Героические морские сражения. Пять морских сражений, закончившихся полным разгромом противника

Ну, как всегда, я опять вспомнил про свой заброшенный ЖЖ спустя полгода. Стать более дисциплинированным - моя важнейшая задача сейчас, и она складывается из таких вот небольших вещей, как ведение ЖЖ. Но, с другой стороны, за эти полгода произошло такое… нет,ТАКОЕ!Впрочем, об этом постараюсь как можно быстрей рассказать в следующем посте. А пока вспомнил про давно отложенные фотографии морских боёв Второй Мировой.

Артиллерийских боёв кораблей в ней было не меньше, чем в Первой, да и техника фотосъёмки к тому времени значительно шагнула вперёд. Но…фотографий боёв по-прежнему мало. Почему? Дело тут, наверно, в том, что сами бои стали более скоротечными и непредсказуемыми, и подготовиться к съёмке было особенно и некогда. В редких случаях, когда к этому специально готовились, результат давно и хорошо известен. Наиболее известный из них - операция «Рейнубюнг», рейд «Бисмарка». Да и то снимки сохранились потому, что материал предусмотрительно переправили на «Принц Ойген», перед тем, как немецкие корабли разделились в океане, чтобы больше не встретиться… Превратности войны. А противоположный случай - гибель архива японского ВМФ в Нагасаки - никто не знает, сколько бесценных материалов сгорело в огне ядерного взрыва! Вообще, по кампании на Тихом океане, как известно, большинство фотографий или сделано с воздуха, или отражают бои кораблей с воздушным противником. И ещё один момент. Многие фотографии это… части киносъёмки. Чаще всего тоже уцелевшей.

Начнем, как говорится, с начала… С Вестерплатте. Первыми залпами войны были залпы старого броненосца «Шлезвиг-Гольштейн» по береговым польским укреплениям. Здесь немцы хорошо подготовились, даже киносъёмка сохранилась. Вид практически мирный, непонятно, что это, стреляют? Впрочем, так оно и было.

Это фото - реальный цвет или покрашенное?

А вот с борта самого линкора:


Итак, война началась. Одной из первых крупных операций флота в ней стала норвежская операция, а одним из самых её драматических эпизодов стал подвиг английского эсминца «Глоуорм», в одиночку схватившегосяс тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» 8 апреля 1940 года. Фото запечатлели последние моменты боя, когда эсминец, прикрываясь дымовой завесой, идет на таран,

И уже тонущий:


Через окуляр дальномера «Хиппера»:


Тем временем в Норвегии разворачивались другие сражения. Из их фотоснимков пока мне известны снимки второго боя за Нарвик 13 апреля, сделанные английской стороной:

«Уорспайт» ведет огонь в Уфут-фьорде:


Бойэсминцев, снято с англ. Самолета (что-то смутное, трудно сказать конкретно)



А эти фото с киносъёмки - потопление английского авианосца «Глориес» немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Норвежском море 8 июня 1940 года. Разумеется, немецкая кинохроника скромно умолчала о последующей атаке линкоров эсминцами охранения «Ардент» и «Акаста», завершившейся неприятным для немцев попаданием торпеды «Акасты» в кормовую часть «Шарнхорста».



Огонь "Шарнхорста"

И «Гнейзенау»:

Эсминцы прикрывают «Глориес» дымзавесой:

Но это не помогает



"Ардент" потоплен...

А за ним - и сам «Глориес»:


А теперь - атака «Акасты» - её триумф и гибель:

Теперь перенесёмся в Африку - в Алжир. Мерс-эль-Кебир - это название сразу говорит за себя многое для военных историков, любителей военной истории… Большинство снимков этого боя - тоже кадры кинохроники.

Мерс-эль-Кебир под огнем английской эскадры:


Взрыв снаряда у ЛК «Бретань»


Залпы кучно ложатся за кормой «Прованса» и «Страсбурга», который уже дал ход:


«Страсбург» выходит из гавани:


Ещё одно фото выхода «Страсбурга» под огнём:



Выйдя из гавани, линкор развил ход и открыл огонь:

И вслед за ним эсминцы и лидеры идут на прорыв



Эта фотография иногда атрибутируется как «английские линкоры «Худ» и «Вэлиант»под ответным огнем французских кораблей в Мерс-эль-Кебире». На мой взгляд, больше похоже на падение авиабомб. Если кто в курсе, прошу подсказать, что в точности отображает эта фотография:


А спустя 6 дней после Мерс-эль-Кебира состоялось первое боевое столкновение английских и итальянских линейных сил - бой у мыса Пунта-Стило. Сам по себе малопримечательный, он,однако, удостоился запечатления итальянской стороной на кинопленку, что дает нам отличный шанс увидеть бой линейных сил, что называется, изнутри, глазами его участника. Кинокадры разошлись на фотографии, попавшие даже в советские книги по истории Второй Мировой войны.

Пожалуй, самая известная из них - «Конте ди Кавур» ведет огонь. Снято с борта «Джулио Чезаре»:


Ещё раз:


А теперь - наоборот, «Чезаре» с «Кавура»:


И - со стороны, с эсминцев, благоразумно державшихся в стороне от «битвы гигантов»:


Неудача в этомсражении привела к утере итальянцами господства на собственном морском театре и утере флотом самого боевого духа. Посему столь масштабных съёмок морских операций они больше не производили. Но все же снимали. Например, б бою у мыса Теулада 27 ноября 1940 г.

Итальянские тяжелые крейсера под огнем:

Тяжелый крейсер «Фиуме» ведет огонь по английским крейсерам:


«Манчестер» и «Шеффилд» ведут огонь:


«Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» в бою у Спартивенто:

Это было одно из сражений с переменным успехом, ограничивающее инициативу английского флота в операциях в проводке конвоев.

Наступил 1941 год, и самым известным из сражений, в том числе в интересующем нас плане, стала операция «Рейнубюнг» - первый и единственный рейд немецкого линкора «Бисмарк». Подготовка к рейду была по-немецки основательной, и на линкор были командированы корреспонденты и кинооператоры. Был отснят фильм, в том числе и в бою в Датском проливе, но… Часть материалов переправили на «Принц Ойген», и он благополучно «довез» их в Брест, благодаря чему мы и можем сейчас их видеть. Киноматериалы же остались на «Бисмарке», и, когда стало ясно, что линкор с выведенными из строя рулями скоро будет настигнут главными силами английского флота, их попытались отправить во Францию на бортовом гидросамолёте. Но катапульта оказалась поврежденной в бою, что сразу не заметили, и «Арадо» упал в море. Данные фотографии, в принципе, уже широко растиражированы. Но постоянно появляется что-то новое.


Снаряды«Принца Уэльского» стали накрывать «Принца Ойгена»:


И тогда «Принц Ойген» уступил место «Бисмарку» впереди:
Английские корабли под огнём (слева «Принц Уэльский, справа - «Худ» под накрытием):
Ключевой момент боя - гибель «Худа»:

Увеличенное фото агонии корабля с указанием деталей:



Поврежденный «Бисмарк» (заметен дифферент на нос) продолжает вести огонь по «Принцу Уэльскому», заставив его выйти из боя:

А 27 мая в 08:00 по поврежденному и почти недвижимому «Бисмарку» открыли огонь английские линейные корабли и крейсера. Фотографии этого боя, ставшего фактически расстрелом немецкого линкора, сделаны уже английской стороной, причем на значительном отдалении, а не с кораблей -участников боя, как было у немцев и итальянцев. Но наверняка и фотографии боев с английских кораблей есть, вряд ли это объясняется особенностями характера или чем-то подобным. По мере нахождения таких снимков постараемся их опубликовать.

Всплески от снарядов «Роднея» и «Кинг Джордж V » ложатся рядом с «Бисмарком»:



Конец боя. «Родней» ведет по «Бисмарку» огонь с дистанции прямого выстрела:

Горящий и тонущий «Бисмарк»:

Фотографий позднейших крупных боев на европейско-атлантическом ТВД я не нашел. Мало снимков артиллерийских боёв и на тихоокеанском ТВД. Эти снимки представлены американской стороной - по понятным причинам. Соответственно, фотографий боёв на первом этапе войны, когда инициативой владели японцы, нет или почти нет. То, что японцы не снимали, сомнительно (вспоминая снимки времен русско-японской войны!) Ну, и сам и морские бои второго этапа войны

(примерно до ноября 1944 года) - были скоротечными и часто неожиданными для обеих сторон, иногда происходили ночью.

Таким был и бой у острова Саво, одного из Восточных Соломоновых островов. В августе 1942 года американцы и их союзники начали высадку на островах, и японцы предприняли меры противодействия. Японское соединение в ночь с 8 на 9 августа вошло в пролив между островами и атаковало соединение прикрытия десанта, в результате потопив 4 тяжелых крейсера и повредив ещё один и два эсминца. На снимке (очень известном) - горящий и погружающийся в воду американский тяжелый крейсер «Куинси», пораженный торпедами и артиллерией японских крейсеров:


А на этом, не менее известном, с крейсера «Тёкаи» - крейсера союзников «Австралия», «Канберра», «Чикаго», освещенные прожекторами японцев и осветительными бомбами, с гидросамолетов. Кстати, вот фото «Тёкаи», ведущего огонь - не в том бою, конечно, а ещё в 1933-м году, просто картинка к месту пришлась:


С 12 по 15 ноября 1942 года у острова Гуадалканал состоялись два решающих морских (именно классических) сражения в этой кампании, после которых перевес в ней окончательно склонился на сторону американцев и их союзников. Оба боя происходили ночью (такова была тактика японцев, стремившихся избегать дневной активности из-за превосходства союзной авиации). Снимков боя практически неизвестно, кроме одного - стрельба лк «Вашингтон» по «Киришиме» во втором бою в ночь с 14 на 15 ноября, в результате которой японский линкор был выведен из строя, и, в дальнейшем, покинут экипажем и затонул.



Ну и, наконец последним крупным (можно даже сказать, самым крупным)морским сражением на сегодняшний день была и остается битва в заливе Лейте. Сама она состояла из нескольких морских боёв, в том числе артиллерийских. Фотографии американские, хотя, на японских кораблях также были те, кто фотографировал. И хотя съемки японцами своих кораблей перед сражением есть, снимков самих боем японцами пока я не видел. Вряд ли, учитывая положение японцев в этом сражении, им было до съёмок.

Ночью 25 октября состоялся бой в проливе Суригао, в результате которого «соединение С» адмирала Нисимуры было полностью уничтожено. Бой происходил ночью и был довольно скоротечным. На фотографиях мало что можно различить, кроме этой:


Правда, этот силуэт больше напоминает не участвовавшие в этом бою линкоры типа «Исе», да и снимок ли это ещё, сложно сказать. Взято из книги Антони Тулли.

А это - подтверждённый снимок. Линкор «Вест Вирджиния» ведёт огонь по японскому соединению:

Огонь американских крейсеров оперативной группы 77.2:

Утром 25 октября в бой вступили главные силы японского флота, во главе с его флагманом - крупнейшим в мире линкором «Ямато». Но целью его стали всего-навсего эскортные авианосцы «Уайт плейнз» и «Сент Лоу». Американские летчики, атакуя «Ямато», сделали снимок ведущего огонь японского флагмана:



Эсминцы прикрытия контратаковали противника, понеся тяжелые потери (на снимке - «Джонстон», «Хоел»,» Хеерман» под огнем:



Тем временем японские крейсера, обойдя американские авианосцы с севера, открыли огонь, потопив «Гамбиер бей» и повредив остальные. Японский крейсер (отмечен кружочком) расстреливает «Гамбиер бей»:



Ещё одно фото:



Слева - «Гамбиер бей», справа - «Киткин бей» под огнем японских крейсеров:

«Гамбиер бей» - совсем близко:

Несчастный «Гамбиер бей» был-таки потоплен, но сопротивление эсминцев и пилотов самолетов с авианосцев привело к отходу главных японских сил. Конечно, причины отхода были не только в этом, но все же это сражение показало и то, что бой авианосцев и артиллерийских кораблей без авиаприкрытия для последних теперь бесперспективен.

Финалом сражения в заливе Лейте стал бой у мыса Энганьо, в котором были уничтожены последние японские авианосцы, находившиеся в строю. Поскольку у американцев было полное превосходство в силах, особенно в воздухе, бой превратился, по сути, в охоту за японскими кораблями соединения Одзавы(не очень удачную, кстати). На снимке: огонь крейсера «Мобиле» по эсминцу «Хатсулзуки»:



А вот линкору «Исе» (на снимке, ведет огонь) удалось вернуться в базу почти невредимым:

На этом эпоха крупных морских артиллерийских боёв закончилась. До конца войны, и после, такие бои ещё происходили. Да и, возможно, в будущем все может быть - ведь артиллерия - неотменный признак сегодняшнего корабля - катера, корвета, фрегата, эсминца, крейсера… И калибр её растет. Самый перспективный на сегодня корабль, находящийся в постройке - американский эсминец «Зумвольт» - оснащён 155-мм артустановкой с управляемыми снарядами. Так что морские артиллерийские бои ещё могут иметь место в будущем. Хотя лучше бы никогда больше их не было. Ни артиллерийских, ни ракетных. Никаких.

Приключенческие, исторические, документальные фильмы, в которых показывают морские сражения, всегда захватывают дух. Неважно, фрегаты ли это с белоснежными парусами возле Гаити или громадные авианосцы на траверзе Перл Харбора.

Дух странствий не дает покоя человеческой фантазии. Читайте далее, и вы вкратце познакомитесь с наиболее масштабными и грандиозными морскими баталиями в новой истории мира.

Флот в военной истории

Давайте подробнее разберемся, что же происходило в Чесменской бухте с пятого по седьмое июля 1770 года.

В Черное море из Балтики были отправлены две эскадры, которые на месте объединились в одну. Командование новым флотом было поручено графу Алексею, брату Григория Орлова, фаворита Екатерины II.

В эскадру входило тринадцать крупных кораблей (девять линкоров, один бомбардир и три фрегата), а также девятнадцать малых судов поддержки. В общей сложности на них было около шести с половиной тысяч человек экипажа.

Во время перехода была обнаружена стоящая на рейде часть турецкого флота. Среди кораблей присутствовали достаточно крупные суда. Например, у «Бурдж у Зафер» было восемьдесят четыре пушки на борту, а у «Родоса» - шестьдесят. В общей сложности насчитывалось семьдесят три корабля (из них шестнадцать линкоров и шесть фрегатов) и более пятнадцати тысяч матросов.

С помощью умелых действий русских моряков эскадре удалось одержать победу. Среди трофеев был и турецкий «Родос». Турки потеряли убитыми более одиннадцати тысяч человек, а русские - около семиста матросов.

Второе Роченсальмское сражение

Морские сражения в восемнадцатом веке не всегда были победоносными. Это объясняется плачевным состоянием флота. Ведь после смерти императора Петра I, о нем никто не пекся должным образом.

Через двадцать лет после ошеломительной победы над турками российский флот потерпел оглушительное поражение от шведов.

В 1790 году возле финского городка Котка (ранее назывался Роченсальм) встретились шведский и русский флоты. Первым командовал лично король Густав III, а адмиралом в последнем был француз Ниссау-Зинген.

В Финском заливе встретились 176 шведских суден с 12500 экипажа и 145 русских кораблей с 18500 матросами.

Поспешные действия со стороны молодого француза привели к разгромному поражению. Русские потеряли более 7500 человек, в отличие от 300 шведских матросов.

Ученые говорят, что это вторая битва по количеству кораблей в новой и новейшей истории. О самом грандиозном сражении мы поговорим в конце статьи.

Цусима

Причиной поражений зачастую служили различные недоработки и излишнее усердие. Например, если говорить о Цусимской битве, она произошла именно тогда, когда японский флот имел перевес по всем характеристикам.

Русские моряки были предельно уставшими после многомесячного перехода из Балтики в А корабли уступали японским в мощности огня, бронированности и скорости.

Как результат необдуманного поступка адмирала Российская империя потеряла флот и какую-либо значимость в этом регионе. В обмен на сотню раненых японцев и три утопленных миноносца русские потеряли убитыми более пяти тысяч человек, а в плену оказались более шести тысяч. Кроме этого, из тридцати восьми суден девятнадцать оказались потопленными.

Ютландское сражение

Ютландское морское сражение считается крупнейшей баталией на море во время В ходе битвы сошлись 149 британских и 99 немецких кораблей. Кроме этого, использовались несколько дирижаблей.

Но вся прелесть событий заключалась не в громадном водоизмещении техники или количестве раненых и убитых. Даже не в последствиях боя. Главной особенностью, которой может похвастаться только Ютландское морское сражение, была неожиданность.

Оба флота случайно столкнулись в Скагерракском проливе, возле Вследствие ошибки разведданных британцы шли очень растянуто и неспешно к Норвегии. В противоположном направлении двигались немцы.

Встреча оказалась совершенно неожиданной. Когда английский крейсер «Галатея» решил досмотреть датское судно, случайно оказавшееся в этих водах, от «У Фиорда» как раз отходил немецкий корабль, уже проверивший его.

Британцы открыли по противнику огонь. После подтянулись остальные суда. Ютландское сражение увенчалось тактической победой немцев, но стратегическим поражением Германии.

Перл-Харбор

Перечисляя морские сражения Второй мировой войны, следует особо остановиться на битве возле Жемчужной гавани. Американцы назвали ее «Атака на Перл Харбор», а японцы - Гавайской операцией.

Целью данной кампании японцы ставили упреждающее обретение превосходства в Тихоокеанском регионе. США ожидали вступления в войну с Империей Восходящего солнца, поэтому создавались военные базы на Филиппинах.

Ошибка американского правительства оказалась в том, что они серьезно не рассматривали Перл Харбор как мишень для японцев. Они ожидали нападения на Манилу и базировавшиеся там войска.

Японцы же хотели разрушить флот противника и с помощью этого одновременно завоевать воздушное пространство над Тихим океаном.

Американцев спас только случай. Новые авианосцы во время атаки находились в другом месте. Пострадало около трехсот самолетов и только восемь старых линкоров.

Таким образом, успешная японская операция сыграла злую шутку в будущем для этой страны. О ее разгромном поражении мы поговорим далее.

Атолл Мидуэй

Как вы уже убедились, многие великие морские сражения отличаются внезапностью начала битвы. Обычно одна или обе стороны не ожидают никакого подвоха в ближайшее время.

Если говорить про атолл Мидуэй, то японцы хотели повторить через полгода Перл Харбор еще раз. Но нацелились на вторую мощную американскую базу. Все могло произойти по плану, и империя стала бы единственной силой в тихоокеанском регионе, но разведчики США перехватили сообщение.

Атака японцев провалилась. Они смогли потопить один авианосец и уничтожить около полутора сотен самолетов. Сами же потеряли более двухсот пятидесяти летательных аппаратов, две с половиной тысячи человек и пять крупных кораблей.

Запланированное превосходство в одночасье обернулось разгромным поражением.

Залив Лейте

Теперь давайте поговорим про крупнейшее морское сражение войны. Если не считать античных баталий возле острова Саламанка, это самый грандиозный бой в море за всю историю человечества.

Он длился четыре дня. Здесь вновь столкнулись американцы и японцы. Ожидаемое в 1941 году нападение на Филиппины (вместо Перл Харбора), все-таки произошло через три года. В ходе этого сражения японцы впервые применили тактику «камикадзе».

Потеря крупнейшего в мире линкора «Мусаси» и повреждение «Ямато» поставило крест на возможности империи главенствовать в этом регионе.

Итак, в ходе битвы американцы потеряли около трех с половиной тысяч человек и шесть кораблей. Японцы же лишились двадцати семи судов и более десяти тысяч экипажа.

Таким образом, мы с вами в этой статье вкратце познакомились с самыми масштабными морскими сражениями в российской и мировой истории.

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер» . В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.


Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).


Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.


Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.


Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.


Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.


Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).


«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.


Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).


Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».


Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.

Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com

Черноморский Морской Флот был одним из самых подготовленных соединений нашей армии к началу войны. В состав флота входило порядка трехсот кораблей и катеров разных классов. Среди них 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок. В состав ВВС Черноморского флота входило 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми и главной в Севастополе.

Черноморцы одними из первых вступили в Великую Отечественную войну. Полагаясь на внезапность, около 3 часов ночи 22 июня 1941 года вражеская авиация нанесла массированный авиаудар по главной базе флота — Севастополю. Надежды немцев застать врасплох наших моряков не оправдались. Флот был готов, а корабли стояли в полной боевой готовности. Атаку удалось отбить.

25 июня 1941 года советские силы флота совместно с авиацией совершили набеговую операцию по обстрелу Констанцы, главной базы Румынского флота, который являлся союзником немцев. Всего же за время сражений на Черном море было проведено три таких рейда. Второй и третий были совершены в декабре 1942 и октябре 1943 года соответственно.

Героически флот проявил себя в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. Черноморский флот и Азовская флотилия обеспечивали огневую поддержку обороняющимся городам, осуществляли снабжение, переброску подкреплений, эвакуацию раненых. Моряки-черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За свою форму и ярость в бою, немцы называли их «Черной Смертью». Одесса выдержала 73 дня осады. Севастополь оборонялся почти 10 месяцев, забирая на себя значительные силы противника, которые враг не смог использовать под Сталинградом. Для сравнения, на захват Франции, Бельгии и Голландии немцам потребовалось чуть больше месяца.


В составе Черноморского флота находился уникальный корабль - Зенитная Плавбатарея № 3. Стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.
Придумал этот необычный корабль капитан 1 ранга Григорий Александрович Бутаков. За основу был взят стальной корпус недостроенного линкора, который моряки использовали как мишень для учебных пусков торпед и стрельбы.

Стальную коробку очистили от ржавчины, задраили пробоины, покрасили для маскировки в цвет моря. На палубе площадью 600 квадратных метров оборудовали наблюдательный пункт, поставили прожекторы и разместили батарею. На вооружении «железного острова „состояло три 76мм зенитных орудия, четыре 37 мм орудия, один счетверённый пулемёт и два зенитных пулемёта. В отсеках под палубой оборудовали кубрик, оружейную и автономную электростанцию. Экипаж состоял из 120 человек. „Железный остров“ буксиром был выведен на внешний рейд перед Севастополем на расстоянии 300 метров от берега.

3 августа 1941 года плавбатарея заступила на первое дежурство. Командовал батареей капитан-лейтенант Мошенский С. Я.

Наши моряки называли корабль „Каламбиной“ или по первым строчкам песенки, придуманной в батарее - „Не тронь меня“. Немцы называли батарею „квадратом смерти“, „Пронеси Господи“ или „чёрный квадрат“.

За 9 месяцев боевых действий батареи только документально подтверждено более 20 сбитых самолетов. Командир батареи лишь раз за все это время покинул ее, для того что бы получить “ Орден Красной звезды». Конец июня 1942 года был самым тяжелым. К 26 числу в живых оставалось только половина экипажа, а стрелять могло меньше половины стволов. Но батарея держалась, моряки погибали прямо у орудий, ведя бой до последних секунд жизни .

27 июня погиб командир батареи. Бомба попала точно в командный пункт. К тому моменту снарядов уже не было, оставались лишь патроны для пулеметов. На следующий день батарею расформировали, а спустя еще две недели пал и Севастополь, который она так мужественно защищала.

В этот сложный, начальный период войны Черноморский флот героически выполнял возложенные на него обязанности. Планы по быстрому захвату Кавказа и Закавказья были сорваны: до бакинской нефти враг не добрался, важные объекты промышленности эвакуированы, были созданы новые базы флота в Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе, куда позже и отошел флот. Были утеряны основные базы, флот лишился многих кораблей, но уничтожить (как планировал Гитлер) Черноморский флот врагу не удалось.

Сохранение боеспособного Черноморского флота имело исключительно важное военное значение. Потеря флота означала бы потерю всего Кавказа и Закавказья, а возможно, и поражение в войне. В результате на начало 1943 года большая часть черноморского побережья оказалась у немецкой армии, а с противоположного берега Черного моря советским войскам угрожала румынская армия , союзница Германии.

Но не только в военном аспекте были важны Черноморский флот и наше военное присутствие на Черном море. Огромную роль сыграл флот в геополитическом вопросе. В Черноморском регионе имелась еще одна сила - Турция. Имея серьезный флот и миллионную армию прямо на нашей границе, позиция Турции могла сыграть решающую роль . Она готова была выступить на стороне стран оси. Но разгром немцев под Сталинградом и активное наступление наших войск на Кавказском фронте вынудили Турцию сохранять нейтралитет.

Неоценимую помощь оказали подлодки Черноморского флота. Действуя на коммуникациях противника с первых дней войны, они серьезно осложнили доставку грузов, топлива и солдат. Попытка наладить поставки нефти и нефтепродуктов итальянскими и румынскими танкерами через Босфор была пресечена нашими подводниками. 29 сентября 1941 года отличился экипаж подлодки «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант Девятко А. Д.): им удалось потопить танкер «Superga». А субмарина под командованием Евгения Петровича Полякова потопила целых четыре вражеских транспорта. Подводную лодку С-33 долгое время преследовали неудачи. Она имела на Черном море больше всех контактов с кораблями противника, но числилась одной из отстающих на флоте. Однако 20 апреля 1943 года экипажу под командованием Бориса Александровича Алексеева наконец-то улыбнулась удача. Подлодка атаковала румынский транспорт «Сучава» водоизмещением около 7000 тонн, который быстро затонул.

Одним из самых известных на Черном море подводников был капитан 3-го ранга Грешилов Михаил Васильевич. На подлодке М-35, он вместе с командой потопил 4 транспорта противника. А в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи. 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Наши подлодки до самого конца боевых действий на Черном море патрулировали морские пути, доставляя серьезные трудности снабжению сухопутной группировки немцев.

Конец 1942 года - начало 1943 года стали переломными как для Черноморского театра боевых действий, так и для всего советско-германского фронта. Высадка десанта на «Малую Землю» стала первой наступательной операцией Черноморского флота за 2 года боев в этом регионе.

Сильнее брони

Катер старшины Моравина должен был забросить в тыл врагу группу разведчиков.

Место высадки было уже недалеко, когда немцы заметили катер. Враг открыл сильный пулеметный и минометный огонь. Огненные трассы понеслись к берегу. Замолк один вражеский пулемет, другой, но остальные продолжали стрелять. Катер получил уже с десяток пулевых пробоин. Через них струилась вода. В жилом кубрике от зажигательных пуль вспыхнули матрацы. Несколько краснофлотцев получили ранения. Пулеметчику Жукову пуля попала в ногу, моториста Меньшикова ранило в голову.

Краснофлотцы быстро потушили пожар, заделали наиболее крупные пробоины, откачали в кубриках воду. Раненые не покинули боевых постов. Истекая кровью, Жуков продолжал вести стрельбу и подавил еще одну огневую точку. Пулеметчик Шлыков заставил умолкнуть три огневых точки врага. Моторист Меньшиков перевязал свою рану и продолжал нести вахту.

Сломив сопротивление немцев, катер подошел к берегу, высадил первую партию разведчиков, затем вернулся, взял вторую группу и точно так же, под огнем, перебросил ее в тыл врагу.

Экипаж катера под командованием Моравина боевой приказ выполнил блестяще.

Враг продолжал атаки, несмотря на огромные потери в людях и технике. Уже сотни трупов фашистских солдат и офицеров, десятки сожженных танков и сбитых самолетов валялись кругом, но немцы снова и снова шли вперед, подгоняемые офицерами.

Рота старшего лейтенанта Мартынова ночью незаметно передвинулась и заняла самый ответственный участок обороны.

Поздравим фрицев с восходом солнца по-черноморски! - передал по цепи старший лейтенант.

Морские пехотинцы подождали, пока враг подойдет поближе, и смело вступили в бой. Дружным огнем они отсекли немецкую пехоту от танков, а потом залпами стали уничтожать ее. Несколько десятков фашистов уже распластались на земле. Но танки продолжали двигаться к нашим позициям.

Краснофлотец Штейнберг, до этого уничтоживший из автомата несколько немцев, ползком выдвинулся вперед и стал корректировать огонь по танкам. Немцы открыли ураганную стрельбу из минометов. Осколком мины Штейнберг был убит. Его место тотчас занял старший сержант Вершинин. Артиллеристы и бронебойщики по указаниям корректировщика подбили один танк. Разрывы стали вырастать перед другими немецкими машинами. Танки повернули назад. Вражеская пехота, лишенная прикрытия, тоже отошла.

В этом бою подразделение старшего лейтенанта Мартынова истребило половину вражеской роты. Немцы предприняли еще несколько яростных контратак, но и они были успешно отбиты с большими для врага потерями.

Капитан В. Вакулин.
Район Новороссийска.

Единственным путем снабжения плацдарма было море. Под шквальным огнем артиллерии и непрерывными авианалетами наши корабли с честью выполняли поставленные задачи: подвозили подкрепления и оружие, эвакуировали раненых.

Успех наступательных операций советских войск на Северо-Кавказском фронте в апреле-мае 1943 года привел к тому, что на южном фланге советско-германского фронта немецкие войска лишились большей части сухопутных коммуникаций. В этих условиях осуществление сообщения с группой немецких войск, изолированной на Таманском полуострове, стало возможно только морским путем. Поэтому немцы значительно усилили активность на море, увеличилась интенсивность движения транспортов, были переброшены дополнительные военные катера для сопровождения грузов и войск. Основными направлениями, по которым двигались немецкие корабли, были маршруты: Одесса - Севастополь, Констанца - Севастополь, Севастополь - Керчь, Феодосия - Анапа, Керчь - Анапа, Керчь - Тамань. В мае-июне 1943 года по этим маршрутам в среднем проходило около 200 конвоев в месяц.

Дневной налет торпедных катеров

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Воздушная разведка донесла, что в порту противника сосредоточены самоходные десантные баржи, торпедные катера и другие мелкие суда. Наши торпедные катера получили приказ произвести набег.

В отличие от большинства аналогичных операций, в данном случае предстояло действовать в светлое время суток.

Тщательно проработав задание и подготовив материальную часть, катера вышли из базы. Погода обещала быть благоприятной: стоял штиль, над морем висел густой туман. Но вскоре он рассеялся.

Катера шли вдоль берега, занятого противником. Вскоре туман снова большими полосами, как дымовыми завесами, лёг над водой. Командир головного катера старший лейтенант Смирнов использовал это для скрытного движения.

По времени корабли уже приближались к намеченной цели. Об этом свидетельствовало и обнаруженное противокатерное заграждение. Выйдя из полосы тумана, командиры определились по береговому ориентиру и взяли курс на порт. Вскоре они оказались на вражеском рейде. Показалась большая баржа. Несколько дальше у мола стояло много мелких судов. С короткой дистанции Смирнов выпустил торпеду по барже. Под её оглушительный взрыв следующая торпеда, выпущенная лейтенантом Степаненко, поразила сосредоточенные там плавсредства.

Сделав поворот, катера легли на курс отхода. Только теперь противник опомнился и открыл огонь, но катера ушли без повреждений. На обратном переходе они дважды безуспешно были обстреляны береговой артиллерией.

На следующий день катерников посетил командующий флотом. Он высоко оценил итоги операции и наградил экипажи катеров, участвовавших в дерзком набеге, орденами и медалями Советского Союза. Старший лейтенант Смирнов награжден орденом Красного Знамени, лейтенант Степаненко - орденом Красной Звезды.

Капитан И. Власов.

В создавшихся условиях одной из основных задач Черноморского флота был срыв морских перевозок противника . В тоже время немцы всячески стремились обезопасить свои коммуникации от вторжения наших сил, для чего использовались батареи береговой артиллерии, средства радиолокации, минировались подходы к портам. Движение транспортных судов происходило в конвоях под прикрытием авиации и надводных кораблей. Кроме того, существовала широкая сеть прибрежных аэродромов, поэтому вражеская авиация имела возможность оперативно совершать вылеты на цель. Один из таких аэродромов располагался у села Су-Псех недалеко от Анапы. На аэродроме, по данным разведки, базировалось до 60 легких истребителей эскадры «Зеленое Сердце» и группа самолетов 52 эскадры. Перед группой ракетных катеров была поставлена задача - нанести удар по аэродрому. Эти катера, построенные на деньги сотрудников ремесленных училищ, впервые получили гражданские названия - «Московский ремесленник» и «Трудовые резервы» (полное наименование «Молодой патриот трудовых резервов»). В конце мая - начале июня вооружение торпедных катеров усовершенствовали реактивной установкой. Новые катера имели вытянутые рубки, на которых была укреплена реактивная установка «катюша».


Звено, в состав которого входили катер «Московский ремесленник» под командованием В. Пилипенко и «Трудовые резервы», капитаном которого был В. Кварцов, должно было нанести с моря ракетный удар по наземному аэродрому, находящемуся на высоте 30 метров. 29 мая 1943 года катера под прикрытием ночи подошли к берегу Анапы и обрушили ураганный огонь своих «катюш» на вражеский аэродром. Противник совершенно не был готов к такому обороту событий: мало того, что удар по аэродрому наносился с моря, так еще и с использованием реактивных установок. В результате аэродром и десятки самолетов противника надолго были выведены из строя, многие машины уничтожены.

Позже экипаж под командованием Владимира Степановича Пилипенко доказал, что использовать огонь реактивных установок можно не только по наземным целям, но и для поражения самолетов и надводных кораблей противника. Экипаж катера неоднократно был награжден, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.

Другой задачей Черноморского флота в это время было обеспечение морских перевозок для снабжения наших войск техникой, продовольствием, боеприпасами и живой силой. Эти перевозки осуществлялись из портов Батуми, Поти, Сухуми, Туапсе и имели исключительное значение для обеспечения жизнедеятельности приморской группировки наших войск.

Военные конвои не всегда заканчивались удачно. 22 мая 1943 года утром в 9 часов 45 минут советский транспорт «Интернационал» вышел из Туапсе в направлении порта Геленджик. Его охраняли два базовых тральщика «Гарпун» и «Мина» и морской охотник «СКА-041». В пути конвой был атакован группой из 17 вражеских бомбардировщиков и 7 истребителей. В «Интернационал» попали две бомбы , в результате чего была повреждена ходовая часть и возник пожар. Экипаж справился с пожаром, но потерял 3-их моряков. Тральщик «Мина» был насквозь пробит бомбой весом в пол центнера, которая взорвалась уже в воде. Возникла огромная пробоина размером 2×2,3 метра, начался пожар, перестал функционировать телеграф и пулемет на правом борту, а пулемет левого борта смыло за борт вместе с его расчетом. Тем не менее, экипажу «Мины», лишившись двоих, удалось устранить пожар и поддержать судно на плаву, восстановив работу пожарных насосов и заделав пробоину. Благодаря их героическим усилиям, искалеченное судно все-таки смогло своим ходом вернуться в порт Туапсе двум часам по полудню. Морской охотник «СКА-041» постигла самая печальная участь. На судно спикировал Ю-87 и сбросил три бомбы, которые его потопили. Вместе с судном погибли 18 членов экипажа, шестерым удалось спастись. Как выяснилось позднее, морской охотник уже выходя на задание имел проблемы с двигательной установкой: два его мотора не работали, что лишило его возможности быстро маневрировать и избегать смертоносных ударов авиации.

Для спасения транспорта из Туапсе на помощь вышли сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», морской охотник «СКА-105» и буксир «Петраш». Десять наших самолетов «Як-1» отбивали воздушные атаки на конвой. Совместными усилиями в 18 часов 50 минут транспорт «Интернационал» был доставлен в порт Туапсе.

Просмотров