Эссе на тему период правления петра 1. Эссе: Петровские реформы

Петр 1 сочинение по истории ЕГЭ

1682 – 1725 гг – период правления в России царя и императора Петра I Великого.

Петр Первый был объявлен царем в 1682 году и являлся соправителем своего сводного брата Ивана V, однако в результате стрелецкого бунта фактически вместо братьев в стране правила царевна Софья. Реальную власть Петр получил в 1689 году после свержения Софьи и ее заключения в монастырь.

Внутренняя политика

Приоритетом внутренней политики Петра было превращение России в европейскую державу с развитой экономикой, мануфактурами и современным аппаратом управления. Одним из главных соратников Петра был его друг Александр Меншиков, который, несмотря на многочисленные обвинения в злоупотреблениях и коррупции, сыграл значительную роль в проведении реформ и военных успехах Петра.

К началу правления Петра в России было всего несколько мануфактур, а к концу его царствования существовало уже 233 предприятия, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. Петр также развивал науку и культуру, пытаясь привить дворянам европейскую культуру, развивая каменное строительство и открывая школы и академии для подготовки офицеров, инженеров и других специалистов для государственных нужд.

Внешняя политика

Петр на протяжении всего правления вел агрессивную внешнюю политику, направленную на получение выхода к Черному или Балтийскому морю. Выход России к морю и создание современного морского флота были необходимы для развития торговли со странами запада. Для реализации этих целей Россия при Петре начинала войны с Османской империей и Швецией.

Не добившись успеха на юге, Петр Первый заключил союз с Польшей, Саксонией и Данией и объявил войну Шведскому королю Карлу XII. Эта война, названная Северной (1700-1721) закончилась победой союзников, и по ее итогу Россия получила территории Прибалтики и Ингерманландии, где Петром в 1703 году была основана новая столица России – Санкт-Петербург.

Петр I во время Северной войны

Итоги правления Петра I

Личность Петра 1 считается, пожалуй, одной из самых противоречивых в российской истории. В исторической литературе можно встретить полярные оценки его деятельности современниками и историками, одни называли его “антихристом” и разрушителем русских традиций, в то время как другие считали его творцом современной России, вошедшей в круг великих держав и получившей шанс догнать в развитии передовые европейские державы.

Урок истории по теме «Роль Петра Первого в истории России» проводится в соответствии с рабочей учебной программой по ОУД 04 «История» в группах 1 курса.

Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах.

В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки.

При написании эссе нужно учитывать следующие:

  1. Раскрыть тему.
  2. Четко поставить вопросы.
  3. Выразить свою точку зрения на личность Петра 1
  4. Сохранить смысловое единство и логическую связь текста.
  5. Обратить внимание на аргументы и факты, удачное сочетание которых позволяет достичь целостности работы.
  6. Заканчивая работу, есть смысл сослаться на мнение учёного.

Раздел: История России в конце ХVII – в начале ХVIII века.

Цели :

  • Научить написать эссе как самостоятельное изложение в письменном виде свою точку зрения на историческое событие.
  • Формировать потребность выражать собственное мнение.
  • Способствовать воспитанию чувств любви к Родине и её истории.

Задачи:

  • Дать оценку деятельности Петра Первого как исторической личности.
  • Выявить, что он сделал для развития России во внешней политике, в военном строительстве, в экономике, какие результаты были достигнуты.

Метод обучения: Самостоятельная работа с элементами исследовательского и сравнительного характера.

Оборудование урока:

  • Учебник по Истории России для 10 класса А. Н. Сахаров М. 2010 г.
  • Н. И. Павленко «Петр Великий.» серия Ж.З.Л.
  • В.О. Ключевский «История Государства Российского.»
  • С.М. Соловьёв «История Государства Российского.»
  • Е.В. Тарле «Петр Первый.»
  • DVD фильм «История Государства Российского.»

Эпиграф к уроку

«При стуке топора и громе пушек наша страна вошла в число мировых держав»

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих студентов.

Вступительное слово преподавателя: «Мы сегодня с вами пишем письменную работу. Эссе по теме «РОЛЬ ПЕТРА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИИ»

Кто знает что такое ЭССЕ?

Ответ нам даёт энциклопедический словарь.

Эссе (от французского-опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением.

Основатель жанра Мишель Леонтель-французский писатель ХVI века, автор книги «Опыты.» Этот жанр дошёл до нашего времени примером
может быть роман-эссе В.С. Гросмана «Жизнь и судьба.» (о Сталинградской битве).

2. Мысль должна быть подкреплена фактами или аргументами.

4. Эссе призвана удивить читателя (интересным вопросом или высказыванием) проблемным вопросом.

План написания эссе:

1. Вступление или введение – это актуальность темы почему вы решили раскрыть данные вопросы по теме.

2. Основная часть – это изложение тезисов и фактов.

3. Заключение или вывод по теме.

Критерии оценки эссе:

1. За актуальность или введение

2. Раскрытие вопросов и темы с доказательствами

3. За творчество

5. Заключение

Проблемный вопрос урока-эссе:

Для чего пишется эссе? Как вы считаете?

Ответ : Может пригодится в профессиональной подготовке, при работе над дипломным проектом, при поступлении на работу, чтобы составить анкету или резюме, чтобы работодатель разглядел образ конкретного работника.

Работа студентов на уроке:

  • Открыть учебник А.Н. Сахарова «История России» параграф № 41-45
  • Используя текст учебника составить вопросы перед собой по теме которые бы могли раскрыть тему и ответить на них в эссе, тема на доске.

Примеры вопросов:

1. Какие события повлияли на характер Петра I в детстве?

2. Какими методами проводил преобразования в стране ПетрI?

3. К каким результатам привели реформы Петра I Россию?

4. Докажи с помощью фактов, какие задачи решала Россия в Северной войне?

5. Какие личные качества проявил Петр I в Полтавской битве?

6. Стала ли Россия при Петре I Великой державой?

7. Какие изменения внес Петр I в развитие экономики, политики, культуры?

8. Как реформы Петра I повлияли на развитие образования и просвещения в России?

9. Можно ли говорить о Петре I как о талантливом дипломате?

10. Был ли Петр I организатором побед Русской армии?

11. Сопровождались ли реформы Петра I с напряжением сил народных?

12. Как преобразование в стране повлияли на будущее России?

Пример написания Эссе

Введение

Я выбрал эти вопросы к теме, потому, что, на мой взгляд, она затрагивает проблему личности в истории, которая мне интересна. Петр Первый - одна из важнейших фигур Русской истории, во многом определившая своей деятельностью ее дальнейшее развитие. Правление первого русского императора не оставляет равнодушными историков, а проведенные реформы остаются в центре внимания научных дискуссий. Для меня лично Петр Первый является наиболее любимой царской фигурой, из тех фактов о Петре, которые я узнал, из учебников, различных книг и кинофильмах. Все, что я узнал подтолкнуло меня к дальнейшему изучению личности Петра Первого и его места в истории. Про него можно сказать: «Он был правителем, не имевшим себе равных в мировой истории» - как писал Н.И. Павленко в биографии Петра Первого в книге «Жизнь замечательных людей».

Для того чтобы разобраться в личности Петра я поставил перед собой следующие вопросы:

1. Можно ли говорить о Петре Первом как о дипломате?

2. Был ли Петр Первый талантливым полководцем?

3. Как реформы Петра Первого повлияли на положение народа?

4. Как преобразование в целом отразились на развитие России?

Дипломат

Итак, был ли Пётр дипломатом вообще, и, тем более, талантливым и проницательным? Думаю, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вспомнить только, что Великое посольство I697-1698 гг. имело дипломатические цели (так, Пётр хотел выявить интересы европейских держав и возможность создания союза против Турции), и то, что его провал (было очевидно, что Европа не готова воевать с Турцией) был выгодно использован Петром. Царь понял, что у него есть возможность повернуть силы в другом направлении, и создал Северный союз против Швеции, дипломатически подготавливая Северную войну (1700-1721). Можно сказать, что он также расширял связи Европы с Россией (как политические, так и экономические, и культурные), что всегда идёт на благо дипломатическим отношениям.

Полководец

Нельзя не согласиться и с тем, что Пётр был хорошим военным организатором и полководцем. Нужно сказать, организатором Пётр был прекрасным во всех смыслах, потому что его деятельность по реформированию всех сфер жизни государства повысила работоспособность как страны, так и армии. Но и в самой военной сфере Пётр провёл множество реформ (создание регулярной армии, флота, инженерной, Навигацкой школ и т.д.), что в итоге позволило сосредоточить все силы государства для победы в Северной войне. Как пишет И.В. Курукин, «Пётр завершил в России процесс «военной революции» - переход от традиционного рыцарского войска к современной армии, вооружённой современным оружием». Важнейшие битвы, такие как осада Нотебурга 1702 г., взятие Нарвы 1704 г. были тщательно спланированы до самих битв, крепости изучались по имевшимся о них данным. Пётр и его полководцы применяли и военные хитрости, такие как «маскарад» при взятии Нарвы или использование преимуществ изрезанной береговой линии и более лёгких и небольших кораблей в битве при Гангуте (1714) и Грен-гаме (1720). Личная храбрость Петра Первого проявилась в Полтавской битве как свидетельствуют современники: одна пуля прострелила седло, другая пуля попала в шляпу, третья - повредила нательный крест.

Петр Первый лично участвовал в захвате шведских судов на реке Неве, за это был награжден орденом Андрея Первозванного и получил звание капитана-командора.

Напряжение сил народных

Насколько серьёзным испытанием для народа стали преобразования Петра и война? «Для резкого рывка навстречу Европе Пётр был готов пожертвовать всем, даже собой, своими близкими», - пишет С.Ф. Платонов, и так оно и было. Рекрутская повинность, подушная подать и дополнительные повинности, связанные с масштабным строительством, легли тяжёлой ношей на плечи народа. В то же время реформы Петра укрепили это положение, усилив зависимость крестьян от дворянства. Даже производство было организованно по жёстким правилам и, в отсутствие свободной рабочей силы, основано на использовании труда зависимых крестьян. Работных людей набирали из разорившихся горожан, беглых крестьян, бродяг и учили их мастерству. Уходить с заводов было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными. По петровским указам началось массовое строительство заводов (мануфактур). Если в начале правления Петра насчитывалось около 30 крупных предприятий, то к концу правления в России было от 100 до 230 мануфактур.

Будущее страны

Ответим на последний вопрос: а было ли это испытание необходимым? Тарле пишет, что Россия «отстаивает своё будущее», но что он имеет в виду? На мой взгляд, здесь под «будущим» государства подразумевается возведение России в ранг империи. Именно это достижение и стало пиком всей деятельности Петра, главным результатом. К тому же в начале правления Петра Алексеевича, привычные институты управления, вроде тех же приказов, традиционные экономические и социальные отношения начинали устаревать и тормозили развитие государства. Пётр смог вовремя понять нужды России и спасти её от надвигающегося кризиса с помощью реформ.

Заключение

Итак, Петру Первому удалось организовать государство и армию, чтобы проводить необходимую внешнюю политику. Будучи талантливым дипломатом, Пётр сумел создать себе военную поддержку союзников. Его политика позволила России стать империей и в будущем влиять на европейские международные отношения. Но нужно помнить и слова СМ. Соловьёва: «Никогда никакому народу не удавалось совершить такого подвига, как российскому народу во времена Петра Первого». Победы Петра не могли произойти без по-настоящему героического трудового напряжения всех сил страны, и эта черта рассматриваемого периода, на мой взгляд, не должна забываться.

Критерии оценки:

Работы студентов оцениваются в баллах:

1. За введение - 1 балл (за четкую постановку вопросов)

2. За основную часть - 1 балл (тема раскрыта)

5. За заключение - 1 балл (сделан вывод и заключение)

Итого - 5 баллов

Вывод

Умение и навыки полученные при подготовке и написанию эссе, могут на мой взгляд быть полезными в дальнейшей жизни студентов, подготовить аргументированное выступление, написать автобиографию.

Список использованной литературы

  1. Н.И. Павличенко Серия ЖЗЛ «Петр Великий» М-2010г.
  2. П.А. Баранов «История» Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ (схемы, таблицы). М-2017г.
  3. А.А. Талызина «Историческое эссе». М-2016г.
  4. А.Н. Сахаров «История России» Учебник 2 ч. для 10 классов. М-2010г.
  5. С.М. Соловьев «История государства Российского». М-2010г.
  6. DVD-фильм по сочинению Н.М. Карамзина «История государства Российского» 500 серий.
Личность императора Петра Великого всегда ассоциируется у россиян в первую очередь с реформами и преобразованиями. Петр I за годы правления совершил величайший труд во благо страны, дав тем самым толчок к дальнейшему развитию России.

Предпосылками для преобразований послужили, внутренние и внешние факторы. Вызовы времени требовали прихода энергичного государственного деятеля, который бы смог дать толчок к дальнейшему развитию страны – такой личностью стал Петр Великий.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным

В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные, однако, что, несмотря на ущемление прав человека, и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь.

Предпосылки для дальнейшего реформирования страны давно назрели. Слабая экономическое состояние, постоянные военные угрозы, и другие вызовы требовали решительных внутренних действий. Как и любая страна Россия нуждалась в реформах и преобразованиях, нужен был только смелый лидер таким лидером в то время для нашего отечества оказался Пётр Первый вписавший себя в историю как яркий реформатор.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к эпохе «дворцовых переворотов».

В письме послу Франции в России, Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Интересны замечания историка Ключевского относительно дальнейшего развития реформ Петра. Из книги Василия Осиповича Ключевского: «Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе не разрешенная».

Итак, в данной связи нужно отметить, что реформы Петра дали некий толчок к дальнейшему развитию России. Реформаторская деятельность Петра Первого коснулась многих сфер. Историки по-разному оценивают деяния императора, указывая на большие жертвы проведенных реформ. К сожалению и надо это признать реформы протекали совсем не мирно. Но в тоже время, они помогли поставить Россию в дальнейшем в один ряд с великими державами мира и с мнением и волей России приходилось считаться многим. Московия из региональной державы благодаря реформам Петра и его приемников превратилась в крупного мирового политического игрока.

Значение реформ Петра Первого на дальнейшее развитие государства весьма велико. Петровские преобразование коренным образом повлияли на дальнейшую судьбу Российской империи. Петр резко повернул развитие страны на Запад, определив тем самым вектор развития России. Положенные преобразования легли в основу развития государства. Следует признать что были и негативные последствия Петровских времен и некоторые реформы подорвали привычный уклад жизни россиян, столкновения разных культур также не могло произойти незаметно все это вызывало недовольства определенных слоев русского общества, которое негативно сказалась на дальнейшую судьбу нашего Отечества.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Реформы Петра Первого

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре
года. Царем стал его старший брат Фёдор. После смерти Фёдора царями сделались
одновременно братья Иван и Пётр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру
было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья,
умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и
после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село
Преображенское, недалеко от Москвы. Там Пётр прожил семь лет.

В это время в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки
латинского и греческих языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти
не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного
флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости,
построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению
государством энергичных и образованных людей.

Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с
деревенскими мальчишками он создаёт основу будущей русской регулярной армии.
Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании
русского флота. Тогда же Пётр познакомился с иностранцами - "немцами" (в то
время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села
Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной
Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев
Пётр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело;
знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Пётр
ещё юношей получил широкое по тому времени образование.

Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявить
Софью царицей. Пётр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскоре
к нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другие
влиятельные люды. В борьбе с Софьей Пётр оказался победителем. Получив власть,
молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных планов
преобразования России.

Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначала
была сделана попытка добиться выхода к Чёрному морю. Пётр сам руководил двумя
походами против Турции. Он взял крепость Азов и начал укреплять берега
Азовского моря, чтобы через него проникнуть в Чёрное море.

Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Пётр
отправил в Западную Европу "Великое посольство". Сам царь поехал инкогнито,
как простой солдат Пётр Михайлов.

Однажды в голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские
корабли, появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал
гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник
Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание.
После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше
интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой
плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в
заграничное путешевствие. Не из праздного любопытства, поехал молодой царь. "Я
ученик и нуждаюсь в учителях", - вырезал он на своей личной печати. А учиться
на самом деле приходилось многому.

Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вёл
переговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремёсла,
посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петру
не удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планом
государственных реформ.

Не теряя времени, Пётр сразу приступил к проведению своих реформ. Они
фактически охватили все области жизни русского народа. Пётр решил
европеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным он
приказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить на
вечеринки, как в Европе. Одновременно Пётр приступил к созданию регулярной
армии и флота по европейскому образцу.

Его реформы центрального и местного управления имели целью усилить
централизацию власти в стране. Даже православную Церковь он подчинил
государственной власти. Последнее вызвало недовольство не только среди
духовенства, но и в широких кругах населения.

Желая закончить все реформы в течение своей жизни, Пётр требовал
исключительных усилий и жертв от своих помощников. Он учился сам и заставлял
учиться своих подданных. Он сам подавал им пример своей неутомимой
деятельностью, решительными, а порой и жестокими мерами. Пётр, первый в
короткий срок дал новое направление всей русской жизни. Ломая старое, он
иногда уничтожал и хорошее, заменяя русские обычаи и традиции иностранными, не
всегда годными для России. Это создавало сильную оппозицию его реформам. Но в
главном Пётр добился своей цели: за время своего царствования он сделал Россию
великой державой.

Своим гением, работоспособностью, энергией и упорством, а также
требовательностью, доходившей иногда до жестокости, и любовью к России Пётр
сумел решительно изменить ход русской истории. Из Московского государства,
сильно отставшего от Запада из татарского ига, он создаёт Российскую империю,
вошедшую великой державой в семью европейских государств.

Все изменения в стране проводились по приказу Петра и при его личном участии.
Во многом отличался от других царей. Это был выдающийся государственный
деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих
сражениях. Пётр был образованным человеком, хорошо знал математику
артелерийское и морское дело.

Царь Пётр был не только учителем и строителем новой империи, но и выдающимся
дипломатом и полководцем. После двух походов против Турции, Петру пришлось
обратить внимание на север: там был сильный враг - Швеция. В 1700 году
началась Северная война со Швецией, продолжавшаяся 21 год.

В 1703 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой -
недалеко от Балтийского моря - талантливым полководцем, молодым шведским
королём Карлом ХII. Кроме двух гвардейских полков, созданных Петром ещё в
юности, всё его войско бежало в полном беспорядке. Пётр не пал духом. Он
увидел на деле все недостатки своей молодой армии и в кратчайший срок создал
новую сильную армию.

При Петре было создано около 200 предприятий металлургической, текстильной,
судостроительной и других отраслей промышленности. Во всём этом Пётр
участвовал красивейших городов мира. Лично: учил, помогал и наблюдал за
исполнением.

При Петре появилась первая русская газета и была основана Академия наук.
Тогда же была создана новая, более простая русская азбука.

Чтобы быть ближе к Западной Европе, Пётр решает основать новую столицу на
побережье Балтийского моря. В 1703 году он начинает строить на берегу реки
Невы, при её впадении в Финский залив, город Петербург.

Заключив мир со Швецией и закрепив за Россией владение восточными берегами
Балтийского моря, Пётр провозгласил в 1721 году Московское государство
Всероссийской Империей, а себя - Императором. Потомство назвало Петра Первого
- Великим.

Умер Пётр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских
людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в
финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.

Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россия
сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские
возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли
не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое
проявлялось всюду. Недаром А.С Пушкин называл Петра1 "вечным работником".

Просмотров