиозное давление со стороны Сасанидов стало причиной Вардана Мамиконяна восстания, охватившего Армению, Иберию и Кавказскую Албанию. В 457 году вспыхнуло восстание под предводительством албанского царя Ваче. Это привело к упразднению в 461 году царской власти и превращению Кавказской Албании в марзпанство (наместничество) Сасанидской державы. В результате нового антииранского восстания 482-484 власть албанских царей была восстановлена. В 630-705 во главе государства стояли цари из династии Михранидов. В годы правления наиболее известного представителя этой династии Джеваншира получила распространение албанская письменность (по преданию, создана Месропом Маштоцем), развивалась культура, историография (летописец Мовсес Каланкатуаци). С 8 - до конца 9 века Кавказская Албания входила в состав Арабского халифата как часть наместничества Арминия (с центром в Двине). К концу 10 века Кавказская Албания как самостоятельное государство прекратила своё существование, её территория была поделена между княжествами и ханствами Восточного Закавказья. Большинство жителей бывшей Кавказской Албании подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с 11 века тюркскими правителями.

Лит.: Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV век до нашей эры - VII век нашей эры М.; Л., 1959; Мовсес Каганкатваци. История страны Алуанк: В 3 кн. Ер., 1984.

АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ – древнее рабовладельческое (впоследствии феодальное) государство в Восточном Закавказье, включавшее в себя территории нижнего течения Куры в западном Азербайджане, южные районы Дагестана на севере, долину Аракса на юге и доходившее до Каспийского моря на востоке. Столицей Кавказской Албании был город Кабалака (Куткашенский район современного Азербайджана).

Албанский царь Орис совместно с иберийским царем Артоком и армянским Тиграном Великим принимал участие в борьбе против римских интервентов (походы Лукулла и Помпея в Закавказье) в I в. до н.э.

Римский историк Страбон (а позднее Плутарх) в начале 1 в. н.э. описали местоположение Кавказской Албании в Восточном Закавказье, указывая, что албанцы жили между иберами (восточная Грузия) и Каспием и разделялись на 26 племен. К ним относились «албанцы», «гелы» (леги), «утии» (удины), «каспии» и др. Население занималось землепашеством, виноделием, скотоводством. Археологические раскопки на территории древней Кавказской Албании подтверждают высокий уровень развития ремесел, в частности гончарного и ювелирного дела.

В 4 в. албанский правитель Урнайр вслед за Арменией и Иберией принял христианство в качестве государственной религии. До 8 в. н.э. албанская христианская церковь оставалась автокефалией.

В 3–5 вв. албанцы противостояли экспансии иранских Сасанидов. Персы пытались закрепиться в Чола (близ Дербента) – важном торговом пути в Закавказье. В 450–451 они выступали вместе с армянами и иберами против персов под общим предводительством армянского князя Вардана Мамиконяна.

В 461 Сасаниды упразднили албанскую государственность царя Ваче II. В 487–510 Вачагану II удалось восстановить царскую власть в Албании, однако в 6 в. государственность вновь была ликвидирована.

В 7 в. албанские князья Мехраниды, воспользовавшись борьбой Сасанидов против арабского халифата, восстановили албанскую государственность. Князь Джеваншир из династии Мехранидов был вынужден вести борьбу за независимость сразу по двум направлениям – на юге против арабской экспансии, а на севере – против усилившегося Хазарского каганата (см . ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ).

В 5 в. в Албании появился алфавит из 52 букв, схожий с армянским и древнегрузинским. При поддержке местного духовенства открывались школы. На албанский язык переводились церковные писания. Развивалась литература и наука. До наших дней дошла История страны Агванов , написанная армянским историком и писателем Мовсесом Каганкатваци в 7 в., – ценнейший источник по истории Албании и всего региона.

Феодальная Албания была централизованным государством. Цари проповедовали христианство как идеологическую основу албанского царства. Албания располагала крупной по тем временам армией – ок. 60 тыс. пехоты и 20 тыс. кавалерии.

В непростых исторических условиях Кавказская Албания постепенно становилась ареной ожесточенного противостояния персов и византийцев, арабов и персов, арабов и византийцев, а так же нашествия хазар с севера. Албанским правителям с трудом удавалось лавировать между этими могущественными силами того времени.

В начале 8 в. Кавказскую Албанию завоевывает арабский Халифат. Однако в 9 в. позиции арабов в Закавказье заметно ослабли, и в Албании начинается национально-освободительное движение хуррамитов против владычества Халифата. К концу 9 в. на территории Кавказской Албании возникает ряд мусульманских княжеств Шаддадидов и Мазьядидов. На фоне этих событий происходила ассимиляция тюркоязычных племен в Восточном Закавказье.

Часть албанцев создало с 9 в. в Нагорном Карабахе (Арцахе) политические образования – меликства (княжества). Преемниками этих княжеств вплоть до 19 в. были армянские феодальные меликства. На территории Нагорного Карабаха в 10 в. князь Григорий Хамам временно восстановил царский титул Кавказской Албании.

В конце 18 в. русская политика в Закавказье, проводником которой считается князь Потемкин, предполагала создание христианской Албании под протекторатом Российской империи, основываясь на карабахских меликствах в противовес иранской политики на Кавказе. Однако, после русско-персидской войны и заключения Туркменчайского мирного договора 1828, русское правительство решило отказаться от этой идеи.

Ряд современных историков считает кавказских албанцев предками азербайджанцев, дагестанских народов (лаков, лезгин, цахур и др.), а так же части грузин Кахетии.

Занимая южную часть Дагестана и большую часть современного Азербайджана . Особое место Кавказской Албании в истории определялось тем, что на ее территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе Дербента). Государство объединяло ряд иберо-кавказских племен, в том числе албанов, утиев, каспиев. Название «Албания» римское, в армянских источниках она известна как Агвания (Aghbania; Aghvania).

Столицей и главным городом к началу нашей эры была Кабалака (также Шабала, Табала, Кабала, современное село Чухур-Кабалы в Азербайджане, в 20 км к северу от г. Геокчай), с 5 в. - Партав (современный г. Барда). Археологические раскопки на территории Азербайджана (в Мингечауре, Чухур-кабалы, Софулу, Топрахкале, Хыныслах), сведения античных авторов (Арриан , Плиний , Страбон , Аппиан , Плутарх) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн) свидетельствуют, что в конце первого тысячелетия до н.э. население Албании занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и ремеслами. Создание единого царства в пределах Албании относится к 4-2 вв. до н.э. Впервые албанцы упоминаются в письменных источниках как участники битвы при Гавгамелах со стороны Мидийской сатрапии. Согласно Страбону, в 1 в. до н. э. население Албании составляли множество различных племен («говорили на 26 языках»), управляемых одним царем.
В 1 в. до н. э. Армения завоевала албанские земли на правом берегу Куры, которая, как утверждают Страбон и Птолемей, и являлась в то время границей Албании и Великой Армении . В 66 г. до н. э., после поражения Тиграна II в войне с римлянами, албанцам вновь удалось вернуть себе потерянные земли. В 65 г. до н. э. Помпей выступил с походом против Албании, однако албанцам во главе с царем Орезом (лат. Oroezes) удалось остановить римских завоевателей. В 83-93 гг. н. э., в правление императора Домициана , для поддержки союзных Иберии и Албании в войне против Парфии на территории последней был размещен римский легион. Об этом свидетельствуют найденные в Гобустане (в 69 км к югу от Баку) римские стеллы с соответствующей записью. В правление императора Адриана (117-138 н.э.) Албания претерпела нашествие аланов .
В 252-253 гг. н. э. закавказские государства, в том числе Албания, вошли в состав государства Сасанидов ; при этом Албанское царство было сохранено на правах «вассалитета». Впрочем, реальная власть принадлежала не самому царю, а находившемуся при нем сасанидскому чиновнику. В середине 4 в. албанский царь Урнайр был обращен в христианство равноапостольным Григорием, просветителем Армении. Вскоре христианскую церковь возглавлял автокефальный албанский католикос. В 387 году, после раздела Армении Византией и Сасанидами, в Албанское царство были включены значительные территории на правом берегу Куры вплоть до Аракса.
Сасанидский царь Йездегерд II выпустил постановление, согласно которому все христиане должны были обратиться в манихейство (он считал христиан потенциальными союзниками Византии); как следствие, албанцы, иберы и армяне под руководством армянского князя Вардана Мамиконяна подняли антисасанидское восстание, однако в 451 году были разбиты; албанским царем стал родственник Йездегерда II. Тогда же столица Албанского государства была перенесена в Партав (ныне Барда). В конце 6 в. - начале 7 в. Албания попадает под влияние Хазарского каганата , на ее территории ведутся сражения между хазарами, Византией и Сасанидами. В середине 7 в., в период падения державы Сасанидов, Албании на некоторое время удалось обрести полную независимость. Виднейшим правителем ее в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский (638-670). При нем получила широкое развитие албанская письменность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории Албании. Тем не менее, выбирая между Каганатом и Халифатом , Джеваншир вынужден был признать себя «вассалом» халифа.
В 8 в. большая часть населения Албании была мусульманизирована. В течение 9-10 вв. албанским князьям (арраншахи) удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в Албании. После вторжения турков-сельджуков в 11 в., дотюркское население было ассимилировано, большая часть земель Кавказской Албании вошла в состав азербайджанских феодальных государств (Ширванское ханства). Население Кавказской Албании оказало влияние на этногенез азербайджанцев.
В 1937 году И.В. Абуладзе открыл оригинальный албанский (агванский) алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские) в армянской рукописи 15 в., хранящейся в Матенадаране. В 1948-1952 годах во время раскопок в Мингечауре было сделано несколько эпиграфических находок. В 1956 году А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита, переписанный в 16 веке. Традиционно считается, что в 5 веке н.э. письменность для албанского языка была создана Месропом Маштоцем, который создал и армянский алфавит. Родственным албанскому (или даже его прямым потомком) принято считать удинский язык . Реже с агванским сближают языки лезгинской группы.

Просмотров