Типичные ошибки в работе среднего медперсонала. Медицинские ошибки в практике операционной медицинской сестры


Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медицинские сестры. Следствием таких ошибок бывают страдания и даже смерть пациента. Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.




Идентификация пациента Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п.


В отделение кардиореанимации одной из московских больниц одновременно поступило по «скорой» двое пациентов, один из них с отеком легких, в крайне тяжелом состоянии, другой с сильными болями в области сердца. Два сопроводительных талона на пациентов были отданы дежурной сестре кардиореанимации. В этот момент сестра была занята: она участвовала в оказание помощи поступившим. И поэтому она не смогла сразу оформить истории болезни. Прошло 30 минут. Одного из пациентов спасти не удалось. Он умер при явлениях нарастающей левожелудочковой недостаточности. Другой пациент после купирования болевого синдрома заснул. Освободившись, медицинская сестра приступила к оформления истории болезни. В этот момент пациенты были перепутаны. В результате врач оформил посмертный эпикриз на пациента, спокойно спящего в реанимационном зале. А утром семье этого пациента сообщили о его смерти. Ситуация прояснилась к обеду, когда больного осматривал консультант. У него было правило обращаться к пациентам по имени и отчеству. Тот в ответ удивился и поправил. После короткого замешательство врач понял, что произошла ошибка. Через полчаса родным перезвонили, пытались извиниться. Пережив стресс, родня решила подать иск о возмещении материальных потерь и морального ущерба. После долгих и непрерывных переговоров с адвокатом семьи удалось уговорить родных пациента забрать иск. Дежурной медицинской сестре был объявлен выговор, она была лишена премии.


В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента При индентификации пациентов рекомендуется: При индентификации пациентов рекомендуется: 1. Использовать как минимум два индивидуальных признака (имя пациента и дату рождения). 2. При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). 3. Все емкости для исследований должны подписываться.


Идентификация больных отделения реанимации. - Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить повышенную внимательность. - Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого подходящего устройства больничный номер). - Если пациент находится в коме или загружен, то находящиеся рядом медицинская сестра, родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать пациента, сообщив его имя, адрес или дату рождения. - Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности. Необходимо также записать данные человека, который подтвердил идентичность пациента.


Чтобы предотвратить ошибки в некоторых российских ЛПО уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.


Сестринские ошибки в лекарственной терапии В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: 1. Трудности узнавания, когда используются похожие упаковки или близкие по звучанию названия лекарственных средств. 2. Недостаток информации о лекарственном средстве. 3. Недостаток информации о пациенте. 4. Переписывание назначении, особенно если почерк врача не разборчив. 5. Отсутствие информации о случаях неблагоприятных реакции на лекарства.


Основные причины, почему медицинские сестры ошибочно вводят пациентом «не то» лекарство. 1. Использование емкостей из под лекарств для немедицинских веществ. - Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. - Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. Когда пациента уже увезли из операционной, зашла санитарка отделения, которая искала флакон с хлорамином, который она отлила, чтобы унести домой… Родственникам сообщили, что пациент умер от анафилактического шока на рентгеноконтрастный препарат.


У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». - У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». 3. Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов. - В отделении кардиореанимации внезапно ухудшилось состояние пациента с мелкоочаговым инфарктом. В ходе осмотра врач заподозрил гипогликемическую кому. Пациенту начали вводить глюкозу, однако положительной динамики почему-то не наблюдали. Долго не могли понять, и только утром, когда заступила на смену медицинская сестра поинтересовалась, какие медикаменты заканчиваются и что нужно «дозаказывать» в аптеке. При пересчете флаконов с гепарином обнаружили, что стоит схожий по внешнему виду флакон с инсулином. Именно из него ночная медицинская сестра набирала шприц, когда надо было делать гепарин. 2. Переливания (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов (также предусматривают, что в случае повторного использования флаконов и других емкостей из-под лекарств, при их сдаче на склад (в аптеку) с них должны быть убраны все имеющиеся наклейки с надписями).


4. Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул). 5. Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов (инсулин, концентрированный раствор хлорида натрия и др.) с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением. - В Архангельске детской областной клинической больнице погибла новорожденная девочка. Палатная медицинская сестра, занимавшаяся подготовкой лекарств для капельницы, вместо 10% раствора глюкозы ввела малышке 10% раствор хлорида натрия. Препараты были разлиты в одинаковые флаконы и стояли на столике рядом. Сменившая ее медицинская сестра заметила ошибку, когда внутривенное введение уже заканчивалось. Вскоре у девочки развилась кома, и через несколько часов она скончалась. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет.


6. Ошибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной) - В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360\180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. - В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360\180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья.


Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: персонал вводит не тот медикамент, персонал вводит не тот медикамент, ошибается в дозе, ошибается в дозе, неправильно проводит введение, неправильно проводит введение, готовит раствор в нестерильных условиях. готовит раствор в нестерильных условиях.


Во избежание ошибок необходимо соблюдать очень простые требования лекарственной безопасности: Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент получил нужное лекарство, в нужной форме и нужной дозировке. Препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время; кроме того необходимо контролировать влияние медикаментов на состояние пациентов.


Ошибки медсестры общего ухода Пациенты имеют право на уход и безопасные условия содержания. Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Послеоперационные пациенты, пациенты долгое время находящиеся в отделение реанимации, нуждаются во внимательном досмотре со стороны медицинского персонала. Они неспособны оградить себя от опасностей, которые их могут окружать. Нередко с этой группой пациентов происходит трагические истории, которые влекут за собой уголовные дела как в отношении руководства медицинской организации, так и в отношении ее рядовых работников, в обязанности которых этот «досмотр» входит. Серьезная проблема – перезагруженные работой в условиях дефицита персонала медицинские сестры часто из-за крайнего переутомления допускают различные нарушения, которые могут привести к тяжелым последствиям.


Безопасное расположение пациента в постели удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); - удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); - падения с кровати (рядом с кроватью ослабленного пациента должна быть кнопка вызова медсестры); - опасная фиксация (не фиксировать руки пациента очень крепко, т.к. могут быть серьезные последствия).


Ошибки при выполнении медицинских процедур: 1. Грелка - проверить целостность грелки, герметичность крышки; контролировать температуру. Исключается прикосновение грелки к незащищенной коже. - В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности. - В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности.


2. Промывания желудка - серьезная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения. - При промывании желудка 76-летней пациентке с вывихом плеча (процедура была назначена перед дачей рауш-наркоза) медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не придала и хирургу не доложила. Вскоре пациентке стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии – разрыв задней стенки глотки. Против медсестры возбуждено уголовное дело.


3. Клизма - при нарушениях правил проведения клизмы, здоровью пациента могут быть нанесены тяжелые повреждения вплоть до летального исхода. - В одной из гинекологических больниц накануне операции четырем женщинам была назначена очистительная клизма. Однако наутро в больнице отключили воду. Санитарка решила использовать воду, которая осталось у нее в оном из ведер. После процедуры состояние всех четверых женщин резко ухудшилось. С картиной инфекционно-токсического шока они были срочно переведены в реанимационное отделение. Двух женщин спасти не удалось. Еще две долго лечились. Главный врач уволила заведующую отделением, медицинскую сестру и санитарку отделения. Против медицинской сестры и санитарки заведены уголовные дела.


Во избежание ошибок необходимо: - с тавить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»; - устно комментировать медицинской сестре по смене свои действия по выполнению технической манипуляции; - обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену; - тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом; - яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами; - обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения; - никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.


ВЫВОД Проблема медицинских ошибок актуальна для всех стран на всех континентах, но пока только развитые государства заняли активную позицию по предотвращению медицинских ошибок. Большинство организаций пришли к независимому заключению, что каждой фатальной ошибке предшествовали около 329 незначительных небрежностей. Эксперты считают, что большая часть из них связаны с неверно налаженной работой. Около 50% всех медицинских ошибок и 75% побочных реакций можно предотвратить благодаря созданию единой отработанной системы. Создание профессиональных стандартов и алгоритмов, компьютеризация медицинских учреждений устранит погрешности в написании и запоминании предписаний, а универсальные схемы лечения и протоколов защитят сотрудников от психологических факторов стресса, усталости, забывчивости. Успешная работа в команде, сотрудничество врача, медицинской сестры и фармацевта является залогом уменьшения количества ошибок.

  1. 1. Типичные ошибкиТипичные ошибки в работев работе медицинскоймедицинской сестрысестры В помощь практикующей медицинской сестреВ помощь практикующей медицинской сестре №3(39) 2013№3(39) 2013
  2. 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯИДЕНТИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХБОЛЬНЫХ  Идентификация́Идентификация́ (от (от лат.лат. identificoidentifico - - отождествлятьотождествлять):):  ИдентификацияИдентификация - - установлениеустановление тождественноститождественности неизвестного объектанеизвестного объекта известному на основанииизвестному на основании совпадения признаков;совпадения признаков; опознание.опознание.
  3. 3. В основе любых действий медперсоналаВ основе любых действий медперсонала должна лежать четкая идентификациядолжна лежать четкая идентификация пациента (его биоматериалов, документов)пациента (его биоматериалов, документов) При идентификации больных рекомендуетсяПри идентификации больных рекомендуется использовать как минимум дваиспользовать как минимум два индивидуальных признака:индивидуальных признака: * имя пациента и* имя пациента и * дату рождения.* дату рождения.
  4. 4. Идентификация:Идентификация: Стационарного больного:Стационарного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются:  ФИО больного,ФИО больного,  дата рождения и/илидата рождения и/или  домашний адрес.домашний адрес. Номер палаты (койки) для этихНомер палаты (койки) для этих целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ.целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ. Амбулаторного больного:Амбулаторного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются: Документ с фотографией,Документ с фотографией, ФИО больного,ФИО больного, дата рождения и/илидата рождения и/или домашний адрес.домашний адрес. Вызывая из приёмной пациента поВызывая из приёмной пациента по имени, медработник долженимени, медработник должен помнить о мерах предосторожностипомнить о мерах предосторожности и называть только имя и фамилиюи называть только имя и фамилию пациента, ни в коем случае непациента, ни в коем случае не озвучивая другую информациюозвучивая другую информацию конфиденциального характера.конфиденциального характера.
  5. 5. Идентификация пациентов, находящихсяИдентификация пациентов, находящихся без сознания, под воздействиембез сознания, под воздействием лекарственных препаратов (загруженного)лекарственных препаратов (загруженного) и в состоянии сна:и в состоянии сна:  Если пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-яЕсли пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-я в соответствии с правилами описанными выше.в соответствии с правилами описанными выше.  Если пациент в коме или загружен – идентиф-я проводитсяЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжесо слов друзей или родственников. Необходимо также записать данные человека, который подтвердилзаписать данные человека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..
  6. 6. Идентификация ребенка иИдентификация ребенка и подростка:подростка:  Желательно, чтобы идентиф-я детей проводиласьЖелательно, чтобы идентиф-я детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов.тем же методом, что и взрослых пациентов.  М/с, опекун или родственник ребенка могутМ/с, опекун или родственник ребенка могут опознать ребенка.опознать ребенка.  Данные человека, который верифицировалДанные человека, который верифицировал личность больного, должны быть занесены в еголичность больного, должны быть занесены в его медицинскую карту.медицинскую карту.
  7. 7. Идентификация больныхИдентификация больных отделения реанимации:отделения реанимации:  Если пациент в коме или загружен – идентиф-яЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников.проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжеНеобходимо также записать данныезаписать данные человека, который подтвердилчеловека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..  Обеспечить временную идентификациюОбеспечить временную идентификацию (прикрепить к телу больного с помощью браслета(прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого устройства больничный номер).или другого устройства больничный номер).
  8. 8. Современные технологииСовременные технологии идентификации больных:идентификации больных: Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с двухмерными штрих-кодами.двухмерными штрих-кодами. Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с радиочастотными идентификационнымирадиочастотными идентификационными системами.системами. Использование опознавательных браслетов сИспользование опознавательных браслетов с фотографией пациента.фотографией пациента.
  9. 9. Ответственность за ошибки приОтветственность за ошибки при идентификации больного:идентификации больного:  Дисциплинарное взыскание;Дисциплинарное взыскание;  Освобождение от занимаемой должности;Освобождение от занимаемой должности;  Судебное разбирательство.Судебное разбирательство. Поскольку ошибки в идентификации пациента могутПоскольку ошибки в идентификации пациента могут нести угрозу жизни пациента, они налагаютнести угрозу жизни пациента, они налагают значительную правовую ответственность как назначительную правовую ответственность как на медицинского работника, совершившего такуюмедицинского работника, совершившего такую ошибку, так и на медицинское учреждение, котороеошибку, так и на медицинское учреждение, которое наняло на работу данного сотрудника.наняло на работу данного сотрудника.
  10. 10. Важные правила идентификацииВажные правила идентификации больных:больных:  Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»  Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенныхНельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинское оборудование.на кровати пациента или на медицинское оборудование.  Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичностьНельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована, или если в процессене подтверждена или не гарантирована, или если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных.идентификации пациента выявлены расхождения данных.  Обо всех имеющихся расхождениях медицинский работникОбо всех имеющихся расхождениях медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.обязан немедленно докладывать своему руководителю.
  11. 11. Сестринские ошибки вСестринские ошибки в лекарственной терапиилекарственной терапии  Неблагоприятная побочная реакцияНеблагоприятная побочная реакция (НПР) – любая непреднамеренная и(НПР) – любая непреднамеренная и вредная для организма человека реакция,вредная для организма человека реакция, которая возникает при использованиикоторая возникает при использовании препарата в обычных дозах с цельюпрепарата в обычных дозах с целью профилактики, лечения и диагностики.профилактики, лечения и диагностики.  Побочные явления – любыеПобочные явления – любые неблагоприятные с медицинской точкинеблагоприятные с медицинской точки зрения проявления, которые возникаютзрения проявления, которые возникают во время лечения препаратом, но нево время лечения препаратом, но не обязательно имеют причинно-обязательно имеют причинно- следственную связь с этим лечением.следственную связь с этим лечением.
  12. 12. Основные требованияОсновные требования лекарственной безопасностилекарственной безопасности сводятся к выполнению следующих требований:сводятся к выполнению следующих требований: 1.1. Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного;Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного; 2.2. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется изПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется из шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля);шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля); 3.3. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобыПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобы достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля);достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля); 4.4. Проверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-йПроверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-й уровень лекарственного контроля);уровень лекарственного контроля); 5.5. Проверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препаратаПроверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препарата больному (4-й уровень лекарственного контроля).больному (4-й уровень лекарственного контроля).
  13. 13. Основные причины, почемуОсновные причины, почему вводится «не то» лекарство:вводится «не то» лекарство:  Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;  Переливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкостиПереливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованныхв другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов;препаратов;  Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различныхСходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов;препаратов;  Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);  Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов сОтсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельнымсоответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением;хранением;  Ошибки при передаче информации о назначениях (устной иОшибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной).письменной).
  14. 14. Различают 4 типа побочных реакций наРазличают 4 типа побочных реакций на правильно назначенное медикаментозноеправильно назначенное медикаментозное средство:средство:  Тип А (зависимые от дозы);Тип А (зависимые от дозы);  Тип В (независимые от дозы);Тип В (независимые от дозы);  Тип С (эффекты при длительномТип С (эффекты при длительном применении, синдром отмены);применении, синдром отмены);  ТипТип DD (отсроченные эффекты,(отсроченные эффекты, тератогенность).тератогенность).
  15. 15. Реакции типа А:Реакции типа А:  Обусловлены фармакологическимиОбусловлены фармакологическими свойствами препарата, поэтому онисвойствами препарата, поэтому они предсказуемы, возникают часто, зависят отпредсказуемы, возникают часто, зависят от дозы препарата, для них характернадозы препарата, для них характерна невысокая летальность. На долю реакцийневысокая летальность. На долю реакций этого типа приходится около 75% от всехэтого типа приходится около 75% от всех неблагоприятных побочных реакций нанеблагоприятных побочных реакций на препараты.препараты.
  16. 16. Реакции типа В:Реакции типа В:  Чаще всего являются реакциямиЧаще всего являются реакциями иммуноаллергической природы. Онииммуноаллергической природы. Они возникают реже, не связаны с дозойвозникают реже, не связаны с дозой препарата, часто серьезные. Эти реакциипрепарата, часто серьезные. Эти реакции трудно предвидеть (непредсказуемые,трудно предвидеть (непредсказуемые, неожиданные). Для реакций этого типанеожиданные). Для реакций этого типа характерна высокая летальность. Считается,характерна высокая летальность. Считается, что реакции этого типа составляют околочто реакции этого типа составляют около 25% от числа всех зарегистрированных.25% от числа всех зарегистрированных.
  17. 17. К реакциям типа СК реакциям типа С  Относятся реакции, возникающие послеОтносятся реакции, возникающие после длительной терапии, в результате которой удлительной терапии, в результате которой у больного могут возникать новые дополнительныебольного могут возникать новые дополнительные заболевания. Реакции этого типа частозаболевания. Реакции этого типа часто расцениваются как серьезные, способныерасцениваются как серьезные, способные существенно влиять на здоровье человека, частосущественно влиять на здоровье человека, часто бывают необратимыми к моменту их выявления.бывают необратимыми к моменту их выявления. Они особенно трудны для изучения и выявления. КОни особенно трудны для изучения и выявления. К реакциям этого типа относятся: лекарственнаяреакциям этого типа относятся: лекарственная зависимость, синдром отмены, эффекты кумуляциизависимость, синдром отмены, эффекты кумуляции и подавления гормонов, толерантность и др.и подавления гормонов, толерантность и др.
  18. 18. Реакции типаРеакции типа DD::  Отсроченные реакции, включаютОтсроченные реакции, включают канцерогенные, мутагенные, тератогенныеканцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты, дефекты репродуктивной системыэффекты, дефекты репродуктивной системы и другие, которые могут возникнуть черези другие, которые могут возникнуть через месяцы или годы после лечения.месяцы или годы после лечения. Диагностика этих реакций еще болееДиагностика этих реакций еще более затруднительна.затруднительна.
  19. 19. Применение просроченныхПрименение просроченных лекарств – повод для прокурорскойлекарств – повод для прокурорской проверки.проверки.  Соблюдение сроков годности препаратов вСоблюдение сроков годности препаратов в отделениях –отделениях – прямая обязанностьпрямая обязанность сестринского персоналасестринского персонала. Каждая медсестра. Каждая медсестра должна проверить безопасность препаратадолжна проверить безопасность препарата перед непосредственным его применением.перед непосредственным его применением.
  20. 20. Хранение лекарств, контрольХранение лекарств, контроль медикаментовмедикаментов Получив медикаменты, м/с должнаПолучив медикаменты, м/с должна провести их контроль:провести их контроль:  Проверить надписи наПроверить надписи на упаковках;упаковках;  Выборочно проверить внешнийВыборочно проверить внешний вид жидкостей;вид жидкостей;  Убедиться в наличии аннотации.Убедиться в наличии аннотации.  Наркотические ядовитые,Наркотические ядовитые, сильнодействующие препаратысильнодействующие препараты хранятся в шкафу под замком.хранятся в шкафу под замком.  Прочие препараты размещаютсяПрочие препараты размещаются в шкафу наглядно, пов шкафу наглядно, по лекарственным группам.лекарственным группам.  Лекарства оставляют в упаковках,Лекарства оставляют в упаковках, сохраняя номер партии.сохраняя номер партии.  Определенные препаратыОпределенные препараты хранятся в холодильнике,хранятся в холодильнике, темном месте и т.д.темном месте и т.д.
  21. 21. Правило пяти «П»:Правило пяти «П»:  Правильный пациент;Правильный пациент;  Правильный препарат;Правильный препарат;  Правильная доза и концентрация;Правильная доза и концентрация;  Правильный путь введения;Правильный путь введения;  Правильное время введения.Правильное время введения.
  22. 22. Наблюдение за больным и выявлениеНаблюдение за больным и выявление осложнений терапииосложнений терапии Типичные симптомы непереносимостиТипичные симптомы непереносимости препарата или побочных эффектов:препарата или побочных эффектов:  Острые: нехватка воздуха, побледнение,Острые: нехватка воздуха, побледнение, изменение пульса, АД.изменение пульса, АД.  Подострые: тошнота, рвота, головокружение,Подострые: тошнота, рвота, головокружение, головная боль.головная боль.  Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.
  23. 23.  При выявленииПри выявлении непереносимости –непереносимости – прекратить введение,прекратить введение, вызвать врача,вызвать врача, сохранить вводимыесохранить вводимые препараты, далеепрепараты, далее действовать подействовать по инструкции дляинструкции для различных состояний.различных состояний.
  24. 24. Ошибки в процедурномОшибки в процедурном кабинетекабинете  Парентеральное введение препаратов – этоПарентеральное введение препаратов – это инвазивные вмешательства, которыминвазивные вмешательства, которым свойственны определенные риски.свойственны определенные риски.
  25. 25. Основные осложнения, которые могут быть вызваныОсновные осложнения, которые могут быть вызваны ошибочными действиями процедурной м/с:ошибочными действиями процедурной м/с:  1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс,1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс, катетер-ассоциированная инфекция);катетер-ассоциированная инфекция);  2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных волокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза иволокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза и т.д.);т.д.);  3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит,3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит, вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку,вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку, атрофия, кальциноз тканей);атрофия, кальциноз тканей);  4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов (анафилаксия, различные побочные эффекты);(анафилаксия, различные побочные эффекты);  5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное вещество, превышена доза, скорость введения, объем введеннойвещество, превышена доза, скорость введения, объем введенной жидкости).жидкости).
  26. 26. Инфекционная безопасность приИнфекционная безопасность при внутримышечных инъекциях:внутримышечных инъекциях: постинъекционные абсцессыпостинъекционные абсцессы  Постинъекционные абсцессы – частоПостинъекционные абсцессы – часто встречающиеся осложнения в/м инъекций. Околовстречающиеся осложнения в/м инъекций. Около 90% постинъекционных осложнений имеют90% постинъекционных осложнений имеют бактериальное происхождение. По данным разныхбактериальное происхождение. По данным разных авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.  Постинъекционные абсцессы принято считатьПостинъекционные абсцессы принято считать дефектом медицинской помощи, следствиемдефектом медицинской помощи, следствием небрежности медицинской сестры.небрежности медицинской сестры.
  27. По различным источникам, осложненияПо различным источникам, осложнения чаще возникают после инъекций:чаще возникают после инъекций:  Сульфата магния – 43,6%Сульфата магния – 43,6%  Анальгина – 30,8%Анальгина – 30,8%  Кордиамина – 5,5%Кордиамина – 5,5%  Витаминов – 4,9%Витаминов – 4,9%  Баралгина и реопирина – по 5,7%Баралгина и реопирина – по 5,7%
  28. 28. Безопасность внутривенныхБезопасность внутривенных инъекций (инфузий):инъекций (инфузий): В/в введения лекарственных препаратов имеютВ/в введения лекарственных препаратов имеют следующие риски для пациента:следующие риски для пациента:  Инфекционные (при использованииИнфекционные (при использовании катетеров - КАИ);катетеров - КАИ);  Связанные с введением лекарственныхСвязанные с введением лекарственных препаратов – реакция организма напрепаратов – реакция организма на введенный раствор;введенный раствор;  Травматические повреждения и др.Травматические повреждения и др.
  29. 29. Результатом реализации этих рисков могут стать местныеРезультатом реализации этих рисков могут стать местные и общие осложнения, иногда заканчивающиесяи общие осложнения, иногда заканчивающиеся инвалидностьюинвалидностью и даже смертью пациента.и даже смертью пациента.  Местные осложненияМестные осложнения: флебит, тромбофлебит,: флебит, тромбофлебит, гематома, травмирование близлежащих нервов,гематома, травмирование близлежащих нервов, артерий.артерий.  Общие осложненияОбщие осложнения: анафилаксия,: анафилаксия, неблагоприятные побочные эффектынеблагоприятные побочные эффекты лекарственных препаратов, шок вследствиелекарственных препаратов, шок вследствие быстрого введения препарата, эмболии, пирогеннаябыстрого введения препарата, эмболии, пирогенная реакция.реакция.
  30. 30. Флебиты:Флебиты:  Механический флебит – развивается в ответ наМеханический флебит – развивается в ответ на повреждение иглой или канюлей катетераповреждение иглой или канюлей катетера эндотелия вены. Механическая травма вызываетэндотелия вены. Механическая травма вызывает асептическое воспаление, позже можетасептическое воспаление, позже может присоединиться инфекция.присоединиться инфекция.  Химический флебит – развивается в результатеХимический флебит – развивается в результате химического раздражения эндотелия. Химическиехимического раздражения эндотелия. Химические флебиты часто осложняются пристеночнымфлебиты часто осложняются пристеночным тромбированием с развитием тромбофлебитов,тромбированием с развитием тромбофлебитов, нередко присоединяется инфекция.нередко присоединяется инфекция.
  31. 31. Катетер-ассоциированные инфекцииКатетер-ассоциированные инфекции (КАИ):(КАИ): Различают следующие виды:Различают следующие виды:  Колонизированный катетер;Колонизированный катетер;  Инфекционный флебит;Инфекционный флебит;  Инфекция места постановки катетера;Инфекция места постановки катетера;  Карманная и туннельная инфекция;Карманная и туннельная инфекция;  Инфекция кровотока.Инфекция кровотока.
  32. 32. Гематома:Гематома:  Возникает вследствие неконтролируемогоВозникает вследствие неконтролируемого кровотечения в области введения иглыкровотечения в области введения иглы (катетера) из-за плохой техники(катетера) из-за плохой техники манипуляции.манипуляции.  Основные причины: многочисленныеОсновные причины: многочисленные проколы вены; неверно подобранная вена;проколы вены; неверно подобранная вена; нарушения свертывающей системы крови.нарушения свертывающей системы крови.
  33. 33. Повреждение нерва (укол/прокол нерва,Повреждение нерва (укол/прокол нерва, сдавление нерва)сдавление нерва)  Укол нерва возникает приУкол нерва возникает при неудовлетворительной техникенеудовлетворительной технике катетеризации вены.катетеризации вены.  Сдавление нерва возникает в результатеСдавление нерва возникает в результате гематомы или инфильтрации.гематомы или инфильтрации.
  34. 34. Механические препятствия инфузииМеханические препятствия инфузии могут быть вызваны образованием тромба илимогут быть вызваны образованием тромба или спазмом сосуда.спазмом сосуда. Венозный/артериальный спазм возникает какВенозный/артериальный спазм возникает как результат воздействия холода; механическихрезультат воздействия холода; механических или химических стимулов.или химических стимулов.
  35. 35. Эмболия катетеромЭмболия катетером  Эмбол – это любой нерастворимыйЭмбол – это любой нерастворимый конгломерат, включая сгустки крови,конгломерат, включая сгустки крови, свободно плавающие в крови и двигающиесясвободно плавающие в крови и двигающиеся по кровотоку.по кровотоку.  Эмболы образуются при: поврежденииЭмболы образуются при: повреждении эндотелия; образовании осадков приэндотелия; образовании осадков при смешении несовместимых растворов;смешении несовместимых растворов; закупорке катетера.закупорке катетера.
  36. 36. Перегрузка системы кровообращенияПерегрузка системы кровообращения происходит, если объем введенной жидкостипроисходит, если объем введенной жидкости превышает объем, с которым можетпревышает объем, с которым может справиться сердечно-сосудистая система.справиться сердечно-сосудистая система. Перегрузка ведет к: повышению венозногоПерегрузка ведет к: повышению венозного давления (компенсация), сердечнойдавления (компенсация), сердечной недостаточности, отеку легких, шоку,недостаточности, отеку легких, шоку, остановке кровообращения.остановке кровообращения.
  37. 37. Шок от быстрого введения раствораШок от быстрого введения раствора возникает при быстром, чаще струйном,возникает при быстром, чаще струйном, введении вещества в организм.введении вещества в организм. Препарат в токсичной концентрации быстроПрепарат в токсичной концентрации быстро достигает органы-мишени.достигает органы-мишени.
  38. 38. Ошибки проведения венепункцииОшибки проведения венепункции Самые распространенные ошибки медицинскогоСамые распространенные ошибки медицинского персонала:персонала:  Пункция вены и взятие образца крови до того, как сПункция вены и взятие образца крови до того, как с поверхности кожи испарился спирт;поверхности кожи испарился спирт;  Неплотное соединение компонентов системы дляНеплотное соединение компонентов системы для взятия крови (иглы с держателем);взятия крови (иглы с держателем);  Выбор пробирки без учета особенностей венВыбор пробирки без учета особенностей вен пациента;пациента;  Слишком быстрое оттягивание штока шприца илиСлишком быстрое оттягивание штока шприца или быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;  Использование иглы для взятия кровиИспользование иглы для взятия крови несоответствующего размера;несоответствующего размера;  Повторная пункция одной и той же вены;Повторная пункция одной и той же вены;
  39. 39. * Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения* Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения иглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенкуиглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенку вены;вены; * Несоблюдение правил взятия крови через* Несоблюдение правил взятия крови через периферические катетеры для в/в вливаний;периферические катетеры для в/в вливаний; * Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц* Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц с последующим быстрым, под большим давлениемс последующим быстрым, под большим давлением переносом образца из шприца в пробирку;переносом образца из шприца в пробирку; * Энергичное перемешивание или встряхивание* Энергичное перемешивание или встряхивание пробирки вместо аккуратного перевертывания;пробирки вместо аккуратного перевертывания; * Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение* Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение стандартных условий транспортировки образца крови.стандартных условий транспортировки образца крови.
  40. 40. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Обморок – кратковременная потеря сознания из-заОбморок – кратковременная потеря сознания из-за недостатка поступления кислорода в ГМ, из-занедостатка поступления кислорода в ГМ, из-за гипогликемии, гипервентиляции легких,гипогликемии, гипервентиляции легких, нарушений кардиологического, неврологическогонарушений кардиологического, неврологического или психического характера, может бытьили психического характера, может быть следствием приема лекарственных препаратов.следствием приема лекарственных препаратов.  Эпилептический припадок/судорожный приступЭпилептический припадок/судорожный приступ во время проведения процедуры взятия кровиво время проведения процедуры взятия крови
  41. 41. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Подкожная гематома – кровоизлияние вПодкожная гематома – кровоизлияние в мягкие ткани в месте пункции вены.мягкие ткани в месте пункции вены.  Петехии – небольшие плоские точечныеПетехии – небольшие плоские точечные пятнышки округлой формы, темно-красногопятнышки округлой формы, темно-красного или пурпурного цвета на коже или слизистойили пурпурного цвета на коже или слизистой оболочке пациента, являющиеся результатомоболочке пациента, являющиеся результатом малых капиллярных кровоизлияний смалых капиллярных кровоизлияний с выходом крови в верхние слои кожи.выходом крови в верхние слои кожи.
  42. 42. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Кровотечение из места прокола;Кровотечение из места прокола;  Травма нервного ствола:Травма нервного ствола: Основная причина – неправильноеОсновная причина – неправильное выполнение процедуры венепункции: проколвыполнение процедуры венепункции: прокол вены иглой насквозь, активный поиск венывены иглой насквозь, активный поиск вены иглой вслепую.иглой вслепую. * Ятрогенная анемия – это кровопотеря,* Ятрогенная анемия – это кровопотеря, обусловленная врачебными манипуляциями,обусловленная врачебными манипуляциями, в том числе заборами крови дляв том числе заборами крови для исследования.исследования.
  43. 43. Медицина поистине есть самоеМедицина поистине есть самое благородное из всех искусств.благородное из всех искусств. Гиппократ (460-377гг. до н.э.)Гиппократ (460-377гг. до н.э.)

Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «Если мы будем тре­бовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знаний».

Советский терапевт и гематолог, академик АМН СССР И.А. Кассирский так писал о врачебных ошибках: «...ошибки - это неизбежные и печальные издержки врачебной дея­тельности, и единственно оптимальное в них то, что они помогают тому, чтобы их не было. Выявленные, признанные, они учат, как не оши­баться. Вот почему систематический анализ допу­щенных ошибок является необходимой предпо­сылкой для совершенствования медицинской по­мощи населению». Эго применимо и к сестрин­ским ошибкам.

Качество сестринских услуг в части безопасности не может быть признано удовлетво­рительным: научные исследования выявляют не­ желательные инциденты на госпитальном уровне оказания медицинской помощи медсестрами.

Важнейшими предпосылками к возникновению сестринских ошибок являются проблемы взаимо­действия между амбулаторным и госпитальным этапами и оказания медицинской помощи. Причины сестринских ошибок - дефекты обра­зования, низкая правовая и этическая культура медсестер.

Воздействуя на причины ошибок, можно улуч­шить качество медсестринской помощи. Не последнюю роль в появлении погрешностей в работе играют стресс, усталость, спешка, т.е. субъективные факторы, которые являются при­ чиной около 10% ошибок. Неправильная органи­зация работы, недостаток опыта, игнорирование пожеланий пациента, недооценка мнения коллег в разных сочетаниях становятся причинами почти каждой выявленной ошибки.

Сестринские ошибки анализируют с разных точек зрения:

Их причины;

Времени и места совершения;

Прогноза для здоровья и жизни;

Своевременности и правильности медицин­ских действий.

Профессиональными ошибками при оказании медицинской сестринской помощи являются:

v Ошибки при идентификации пациента;

v Сестринские ошибки в лекарственной терапии;

v Ошибки общего ухода.

Сестринские ошибки при идентификации пациентов

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:

· перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;

· перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;



· перед проведением диагностических или лечебных процедур;

· перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

v места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

v возраста;

v состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадекватен);

v объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

Сестринские ошибки в лекарственной терапии

Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент:

· получил нужное лекарство;

· в нужной форме и нужной дозировке;

· препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;

· контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

Сестринские ошибки общего ухода

У начинающих медсестер с небольшим опытом работы главная причина - психологический стресс и физическая перегрузка. У стажированных медсестер - невнимательность, небрежность, самодеятельность.

Анкетирование

С целью изучения мнения населения о качестве работы медицинских сестер было проведено анкетирование (Приложение А). Практическое исследование проводилось на базе терапевтического отделения ГУЗ « Узловская РБ» (пос.Дубовка).Группа респондентов среди пациентов составила 30 человек.

Для изучения мнения пациентов была разработана специальная анкета, которая включала 19 вопросов. Анкетирование проводилось в виде письменных ответов на вопросы, анонимно.

Результаты исследования:

1. Ваш пол?

Вывод: Группа респондентов составила 30 человек, из которых 20 человексоставили мужчины, а 10 – женщины. Преобладают лица мужского пола.

2. Ваш возраст?


Вывод: Основная возрастная группа составляет от 35 до 60 лет

3. Ваш социальный статус?

Вывод: 50% респондентов являются пенсионерами.



На этом вводная ознакомительная часть анкеты закончена. В результате анализа был выяснен половозрастной состав респондентов и их социальный статус.

Следующая группа вопросов направлена на выяснение отношения пациентов к своему здоровью и оказание качественной медсестринской помощи.

4. Как часто Вы лечитесь в стационаре?


Вывод: 59% респондентов проходили лечение в режиме круглосуточного пребывания.

5. Как Вы оцениваете отношение медицинских сестер во время пребывания в медицинской организации?

Вывод: 70% респондентов удовлетворены отношением медицинских сестер во время пребывания в стационаре.

6. Удовлетворены ли Вы профессиональной деятельностью медицинских сестер?

Вывод: Профессиональной деятельностью медицинских сестер удовлетворены 87% респондентов.

7 . Укажите, пожалуйста, каковы, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительного качества работы медицинских сестер?


Вывод: Большинство респондентов считают,что большая нагрузка и низкая оплата труда являются причинами неудовлетворительного качества работы медицинских сестер.

8. Как Вы оцениваете внешний вид медицинских сестер?

Вывод: 78% респондентов оценивают вид медицинских сестер хорошо.

9. Имеют для Вас значение личностные (душевные) качества медицинской сестры?

Вывод: Для 83% респондентов имеет значение личностных (душевных) качеств. Все это говорит о том, что большинство пациентов желают общаться с высококвалифицированной, душевной медицинской сестрой.

Качество сестринской помощи в большей степени зависит от профессионального мастерства, добросовестности, дисциплинированности.

Вывод: Большинство респондентовоценивают качества медсестер оказывавших им медицинскую помощь, как доброжелательность, милосердие, внимательность и тактичность.

11. Как Вы оцениваете профессиональное мастерство выполнения медицинских манипуляций (инъекции, перевязки)?

Вывод: 60% респондентов удовлетворены профессиональным мастерством выполнения медицинских манипуляций.

12. Отдаете ли Вы предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение?


Вывод: 85% респондентов отдают предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение.

13. Разъясняет ли Вам медсестра характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?


Вывод: 90% респондентов ответили, что медсестра разъясняет характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?

14. Возникали ли у Вас конфликтные ситуации с медсестрами?


Вывод: 93% респондентов указали, что не возникали конфликтные ситуации с медсестрами.

Вывод: Большинство респондентов оценивают полученную сестринскую помощь как хорошо и удовлетворительно.

16. Как Вы оцениваете эффективность проведённого Вам лечения от момента поступления в больницу?


Вывод: 50% респондентов оценили эффективность проведённого лечения как выздоровление лечения от момента поступления в больницу.

17. Удовлетворены ли Вы полностью оказанными услугами в медицинской организации?


Вывод: 83% респондентов полностью удовлетворены оказанными услугами в медицинской организации.


19. Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых медсестринских услуг (вписать)________________________________________

Следующий показатель, который был выяснен при анкетировании - это как улучшить оказание медсестринской помощи. На что респонденты предложили для улучшения качества оказания медицинской помощи следующее:

Подводя итог по проведенному анкетированию можно сделать вывод, что психологическая эмоциональная сфера и качество жизни пациентов с различными заболеваниями, а следовательно, и само течение и исход заболевания зависит от того, насколько сильно пациент ощущает помощь и поддержку медицинской сестры.

На основании проведенной работы можно составить следующие рекомендации:

· Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранение.

· Развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи.

· Совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров.

· Обеспечение качества сестринской помощи населению.

· Совершенствование системы управления сестринскими службами.

· Совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.

· Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

· Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты в жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Развитие сестринского дела требует, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за сестринскую помощь и располагала достаточными полномочиями для этого. Ответственность стала одним из основополагающих принципов «глобальной стратегии достижения здоровья всех» и имеет перспективное значение для профессиональной сестринской помощи. Медицинская сестра должна четко знать границы своих полномочий и меру своей ответственности.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналам в учреждениях в здравоохранении и в любых других учреждениях, а так же на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Необходимо создание многоуровневой системы управление сестринскими службами с рациональными распределение задач и полномочиями сестер- руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управление здравоохранение субъектов РФ и кончая старшой сестрой отделение учреждение здравоохранение.

Повышение качество сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификация.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических так и в больничных условиях должны обеспечит четкую организацию работы сестринских служб.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

Высокий профессиональный уровень качества сестринской медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля над проведением медицинских мероприятий и за деятельностью медицинского персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Конституцию РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

5. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1

9. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

11. Приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

12. Письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

13. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»;

14. Приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

Нормативно-технические документы:

15.ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

16. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

17. ГОСТ 7.0.5.-2008 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

Книги и статьи из периодических изданий:

18. Островская И. В., Широкова Н. В. Основы сестринского дела; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2013. – 283с.

19. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М. Сестринское дело в педиатрии; Феникс - Москва, 2012. – 148 с.

20. Славянова И. К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии; Феникс - Москва, 2014. - 230 c.

21. Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела; Медицина - Москва, 2013. - 299 c.

22. Яромич И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника; Феникс - Москва, 2012. - 284 c.

23. Н. В. Алламярова, В. М. Алексеева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2015. - № 1-2. - С. 53-57

24. Бершадская, М. Б. Делопроизводство и документооборот в деятельности медсестры- руководителя / М. Б. Бершадская // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. - 2016. - № 1. - С. 21-31.

25. Ладыгина, Е. Е., М. Н. Михайловский // Медицинская сестра. - 2015. - № 5. - С. 47-48.

Определение «врачебной ошибки» близко по содержанию к термину «медицинская ошибка», но несколько отличается от него.

На практике врачебные ошибки нередко смешивают с небрежностью или халатностью , однако разные проявления небрежности и ее последствий заставляют в одних случаях признать небрежность проступком, а в других - преступлением. Если врач в своей профессиональной деятельности прямо или косвенно вступает в конфликт с законом, речь идет о преступлении . Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами.

Четко дифференцировать врачебные ошибки с врачебными преступлениями в отдельных случаях чрезвычайно сложно. В таких неясных и спорных случаях необходима высококвалифицированная судебно-медицинская экспертиза с участием авторитетных специалистов.

Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват. При несчастном случае вредные последствия нельзя заранее предвидеть даже при самом добросовестном и скрупулезном соблюдении медперсоналом всех требований, в то время как врачебная ошибка означает, что неблагоприятные последствия действий (бездействия) медперсонала могли быть предвидены при должной внимательности и предусмотрительности. Действия врачей, приведшие к вредным последствиям для пациента, могут квалифицироваться как врачебная ошибка только при неосторожной форме вины.

Классификация медицинских ошибок


1. Диагностические ошибки - это ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения.

1.1. Заболевания и осложнения : основное, конкурирующее и сочетанное заболевания; сопутствующие и фоновые заболевания; осложнения заболеваний и лечения.

1.2. Качество и формулировка диагнозов :

- неустановленный (отсутствие диагноза при наличии заболевания);

- ложный (наличие диагноза при отсутствии заболевания);

- неправильный (несовпавший при наличии другого заболевания);

- несвоевременный (поздний, запоздалый);

- неполный (не названы нужные компоненты диагноза);

1.3. Расхождение исходного и заключительного диагнозов на этапах наблюдения: внебольничных и клинических диагнозов; до- и послеоперационных, клинических и патологоанатомических диагнозов.

2. Лечебные ошибки

2.1. Общие : непоказанное, неправильное, недостаточное, избыточное, запоздалое лечение; неправильный и несвоевременный выбор и дозировка медикаментов, физиотерапевтических процедур и лучевой терапии; назначение несовместимых сочетаний и ошибочное применение препаратов, неправильное диетическое питание.

2.2. Тактические несоответствие действий врача установленному диагнозу и невыполнение тактических принципов и установок, закрепленных в приказах и методических пособиях министерства здравоохранения, местных органов здравоохранения, ССМП (запоздалая и неполноценная первая помощь и реанимация, неправильная транспортировка, необоснованные и несвоевременные показания к операции; недостаточная предоперационная подготовка, неправильного выбора обезболивания и оперативного доступа).

2.3. Технические : недостатки асептики и антисептики, случайное оставление инородных тел в ране, неудачное размещение, сдавление и плохая фиксация тампонов и дренажей и т.п.

3. Организационные ошибки - недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы.

3.1. Административные ошибки , от нерационального планирования больницы, до недостаточного контроля качества и эффективности лечебной работы.

3.2. Документационные : от неправильного оформления протоколов операции, справок, выписок из историй болезни, больничных листков; недочеты и пробелы в оформлении амбулаторных карт, историй болезни, операционного журнала; неполноценные регистрационные журналы и прочее.

3.3. Деонтологические - это ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом.

Причины врачебных ошибок

Причины врачебных ошибок могут быть объективными и субъективными . Из важнейших объективных причин следует отметить:

o недостаточный уровень развития науки;

o низкая степень технической оснащенности лечебных учреждений;

o большой объем практической нагрузки врача;

o тяжесть состояния больного, срочность оказания врачебной помощи;

o кратковременность его пребывания в больнице;

o атипичное течение заболевания, редкость заболевания;

o ошибки лабораторно-инструментальных исследований.

По мнению многих исследователей, на долю субъективного фактора приходится 60-70% причин диагностических ошибок. Среди субъективных причин врачебных ошибок встречаются:

o отсутствие у врача достаточного опыта,

o недостаточно конструктивное мышление,

o установки на безошибочность своего диагноза,

o предвзятость мнения, самолюбие и тщеславие,

o нерешительность характера,

o стремление ставить «интересные диагнозы»,

o пессимизм или излишний оптимизм,

o отрицательное влияние неизбежно нарастающей специализации медицины, ограничивающей иногда медицинский кругозор

Мыльникова И.С.

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: «По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело», и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший (ая) ошибку, и в самом деле был (а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил (а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: «Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания». Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок

Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire , 1992; Gadbois ; 1992, Estrin - Behar , 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin - Behar , медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70 % от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20 % рабочего времени.

Исследователи обратили внимание на то, что в отделениях (палатах), где работа медсестер была хорошо продумана и организована, хождение занимало меньше времени, а число незапланированных отвлечений в ходе выполнения задания было существенно, иногда почти в 2 раза, меньше. Примерами хорошей организации работы назывались четкое разделение функций между медсестрами, планировка палат (рабочих помещений), с выделением функциональных секторов. К примеру, медсестры, занимающиеся приготовлением медикаментов для пациентов, имели специально выделенные индивидуальные места за загородкой. Если какая-то из них отвлекалась, то вернувшись к прерванной работе, она точно знала, что все лежит на прежних местах и не потревожено действиями других коллег.

Дефекты информационного обеспечения

Многие исследователи указывают на несовершенство информационного обеспечения труда рядовых медицинских работников. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало больниц может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большой проблемой является неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. Доказано, что хорошо читаемая этикетка должна иметь матовую поверхность (чтобы блики не нарушали зрительного восприятия), а буквы должны иметь высоту не менее 2,5 мм. Наблюдение показало, что этим требованиям удовлетворяют не более половины лекарственных этикеток. Большое значение имеет дизайн упаковок: совершенно недопустимо, чтобы одинаковый дизайн имели упаковки разных препаратов. Особо опасно, если нельзя различить по внешнему виду упаковки одного и того же препарата, но в разных дозировках.

Проблема последних лет - ошибки при работе с компьютером. Очень часто программы имеют неудобный плохо читаемый интерфейс, сложные системы поиска. В результате компьютер только осложняет работу медсестры, увеличивает риск технической ошибки. Безусловно, это не значит, что нужно отказаться от компьютеризации рабочих мест медсестер, однако делать это надо продуманно, придавая внимание так называемым «мелочам».

В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Необходимо ввести практику, когда исполнитель повторяет вслух сделанное распоряжение, как это принято в армии, в гражданской авиации и т.п. «Полкубика строфантина в вену» - «Есть полкубика строфантина в вену».

Отдельного разговора требует совершенствование звуковых сигналов. В ходе модернизации многие больницы закупили современное оборудование, которое имеет звуковые сигналы. В европейских больницах была обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Так, в одном из хорошо оснащенных отделений реанимации, медсестры могли идентифицировать по слуху только треть сигналов, подаваемых приборами. В остальных случаях им приходилось обходить всю палату, чтобы найти источник звука. В другом крупном отделении из 1433 сигналов, зарегистрированных за 3 недели проведения исследования, только 8 предупреждали о фатальных нарушениях. Неудивительно, что случаи отключения тревожной сигнализации встречаются все чаще, а это, безусловно, создает риски для больных. Недавно закончилось разбирательство дела медсестры отделения кардиореанимации, якобы заснувшей и не услышавшей сигнала монитора о возникшей у больного фибрилляции желудочков. Больной скончался. Медсестра уверяла, что не спала и что сигнала не было. При проверке оказалось, что звуковой сигнал был отключен. Кто сделал это? Оказалось, что это сделала дневная медсестра. Врач распорядился сделать звук всех сигналов чуть тише, однако она, не зная английского, не разобралась с надписями на экране прибора, который не был русифицирован. Очевидно, что обвинять ее в данном случае не справедливо.

Психо-эмоциональное состояние

Хронический стресс и синдром эмоционального выгорания снижают работоспособность и качество выполнения рабочих заданий, повышает риск профессиональных ошибок. Одной из основных причин хронического стресса медсестер является высокое психо-эмоциональное напряжение, которое отмечают все исследователи этого явления. Что является причиной этого напряжения? К примеру, финские медсестры жаловались на то, что остро чувствуют нехватку знаний, а также отсутствие ясности в разграничении полномочий и ответственности с другими работниками - врачами и медсестрами. Ответственность в сочетании с отсутствием соответствующих полномочий и возможности изменить свою работу, спокойно спланировать предстоящие действия, подготовиться должным образом, - все это создает дополнительное напряжение и беспокоит финских медсестер. Почти половина медсестер говорила о сильных стрессах, переживаемых, если экстренная ситуация возникает в отсутствие врача (Poyhonen , 1990). Согласно масштабным исследованиям, проведенным в ряде европейских стран в 90-х годах, число медсестер, испытывающих постоянный стресс на работе, достигает 25 %. Многие переживают ситуации «с сильным эмоциональным выбросом», конфликты с больными и коллегами и т.п. Стресс усиливается в отсутствие поддержки. Медсестры ощущают, что их не ценят, что их знания и опыт никому не нужны, что они не могут оказать влияния на ситуацию, даже если она полностью соответствует их квалификации. В 1983 году, изучив статистику самоубийств европейских медсестер, Katz обнаружил, что уровень самоубийств медсестер выше, чем в среднем среди женщин в данном регионе. Особо страдающей от стрессов группой являются медсестры, несущие высокую рабочую нагрузку, сочетающуюся с низким уровнем самостоятельности и социальной поддержки. Результаты этих исследований демонстрируют, что расширение самостоятельности и поддержка могут сыграть большую роль в снижении уровня стресса в случаях, когда невозможно снизить давление высокой рабочей нагрузки.

И здесь особую роль играет позиция руководителя сестринского коллектива - старшей и главной медсестры. Были проведены исследования, доказавшие связь между уровнем стресса и стилем работы руководителя. Там, где старшие и главные медсестры считают необходимым вести индивидуальную работу с медсестрами, беседовать с ними, выслушивать и принимать их предложения, ценить их, хвалить даже за небольшие достижения, в этих коллективах уровень стресса среди медсестер ниже.

Большое значение имеют взаимоотношения медсестер с врачами. В коллективах, где эти царит командный стиль работы, отношения между группами персонала расцениваются как «хорошие», средний уровень стресса среди медсестер невысокий.

«Внутренние» причины ошибок, связанные с человеческой природой

«Смотрел, но не видел»

Однако помимо внешних причин ошибок эксперты все настойчивее говорят о внутренних причинах, связанных с природой человеческого познания. Ведь многие ошибки люди делают, совершая привычные действия, а самые чудовищные ошибки чаще наблюдаются у наиболее опытных и квалифицированных работников.

Одна из самых распространенных ошибок совершается по типичному сценарию - «работник смотрел, но не видел». Медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения; водитель смотрел на дорогу, на которую выходит пешеход, но не видел этого пешехода и не сбавил скорость; матрос не увидел стоп-сигнала, рабочий не заметил надвигающегося лезвия пилы и т.п. За каждым из этих случаев - человеческая трагедия. Эксперты считают, что их нельзя связать с небрежностью или глупостью работника. Скорее их причиной являются ограничения внимания при выполнении высокотехнологичных работ.

В поисках причины таких ошибок следует вспомнить об одной особенности нашего восприятия - мы воспринимаем и осознаем далеко не все, что видим и слышим. Органы чувств получают и отправляют в мозг человека массу сигналов, однако для сознательной обработки отфильтровывается лишь только малая часть из них, остальные - отбрасываются. Со всем потоком информации наш мозг просто не справится. Этот фильтр называют вниманием. Оно позволяет нам не осознавать, как мы дышим, как одежда давит на кожу, мы не слышим фоновых звуков. Внимание позволяют мозгу бросить все свои силы на обработку только самой нужной информации.

Однако у внимания есть и оборотная сторона. Концентрируясь на одних сигналах, человек может не заметить важные изменения других, которые он счел на этот момент не самыми важными. Так, водитель, разговаривая по мобильному телефону, может полностью погрузиться в тему разговора, перестроив внимание на эту важную для него информацию и отключившись от сигналов дорожной ситуации.

Специалисты в области безопасность проводят специальные исследования, как сделать, чтобы человек, сконцентрированный на одних сигналах, не упустил появления неожиданных объектов. Раньше для привлечения внимания к таким объектам использовали яркие цвета, контрасты, движения, звуки. Опыт говорит о том, что они работают недостаточно эффективно. Сегодня упор делается на специальном обучении и тренингах персонала. Таким образом, если раньше считалось достаточным сделать на лекарственной упаковке надпись красным «Вводить медленно!», то теперь помимо надписи проводят специальное обучение медсестер, которые должны уметь схватывать содержание информации на упаковке, замечая необычные отклонения. Разработка таких тренингов - задача профессионалов по психологии внимания.

Автоматизм действий, как причина ошибок

Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т.е. автоматически. Собственно, опытный работник и отличается от неопытного тем, что многие его действия доведены до автоматизма. Автоматизм обеспечивает быстрое и четкое выполнение повторяющихся манипуляций. Однако такой автоматизм может сыграть и злую шутку. Дело в том, что делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действий. Так возникают фатальные ошибки, в основе которых лежит концентрация внимания с последующим автоматизмом действий, что характерно именно для опытных сотрудников.

Представим ситуацию: опытная медсестра, знающая, что флакон с физиологическим раствором для разведения антибиотиков всегда стоит на столике в правом углу, берет его и, практически не глядя, набирает жидкость в шприц. Однако в этот день в кабинет забежала практикантка и передвинула флаконы, в результате на привычном месте оказался хлористый калий или 10-процентный лидокаин. Последствия понятны. В случае если бы на месте опытной сестры оказалась молодая и неопытная, трагедии бы не произошло, так как она, сознательно искала бы флакон с физиологическим раствором, читая этикетки. Она не наработала автоматизма и поэтому не ошибется.

«Вижу то, что ожидаю увидеть»

Еще одна причина ошибок - «видеть не то, что есть, а то, что ожидаю увидеть». Представим медсестру, которая 10 лет подряд ежедневно берет с определенной полки один и тот же флакон и читает на нем одну и ту же надпись. И в один прекрасный день на полке появился такой же флакон, но с другой надписью. Она привычно берет его, смотрит на упаковку и не видит ничего необычного - в ее глазах стоит привычная картина привычной этикетки. Такую ошибку может допустить любой человек, даже самый добросовестный и внимательный.

Заключение

Можно ли уберечься от таких ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из своей трудовой практики? Эксперты единодушны: это невозможно. Если в привычной ситуации работники перестанут действовать автоматически, вся работа встанет. Поэтому, если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание, и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Существует мнение: все должны работать по правилам. Разработай их, и не будет ошибок. Однако это глубокое заблуждение. Строгая работа по правилам - это особая форма забастовки, так как известно, при попытке все делать по правилам, работники просто ничего не смогут сделать. Такую забастовку называют итальянской. Он приносит больше вреда, чем простой отказ от работы.

Таким образом, современные системы безопасности должны работать при среднем уровне внимания работников, с учетом сложившихся автоматизмов и искажений восприятия. Т.е. почти каждая ошибка работника - это ошибка системы. Мы должны говорить об этом, чтобы защитить коллег, совершивших ошибку, от осуждения и уголовного преследования.

Просмотров