Экстрактор для извлечения и выкручивания сломанных болтов. Как использовать винтовой экстрактор Инструмент для выкручивания сломанных резьб

Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.

Как извлечь сломанный болт

В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).


Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:

  • Слом выше поверхности детали;
  • Слом на уровне поверхности детали;
  • Слом ниже уровня поверхности детали.

В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент с необычным названием экстрактор.


Что такое экстрактор

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны.

Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор .

Существует три основных типа экстракторов:

  • Клиновидные;
  • Стержневые;
  • Винтовые спиральные.

Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.

Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.

Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор .

Экстракторы в наборе

В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы. И это легко объяснить. Например, если взглянуть на наборы экстракторов JTC, то сразу становится понятно — такие комплекты универсальны, удобны и эффективны.

В один такой набор входят стержневые экстракторы различного диаметра, сверла, направляющие втулки для центровки сверл в сломанной детали и втулки для выкручивания экстракторов с помощью гаечного ключа. То есть в одном кейсе собрано все, чтобы с минимальными затратами времени и сил вынуть сломанную деталь. Это и обусловило ту популярность, что получили комплекты экстракторов.

Приемы работы экстрактором

Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:

  • Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
  • По центру детали высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора. Для центровки сверла удобнее использовать специальную направляющую втулку (в наборах такие втулки предусмотрены);
  • Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
  • С помощью специальной втулки (если таковая предусмотрена для данного экстрактора) выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью;
  • Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.

Как видно, применение экстрактора — это просто и доступно. Экстрактор, обладающий доступной ценой, легко решает, казалось бы, неразрешимую проблему извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек, а поэтому должен быть в каждом гараже.

Другие статьи

15 Октября

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

14 Октября

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

13 Октября

Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.

Всем добрый день! Скажите - приходилось ли Вам ругаться от бессилия при виде болтов, которые нельзя вытащить? Чаще всего причиной тому «съеденные» шлицы головки, но могут быть и другие варианты. Во всех этих случаях нам понадобится экстрактор для выкручивания сломанных болтов. Рассмотрим подробнее, что он из себя представляет.

В автомобилях существует большое количество устройств и деталей, которые содержат резьбовые соединения. Обычная гайка фиксирует болт или шпильку, обеспечивая их надежную фиксацию. Однако нередки случаи истирания резьбы или переламывания части болта. При этом его остаток продолжает торчать. И вот для этого нам понадобится обзавестись хорошим экстрактором для его выкручивания.

Причины подобных ситуаций могут быть различными:

  • некачественный заводской крепеж;
  • трещины и сколы;
  • внутренние пузыри и разрывы;
  • проникновение влаги в резьбу с последующей коррозией;
  • прикипание из-за высоких температур;
  • затяжка неподходящим ключом и т.п.

Как работать с экстрактором

Во всех этих случаях хорошим решением проблемы станет возможность купить набор экстракторов разного размера и диаметра. С их помощью шансы на то, чтобы успешно извлечь сломанный болт или шпильку значительно возрастают. Давайте посмотрим, как пользоваться таким приспособлением, если у Вас еще не было соответствующего опыта.

Сначала обозначаем центр будущего отверстия, а для этого его необходимо немножко накернить. Затем высверливаем его специальным сверлом - какое нужно взять и на какую глубину это следует делать, нам подскажет инструкция в наборе. Если рассверлить отверстие слишком большого диаметра, то есть риск вызвать заклинивание рабочей части инструмента, что приведет к его поломке и только усложнит извлечение сломанного болта.

Крепко держа в руке экстрактор, необходимо ударить по нему молотком и зафиксировать внутри отверстия. Закручиваем его против часовой стрелки - для этой процедуры можно пользоваться даже обычными пассатижами. Как только экстрактор проникнет внутрь на требуемую глубину, он сможет вытащить обломанную шпильку либо болт.

Обойтись в такой ситуации без помощи экстрактора, в принципе, можно - один из вариантов заключается в том, чтобы рассверливать отверстие долго, применяя все возрастающий диаметр сверел. Остатки разрушенного болта или винта достаются пинцетом, загнутым крючком, другим подходящим для этого приспособлением. Такую же роль может выполнить вставленный в отверстие метчик или шестигранник, однако во всех этих случае использование неспециализированного инструмента может ухудшить ситуацию.
Какой бы способ ни применялся, нелишним будет капнуть немного жидкости в отверстие, которое будет рассверливаться. Любая шпилька может со временем закоксоваться, покрыться коррозией, что значительно усложняет процесс ее изъятия.

Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.

Как извлечь сломанный болт

В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).


Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:

  • Слом выше поверхности детали;
  • Слом на уровне поверхности детали;
  • Слом ниже уровня поверхности детали.

В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент с необычным названием экстрактор.


Что такое экстрактор

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны.

Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор .

Существует три основных типа экстракторов:

  • Клиновидные;
  • Стержневые;
  • Винтовые спиральные.

Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.

Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.

Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор .

Экстракторы в наборе

В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы. И это легко объяснить. Например, если взглянуть на наборы экстракторов JTC, то сразу становится понятно — такие комплекты универсальны, удобны и эффективны.

В один такой набор входят стержневые экстракторы различного диаметра, сверла, направляющие втулки для центровки сверл в сломанной детали и втулки для выкручивания экстракторов с помощью гаечного ключа. То есть в одном кейсе собрано все, чтобы с минимальными затратами времени и сил вынуть сломанную деталь. Это и обусловило ту популярность, что получили комплекты экстракторов.

Приемы работы экстрактором

Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:

  • Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
  • По центру детали высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора. Для центровки сверла удобнее использовать специальную направляющую втулку (в наборах такие втулки предусмотрены);
  • Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
  • С помощью специальной втулки (если таковая предусмотрена для данного экстрактора) выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью;
  • Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.

Как видно, применение экстрактора — это просто и доступно. Экстрактор, обладающий доступной ценой, легко решает, казалось бы, неразрешимую проблему извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек, а поэтому должен быть в каждом гараже.

Другие статьи

15 Октября

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

14 Октября

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

13 Октября

Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.

Каждый мастер знает, что каким бы прочным не считался используемый металл в работе, любой материал всегда может подвести, не выдержав нагрузку в самых неподходящий момент. Одним из примеров такой ситуации служит крепежный элемент, будь то шпилька либо болт, поломка которого может стать причиной выхода из строя дорогостоящей техники. Пожалуй, наиболее страшным зрелищем для человека с гаечным ключом будет вид сломанного болта, большая часть которого находится в стене или другом вкручиваемом предмете. В такую непростую минуту на помощь может прийти экстрактор, предназначенный для выкручивая сломанных элементов! Но не пугайтесь сложного названия, ведь конструкция инструмента куда проще, чем наименование. Об особенностях и способах работы и пойдет дальше речь.

Разновидности и устройство экстрактора

Как уже отмечалось выше, конструкция инструмента не предлагает ничего сложного. По своему виду экстрактор напоминает простой стержень из металла , с одной стороны которого имеется левая резьба (клин). Также по форме и строению его можно принять за добойник и бородок.

Следует отметить, что экстрактор по своим размерам может сильно отличаться, ведь чем крупнее сломанный болт, тем крупнее понадобится инструмент для его извлечения. Исходя из этого, на рынке, как правило, встречаются целые наборы, предназначенные для разных размеров болтов, вышедших из строя. В большинстве случаев для работы применяются размеры М1-М6.

Исходя из конструктивных особенностей современные экстракторы можно разделить на следующие типы:

  • Спиральный . Считается наиболее эффективным и распространенным вариантом для устранения надломленных болтов. По виду идентичный конус с правой или левой резьбой (в зависимости от типа). В данном случае элемент вкручивается в отверстие, а не вбивается, после чего клинится и извлекается вместе с застрявшим предметом;

  • Клиновидный . Выполняется стержнем с гранями, который осуществляет работу по типу клина. В отверстие застрявшего болта вбивается экстрактор, который после выворачивается за счет ключа.

Работать с клиновидным типом проще всего, однако перед работой помните, что делать отверстие необходимо строго в середине , не отходя в сторону, иначе вращающая сила будет приходиться вбок, отчего выкрутить сломанный элемент станет невозможно! Еще из-за этого во время работы можно поломать сам экстрактор!

  • Стержневой . Аналогично клиновидному типу создается стержнем с гранями, который вбивается в надломленный болт и выворачивается гаечным ключом. Точно также его достаточно сложно вытащить из уже вывернутой детали.

Как выкрутить сломанный болт?

Если вы уже ознакомились с видами и устройством экстракторов, то наверняка сложили мнение о том, как выкрутить сломанный болт. Тем не менее, без систематизации данную статью будет сложно назвать полной, а потому давайте разбираться детально.

В первую очередь следует отметить середину сломанной детали при помощи молотка и кернера. После этого нужно просверлить небольшое отверстие для экстрактора, которое выполняет роль направляющей. Сверлить направляющее отверстие стоит очень аккуратно , не смещая ось в сторону!

Бывалые мастера советуют делать отверстие глубиной порядка 3 диаметров сверла.

Далее вставьте экстрактор в новое отверстие, после чего для лучшей фиксации забейте его слегка молотком. Для вкручивая инструмента в надломившийся болт следует использовать вороток метчика. Причем заметить упор вкручивая легко: элемент начнет вращаться вместе с экстрактом.

При работе выполнять вращение стоит только вокруг оси , не отходя в сторону, в противном случае вы рискуете поломать инструмент!

После частичного выворачивания сломанного болта можно воспользоваться фиксатором либо плоскогубцами для большей скорости выполнения работ.

  1. Сопровождать работы стоит ацетоном или смазывающим маслом.
  2. Ускорить работы по выворачиванию шпильки или болта получится, если нагреть застрявшую заготовку.
  3. Вытащить сломанный элемент без особых хлопот получится, если пользоваться сверлами с обратной резьбой .
  4. При поврежденной резьбе винта есть смысл попытаться выкрутить его при помощи 6-гранного ключа. Вполне возможно, что он поддастся.
  5. В крайнем случае можно воспользоваться молотком и керном. При этом удерживайте керн к элементу под 45-градусным углом, ударяя по нему молотком против часовой стрелки. Повторите все несколько раз в разных местах. Если попытка не удалась, попробуйте другой способ.
  6. Если у вас не получается вывернуть шпильку своими руками, то попробуйте просверлить в элементе отверстие большего диаметра, после чего повторно нарежьте резьбу.

Таким образом для выкручивая сломанных болтов экстрактов выступает лучшим решением, позволяющим в большинстве случаев провести работы самостоятельно без особых усилий. Удачи!

Экстрактор болтов - это как раз то, о чем вспоминают только при необходимости. Хотя любому домашнему мастеру или автолюбителю подобное оборудование в ящике с инструментами явно не помешает. И это не пустые слова, а продиктованная жизнью ремонтника реальность.

Очень часто случается так, что при проведении работ откручиваемый болт ломается. В результате на полу или земле валяется одна его часть, а другая остается на своем месте. Выкрутить остатки при помощи ключей, головок или пассатижей уже не представляется возможным. Вот в этом случае и возникает необходимость в таком инструменте, как экстрактор сломанных болтов. Можно, конечно, выполнить данную процедуру и иными способами, но использование специально созданного для этих целей оборудования намного упростит задачу.

Экстракторы для извлечения болтов позволяют вывернуть сломанные крепежные элементы с резьбой различных диаметров, но наиболее распространенные наборы включают от M1 до M16. При этом технология по вывертыванию сломанных болтов зависит от того, где произошел перелом.

Место слома ниже поверхности

В этом случае в образовавшееся углубление необходимо вставить направляющую втулку соответствующего диаметра. Далее следует сделать отверстие соответствующим сверлом как можно глубже. Если диаметр болта большой, то можно использовать сверло сначала меньшего диаметра. Далее в получившееся отверстие следует забить молотком стержень подходящего размера, после чего на него установить втулку и выкрутить отломанную часть крепежа.

Место слома на одном уровне с поверхностью

В этом случае понадобится не только экстрактор болтов, но и кернер. С его помощью необходимо наметить центр в оставшейся части болта. После чего требуется засверлить отверстие, вставить стержень с втулкой и выкрутить обломок.

Место слома выше поверхности

При таком положении дел экстрактор сломанных болтов используется аналогично тому, что и в первом случае. Т. е. устанавливается направляющая втулка, затем насверливается отверстие, забивается стержень с втулкой и выкручивается отломленная часть крепежа.

После того как обломок извлечен, его необходимо снять со стержня. Для этого достаточно его обстучать молотком. В общем, процесс работы с таким оборудованием не слишком трудоемок.

Другой вопрос состоит в том, как выбрать экстрактор болтов. Как говорилось ранее, к покупке подобного инвентаря люди прибегают вынужденно, т. е. по факту слома. В этом случае главный показатель, на который следует обращать внимание - это размер резьбы. Необходимо, чтобы экстрактор подходил для извлечения крепежа.

Иное дело, если они приобретаются как средство подстраховки. В этом случае лучше всего выбрать набор с большим количеством поддерживаемых диаметров резьбы. Также следует обратить внимание на направление резьбы. И один из ключевых моментов выбора - это материал, из которого изготовлен экстрактор болтов. Более надежными и долговечными будут наборы, выполненные из закаленной или хромванадиевой стали.

Просмотров