Транспорт мира: виды транспорта, структура мирового грузо- и пассажирооборота, технико-экономические особенности различных видов транспорта. Особенности мировой транспортной системы

Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80-90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997–1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показателей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др. Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, – понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя:

    сеть путей сообщения;

    работу транспорта;

    основные грузо– и пассажиропотоки.

Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети. Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 1.

Из приведенных в таблице 1 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов – железных дорог и внутренних водных путей – стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети – автодорог, трубопроводов и воздушных путей – продолжает довольно быстро возрастать. Графически соотношение отдельных видов транспортной сети показано на рисунке 1.

Таблица 1. Динамика развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в.

Рис. 1. Транспортная сеть мира, тыс. км

Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров. Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.

По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные – 7,5, внутренние водные пути – 5,5, морские – 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)

Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 2) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.

Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.

Рис. 2. Структура мирового грузо– и пассажирооборота.

Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.

Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный – 36, автомобильный – 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.

В целом в мире прослеживаются следующие тенденции развития транспортной сети:

  1. Постоянно растет качество транспортной сети (растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, большего диаметра).
  2. Изменяются направления грузопотоков.
  3. Идет развитие контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов). Формируются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами. Наибольшее распространение получили «мосты» на маршрутах Япония – восточное побережье (через Сиэтл и континентальную часть США). Крупнейшими контейнерными портами мира являются: Гонконг, Роттердам (), Гаосюн (Тайвань), Кобе (Япония), Пусан (Корея), Гамбург (ФРГ), Келанг (), Нью-Йорк, Лос-Анжелес.
  4. Дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения или в обход «горячих точек» - например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и , Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива, Трансаравийский нефтепровод в построен чтобы избежать прохода танкеров через контролируемый Ормузский пролив и др.);
  5. 5. Создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств, например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин - - Минск—- Москва - , Хельсинки - - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах (около 80% общей длины мировой транспортной сети). Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. На развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания), 80% автомобильного парка, 2/3 портов мира, выполняющих? мирового грузооборота. Сильно разнится и пассажирооборот развитых и развивающихся стран. Так, «подвижность» населения в странах Запада в 10 раз выше, чем в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом. Их транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.). Транспортные системы этих стран отражают общую территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства с портовыми городами. Для развивающихся стран характерно значительное преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, ), трубопроводного (Ближний и Средний Восток), речного (страны тропической Африки).
Так как в развитии транспорта имеются различия между различными регионами, то в мировой транспортной системе принято выделять территориальные транспортные системы: Северной Америки, зарубежной Европы, СНГ, Латинской Америки, Зарубежной Азии, Африки и Австралии. Наиболее выделяются первые три.

Транспортная система Северной Америки, лидирует в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Пассажирооборот Северной Америки имеет свои особенности: на 83% он обеспечивается автомобильным транспортом (при этом 81% — автомобилями и 2% автобусами), 16% — воздушным, и только 1% — железнодорожным. Из-за больших размеров территории США и густота транспортной сети Северной Америки невелика.

Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. По грузо- и пассажирообороту здесь лидирует автомобильный транспорт;

Транспортная система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимает первое место по общему объему грузооборота. Здесь самая высокая грузонапряженность железных дорог.

В зарубежной Азии имеются большие различия между странами в уровне развития транспорта. Поэтому здесь целесообразно выделять высокоразвитую транспортную систему , транспортную систему Китая, систему и , стран Юго-Западной Африки.

Большие различия в развитии транспорта проявляются и в Африке, а также Латинской Америке.

География транспорта мира. Структура и размещение транспортного комплекса России. Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт – формирование и направление грузопотоков.

Общая характеристика мировой транспортной системы

Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .

Основные виды современного транспорта – железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью следующих показателей: длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте .

Если говорить о мировой транспортной системе, то быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского и ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в странах с развитой экономикой. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Страны Африки, Азии и Латинской Америки гораздо хуже обеспечены транспортом, поскольку уровень развития их экономики ниже.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система

Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

транспортная система Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира – в странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).


В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

Растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра;

Идет дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно водным каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, построена Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

Идет формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский: Япония – Восточное побережье США, Трансамериканский: Западная Европа – Ближний и Средний Восток);

Идет создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, через Россию проходят два транспортных коридора:

Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород,

Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта – перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность – регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в странах с развитой экономикой.

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5 тыс. км), Канада (85 тыс. км), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

По густоте сети железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции 65%, в Италии, Австрии и Испании более 50%, в России 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия,

по пассажирообороту Япония (395 млрд пасс-км), КНР (354 млрд пасс-км), Индия (320 млрд пасс-км), Россия (192 млрд пасс-км), Германия (60 млрд пасс-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в странах с развитой экономикой. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту авто­мобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), России, Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (здесь сосредоточено более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж – это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск). Малый каботаж – перевозки между портами одного моря (Новороссийск – Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (БРТ) .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн БРТ), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн БРТ). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира – танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти – из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан , по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада) и др. Индийского океана (Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

Наряду с универсальными есть порты специализированные:

по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Амуай и Ла-Салина (Венесуэле),

руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),

зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии – Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.

В Северной Америке – Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.

В Латинской Америке – Амазонка и Парана.

В Африке – Конго, Нигер, Нил.

В Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс.км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс.км в каждой), США (более 40 тыс.км) и Бразилию (30 тыс.км).

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе Китай, третье Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Мировое хозяйство, активно развивающееся с активизацией процессов глобализации, делает все более значимым для общественности транспорт во всех его видах. Многие говорят, что это один из базовых китов материального производства нашей цивилизации. Современная мировая транспортная система скомпонована из неисчислимого количества элементов, заслуживающих пристального внимания: их совершенствование позволяет добиться лучшей производительности глобального объекта как единого целого.

Базовая терминология

Как можно предположить уже из самого наименования, транспортная система в мировой экономике сформирована транспортом. Под этим термином принято понимать разнообразные методики, способы сообщения, средства, позволяющие грузам, пассажирам перемещаться между точками пространства. Важными аспектами для этой области становятся понимание и отладка транспортной безопасности и разработка вариантов предназначения, чтобы каждый нуждающийся мог обратиться к подходящей для него возможности.

Структура, масштабы перемещений с применением специализированных средств оказывают существенное воздействие на хозяйственную деятельность. В равной степени это справедливо применительно к отдельно взятой персоне, некоторому сообществу или цивилизации в целом. Мировая транспортная система позволяет определить максимальный для нашего понимания в настоящий момент времени масштаб перевозок, но не менее важно уметь анализировать ситуацию на уровне государства, чтобы оценить степень экономического развития державы.

Это важно!

Рассматривая как весь сложноструктурированный объект в целом, так и его отдельные части (например, роль воздушного транспорта в мировой транспортной системе), нужно понимать: формирование во многом обусловлено наблюдаемым в наши дни прогрессом. Рассматривается массовое улучшение техники, научные прорывы. Принято говорить, что это ключевая составляющая, влекущая за собой совершенствование мировой транспортной системы.

В настоящее время ученые, инженеры бьются над задачей конструирования сверхскоростного поезда. Перед лучшими умами планеты стоит вопрос создания системы на воздушной подушке. При условиях высокой транспортной безопасности машина могла бы всего за полчаса проехать 600 километров. Без высочайшего уровня прогресса, вложения больших средств в науку невозможно достижение поставленной цели, а значит, и развитие ТС.

Объединяя в целое

Мировая транспортная система - совокупное явление, включающее в себя:

  • машины, агрегаты, конструкции;
  • пути, используемые для передвижения;
  • производственные мощности, применяемые для изготовления, усовершенствования, восстановления машин и путей.

Сложно осознать масштабность такой структуры, так неисчислимо много компонентов в нее включено.

Особенности внутреннего наполнения

Подобные габариты просто несовместимы с однородностью структуры. Поэтому мировая транспортная система в представлении современных экономистов сформирована двумя крупными категориями:

  • развитых держав;
  • развивающихся государств.

В чем разница?

Все объекты транспортной инфраструктуры развитой державы удовлетворяют высоким требованиям, поэтому можно говорить о развитости ТС. Используемые на территории таких государств транспортные средства находятся в четком, тщательно проработанном взаимодействии, благодаря чему население располагает повышенными показателями мобильности. Единая транспортная система неравномерно распределена применительно к державам разного уровня: на долю развитых приходится порядка 80 % длины ТС глобального масштаба. Рассматривая обороты грузов, следует признать: эта категория обеспечивает 75 % процессов, товаров.

Для развивающихся стран характерны объекты транспортной инфраструктуры попроще. Развитость довольно низкая, так как сами такие государства не обладают высоким уровнем развития. Хозяйственные операции, объединённые в сферы, взаимодействуют с низким уровнем качества, что негативно сказывается на ТС. Часть единой транспортной системы, приходящаяся на этот тип стран, относительно невелика, а население обладает малой мобильностью, ограниченными возможностями.

Региональные ТС

Принято говорить о региональных ТС:

  • Америки (север, Латинская);
  • Европы;
  • Азии (юг).

Современная география мировой транспортной системы - вся наша планета, хотя насыщенность в разных регионах существенно отличается. Кроме разделения на указанные территориальные формирования допускается классификация по уровню развитости, общественной значимости, областям применения транспортных систем.

Транспорт: какой бывает?

Выделяют:

  • сухопутный;
  • для водных просторов;
  • перемещающийся в воздухе.

Сухопутный транспорт

Некоторые говорят, что автомашины - это главный транспорт прошлого столетия и начала нашего века. Действительно, для передвижения по суше именно он наиболее актуален и широко применим. Общая протяженность автодорог из года в год растет. Уже сегодня это около трех десятков миллионов километров, из которых основные массы построены в крупнейших либо наиболее развитых державах мира. Говоря о лидерах, принято упоминать:

  • Индию;
  • Бразилию;
  • Японию.

До 80 % всех пассажирских перевозок в наши дни реализуются посредством автомобилей разных категорий.

Другим группам посвящается

Железные дороги, бывшие несколько десятилетий тому назад вершиной прогресса, в настоящее время постепенно уступают свои позиции и оттесняются все дальше на задворки мировой транспортной системы. Это не отменяет важности такой категории ТС, ведь длительность ж/д путей в мире оценивается в более чем 13 миллионов километров.

Для этого элемента ТС характерна существенная неоднородность. Большая часть инфраструктуры построена в развитых державах, а в развивающихся уровень низкий. Немало есть таких стран, где ж/д пути отсутствуют в принципе. Наиболее длинными железными дорогами в настоящее время располагают:

  • Канада;
  • Индия;

Трубопроводы

Актуальность этого класса ТС обусловлена активизацией нефтяной промышленности, добычей и использованием газа. До 11 % всех грузов на нашей планете перемещаются именно через трубопроводы. Предсказуемая тройка лидеров по длине построенных и введенных в эксплуатацию сетей такой категории:

  • Канада.

По морям, по океанам

Среди водных видов транспорта выделяют:

  • морской;
  • внутренний.

Первая группа справедливо считается наиболее значимой. Морским называют транспорт, задействованный в транспортировке продукции, людей на суднах через моря, океаны. Преимущественно такой транспорт предназначен для обслуживания массовых грузов. Самый главный на планете бассейн - Атлантический океан, подразделяемый на три направления:

  • Южная Атлантика;
  • Северная Атлантика;
  • Западная Атлантика.

Невозможно переоценить значение этого элемента ТС для глобализационных процессов - именно благодаря развитию судоходства континенты, страны тесно связаны друг с другом.

Какой еще?

Выше было указано, что кроме морского выделяют внутренний водный транспорт: суда, разработанные для транспортировки людей, предметов по озерным, речным системам, каналам, проложенным человеком. Далеко не каждое озеро, речка благоприятствуют судоходству. Наиболее важные водоемы для этого элемента ТС:

  • Амазонка;
  • Енисей;
  • Парана;
  • Миссисипи.

Отмечается, что активное применение водных континентальных бассейнов доступно только высокоразвитым державам. В настоящее время лидеры этого направления:

  • Голландия;
  • Франция;

Индустрия и инфраструктура

До 10 % всей длины внутренних путей судоходства - созданные человеком искусственно каналы. Наибольшую гордость вызывает Беломорско-Балтийский, сконструированный для обеспечения пути судам из Онежского озера в Белое море. Благодаря этому каналу появилась возможность связать озеро и Балтийское море. Длина уникального элемента ТС - 227 км, а строительство завершили в невероятно короткий срок: 1 год 9 месяцев.

Полетаем?

Сектор воздушных судов - наиболее молодой, самый перспективный, высокотехнологичный для современного общества. Он включает:

  • вертолёты;
  • самолеты;
  • аэровокзалы;
  • службы для технического обеспечения;
  • диспетчерские.

Сеть аэропортов позволяет оценить географическое распределение инфраструктуры.

Это любопытно

В настоящее время первое место по опасности эксплуатации принадлежит бутанскому аэропорту в Паро. Площадка построена в горной местности, приземлиться здесь очень непросто: нужно быть настоящим асом, способным закладывать опасные виражи. Работа по маршрутам, требующим остановки в этом аэропорту, автоматически становится основанием для серьезного увеличения заработной платы. В настоящее время рейсы на этот аэровокзал есть у строго ограниченного числа авиационных перевозчиков.

Транспорт - это важно

Сложно переоценить, насколько значима для нашей цивилизации транспортная система любого уровня. Отладка глобального процесса перемещения грузов, людей позволяет сделать население планеты мобильным, устранить силу воздействия на общественность территориальных разрывов между государствами, населёнными пунктами.

Развитие наиболее современных видов транспорта негативным образом сказывается на планете: цивилизация загрязняет природу как в процессе производства, так и при эксплуатации техники. Транспортные объемы увеличивают очень интенсивно, а мер по очистке в достаточном объеме не принимается. Наиболее опасны для атмосферы планеты железные дороги, автомашины, а вред водной экосистеме наносят корабли и катастрофы, связанные с добычей, транспортировкой нефти.

Вместо заключения

Мировая транспортная система - это такая сложная совокупность всех доступных человечеству разновидностей и способов передвижения, перемещения грузов, которая применяется для решения широкого спектра задач. Пути сообщения, машины, агрегаты, аппараты, производственные мощности принято компоновать в единую масштабную систему. В свою очередь, ТС как один объект подразделяется на группы по признакам. Это упрощает поиск подходов к совершенствованию доступных человеку возможностей.

Транспорт с древнейших времен является одним из важных факторов экономического развития. Его часто называют кровеносной системой мирового хозяйства. Без транспортных перевозок невозможно было бы международное и внутригосударственное разделение труда. Собственные транспортные системы имеют все страны мира, а густота и качество транспортных путей служат показателями уровня развития хозяйства этих стран.

Транспортная система - это взаимодополняющее сочетание различных видов транспорта и транспортных коммуникаций на определенной территории. В настоящее время наибольшую роль в пассажирских и грузовых перевозках играют следующие виды транспорта: наземный (автомобильный и железнодорожный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный), подземный (трубопроводный) и др. О значении разных видов транспорта в определенной мере можно судить по протяженности его транспортных путей (табл. 5.34).

Абсолютным лидером по протяженности транспортных путей является автомобильный транспорт. Это обусловлено удобством его использования, маневренностью в передвижении «от двери к двери», доступностью и значительными скоростями. Морской транспорт по протяженности путей занимает второе место в силу огромной площади Мирового океана и резкой активизации в последние два-три десятилетия морских межконтинентальных перевозок. Роль остальных видов транспорта по сравнению с ними более скромна.

Таблица 5.34

Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.

Для характеристики работы различных видов транспорта наиболее широко используются четыре показателя: объем перевозимых грузов (измеряется в тоннах), грузооборот (тонно-километры), объем перевозимых пассажиров (количество пассажиров) и пасса- жирооборот (пассажиро-километры). Главными из них являются грузо- и пассажирооборот, поскольку они учитывают не только количество перевезенных грузов или пассажиров, но и дальность этих перевозок. Более 3/5 суммарного мирового грузооборота обеспечивает морской транспорт, 4/5 пассажирооборота - автомобильный (табл. 5.35).

Таблица 5.35

Доля различных видов транспорта в структуре мирового грузо- и пассажирооборота, 2014 г.

В силу технологических особенностей отдельных видов транспорта, характера преобладающих грузов и природных особенностей различных регионов мира в каждом из них ведущим, как правило, является какой-то один вид транспорта. Например, в подавляющем большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах (прежде всего, странах Латинской Америки) основным видом транспорта является автомобильный. Решающую роль здесь сыграла демократическая традиция, обусловившая автомобилизацию как проявление независимости и свободы. В России, Китае и Индии приоритетом исконно пользуется железная дорога, а в странах Юго-Западной Азии в силу из чрезвычайного богатства запасами нефти и природного газа - трубопроводный транспорт. В Японии, Индонезии, на Филиппинах и в Чили даже во внутренних перевозках ведущие позиции занимает морской транспорт, а в Нидерландах - речной.

Наиболее развита транспортная система в Северной Америке, на которую приходится около 30% общей протяженности транспортных коммуникаций и ведущая роль в грузообороте. Высоки плотность коммуникаций и объемы грузооборота на транспорте в Европе и Японии. Напротив, на обширных пространствах Африки все еще велика роль гужевого транспорта. На огромных территориях тундровой, таежной, пустынной зон и высокогорий современные системы наземного транспорта вообще отсутствуют.

Автомобильный транспорт начал использоваться позже водного и железнодорожного, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Автомобильный транспорт занимает 1-е место в мире по перевозкам пассажиров. Он наиболее удобен при грузоперевозках на расстояния до нескольких сотен километров. Автомобильный транспорт эффективно используется при подвозе грузов к магистральным видам транспорта, во внутригородских перевозках. Он играет важную роль в перевозке скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки грузов.

По общей протяженности автомобильных дорог мировое лидерство прочно удерживают США, Индия, Бразилия, Китай, Япония (табл. 5.36). По протяженности сети автомобильных дорог с твердым покрытием лидером остаются США, за ними следуют Япония, Франция, Германия и другие развитые страны. Так происходит потому, что в большинстве развивающихся стран все еще преобладают грунтовые дороги. По протяженности скоростных дорог высшего класса - «хайвей» или «автобан» - выделяются США и Германия. По плотности автодорог с твердым покрытием (км дорог на 1000 кв. км территории) выделяются Япония и страны Европы: Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Германия.

Таблица 5.36

Протяженность и плотность сети автомобильных дорог в странах мира,

2014 г.

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Северная Америка

Бразилия

Латинская Америка

Европа, Азия

Северная Америка

Австралия

Австралия

Германия

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Великобритания

Индонезия

Латинская Америка

Пакистан

Аргентина

Латинская Америка

Мир в целом

В начале XXI в. количество легковых автомобилей почти в 2,5 раза превышало количество грузовых. Крупнейшим автопарком обладают США (табл. 5.37). Быстро растет парк автомобилей в Китае: сейчас эта страна занимает второе место по количеству легковых автомобилей, а в конце XX в. она даже не входила в первую десятку. В пятерку лидеров по многочисленному автомобильному парку входят также Япония, Германия, Россия.

В обеспеченности автомобилями на 1000 человек традиционно лидируют экономически развитые страны, среди которых США, Австралия и небольшие по территории страны Европы (табл. 5.38). Уровень автомобилизации в России постоянно растет, но пока уступает ведущей по автомобилизации десятке стран, составляя 317 автомобилей на 1000 жителей.

Таблица 5.37

Крупнейшие автомобильные парки мира в 2014 г.

Таблица 5.38

Количество индивидуальных легковых автомобилей на 1000 человек населения в странах мира в 2014 г.

Железнодорожный транспорт играет большую роль в развитии мировой экономики, а его интенсивный рост прочно ассоциируется с началом промышленной революции. Этот вид транспорта специализируется на перевозке массовых грузов на большое расстояние (уголь, железная руда, цемент, лес, зерно и т.п.). Он активно участвует в перевозке пассажиров: пригородные электропоезда, поезда дальнего следования, метрополитен). Использование железнодорожного транспорта наиболее эффективно там, где сформировался масштабный грузо- и пассажиропоток.

В настоящее время наиболее протяженными железнодорожными сетями обладают, в первую очередь, крупные по территории страны - США, Россия, Китай и Индия (табл. 5.39). При этом около 30 стран мира вообще не имеют железных дорог. Максимальные значения плотности железных дорог наблюдаются в Бельгии и Швейцарии (свыше 200 км/1000 км 2), а также в Германии и некоторых других европейских странах. Для мировой сети железных дорог характерно несколько типов колеи. В европейских странах, США, Японии и ряде развивающихся стран распространена колея шириной 1435 мм, в России, Финляндии и Монголии - 1520 мм, в большинстве развивающихся стран - 1676, 1067, 1000 и 762 мм. Иногда несколько типов колеи встречаются в одной стране. Это сильно снижает эффективность эксплуатации железнодорожной сети не только на международном, но и на межрегиональном уровне.

Таблица 5.39

Протяженность сети железных дорог общего пользования в странах мира в 2014 г.

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Северная Америка

Европа, Азия

Германия

Северная Америка

Австралия

Австралия

Аргентина

Латинская Америка

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Мир в целом

Наиболее интенсивно эксплуатируемые железные дороги, как правило, делают двухпутными и переводят на электрическую тягу. Дело в том, что двухпутная магистраль способна пропустить в 5 раз больше поездов, чем однопутная. По протяженности электрифицированных железных дорог в мире в настоящее время лидируют Россия, Германия, Франция, Индия и Китай (табл. 5.40). Доля электрифицированных дорог, как правило, наиболее велика в странах с горным рельефом, поскольку электровоз способен лучше ехать вверх и вниз по склону. В России она составляет 47%, в США - 1%, а в Австралии и Канаде их вообще нет. Низкая доля электрифицированных железных дорог в США обусловлена традицией начала XX в., когда нефтяные компании в стремлении сбыть как можно больше нефтепродуктов жестко лоббировали развитие тепловозной тяги.

Таблица 5.40

Место стран мира по протяженности электрифицированных железных дорог и доля электрифицированных железных дорог в странах мира

в 2014 г.

Протяженность

Германия

Люксембург

Швейцария

Нидерланды

Болгария

Норвегия

По показателю грузооборота железнодорожного транспорта мировыми лидерами являются США, Китай и Россия. Для них характерна значительная диспропорция в развитии отдельных регионов. По показателю пассажирооборота выделяются Индия, Япония и Китай. Железнодорожные перевозки в этих странах традиционно очень дешевы и удобны, а поэтому популярны (табл. 5.41).

Значительный вклад в пассажирооборот железнодорожного транспорта вносит метрополитен. Первая линия метро появилась в 1863 г. в Лондоне (Великобритания). Лондонское метро и сегодня является самым разветвленным в мире. В 1868 г. началось сооружение метро в Нью-Йорке, в 1896 г. - в Будапеште, в 1900 г. - в Париже, в 1901 г. - в Бостоне, в 1902 г. - в Берлине и Мехико, в 1907 г. - в Филадельфии. В настоящее время наиболее протяженной системой метрополитена обладает Нью-Йорк (более 450 км и свыше 500 станций). Первые проекты строительства метрополитена в столице Российской империи Санкт-Петербурге появились на рубеже XIX-XX вв., однако первое метро в России было сооружено в Москве лишь в 1935 г. Сейчас метрополитены имеют семь российских городов.

Таблица 5.4 7

Работа железнодорожного транспорта в странах мира в 2014 г.

Грузооборот, млрд т/км

Пассажирооборот, млрд пасс./км

Северная Америка

Европа, Азия

Германия

Среди последних тенденций развития мирового железнодорожного транспорта: сокращение протяженности железных дорог в экономически развитых странах и рост - в развивающихся; создание скоростных магистралей для пассажирских и почтовых перевозок. Сравнительно разветвленная сеть такого рода трасс уже сооружена в Японии, Франции, Германии, США и Испании. В Японии - «Синкансен» («Новая линия»), во Франции - «ТЖВ», в Германии - «Интер Континентал» и «Интер Сити». Рекорд скорости поездов на них уже превысил 500 км/ч.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки нефти и газа от мест добычи к портам или непосредственно к потребителям. Развитие трубопроводного транспорта началось в 1863 г., когда в штате Пенсильвания (США) был сооружен первый в мире нефтепровод. В конце XIX - начале XX вв. нефтепроводы появились уже во всех странах, где начали добывать нефть. Быстрый рост общей протяженности мировой сети нефтепроводов произошел в 1950-е гг., когда основным видом топлива в мире стала нефть. Именно в это время страны, обладающие крупными запасами нефти, быстро увеличили ее добычу, другие же, такими запасами не обладающие, стали предъявлять на нее повышенный спрос. Эпоха интенсивного строительства газопроводов наступила несколько позже, только в 80-е гг. XX в. В настоящее время наиболее протяженными сетями нефте- и газопроводов обладают как крупнейшие страны-добытчики, так и крупнейшие страны - потребители углеводородного сырья (табл. 5.42).

Таблица 5.42

Протяженность магистральных нефте- и газопроводов в странах мира

в 2014 г.

Нефтепроводы, тыс. км

Газопроводы, тыс. км

Трубопроводы всего, тыс. км

Северная

Германия

Северная

Латинская

Аргентина

Латинская

Великобритания

Мир в целом

Морской транспорт по праву считается одним из древнейших. Он стал важнейшей частью мировой транспортной системы свыше 500 лет назад в эпоху Великих географических открытий. С тех пор наличие морского флота (военного и гражданского) считалось одним из главных символов могущества страны. Так, XV-XVII вв. вошли в историю как время господства португальского и испанского флотов, первая половина XVIII в. - голландского, вторая половина XVII в. и весь XIX в. - английского флота. В начале XX в. бурный прогресс пережили американский, германский и японский флоты. Закономерность здесь была такова - чем больше была роль страны в мировой экономике, тем более мощным морским флотом она обладала. В последующие десятилетия ситуация кардинально изменилась. Значительная часть судов, принадлежащих крупнейшим судоходным компаниям развитых стран, была перерегистрирована в странах, как правило, среднего и низкого уровней развития. Так возникли понятия «беглый тоннаж» и «страна дешевого флага». Регистрация судов в этих странах позволяет не только избежать высоких налогов, но и существенно сэкономить на эксплуатационных расходах, прежде всего, за счет найма более дешевой и не столь квалифицированной рабочей силы. Итак, в настоящее время официально наиболее крупными морскими флотами обладают такие страны, как Панама, Либерия, Маршалловы острова, Гонконг (табл. 5.43). Реально же суда, которые ходят под «удобными флагами» Панамы или Либерии, обслуживают в основном развитые страны, прежде всего США, Японию, Германию, Великобританию и др.

Таблица 5.43

Крупнейшие морские торговые флоты мира в 2014 г.

1 Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезного груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр.), экипажа и др.

Грузоподъемность (дедвейт), млн т

В том числе собственного флота

Средний тоннаж судна, т

Сингапур

Багамские

Норвегия

Великобритания

Мир в целом

Роль морского транспорта в перевозке пассажиров к настоящему времени сильно снизилась. Если в начале XX в. пассажирские лайнеры, курсирующие между Старым и Новым Светом, перевозили ежегодно до 3 млн пассажиров, то к началу XXI в. эти перевозки сократились в сотни раз. Причиной является низкая скорость передвижения, не успевающая за высокими темпами жизни. С другой стороны, потребности туристской индустрии вызвали необходимость в развлекательных туристских лайнерах.

В грузовых перевозках, в отличие от пассажирских, морской транспорт сохраняет лидирующие позиции. Преимущества морского транспорта: большая грузоподъемность, позволяющая перевозить значительные партии груза, высокая пропускная способность, сравнительно низкая себестоимость. Среди недостатков: потребность в оборудованных портах, низкая скорость передвижения, зависимость от природных условий.

В 2015 г. мировой морской торговый флот насчитывал более 72 тыс. судов общей вместимостью (тоннажом) 1729,3 млн т. Мировой океан превратился в пространство, по которому проходят миллионы транспортных путей и постоянно курсируют суда разного назначения. Сухогрузы перевозят из стран-экспортеров в страны- импортеры продовольствие (зерно, чай, кофе и др.), сырье для промышленного производства (уголь, руда, фосфориты и др.). Танкеры перевозят почти половину всей транспортируемой в мире нефти. К сожалению, безаварийной работы танкерного флота добиться пока невозможно, и при крупных авариях происходят масштабные разливы нефти.

В настоящее время быстро растет объем контейнерных перевозок грузов, которые становятся основной формой в морской транспортировке товаров. Морские контейнеры для перевозки грузов выгодны по ряду причин: они хорошо сохраняют груз, товар один раз загружается в контейнер у отправителя и выгружается у получателя на складе, требуется меньше затрат на тару для товара и процесс загрузки и разгрузки ускоряется. Особенно активно используется контейнерная перевозка в торговле между США, государствами ЕС и Японией.

Для характеристики работы мирового морского транспорта большую роль играет территориальная структура его перевозок. Районом наиболее интенсивных морских перевозок, как правило, является регион, обладающий наиболее высоким уровнем экономического развития. Так, с I тыс. до н.э. центром мировых морских перевозок являлось Средиземное море, в Средние века (XII- XV вв.) - Балтийское, Северное и Средиземное моря. Именно в этот период на торговле со странами Северной и Восточной Европы расцвели города-порты Ганзейского Союза (Бремен, Гамбург, Любек, Гданьск, Рига и др.), а на торговле с арабами - Венеция, Генуя и Дубровник. В эпоху Великих географических открытий главный центр мировых морских перевозок переместился в Атлантический океан. На некоторое время в крупнейшие морские порты мира превратились Лиссабон, Севилья, а затем и Кадис. Несколько позднее их вытеснили Антверпен и Амстердам. Во второй половине XVIII в. пальму первенства захватил Лондон, а в начале XX в. - Нью-Йорк. В 1970-е гг. в связи с бурным экономическим развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) основной узел морских перевозок начал постепенно смещаться из Атлантического океана в Тихий. За сравнительно короткое время стремительно увеличили свои грузообороты морские порты Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая и Тайваня.

В настоящее время в водах Атлантического океана осуществляется около половины морских перевозок. На побережье этого океана расположены 2/3 всех морских портов. Главные направления морского судоходства: североатлантическое (крупнейшее в мире) - между Европой и Северной Америкой; южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой; западноатлантическое, соединяющее Европу с Африкой.

Второе место занимает Тихий океан, на который приходится 1/3 мировых перевозок. Здесь характерны самые высокие темпы роста грузооборота. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Австралии, США и Канады. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США, Китаем и Японией. Именно здесь находятся порты, входящие в первую пятерку крупнейших портов мира: Шанхай, Сингапур, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Циндао (табл. 5.44).

Таблица 5.44

Крупнейшие порты мира в 2014 г.

Страна и город

Общий грузооборот, млн т

Порт Шанхая

КНР, Шанхай

Порт Сингапура

Сингапур, Сингапур

Порт Тяньцзиня

КНР, Тяньцзинь

Порт Гуанчжоу

КНР, Гуанчжоу

Порт Циндао

КНР, Циндао

Порт Роттердама

Нидерланды, Роттердам

Порт Нинбо

КНР, Циндао

Порт Порт-Хедленда

Австралия, Хедленд

Порт Даляня

КНР, Далянь

Порт Пусана

Республика Корея, Пусан

Порт Усть-Луга

Россия, Усть-Луга

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.

Наиболее напряженные океанические трассы проходят через проливы: Ла-Манш (более 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Зунд, Ормузский, Малаккский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский и др. Интенсивное судоходство осуществляется через морские каналы: Суэцкий (Египет), Панамский (Панама).

Внутренний водный {речной и озерный) транспорт продолжает использоваться во многих регионах мира. Это один из древнейших видов транспорта. Судоходство по многим рекам и озерам осуществлялось еще в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии и Древнем Китае. В настоящее время больше всего грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам перевозится в странах Северной Америки (США и Канада) и Европы (Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция и др.). Там же находятся и наиболее интенсивно используемые для судоходства реки: Миссисипи с притоками и Святого Лаврентия в Северной Америке; Рейн, Шельда, Маас, Эльба, Дунай, Одер, Висла, Сена, Луара, Гаронна и Рона в Европе. Среди других стран мира сравнительно высокоразвитым внутренним водным транспортом обладают, пожалуй, лишь Россия и Китай.

В некоторых регионах традиционно большую роль играют международные речные системы, такие, например, как Рейн и Дунай в Европе, Святого Лаврентия в Северной Америке, Парана в Латинской Америке. Самые крупные в мире судоходные каналы сооружены и эксплуатируются в США (Береговой и Эри-канал), Китае (Великий Китайский), Германии (Рейн-Майн-Дунай, Среднегерманский, Дортмунд-Эмс и др.), Франции (Центральный, Бургундский, Восточный, Марна-Рейн, Рона-Рейн, Южный и др.) и России (Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, имени Москвы и Волго-Донской).

Среди озер по объему перевозимых грузов мировое лидерство прочно удерживает система Великих Американских озер. Она же одновременно является и крупнейшей международной озерной системой.

Самым крупным речным портом мира является Дуйсбург (Германия), который называют «западными воротами Рура». К числу крупнейших речных портов могут быть отнесены также Кельн (Германия), Мемфис, Сент-Луис, Миннеаполис, Луисвилл и Цинциннати (США).

Авиационный транспорт начал развиваться сравнительно недавно, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Авиация в XX в. стала одним из главных символов научно- технического прогресса. Важнейшей ее функцией стала перевозка пассажиров. Авиационный транспорт незаменим в быстрой перевозке небольших и средних по величине грузов, скоропортящихся товаров, в экстренной доставке документов, продукции и т.п. Скорость современных авиалайнеров достигает 1000 км/ч.

Сеть регулярных международных авиалиний имеет общую длину свыше 10 млн км, большая часть их проходит над Атлантикой. В мире насчитывается несколько тысяч аэропортов, более тысячи из них - международные. Крупнейшие аэропорты мира по пассажироперевозкам находятся в Лондоне, Франкфурте-на- Майне, Париже (Европа); Нью-Йорке, Чикаго, Далласе, Атланте (США); Токио, Сингапуре, Сянгане (Гонконг), Дубае (Азия); Йоханнесбурге (Африка). Все они обслуживают десятки миллионов пассажиров в год. Среди авиакомпаний мира самые крупные - американские (Southwest Airlines, American Airlines, Delta Air Lines) и европейские (Lufthansa, Air France).

Внутренние национальные сети авиаперевозок наиболее развиты в странах с относительно большой площадью территории. На втором месте по авиаперевозкам (международным и внутренним) после США находится Китай. Важную роль играет авиационный транспорт в России. Наша страна на втором месте в мире по общей протяженности авиалиний.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какова роль транспорта в развитии мирового хозяйства?
  • 2. Назовите страны с густой транспортной сетью. Какую роль в их экономическом развитии играет транспорт?
  • 3. Какие преимущества имеет автомобильный транспорт по сравнению с железнодорожным?
  • 4. Каковы особенности развития железнодорожного транспорта в начале XXI в.?
  • 5. Укажите порты, лидирующие по грузообороту. Чем можно объяснить их лидерство?
  • 6. В каких странах мира получил развитие трубопроводный транспорт? Почему?
  • 7. Перечислите города - крупнейшие аэропорты мира. Покажите их на карте.
  • 8. Покажите на карте реки, которые служат международными водными транспортными артериями.

Просмотров