Тесты роршаха онлайн. Тест Роршаха: картинки и расшифровка

Представленная проективная методика исследования личности под авторством Германа Роршаха (впервые была опубликована в 1921 году) на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире психодиагностических исследований. Человек мало, осведомлённый в особенностях человеческого мышления, поначалу может причислить данную работу к творческим изысканиям. Однако на деле мышление лишь украшает образы, которые диктуются абсолютно другими механизмами. Генри Роршарх был уверен, что образы, возникающие из чернильных пятен, для каждого человека индивидуальны и неповторимы. Обычная, на первый взгляд, фантазия на деле оказывается сложным и запутанным процессом работы головного мозга. Суть теста Роршаха, пройти онлайн бесплатно который сегодня не составляет труда, заключается в анализе увиденных изображений. Другими словами, испытуемому предлагается посмотреть на чернильное пятно и сказать, с чем оно у него ассоциируется. Помимо ведения, записей каждого сказанного слова человека, проходящего тест, фиксируется время, необходимое ему на ответ и другие особенности тестирования. В завершение специалист уточняет отдельные детали данных ответов, может провести так называемую процедуру «определения пределов». Каждый данный ответ оценивается по следующим критериям:
  • локализация (ассоциация испытуемого может быть связана как с цельным изображением, так и с его частью);
  • детерминанты (ведется учет использования в ответе тестируемого цветов, форм или образа, отражающего их смешение);
  • уровень формы (оценивается степень адекватности представленного образа ответу испытуемого);
  • содержание (обращается внимание на ассоциативный ряд тестируемого – соотносит ли он представленные образы с людьми или они ему больше напоминают неодушевленные предметы и животных);
  • оригинальность-популярность (ведется статистика оригинальности ответов, где популярным считается тот, который был дан не менее 30% испытуемых).
Оценка ответов по данным критериям носит исчерпывающий характер, а потому их суммарность является ярким отражением индивидуальных характеристик человека, который ранее участвовал в экспериментальном исследовании.
Решение тест Роршаха пройти онлайн бесплатно – уникальная возможность провести диагностику структурных характеристик личности:
  • на основе аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности определить когнитивный стиль;
  • изучить защитные механизмы;
  • установить тип переживания;
  • другое.
При этом конечный результат исследования непременно поразит своей точностью и яркостью отображения личностных характеристик тестируемого.

Клинические испытания

Согласно теории Г.Роршаха, использование испытуемым в качестве ассоциации всего чернильного пятна – яркий показатель наличия у него систематизированного мышления. В то время как обращение внимание на детали – характеристика мелочного и дотошного человека. Простановка акцента на каких-то необычных элементах – отражение способности человека к обостренной наблюдательности. Бывали случаи, когда тестируемый за основу ответа брал не само чернильное пятно, а окружающий его белый фон. Роршах считал, что такое решение также может по-своему трактоваться. У здоровых людей такая особенность выражалась в склонности к ведению дискуссий, своеволии и упрямстве. Что касается психически больных людей, то выбор ими белого фона – отражение негативизма и странностей поведения. Проще говоря, здесь оценивалась ординарность человеческого мышления. Если человек обращал внимание на различные мелочи, его можно было характеризовать, как педанта. Если за основу образа брался белый фон, значит, имела место быть работа с неординарным человеком.
Особое внимание уделялось четкости восприятия образа. Если тестируемый воспринимал чернильное пятно или его часть, как нечто статичное, специалист мог сделать вывод, что он обладает интеллектом и устойчивым вниманием. Ассоциация с чем-то движимым расценивалась как специфичность интеллекта, интроверсия и эмоциональная стабильность. Эмоциональная лабильность выявлялась путем анализа частотности «цветовых» ответов тестируемого. Тип переживания Роршахом определялся соотношением ответов по движению и цвету. Если у испытуемого преобладали цветовые ответы, он причислялся к категории экстратензивных личностей. Если он делал акцент на ответах, связанных с движением, его относили к интровертам. При этом у последних наблюдалась большая ориентация на внутренние переживания, чем на внешние. Содержание ответов (возникающий образ у тестируемого) автора методики мало интересовали. Он считал, что актуальная на данный момент ассоциация – не более чем временное явление.

Как тест Роршаха пройти онлайн бесплатно?

Прежде всего, необходимо создать соответствующую прохождению теста обстановку – расположиться в тихом, спокойном, светлом месте вдали от посторонних. Если имеется необходимость в присутствии третьего лица, тестируемый должен быть об этом заранее оповещен. Важно обеспечить непрерывность процесса тестирования – исключать вероятность ответов на телефонные звонки и другие отвлекающие факторы. Если испытуемый носит очки, нужно убедиться в том, что он их взял с собой. При проведении комплексного исследования личности психологу рекомендуется его начать именно с теста Роршаха.
В качестве материальной базы теста используется 10 картинок с изображением размытых очертаний чернильных пятен. Половина из них цветные, вторая половина – черно-белые. Задача тестируемого просмотреть предложенные карточки и сказать свое мнение по поводу изображенного – кто или что это, где находится, что делает и так далее. Hermann Rorschach ). Известен также под названием «Пятна Роршаха» .

Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.

Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности .

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884–1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями , Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и черного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.

Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями – для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.

Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность – адекватность и эффективность – теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и ее нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Содержание ответов обозначается следующими символами: Н - человеческие фигуры, целые или почти целые, (Н) - человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы), (Hd) - части человеческих фигур, А - фигура животного, целая или почти целая, (А) - мифологическое жи-вотное, чудовище, карикатура, рисунок животного, Ad - части животного, обычно голова или лапы, At - внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.), Sex - ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела, Obj - предметы, сделанные людьми, Aobj - предметы, созданные из животного материала (шкура, мех), Aat - внутренние органы живот-ных, Food - пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям), N - пейзажи, вид с воздуха, заход солнца, Geo - карты, острова, за-ливы, реки, Pl - растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений, Arch - архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д., Art - детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содер-жания; рисунок пейзажа будет N и т. д., Abs - абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др., Вl - кровь, Ti - огонь, Cl - облака. Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.

Пример формата записи ответов при тесте:

Карточка II, Верхняя красная область - «Винтовая лестница» (указывает на оттенки): D FK Arch 1.5 Карточка VII, «Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремленные вперед»: W Fc  М (Hd) 3.0 Карточка VII, Левая средняя область - «Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое»: D Fc Нd 3.0

Фильмография: Пятна Роршаха использовались в фильме "Хранители" (2009), герой Роршах носил эти пятна на своей маске, сделанной из Платья Китти Дженовезе, они постоянно изменяли свое положение, и одновременно сохраняли симметрию


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пятна Роршаха" в других словарях:

    Пятно: Содержание 1 Основное значение 1.1 Известные упоминания 2 Другие значения 3 См. также … Википедия

    Роршаха тест - (Rorschach Test) проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Занимает одно из ведущих мест среди других проективных методик. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно белыми и цветными… … Психологический лексикон

    РОРШАХА ЭКСПЕРИМЕНТ - (Rorschach), психологический метод для исследования «характера восприятий субъекта (не воображения, как обычно думают) как ассоциативного сравнения. имеющегося в памяти с непосредственно данными комплексами ощущения» (определение… … Большая медицинская энциклопедия

    Роршаха тест -    РОРШАХА ТЕСТ (с. 517) самая популярная в мире проективная методика, позволяющая исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разнообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В… …

    РОРШАХА, ТЕСТ - Дедушка всех проективных тестов, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом. Этот тест состоит из структурного интервью с использованием серии из десяти стандартизированных, двухсторонне симметричных чернильных пятен. Пять из них… …

    Роршаха тест ранжирования - упрощённая вариация теста Роршаха. Испытуемому поочерёдно предлагают одну из 10 таблиц с чернильными пятнами со списком из 9 возможых ответов и просят его проранжировать последние согласно адекватности описания каждого пятна … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Роршаха тeст - (Rorschach H., 1921). Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц (пятен). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна … Толковый словарь психиатрических терминов

    РОРШАХА, ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ - Упрощенная вариация теста Popшаха, в котором субъекту дается каждая из десяти таблиц с чернильными пятнами со списком из девяти возможных ответов, и его просят проранжировать их согласно адекватности описания каждого чернильного пятна … Толковый словарь по психологии

    Одна из карточек с кляксами Тест Роршаха психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатр … Википедия

    тест пятен Роршаха - (тест пятен чернильных) одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки , Рубанцев Валерий Дмитриевич. Книга предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей. В ней собраны рисованные…

Тест Роршаха проводится на основе показа пациенту десятка разнообразных пятен: 5 черно-белых, 3 цветных и 2 черно-красных. Психолог в определенном порядке показывает человеку все 10 картинок, спрашивая его, на что похожа каждая из них.

Затем, когда человек ответил на все поставленные ему вопросы, специалист снова показывает ему картинки, но уже в иной последовательности. Таким образом, выясняется, какие ассоциации возникают у тестируемого при виде каждого, отдельно взятого изображения.

В ходе проведения теста Роршаха психолог может задавать уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

Испытуемому разрешается поворачивать карточки в любом направлении, при этом психолог, внимательно следит за его движениями и слушает все, что он говорит. После просмотра всех пятен, специалист анализирует ответы и соответствующим образом подсчитывает баллы.

Тест Роршаха и его интерпретация

Тест Роршаха истолковывается тем руководителем, который его проводит. Например, если у пациента совершенно отсутствуют ассоциации в отношении какого-либо пятна, это наверняка говорит о том, что объект, замаскированный на картинке, заблокирован в его сознании.

Также это может свидетельствовать о нежелании тестируемого человека говорить на тему, с которой у него ассоциируется показанное пятно.

По сути, тест Роршаха пройти очень просто, но самостоятельно это сделать довольно затруднительно. Лучше всего обратиться к опытному специалисту, который сможет верно интерпретировать полученные результаты. А ведь это самое главное в любом тесте.

Важно заметить, что посредством теста Роршаха вам удастся составить психологический портрет практически любого индивида.

Пройти тест Роршаха

Предлагаем вашему вниманию все десять пятен или клякс, с которыми работают, когда проводят тест Роршаха.

Пятно №1

На ней представлено черное пятно. Эта карточка помогает психологу узнать, как человек справляется с незнакомыми ему заданиями и насколько он стрессоустойчив.

Зачастую люди видят в этой кляксе бабочку, моль, летучую мышь или морду животного. Данный ответ может в общих чертах рассказать о .

У кого-то, летучая мышь вызывает отвращение, а кому-то наоборот, она может показаться символом возрождения и умения ориентироваться в темноте.

Видоизменения и переходы могут олицетворять бабочки, наряду с возможностью преодолевать препятствия, расти, изменяться.

Моль понимается, как некое чувство безобразности и заброшенности, а также как слабость и беспокойность.

Как правило, респонденты видят на снимке двух людей, процесс молитвы, смотрящего в зеркало человека или существо с длинными ногами (слон, медведь).

Если клякса ассоциируется с двумя людьми, это может указывать на двоякий взгляд на секс, непроходимое желание к интимной близости или концентрацию на близких отношениях и связи с социумом.

Если пациент видит человека, смотрящего в зеркало, это свидетельствует о его эгоцентричности или по отношению к самому себе.

Если видит собаку – он, скорее всего, является настоящим верным другом. В случае, когда клякса вызывает раздражение, ему необходимо посмотреть в глаза собственным страхам.

Образ слона говорит о высоких , наличии логики и . Хотя порою такое видение говорит об отвращении пациента к своему же телу.

Медведь представляет собой соперничество, самостоятельность, непокорность и агрессию. Данная клякса из теста Роршаха пробуждает эротические желания, поэтому если тестируемый видит на ней молящегося человека, можно сделать вывод о его религиозных взглядах на интимные отношения.

Если же испытуемый видит кровь, это скажет о том, что религия у него ассоциируется с телесной болью или же он начинает молиться лишь в те минуты, когда испытывает негативные эмоции.

Пятно №3

Тут изображено пятно в черно-красных тонах. То, как оно воспринимается, расскажет об отношении к социуму. В основном, пациенты наблюдают на данном снимке двух людей, человека, смотрящего в зеркало, бабочку или моль.

Те, кто видят тут двух людей принимающих пищу, очевидно, ведут активную общественную жизнь. Если кто-то наблюдает людей моющих свои руки, то это скорее скажет об их беззащитности, ощущении нечистоты и о навязчивом страхе.

Когда испытуемый утверждает, что перед ним изображены люди, играющие в игру, это говорит о его готовности занимать сторону своего соперника или оппонента, то есть о наличии .

Если респондент наблюдает человека, рассматривающего себя в зеркале, это будет подразумевать под собой рассеяность, неумение разбираться в людях, невнимательность к обществу.

Пятно № 4

Эту карточку прозвали «отцовской». Глядя на нее у множества людей возникают разнообразные ассоциации, связанные с чем-то невероятно большим и страшным.

Восприятие этого пункта теста Роршаха скажет о том, как пациент ведет себя с авторитетами, а также выявит особенности его . Обычно на снимке люди видят животное, его шкуру или чудовища.

Образ чудовища или животного говорит о его полном подчинении перед авторитетами и ощущении неполноценности. Такой человек может испытывать страх и смятение перед людьми, стоящими над ним, включая своего отца.

Вид большой шкуры может подразумевать возникновение дискомфорта в тех случаях, когда тема касается отношений с его отцом.

Однако в то же время она может указывать на то, что у испытуемого отсутствуют какие-либо проблемы во взаимоотношениях с авторитетами или с собственной неполноценностью.

Пятно № 5

Здесь показано черное пятно. Реакция на него, помогает психологу отобразить подлинное «Я». Испытуемые, глядя на снимок, обычно не ощущают никакой опасности, и ведут себя достаточно расслаблено.

Но если образ, рассмотренный пациентом, существенно отличается от ответа, данного при виде 1-й карточки, это скажет о том, что вероятно пункты теста Роршаха № 2, 3 и 4, серьезно повлияли на него.

Зачастую это изображение ассоциируется с летучей мышью, бабочкой или молью.

Пятно № 6

Тут показана черная клякса с особенной текстурой. У людей она ассоциируется с близостью, из-за чего ее называют «сексуальный карточкой». Пациенты обычно видят на ней шкуру животного или нору.

Это может говорить о том, что человеку не интересно иметь какие-нибудь взаимоотношения с людьми. В результате он становится закрытым от общества, предпочитая жить в своем мире.

Пятно № 7

На ней видна черная клякса. Часто она ассоциируется у пациентов с женским началом. Они видят на снимке детские и женские фигуры. Тем, кому трудно описать это пятно теста Роршаха, очевидно имеют сложности в общении с женским полом.

Обычно испытуемые видят в этой кляксе детские и женские головы, а также нечто похожее на поцелуй. Женские головы говорят об эмоциях, связанных с матерью, которые в будущем станут проявляться и в общении с женщинами.

Головы детей свидетельствуют об отношении к детству, стремлении заботиться о ребенке, находящемся внутри пациента. Головы, соединяющиеся в поцелуе, указывают на желание быть любимым, а также тесную взаимосвязь со своей матерью.

Пятно №8

Здесь представлены оранжевые, голубые и серые тона. В тесте Роршаха это первая многоцветная клякса, усложняющая процесс интерпретации ответа тестируемого.

Если глядя на нее пациент испытывает ощущение дискомфорта, очевидно, ему не просто анализировать различные эмоциональные ситуации. В основном люди видят на картинке бабочку, моль или существо с четырьмя ногами.

Пятно № 9

Здесь изображена клякса с размытыми очертаниями в оранжевых, зеленых и розовых тонах. Глядя на нее многим тяжело описать ее словами.

Исходя из этого, данная карточка теста Роршаха помогает психологу понять, насколько хорошо оцениваемая личность умеет справляться с неопределенностью и отсутствием ясных и отчетливых контуров.

Многие видят тут своеобразный образ зла или же непонятные фигуры. Если пациент выделяет человека, то чувства, которые он переживает в настоящий момент, могут наглядно показать, насколько хорошо он справляется с хаотичной информацией и временем.

Неопределенная форма зла может подразумевать то, что для обретения комфорта (подробнее ), респондент остро нуждается в определенном распорядке. Это объясняется тем, что разного рода неопределенности легко выбивают его из колеи.

Пятно № 10

На последней карточке теста Роршаха можно увидеть наибольшее количество цветов, а именно розовый, желтый, голубой, оранжевый, зеленый и серый.

У большинства людей эта клякса вызывает положительные чувства. Негативные эмоции она способна вызывать лишь у тех, кому было сложно описать 9-ю карточку.

Интерпретация данной кляксы следующая: змеи, гусеницы, голова кролика, омар, краб или паук.

Краб указывает на то, что данная личность привязана к вещам и людям, или же обладает большим терпением.

Омар говорит о терпимости, умении бороться с трудностями, силе, боязни нанести себе урон или получить ущерб извне.

Паук подразумевает ощущение опасности. Тестируемому кажется, что его насильно или с помощью хитрости хотят втянуть в какую-нибудь аферу.

Кроличья голова свидетельствует об оптимистическом настрое и репродуктивной способности.

Змеи символизируют чувство опасения и предосторожности перед чем-то незнакомым. Помимо этого они могут означать редкие эротические фантазии.

Гусеницы говорят о понимании того, что человеку свойственно постоянно изменяться на протяжении жизни.

В конце стоит заметить, что мы лишь в краткой форме описали тест Роршаха. Как говорилось ранее, делать самостоятельный анализ очень непросто, поскольку для этого нужны хорошие познания в области психологии.

Но все же в целом у вас получится составить представление о себе, а также о тех или иных людях, на основании онлайн теста Роршаха.

Справедливости ради нужно заметить, что в научных кругах этот тест вызывает некоторые споры, поскольку ряд скептиков считает его псевдонаучным. Однако таков удел всех знаковых научных феноменов, взять хотя бы не менее популярный .

Если вам понравилась статья с описанием теста Роршаха, – поделитесь ею с друзьями, которым данная тема может быть интересна. Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Экология жизни. Психология: В личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия...

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой.

Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц.

В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом.

Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Р езультаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей.

Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия - иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека.

Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ.

Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом.

Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

Карточка 1

На первой карточке мы видим пятно черных чернил. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания - следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность.

Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

Карточка 2

На этой карточке изображено пятно красно-черного цвета, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике.

В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное - значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства.

Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела.

Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего.

Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь - значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3

На третьей карточке изображено пятно из красных и черных чернил, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей - это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

Карточка 4

Четвертую карточку специалисты называют «отцовской». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее - образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

Карточка 5

На этой карточке мы вновь видим черное пятно. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта - следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

Карточка 6

Картинка на этой карточке тоже одноцветная, черная; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

Карточка 7

Пятно на этой карточке тоже черное, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке - это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

Карточка 8

На этой карточке есть и серый, и розовый, и оранжевый, и голубой цвета. Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт - весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

Карточка 9

Пятно на этой карточке включает зеленый, розовый и оранжевый цвета. Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

Карточка 10

В последней карточке теста Роршаха больше всего цветов: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой.

Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины.

Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются. опубликовано

Также интересно:


Ниже приведены десять чернильных пятен теста Роршаха, напечатаных в издании Тест Роршаха - Психодиагностические методики с указанием наиболее частых ответов для всего изображения или наиболее выделяющиеся детали в соответствии с различными авторами. Данные материалы являются общественным достоянием в Швейцарии, родине Германа Роршаха по крайней мере с 1992 (70 лет после смерти автора или 50 лет после отсечения дату 1942), согласно швейцарскому законодательству об авторских правах. Они также являются общественным достоянием в рамках законом об авторском праве Соединенных Штатов, который гласит: "Все произведения, опубликованные до 1923 года считаются общественным достоянием."

Все картинки "кликабельны"

Таблица I :
Популярные ответы:

Piotrowski: летучая мышь (53%) , бабочка (29%)
Dana (France): бабочка (39%)

Комментарий: Получая для рассмотрения таблицу I , субъекты зачастую спрашивают о том, как они должны поступить, а вопросы о том, что они могут делать с таблицей (например, поворачивать) не очень значительным. Будучи первой таблицей, она может содержать сведения о том, как субъект решает новые, стрессовые задачи. Это не означает, однако, что таблицы, обычно трудные для субъекта в обращении, имеет доступные популярные ответы.

Таблица II :
Популярные ответы:
Beck: два человека
Piotrowski: четвероногое животное (34%, серые части)
Dana (France): животное: собака, слон, медведь (50%, серое)

Комментарий: Красные детали таблицы II часто видятся как кровь и являются наиболее отличительной чертой. Ответы можуг содержать указания о том, как субъект может управлять чувствами гнева или агрессии. Эта таблица может вызывать различные сексуальные ответы.

Таблица III :
Популярные ответы:
Beck: два человека (серый)
Piotrowski: человеческие фигуры (72%, серый)
Dana (France): человек (76%, серый)

Комментарий: Таблица III как правило воспринимается как два человека, участвующие во взаимодействии, и могут предоставить информацию о отношениях и связях субъекта с другими людьми (в частности, задержку ответа может выявить трудности в межличностном, социальном взаимодействии).

Таблица IV :
Популярные ответы:

Piotrowski: шкура животного, ковер из шкуры (41%)

Комментарий: Таблица IV отличается темным цветом и затенения (что создает трудности для депрессивных, подавленных субъектов), и часто воспринимается как большая, и иногда угрожающая, фигура. Усугубляясь общим впечатлением субъекта, который находясь в подчиненный позиция ("Глядя снизу вверх") на таблицу, служит выявлению чувства авторитетности. Видение человека или животного в таблице почти всегда классифицируются скорее как мужеское, чем как женское, и эти качества, выраженные субъектом могут указывать на отношение к мужчинам и авторитетам.

Таблица V :
Популярные ответы:
Beck: летучая мышь, бабочка, мотылек
Piotrowski: бабочка (48%) , летучая мышь (40%)
Dana (France): бабочка (48%) , летучая мышь (46%)

Комментарий: Таблица V является легкой в детальной проработке, и не воспринимается как угрожающие. Провоцирует к "смене темпа" в тесте, после предыдущих более сложным таблиц. Содержащиеся здесь несколько особенностей, вызывают озабоченность или осложняют разработку. Это самое легкое пятно для получения хорошего качественного ответа.

Таблица VI :
Популярные ответы:
Beck: шкура животного, мех, ковер
Piotrowski: шкура животного, мех, ковер (41%)
Dana (France): шкура животного (46%)

Комментарий: Текстура является доминирующей характеристикойтаблицы VI , которая часто вызывает ассоциации, связанные с близким межличностным взаимодействием; Таблица определяется как "секс-пятно", и вероятное сексуальное воспринимает сообщается по этой таблице более часто, чем по любой другой. Хотя другие таблицы имеют большее разнообразие распознавания образов сексуального содержания.

Таблица VII :
Популярные ответы:
Beck: человеческие головы и лица (наверху)
Piotrowski: головы женщин и детей (27%, наверху)
Dana (France): человеческая голова (46%, наверху)

Комментарий: Таблица VII может быть связана с женственностью (человеческие фигуры, распознаваемые в ней, часто описывается как женщины и дети), и имеет функцию как "Материнской таблицы", где с трудностями в решении может быть связано с озабоченностью проблемами с женскими фигурами в жизни субъекта. Центральная деталь относительно часто (хотя это и не самый популярный ответ) распознается как влагалище, что относит эту таблицу в частности к теме женской сексуальности.

Таблица VIII :
Популярные ответы:
Beck: животное, не кошка и собака (розовый)
Piotrowski: четвероногое животное (94%, розовый)
Dana (France): четвероногое животное (93%, розовый)

Просмотров