Теория маслоу пирамида кратко. Что такое пирамида потребностей абрахама маслоу

Пирамида Маслоу потребностей – это иерархия человеческих потребностей, известная теория мотивации, в основании заложены труды психолога из Америки, который стал основоположником гуманистической стихологии.

Успешно используется в современной экономике Маслоу пирамида потребности, и рассматривается как модель потребностей теории мотивации, поведенческий фактор потребителя.

Впервые пирамида по Маслоу потребностей появилась в виде графического изображения «Иерархия потребностей» в учебнике по маркетингу и психологии У. Стоппа в 1975г, после смерти Маслоу через пять лет. В начале 80 годах 20-го столетия графику потребностей заменили рисунком в виде пирамиды, которую придумали его ученики для лучшего понимания теории Маслоу в наглядном виде.

Пирамида потребности по Маслоу

1-ая потребность: физиологическая: удаление голода, жажды, интимной близости, сон, кислород, наличие одежды .

Иногда эту потребность называют инстинктивной, базовой, основной. Поэтому, человек уделяет ей первостепенное внимание, иначе будет чувствовать себя некомфортно.
Низшие физиологические потребности по Маслоу закладывают фундамент всех остальных потребностей, и без их удовлетворения, человек не движется и не развивается дальше. Даже всем живым организмам свойственны эти потребности.

Примеры :

  • Проснувшись утром перед работой, вам хочется позавтракать: выпить горячий кофе и скушать бутерброд, а не дочитывать страницы интересного произведения .
  • Потребность посещения туалетной комнаты будет первоочередной, вместо поиска своего места в театральном зале .

Потребности первой ступени очень важны, но они не преобладают постоянно над личностью. Частичная удовлетворенность достаточна, чтобы перешагнуть на вторую ступень пирамиды Маслоу.

2-ая потребность в безопасности: стабильность, оборона, зависимость, свобода от тревоги, страха и хаоса .

Примеры :

  • Маленькому ребенку страшно, он что- то боится, поэтому долго и упорно плачет, пока не увидит свою маму или папу. Отсутствие родителей из поля его зрения, у ребенка появляется раздраженность, ему все равно, что о нем думают окружающие. Ему нужна защита .
  • Верующему человеку тоже нужна защита. Придя в церковь, он чувствует покровительство высших сил. Он успокаивается и верит только в хорошее будущее .

Стабильность в работе, зарплаты тоже относится к этой потребности.

3-ья потребность в любви и принадлежности: дружба, семья, свой круг .

Человеку свойственно становится частью общества, он к этому стремится. В подростковом возрасте необходимо влиться в среду, где присутствует лидер или кумир, чтобы с него брать пример поведения.

С увеличением возраста человек отсортировывает круг своих знакомых, и он сужается. Остаются несколько друзей, приятелей с одинаковыми взглядами на жизнь, работу, интересами. В любом случае, люди живут и становятся сформированной частью общества, где они чувствуют свою значимость и полезность.

У определенных личностей существует необходимость познакомиться с новым другом. Некоторые — ограничиваются своей семьей и детьми.

После удовлетворения 3-ей потребности — социальной, человек стремится на 4-ую ступень потребностей: к успеху.

4-ая потребность в признании и почтение: почтение в коллективе, горд за себя, статус, прекрасная репутация, слава, проявление таланта .

Человек не может довольствоваться только семьей, домом, детьми. Ему хочется больше. Получив статус специалиста, его начали уважать в коллективе. А если он стал бизнесменом, он горд за себя. А если о его компании идет слава, то повышается его репутация.

Работа становиться нечто большим, чем просто работа. У человека просыпается духовная мотивация и большое стремление творить, созидать намного больше, лучше и качественнее. Человек автоматически переходит на последующую ступень потребностей Маслоу.

5-ая (позже 7-ая) потребность в самореализации: человек занимается своим делом, хорошо получается. Его склонности, способности помогают в работе .

Когда все прекрасно, жизни удалась. Человеку кажется, что он еще не все достиг, он начинает заниматься саморазвитием, самореализацией, появляются духовные потребности, реализация своего потенциала. Человек готов продвигаться вперед, бороться. Полученный жизненный опыт: демократичный темперамент, креативность помогает сопротивляться с социальными привычками, человек готов обучаться сам и обучать других, формировать новые взгляды и убеждать.

Исследования Абрахама Маслоу показали, что только 1-3% человечества достигают пятой (седьмой) ступени пирамиды, которые обладают избытком идей и внутренней энергии.

Ученый Маслоу, его исследования

Немного об Абрахаме Харольде Маслоу (от бывшей фамилии Маслов), родился в бедной семье эмигрантов (из Царской России) в 1908г в Бруклине. Отлично учился, много работал и часто посещал библиотеки. Стал президентом Ассоциации социальной психологии и Отделения эстетики. Десятилетний период с 1960г по 1970г был плодотворным этапом в его жизни, где были написаны большинство его трудов.

Ученый считал, что поведение человечества мотивированы только для удовлетворения их личных жизненных целей, переходя постепенно от одной достигнутой потребности к следующей и так далее.

Абрахам Маслоу утверждал, что у большого количества людей все потребности подобны инстинктам животных, которые бывают врожденными или приобретенными.

Исследования ученого Маслоу доказали, что любой человек испытывает пять (семь) обязательных потребностей: от более простых, низших потребностей к высшим потребностям. Существование человека прекратится, если эти потребности не будут удовлетворяться, да и развитие человека полноценно не будет развиваться.

Дополнительная работа над пирамидой Маслоу

О «Теории человеческой мотивации» люди услышали в 1943году, в которой были основные идеи Маслоу об особенностях в формировании человеческих потребностей успешных и творческих людей. Более подробные исследования были отражены в книге «Мотивация и личность» в1954 г.

Ученый А. Маслоу работал над биографией здоровых и активных людей. К ним отнеслись: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Элеонор Рузвельт, которые и стали его идеалами при разработке теории мотивации и пирамид.

Пирамида Маслоу 5 ступеней была и остается достижением того времени. Ученый постоянно усовершенствовал пирамиду потребностей. Выпущены труды в 20-ом столетии «Психология бытия» — 62г, и 71г « Дальние пределы природы».

В своих трудах Маслоу пирамиды сохранились все потребности: первых четыре остались на своих местах, а пятая переместилась на седьмое место. Добавились две ступени пирамиды:

5 потребность, познавательная: знать-уметь-исследовать .
Человек постоянно стремиться узнавать много информацию, из умных познавательных передач. Чтению уделяет массу времени. Умело применяет свои знания на практике.

6 потребность, эстетическая: гармония-порядок-красота .
Посещение художественных выставок и музеев развивает у человека гармонию красоты и вдохновение о прекрасном.

Заключительные рассуждения. Примеры

Пирамида Маслоу имеет семь основных ступеней. И по утверждению ученого А. Маслоу, иерархия потребностей не стабильна, как кажется вначале. Но большинство человечества подчиняются порядку последовательности пирамиды потребностей, в зависимости от своих способностей и мотивации, а так же от возраста.

Люди разделяются на разные категории, некоторые смогут пренебречь утолением базовых потребностей ради своей цели.

Примеры :

  • Сначала хочет стать богатым бизнесменом, а затем устроить личную жизнь в преклонном возрасте .
  • Для других приоритетом – власть и ее триумф .
  • Третьей категории – достаточно уважения и любви в семье .
  • Четвертая – рада куску хлеба и тарелки супа .

Субъекты научились свои желания удовлетворять в соответствии с необходимыми потребностями.

Маслоу пирамида — это семиуровневая лестница, в которой представлен упрощенный вариант идеи к удовлетворению потребности человеком и его последовательные шаги.

Вы хотите узнать, на какой ступени находитесь? Найдите себя на ступени пирамиды, если Вы не достигли своей цели, поднимайтесь выше, принимая рекомендации ученого.

Пирамида потребностей по Маслоу можно встретить в учебниках, почитать на сайтах. В пирамиде отражаются нужды человека. Она приносит пользу и учит правильно принимать желания, потребности. Главное, зависит от каждого человека, от цели в жизни и способности мыслить .

Допустим, что вы пришли домой и вам очень срочно нужно дочитать главу какой-нибудь интересной книги, однако вы испытываете невероятно сильный голод. Будете ли вы в таком случае первым делом браться именно за книгу, а не за дверцу холодильника? Вряд ли. Всё заключается в базовых потребностях, что есть у каждого человека, и пирамида Маслоу систематизировала их.

Основная концепция звучит следующим образом – пока человек не утолит свои базовые желания, например, не утолит голод, он не будет задумываться о высоком. Естественно, существуют и исключения, что лишь подтверждают правило – в конце концов, все люди разные. Но всё же получилось выдвинуть несколько главных предположений, которые позже и легли в основу диаграммы, где потребности расположены согласно иерархии – шаг за шагом, от низших ступеней до высших.

На таких идеях и основана теория Маслоу. Пирамида, согласно многим источникам, появилась позже – мысли психолога просто оформили в более удобном и наглядном виде.

Однако, нельзя равняться только на эту таблицу, так как у всех разные цели в жизни. Для кого-то приоритетом является власть и её достижение, кому-то будет достаточно уважения в семейном кругу.

Пирамида Маслоу состоит из 5 основных категорий, именуемых также ступенями:

1. Базовые, физиологические потребности: голод, жажда, продолжение рода.
2. Потребности в защите и безопасности; комфорт.
3. Социальные потребности: наличие пары, семьи, друзей, необходимость заботы и любви.
4. Потребность в успехе и признании.
5. Духовные потребности: саморазвитие, самовыражение, самоидентификация.

Чем дальше доходит человек в своих стремлениях, тем более он развит духовно и эмоционально, тем ярче проявляются качества его личности и характера, тем в больших действиях он себе отдает отчёт. Бывают и те люди, которые ради своих идеалов зайдут далеко – они могут даже пренебрегать утолением базовых нужд, лишь бы добиться того, чего они хотят.

Первая ступень: физиологические потребности

Потребности этой категории относятся к тем, которые также зовутся инстинктивными. Они – самые базовые, и именно на них человек обращает внимание в первую очередь. Если он не удовлетворит желания первого уровня, то просто не сможет нормально существовать. Как пример – чувство голода. Вряд ли вы пойдете добиваться успеха в бизнесе, прежде плотно не позавтракав. К этому уровню также относятся:

  • кислород;
  • половое влечение;
  • помимо самой пищи – вода (питье).

Хоть эти потребности и важны, они не доминируют над личностью всё время. Достаточно минимально удовлетворить их, чтобы перейти на следующую ступень по пирамиде Маслоу. Частые «срывы» диет – тоже хороший пример.

Среднестатистическая женщина, у которой нет слишком сильного желания похудеть, всё равно рано или поздно сорвется, потому что у неё есть необходимость утолить голод.

Вторая ступень: потребность в защите

Когда маленький ребёнок боится монстров под кроватью, ему абсолютно всё равно, что подумают о нём в этот момент сверстники. Единственное, что ему хочется сделать – позвать на помощь родителей. Он это и делает. В этом заключается проявление потребностей второго уровня: человеку необходим комфорт. Если его нет, то он чувствует себя неуютно, не может сосредоточиться на выполнении других дел, становится раздраженным.

Именно поэтому ребёнку так важен постоянный контакт с матерью или отцом. В близких видно безопасность, верного друга, который всегда спасёт и поддержит.

Популярность религии тоже обусловлена потребностью в защите. Чувствуя покровительство высших сил, человек успокаивается, верит в то, что всё хорошо, и что помощь обязательно придёт, если случится что-нибудь плохое.

Третья ступень: социальные потребности

Человек хочет влиться в общество и стать его частью. Он боится одиночества. Подобная нужда становится значимой тогда, когда удовлетворены потребности предыдущих ступеней.

Всю жизнь люди ищут компанию – вторую половинку, семью, верных друзей. В подростковом периоде необходимость быть частью чего-то становится доминирующей, затмевая всё остальное. Именно поэтому существуют субкультуры, группировки, где есть явный лидер – за ним следуют все остальные. Подростки очень часто ищут себе кумира, чтобы наследовать его поведение.

Со временем круг знакомых сужается. Обычно рядом с человеком остаётся несколько близких друзей, остальные остаются на уровне приятелей. Конечно же, тут всё тоже зависит от определенного типа личности, ведь бывают и те, кто даже в зрелом возрасте стремятся к новым знакомствам. Однако обычно люди стараются стать полноценной, сформированной ячейкой общества. Для этого обязательно должен быть постоянный партнер, дети, несколько хороших друзей. Когда удовлетворена эта потребность, человек задумывается о успехе.

Четвёртая ступень: потребность в успехе и признании

Когда есть и семья, и дом, в голову приходят мысли о том, что нужно сделать что-то ещё, чтобы имя было на слуху, чтобы о вас говорили другие. Однако, как было замечено в начале статьи, пирамида Маслоу допускает и то, что некоторым достаточно надежной репутации только в кругу родных. Большинство же начинает искать себя в другом. Так рождаются идеи о создании новых проектов, о запуске бизнеса. Чаще всего эта удовлетворение этой потребности становится в приоритете у подростков (сделать что-то, что не делают другие, чтобы выглядеть круче) и у людей, которые уже более-менее остепенились.

Любому будет приятно, если другие будут ценить то, что он делает, уважать его не только как ячейку общества, а и как личность. Именно поэтому так популярно утверждение о том, что работа, которая нравится, перестает быть работой – человек, у которого есть внутренняя мотивация и желание делать что-то, будет делать это даже и в том случае, если за это не будет никакого вознаграждения, кроме внимания и одобрения со стороны других. Из-за этого четвёртый уровень так связан с пятым, последним, высшим уровнем.

Пятая ступень: духовные потребности

Когда человек находит своё признание и делает всё, чтобы достичь мастерства в этой области, он находится на самой верхней ступени пирамиды Маслоу. Многие хотят заниматься саморазвитием, так как это чувство присуще всем людям, но немногие действительно начинают развиваться духовно. Маслоу считал, что этому есть несколько причин:

  • страх быть непринятым, непонятым (обычно идёт из детства);
  • стереотипы, что прижились в обществе (именно они мешают женщинам осваивать «мужские» профессии, а мужчинам – «женские»);
  • боязнь рискнуть (нарушается чувство безопасности, нет удовлетворения второго уровня по пирамиде Маслоу).

Личность, которая способна сопротивляться, готова двигаться вперёд. Обычно она уже обладает набором качеств, приобретенных благодаря жизненному опыту – креативность, демократичный характер, принятие не только себя, но и природы человека, сопротивление общественным стереотипам, самостоятельность, готовность учиться у себя и других.
Абрахам Маслоу считал, что последней ступени достигают лишь 2-3% людей.

Пирамида Маслоу имеет и более подробную классификацию, состоящую из 7 уровней. Первые четыре потребности остаются такими же, как и у первой классификации (физиология; безопасность; забота и любовь; успех и признание). Пятая ступень разделяется на три уровня:

  • потребности в познании окружающего мира;
  • потребности в красоте, эстетике, усовершенствовании плохого;
  • саморазвитие.

Пять (или семь) ступеней лишь отражают основные нужды человечества, и пирамида Маслоу может быть полезна в том, что она учит правильно понимать и, главное, принимать свои желания и потребности. Стоит помнить, что всё, в первую очередь, зависит от самого человека, от его способа мышления и целей на будущее.

Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года “Теория человеческой мотивации” и в своей последующей книге “Мотивация и личность”. Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы выполнять основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.

В то время как некоторые из существующих школ изучения человеческой личности (психоанализ и бихевиоризм), как правило, фокусировались на проблемном поведении, Маслоу был гораздо более заинтересован в изучении того, что делает людей счастливыми и что они делают для достижения этой цели.

Будучи гуманистом, Маслоу считал, что у людей есть врожденное желание быть самореализованными, то есть быть всеми, кем они могут быть. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более элементарных потребностей, таких, как потребность в пище, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.

Есть пять различных уровней иерархии потребностей Маслоу. Давайте более подробно рассмотрим потребности Маслоу, начиная с самого низкого уровня, которые известны как физиологические потребности .

От базовых до более сложных потребностей

Иерархия Маслоу чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды состоят из самых основных потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на вершине пирамиды.


Пирамида иерархии потребностей по Маслоу

Потребности в нижней части пирамиды являются основными физическими требованиями, включая потребность в пище, воде, сне и тепле. Как только эти потребности более низкого уровня будут удовлетворены, люди смогут перейти на следующий уровень потребностей, связанных с безопасностью и охраной.

По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, потребности становятся все более психологическими и социальными. Вскоре потребность в любви, дружбе и близости становится важной. Далее вверх по пирамиде, необходимость личного достоинства и чувства выполненного долга приоритетны.

Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркнул важность самореализации, которая является процессом роста и развития как личности для достижения индивидуального потенциала.

Потребности дефицита и потребности роста

Маслоу считал, что эти потребности похожи на инстинкты и играют главную роль в мотивации поведения. Потребности в физиологии, безопасности, социальном обеспечении и уважении – это потребности в дефиците, которые возникают из-за депривацииДепривация (лат. deprivatio - потеря, лишение) - сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности - психофизиологические либо социальные. . Удовлетворение этих потребностей более низкого уровня важно для того, чтобы избежать неприятных ощущений или последствий.

Маслоу назвал самый высокий уровень пирамиды потребностями роста. Эти потребности вытекают не из недостатка чего-то, а скорее из желания расти как личность.

Хотя теория обычно изображается как довольно жесткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором эти потребности выполняются, не всегда соответствует этой стандартной прогрессии. Например, он отметил, что для некоторых людей потребность в самооценке важнее, чем потребность в любви. Для других потребность в творческом наполнении может вытеснить даже самые элементарные потребности.

Физиологические потребности

Основные физиологические потребности, вероятно, довольно очевидны - это вещи, которые жизненно важны для нашего выживания. Некоторые примеры физиологических потребностей включают:

  • Дыхание
  • Гомеостаз

В дополнение к основным требованиям питания, воздуха и регулирования температуры, физиологические потребности также включают такие вещи, как жилье и одежду. Маслоу также включил половое размножение в этот уровень иерархии потребностей, поскольку это имеет важное значение для выживания и распространения вида.

Потребности в области охраны и безопасности

По мере продвижения на второй уровень иерархии потребностей Маслоу требования начинают становиться немного сложнее. На этом уровне первоочередными становятся потребности в области безопасности и охраны. Люди хотят контроля и порядка в своей жизни, поэтому эта потребность в безопасности и охране в значительной степени способствует поведению на этом уровне.

Некоторые из основных потребностей в области безопасности включают:

  • Финансовое обеспечение
  • Здоровье и благополучие
  • Безопасность от несчастных случаев и травм

Поиск работы, получение медицинского страхования и медицинской помощи, внесение денег на Сберегательный счет и переезд в более безопасный район – все это примеры действий, мотивированных потребностями в безопасности и охране.

Вместе, безопасность и физиологические уровни иерархии составляют то, что часто называют основными потребностями .

Социальные потребности

Социальные потребности в иерархии Маслоу включают такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях определяет поведение человека. Некоторые из вещей, которые удовлетворяют эту потребность включают:

  • Дружеские контакты
  • Романтические привязанности
  • Семья
  • Социальные группы
  • Группы сообщества
  • Церкви и религиозные организации

Чтобы избежать таких проблем, как одиночество, депрессия и беспокойство, важно, чтобы люди чувствовали себя любимыми и принятыми другими людьми. Личные отношения с друзьями, семьей и любовниками играют важную роль, как и участие в других группах, которые могут включать религиозные группы, спортивные команды, книжные клубы и другие групповые мероприятия.

Потребность в уважении

На четвертом уровне в иерархии Маслоу есть потребность в оценке и уважении. Когда потребности на трех нижних уровнях удовлетворены, уважение начинает играть более заметную роль в мотивации поведения.

На данном этапе становится все более важным завоевать уважение и признательность других. У людей есть потребность достичь чего-то, а затем получить признание их усилий.

В дополнение к потребности в чувстве выполненного долга и престижа, потребности уважения включают такие вещи, как самооценка и личная ценность. Люди должны чувствовать, что их ценят и другие, и чувствовать, что они вносят вклад в мир. Участие в профессиональной деятельности, академических достижениях, спортивном или командном участии и личных увлечениях может сыграть определенную роль в удовлетворении потребностей уважения.

Люди, которые способны удовлетворить потребности в уважении, добиваясь хорошей самооценки и признания других, как правило, чувствуют уверенность в своих силах. У тех, кому не хватает самоуважения и уважения к другим, может развиться чувство неполноценности.

Вместе, уважение и социальные уровни составляют то, что известно как психологические потребности иерархии .

Потребности в самореализации

На самом пике иерархии Маслоу находятся потребности в самореализации. “Каким может быть человек, он должен быть”, – объяснил Маслоу, ссылаясь на необходимость того, чтобы люди достигли своего полного потенциала как человеческие существа.

Согласно определению Маслоу о самореализации:

“Это можно примерно описать как полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, что они способны делать… Это люди, которые развились или развиваются до того уровня, на который они способны.”

Самореализующиеся люди осознают себя, заботятся о личностном росте, меньше заботятся о мнениях других и заинтересованы в реализации своего потенциала.

Критика иерархии потребностей Маслоу

Теория Маслоу стала дико популярной как в психологии, так и вне ее. Теория была особенно затронута сферами образования и бизнеса. Несмотря на популярность, концепция Маслоу не была без критики.

Главные из них:

Потребности не обязательно следуют иерархии

Хотя некоторые исследования показали определенную поддержку теорий Маслоу, большинство исследований не смогли обосновать идею иерархии потребностей. Вахба и Бриджвелл сообщили, что было мало доказательств ранжирования потребностей Маслоу и еще меньше доказательств того, что эти потребности находятся в иерархическом порядке.

Теорию сложно проверить

Другие критики теории Маслоу отметили, что его определение самореализации трудно проверить научно. Его исследования по самореализации также основывались на очень ограниченной выборке людей, включая людей, которых он знал, а также на биографиях известных людей, которых Маслоу считал самореализованными.

Так почему же иерархия потребностей Маслоу была столь влиятельной?

Независимо от этих критических замечаний, иерархия потребностей Маслоу представляет собой часть важного сдвига в психологии. Вместо того, чтобы сосредоточиться на аномальном поведении и развитии, гуманистическая психология Маслоу была сосредоточена на развитии здоровых людей.

Хотя было относительно мало исследований, поддерживающих теорию, иерархия потребностей хорошо известна и популярна как в психологии, так и вне ее. В исследовании, опубликованном в 2011 году, исследователи из Университета Иллинойса намеревались проверить иерархию.

Они обнаружили, что, хотя удовлетворение потребностей тесно связано со счастьем, люди из различных культур во всем мире сообщили, что самореализация и социальные потребности имеют важное значение даже тогда, когда многие из самых основных потребностей не были удовлетворены.

Такие результаты показывают, что, хотя эти потребности могут быть мощными мотиваторами человеческого поведения, они не обязательно принимают иерархическую форму, описанную Маслоу.

Источники: ☰

Все материалы носят ознакомительный характер.

Пирамида потребностей Маслоу – это теория развития человека, которая говорит, что все потребности того самого человека можно поделить на 5 уровней.

Одна потребность соответствует одному уровню развития человека. Причем через уровни нельзя перескочить. Например, не закрыв потребность второго уровня, нельзя выйти сразу на третий.

Иерархия потребностей направлена от простых (животных) к более сложным. Чтобы перейти на следующий уровень пирамиды, нужно полностью удовлетворить потребности предыдущего.

Справедливости ради, стоит отметить, что тот порядок, который представлен в данной статье, у некоторых людей может отличаться. Но это исключение является подтверждением правила.

И так, рассмотрим подробнее классификацию потребностей по Маслоу:

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться.

Примеры : еда, сон, вода, кислород, секс, кров (где переночевать).

Согласитесь, если человеку нечего кушать, он не будет думать о том, как бы себя реализовать в жизни или на какую кинопремьеру пойти вечером.

Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом или выстраивать отношения в семье.

Безопасность

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

Еще примеры: стабильная работа, подушки безопасности на автомобиле, спокойный район, защитный костюм (для некоторых профессий).

Любовь и принадлежность

Если мы сыты, нам есть где переночевать и мы не находимся в зоне военных действий (удовлетворены первые две ступени в пирамиде) – то мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. Мы хотим семью, друзей, общения. Хотим принадлежать к своей группе людей (по родственным связям или интересам).

Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить.

Этот уровень особенно выражен у пожилого населения, когда старики стремятся наладить связи c дальними родственниками, ездят в гости, приглашают детей к себе домой, сидят на завалинке со сверстниками.

Примеры : семья, друзья, родственники, рабочий коллектив, спортивные сообщества, социальные группы.

Уважение и признание

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.).

Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Примеры : мастер спорта, высокая должность, статус эксперта в каком-то деле, миллион подписчиков в инстаграм.

Самореализация

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

В заключение

Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности > базовые > возвышенные .

Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые.

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, сытый человек теряет интерес к еде (пока снова не проголодается), человек с крышей над головой – не теряет супермотивацию к улучшению жилищных условий. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься.

Следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности.

Кстати говоря, Абрахам Маслоу считал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей.

В статье рассмотрены основные потребности человека, а также проанализирована классификация известного американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу.

  • Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов
  • Риски безопасности психологической среды в условиях детского дома
  • О путях сохранения психического здоровья в педагогической деятельности
  • Схемы, предрассудки и самосбывающееся пророчество: значение разнообразия, включения и представления
  • Когнитивная природа автономной сенсорной меридиональной реакции

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию.

Всю свою психологическую работу А.Маслоу связывал с проблематикой личностного роста и развития, рассматривая психологию как одну из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивал, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь .

По мнению А. Маслоу, творческий потенциал человека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считал, что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающих и обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности .

Согласно классификации американского исследователя А.Маслоу , все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.

Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы , которые преломляясь через ценностные ориентации , способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели .

А.Маслоу перечислял следующие фундаментальные потребности человека: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) – низший уровень; потребность в безопасности (стабильность, порядок, чувство уверенности, избавление от страха и неудач); потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание, одобрение, достижение успеха); потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности) – высший уровень.

Рисунок 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности

Представляют собой, так называемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируют над всеми остальными в организме и являются основой мотивации человека.

Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план.

Потребность в безопасности

По А. Маслоу, к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности.

На сегодняшний день физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым вещам, известное неизвестному .

Социальные потребности

Потребность в любви и принадлежности предполагает, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда они не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Потребность в признании

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Эти потребности А. Маслоу разделяет на два класса.

К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму, А. Маслоу относит то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа, а также статус, известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Эстетические потребности

А. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я. Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане: он ощущает, что как бы «не заслужил такой чести».

Когнитивные потребности

Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к неопознанному, таинственному, необъяснимому.

Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т.е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию .

Потребность в самоактуализации

Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней .

Таким образом, на основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями .

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступна и понятна. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности, и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

Список литературы

  1. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. университета, 2011. – 120 с.
  2. Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 235 с. – (Высшее образование – Бакалавриат).
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
  4. А. Маслоу. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. СПб, 1999.
  5. А. Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. СПб, 1999.
  6. Человек и его потребности. Учебное пособие под ред. Проф. Оганяна К.М. СПб, 1997.
  7. Маслоу А. Маслоу о менеджменте [Текст]. Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория / А. Маслоу; [пер. с англ. Н. Левкиной, А. Чеха] : Питер, 2003.- 413 с.
  8. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии /Ф.А. Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. – 128с.

Просмотров