Экстракторы сломанных болтов. Экстракторы сломанных винтов, шурупов, шпилек Экстрактор сломанных болтов

Довольно часто мастерам приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда при выкручивании болта происходит обрыв шляпки. Причем касается это не только крепежных соединений с шестигранной формой шляпки, но и креплений под отвертку. Как выкрутить сломанный болт с сорванной шляпкой, поможет такой вид режущего инструмента, как экстрактор. Что это такое, какие виды экстракторов бывают, и как с их помощью выкручиваются сорванные крепежные соединения, подробно в материале.

Что такое экстрактор - конструкция и виды

Экстрактор - это полезный инструмент, который предназначен для выкручивания деформированных резьбовых соединений. Конструктивно инструмент представляет собой бородок или добойник, который состоит из двух частей:

  • Рабочая - имеет клиновидную резьбу, которая нарезана в левую сторону (для крепежей с левой резьбой применяются устройства с правой резьбой)
  • Хвостовик - шести- или четырехгранная форма, которая нужна для подсоединения дополнительного инструмента воротка, плашкодержателя или шуруповерта

Производители выпускают разных размеров экстракторы, что актуально, так как резьбовые соединители имеют разные диаметры. Именно поэтому экстракторы продаются наборами, что позволяет при необходимости, когда надо выкрутить сломанный болт, воспользоваться подходящей насадкой. Наиболее популярными являются размеры экстракторов от М1 до М16.

Устройства отличаются по конструкции, и они бывают:


Наиболее популярными являются модели спирального типа. Для изготовления устройств используется высокопрочная легированная сталь, отчего и стоимость инструментов соответствующая. Самыми дешевыми являются клиновидные экстракторы, однако они не эффективны в таких ситуациях:

  • Когда отсутствует пространство для того, чтобы забить в отверстие клин
  • Когда удары молотком могут нарушить целостность всего устройства, в которое завинчен отломанный болт

Спиральные устройства исключены недостатков клиновидных экстракторов, однако для их использования, предварительно требуется просверлить отверстие. Если отломанный болт находится в труднодоступном месте, и подлезть к нему дрелью невозможно, то применяются стержневые экстракторы. Стержневые устройства имеют хвостовики шестигранной формы для закрепления в патроне дрели или шуруповерта.

Для чего нужны экстракторы и какие крепежные соединения можно ими выкручивать

Какими бывают по конструкции экстракторы, подробно описано, но для каких целей можно использовать такие режущие насадки? Применяются рассматриваемые устройства для вывинчивания любых видов крепежных соединений - алюминиевых, стальных, пластиковых, каленых и прочих видов болтов, саморезов, винтов. Просверлить в каленом болту отверстие очень трудно, поэтому для облегчения работы, следует нагреть его - произвести отпуск металла.

Используются экстракторы для выкручивания сломанных болтов с таких деталей:

  • Из блока двигателя автомобиля - причем это касается не только устаревших марок авто, но и современных иномарок. При сборке ТС попадаются бракованные детали, которые выявляются уже непосредственно владельцами автомобилей. При демонтаже блока двигателя выкрутить болт с сорванной шляпкой поможет набор экстракторов
  • Из ступицы автомобиля - не на всех моделях авто применяются гайки для затяжки колес, но еще и болты. При затяжке или вывинчивании болтов, которыми крепится колесо, можно сорвать шляпку. Эта неприятная ситуация решается путем применения экстракторов, без необходимости замены ступицы
  • Из клапанной крышки. Еще часто болты остаются в крышке клапанов и головке блока цилиндров ГБЦ, демонтировать которые можно при помощи набора экстракторов. Владельцам автомобилей рекомендуется обзавестись таким незаменимым инструментом, как экстракторы для вывинчивания сломанных болтов
  • Из бетонной стены. Наверняка сталкивались с ситуацией, когда при завинчивании самореза или крепежного болта в стену, они деформируются. Такие неисправности решаются достаточно просто подходящего размера экстрактором
  • Замок зажигания в авто - когда возникает необходимость замены замка зажигания на автомобиле вместе с крепежной рамкой, в которой он установлен, то сделать это проблематично. Стальная рамка замка зажигания крепится специальными одноразовыми болтами (антивандальными). Чтобы их выкрутить, понадобится воспользоваться экстракторами
  • Повреждение свечи зажигания - при выкручивании эта деталь на автомобиле может повредиться. Такие случаи хотя и редкостные, однако вполне уместные. Чтобы выкрутить остаток отломанной свечи зажигания, следует воспользоваться экстрактором. Усложняется задача конструкцией двигателя, так как на большинстве современных автомобилей свечи располагаются в шахтах
  • Маленькие болты - часто при ремонте телефонов, ноутбуков и планшетов возникает такая беда, когда один из оставшихся винтов отказывается откручиваться. Найти столь маленький экстрактор невозможно, так как они не выпускаются. Для решения проблемы есть несколько актуальных способов. Первый - воспользоваться тонким сверлом для дрели. В винте просверливается сквозное отверстие, после чего можно извлечь крепежный элемент. Второй - приклеить жало отвертки эпоксидным клеем, после застывания которого, выкрутить крепеж. При этом обязательно необходимо использовать качественный смоляной клей

В зависимости от размеров крепежных соединений, необходимо выбирать соответствующих диаметров экстракторы. Цена экстракторов доступна для всех, но любителям экономии нужно быть внимательными, так как дешевые китайские аналоги имеют неудовлетворительное качество. Уже при первом их использовании на них слизываются резьбовые грани. Еще хуже ситуация, когда часть насадки остается в высверленном отверстии оставшейся части болта. В этом случае возможность выкручивания остатка болта усложняется.

Как пользоваться экстракторами или простой способ выкручивания поврежденного болта

Зная, какие виды рассматриваемых устройств бывают, остается разобраться в вопросе о том, как правильно ими пользоваться. Выше кратко уже описан процесс применения разных видов экстракторов для выкручивания поломанных болтов. Ниже представлено подробное пошаговое описание, как необходимо пользоваться инструментом:

  1. Подготовить необходимые инструменты и материалы - кернер, набор экстракторов, молоток дрель и сверла по металлу
  2. Используя кернер и молоток, произвести разметку центра на оставшейся части болта. Этому моменту надо уделить особое внимание, так как от него зависит не только положительный результат, но еще и исправность используемых экстракторов. Кроме того, если неправильно произвести разметку центра испорченного болта, то в процессе сверления можно повредить резьбу
  3. После разметки, нужно воспользоваться дрелью со сверлом соответствующего диаметра. К выбору сверла нужен соответствующий подход. Сверло должно быть меньше диаметра болта, чтобы не повредить резьбу. Начинать сверлить рекомендуется сверлом малого диаметра
  4. Глубина отверстия зависит от размера резьбы. Если испорченный болт имеет короткую длину, то достаточно просверлить 10-15 мм
  5. В отверстие устанавливается экстрактор. Это может быть клиновидный или спиральный элемент. Клиновидный забивается в отверстие до упора, а спиральный слегка уплотняется в отверстии при помощи молотка, а затем завинчивается воротком или плашкодержателем. Вращать насадку необходимо в левую сторону или против направления часовой стрелки
  6. Как только насадка зайдет до упора, то начнет выворачивать оставшаяся часть крепежного болта. При вращении насадки, следует контролировать, чтобы она находилась параллельно направлению сломанного болта
  7. После вывинчивания отломанной части болта, нужно зафиксировать его в тисках, и выкрутить экстрактор в направлении по часовой стрелке

Как видно, эта процедура не трудная, и не требует особых навыков, за исключением специального оборудования. Кроме того, выкрутить сломанный болт таким способом можно, если он находится на видном и доступном месте. Однако часто шляпки болтов срываются там, где к ним трудно добраться, поэтому все зависит от ситуации. Как вывинчиваются отломанные болты экстракторами, показано на видео ниже.

Причины обрыва шляпок на болтах

Если столкнулись с ситуацией, когда на болте сорвана шляпка, то в первую очередь возникает вопрос, что делать? Мало кому интересно, почему это произошло, главное найти выход из сложившейся ситуации. Как выкрутить сломанный болт экстрактором, подробно описано выше, поэтому обязательно необходимо выяснить, что становится причиной таких последствий. Зная причину, в будущем вы сможете предотвратить возникновение таких ситуаций. Причинами обламывания шляпок болтов следующие:

  1. Прикипание - случается, когда деталь испытывает сильные температурные нагрузки
  2. Коррозия - самая частая причина, с которой борются на протяжении веков. Ржавый болт очень трудно выкрутить, и практически невозможно, зависимости от степени коррозии
  3. Низкое качество. Все чаще встречается продукция низкого качества, которая портится не при откручивании, а еще на этапе завинчивания. Такой продукции необходимо остерегаться, иначе понадобится часто пользоваться экстракторами
  4. Износ - резьбовые соединения испытывают разные нагрузки, в том числе, и механические. К примеру, если колесо на авто прикрутить одним болтом, то от воздействия большой нагрузки произойдет обрыв шляпки
  5. Вращение в неправильную сторону для выкручивания - стандартные крепежи закручиваются в правую сторону, а выкручиваются в левую, но есть и нестандартные устройства. Они имеют обратное направление резьбы, что необходимо знать, иначе попытка выкрутить болт, обернется слизыванием граней шляпки или ее обрывом
  6. Неправильно выбранный гаечный ключ - в таком случае скорее слизываются грани, чем срывается шляпка


Большинство этих причин можно устранить. Возьмите за правило смазывать все виды резьбовых соединений смазочными веществами. Это исключит вероятность прикипания и коррозии соединений. Никогда не используйте болты низкого качества, так как сегодняшняя экономия обернется завтра необходимостью еще больших затрат.

Это интересно! В любом случае, как бы там не было, если получается так, что при вывинчивании болта срывается его шляпка, то не спешите с действиями. Тщательно продумайте всевозможные варианты. Какие другие способы есть для выкручивания сломанных крепежных соединений, описано ниже.

Другие способы выкручивания поломанных болтов или как обойтись без экстрактора

Способ извлечения крепежа с сорванной шляпкой при помощи экстрактора является самым надежным и эффективным, но его недостаток в том, что далеко не у всех имеются такие инструменты. Конечно, их рекомендуется купить и всегда иметь в гараже, но если их нет, и необходимо срочно выкрутить застрявший болт, то для этого имеются другие способы. Рассмотрим их подробно.

  1. Как выкрутить саморез со слизанными гранями под отвертку - здесь имеется два способа. Первый способ заключается в использовании плотной ткани или резины, которую следует использовать как прокладку между шляпкой и отверткой. Плотно прижимая отвертку, необходимо попытаться выкрутить саморез.
    Второй способ заключается в использовании мини-болгарки. С ее помощью нужно сделать продольную канавку на поверхности шляпки (нарезать новую грань под отвертку), и произвести выкручивание крепежа
  2. Как выкрутить винт с поврежденными гранями на шляпке. Если винт имеет выступающую шляпку, то в таком случае рекомендуется использовать специальные зажимные клещи. Этот инструмент также подходит для болтов, на которых слизаны грани. Клещами плотно фиксируется шляпка, после чего выполняется вывинчивание детали
  3. Если на крепеже сорвана шляпка - когда под рукой нет экстракторов, тогда понадобится воспользоваться сварочным аппаратом. При помощи сварки необходимо сделать аккуратный прихват застрявшей детали, после чего произвести ее вывинчивание. Этим способом пользовались до того, как появились экстракторы. Если размер оставшейся части болта позволяет просверлить два отверстия, тогда используется еще один способ. Высверливаются два отверстия, в которые вставляются два гвоздя. Используя плоскогубцы, можно произвести вывинчивание оставшейся части резьбового элемента, но при условии того, что резьба не заржавела
  4. Если сорвана шляпка, но при этом выступает часть крепежа. В таком случае можно воспользоваться зажимными клещами или шпильковертом

Решение об извлечении оставшейся части резьбового устройства необходимо принимать в зависимости от сложившейся ситуации. Следует также знать о том, что безвыходных ситуаций не бывает, и на крайний случай всегда можно высверлить оставшуюся часть сорванного крепежа, и нарезать новую резьбу. Однако помните, что это самый крайний случай.

Как часто в процессе ремонта автомобиля, мебели или техники, случаются ситуации, связанные с необходимостью выкручивания старого болта или шпильки? И каким бы ни был прочным металл, из которого изготавливаются эти детали, не исключена вероятность поломки в самый неподходящий момент.

В попытках открутить старый болт можно столкнуться с тем, что крепёжный элемент не выдерживает нагрузки и ломается, в результате чего одна его часть остаётся в выкручиваемом предмете, а вторая остаётся в руках. Ситуация, мягко говоря, очень неприятная, ведь если всё оставить как есть, можно привести технику к поломке.

Чтобы оперативно решить возникшую проблему, вовсе не обязательно выкидывать ремонтируемый предмет. Всего лишь достаточно воспользоваться специальным инструментом - экстрактором для выкручивания поломанных крепёжных деталей, предназначенным именно для подобных случаев.

Описание экстрактора

Как известно, для того чтобы удалить застрявшую часть крепёжной детали из предмета, её вначале необходимо каким-то образом подцепить, а уже после этого попытаться выкрутить. Сделать это со сломанным болтом, который сильно застрял внутри, крайне проблематично. Поэтому для подобных целей существует удобный инструмент - экстрактор, при помощи которого можно с лёгкость извлечь обломки сильно застрявших шпилек, шурупов или болтов.

При помощи данного инструмента можно просто зацепить застрявшую в предмете деталь, после чего её оттуда выкрутить. Процесс выкручивания сводится к предварительному просверливанию по самому центру застрявшего элемента небольшого углубления. После чего туда вставляется экстрактор нужной формы - конической либо цилиндрической, в зависимости от типа детали, которая застряла и сломалась в предмете, а затем часть данной детали спокойно выкручивается.

Виды устройства

Существует три разных типа экстракторов для выкручивания застрявших крепёжных деталей, которые немного отличаются между собой способом эксплуатации.

Как видно, каждый тип приспособления имеет свои определённые особенности, которые обязательно следует учитывать при выборе инструмента .

Состав набора

Как правило, продаются целые комплекты экстракторов с несколькими насадками - до пяти штук, предназначенных для извлечения крепёжных элементов различных форм и размеров. Лучше всего приобретать экстракторы в наборе, а не по отдельности, поскольку в них включаются всевозможные насадки и дополнительные элементы, необходимые для работы.

Как видно, подобные инструменты весьма удобны в отличие от отдельных инструментов , поскольку являются универсальными.

Инструкция по эксплуатации

Чтобы научиться пользоваться данным инструментом, достаточно понимать его основной принцип действия, который заключается в следующем: в поломанной детали прямо по центру обязательно должно проделываться небольшое отверстие. При этом следует помнить, что диаметр отверстия ни в коем случае не должен превышать диаметра поверхности сломанной детали. После чего в сделанное отверстие вставляется само устройство, вкручивается в сломанный болт и выкручивается уже вместе с ним.

Правила извлечения детали

При извлечении детали следует руководствоваться следующими правилами:

Разумеется, техника работы с инструментом будет немного отличаться в зависимости от того, в каком именно месте застрял болт.

Способы извлечения поломанных болтов

Итак, процесс извлечения напрямую будет зависеть от того, в каком именно месте застрял обломок.

Работать с экстракторами болтов достаточно просто, и особых навыков совершенно не требуется. Единственное, о чём всегда нужно помнить, - просверливать лунку нужно строго по центру, чтобы избежать смещений в какую-либо сторону. В противном случае могут возникнуть проблемы с извлечением обломка детали.

Преимущества использования инструмента

В отличие от тщетных попыток выкрутить вклинившуюся сломанную деталь вручную, использование экстрактора имеет несколько неоспоримых преимуществ.

Конечно, нужно учитывать, что далеко не каждый болт можно вытянуть при помощи данного инструмента. Главное правило, которое следует соблюдать, заключается в том, что тело застрявшей детали обязательно должно быть на порядок мягче, чем материал, из которого изготовлен инструмент. Поэтому лучше всего приобретать качественный набор в специализированном магазине .

Чтобы процесс выкручивания застрявших крепёжных элементов оказался максимально быстрым и эффективным, нужно соблюдать определённые правила.

Экстрактор болтов - действительно удобный инструмент, превосходно справляющийся с металлическими метизами, болтами, шурупами и шпильками. Однако он может работать только в совокупности с дрелью или хотя бы шуруповёртом. Сам по себе экстрактор не поможет вытянуть застрявшую деталь.

Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.

Как извлечь сломанный болт

В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).


Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:

  • Слом выше поверхности детали;
  • Слом на уровне поверхности детали;
  • Слом ниже уровня поверхности детали.

В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент с необычным названием экстрактор.


Что такое экстрактор

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны.

Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор .

Существует три основных типа экстракторов:

  • Клиновидные;
  • Стержневые;
  • Винтовые спиральные.

Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.

Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.

Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор .

Экстракторы в наборе

В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы. И это легко объяснить. Например, если взглянуть на наборы экстракторов JTC, то сразу становится понятно — такие комплекты универсальны, удобны и эффективны.

В один такой набор входят стержневые экстракторы различного диаметра, сверла, направляющие втулки для центровки сверл в сломанной детали и втулки для выкручивания экстракторов с помощью гаечного ключа. То есть в одном кейсе собрано все, чтобы с минимальными затратами времени и сил вынуть сломанную деталь. Это и обусловило ту популярность, что получили комплекты экстракторов.

Приемы работы экстрактором

Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:

  • Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
  • По центру детали высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора. Для центровки сверла удобнее использовать специальную направляющую втулку (в наборах такие втулки предусмотрены);
  • Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
  • С помощью специальной втулки (если таковая предусмотрена для данного экстрактора) выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью;
  • Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.

Как видно, применение экстрактора — это просто и доступно. Экстрактор, обладающий доступной ценой, легко решает, казалось бы, неразрешимую проблему извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек, а поэтому должен быть в каждом гараже.

Другие статьи

15 Октября

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

14 Октября

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

13 Октября

Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.

Те, кто старается всё делать своими руками или зарабатывает этим на жизнь, хоть раз в своей практике попадали в довольно неприятную ситуацию, когда при откручивании или закручивании крепёжного элемента срывалась головка крепежа. Сам же болт или шпильки оставались в теле детали недоступными для извлечения.

Досада от предстоящих танцев с бубном и потери столь ценного времени, невозможности работать, переполняла всё естество. Но когда первоначальный ступор исчезал и голова начинала соображать, как выкрутить сломанный болт, на ум приходили давно проверенные способы извлечения.

Методы выкручивания сломанных болтов

Случаи срыва головок крепежа или аналогичных элементов можно условно разделить на 3 группы , определяющие предстоящий объём работ и состав применяемого инструмента для извлечения повреждённого болта:

  • линия среза выше уровня детали
  • уровни повреждения крепежа и детали совпадают
  • слом произошёл глубоко в теле детали ниже уровня поверхности

Традиционные способы выворачивания

Самый лёгкий и оптимальный случай, когда линия слома болта находится выше уровня детали . Такое расположение позволяет применить различный зажимающий инструмент типа пассатижи, струбцин или тисков, для захвата выступающей части и проведения попыток по выкручиванию крепежа. Но может оказаться, что высоты выступания недостаточно для надёжного удержания болта, не говоря уже о том, чтобы его выкручивать.

В таком случае надо попытаться прорезать шлицы в выступающем торце болта. Для этого нужно использовать ножовку по металлу либо болгарку. Прорезать нужно на максимально возможную глубину, для избежания смятия метала при попытках осуществить выкручивание. Шлиц может быть одинарный или крестообразный, в зависимости от применяемого инструмента. В случае очередной неудачи, переходим к более радикальному способу.

С помощью болгарки выступающую часть сошлифовываем до получения ровного плоского торца. Керном максимально точно пытаемся отметить центр окружности тела болта и сверлим отверстие на глубину не мене двух диаметров крепежа. Так как для выкручивания будем применять старый трехгранный напильник, то размер сверления должен быть на 2 мм меньше высоты его грани. Такая разность обеспечит надёжный контакт напильника с телом болта. Забиваем трёхгранник в отверстие молотком и с помощью трубного ключа производим выкручивание сломанной детали.

Но перечисленные методы могут оказаться бесполезными и тогда нужно обратиться к помощи специально разработанного для этих целей экстрактора для извлечения болтов.

Экстрактор для выкручивания сломанных болтов

На сегодняшний день существует три разновидности экстракторов которые можно купить в специализированных магазинах:

  • спиральные винтовые
  • клиновые
  • стержневые

Спиральные винтовые представляют собой стержень на одном конце которого имеется конусная резьба, на другом квадрат под исполнительный инструмент, ключ или вороток для метчика. В зависимости от того, какая резьба на сорванном болте, правая или левая, применяется экстрактор с противоположным направлением конусной резьбы. Для правой резьбы используется левый, а для левой правый. При вкручивании экстрактора в просверлённое отверстие, он в нём нарезает резьбу, заклинивает и передаёт усилие на выкручивание болта.

Клиновые экстракторы похожи на спиральные, но в качестве элемента для извлечения в нём использован конус с гранями. Забивая его в отверстие, заклинивают и выворачивают болт. Грани не позволяют экстрактору провернуться в крепеже.

Стержневые п овторяют конструкцию предыдущего с той лишь разницей, что острые грани расположены на стержне.

К недостаткам последних двух позиций можно отнести трудность, а порой и невозможность их снять с извлечённого крепежа, не в пример спиральному, который просто скручивается по резьбе.

Методика использования экстрактора

В применении приспособление настолько простое, что им может воспользоваться человек без особых навыков. Только предварительно необходимо приобрести набор экстракторов. При выборе обратить внимание на полноту комплекта . В нём должны быть, кроме экстракторов, кондукторные втулки под свёрла для различных видов слома как выступающих над поверхностью, так и находящихся ниже уровня детали. Применение кондукторных втулок обеспечивает соосное расположение сверления и оси болта.

Подобный набор значительно облегчит выполнение поставленной задачи.

Порядок действий таков:

  • Застрявшую деталь нужно обработать проникающей смазкой, а если соединение сильно загрязнено, то произвести неоднократную обработку в течение суток после чего перейти к следующему этапу
  • установить кондукторную втулку, соответствующую диаметру экстрактора и просверлить отверстие в болте на глубину не менее 3 диаметров
  • в зависимости от применяемого экстрактора, вкрутить или забить его молотком в просверлённое отверстие
  • выкрутить повреждённый болт с помощью ключа или воротка

Методика может иметь некоторые отличия, в зависимости от местонахождения слома.

Если разрушение произошло глубоко в корпусе детали , то кондукторную втулку подбираем так, чтобы её наружный диаметр соответствовал размеру отверстия, в котором произошёл слом. В случае если размер крепёжной детали очень большой, то выполняем ступенчатое сверление от меньшего до номинального диаметра. После чего в отверстие забивается стержень или вкручивается экстрактор и извлекается болт.

Если слом выше поверхности детали , то внутренний диаметр кондукторной втулки должен соответствовать размеру отломанного болта. Следующие действия аналогичны предыдущим.

В случае слома на одном уровне с деталью , требуется особая тщательность в отметке кернером центра сверления, ведь применить кондукторные втулки возможности просто нет. Дальнейшие шаги аналогичны изложенным.

Как видим, использование набора экстракторов позволяет решить задачи, ранее, казалось бы, неразрешимые. Купив набор и отказавшись от дедовских способов, можно сэкономить массу времени, сил, избежать травм конечностей и поломок инструментов, пользуясь им при работе.

Просмотров