Социальная структура древней руси - военная история. Семейный статус представительниц высшего сословия древней руси и ее соседей после принятия руси христианства

Дом и семья

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи

16 июля 2013

Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма. Характерной для них была иерархия по принципу неравенства их положения и привилегий. Это и есть сословия на Руси в основном значении этого понятия. Другие определения гласят, что сословие - это люди, объединенные между собой каким-нибудь признаком или профессиональными интересами.

Князья

Теперь, когда мы с вами знаем, что такое сословие, давайте проследим социальную структуру в Древней Руси. Без всякого сомнения, наивысшим сословием тогда считались князья. Впрочем, через некоторый промежуток времени к этой группе стали относить духовенство. Наверное, их причислили к высшему сословному чину из-за их земельной собственности (вотчины). Дружина на Руси также пользовалась определенными привилегиями.

Что такое «сословие» в дружине

Дружинная организация обладала собственной иерархической лестницей. Это, так сказать, было их внутренним делением на «сословия». На самой верхней ступени иерархии находились старейшины (старейшая дружина). Это были бояре. Низшим же «сословием» была младшая дружина. Представители этой ступени именовались отроками.

Средние классы людей

В этот класс входили купцы, ремесленники, а также владельцы небольших имений. Большинство купцов были мелкими торговцами, богатые же имели возможность торговать за пределами собственного государства.

Низшие классы людей

К этому социальному классу принадлежало свободное сельское население, которое было обложено данью, а также свободные горожане, называвшиеся людьми. К сожалению, мы не располагаем историческими данными, которые позволили бы нам с точностью установить пропорциональное соотношение низших классов к целостному населению.

Холопы и смерды

Несвободные слуги господ именовались холопами и челядью. Среди них особую категорию составляли так называемые смерды. Это крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:

  • свободные;
  • прикрепленные;
  • несвободные.

Итак, мы рассмотрели, что такое сословие времен Древней Руси. Теперь давайте переместимся в 19 век и узнаем, какие же сословия были в императорской России.

Сословия Российской империи

Сословия в России этого времени определялись Сводом законов Российской империи и разделялись на четыре главные группы:

  • духовенство;
  • дворянство;
  • горожане;
  • сельчане.

При этом горожане разделялись на подгруппы:

  • почетные;
  • купцы;
  • мастера цехов;
  • мещане;
  • мелкие собственники;
  • наемные рабочие.

Вообще, такое сословное деление было отличительным признаком дореволюционной России и Европы. В наше время формальные сословия сохранены лишь в Великобритании, поскольку в этой стране официально провозглашена монархия.

Как мы с вами уже знаем, принадлежность к определенному социальному классу всегда регулировалась наследственностью. Однако и здесь были свои исключения! Интересно, что в некоторых случаях войти в определенный класс людей (например, стать князем) можно было за особые заслуги или же просто купить титул за кругленькую сумму. Мы разобрали, что такое сословие и какие классы существовали во времена древней и императорской Руси.

Источник: fb.ru

Актуально

Социальная структура Древней Руси February 19th, 2015

Образование древнерусского государства на территории расселения восточных славян пришлось на период IX , X вв. Происходил этот процесс параллельно с разложением родоплеменного строя. В каких-то областях, например в Киевском и Новгородском княжествах, развитая социальная структура имела место уже к I Xв. В других областях, в тоже самое время, господствовали родоплеменные отношения. Параллельно с образованием государства происходило расслоение достаточно однородной социальной структуры славянских племен и выделение привилегированных сословий. В начальный период, пока были живы нормы родоплеменного строя, формирующаяся сословная структура была достаточно мягкой. Переход в более привилегированное сословие (за исключением княжеского) за личные заслуги был обычным делом. Со временем сословная структура становилась все более жесткой.

Высшим сословием в Древней Руси являлись князья . Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.

Вторым по рангу привилегированным сословием выступали бояре . Данная группа образовалась из земских и княжьих бояр . Земскими боярами являлись лучшие люди каждой земли (старейшины, крупные землевладельцы). Княжескими боярами или княжьими мужами назывались члены старшей дружины князя. С XIв различие стирается, в силу того, что княжьи бояре оседают на землю и становятся землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы переходят в разряд княжьих мужей. Земли, принадлежащие боярам, назывались вотчиной и передавались по наследству. Как правило, наряду с землями, боярам принадлежало большое количество подневольных людей (холопы, челядь).

Следующим после бояр сословием были дружинники, или младшая дружина . К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XII I в для младших дружинников используется название слуги . С XVв младших дружинников называют дворяне . К привилегированным сословиям также относилось духовенство (до Xв волхвы, с Xв священники).

Представители низшего свободного сословия носили название люди и составляли основную массу населения Древней Руси. К нему относились купцы, ремесленники, свободное сельское население и свободные горожане. При необходимости именно из этого сословия формировалось ополчение, являющееся наиболее многочисленной военной силой Древнерусского государства.


К следующему сословию относятся смерды и закупы . Положение данного сословия носило промежуточный характер между свободными людьми и рабами. Смердами являлись либо княжеские, либо государственные (в случае Новгородской республики) крестьяне. Они владели наделами земли, которую могли передавать по наследству. Уходить с земли не имели права. В отсутствие наследников земля отходила князю. К закупам относились люди, заключившие с феодалом договор и попавшие в зависимость за долги. На период отработки долга закупы попадали в довольно существенную зависимость от феодала.


Низшим сословием являлось рабское. Рабы назывались холопы и челядь . К холопам относились рабы из местного населения. Попасть в рабство можно было за преступления, за долги, в результате продажи себя в присутствии свидетелей, в результате женитьбы на холопе или челяди. Также холопами становились дети рожденные рабами. К челяди относили рабов, захваченных в результате военных походов на соседние племена и государства.

Любое общество представляет собой классовую или сословную структуру. Это две идеальные модели, которые в настоящем времени очень сложно переплетены. При этом принято считать, что на Западе более преобладает классовая структура, а в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ - сословная. Так или иначе, элементы сословного деления общества есть везде, и оно представляет собой пирамиду, в нижнем пласте которой находятся социальные низы, а верхушку венчают привилегированные высшие слои. Вероятней всего, причина этой действительности кроется в истории формирования общества и стремлении людей определенного статуса поддерживать отношения только с себе подобными. Итак, что такое сословие, и какими социальными группами оно было представлено в России?

Определение сословия

Некоторые исследователи небезосновательно считают, что на Руси до правления Петра I сословие носило понятие «собрание, сборище» и слово не использовалось, чтобы описать какую-либо группу в социальной иерархии. Но к концу XVIII века термин «сословие» приобретает новое,и его начинают отождествлять с социальными общностями, которые имели определенные права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне.

Для сословного общества любой эпохи всегда характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий: господствующая категория людей, полупривилегированные и податные. Другими словами, каждый индивидуум находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности. Именно она определяла кодекс поведения, окружение человека, его род занятий, а порой прическу и одежду, которую допускалось носить. Зачастую представленные нормы, правила и требования были такими, что сословие представлялось беспросветной тюрьмой, откуда вырваться практически было невозможно.

Сословия древних цивилизаций

Значимую часть своей истории человечество прожило в сословной системе, которая была типична и для всех стран древности. Например, общество Древнего Китая выделялось достаточно сложной структурой. В него входили следующие сословия: представители императорской семьи и аристократии, многочисленное чиновничество (это было открытое сословие и в него могли попасть и горожане, и крестьяне), ученые, земледельцы. Что интересно, в отличие от других государств, рабство в Древнем Китае не получило развития.

В одной из самых древних цивилизаций - Египте, история также определяет несколько сословий. Самые важные по значимости были вельможи (приближенные к фараону), затем жрецы, царские люди, земледельцы и ремесленники, рабы. Была еще одна особая группа людей - писцы, они говорили от имени фараона.

У жителей Древнего Рима, величайшего государства античности, общество представлялось такими сословиями, как: нобилитет, патриции (привилегированная знать), всадники, плебеи (свободное население), крестьяне и ремесленники, бесправные рабы. Часто встречалось, что права и обязанности некоторых сословий были неотделимы. Например, для гражданина Афин или Рима прохождение службы в войске являлось одновременно и правом и обязанностью.

Сословная структура средневекового общества

Современное общество многолико, и четких разграничений по сословиям не имеет, но так было не всегда. В средневековом западном обществе сословная структура смогла приобрести четкие контуры только к XI веку. В результате выделились три основных сословия: духовенство, рыцарство и горожане. С крестьянством положение определялось не так однозначно. Свободных крестьян относили к третьему сословию, а зависимые оставались вне сословий и без всяких прав.

Первоначально сословия были открытыми, например, в духовенство могли пойти младшие сыновья рыцарских семей или сословие рыцарства пополнялось свободными крестьянами. Но к XV веку сословия становятся все более замкнутыми и приобретают сложное иерархическое устройство. Так например, в городах было три уровня гражданства и всю полноту прав и привилегий имели только горожане первого уровня, они же и занимали высокие посты.

Сословия в России

Процесс становления социальных групп в Российском государстве шел постепенно и утвердился только к 1649 году в Соборном уложении. Надо заметить, что общество России отличалось своей изменчивостью и подвижностью, оно несколько раз делилось и переиначивалось. Таким образом, иерархия основных сословий в 17 веке была следующей: феодалы (бояре и дворяне), духовенство, посадское и городское население (купцы, ремесленники), крестьяне.

Гражданская война на рубеже XVI и XVII веков дала начало эпохе сильных социальных потрясений. Это были последствия возросших сословных неравенств, когда произошло окончательное закрепощение крестьян. Возникшая разница между процветающей верхушкой и бедственным положением низов вылилась в череду народных восстаний.

Принадлежность по праву рождения

Положение определенных гражданских групп в государственной иерархии, а также их права, привилегии и обязанности утверждались законами и подкреплялись религиозной догмой. Чем выше было сословие по социальной лестнице, тем большими правами оно обладало. При этом внутри каждого сословия определялось множество уровней, рангов, слоев. Принадлежность к тому или иному сословию автоматически определялась по праву рождения. Таким образом, установленные барьеры между гражданскими группами были довольно строгими.

Высшие сословия зачастую обладали своими социальными символами и знаками. Это могли быть титулы, звания, флаги, гербы, мундиры, ордена. У низших сословий тоже была своя символика. И обычно вопросов не возникало, к какому сословию принадлежит человек, это было очевидно.

Российская империя XIX век

К XIX веку большая часть европейских государств отказалась от четкого деления социальных групп, границы стали более расплывчатыми. Россия в этом плане значительно отставала от развитых держав, ее жесткие сословные традиции продолжали существовать еще какое-то время. Даже отмена крепостного права не ослабила возрастающие межсословные противоречия, хотя немного улучшила положение крестьян. Задавленное непомерными платежами, оно так и не смогло подняться из нужды. Привилегированные сословия в России еще долго удерживали доминирующие позиции в обществе.

Чем отличается класс от сословия

На первый взгляд значение терминов «класс» и «сословие» очень похожи: оба определения означают социальную группу людей, которые объединены по какому-либо признаку. Но вот в этом и заключается разница. При классовом делении общества люди разделяются по роду занятий и уровню доходов, но перед законом будут все равны. При сословном обществе люди делятся в зависимости от уровня доступных им прав и привилегий и имеют далеко не равные позиции перед законом.

Между классами допускается перемещение: человек из фермерской семьи запросто может стать врачом или юристом. Границы же сословий такие, что перемещение между ними - значительная редкость, простому крестьянину вельможей никак не стать. Считается, что классовое деление общества - это своего рода эволюция сословий, которую невозможно было миновать при общем развитии политических и правовых систем государства, развитии производства и денежно-кредитных отношений.

В средневековом европейском обществе духовенство имело все лидирующие позиции, это объяснялось тем, что для человека той эпохи самым главным являлись отношения с Богом.

Уровень жизни горожан и крестьян на Руси до введения крепостного права был значительно лучше, нежели в государствах Западной и Южной Европы. Гардероб крестьян и холопов мог похвастать рубахами, украшенными жемчугом и золотом. Следовательно, права и привилегии были такими, что сословие вполне могло процветать.

Когда в Европе появились прививки от оспы, Екатерина II пригласила английского врача, чтобы привить себя первой, тем самым подав пример поданным. Донором выступил крестьянский мальчик Александр Марков, которого впоследствии произвели в дворянский чин.

В Испании королевская семья и высшие сословия вели свою родословную от вестготов. В отличие от смуглых простолюдинов, которые смешались с маврами, они имели очень бледную кожу с сильно выделяющимися венами. Отсюда пошло выражение «голубая кровь».

I. Феодалы . Господствующим классом русского общества по-прежнему оставались светские феодалы-землевладельцы, которые окончательно превратились в замкнутую сословную корпорацию. Класс светских феодалов делился на три основных сословия:

1) Княжеско-боярская аристократия . По данным многих современных историков (В. Буганов, П. Седов, Г. Талина, И. Михайлова), в эту наиболее привилегированную категорию феодалов входили представители 20 княжеских и 11 боярских аристократических фамилий, которые делились на а) «роды первой статьи » (Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Одоевские, Пронские, Морозовы, Шереметевы, Буйносовы и другие), представители которых «бывают только в боярех, а в околничих не бывают », и б) «роды второй статьи » (Долгорукие, Милославские, Куракины, Ромодановские, Пожарские, Волконские, Пушкины, Плещеевы, Бутурлины и другие), которые «бывают и в околничих и в боярех ».

Эта категория феодалов не только составляла костяк Боярской думы и Государева двора, но и занимала ключевые должности в центральном управлении, армии и на дипломатической службе в качестве руководителей приказов, полковых воевод, государевых послов и т. д.

2) «Чины московские», или «жильцы» - это столичные дворяне, входившие в состав Государева двора и занимавшие важные посты в дворцовом и государственном управлении. Эти же дворяне составляли и костяк придворной администрации (стольники, стряпчие, кравчие), а некоторые из них, получив чины думных дворян и думных дьяков, входили в состав Боярской думы и являлись руководителями приказов (Толстые, Нарышкины, Апраксины, Татищевы, Скобельцыны, Овцыны, Спицыны и другие).

3) «Чины городовые» («путные дворяне», или «дети боярские») - самая большая категория провинциальных служилых людей «по отечеству », составлявшая основу поместной конницы, за службу в которой они «верстались» государством, т. е. получали земельные владения в виде поместья и денежный оклад.

Характер взаимоотношений внутри двух первых сословий определялся традициями местничества. В 1682 г. по инициативе некоторых вельмож из окружения царя Федора Алексеевича (1676-1682), в частности, князя Василия Васильевича Голицына, Боярская дума и Освященный собор единогласно приняли «Соборный приговор» об уничтожении «богопротивного местничества » и сожжении всех разрядных книг, которое с «превеликой радостею сотвориша » сам патриарх Иоаким и члены Освященного собора в сенях Передней палаты государева дворца. При этом по данным ряда историков (А. Богданов), одновременно с этим актом была создана Палата родословных дел («Гербальня»), в недрах которой под началом князей В.Д. Долгорукова, И.А. Голицына и А.И. Хованского стал разрабатываться проект новой сословной реформы, ставший предтечей петровской «Табели о рангах».

В результате уже в марте 1682 г. вместо сожженных разрядных книг были созданы родословные книги, или «разряды без мест », предназначенные «1) родословным людям; 2) выезжим; 3) московским знатным родам; 4) дворянским; 5) гостиным и дьячим; 6) всяким низким чинам », которые отныне служили не в качестве главного инструмента для назначения на разные государственные должности, а для кодификации всех дворянских родов. Отмена местничества стала крупным шагом на пути консолидации всего класса феодалов и стиранием граней между его различными сословиями .

Ряд современных историков, в частности, профессор П.В. Седов, автор известной монографии «Закат Московского царства: царский двор конца XVII века» (2008), считает, что:

1) существующее до сих пор в отечественной историографии представление о русской знати XVII в. как о «зяблом и упалом дереве» и о растворении боярства в огромной массе служилого провинциального дворянства нуждается в коренном пересмотре, поскольку в действительности при малолетних и болезненных государях последней четверти XVII в. имел место обратный процесс - резкий рост роли и влияния Боярской думы с одновременным обогащением княжеско-боярской знати на фоне оскудения основной массы провинциального дворянства; и

2) именно в это время в России складывается так называемое придворное общество как особая форма взаимодействия великого государя с правящей элитой в период перехода от средневековой монархии к монархии нового времени, который завершится в XVIII в. в форме абсолютизма.

Надо подчеркнуть и то обстоятельство, что все светские феодалы, в том числе самая титулованная княжеская знать, независимо от своего имущественного и должностного положения, являлись холопами государя, царя и великого князя всея Руси. Традиционный для феодального общества институт вассалитета был окончательно заменен принципиально иным институтом феодального подданства.

II. Духовенство. Начиная со второй половины XIV в., после проведения монастырской («общежитийной») реформы митрополита Алексия, Русская православная церковь превратилась в крупнейшего земельного собственника. Светская власть неоднократно пыталась прибрать к рукам огромные земельные богатства церкви, но даже Ивану Грозному не удалось решить эту проблему. При нем лишь частично были ограничены налоговые («тарханные») привилегии Церкви, а также наложен жесткий запрет на свободное приобретение монастырями новых земель без доклада царю. В середине XVII в. крупнейшим монастырям (Троице-Сергиев, Соловецкий, Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозерский) принадлежала треть всей пахотной земли, что во многом определяло политический вес Русской православной церкви не только в церковных и религиозных, но и сугубо светских государственных делах. Однако большая часть монастырей и церковных приходов были безземельными и получали на свое содержание «царскую ругу ».

Все русское православное духовенство делилось на две больших категории:

1) «белое» (монашествующее) духовенство, которое не платило государственных податей и пошлин. Эта привилегированная категория «царских богомольцев » составляла немногочисленную прослойку духовных феодалов - патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты;
2) «черное» (приходское) духовенство, которое являлось «подлым», т. е. податным сословием, и составляло большую часть «царских богомольцев » - иереи, диаконы, протодиаконы и т. д.

III. Крестьяне . В начале правления Федора Алексеевича в 1678 г. была проведена знаменитая «дворцовая перепись» всех земель, по итогам которой была установлена общая численность и структура всего сельского населения страны, которое делилось на три основных категории:

1) Владельческие, или крепостные крестьяне , которые составляли подавляющую часть всего податного населения страны и делились на дворцовых (удельных), монастырских и вотчинно-помещичьих. Определяющей тенденцией стало стирание граней между его различными категориями, поскольку всех их отныне уравнял институт крепостного права, окончательно установленный Соборным уложением 1649 г.

В исторической науке традиционно выделяют несколько основных этапов закрепощения крестьян :

1) 1497 г. - Судебник Ивана III, установивший единый срок крестьянских переходов в Юрьев день и единую плату за пожилое.

2) 1550 г. - Судебник Ивана Грозного, который подтвердил право крестьянских переходов только в Юрьев день и повысил вдвое, с учетом инфляции, плату за пожилое.

3) 1581/1592 г. - указ «О заповедных летах», наложивший «заповедь» на все крестьянские переходы в Юрьев день.

4) 1597 г. - указ «Об урочных летах», впервые установивший пятилетний срок («урок») сыска беглых крестьян.

5) 1601-1602 гг. - указы Бориса Годунова о восстановлении права крестьянских переходов в Юрьев день.

6) 1607-1637 гг. уложение Василия Шуйского и указы Михаила Федоровича о новых «урочных годах» сыска беглых и вывезенных крестьян.

7) 1649 г. - Соборное уложение Алексея Михайловича, установившее бессрочный сыск беглых и вывезенных крестьян и холопов.

Все владельческие крестьяне несли феодальные повинности в виде барщины и оброка (денежного или натурального). Кроме того, они являлись основным тягловым сословием, которое обязано было платить подати в пользу государства. Но поскольку крепостные не являлись юридическими лицами, то за выполнение ими государственных повинностей отвечал их владелец , которому государство передало значительную часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций и прав.

2) Черносошные крестьяне были лично и поземельно свободными сельскими жителями, платившими подати только государству. Главное отличие этой категории крестьян состояло в том, что они, сидя на государственной земле, располагали правом ее отчуждения, т. е. продажи, заклада и передачи по наследству. У черносошных крестьян функции управления и сбора податей выполняла община с мирским сходом и выборные должностные лица - старосты и сотские, которые производили раскладку податей, отвечали за их своевременную уплату, чинили суд и расправу, защищали земельные права общины и т. д.

3) Холопы , составлявшие особую прослойку сельского населения страны, делились на три основных категории: дворовую челядь, служившую в усадьбах феодалов в качестве личной прислуги и приказчиков, военных холопов, составлявших костяк «феодального войска», и холопов-страдников, которые обрабатывали барскую запашку. В отечественной историографии долгое время существовало ошибочное представление, что в XVII в. социальный институт феодального холопства изжил себя. Последние исследования ряда ученых, в частности, профессора В.М. Панеяха «Холопство в первой половине XVII в.» (1984), убедительно показали, что этот социальный слой сохранял свою жизнеспособность и его процесс слияния с крепостным крестьянством протекал не столь последовательно и интенсивно, как это представлялось ранее.

Новое в институте холопства состояло в том, что по Соборному уложению 1649 г.:

а) были существенно ограничены источники его пополнения, и отныне холопами могли стать только вольные люди, а крепостным и служилым людям путь в холопы был закрыт;
б) был установлен бессрочный порядок сыска беглых холопов;
в) после введения в 1678 г. подворной подати холопы впервые, наряду с крестьянами, посадом и приходским духовенством, стали податным сословием.

1) Купечество , которое традиционно составляло верхушку самого посада. В рамках этого сословия особо выделялись две категории:

а) гости - самая богатая и привилегированная прослойка купечества, которые не платили податей, были освобождены от постоя, имели право владеть вотчинами, свободно выезжать за границу по торговым делам и т. д. (Строгановы, Шорины, Чистые, Никитниковы);
б) торговые люди гостиной и суконной сотен, которые обладали тем же объемом прав и привилегий, что и гости, за исключением права свободного выезда за границу.

2) Ремесленники , которые составляли основную массу городского населения и проживали в посадских слободах - кадашевской, гончарной, таганской, кузнечной и других. По Соборному уложению 1649 г. все ремесленники были прикреплены к своим посадам и слободам, которые без специального на то разрешения не могли покидать . Во всех городах были ликвидированы привилегированные «белые слободы», принадлежавшие крупным феодалам, и отныне все ремесленное население городов стало податным сословием. Важно отметить и то обстоятельство, что в отличие от западноевропейских городов, в России вплоть до начала XVIII в. отсутствовала цеховая организация ремесленного производства .

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

Сословия Древнего Рима

Сословия у Платона

Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Франция

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).

В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.

Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.

Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».

Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.

К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди .

Низший слой населения составляли несвободные холопы .

Российская Империя

10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов » ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.

Литература

  • Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901]
  • Пайпс, Ричард . Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993.

См. также

Ссылки

  • Анпилогова Е. С. Публичная жизнь женщин высших сословий на рубеже XVII–XVIII веков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 6 - История .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сословие" в других словарях:

    Сословие … Орфографический словарь-справочник

    К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов

    Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова

    Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.

Просмотров