Безопасны ли сканеры в аэропортах. Рентгеновская система: опасен ли досмотр для человека

Несмотря на то, что системы досмотра людей повсеместно используются вот уже на протяжении многих лет, миф об опасности этих аппаратов для здоровья человека по-прежнему существует. Он базируется на убеждении людей в том, что эти аппараты радиоактивны. При этом не приводится никаких фактов и доводов.

В этой статье мы рассмотрим различные ситуации, в которых человек взаимодействует с рентгеновскими системами для бесконтактного досмотра; приведем конкретные цифры и сделаем вывод - опасно ли в действительности сканирование человека или же нет.

1. Системы для досмотра человека безопасны для операторов

Бытует мнение, что в большей степени опасности подвергается не досматриваемый, а оператор систем. Так как именно этот человек проводит у аппарата длительное время на протяжении рабочей смены.

Прежде чем проверить, верно ли это утверждение, давайте взглянем на цифры. Для оценки воздействия радиации на организм человека используются понятия эквивалентной дозы и мощности эквивалентной дозы, которые измеряются в Зивертах (Зв) и Зивертах/час.

Установлено, что доза облучения, способная нанести вред здоровью, равна 2-3 Зиверта (Зв). Однако таких цифр в производстве (в том числе и в производстве техники) попросту нет. Поэтому доза радиации, встречающаяся в производстве досмотровой и медицинской техники (оба вида используют технологию рентгеновских лучей) измеряется в миллизивертах (мЗв - одна тысячная зиверта) и микрозивертах (мкЗв - одна миллионная зиверта). То есть, в настолько малых дозах, что их вполне можно считать безвредными.

Но для того, чтобы не быть голословными, давайте перейдем к конкретным цифрам. «Служба 7» является официальным дилером производителя систем досмотра «АДАНИ». В частности, для досмотра человека «АДАНИ» производит линию аппаратов CONPASS, приобретшую особую популярность в исправительных учреждениях Соединенных Штатов Америки. Взглянем на цифры при рассмотрении конкретной модели.

Система досмотра людей CONPASS DA использует в работе сверхмалые дозы рентгеновского излучения, безопасные для операторов. Доза облучения при этом составляет 0,1мкЗв. Однако, несмотря на столь малые значения, мы рекомендуем прибегнуть к дополнительным мерам безопасности. В том числе в целях снижения риска ввести особый режим работы для операторов досмотрового оборудования. Этот режим не позволяет работать больше положенного, а значит и не позволяет превышать допустимые нормы облучения.

Также специально для контроля дозы радиации в аппарате установлены:

  • встроенный дозиметр;
  • встроенный механический затвор;
  • видимый сигнал предупреждения об использовании сканера.

Это позволяет предупредить оператора, превысившего допустимое число сканирований или максимальную дозу облучения. В этом случае его подменяет напарник. Таким образом, персонал службы безопасности не подвергает никакому риску собственное здоровье, а процесс досмотра проходит беспрерывно. Также обращаем ваше внимание на то, что установка для персонального досмотра CONPASS DA способна работать 24 часа в сутки.

2. Сканеры для досмотра человека безопасны для досматриваемых

В предыдущем пункте мы увидели, что облучение систем для досмотра человека совершенно безопасно для операторов. Но как насчет людей, проходящих, например, через системы досмотра пассажиров?

В действительности доза облучения человека, проходящего досмотр, немного выше, чем аналогичная доза оператора - она составляет 0,25 мкЗв. Напоминаем, что микрозиверт - это одна миллионная (!) зиверта. А доза облучения, способная нанести вред здоровью, составляет 2-3 зиверта.

Другими словами, облучение, равное 0,25 мкЗв, настолько мало, что не способно причинить вред даже при условии ежедневного прохождения досмотра (как, например, на режимных объектах). Кроме того, если оператор находится у аппарата в течение длительного времени, то человек, проходящий через систему досмотра пассажиров, подвергается излучению считанные секунды, за которые невозможно получить ощутимую дозу облучения. Для сравнения: пассажир самолета за один полет получает дозу излучения в пределах 3,9-80,3 мкЗв, что в 15-320 раз больше, чем при прохождении досмотра.

Системы сканирования человека разрешены Всемирной организацией здравоохранения и совершенно безопасны для детей и животных.

3. Рентгеновские системы для бесконтактного досмотра безопасны для вещей

За последние годы в России и странах ближнего зарубежья существенно поднялся уровень потребности граждан в безопасности. Кроме того, улучшение уровня жизни привело к увеличению запросов на иностранные направления туризма. Оба эти фактора повлияли на техническое усовершенствование и увеличение единиц досмотровой техники как на объектах транспортной инфраструктуры, так и на режимных объектах. Все чаще сталкиваясь с необычной техникой, люди стали возводить собственные опасения в ранг непреложных фактов. Порой необоснованных, а иногда попросту нелепых.

Еще один популярный миф о системах бесконтактного досмотра - это миф об опасности для личных вещей. В том числе для вещей, находящихся во время досмотра на теле. Суть его заключается в том, что во время досмотра вещи облучаются, а затем продолжают облучать владельца долгое время после досмотра. Приверженцы этого мифа ссылаются на то, что облучение аппаратов для бесконтрольного досмотра относится к ионизирующим, то есть гипотетически вредным для здоровья.

Да, рентгеновское излучение относится к ионизирующим. Но, тем не менее, дозы облучения настолько малы, что не способны «сделать вещи радиоактивными», из какого бы материала они бы не были созданы. Дозы в 0,1-0,25 мкЗв не способны воспроизвести негативные эффекты радиационного излучения. Кроме того, все личные вещи: одежда, аксессуары, гаджеты и прочее - не накапливают радиацию и не требуют специальной обработки после прохождения досмотра.

4. Системы досмотра пассажиров безопасны для носителей кардиостимуляторов и протезов

Отдельное место занимает миф о том, что системы для досмотра опасны для технических приспособлений. Ранее мы развенчивали его, в статье о мифах, связанных с интроскопами. Из нее мы узнали, что рентгеновское излучение совершенно безопасно для любой техники (мобильных телефонов, ноутбуков, цифровых и аналоговых фотоаппаратов и др.).

Однако чаще всего при прохождении сканера для досмотра человека досматриваемые выкладывают все личные вещи в специальный контейнер. То есть, во время досмотра техника, как правило, облучению не подвергается (так происходит, например, в аэропортах). Но иной порядок досмотра также возможен. В этом случае, также как и в ситуации с интроскопами, бояться нечего. Вся техника останется целой и невредимой.

Но одно дело, когда гипотетическая порча прибора испортит хорошее настроение от отпуска и совсем другое, когда от влияния рентгеновского излучения на технику будет зависеть жизнь. Поэтому мы предлагаем рассмотреть этот же миф и под другим углом. Например, под углом высокотехнологичных медицинских приборов.

Именно к такому виду техники относится кардиостимулятор - прибор, реализующий множество современных технических и программных решений. На сегодняшний день им пользуется около двух миллионов людей по всей планете.

В течение долгого времени для носителей имплантированных аппаратов, стимулирующих сердечную деятельность, было разрешено (при предъявлении подтверждающего документа) проходить досмотр без спецсредств в индивидуальном порядке. По такому же принципу досмотр проходили и носители металлических протезов.

И хотя во многих местах такой порядок все еще сохраняется, на смену старым системам досмотра приходят новые, более совершенные, современные и продуманные. В частности, системы персонального досмотра CONPASS DV абсолютно безопасны для носителей кардиостимуляторов. Аппараты производства компании «АДАНИ» соответствуют не только стандартным, но и специальным требованиям безопасности. Одно из них - допустимый уровень излучения и его влияния на имплантируемые электрокардиостимуляторы, а также на магнитные носители информации.

Сегодня оба эти параметра безопасности являются не уникальными функциями, а нормой. Оборудование «АДАНИ» полностью безопасно и широко используется по всему миру, в соответствии с требованиями безопасности различных стран мира (в том числе США, Канады, Германии, Японии и др.).

5. Системы для бесконтактного досмотра безопасны для рядом стоящих людей

Ранее мы рассмотрели вопрос безопасности прохождения досмотра, а также работу оператора на аппарате для персонального досмотра. Мы увидели, что дозы облучения для проходящих досмотр (равная 0,25 мкЗв) и оператора (равная 0,1 мкЗв) - ничтожно малы и не способны нанести вред здоровью даже при долгом воздействии рентгеновских лучей на организм.

Соответственно, системы для персонального досмотра «АДАНИ» абсолютно безопасны и для окружающих, например, ожидающих своей очереди на посадку или же находящихся в зале ожидания. Вне зависимости от того, сколько времени вы проведете в одном помещении с оборудованием для досмотра, это будет совершенно безопасно. В том числе, оборудование «АДАНИ» безопасно и в выключенном состоянии.

Это же подтверждают и сертификаты, полученные компанией «Служба 7» для реализации досмотровой техники, соответствующей общепринятым нормам безопасности:

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение ФГНУ им. П. В. Рамзаева.
  • Сертификат ГОСТ Р.
  • Лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
  • Продукция зарегистрирована в ЕС, США, России и странах СНГ.

6. Системы для бесконтактного досмотра не влияют на потенцию

Рентген влияет на потенцию – это один из самых популярных и в тоже время ничем не подтвержденных мифов, бытующих среди мужчин. Зародился он давно, в начале массового использования рентгеновских лучей в медицинских исследованиях. Однако, ни тогда, ни теперь никаких научных подтверждений этой теории не было и нет.

Опять же, с учетом столь малых доз облучения, которым подвергаются люди при прохождении систем персонального досмотра, половая дисфункция в качестве негативного эффекта полностью исключена. Это же подтверждают и врачи-рентгенологи.

Кроме того, мифы о негативном влиянии на потенцию с завидным постоянством появляются в контексте самых разных устройств: от радиоприемников на кухне до мобильных телефонов в кармане брюк. Ни один из этих мифов не подтвердился. В том числе и о досмотровой технике.

7. Системы для бесконтактного досмотра безопасны для детей и беременных женщин

В отличие от мужчин, страхи женщин более понятны и обоснованы. Один из наиболее часто задаваемых вопросов связан с безопасностью прохождения досмотра с помощью систем для бесконтактного досмотра при беременности.

Состояние беременности - одной из самых важных и сложных в жизни любой женщины. Ему сопутствует масса ограничений, рекомендаций и противопоказаний. В том числе, касающихся рентгеновского излучения. Что касается медицинского рентгенологического исследования, то рекомендации врачей на этот счет однозначны - излучение оказывает влияние на плод и по возможности его следует избегать. Прибегать же к рентгену стоит лишь в тех случаях, когда отсутствие такого исследования может привести к осложнениям беременности.

В случае систем для бесконтактного досмотра доза излучения при исследовании достаточно мала. Гораздо более сильному воздействию радиационного излучения организм подвергается, например, во время полета на самолете.

Кроме того, прохождение через системы персонального досмотра сегодня стало нормой жизни. Учитывая эту необходимость для обеспечения должного уровня безопасности, Всемирная организация здравоохранения разработала список требований к досмотровой технике. Аппараты производства компании «АДАНИ» соответствуют не только стандартным, но и специальным требованиям безопасности, что подтверждено соответствующими сертификатами. Одно из них - допустимый/безопасный уровень излучения и его влияния на беременных женщин.

Тем не менее, даже несмотря на безопасность досмотрового оборудования, на многих объектах действуют смягченные правила досмотра для беременных женщин (при наличии соответствующего документа). Они позволяют не проходить обследование с помощью систем персонального досмотра и не подвергаться даже незначительному облучению. Вместо этого разрешено проходить досмотр без спецсредств в индивидуальном порядке.

Для кормящих мам также нет никакой опасности при прохождении досмотра. Рентгеновские лучи вообще не задерживаются в грудном молоке. Поэтому ребенка смело можно кормить сразу после проведения исследования.

Путешествия на самолете сами по себе волнительны, а предполетные процедуры заставляют трепетать еще сильнее, усложняясь с каждым годом. В целях безопасности пассажиров вводятся все новые требования, и даже самые заядлые туристы рискуют застрять в зоне контроля из-за того, что в ручную кладь попало что-то из обновленного списка запрещенных вещей.

Например, летом 2017 г. Управление транспортной безопасности США утвердило новые правила касательно провоза электронных приборов размером больше мобильного телефона (включая планшеты и ноутбуки). Теперь их нужно помещать в отдельный лоток для просвечивания в рентгеновском аппарате: а все из-за террористов, которые исхитряются прятать взрывчатку в компьютеры.

Весьма неприятно, спеша на рейс, проходить дополнительную проверку и тем более лишаться необходимых вещей, если среди них что-то не понравилось сотрудникам наземных служб аэропорта.

Понятное дело, изучать длиннющие списки предметов, запрещенных к провозу на борту, нет времени, так что же делать, чтобы быстро и без проблем пройти зону контроля?

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Универсальный совет: одевайтесь правильно. Избегайте ремней и многослойной одежды, минимизируйте украшения, опустошите внутренние карманы. Вообще, старайтесь брать с собой в салон как можно меньше вещей, дабы свести на нет риск провоза чего-то недопустимого.

Для того, чтобы вы прошли через стойку безопасности в аэропорту как по маслу, мы подготовили список предметов, которые стоит сдать в багаж или вовсе не брать в полет, и несколько практических советов.

  1. Зажигалка: достаточно одной, лишние наверняка отберут. Да и эту, единственную, доставать в самолете нельзя.
  2. Мобильные телефоны и другую электронику кладите на отдельный лоток. Не заваливайте их вещами, чтобы не вызывать подозрения, и, соответственно, желания пристально досмотреть ваши гаджеты.
  3. Шприцы. Их пропустят только вместе с препаратами для инъекций, если к тому же вы их задекларировали и обосновали необходимость провоза с собой.
  4. Чугунная посуда, в отличие от легких кастрюль и сковородок, должна быть обязательно сдана в багаж.
  5. Миксеры и блендеры: только без ножей. Все острые предметы сдают в обязательном порядке.
  6. Жидкости: их разрешенный объем обычно не больше маленького тюбика. А лучше пасты и крема в ручной клади не провозить.
  7. Книги и журналы. Брать их с собой не возбраняется, однако издания лучше вытащить из сумки, чтобы их можно было легко предъявить офицеру, желающему убедиться в допустимости содержания.
  8. Водяные пистолеты и пенные мечи, а также любые детские игрушки и имитации настоящего оружия запрещены к провозу. Разъяснения здесь излишни.
  9. Магический шар для предсказания судьбы в ручной клади провезти не позволят. Наверное, чтобы к вам не выстроилась очередь желающих погадать.
  10. Мороженое. Это, конечно, шутка, но вас и правда с ним не пропустят.

Если металлоискатели и сканеры для багажа в аэропортах уже стали привычны, то сканеры для людей еще устанавливаются далеко не везде. Но в аэропортах Москвы и Петербурга и крупных заграничных городов это обычное дело. Часто такой сканер просят проходить в обязательном порядке, хотя бывает, что существует альтернатива в виде рамки металлодетектора и ручного досмотра.

В головах обывателей это сканирование отождествляется чуть ли не с традиционной флюорографией, которую, как мы помним, можно делать достаточно редко. Я и сам до последнего времени с опаской относился к сканированию, предполагая возможный вред от рентгеновского облучения. Но так ли опасны эти сканеры на самом деле, и есть ли повод для беспокойства? Я решил разобраться в вопросе.

Оговорюсь, что не являюсь специалистом по теме, и нижеизложенная информация является результатом личного анализа свободных источников, которые мне удалось отыскать в интернете. Меня самого этот поиск привел к определенным выводам, а верить им или нет – дело каждого.

Виды сканеров в аэропортах

Подобные сканеры для досмотра стоят достаточно дорого, потому едва ли когда-либо будут распространены повсеместно. Однако крупные аэропорты могут позволить себе такую роскошь.

Существует два вида сканеров, которые применяются для досмотра пассажиров, и с рентгеновским излучением связан только один из них.

Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния

Сканер представляет собой две станции, между которыми встает человек (бывает, что вставать полагается на движущуюся ленту). Делается два снимка с обеих сторон, при этом рентгеновские лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются по-разному. Менее плотные – кожа – светлые, а более плотные, например, металл – темные. В результате получается какое-то такое изображение:

Сканеры, работающие по тому же принципу используются для контроля грузов, например, на границе.

Опасен ли такой сканер? Мне удалось найти цифры, что облучение на таком сканере составляет 0,25-0,5 мкЗв (микрозивертов). Это очень мало. Облучение при флюорографии на старых рентгеновских аппаратах (то самое, которое можно раз в год) составляет около 600 мкЗв. На современных цифровых – в десять раз меньше. 0,5 мкЗв – примерно то облучение, которое мы получаем за две минуты полета на самолете. Не думаю, что многие вспоминают о радиации, если самолет вдруг зайдет на второй круг при посадке.

Мне попадались рассуждения, что на самом деле все гораздо хуже, доза больше, объективных исследований не проводилось, известный врач, фамилию которого никто не проверит, по этому поводу заявил… и т.д. У меня подобные рассуждения доверия не вызывают, и я склоняюсь к тому, что опасения излишни, и данный досмотр безопасен. Да, даже для беременных. Но всегда можно потребовать ручного досмотра в аэропорту, вместо прохождения сканера.

Микроволновый сканер

Сканер представляет собой своеобразную кабину, в которую встает человек. Вокруг него проезжают две антенны-полурамки, которые и формируют трехмерное изображение. Здесь используются волны миллиметрового диапазона, которые проходят через одежду и подобные материалы. Картинка получается несколько иной, чем от рентгеновского сканера.

Вред электромагнитного излучения для здоровья не доказан. Эти волны окружают нас повсюду, исходят от мобильных телефонов, точек доступа WiFi и многих других привычных предметов. Никто особо не задумывается об их безопасности, а если и задумывается, то все равно использует. Потому считаю, что и безопасность микроволнового сканера не стоит подвергать сомнению.

Рентгеновские сканеры для багажа

Багажные сканеры все более глубоко проникают в нашу жизнь. Уже сейчас их можно увидеть повсеместно, и количество их, при текущей тенденции, будет только увеличиваться.

В отличие от сканера на основе обратного рассеяния, данный сканер просвечивает багаж полностью. Излучение радиации поэтому гораздо выше, хотя также не слишком велико, примерно 100 мкЗв. Но дозу эту получает багаж, нам от нее никакого вреда. Некоторые опасаются за электронные устройства, но мне представляется, что если бы существенный вред был, то случаи поломок были бы массовыми. Особенно, при сегодняшнем количестве просвечиваний.

Вывод

Проанализировав информацию, я прихожу к выводу, что сканирование в аэропорту безопасно, во всяком случае, безопасно в той степени, чтобы не думать о нем. Я отношу это к обоим типам сканеров, которыми сканируют человека.

Этическая сторона вопроса меня вообще не интересует. Есть ли такая проблема или нет – я не знаю. Может, кому-то и неприятно представать перед работниками служб контроля без одежды. Ну, а кому-то неприятно проходить медицинский осмотр, это не повод обсуждать этичность осмотров.

Сама по себе необходимость подобных сканирований у меня вызывает значительные вопросы, но хотя бы теперь мы выяснили, что они безопасны. И то хорошо.

Оцените статью!

Многие люди наслышаны о вреде рентгена, о возможных последствиях, облучении. Забота о своей безопасности и безопасности близких заставляет задуматься. Например, вопрос о влиянии рентгена в аэропорту, как это работает и не вредит ли нашему здоровью.

Служба безопасности аэропортов все дальше движется к одержимости в проверке. Опасность терроризма, захвата заложников превращает людей в крайне осторожных параноиков. На сегодняшний день ведется тщательный досмотр всего багажа, любых машин, проезжающих в зону погрузки, каждого входящего. Не последнюю роль во всем этом играют рентгеновские лучи.

С облучением встречается большей частью багаж пассажиров самолета, а не люди. Только крупные аэропорты устанавливают сканер всего тела.

Для начала стоит понять все тонкости процедуры досмотра, она условно делится на вход в здание и проверка:

  • первый этап — досмотр багажа при входе в аэропорт, любая ручная кладь проходит специализированную багажную ленту, где сканируются на наличие подозрительных предметов;
  • второй этап — прохождения пассажиров, встречающих и провожающих через рамку металодетектора.

Стоит отметить, что на каждой из данных стадий проверки охрана может проводить дополнительный осмотр, попросить открыть сумку, выложить содержимое карманов. Далее оправляемся к стойке регистрации, откуда багаж идет дальше по линии проверки.

Как упоминалось выше, в крупных аэропортах стоят сканеры тела, которые показывают детальные изображения всего содержимого карманов. Например, подобная технология используется в Домодедово, где людям приходится разуваться и одевать бахилы. Именно поэтому стоит быть крайне внимательным при прохождении проверки, ведь запрещено проносить в самолет любые колющие или режущие предметы, а так же любые жидкости, включая зубную пасту.

Принципы работы сканеров аэропорта

События последних лет сильно повлияли на систему безопасности в аэропортах, сканеры установили почти повсеместно. Такая защита позволяет максимально быстро и оперативно обнаруживать даже малейшие признаки опасности для других пассажиров.

Сами сканеры условно делятся на две группы:

  • первый — метала детекторы, обычно устанавливаются в виде металлической рамки имеющей форму буквы П или дверного проема без двери. В различных настройках чувствительности будет реагировать даже на фольгу от шоколадки или жвачки, так что стоит быть внимательнее;
  • вторые рентген сканеры — прибор дает полную картинку о содержимом одежды пассажиров, поклажи. Пока данное оборудование могут позволить себе не все аэропорты, хотя возможно со временем ситуация изменится.

Учитывая такие меры безопасности, пассажирам приходится проявлять сознательность и не брать с собой запрещенные предметы. Будь то нож, отвертка или бутылка шампуня, на борт самолета их пронести будет нельзя.

Рентгеновский сканер перед полетом

Если к детекторам метала люди уже давно успели привыкнуть, то рентгеновский сканер взывает опасения. Данный прибор использует два вида излучений дающий полное представление о человеке. В основу вложены принципы обычного рентгеновского аппарата. Правда, лучи проходят не насквозь, они отражаются от тела, вернее мышечной ткани. Оператор прибора получает изображение, где по цветовым спектрам можно отличить металлы, различные сторонние объекты, окрашенные более темным тоном. Незаметно ничего пронести не получится.

Для полной четкости снимки делаются спереди и сзади. Более современные приборы создают изображение в реальном времени, сканирую сразу все тело во всех плоскостях.

Опасность для здоровья

Согласно уверениям производителя, данный прибор совершенно безопасен и не может повлиять на самочувствие человека. Уровень получаемого излучения сравним с волновым излучением мобильного телефона, или долей облучения от полета в самолете. Однако сквозь данный прибор не рекомендовано пропускать детей и беременных женщин. Кроме того, серьезных исследований о влиянии данного оборудования на человека пока не проводилось. Можно отметить, что есть ряд работ ученых уверенных в возможной мутации ДНК при частом облучении, образовании опухолей.

Пока достоверных подтверждений о вреде здоровью нет, как и нет полноценных исследований безопасности.

Этическая проблема сканера

Под излучением человек предстает перед оператором практически голый, хотя лицо рассмотреть невозможно. Кроме того, прибор имеет функцию сохранять изображения и передавать их, что граничит с нормами морали. Изображения могут храниться в базе данных аэропорта. Были случаи, когда некоторые из снимков попали во всемирную сеть, были утечки конфиденциальной информации.

На сегодняшний день, единственная альтернатива сканерам, это ручной досмотр пассажира. Если человек отказывается проходить его, он просто никуда не летит или ищет дугой аэропорт.

Просмотров