Теория человеческой мотивации маслоу. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда

У каждой личности есть конкретные группы увлечений. Постоянно их реализовывая, человек достигает больших высот, чувствуя жизненное удовлетворение. Чтобы такое получалось, требуется мотивация. Концепций по этому поводу созданы десятки, но самой популярной оказалась теория мотивации Маслоу.

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида потребностей легла в базовую систему мотивации. Благодаря ей ясно отображается всё, что необходимо человеку. Эта модель обладает другим названием – лестница Маслоу. Такое сравнение неслучайно, ведь индивид медленно поднимается по каждой ступени, постепенно переходя на новый уровень. Если не удовлетворить самые низменные требования, то реализовать другие не получится.

Но важно осознавать то, что ученый не разделял рост кругозора всех людей и каждого человека в отдельности. Каждый из нас является индивидуальностью. Поэтому нет конкретных планов, которые применимы к человечеству в целом.

Смысл иерархии пирамиды

Мотивация потребностей Маслоу отождествляется исследователями с пирамидой власти. Она основана на существовании материальных ценностей у человека. Чем их больше, тем сильнее требуется власть.

Люди, обладающие иерархическим мышлением, любят использовать эту форму потребностей. Они уверены в том, что успех выстраивается исключительно на конкуренции. Чем она активнее, тем выше шанс добраться до следующей ступени. В теории человек будет ощущать себя счастливым.

Радости бесхитростны:

  • финансы;
  • дети;
  • семейные узы;
  • работа;

Физиологические и духовные увлечения в пирамиде

Психолог в своей схеме предложил два вида потребностей:

  • физиологические;
  • духовные.

Каждый из нас двигается от легкого к сложному. В основе учения лежат первичные инстинкты:

  • удовлетворить интимную близость;
  • принять пищу;

Следующая ступень — необходимость в безопасности и порядке. На третьем уровне рассматриваются мечты быть любимым и любить. На этой позиции останавливается свыше 90% жителей Земли.

Движение по ступеням

Мотивация по Маслоу предполагает переход на следующие группы потребностей так: человек отказывается от пищи на неделю. По этой причине он думает о поиске еды, а не про самореализацию. Ничего другого его попросту не интересует.

Когда у индивидуума достаточно пищи и водных ресурсов, то лишь тогда он задумывается о безопасности. Ему требуется одежда, чтобы не замёрзнуть. Или квартира, в которой он переждёт ненастье. Сюда же относятся денежные накопления и цель получения растущего дохода. Это стабильность, к которой тянет каждого человека.

Любовь в пирамиде

Какие пристрастия есть ещё у людей? Они желают большой и искренней любви. После первоначальных потребностей происходит стремление к развитию. Индивидуума захватывает цель быть любимым и любить.

На этом этапе ищется взаимопонимание у других людей. Профессор считал, что любовь приравнивать к интимному влечению нельзя. Дальнейшее формирование личности становится невозможным, если человек никого не полюбит. Это сопоставляется с нехваткой полезных витаминов для организма. Если внимательно понаблюдать за маленьким ребенком, то будет ясно, что предлагаемая теория верна.

Какие типы любви выделяет Маслоу? Они разделяются на следующие группы:

  1. Дефицитарная любовь. Этот тип присущ эгоистичным людям, т.к. человек даже запретным путем желает получить необходимое.
  2. Дающая любовь. Индивидуум в этом примере поведения уже понимает, насколько уникален каждый человек и принимает его жизненные ценности.

Самооценка

Когда человек научился любить и получать любовь от других, он мечтает об уважении. Оно делится на две группы:

  • одобрительную оценку со стороны окружающих;
  • самоуважение (сюда включены стремления достигать цели, профессионализм и свободу).

Если к человеку относятся с уважением другие люди, то у него появляется ощущение значимости и высокого статуса. При заниженной самооценке действовать эффективно вряд ли получится. Поэтому её нужно повышать. Кроме того, важно чувствовать свою полезность.

Самосовершенствование как верхняя ступень

Самосовершенствование находится на вершине модели потребностей. Иными словами, это своеобразный позыв быть тем, кем вы можете. Чтобы достичь такую степень развития, нужно реализовать свои нужды и способности. Абрахам Маслоу говорил, что такого уровня добьются считанные единицы. Это не удается, так как никто не верит в собственный потенциал. Все опасаются раскрыть в себе новые таланты, т.к. не готовы к достижению успеха.

Значение играет и окружение. В правильном обществе сильный человек быстро разовьёт свои умения. Такая эволюция прослеживается с детства. В проблемном окружении, которому ничего не нужно, нет желания реализовывать самого себя. В этом случае Абрахам рекомендовал сменить круг общения.

Индивидуальные подходы для достижения цели

Группы необходимости могут реализовываться иными путями. Индивидуальная модель нередко отличается от общепринятой. Например, неудовлетворение каких-либо низменных потребностей, однако при этом личность движется вперед и добивается результатов.

Спустя годы Маслоу признал, что могут появляться параллельные группы нужд. К примеру, прекрасно сочетается самоуважение и необходимость в еде. К тому же стоит отметить, что сегодня базовые ценности удовлетворены далеко не у всех. Однако такие модели интересов не мешают человеку заниматься самореализацией. Низменные группы потребностей удовлетворяются по мере возможности.

Эволюция теории

Мотивация Маслоу усовершенствовалась еще в пятидесятых годах. У него получилось две основные группы:

  • развитие;
  • пристрастия.

В итоге психотерапевт пришел к выводу, что у людей, желающих самореализации, выделяются следующие личностные качества:

  • демократичность;
  • естественность, спонтанность;
  • адекватное восприятие реальности;
  • сфокусированность на целях;
  • своеобразная мистичность;
  • культурность.

Именно в этот период ученый отказался от первоначальной модели иерархии потребностей. Это не учитывают люди, которые лишь поверхностно изучают модель жизненных интересов. Абрахам Харольд признал, что самореализации могут достигнуть абсолютно все, если этого захотят.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйте свои надобности. Чем их больше, тем лучше.

Введение

1. Теория А. Маслоу

2. Иерархия потребностей

3. Характеристика самоактуализации

Заключение

Библиографический список


Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.

Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

С легкой руки Абрахама Маслоу понятия мотива и потребности, самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии.

Целью данной работы является изучение теории мотивации А. Маслоу.

Задачей работы является изучение понятий: «мотив», «потребность», а также рассмотрение иерархии потребностей, теории самоактуализации; сути теории А. Маслоу и ее значения для дальнейшего развития психологии и смежных наук.


Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей . Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы , как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация .

Жизнь человека определяется его потребностями . Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь. Эта парадигма реализует системный принцип развития, т.е. движение снизу вверх от простого к сложному.

Исходным пунктом теории Маслоу выступает пересмотр понятия инстинкта. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей (basicneeds), которые имеют инстинктоидную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пять групп потребностей:

1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);

3) потребности в контактах и любви;

4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и

5) потребность в самоактуализации .

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» . Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются»

Низшие потребности - начиная с физиологических - являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т. д. Вообще потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Базовыми именуют только потребности от физиологических до уважения и самоуважения включительно. Высшую потребность вместе с новыми когнитивными (познания) и эстетическими потребностями в системе Маслоу именуют метапотребностями (психологическими потребностями – когнитивными и эстетическими и потребностями самореализации).

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью , если она удовлетворяет следующим условиям:

"1. Ее отсутствие ведет к заболеванию.

2. Ее наличие предотвращает заболевание.

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности.

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать".

Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях. "У среднего человека, - пишет Маслоу, - они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их." Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения.

2. Иерархия потребностей

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

· Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

«Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым ».

· Потребности безопасности и защиты

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.

Таким образом, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей. Иначе говоря, если человек сыт и в тепле в текущий момент, но не имеет никого рядом и, ни рубля в кармане, ни знакомого в городе, или пребывает на необитаемом острове с куском хлеба и ведром воды, то он, прежде всего, подумает, чем будет обеспечен завтра. Он начнет искать воду, пропитание, кров на ночь и т.п. И его тревога не исчезнет, пока все проблемы, включая защиту от диких зверей или опасных людей, не будут решены на обозримое будущее.

Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям. "Такой человек, - говорит Маслоу, - ведет себя так, как будто ему почти всегда угрожает большая катастрофа. На обычные ситуации он реагирует так, как если бы происходили чрезвычайные события... Взрослый невротик как будто все время боится, что его отшлепают. " Неуверенный субъект нуждается в порядке и стабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного. Психологически здоровый субъект также ищет порядка и стабильности, но это для него, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. Зрелый индивид вместе с тем проявляет интерес к новому и таинственному.

· Потребности принадлежности и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект "..будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным ".

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

        Физиологические потребности,являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

        Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

    Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

    Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Применение теории Маслоу

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

Руководитель должен внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Например, многие люди в современной России были настолько потрясены «дефолтом» 1998 года, что после этого (хотя им и удалось «встать на ноги») доминирующей у них остается потребность в безопасности.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности

    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

    Проводите с подчиненными периодические совещания

    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

    Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Потребности в уважении

    Предлагайте подчиненным более содержательную работу

    Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

    Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

    Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

    Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

    Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

    Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Потребности в самовыражении

    Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

    Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи

    Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

Группа факторов

Влияние на деятельность людей

Гигиенические

(связанные с условиями работы)

заработок,

условия труда,

отношения с другими работниками,

деятельность администрации

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда

Мотивирующие

(связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством)

ощущение успеха,

продвижение по службе,

признание со стороны окружающих,

ответственность

Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда

Гигиенические факторы не мотивируют работников, а всего лишь не дают развиваться чувству неудовлетворенности работой.

Применение теории Герцберга

Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда.

В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как, «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструменте». Хотя концепция «обогащения» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но она подходит для мотивации не всех людей.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой.

В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

История науки знает много попыток обосновать те или иные мотивы человеческой деятельности, думается, что этот вопрос вообще следует рассматривать в контексте «вечных» вопросов, и поставить в один ряд с такими, как «кто Я», «для чего Я», «что Я могу» и так далее. Среди современных концепций, ставящих своей целью ответ на вопрос о мотивах человеческой деятельности, можно привести теорию роста Альдерфера, учение о приобретенных потребностях, разработчиком которого является Макклелланд, концепцию двух факторов Герцберга и ряд других.

В середине пятидесятых годов прошлого века значительный резонанс в научном мире вызвала теория мотивации Маслоу, которую ученый разработал, изначально ориентируясь на необходимость формирования современных систем управления социально-экономического поведения в

В качестве отправных точек своей доктрины, А. Маслоу исходил из принятия таких положений, которые затем стали предпосылками формулирования основных идей теории мотивации.

Итак, Маслоу утверждал, что потребности человека - факт объективный, при этом, на различных этапах своего существования он может испытывать то одни из них, то другие. Более того, некоторые из них могут быть присущи на протяжении всей жизни, а другие - эпизодически. На этом основании ученый делает вывод о существовании некоторой иерархии в а, следовательно, и о мотивах, которые ими формируются. Как утверждает теориямотивации Маслоу, в ходе жизни, потребности которые не удовлетворяются, побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение.

Далее, если одни из них уже удовлетворяются, то они, в свою очередь, формируют мотивы "взятия" более высокого уровня. Исходя из такого ранжирования, классификация А. Маслоу приняла вид пирамиды, в основании которой он положил потребности, удовлетворение которых, является первоочередной задачей. Это - физиологические: в пище, отдыхе, сне и других факторов элементарного физического жизнеобеспечения индивида. Согласно Маслоу, потребности, которые уже удовлетворены, не побуждают человека к активной деятельности, и, кроме того, их структура является динамичной - на смену одним, которые уже удовлетворены, приходят другие - неудовлетворенные.

По А. Маслоу, содержит в себе пять уровней (или ступеней).

На первой ступени располагаются те, которые обеспечивают человеку элементарное выживание в природной среде как биологическому существу. Это потребности в чистой атмосфере, воде, жилище, еде, отдыхе и так далее.

Вторую ступень занимают потребности, на основе которых формируются мотивы в обеспечении собственной безопасности, причем здесь мотивация по Маслоу предусматривает не только аспекты физического характера, но и социального - это мотивы, побуждающие к хорошей работе, чтобы иметь более высокий заработок, жить более комфортно, получать медицинскую помощь и т.д.

Самые обычные человека -в признании, в коммуникации, поддержании партнерских и дружеских отношений, в организации и поддержании коллективных форм жизни расположены в середине пирамиды А. Маслоу.

На четвертой ступени теория мотивации Маслоу предусматривает расположение потребностей, которые опосредуют и детерминируют мотивы высокого социального уровня - побуждающие к деятельности, обеспечивающей социальное признание, достижение властных статусов, претензии на общественное признание заслуг человека перед обществом.

Пята ступень занята потребностями, инициирующими мотивы личностной социальной значимости. Здесь человек мотивирован на достижение высоких творческих показателей и их признания обществом.

Так как, теория мотивации Маслоу предполагает, что связи в пирамиде динамичны, то есть достижение одной потребности, формирует новую, а затем и мотив, к ее удовлетворению, важно представлять себе и уметь ответить на вопрос, что происходит тогда, когда человек достигает пятой, последней, вершинной ступени?

А. Маслоу отвечает на этот вопрос таким образом, что достижение такого уровня совсем не означает, что на ней происходит исчезновение или какое-то ослабление действия потребностей на формирование мотивов к деятельности.

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

    Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

    Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

    Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

    Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

    Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».

4. 2-х факторная модель Гертсберга

В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей : гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие - с характером работы.

Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующимиили способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.

Гигиенические и мотивирующие факторы в теории Герцберга

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Политика организации и руководства

Условия работы

Продвижение по службе

Заработная плата, социальный статус

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля за работой

Возможность творческого и профессионального роста

Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.

5. Сложная система экономической конъюнктуры

Конъюнктура – состояние какого-либо общественного явления в определённый момент времени. В зависимости от того, какое именно явление служит объектом исследования, выделяют конъюнктуры: экономическую, политическую, социальную; демографическую; общественно-политическую и т.п. Каждый из этих типов конъюнктуры, в свою очередь, является основанием для более сложной типологизации состояний элементов внутри данного явления. Например, экономическая конъюнктура может быть классифицирована по уровням иерархии (мировая экономическая конъюнктура, экономическая конъюнктура конкретного местного рынка) или по охвату номенклатуры товаров (общехозяйственная или товарная). Конъюнктура может быть изучена только с позиций динамического подхода.

Экономическая конъюнктура является очень сложной системой, изучение которой можно проводить с самых разных позиций. Именно это обстоятельство и явилось причиной того, что определений экономической конъюнктуры практически столько же, сколько и авторов, посвящающих ей свои научные работы. В отечественной экономической литературе встречается узкое и широкое толкование понятия экономической конъюнктуры, однако и в том, и в другом случае термин «конъюнктура» означает временное, преходящее, своеобразное сочетание конкретных экономических, социальных, погодных и других условий и факторов, которые воздействуют на формирование и взаимодействие предложения и спроса. Для того чтобы дать наиболее приемлемое определение экономической конъюнктуры, необходимо тщательно разобрать свойства и структуру экономической конъюнктуры. Следует сразу же оговориться, что, несмотря на относительную автономность каждой экономической конъюнктуры отдельного рынка, она является лишь элементом более сложной экономической конъюнктуры более высокого уровня иерархии. В то же время и каждый элемент изучаемой экономической конъюнктуры может быть сам представлен или в виде системы более низкого уровня иерархии, или как результат функционирования такой системы.

6. Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.

Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться во всех функциях, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.

Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП.

Функциональная структура управления

Область применения: однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкгорские организации; крупные специализированные предприятия.

Основные преимущества функциональной структуры :

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

Освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;

Использование в работе консультаций опытных специалистов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

Снижение риска ошибочных решений;

Исключение дублирования в выполнении управленческих функций.

К недостаткам функциональной структуры можно отнести :

Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

Длительная процедура принятия решений;

Отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами; снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений;

Снижение персональной ответственности за конечный результат;

Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам;

Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура . Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Линейно-функциональная структура управления

Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

Достоинства линейно-функциональной структуры :

Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

Освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;

Построение связей «руководитель - подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки линейно- функциональной структуры :

Каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;

Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

Аккумулирование на верхнем уровне наряду со стратегическими оперативных задач.

7. Дивизионная структура – структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Дивизионная структура возникает тогда, когда в качестве основного критерия объединения сотрудников по отделам выступает продукция, выпускаемая организацией.

Дивизионная структура иногда называется товарной структурой, программной структурой или структурой самодостаточных бизнес-единиц. Каждый из этих терминов означает одно и то же: различные отделы объединяются вместе для получения единого организационного результата – товара, программы или услуги для единичного покупателя.

Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Главное отличие дивизиональной структуры от функциональной состоит в том, что управленческая цепочка для каждой функции сходится в дивизиональной иерархии на более низком уровне. В дивизиональной структуре различия мнений между отделами будут урегулированы на уровне подразделения-дивизиона, а не руководителя компании.

В дивизиональной структуре подразделения создаются как автономные единицы с собственными функциональными отделами для каждого подразделения.

Альтернативой дивизиональному разделению по товарным линейкам является группирование видов деятельности компаний по географическим регионам или группам покупателей.

В такой структуре все функции в конкретной стране или регионе подотчетны одному менеджеру подразделения. Структура помогает фокусировать усилия компании на потребностях местного рынка. Конкурентное преимущество может обеспечиваться за счет производства или сбыта товара или услуги, адаптированных к особенностям данной страны или региона.

Просмотров