Что такое экономический кризис, каковы причины его появления и как его избежать? Нарастание экономического и политического кризиса.

К осени 1917 г. общенациональный кризис охватил все стороны экономических и политических отношений. Он нашел свое выражение прежде всего в росте революционной творческой активности народных масс. Они не хотели более жить по-старому и решительно требовали революционных преобразований общественного строя. В ходе развития революции народные массы все теснее сплачивались вокруг партии большевиков, руководимой Лениным.

Росло влияние большевистской партии в профессиональных союзах, фабрично-заводских комитетах и других организациях рабочего класса. Профессиональные союзы объединяли свыше 2 млн. рабочих и служащих. Фабрично-заводские комитеты на предприятиях, по неполным данным, к осени 1917 г. имелись в 34 крупных городах. Состоявшиеся в октябре перевыборы фабзавкомов принесли огромную победу большевикам. Так, в фабрично-заводском комитете Петроградского трубочного завода большевики получили 23 места из 33.

Стачечное движение приобретало ярко выраженный политический характер и проходило под большевистскими лозунгами. Стачка печатников, начавшаяся в первой половине сентября, распространилась на всю страну. В это же время всеобщая стачка железнодорожников заставила правительство пойти на некоторые уступки. Забастовка нефтяников Баку завершилась большой победой рабочих, принудивших предпринимателей заключить с ними коллективный договор. Повсюду рабочие боролись против попыток буржуазии остановить работу на предприятиях, настойчиво добивались контроля над производством и распределением. В забастовке протеста против массовых локаутов на Урале участвовало до 100 тыс. человек. Стачка сопровождалась установлением рабочего контроля на многих предприятиях. Подобные факты наблюдались также в Петрограде, Москве, Донбассе, Харькове, Нижнем Новгороде, в Иваново-Кинешемском текстильном районе и т. д. Рабочее движение в своем развитии вплотную подошло к установлению диктатуры пролетариата в форме Советов.

В ряде событий в России, последовавших после Февральской революции, особо выделяется мятеж генерала Л. Г. Корнилова. Личность Корнилова стала известной в России после событий 1916 года, когда он сумел бежать из австрийского плена. 2 марта 1917 года Корнилов по поручению начальника Главного штаба генерала Михневича был назначен ещё Николаем II командующим Петроградского военного округа.

Лавр Корнилов был сторонником самых жёстких мер в деле наведения порядка. Среди его требований было: введение смертной казни в тылу и на фронте, полное подчинение транспортной отрасли верховному командованию, привлечение работы промышленности исключительно на фронтовые нужды и абстрагирование политического руководства от военных дел.

Отдельным пунктом программы Лавра Георгиевича стояла «разгрузка» Петрограда от нежелательных и вредных военных элементов. Планировалось с помощью сохранивших боеготовность фронтовых частей произвести разоружение Петроградского гарнизона и вывести революционные войска на фронт. Кронштадтский гарнизон при этом подлежал полной ликвидации, как главный очаг революционных настроений. Сам Петроград предполагалось перевести на военное положение. В планах по «разгрузке» Петрограда уже проявляются разногласия в политических целях, которые ставили перед собой её организаторы. А. Ф. Керенский подготавливал почву для избавления от влияния Советов и сосредоточения единоличной власти в собственных руках. Военный генералитет же (в целом оппозиционный Временному правительству) ставку делал на военную диктатуру.

Сам Корнилов, чувствующий словно наэлектризованную атмосферу, подогреваемую уставшими от хаоса и беспорядков простыми людьми, словно поверил в этот момент в свою исключительность и провиденциальность того, что именно он должен стать во главе страны. Несмотря на то, что Корнилов считался плохим политиком даже в своём ближайшем окружении, Лавр Георгиевич разработал перед мятежом целую политическую программу. Она включала в себя множество пунктов: восстановление дисциплинарного права командиров в армии и на флоте, отстранение комиссаров Временного правительства от вмешательства в действия офицеров, ограничение прав солдатских комитетов, запрет митингов в армии и забастовок на оборонных заводах, Кроме этого, Корнилов предполагал перевести на военное положение всю систему железных дорог, промышленность, работавшую на фронтовые нужды, а действие закона о смертной казни распространить и на тыловые части.

Политическая часть программы Корнилова включала в себя упразднение Советов в тылу и на фронте, запрещение деятельности профсоюзных комитетов на фабриках, введение цензуры в армейскую печать. Верховная власть должна была перейти к Совету народной обороны, в который бы вошли сам Корнилов, Керенский, А. В. Колчак, Б. В. Савинков и другие.

Всероссийское Учредительное собрание предполагалось созвать либо после окончания войны, либо же - созвать его и распустить в случае несогласия с решениями, принятыми верхушкой военных диктаторов.

Задумывая своё выступление в Петроград, Лавр Корнилов рассчитывал на поддержку таких организаций, как Союз офицеров, Военная Лига, и руководством именно этих организаций Корнилову был предложен план наступления на Петроград. Под обоснованием того, что 27 августа, - в честь полугодия с момента свержения царской власти, - левые силы начнут в столице демонстрации, которые затем перерастут в беспорядки с целью захвата власти, Корнилов (легально, по согласованию с Керенским) начал перебрасывать военные части к столице.

Это был 3-й конный корпус дивизия генерала А. М. Крымова и Туземная (неофициально называющаяся «Дикой», состоявшей из кавказских конных воинов) генерал-лейтенанта Д. П. Багратиона. Помимо этого, с севера, со стороны Финляндии на Петроград двигался кавалерийский корпус генерал-майора А. Н. Долгорукова.

  • 25 августа верные Корнилову части выдвигаются на Петроград, рассчитывая ко всему прочему на поддержку ранее отбывших в город верных ему офицеров, сотрудничавших с Союзом офицеров, Военной Лигой и прочими организациями. При этом, Корнилов рассчитывал и на поддержку Правительства, считая мелкие разногласия с премьер-министром Керенским несущественными в общей для них цели: осуществления в России диктаторской власти.
  • 27 августа Александром Керенским был подписан указ о смещении Л. Г. Корнилова с поста Главнокомандующего, при этом объявив его мятежником. Керенский распускает кабинет министров, присваивает себе «диктаторские полномочия» и объявляет себя Верховным Главнокомандующим. От каких-либо переговоров с Корниловым Керенский отказался. Корнилов в этот момент уже оказался в проигрышном положении: действиями белорусских Советов военная Ставка (находившаяся в Могилёве) была отрезана от фронтовых территорий, армейские солдатские комитеты армий Юго-Западного фронта арестовали своих командиров, и был арестован главнокомандующий этого фронта - А. И. Деникин. Также были изолированы и другие сторонники Корнилова на фронте, в других российских городах (генерал Крымов, осознавший бесперспективность мятежных действий застрелился 31 августа). Сам Лавр Корнилов был арестован 2 сентября.

После провала корниловского мятежа Александр Керенский провозгласил Россию республикой, власть перешла Директории, состоящей из пяти человек во главе с ним самим.

Таким образом, Корниловский мятеж потерпел поражение, но он положил начало белому движению - главной антибольшевистской политической силе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные исторические предпосылки и факторы, оказавшие влияние на усиление авторитета большевиков в России. Национальный вопрос. "Апрельские тезисы". Кризисы Временного правительства. Июльский кризис власти. Корниловский мятеж. Россия осенью 1917 г.

    презентация , добавлен 24.11.2011

    Причины, приведшие к февральской революции 1917 года. События февраля 1917 года. Двоевластие. Структура государственной власти после февральских событий 1917 года. Причины, приведшие Россию к Октябрьской революции.

    реферат , добавлен 19.05.2003

    Идеологии и программы политических партий России начала XX века. Оппозиция большевиков на пути от февраля к октябрю. Их трагедия в октябре 1917 года. Победа большевиков в Октябрьской революции и причины провала альтернативных вариантов развития России.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2013

    Характеристика Октябрьской революции, определение ее основных политических и социально-общественных предпосылок, значение в истории России. Оценка влияния Первой мировой войны на ход и конечную победу революции. Причины возвышения большевистской партии.

    реферат , добавлен 08.04.2013

    Социально-экономическое развитие России накануне Февральской революции 1917 года. Внутренние и внешние причины революции. События, происходящие в России в конце XIX - начале XX веков и опровержение некоторых мифов о последнем государе Российской империи.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Внутренние причины Февральской революции 1917 года. Особенности развития экономики в России. Ход событий Февральской революции 1917 года. Октябрьская революция и переход власти к Советам. Двоевластие в период между Февральской и Октябрьской Революциями.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Рассмотрение событий в России после Февральской революции 1917 года. "Апрельские тезисы", июльский кризис власти и государственное совещание. Проведение Октябрьской революции. Роль большевиков в данных событиях. Версия "немецкого финансирования".

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Обострение и столкновение классовых противоречий в России в начале XX века. Характеристика основных причин Октябрьской революции. Кризисы Временного правительства. Важнейшие события октябрьского переворота. Мировое значение Октябрьской революции.

    После Февральской буржуазно-демократической революции развитие Российского государства могло пойти по одному из трех путей:

    Восстановление монархии;

    Буржуазно-реформистский путь к капитализму;

    Пролетарско-революционный путь к социализму.

    Социально-экономическая и политическая ситуация в стране после февраля.

    Февральская революция не остановила разрушительных процессов в промышленности и сельском хозяйстве. Объем промышленного производства за годы Первой мировой войны составил около 30 % довоенного уровня. В 1917 г. 3 % землесобственников владели в белорусских губерниях 71, 9 % земли. Это означало, что аграрный вопрос оставался нерешенным, и это вызывало недовольство крестьян. В России валовый объем промышленной продукции уменьшился на 36 %, к октябрю 1917 г. покупательная способность рубля упала до 6-7 довоенных копеек, государственный долг России составил около 50 млрд. руб. Экономика России не могла выдержать непосильных расходов на войну.

    Слабость Временного правительства, отсутствие ясной программы по выведению страны из кризиса позволило Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стать второй властью в стране. Необходимо отметить, что и Советы не имели первоначально четкой программы.

    4 апреля 1917 г. В. И. Ленин выступает с апрельскими тезисами, в которых указывает на необходимость прекращения империалистической войны, проведение конфискации помещичьей земли и национализации всех земель.

    В июне 1917 г. военному министру А. Ф. Керенскому удается убедить армию в возможности наступления, в результате которого на Юго-Западном и Западном фронтах потери русской армии составили около 170 тыс. солдат и офицеров. Это обострило политическую ситуацию в стране и привело к обострению политического кризиса.

    4 июля 1917 г. в Петрограде прошла несанкционированная полумиллионная демонстрация. Временное правительство прибегло к вооруженной расправе над ее участниками. Петроград был на военном положении. Начались массовые аресты революционно настроенных рабочих. После июльских событий началось наступление контрреволюции и в Беларуси.

    Таким образом, сложившееся в стране политическая обстановка потребовала от большевиков взять курс на вооруженное восстание.

    В августе 1917 г. Л. Г. Корнилов предпринимает попытку военного переворота. Центром заговора стал Могилев. Здесь концентрировались все реакционные силы, которые затем предполагалось направить на Петроград. Большевики мобилизовали на борьбу с корниловщиной все революционно настроенные силы. 31 августа 1917 г. заговор Л. Г. Корнилова в Беларуси был ликвидирован. Эти и другие события показали, что большевики пользуются значительной поддержкой в обществе.

    Вооруженное восстание в Петрограде началось в ночь с 24 на 25 октября 1917 г. К утру все важнейшие пункты города оказались в руках восставших. Временное правительство было свергнуто, власть перешла в руки Военно-революционного комитета.

    Вечером 25 октября начал работу II съезд Советов, на котором присутствовали 649 делегатов, из них - 390 большевики. Интересы Беларуси на съезде представлял 51 делегат. Съезд принял постановление о переходе власти к Советам, Декреты о мире и о земле и создал рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров.

    В апреле 1985 г. новое руководство в лице М.С.Горбачева заявило об изменении экономической политики государства. Оно сделало упор на расширение экономической самостоятельности государственных предприятий.

    Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без кардинальных преобразований в хозяйственном механизме и последующей трансформации социально – политической системы достичь реальных результатов невозможно.

    Предпосылками реформ были:

    Экономические – К середине 80-х годов обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика утратила присущий ей динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности с 8,4% в конце 60-ых годов до 3,5% в начале 80-ых. Производительность труда за это же время упала с 6,3% до 3%. Экономический застой сопровождался большим удельным весом военных затрат (около 43-45% бюджета), снижением жизненного уровня, что вызвало объективную потребность реальных изменений.

    Политические – завершилось оформление основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки общества (коррупция, протекционизм) являвшиеся оплотом консерватизма.

    Социальные – Обозначился кризис и в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х годов по сравнению с 1966-70 гг. уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравниловка и дефицитная система распределения вступала в противоречие с сохраняемой системой привилегий управленческого слоя. Все это вело к апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Усиление идеологического давления породило диссидентское движение.

    Международные – с периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР – США, которая привела к соперничеству двух сверхдержав и непрерывной гонке вооружений. Это изматывало экономику страны. Нужно было оценить размеры охватившего страну кризиса путем его глубокого научного анализа. По инициативе Горбачева в 1987 г. начинается разработка концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные экономисты Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, А.Г.Гранберг, П.Г.Бунич, Т.И. Заславская и др.



    Разработанный ими проект предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально путем развития кооперативного движения), отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, развитие арендных отношений на селе. В 1987-88 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшими из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О расширении прав трудового коллектива и выборы руководителей», закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам и прежде всего кооперативам, арендным предприятиям принятые законодательные акты практически не срабатывали.

    Донецкая область начала реализовывать принятые законы.

    Одним из первых в области в порядке эксперимента начал работать в 1986 г. завод «Азовсталь». В 1988 на хозрасчет перешло более половины предприятий области (243) а с 1989 г. вся ее промышленность. Хозрасчет в угольной промышленности оказался в значительной степени формальным, поскольку действовавшие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятия планово убыточными. Контроль государства сделал фиктивной самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались весьма скромными. Иначе и не могло быть ибо госзаказ ничем не отличался от директивного плана.

    Особенностью кризиса стало падение качества выпускаемой продукции. С целью обеспечения выпуска конкурентноспособной продукции было решено ввести государственную приемку. На предприятиях области она начала внедряться с января 1987 г. Инициаторами ее внедрения стали Новокраматорский и Донецкий машиностроительный завод, Енакиевский и Донецкий металлургическийе заводы, завод ЛКУ (ныне Донецкий завод горного машиностроения). Госприемка предполагала создание специальных органов вневедомственного контроля и должна была поставить заслон браку и расточительству на предприятиях. Однако она дала и неожиданные социальные последствия. Повсеместно выявляя несоответствие изделий стандартам качества, она лишала трудовые коллективы премий. В частности на предприятиях работающих в условиях госприемки в 1-ом полугодии 1989 г. почти на 145 млн.руб. продукции было принято только после доработки и повторного предъявления, на 0,8 млн.руб. – окончательно забраковано. Опосредованным результатом госприемки стало фактическое сокращение заработной платы тысяч трудящихся. Таким образом к середине 1987 г. попытки стабилизировать экономику области оказались малоэффективными.

    Второе направление экономической реформы 2-ой половины 80-х годов предусматривало расширение сферы деятельности частного сектора и поощрения частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом частная собственность была легализована в 30 видах производства товаров и услуг. Трудовые коллективы получили право выбирать, либо стать государственной собственностью, либо перейти в разряд кооперативных, государственно - кооперативных или частных. На кооперативы возлагали большие надежды в деле улучшения ситуации на потребительском рынке. Однако последствия развития кооперативного движения оказались далеки от ожидаемых. Именно поэтому оно получило негативную оценку в значительной части граждан области. Большинство населения считало развитие частной инициативы причиной снижения их жизненного уровня. Недовольство населения было столь велико что в дни июльской забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. В итоге 21 июля 1989 г. Донецкий облисполком принял специальное постановление о прекращении регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов. 1 сентября 1989 г. он констатировал, что денежное обращение в области значительно ухудшилось, причем в налогообложении благодаря деятельности посреднических организаций приобретающих товары в государственной розничной сети, колхозах и совхозах с последующей их реализацией по повышенным ценам. В условиях товарного голода и неудовлетворенного спроса населения спекуляция являлась следствием неспособности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Дефицит самых необходимых продуктов, «вымывание» различных групп продовольственных и промышленных товаров из государственной торговли в кооперативы заставили власти ввести нормированное распределение для населения области: по талонам, спискам, приглашениям. Так в 1988 – 89 гг. на каждого жителя полагалось в месяц от 1 до 2,5 кг. сахара (в зависимости от времени года), 5 пачек сигарет, 1 кусок туалетного мыла, 300-400 гр. стирального порошка. Были введены нормы отпуска сливочного масла, мяса, мясопродуктов. Однако стабилизировать потребительский рынок не удавалось. Не всегда можно отоварить полученные талоны или приглашения. Нестабильность в обществе сразу же сказалась на производственной дисциплине, вызвав резкое ее падение. В 1988 г. потери рабочего времени выросли на 15%. Поэтому неудивительно, что и экономические показатели области становились все хуже.

    За 1-ое полугодие 1989 г. 28,3% всех предприятий Донецкой области сорвали поставки продукции потребителям. В 10 городах и 11 районах области не был выполнен план по вводу жилья в эксплуатацию.

    Кризисные явления в экономике и социальной сфере области продолжали усугубляться. Во второй половине 1989 г. кроме угольной промышленности большое отставание от плановых показателей допустили металлурги. 60% металлургических предприятий не справились с договорными обязательствами.

    Однако несмотря на снижение производственных показателей средняя зарплата значительно выросла. Так в промышленности при падении производительности труда на 2,3% средняя зарплата увеличилась на 11%. В целом по народному хозяйству области она была больше на 9,5% чем в 1988г. Однако необоснованный рост денежных доходов не улучшил положение населения, а привели к снижению уровня жизни, так как цены в условиях товарного дефицита росли быстрее зарплаты. Так цены на мясо и сало выросли на 25%, фрукты и ягоды на 30%, на овощи на 21%, на картошку на 36%.

    Резко усилилась напряженность ввода объектов социального назначения. Ввод школ в эксплуатацию уменьшился на 88%, детских учреждений на 57%, больниц на 86%. Человек вдруг ощутил, что он лишился социальных гарантий, которыми он пользовался.

    Трудности ощущались и в сельском хозяйстве. Поголовье крупного рогатого скота снизилось на 4%, свиней на 7%, овец на 10%, птицы на 11%, производство яиц на 11%, овощей на 6%. Таким образом к концу 80-х годов кризис охватил и аграрно – промышленный комплекс области. Колхозы и совхозы не могли рентабельно работать в новых условиях хозяйствования, а фермерство не получило достаточного развития и государственной поддержки.

    Накопившиеся экономические и социальные проблемы начали вызывать недовольство у трудящихся области. Первыми отреагировали на эту ситуацию шахтеры. Начиная с 1987 – 89 гг. на отдельных шахтах начали возникать трудовые конфликты заканчивавшиеся коллективными жалобами и обращениями в вышестоящие инстанции, прекращением работы и даже голодовками. Как правило они охватывали небольшую группу людей и не имели значительного успеха. Горняки передавали в адрес ХІХ партконференции, 1 – го съезда народных депутатов СССР десятки обращений. Разуверившись в результативности таких форм они изменили тактику. Начали появляться первые рабочие организации: советы трудовых коллективов, объединения социалистических профсоюзов, стачечные комитеты. 18 июля 1989 г. Забастовали горняки шахты «Ясиновская - Глубокая» г.Макеевки. 20 июля в области уже не работали 93 шахты и 11 шакхтостроительных организаций. Забастовка перекинулась на шахты областей (Луганской, Днепропетровской (Западный Донбасс)), Львовско – Волынского бассейна. 22 июля из 121 шахты не работало 110. 25 июля было подписано соглашение между руководством стачкома и правительством и в тот же день шахты начали работать. Стачкомы совместно с правительством подписали «Протокол о согласованных мерах». Однако постановление правительства № 608 в основном осталось на бумаге. Не были введены новые оптовые цены на уголь, не улучшилось обеспечение шахт оборудованием и запасными частями. Со временем стало ясно, что многие пункты «Протокола...» не выполнимы, так как включают в себя зачастую нереальные требования. Любой договор чтобы быть выполненным должен содержать обязательства двух сторон а не одной. Однако «Протокол...» перечислял исключительно обязательства правительства, совершенно не оговорив обязательства шахтеров. Правительство страны растерялось перед забастовщиками, дало невыполнимые обещания скорого выполнения их требований породив тем самым стачкомовский экстремизм и создало прецедент для работников других отраслей области. Поэтому забастовки стали обычным явлением не толко в угольной промышленности но и в других отраслях и бюджетных организациях.

    Экономические и социальные проблемы заставили задуматься людей над путями выхода из тяжелейшей ситуации. Более того большинство трудящихся области рассматривали реформирование Советского Союза и превращение его в демократическое государство. Они видели свое будущее в обновленном Союзе. Готовность к заключению нового союзного договора, в котором Украина могла бы иметь значительные права и подлинный суверенитет отразилась в результатах Всесоюзного референдума 17 марта 1991 г. «О сохранении СССР». В Донецкой области 84,5% голосовавших высказались за сохранение и обновление СССР, более 86,1% за вхождение в него Украины. Данные результаты были обусловлены не только интернациональным составом населения области но и спецификой ее экономических связей с экономикой всего Союза. За пределы Украины область вывозила 45% проката, 65% стальных труб, 32% минеральных удобрений, 69% металлорежущих станков, 82% прокатного оборудования. Вместе с тем в область ввозили 59% заготовок черного металла, 27% угля, 1/6 часть рыночного фонда товаров формировалась за счет поставок других республик. Представляется, что экономические аргументы оказались решающими при ответе населения Донетчины на вопросы референдума.

    Дальнейшее обнищание население и спад по всем экономическим показателям делали обстановку в области очень нестабильной. Но вершину недовольства вызвало введение с 11 января 1991 г. новых оптовых цен в промышленности: стоимость топливно – энергетических ресурсов была повышена в 2 раза; продукция металлургии на 50%, стоимость продукции машиностроения возросла на 40%. Однако введение давно ожидавшихся цен вызвало трудовой конфликт. Информация о новых ценах не была доведена вовремя до сведения шахтеров, поэтому договора с потребителями были заключены в старых ценах без учета удорожания, электроэнергии и оборудования и таким образом поставили отрасль на грань банкротства.Лишь за 2 дня января по новой системе хозяйствования шахты области недополучили 7,5 млн.руб. Шахтеры требовали дотации. Союзное правительство пообещало но не дало денег. Зато Киев нашел в республиканском бюджете 13 млрд. рублей. Выделив средства на дотацию парламент Украины принял в январе 1991 г. решение о передаче шахт и металлургических заводов из союзного подчинения в ведение республики. Приняв на себя тяжелейшее финансовое бремя он обрел в лице шахтеров и металлургов потенциальных союзников в реализации курса на достижение суверенитета республики.

    Нужно отметить и следующее, что в области изменилось общественное мнение к забастовкам горняков. От сучувственного в 1989 г. до негативно – осуждающего в 1991 г. Трудящиеся-металлурги, коксохимики, транспортники все чаще заявляли что угольщики «тянут одеяло на себя». С 2 марта 1991 г. повысились цены на 20% на основные продукты питания и товары народного потребления. Вклады населения были заморожены на 3 года. Реакция последовала незамедлительно. Забастовщики требовали немедленной отставки Горбачева и его правительства.

    Впервые после 1946 года в стране была введена карточная система. В обществе начали возникать неформальные движения, организовываться оппозиционные партии. В России ярыми сторонниками дезинтеграции выступали Ельцин и Сахаров. В республиках начали возникать Народные фронты союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). Весной – летом 1990г. прибалтийские республики а за ними и другие приняли декларации о национальном суверенитете. Одновременно с ростом оппозиции союзными структурами власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989 – 1990 гг. из состава КПСС вышли Компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

    Вместе с тем предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. – Тбилиси, в январе 1990г. – Баку, январе 1991 г. Вильнюс, Рига). Встал вопрос о реорганизации Союза. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде. Союзный договор суверенных государств предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координационный.

    Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. 19 августа с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС 4 руководителя СССР Янаев - вице-президент; В.С.Павлов – премьер, и др. Создали госкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти 19 – 21 августа 1991 г. Однако Ельцин и его команда проявили решительность и попытка ГКЧП не удалась. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства Союзных республик в которых центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорялись.

    После событий 19-21 августа 23 августа был подписан указ о роспуске КПСС. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря, был распущен союзный кабинет министров, был распущен Съезд народных депутатов СССР. Сразу после августовских событий о своем выходе из СССР заявили три прибалтийские республики. Другие республики приняли законы, провозглашавшие суверенитет и сделавшие их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть концентрировалась в руках республиканских правительств.

    14 ноября 1991 г. в Новоогарево участники заседания Госсовета СССР согласовали текст последнего варианта Союзного договора, предусматривавшего государственное устройство Союза Суверенных государств как Конфедерации. Однако за день до намеченного подписания 8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей трех союзных республик РФ, Украины и Белоруссии в ходе которой был подписан документ о прекращении существования СССР и создания вместо конфедерации организации «Содружества Независимых Государств СНГ». 21 декабря в Алма – Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря Горбачев сложил с себя полномочия президента и передал власть Ельцину.

    Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы стали неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в горбачевский период; ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии; движение за национальное самоопределение республик в период «перестройки». Огромную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: запланированные ошибки Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики, политические амбиции руководителей России, Украины и Белоруссии. Лидеры национальных движений в силу обретенной самостоятельности также ставили в качестве одной из главных целей, задачу обретения республиканской независимости.

    Последствия распада СССР носили тяжелейший характер. Нарушились экономические, политические, культурные связи, имевшие многовековые исторические традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных научно-технических связей. На территории бывшего Союза произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало конфликты между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Южной Осетией, позже Абхазией, что породило проблему беженцев. В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане.

    Таким образом, в период правления Горбачева была окончательно разрушена система тоталитарного режима. На волне демократизации в СССР оформился политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляется принцип разделения властей. Политика гласности, раскрепостила сознание людей, во многом определила необходимость перемен в обществе. Однако нужно признать, что «экономические реформы» Горбачева провалились. Вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах социалистической системы.

    Для наших соотечественников слово «кризис» давно стало чуть ли не привычным. Мы довольно часто слышим его в новостях - ведь экономический кризис в России случается даже чаще, чем раз в десятилетие (если брать период после распада Советского Союза).

    Однако не все точно знают, каковы причины экономического кризиса в России, чем это грозит простому гражданину, и когда это закончится. IQReview собрал в одном месте актуальную информацию и ответы на подобные вопросы.

    Что такое экономический кризис, и каковы его признаки?

    Если обобщить: экономический кризис - это комплекс событий, в ходе которых возникает значительное и резкое падение производства.

    Т акая ситуация имеет целый ряд признаков, среди которых:

      Рост уровня безработицы.

      Существенное падение курса национальной валюты.

      Нарушение баланса спроса и предложения на различных рынках товаров и услуг.

      Уменьшение платежеспособности граждан.

      Уменьшение ВВП (или остановка роста - если до этого ВВП стабильно увеличивался).

      Уменьшение темпов и объемов производства в различных секторах промышленности.

      Отток зарубежного капитала.

      Снижение стоимости сырья.

    Перечисленные «симптомы» являются лишь основными - на самом деле список проблем в экономике гораздо больше. Проявляются они обычно резко, комплексно (сразу несколько пунктов), и в значительном объеме. К примеру, если за год в стране вырастет уровень безработицы на 5%, то это плохо, но далеко не кризис. А вот если за полгода национальная валюта обесценилась на 30%, упал ВВП, обанкротилось несколько тысяч предприятий, упали характеристики в различных сферах экономики - это уже кризис.

    Классификация кризисных ситуаций

    Поскольку кризис - это явление крупномасштабное, его можно разбить на различные категории по ряду признаков:

      Частичный или отраслевой. Характеризуется тем, что охватывает отдельную отрасль экономики, не приводя к существенным проблемам в остальных сферах.

      Цикличный. Характеризуется тем, что происходит регулярно (повторяется примерно в равных временных промежутках). Обычно его причины заключаются в устаревании промышленного оборудования и технологий, что приводит к удорожанию продукции. Для преодоления подобных проблем требуется реорганизация структуры производства.

      Промежуточный. Схож с цикличным, отличается тем, что проблемы проявляются не так остро и резко. Также промежуточный кризис не является регулярным - не повторяется примерно в равных временных промежутках.

    Также кризисные ситуации можно разделить и по локализации. Происходить они могут как в отдельно взятом регионе, в отдельной стране, нескольких странах (соседствующих), так и в большом количестве стран. Мировой экономический кризис - это и есть последний вариант, когда спад экономики наблюдается в нескольких крупнейших государствах одновременно.

    Современная классификация экономики

    По классификации NBER (Национальное бюро экономических исследований, США), состояние современной экономики состоит всего из 4 фаз:

    Экономический цикл

      Пик (когда экономическая обстановка находится на максимально комфортном уровне).

      Спад (когда стабильность нарушается, и состояние экономики начинает стабильно ухудшаться).

      Дно (самая низкая точка спада).

      Оживление (преодоление низшей точки, после чего следует выход из кризисной ситуации).

    Н емного истории: когда еще возникали серьезные кризисы экономики?

    Чтобы подтвердить слова о том, что мировой экономический кризис - явление регулярное, приведем список наиболее крупных коллапсов экономики:

      1900-1903 годы. Кризис внезапно начался в большинстве европейских стран, чуть позже - и в США. Этот экономический кризис в России (в те годы - еще Российской Империи) начался еще раньше - в 1899. Причем в России он перерос в затяжную депрессию, которая длилась около десятилетия - до 1909.

      1914-1922, Первая Мировая война. Кризис разразился из-за военных действий, остановивших или серьезно пошатнувших работу тысяч компаний в странах-участниках. Проблемы начались еще до начала военных действий - когда обстановка стала накаляться, и на финансовых рынках началась паника.

      «Ножницы цен», 1923. Коллапс, затронувший экономику «молодого» СССР. Возник из-за отсутствия баланса между ценами на промышленные и на сельскохозяйственные товары.

      «Великая депрессия», 1929-1939. Сильнее всего отразился на США и Канаде, в меньшей мере - Франции, Германии, ощущался и в других развитых странах. Причины этого коллапса точно не установлены, существует несколько версий. Разразился он после биржевого краха в США, на Уолл-стрит (именно оттуда и пошло выражение «черный понедельник»).

      1939-1945, Вторая Мировая война. Естественно, что столь масштабные военные действия привели в упадок экономики как всех стран-участников, так и отразились на других государствах.

      Нефтяной кризис (или нефтяное эмбарго), 1973. Начался из-за отказа ряда стран (арабские государства, являющиеся членами ОАПЕК, Египет, Сирия) поставлять нефть в Японию, США, Нидерланды, Канаду, Великобританию. Главной задачей этой акции являлось давление на эти страны за поддержку Израиля в военном конфликте против Сирии и Египта. Этот экономический кризис России (СССР в то время) не принес негативных последствий. Наоборот: существенно выросли поставки нефти из Союза, а ее стоимость за 1 год возросла с 3 до 12$ за баррель.

      Распад СССР, конец 80-х и начало 90-х. Ситуация, приведшая к распаду Союза, развивалась под давлением нескольких факторов: санкции со стороны Запада, снизившиеся цены на нефть, отсутствие достаточного количества товаров широкого потребления, высокий уровень безработицы, военные действия в Афганистане, общее недовольство правящей верхушкой. Коллапс сильно отразился на странах Союза, в меньшей мере - на государствах, расположенных по соседству (из-за ухудшения или полного прекращения сотрудничества).

      Российский кризис, 1994. После развала Союза экономическая обстановка РФ находилась в плачевном состоянии, и с 1991 по 1994 год ситуация стабильно ухудшалась. Причинами проблем являлись ошибки при приватизации государственного имущества, потеря экономических связей, устаревшие технологии и оборудование на производствах.

      Российский дефолт, 1998. Развился из-за невозможности выплачивать государственные долги. Предпосылкой стал кризис в Азии, резкое падение цен на нефть и резкий рост курса доллара по отношению к рублю (с 6 рублей до 21 рубля всего за неполный месяц). Выход из ситуации был затяжным и сложным, и растянулся на несколько лет (для разных сфер экономики занял разный срок).

      Азиатский финансовый кризис, 1997-1998 (одна из причин российского дефолта). В той или иной мере отразился на всех государствах планеты. Развился из-за очень быстрого роста экономик азиатских стран, из-за чего в них начался массовый приток иностранного капитала. Как следствие - это привело к «перегреву», резким колебаниям на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в дальнейшем - их дестабилизации и падению.

      2008-2011. Масштабы и последствия экономического кризиса сопоставимы с «Великой депрессией». Коллапс резко развился в США, начавшись с финансового кризиса. Перекинувшись на еврозону, он продлился еще дольше - до 2013 года. На российском сегменте кризис отразился слабо, и основные его последствия были преодолены еще в 2010.

      Текущий кризис (с 2014 года). Отразился на многих странах резким снижением стоимости нефти. Также влияние оказывают и санкции, которые нарушили экономические отношения между странами Запада и Российской Федерацией.

    Экономическая ситуация в России: краткая история текущего кризиса

    Поскольку последний крупный кризис для России еще не закончился, на нем следует остановиться подробнее.


    Экономическая ситуация России

    Одними из первых причин его развития стали «украинские события», в ходе которых полуостров Крым перешел от Украины к России. Также Российская Федерация начиная с первой половины 2014 года регулярно обвиняется во введении войск в Донецкую и Луганскую области Украины. Доказательства этих обвинений до сих пор отсутствуют, однако они все равно продолжают озвучиваться.

    Для оказания давления на «агрессора» странами Запада (США и рядом европейских государств) были введены санкции в отношении РФ. Ограничения коснулись промышленного и финансового секторов, что привело к резкому ухудшению состояния из-за того, что ряд компаний лишился возможности получать «дешевые» кредиты за рубежом и покупать иностранное оборудование (сырье, технологии).

    Параллельно с этим стали быстро снижаться цены на нефть. С 2012 по середину 2014 они находились в диапазоне 100-115$ за баррель, а уже в декабре 2014 достигли отметки 56.5$ (самая низкая точка с 2009 года). После этого стоимость нефти не стабилизировалась, а регулярно колебалась, причем при падении достигала отметки и 27.5$ за баррель (впервые с 2003).

    Из-за того, что экономика РФ во многом зависела именно от экспорта нефти, это быстро привело к ухудшению экономики во всех ее отраслях (в дополнение к ухудшению, возникшему из-за санкций).

    Сейчас (на начало 2017 года) страна из экономического кризиса постепенно выходит. Стоимость нефти стабилизировалась, и с осени 2016 года удерживается в коридоре 50-57 $ за баррель. Вместе со стоимостью сырья стабилизировалась и национальная валюта - около 55-60 рублей за доллар.

    Чем такие проблемы грозят обычному гражданину?

    Кризис ощущают не только компании в различных секторах экономики. Не меньшее влияние он оказывает и на обычного гражданина. Неблагоприятная обстановка приводит к следующим последствиям:

      Снижается зарплата (или замедляется, или останавливается ее рост).

      Снижается покупательская способность (из-за роста цен, уменьшающейся зарплаты, стремления экономить).

      Приходится отказываться от привычного набора продуктов, развлечений.

      Ухудшаются возможности в получении медицинской помощи, образования.

      Сокращаются рабочие места (это может привести как к увольнению, если у человека есть работа, так и усложняет поиски тем, кто ее ищет).

      Уменьшается выбор товаров в магазинах (не всегда, не критично, и не во всех сферах).

    Прибавьте к этому и другие - нематериальные - проблемы. У населения, уровень жизни которого падает, ухудшается настроение - у каждого гражданина в отдельности. Если ситуация затягивается, может нарастать социальная напряженность: падает доверие к правительству, граждане активнее проявляют свое недовольство (в Сети, на митингах).

    Причины возникновения кризиса

    Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

    Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства - кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.


    Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

    По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

    Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит - иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

    Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает - начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

    Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

    Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

      Неконтролируемый рост инфляции.

      Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

      Политическая нестабильность.

      Ошибки в управлении.

      Устаревание производства.

      Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

    Пути выхода из кризиса

    К аждая кризисная ситуация - индивидуальна, и поэтому единого «рецепта» по ее преодолению не существует. Однако можно обобщить несколько основных шагов, которые необходимо предпринять власти для решения проблемы:

      Диверсификация бюджетных средств: создание максимального количества путей получения дохода. В этом случае из-за падения производства в какой-то одной отрасли (как сейчас в России - цен на нефть) экономика в целом пострадает меньше.

      Создание рабочих мест - для повышения занятости населения. Для бюджета это полезно тем, что будет поступать больше средств в виде налогов, и, вдобавок, население будет больше тратить, стимулируя производство. Чтобы создавать рабочие места, необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса.

      Сдерживание инфляции.

      Финансовый контроль: за обменным курсом, за процентной ставкой.

      Информирование населения и предприятий: о текущей обстановке, о прогнозах и перспективах, о рекомендациях по преодолению проблем.

      Обновление промышленной сферы: оборудования, технологий.

      Поддержка ключевых отраслей экономики, при необходимости - корректировка распределения бюджета (снижение расходов на менее важные отрасли и увеличение расходов на более важные).

    О развитии и причинах финансовых кризисов (видео)

Просмотров