Тема: «Географическое наследие Америки». Наследие юнеско в сша

Наследие США

Это подводит нас к Дворковичу.

Конституция и история Соединенных Штатов делает нас источником и моделью лидерства, необходимого цивилизации. Эта модель существует со времен колонии Массачусетс Бэй 17-го века, где возникла эта идея. Корни ее в Европе, но выношена она была в Новой Англии. В Массачусетсе впервые возник прообраз Соединенных Штатов. И все, что происходило потом, было следствием того, что сложилось в Массачусетсе в особых условиях, когда там появилась какая-то степень независимости, в этом был смысл колонизации – вывезти здравомыслящих людей из Англии и Голландии в Северную Америку, на безопасное расстояние от англичан и европейской политики.

Мы видим, что до сегодняшних дней у европейцев нет конституционной концепции государственного управления или экономики, заложенных в основу Соединенных Штатов и проявившихся в Массачусетсе в 17-ом веке. Мы – единственная страна на планете с таким наследием. И во времена кризиса в нашей истории проявлялись эти традиции, так было во время гражданской войны и во время мировых войн.

(Но в Первой мировой войне мы были не на той стороне. Мы были на стороне англичан, так вышло потому, что англичане организовали убийство президента Маккинли, в результате которого к власти пришел Теодор Рузвельт. И мы обменяли правое дело в истории на неправое. И оставались не на той стороне до тех пор, пока к власти не пришел президент Франклин Рузвельт.)

После смерти Ф. Рузвельта мы опять оказались в лагере неправого дела. Президент Кеннеди был убит после попыток вернуться к политике Франклина Рузвельта, на что в некоторой степени его подвигла Элеонор Рузвельт. В основе была экономика. Кеннеди пытался спасти экономику США, заставить ее развиваться, этим объясняется его поддержка космической программы. И он пытался предотвратить вмешательство США в войны в Азии.

За его убийством стояли британские интересы, ставившие целью гибель США после затяжной войны, которая действительно продолжалась 10 лет в Юго-Восточной Азии. И с тех пор при разных президентах мы непрерывно ведем такие войны.

В этом процессе был момент, когда я сыграл свою роль в истории. В середине 50-х, когда я работал экономистом, у меня уже сложились экономические взгляды, которых я придерживаюсь сегодня. Они основаны на моем осмыслении в 1953 году концепций Бернхарда Римана. С тех пор главная область моих исследований – физическая экономика, и я смотрю на вещи с точки зрения Римана, и соответственно с точки зрения идей Эйнштейна и Вернадского. Это единственная верная точка зрения в сегодняшней физической науке. Придерживаются ее очень немногие, и в этом корень некоторых наших проблем.

Со смертью Рузвельта было покончено с целями Соединенных Штатов, как продолжением традиций Массачусетса времен Винтропов и Мазеров. Мы стали марионеткой Британской империи, дураками, задирающими СССР и Китай. Во времена Трумэна страну захлестнула невиданная политическая коррупция, и она продолжается в том или ином виде до наших дней.

Мы – коррумпированная нация, легко втягиваемая в бессмысленные войны, и сегодня мы видим перспективу израильского нападения на Иран, посмотрите, что делается в Афганистане. Мы губим сами себя, руками наших правительств. А Россия возвращает комплимент при новом президенте устами Аркадия Дворковича.

Из книги Ковчег завета автора Хэнкок Грэм

НАСЛЕДИЕ ТУТАНХАМОНА В своей правоте я убедился после того, как посетил Каирский музей. Расположенное в самом центре египетской столицы, у восточного берега Нила, это внушительное здание является не имеющим себе равных хранилищем изделий рук человеческих времен,

Из книги Бессмертие уже реально! [В поисках эликсира вечной жизни] автора Кассе Этьен

Наследие Горца На первый взгляд, это маловероятно. Атлантида скрылась под водой, и никто – или почти никто – не сумел с нее спастись. С другой стороны, остались ведь тайные базы в Тибете и на Бермудских островах: бывших горах Шаккаб, где в лучшие времена, собственно говоря,

Из книги К барьеру! 2009 № 04 автора Газета Дуэль

НАСЛЕДИЕ ГОРБАЧЕВА Ситуация в Афганистане заметно осложнилась, считает эксперт по вопросам обороны фракции СДПГ в бундестаге Райнер Арнольд. В интервью германской радиостанции «Дойчландрадио культур» он заявил, что в районе Кундуза на севере страны подразделения

Из книги Газета Завтра 847 (6 2010) автора Завтра Газета

НАСЛЕДИЕ ПОЭТА 17-18 февраля 2010 г. Литературный институт им. А. М. Горького совместно с Институтом мировой литературы РАН, Бюро пропаганды СП России проводит Четвертую научно-практическую конференцию, посвященную творческому наследию крупнейшего русского поэта рубежа XX

Из книги Литературная Газета 6330 (№ 26 2011) автора Литературная Газета

Венецианское наследие Путешествие во времени Венецианское наследие ОДНАЖДЫ С АЛИСОЙ ДАНШОХ Однажды мы обедали с моей иностранной гостьей в итальянском ресторане в Москве. Она удивилась вкусности всего подаваемого и высокому качеству обслуживания. Нам с гордостью

Из книги Сохранять достоинство автора Бернанос Жорж

Наследие Чемберлена Перевод А. В. ДубровинаМарт 1942 г.Некоторые факты позволяют предсказать скорое признание союзниками руководства «Свободной Франции». Любой здравомыслящий человек скажет, что с этим слишком долго медлили.Я как-то пообещал моим читателям не писать

Из книги Тем временем [Телевизор с человеческими лицами] автора Архангельский Александр Николаевич

5. НАСЛЕДИЕ Но ни свобода, ни покаяние невозможны, если беспамятство становится культурной нормой. В «лихие 90-е» тотальному равнодушию к судьбе, например, классических усадеб, можно было найти хоть какое-то оправдание (большинство занято выживанием; новые деньги слишком

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Великое наследие Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные по стилизации своей скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда, чудские бляшки. Тогда еще скифские древности понимались лишь как перетолкование греческого

Из книги К барьеру! Беседы с Юрием Мухиным автора Мухин Юрий Игнатьевич

Наследие царя - Ю.И., вы уже сказали, что основной причиной поражений Красной Армии в Великой Отечественной войне были ее плохие офицеры и генералы. Не могли бы вы более подробно рассказать об этом? Чем они были плохи?- Тем, что это была всего лишь улучшенная модификация

Из книги Испания. Фиеста, сиеста и манифесто! автора Казенкова Анастасия

Кельтское наследие Когда еще только въезжаешь в Галисию со стороны центра полуострова и тебе даже не видны пока ее изрезанные морем скалистые побережья, уже понимаешь: что-то здесь не то. Холмы, поросшие вереском, многовековые деревья у их подножий, участки, где вода

Из книги Люди и фразы [сборник] автора Десницкий Андрей Сергеевич

Мавританское наследие Говорят, одним из пунктов доктрины Бен Ладена было возрождение на территории Испании мусульманского господства. Человек, мало знакомый с историей Иберийского полуострова, вряд ли свяжет один из мировых символов христианства, страну с третьим

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Из книги «В Датском королевстве…» автора Апдайк Джон

Скудное наследие Экономика – наука молодая, ей лет триста от роду (сравните с многовековыми традициями философии, психологии или обществознания). До середины XVIII в., то есть до начала промышленной революции, учение о рациональном хозяйствовании в основном было встроено

Из книги Утешение историей автора Бузина Олесь Алексеевич

Литературное наследие

Из книги Будущее без Америки автора Ларуш Линдон

Наследие Богдана В чаду новой майданной смуты мы совершенно забыли о 360-летии события, навсегда изменившего судьбу не только украинской, но и общерусской истории - Переяславской Раде. Официально она датирована 8 января 1654 года - именно в этот день казачья старшина во

Из книги автора

Британское наследие В России есть проблема, это политическая, моральная и интеллектуальная проблема, которая коренится, хотя и не полностью, в Марксе. Значение Маркса, или марксизма в истории двояко. Он был взращен англичанами. Маркс – продукт английских спецслужб. И

Статья подготовлена по результатам поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Авторами предпринята попытка обобщить основные данные, полученные при изучении истории и наследия Русской Америки, подвести итоги первого опыта полевых междисциплинарных исследований и обозначить перспективу в изучении русского влияния на всё многообразие жизни и деятельности в регионе. Статья не претендует на всеобъемлющий и подробный анализ источников и литературы по заявленной теме - эта цель ставится в монографии, над которой работает коллектив.

В 1867 г. Россия продала США полуостров Аляску, и прилегающие к ней острова. Америка получила огромную территорию со значительными природными ресурсами, суровым климатом, на которой обитает один из самых крупных хищников планеты - кадьякский бурый медведь. Удивительно, но всё это - и обширная территория, и природные богатства, и климат, и медведь - стало для американцев символом Советского Союза, а потом и современной России. Другими словами, Аляска перед жителями американских континентальных штатов предстала своего рода Россией в миниатюре.

Долгое время в российско-американских отношениях превалировали стереотипы, они распространились и в научной среде. Так, некоторые учёные тему Русской Америки полагали незначительной, при этом затруднялись отнести её к отечественной или к американской истории. В школьных и вузовских учебниках практически ничего не говорится о великих русских географических открытиях в северной части Тихого океана и об истории Русской Америки. В то же время распространено множество мифов. Лишь в последние годы, благодаря усилиям учёных-специалистов и участников научно-исследовательских экспедиций на Аляску, изучение Русской Америки вышло на новый уровень.

Наследие Русской Америки как историко-культурный феномен мы предлагаем рассматривать в разных аспектах. В узком смысле - это Аляска, группы Алеутских островов, поселения в Калифорнии, на Гавайских, Курильских и Командорских островах. Это район деятельности Российско-американской компании, управлявшей данными территориями в 1799-1867 гг. В широком смысле мы понимаем Русскую Америку как Новый Свет, новые рубежи в сознании наших предков. "Америка" - термин, который обозначает не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Только в первой половине XIX в из России отправилось более 50 кругосветных экспедиций. Они составили гордость отечественного флота, привели к качественным изменениям в науке, ведь было сделано немало крупных географических открытий. Важно подчеркнуть, что конечной целью практически всех экспедиций была Аляска, а снаряжены они были на средства Российско-американской компании (РАК). Без понимания этого фактора и должной оценки финансово-хозяйственной деятельности РАК в России и за её пределами крайне сложно составить "русский глобус" и изучать российское наследие за рубежом. Поэтому в широком смысле под Русской Америкой мы подразумеваем страны и регионы, которые посетили участники российских кругосветных экспедиций.

Предлагаем краткий обзор некоторых итогов отечественных исследований в данной области.

Исторические исследования. Основу изучения Русской Америки и Российско-американской компании заложили отечественные историки П. А. Тихменёв и С. Б. Окунь . Позднее сформировалось несколько направлений в историографии. Одно из них связано с изучением географических открытий. Значительное количество работ посвящено продвижению русских к тихоокеанскому побережью в конце XVII - первой половине XIX в., отечественным экспедициям, организации пушного промысла и картографии Аляски и Алеутских островов .

Признанным лидером второго направления, связанного с изучением дипломатических отношений стран в северной части Тихого океана, был академик Н. Н. Болховитинов. В серии работ, посвященных русско-американским связям, он детально изучал все аспекты дипломатических контактов между США, Россией, Испанией, Великобританией и другими державами в этом регионе. Русско-испанские отношения на Тихом океане в последней трети XVIII в. отражены в трудах М. С. Альперовича .

Третье направление можно назвать историко-этнографическим. Ряд учёных написали монографии и опубликовали сборники документов по истории взаимоотношений русских с местным населением Аляски и Калифорнии (алеутами, эскимосами, атапасками, тлинкитами, помо и др.). В их работах прослежены также проблемы культурного развития народов Аляски в период российской колонизации этого региона .

Накопленный материал, устоявшиеся методические принципы исследований позволили современным учёным создать капитальный труд по истории Русской Америки, в котором получили освещение многие стороны почти полуторавекового процесса российской колонизации Аляски . Исследовательская работа авторов книги пришлась на начало 1990-х, когда было мало известно о влиянии русских на внутренние районы Аляски, ограниченными были знания по археологии и лингвистике Русской Америки. Вообще работали по этой теме почти исключительно историки и историки-этнографы. Изучение финансово-хозяйственной деятельности РАК, организация специальных научных исследовательских экспедиций во внутренние районы Аляски были ещё вопросами будущего. Основываясь на тогдашнем источниковом и научно-исследовательском багаже знаний, Н. Н. Болховитинов высказал мысль о том, что русское наследие исчезло: «От некогда обширных американских владений России не сохранилось ничего. Последние остатки русского наследия в конце XIX века смыла гигантская волна авантюристов и золотоискателей, хлынувшая в район Клондайка, а затем и на саму Аляску. Призрак русского влияния рассеялся "как дым, как утренний туман"» .

По инициативе Н. Н. Болховитинова в Институте всеобщей истории РАН был создан центр по изучению истории Русской Америки, куда вошли многие известные учёные. Основные направления работы центра легли в основу образованной им же ведущей научной школы, поддерживаемой Президентом РФ. В настоящее время получили развитие региональные центры, действующие в основном при университетах. Учёные этих центров ведут специальные курсы по истории Русской Америки, проводят конференции и семинары, публикуют монографии и статьи в отечественных и зарубежных изданиях. Развитие связей с этими центрами - часть большой программы Центра по изучению исторического, культурного и духовного наследия Русской Америки, который возглавляет академик А. О. Чубарьян.

Современные тенденции в изучении Русской Америки характеризуются попыткой обобщения имеющихся знаний, в то же время появляются новые направления исследований, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности РАК, развития колониального права в Русской Америке и деятельности РАК в Сибири и на Дальнем Востоке. В последние годы прилагаются усилия по формированию международной ассоциации учёных - специалистов в данной области.

Православие в Русской Америке. Частью исторических исследований и одновременно самостоятельным направлением стало изучение деятельности на Аляске Русской православной церкви. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, именно распространение православия стало существенным подтверждением русского культурного влияния на жизнь аборигенов в этой части Нового Света. Православные миссионеры тесно взаимодействовали с паствой и в своей духовной деятельности опирались на изучение и сохранение особенностей культуры коренных народов. Их стараниями сложилась письменность основных этнических групп Аляски, переводились на туземные языки книги Священного писания, богослужебные и вероучительные тексты. В русский период РПЦ оказала цивилизационное воздействие на автохтонное население колонии, внеся значительный вклад в развитие самосознания, культуры и оздоровление социальных отношений в местной среде. В отличие от РАК Русская православная церковь продолжила свою деятельность на Аляске и после того, как та стала американским штатом. Проводя пастырскую работу в многоконфессиональной стране с резко отличающимся от России государственно-политическим и общественно-экономическим строем, православное духовенство защищало интересы своей паствы перед органами власти всех уровней, а также перед американскими коммерческими структурами и представителями иных конфессий. Н. Н. Болховитинов отмечал, что именно православная церковь стала главной хранительницей русского наследия в Северной Америке. Но этот уникальный опыт пока мало отражён в исследовательской литературе.

Публикации о православии на Аляске в XIX – начале XX в., в том числе книги святителя Иннокентия (Вениаминова), очерки о первой духовной миссии, походные журналы миссионеров, имели в основном описательный характер. В советское время по идеологическим причинам данная тема была запретной, неугодные властям сведения изымались, даже при публикации архивных документов слов «святой» исключалось из названий кораблей и даже географических названий. В это время изучением вопросов церковной истории на Аляске занимались американские авторы .

Отечественные публикации исследовательского характера по данной теме появились в постсоветское время. Н. Н. Болховитинов был первым светским ученым, написавшим отдельную работу о распространении русской духовной культуры на Аляске. Наследие православных миссионеров, трудившихся в Русской Америке, стало темой статей Р. Г. Ляпуновой и Г. И. Дзенискевич, вошедших в сборник «Русская Америка». Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) первым предпринял изучение деятельности РПЦ на Аляске после 1867 г. В его монографическом исследовании истории православия на этой территории с момента ее открытия до 1917 г. охвачены как русский, так и американский период присутствия РПЦ на Аляске. Последние его публикации раскрывают отдельные вопросы распространения православия в Русской Америке .

Культурное наследие и коллекции материальной культуры Русской Америки. Судьба российского наследия и в целом влияние русской культуры на современную жизнь Аляски - тема специальных исследований, выполненных научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН С.А. Корсуном на основе отечественных музейных коллекций. В публикациях по результатам этой работы ему удалось показать всё богатство естественно-научных, историко-антропологических и этнологических коллекций по истории народов Русской Америки .

Археологические исследования. Надо заметить, что русский период в истории Аляски оставил прекрасные объекты для археологических исследований - крепости, редуты и торговые посты. Столица Русской Америки город Ново-Архангельск уже давно привлекает внимание специалистов как уникальный объект культурного наследия России, центр мореплавания и один из крупных портов западного побережья Северной Америки первой половины XIX в. В 2000-х годах в течение нескольких сезонов российско-американской группой исследователей в составе А.В. Харинского, В.В. Тихонова, Т. Диллиплейна и Д. МакМехана были проведены археологические раскопки в Ново-Архангельске (ныне Ситха), включая так называемый замок Баранова - место пребывания главного правителя колоний. Артефакты, найденные и идентифицированные во время этих раскопок, а также и в других русских поселениях, позволят выяснить, как проходили торговые пути, насколько интенсивной была торговля, каков был быт русских, креолов и местных жителей Аляски. Объектами археологических исследований стали и некоторые регионы, связанные с Русской Америкой, - поселения на Курильских островах, здания контор Российско-американской компании на Дальнем Востоке, Форт Росс в Калифорнии и даже строения на Гавайских островах .

Эти же исследователи стали первыми подводными археологами, обследовавшими акваторию Русской Америки. В 2003 г. недалеко от острова Кадьяк был найден корабль Российско-американской компании с одноимённым названием "Кадьяк", затонувший в 1860 г. во время перевозки льда в Калифорнию. Он стал объектом тщательного изучения методами подводной археологии, которые позволили точно оценить возможности флота компании, надёжность постройки кораблей, грузовместимость и т.д.

Филологические исследования. Перу ведущих отечественных специалистов в области лингвистики Русской Америки А. А. Кибрика и М. Б. Бергельсона принадлежат работы, подготовленные по результатам экспедиций на Аляску. Там изучались язык и культура верхнекускоквимских атабасков (русские называли их "кольчане"), а также русский диалект, сохранившийся на полуострове Кенай со времён Русской Америки. В этих работах речь идёт не только о языке, но и в целом о культурном наследии русских на Аляске. А. А. Кибрик проследил пути проникновения русских заимствований в верхнекускоквимский язык атабасков. Всего было выявлено около 80 лексических заимствований из русского языка. Исследование показало, что какая-то их часть попадала в язык верхнекускоквимцев во время прямых, хотя и очень редких контактов с русскими первопроходцами, другая часть - через посредство родственных атабаскских языков или эскимосского языка. Основные культурные контакты проходили по водному маршруту - реке Кускоквим . Исследования языков коренных народов Аляски, в частности алеутского языка, проводятся Е. В. Головко, Н. Б. Бахтиным и А.С. Асиновским .

Накопленный богатый материал позволяет приступить к подготовке фундаментального словаря языков народов Аляски, что существенно обогатит отечественную науку.

Естественно-научные исследования. При изучении наследия Русской Америки весьма эффективным может оказаться сотрудничество представителей естественных и гуманитарных наук, например, в области истории освоения природных ресурсов северо-запада Тихого океана. Даже первых отечественных исследователей здешней фауны в XVIII-X1X вв. интересовал не только промысел сам по себе, но и разнообразие органической жизни на островах и побережье, причины сходства или различия животных, обитающих на двух близко расположенных континентах, и т.д. Одной из первых попыток обобщения имеющихся работ можно считать исследования B. C. Шишкина, который пришёл к выводу, что необходима дальнейшая кооперация историков, биологов, представителей других специальностей для освоения естественно-научной деятельности РАК и работавших в Русской Америке натуралистов .

В начале своей деятельности Российско-американская компания вела хищнический промысел морских животных. Однако в 1840-х годах из-за истощения пушных богатств стали применяться рациональные способы охоты. Были учреждены так называемые "запуски" - запреты на ловлю животных на определённой территории. Благодаря сбалансированной схеме промыслов удавалось сохранять и регулировать численность морских животных. Способы и методы охоты на пушного зверя, а также влияние объёмов его добычи на популяцию животных и экосистему региона являются перспективными направлениями в изучении Русской Америки и относятся к междисциплинарным подходам.

В настоящее время в Русском географическом обществе уделяется пристальное внимание междисциплинарным исследованиям, связанным с географией, историей и наследием Русской Америки.

Антропологические, этнологические и другие исследования. Сотрудничество археологов, этнологов, антропологов и судебных медиков в последние годы привело к удивительным открытиям. Так, в результате работы специалистов во главе с учеником и последователем М. М. Герасимова профессором В. Н. Звягиным (Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития РФ) был восстановлен по черепу облик капитан-командора Витуса Йонассена Беринга. Оказалось, что хрестоматийно известный портрет принадлежал вовсе не знаменитому путешественнику, а его дяде - датскому историку и поэту Витусу Педерсену Берингу . В настоящее время в планах В. Н. Звягина и его сотрудников исследование некрополя Форта Росс с целью воссоздания облика его основателей и увековечения их памяти.

Изучение музейных и архивных коллекций. Российские музеи располагают богатейшими материалами по этнографии коренных народов Тихоокеанского региона, собранными российскими мореплавателями и исследователями в ходе экспедиций. Многие коллекции уникальны и сохранились только в России. Кроме того, в нашей стране есть архитектурные сооружения, культовые памятники и просто места, связанные с кругосветными путешествиями, историей Русской Америки (дома контор Российско-американской компании в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других городах, храмы, сооружённые землепроходцами, памятники самим путешественникам и т.д.). Музеи или специальные экспозиции на эту тему находятся во многих городах от Сахалина до Санкт-Петербурга.

В исследования, посвященные освоению Аляски, вовлечены представители отечественных федеральных и региональных архивов - более 20 архивов и рукописных отделов библиотек и музеев, и их число растёт с каждым годом. Особенно тесными оказались связи коллектива учёных Института всеобщей истории РАН, занимающихся историей Русской Америки, с Российским государственным архивом Военно-морского флота в Санкт-Петербурге. В архиве находятся богатейшие коллекции документов и карт, всё ещё не в полной мере введённые в научный оборот, здесь работают превосходные специалисты - знатоки Русской Америки. Нельзя не отметить поддержку названного архива в установлении взаимодействия с архивами Крыма, в частности, с Государственным архивом Севастополя.

Изучение художественного наследия Русской Америки и философские исследования. История Русской Америки насыщена яркими, порой драматическими событиями. Художественные произведения, основанные на американских сюжетах русской истории, стали тем отражением наследия, которое доступно и известно не только специалистам, но и огромному числу ценителей прекрасного. Именно в художественных образах ("Юнона и Авось" А. Рыбникова и А. Вознесенского, романы В.Н. Исаева и Г. Шавиньи) закрепляются символы, важные для общественного сознания.

Направление искусствоведческих и философских исследований пока только обозначено, эта темы касался в своих работах историк и писатель В.В. Ружейников .

Геополитические исследования особенно актуальны в связи с приближающимся саммитов стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальнем Востоке 2012 г. Развитие знаний об истории Русской Америки очень важно для понимание стратегии внешнеполитической деятельности России в регионе.

Итоги полевых исследований последних лет. В 2009 и 2010 гг. были проведены две научно-исследовательские экспедиции по рекам Юкон, Кускоквим и Инноко на Аляске. В августе-сентябре 2011 г. состоялась третья экспедиция по изучению Аляски в районе реки Нагашак. Комплексный анализ результатов трёх экспедиций будет представлен в виде специального исследования. Участники двух первых экспедиций прошли маршрут на байдарках в условиях, максимально; приближенных к середине XIX в. Они повторили путь знаменитого русского исследователя Аляски, Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. изучил внутренние территории Русской Америки. Результатом экспедиции Л. А. Загоскина стала его книга "Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведённая лейтенантом Л. Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах", изданная в двух томах в Санкт-Петербурге в 1847 г. Она была переиздана в 1956 г. под названием "Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842-1844 годах". Во время экспедиций 2009 и 2010 гг. в общей сложности было пройдено около 2500 км по рекам Аляски и проведены научные исследования в 35 труднодоступных населённых пунктах. Это крупнейшие российские экспедиции на Аляску со времён Российско-американской компании. Они являлись составной частью проекта, посвященного 200-летию со дня рождения; Л. А. Загоскина. Одним из итогов экспедиций стало создание Рязанского музея путешественников и Русской Америки на базе дома Загоскина в Рязани, развитие контактов между исследовательскими, образовательными, общественными и деловыми организациями России и США.

Научные цели экспедиций включали описание современных социально-экономических условий проживания коренного населения по рекам Юкон и Кускоквим, проведение историко-географических и этнографических исследований в рамках изучения влияния русской культуры на современную жизнь и культуру местных народов, сравнительное описание исследуемых территорий в сопоставлении со сделанным Загоскиным, поиск укреплённого поселения в устье Юкона, известного из его дневников.

Основными методами социологического исследования были наблюдение и опрос, использовалась методика экспресс-наблюдения, хорошо зарекомендовавшая себя в условиях жёстко лимитированного времени и большой физической нагрузки. Суть методики заключается в чётком распределении блоков исследования между участниками экспедиции с подробной детализацией схемы наблюдения и описания объекта - планировочно-пространственной структуры, системообразующих объектов в населённых пунктах, улиц, экстерьеров и интерьеров построек, приусадебных участков и т.д.

Особое внимание уделялось выяснению традиционного и нового, присущего местному населению и заимствованного русского, сравнению виденного Загоскиным с тем, что есть на той же территории сейчас. Опросы велись на английском языке. С целью выявления русских слов применялись два подхода: первый - респондента напрямую спрашивали, какие русские слова он знает или считает русскими; второй - русские слова выявлялись в ходе полуструктурированного интервью. Качественные методы исследования подкреплялись количественными данными переписей 2000 и 2008 гг. Кроме того, в администрациях населённых пунктов запрашивалась информация о социально-экономическом состоянии (паспорт) и истории села.

Во многом благодаря широкому охвату территории в ходе экспедиций был определён значительный пласт российского наследия, который до настоящего момента не являлся предметом специального исследования и не был осмыслен как единое явление.

Исследования проводились на территории проживания двух основных этнических групп - это атабаски (коюконы, ингалики, верхнекускоквимцы) и эскимосы-юпик (незначительно - эскимосы-инупиаты). Большинство обследованных поселений малонаселённые - 50-500 человек, 90% из них - коренные жители. Одни посёлки полностью отрезаны от других, существует только авиасвязь. В 1950-1970-е годы наблюдалось двукратное сокращение числа населённых пунктов и их укрупнение.

Основное занятие коренных народов - охота и рыболовство, но только для самообеспечения. Везде отмечается высокий уровень технической оснащённости домохозяйств (стиральная машина, холодильник, иногда посудомоечная машина, микроволновая печь, телевизор), подавляющее большинство семей имеют квадроцикл, снегоход, лодку с мотором (часто не одну). В каждом поселении имеются централизованные водоснабжение, канализация и очистные сооружения, есть школа, церковь, почта, магазин, аэропорт (взлётно-посадочная полоса), клуб.

Динамика численности населения в посёлках атабасков за 2000-2008 гг. отрицательная и по всем населённым пунктам варьируется в узких пределах - 11.3-13%. В поселениях эскимосов по реке Юкон эта динамика, наоборот, положительная и варьируется в пределах 9.4-9.6%. Интересен тот факт, что в поселениях эскимосов на океанском побережье численность населения стабильна, чего нельзя сказать о "речных" эскимосах. В свою очередь прирост/убыль эскимосского населения по берегам реки Кускоквим отличается от таких же показателей у эскимосов Юкона и побережья. Это свидетельствует о наличии чётких этнодемографических границ, совпадающих с историческими границами этнических групп и подгрупп коренных народов Аляски, и, несомненно, заслуживает серьёзного анализа.

Практически во всех поселениях на Юконе и Кускоквиме количество постоянных рабочих мест весьма ограниченно. Основной работодатель здесь - государство. Рабочие места предоставляют школа, почта, заповедники, пожарная часть, учреждения культуры (библиотека), медицинский пункт. Некоторые постоянные рабочие места обеспечивают частные лица, владельцы магазинов, аэродромов, авиакомпаний, гостиниц, кафе, речного транспорта.

Официально регистрируемый уровень доходов относительно низкий, если сопоставлять его со средним по Соединённым Штатам Америки, - 30-40 тыс. долл. в год на домохозяйство. Важными источниками дохода являются сезонные заработки (на вахтах, в шахтах, коммерческом рыболовстве), а также средства, получаемые от деятельности корпораций, образованных в 1970-х годах в рамках закона о признании исков коренных народов.

За последние 100 лет культура коренных народов претерпела кардинальные изменения - от кочевания в середине XIX в. и использования каменных орудий до оседлого хозяйства и новейших технических средств к концу XX в. Местное население испытало воздействие европейской культуры - русской и американской. На современном этапе многие традиции, которые описывали исследователи прошлого, утрачены. Национальные языки забываются (в основном на них говорит только старшее поколение). Бытует традиционный обряд поминовения с раздачей подарков, танцами и песнопениями, большим столом с яствами (зафиксирован последней экспедицией). С XIX в. сохранилась, к примеру, двойственная система самоуправления инородцев Русской Америки, отражённая в уставах РАК, подчиняющая коренных жителей, с одной стороны, колониальной администрации, с другой - выборному тоену: в современных поселениях есть глава местного самоуправления (он может называться мэром) и глава сообщества коренных жителей (вождь).

Вопросами наследия русского православия на исследуемой территории в составе экспедиции 2010 г. занимались два священнослужителя из Калужской епархии РПЦ. Они проводили научные исследования в соответствии с разработанными митрополитом Климентом инструкцией и планом и совершали богослужения в православных храмах совместно с духовенством православных общин на Аляске. Почти все они относятся к православной церкви в Америке, которая находится в каноническом общении с РПЦ. Было выяснено, что в населённых пунктах по Юкону и Кускоквиму присутствуют различные христианские церкви и направления, среди которых ключевую роль играет православная церковь. Свои представительства имеют также католическая церковь и протестантские деноминации (епископальная церковь, библейская церковь, баптисты и др.). Следует отметить, что православные общины существуют большей частью в селениях эскимосов. В памяти местного населения сохраняются представления об образе действий первых православных миссионеров, которые примиряли враждующие племена, а для христианской проповеди собирали жителей в специально установленных для этого палатках - походных церквах. В сознании местного населения запечатлелась святость новой религии, необходимость соблюдать благоговение в доме Божием. Объявляя во время крещения всех братьями во Христе, причащая их от одной чаши, миссионеры изменяли социальные взаимоотношения, искореняли межплеменную вражду и рабство. Именно через призму православия многие представители коренных народов воспринимают и осознают русский период своей истории. Большинство из них знают имена американских православных святых - мученика Петра Алеута, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Вениаминова, праведного Иакова Нецветова.

Результаты экспедиционных исследований показали, что, несмотря на то, что русский этап на Юконе и Кускоквиме был по продолжительности совсем незначительным (40-60-е годы XIX в.), многие влияния русской культуры сохранились до нашего времени и играют значительную роль в жизни коренных народов. Среди заимствований - русские слова, встречающиеся в языке индейцев и эскимосов, обозначающие продукты и предметы быта: "чай", "сахар", "молоко", "ложка", "платок", "баня" и т.д. Подобного словаря русских заимствований не создано до сих пор, но их большое количество даёт основание говорить о существовании особого аляскинского диалекта русского языка. Широкое распространение получили русские фамилии и имена (Кожевников, Иванов, Васка, Питка, Исмалка, Николай и пр.). Все эскимосы и атабаски обязательно говорят, что в них течёт русская кровь, и это считается предметом гордости.

Посёлки, состоящие из срубных построек, изб, лабазов, и их планировка - предмет заимствования (изначально коренные народы - кочевые, и идея постоянного поселения впервые привнесена русскими колонистами, которые по сути и сформировали облик современных поселений). Широко распространены русские топонимы и гидронимы.

В ходе экспедиции сделано уникальное открытие - обнаружен комплекс метрических книг на русском языке (порядка 30 книг) за 1852-1950-е годы, который содержит информацию по статистике и истории сёл практически всей внутренней части Аляски. Данные книги не были известны научной общественности Америки и России. Наиболее ранняя из них (1852) содержит автографы и, возможно, написана рукой священника Якова Нецветова, причисленного к лику святых Американской православной церковью. После экспедиции почти все книги перевезены в архив на остров Кадьяк.

Никогда ранее не использовавшиеся в научных целях документы позволили сделать вывод о том, что влияние русской культуры было велико и после продажи Аляски США. Всё делопроизводство до начала XX в. велось на русском языке, имена и фамилии местных жителей русские, значительной была креольская прослойка (потомки русских, эскимосов и алеутов), указаны и этнические русские выходцы из губерний России, которые остались жить на Аляске. Местное население представлено несколькими племенами - это квихпакцы, инкалиты, куюканцы, кольчане, кускоквимцы.

На Аляске сохранилось большое число памятников истории русского освоения, многие из которых никак не изучены и не поставлены на охрану. В ходе экспедиции были выявлены могилы и могильные плиты русских колонистов и креолов (в Рашен Мишен), сохранились остатки русских фортов и одиночек (форт в Нулато, в Рашен Мишен, Колмаковский редут и др.). Требуется составление реестра объектов, связанных с русской колонизацией, нанесение их на карту и детальное изучение.

В 1844 г. Л.А. Загоскин обнаружил и дал краткую характеристику разрушенного укреплённого поселения в 7 милях от устья крайнего правого рукава Юкона - реки Апхун. Оно характерно для многих среднерусских и сибирских городищ - острогов - и полностью вписывается в русскую традицию. В устье Юкона другие русские поселения неизвестны. Более того, местные племена, по свидетельству американских археологов, никогда не строили укреплений. Таким образом, данные Загоскина не укладываются в привычную схему освоения Аляски. Возможно, это городище имеет отношение к давней легенде о первом русском поселении на Аляске, основанном в XVII в. людьми с потерявшихся судов Семёна Дежнёва или какой-либо другой экспедиции.

В 1985 г. под руководством американского археолога К. Пратта в низовьях Юкона проводились полевые исследования по выявлению как существующих, так и заброшенных эскимосских поселений. В ходе экспедиции в нескольких километрах выше современного поселка Котлик по реке Апхун были зафиксированы остатки заброшенного поселения эскимосов-юпик. Поселение было обследовано и внесено в приложение к Соглашению о землепользовании аборигенов Аляски.

Во время экспедиции 2010 г. южный отряд обследовал Колмаковский редут, основанный в 1841 г. русскими промышленниками. Это один из памятников Русской Аляски, включённый США в число национальных исторических сокровищ, в ближайшее время планируется его реставрация. Тогда же был впервые проведён уникальный исторический эксперимент по изучению маршрутов движения русских первопроходцев и возможностей транспортно-торговых коммуникаций по рекам и озёрам Аляски. Северный отряд экспедиции совершил водно-сухопутный переход из Юкона в Кускоквим по тому маршруту, которым пользовались местные жители Аляски и русские землепроходцы, в том числе и Л. А. Загоскин. Выяснилось, что роль природно-климатических условий (уровень воды, время года и другие явления) часто недооценивалось исследователями, изучающими местное население Русской Америки и русскую колонизацию этих территорий. В ходе эксперимента установлено, что транспортные возможности перехода в большой степени зависели от природно-климатических условий (например, высокий уровень воды способствовал усилению контактов населения разных районов).

В результате проведённого исследования установлено, что русское наследие на Аляске не исчезло под натиском переселенцев из континентальной части США, а сохранилось до настоящего времени, несмотря на продолжительный период отсутствия взаимодействия с Россией. Собранные в ходе экспедиций материалы, а также выявленные архивные источники позволили сделать вывод о том, что относительно кратковременное взаимодействие русских с аборигенами внутренних и труднодоступных районов Аляски оказало на них весьма сильное влияние. Оно оставалось значительным и после продажи Аляски США. Результаты предварительных исследований показывают глубину проникновения русских традиций, особенно духовной культуры России - православия, в культуру коренных жителей Аляски, что сохранилось и в их современной жизни.

Финансово-хозяйственная деятельность Российско-американской компании лежала в основе освоения огромного региона. Результаты рекогносцировочных работ показывают, что история Русской Америки является фундаментом для развития положительного образа России в США. Данные, которые предоставляет историческая наука, можно считать отправной точкой для дальнейших исследований в смежных и других дисциплинах. Политический потенциал российского наследия на настоящий момент задействован недостаточно, в перспективе это может стать важнейшим элементом научно-культурной политики России в США. Колониальное и международное право, межкультурная коммуникация и иные явления, получившие развитие в первой половине XIX в., укоренились и при определённой трансформации продолжают оказывать влияние на современную жизнь на полуострове.

Конечно, есть ещё обширное поле для дальнейшего взаимодействия. Аляска до сих пор не была предметом специальных междисциплинарных исследований. Несмотря на то, что русские элементы культуры проявляют значительную устойчивость к процессам, происходящим в Соединённых Штатах, но и они постепенно уходят из народной жизни. В связи с этим крайне важным представляется изучение и сохранение этих традиций. На Аляске существует обширный комплекс материальных объектов - свидетельств активной деятельности России на территории Америки. Они нуждаются в научном описании и дальнейшем исследовании. Здесь хранятся удивительные памятники письменности - многочисленные архивы церковных приходов, многие из которых ещё не выявлены. Первым этапом исследований могут стать реестр и карта российского наследия на северо-западе Америки. Используемую методику можно применить и на других территориях США. В связи с этим важнейшим направлением исследований должны стать работы по формированию путеводителя по архивам России и Америки, посвященного рассматриваемой теме.

Одной из острых проблем остаётся подготовка молодых учёных на местах, защита ими диссертаций и вовлечение их в общий процесс изучения истории и наследия Русской Америки. Более активно следует использовать имеющиеся архивные материалы в местных региональных музеях и библиотеках для подготовки новых специалистов. Особое внимание нужно уделить интернет-ресурсам. Пока отечественные разработки в этом отношении отстают от аналогичных в США как по объёму, так и по популяризации привлекаемых источников.

Следует, однако, отметить, что в Институте всеобщей истории РАН под руководством академика А. О. Чубарьяна разработан план по расширению международного сотрудничества в данной области. Это особенно актуально в связи с приближающейся юбилейной датой - 200-летием основания Форта Росс. Важно, чтобы в предстоящих научных мероприятиях приняли участие представители всех научно-образовательных и исследовательских центров по изучению Русской Америки. Итоги исследования приводят к необходимости объединения усилий учёных разных специальностей и представителей церковной исторической науки для выхода на новый этап изучения наследия Русской Америки. Настоящее исследование можно рассматривать как базис для проработки культурно-исторического наследия, реализация которого способна стать важным фактором внутренней и внешней политики России. Данная статья призвана определить основные направления нового этапа изучения российского наследия за рубежом на примере Русской Америки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихменёв П.А. Историческое обозрение образования Русско-американской компании и действий её до настоящего времени. СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1862-1863. Т. 1-2; Окунь С.Б. Российско-американская компания. М.-Л.: Соцэкгиз, 1939.

2. Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиция В. Беринга, 1725-1742. М.: Изд-во АН СССР, 1945; Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. М.: Географгиз, 1950; Дивин В.А, Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке. М.: Мысль, 1971; Макарова Р.В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII века. М.: Наука, 1968; Пасецкий В.М. Арктические путешествия россиян. М.: Мысль, 1974; Постников А.В. Русская Америка в географических описаниях и на картах, 1741-1867. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

3. Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений, 1775-1815. М.: Наука, 1966; 9. Он же. Русско-американские отношения, 1815-1832. М.: Наука, 1975; Он же. Русско-американские отношения и продажа Аляски, 1834-1867. М.: Наука, 1991; Он же. Russian America and International Relations // Russian American Colony. Durham: Duke University Press, 1987. P. 251-270; Альперович М.С. Россия и Новый Свет (последняя треть XVIII века). М.: Наука, 1993.

4. Дзенискевич Г.И. Атапаски Аляски. Очерки материальной и духовной культуры. Конец XVIII - начало XX века. Л.: Наука, 1987; Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987; Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века - 1867 год. М.: Наука, 1971; А. В. Гринёв. Кто есть кто в истории Русской Америки. М.: Academia, 2009; Истомин А.А. "Индейский" фактор в калифорнийской политике Российско-американской компании на начальном этапе колонизации (1807-1821) // История и семиотика индейских культур Америки. М.: Наука, 2002. С. 452-463; Россия в Калифорнии: русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803-1850. В 2-х т. / Сост. и под-гот. Истомин А.А., Гибсон Дж. Р., Тишков В.А. М.: Наука, 2005. Т. 1.

5. История Русской Америки. 1732-1867. В 3-х т. / Ред. акад. Болховитинов Н.Н. Т. 1. Основание Русской Америки. 1732-1799. М.: Международные отношения, 1997; Т. 2. Деятельность Российско-американской компании. 1799-1825. М.: Международные отношения, 1999; Т. 3. Русская Америка: от зенита к закату. 1825-1867. М.: Международные отношения, 1999.

6. Bensin B.M. Russian Orthodox Church in Alaska 1794_1967. N.Y., 1967; Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1917). Kodiak Saint Herman"s Theological Seminary Press, 1977; Smith B.S. Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N.Y.: Syosset, 1980.

7. Болховитинов Н.Н. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII века - 1794 год) // Американский ежегодник 1993. М.: Наука, 1994. С. 127-132; Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред. Дридзо А.Д., Кинжалов Р.В. М.: Мысль, 1994; Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа групп", 2009; Он же. К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2010. Вып. 2 (82) С. 219-224; Он же. Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2010. Вып. 3(83). С. 307-316.

8 Корсун С.Л. Русское наследие на Аляске // Кунсткамера: Этнографические тетради. 2003. Вып. 13. с. 57-69; Этнография и археология коренного населения Америки. СПб.: МАЭ РАН, 2010.

9. McMahan D. An Overview of the Archaeology of Russian America: the Past, Present and Future // Русская Америка. Материалы III международной научной конференции "Русская Америка" (Иркутск, 8-12 августа 2007 г.). Иркутск: ООО "Репроцентр АI", 2007. С. 328-344; Диллиплэйн Т., Исаев А.Ю., Клементьев A.M. и др. Исследования у здания конторы Российско-американской компании в Иркутске // Там же. С. 133-148.

10. Кибрик А.А. Русские заимствования в верхнекускоквимском языке и экспедиция Л.А. Загоскина // Лаврентий Загоскин. Русский путешественник и общественный деятель. Исследования и материалы. Рязань: ОАО "Рыбновское полиграфическое предприятие", 2008. С. 141-147; Бергельсон М.Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы. М.: Университетская книга, 2007.

11. Язык командорских алеутов: диалект острова Беринга / Сост. Головко Е.В., Бахтин Н.Б., Асиновский А.С. СПб.: Наука, 2009.

12. Шишкин ВС. Отечественные исследователи животного мира Русской Америки: исторические и экологические аспекты // Американский ежегодник за 1999. М.: Наука, 2001. С. 155-163.

13. Звягин В.Н., Мусаев Ш.М., Станюкович А.К. Витус Йонассен Беринг (1681-1741). Медико-криминалистический портрет // Баку: Азернешр, 1995; Звягин В.Н. Исторические памятники Второй Камчатской экспедиции. М.: Научный мир, 2002.

14. Ружейников В.В. Русская Америка: отражение историко-географического феномена в отечественном менталитете // Лаврентий Алексеевич Загоскин и исследования Русской Америки. Экспедиции и путешествия российских исследователей в международном контексте. Сборник материалов конференции. Рязань: ИП "С.К. Фомин", 2008.

ПЕТРОВ Александр Юрьевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Митрополит КЛИМЕНТ (КАПАЛИН) - кандидат исторических наук, председатель Издательского совета Русской православной церкви.

МАЛАХОВ Михаил Георгиевич - кандидат медицинских наук, Герой России, почётный полярник, руководитель Рязанского отделения Русского географического общества.

ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института экологии человека СО РАН.

САВЕЛЬЕВ Иван Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Индепенденс-холл

Индепенденс-холл (англ. Independence Hall, букв. Зал Независимости) - здание на площади Независимости в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, известное как место, в котором обсуждали, согласовывали и подписали в 1776 году Декларацию независимости; место подписания Конституции США. С 1775 по 1783 года здание использовалось как место сбора Второго Континентального конгресса. В настоящее время здание является частью исторического парка США, занесено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

Спроектированное в георгианском стиле Эдмундом Вулли (en:Edmund Woolley) и Андрю Хемильтоном (en:Andrew Hamilton), здание было построено Вулли в период с 1732 по 1753 года. Изначально здание предназначалось для правительства Пенсильвании.

Индепенденс-холл построен из красного кирпича. Наивысшая точка здания возвышается на 41 метр над землёй. К зданию примыкают ещё 2 постройки: старое здание городского совета с востока и Конгресс-холл с запада.


Колокол Свободы

Колокольня Индепенденс-холла была местом, где изначально располагался Колокол Свободы. В настоящее время на колокольне находится Вековой колокол (англ. Centennial Bell), созданный в 1876 году на столетие объявления независимости. Колокол Свободы выставляется на публику в одном из соседних павильонов.


В 1976 года королева Великобритании Елизавета Вторая, будучи с визитом в Филадельфии, преподнесла в качестве подарка американскому народу реплику Векового колокола, изготовленную тем же самым заводом, что и оригинальный колокол. Сейчас он установлен на колокольне недалеко от Индепенденс-холла.

Изображение Индепенденс-холла на 50-центовой монете 1975-1976 годов

Работа Второго Континентального конгресса и Декларация Независимости


Зал ассамблеи
В период 1775 по 1783 года здание Индепенденс-холла являлось основным местом сбора Второго Континентального конгресса, собранного из представителей каждой из тринадцати колоний. Декларация Независимости была утверждена здесь 4 июля 1776 года, а затем зачитана публике на площади, которая известна сейчас как площадь Независимости. Этот документ объединил колонии Северной Америки и провозгласил их независимости от Великобритании. Это событие празднуется 4 июля как День Независимости.









14 июня 1775 года в Индепенденс-холле делегаты Континентального конгресса выбрали Джорджа Вашингтона командующим Континентальной армией. 26 июля Бенджамин Франклин был избран министром почты.
Исторический памятник Курганы Кахокии

Кахокия или Каокия (Cahokia) - группа из 109 курганов североамериканских индейцев, расположенная у города Коллинсвилль в штате Иллинойс на берегу Миссисипи, напротив города Сент-Луис. Крупнейший археологический памятник миссисипской культуры (VII-XIII вв.) С 1982 г. - под защитой ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.


Занимая территорию более 2 000 акров, Кахокия - единственный доисторический город индейцев к северу от Мексики, крупнейший археологический памятник знаменитой миссисипской культуры. Кахокия состоит из 109 курганов североамериканских индейцев, известных как Строители Курганов, но в то же время остается большой загадкой, как им удавалось строить такие огромные сложные насыпи.


Кахокия знаменита своими огромными курганами – большими глиняными структурами. Город этот населялся приблизительно с 700 по 1400 год нашей эры древними народами. В начале их было всего несколько тысяч, но потом население Кахокии разрослось до десятков тысяч.


Керамический кувшин и с изображением так называемой «подводной пантеры», относящийся к миссисипской культуре. Найден в государственном археологическом парке Паркин, округ Кросс, штат Арканзас, США, датировка: 1400-1600 гг, высота 20 см
Настоящее имя города неизвестно и жители очевидно не использовали письменность. Название Кахокия (Cahokia) произошло от не имевшего к этой цивилизации отношения племени, которое проживало на этой территории, когда прибыли первые французские исследователи (конец 17-го столетия)
Древние индейцы Кахокии построили более 120 глиняных курганов. Некоторые курганы не сохранились до наших времен,так как были разрушены последующими племенами. Комплекс курганов Кахокии – удивительное зрелище. Некоторые курганы не превышают нескольких метров в высоту, а некоторые превышают высоту в 30 метров. Для постройки этих насыпей было перемещено более 50 миллионов кубических футов земли, огромные карьеры все еще сохранились в некоторых местах. Индейцы переносили почву на спинах, перетаскивая большие тяжелые корзины.


В расцвете Кахокийской культуры (1 100 до 1 200 нашей эры) город покрывал почти шесть квадратных миль и имел население 20 000 человек. Здания были построены в ряды вокруг просторных площадей. Продовольствие в город поступало из мелких деревень вокруг, где занимались сельским хозяйством и животноводством. Кахокийцы торговали с другими племенами до самой Минесотты.


Процветавший в период с 1050 по 1250 г. н. э. город пришел в полный упадок к 1500 г. Предполагается, что в то время на площади около двух квадратных миль проживало 40 000 человек. Для создания загадочных ритуальных насыпей потребовалось около полутора миллионов кубических метров земли.


Здесь расположено место силы, самое крупное в Северной Америке рукотворное земляное сооружение - Монашеский курган, названный так потому, что в течение нескольких лет в начале XVII в. там проживала группа французских монахов таинственного ордена траппистов. Курган занимает территорию в четырнадцать акров и имеет вы­соту более 30 м.


Наиболее вероятной причиной запустения этого местечка называют истощение природных ресурсов. По другой версии, изменение климата повлияло на плодородие почвы, а может быть, жители здешних мест стали жертвами внешней агрессии.

В процессе исследований и раскопок насыпей Кахокии был обнаружен ряд загадочных и шокирующих находок. Один из курганов, известный под номером 72, таил в себе захоронение, относящееся к 1050 г


Высокий мужчина, умерший в возрасте немногим больше сорока лет, покоился на ложе, декорированном орнаментом из двадцати тысяч раковин и восемью тысячами наконечников от стрел. В мистическом склепе были обнаружены изделия из слюды, меди, штукатурки, а также камни, использовавшиеся в различных играх.






Ученые предположили, что покойный занимал важный пост в иерархии своего племени. В этом же захоронении находились останки четырех мужчин с отрубленными головами и руками и пятидесяти трех женщин в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет, скорее всего задушенных. В связи с тем что все покойные находились приблизительно в одинаковом возрасте и умерли насильственной смертью в одно и то же время, была выдвинута версия об акте человеческого жертвоприношения. Определенное число людей было отправлено сопровождать своего лидера в его загробной жизни. Это самое крупное захоронение подобного рода, когда-либо обнаруженное в Северной Америке.


Макет захоронения вождя.

Перед основным храмом Кахокии простиралась своеобразная площадь размером не менее 19 га. Вокруг Монахова кургана был устроен 3-километровый частокол, который неоднократно обновлялся. Размеры поселения свидетельствуют о том, что в период расцвета оно было крупнейшим на континенте к северу от Мексики.




.




Исследователи полагают, что создание курганов началось на этой территории в середине VII века. К X-XI веку Кахокия достигла максимального расцвета и приобрела статус крупнейшего северо-американского города


Крепость Ла-Форталеза и историческая часть города Сан-Хуан

В период XV-XIX вв. система оборонительных сооружений была построена в этом стратегическом месте Карибского моря, чтобы защитить город и бухту Сан-Хуан. Они представляют собой великолепные образцы приспособления европейской военной архитектуры к особенностям гаваней Америки.


Пуэрто-Рико (исп. Puerto Rico, в переводе - «богатый порт»), официально - Свободно ассоциированное государство Пуэрто-Рико, расположено в Карибском море на острове Пуэрто-Рико из группы Больших Антильских островов и ряда примыкающих малых островов.



"Старый Сан-Хуан", или Вьехо-Сан-Хуан, лежит на самой оконечности одноименного полуострова, выдающегося в воды Атлантики длинной полосой неправильной формы. Именно сюда были перенесены из Капарра первые постройки будущего города, именно здесь, между глубокими водами залива Сан-Хуан-Бей и открытым морем, причаливали первые каравеллы с грузом сокровищ Нового света и именно здесь, на удобной для обороны полосе земли, выросла столица страны.





Caguanas Indigenous Ceremonial Center
Весь Старый город, буквально насыщенный зданиями и сооружениями XVI-XVII веков, в наши дни является Национальной исторической зоной и главной точкой притяжения для многочисленных туристов. Старый город больше всего похож на музей под открытым небом, где собраны потемневшие здания испанской колониальной эпохи, причем многие из них, в первую очередь район вокруг Пласа-дель-Синто-Сентенарио, считаются лучше всего сохранившимся образцом этого стиля в западном полушарии.

Крутые и узкие улицы здесь вымощены гладкими брусками, известными как "адекинес", а пастельные фасады зданий и балконы с коваными решетками, обвитыми цветущими растениями как будто сошли со страниц классиков испанской литературы. Каменные крепостные стены тянутся по всей северной стороне Вьехо-Сан-Хуан, образуя вместе с его фортами мощную оборонительную систему, призванную было защитить город от набегов британских, голландских и французских корсаров.




В наши дни сохранились нетронутыми лишь стены Ла-Муралья и валы Эль-Морро и Сан-Кристобаль, однако и этого участка хватает для оценки былого величия этой крепости.








На самом северо-западе города, на мысе Пунта-дель-Моро, высится самый внушительный образец испанской фортификационной школы - форт Фуэрте-Сан-Фелипе-дель-Моро, охраняющий вход в залив Сан-Хуан-Бей. Эта крепость, считающаяся одной из самых больших и совершенных в Карибском море, строилась испанскими инженерами в течение более 200 лет - заложена она была в 1539 году, а последний из шести его ярусов достроили лишь в 1787 г.






Это массивное сооружение выдержало бесчисленное количество атак, в том числе такие известные, как нападения флота пирата Френсиса Дрейка в 1595 году, атака голландского флота в 1625 году или огонь орудий всей американской Атлантической эскадры в 1898 г. Величественные стены форта возвышаются над водами Атлантики на 42 метра, а в его недрах прячутся бесчисленные бараки, галереи, темницы и огневые позиции, многие из которых просто вырезаны в скальном грунте мыса. На территории Эль-Морро регулярно проводится огромное количество выставок, показывающих роль Пуэрто-Рико в завоевании Нового света.









Северо-восточную оконечность Старого города прикрывает вторая крепость этой системы - Фуэрте-Сан-Кристобаль. Простирающийся от Авенида-Муньос-Ривера до Калье-Норсагарай этот величественный форт был построен в период 1634-1790 гг. и первоначально занимал площадь в 27 акров (это самый большой фортификационный узел, построенный испанцами в Новом свете).




















Сегодня туристы могут свободно исследовать его похожие на лабиринт строения и почти шестикилометровую сеть из секретных туннелей, рвов, темницы боевых позиций, проложенных в недрах 45-метровых стен, с которых открывается прекрасная панорама на Сан-Хуан и его заливы. Фуэрте-Сан-Фелипе-дель-Моро и Фуэрте-Сан-Кристобаль являются Национальным историческим памятником и включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО..

Площадь Пласа-де-Сан-Хосе лежит в самом центре старой части города. Вокруг этого колоритного квадрата, украшенного статуей основателя города Хуана Понсе де Леона, сосредоточено множество маленьких музеев и приятных кафе.

В северной части площади возвышается церковь Иглесия-Сан-Хосе (1530 г) - одна из немногих готических церквей в Америке (вторая находится тоже в Пуэрто-Рико - это Порта-Коэльи в Сан-Хермане, 1606 г).


Porta_Coeli_in_San_Germán Это и первая церковь на острове и одна из старейших в западном полушарии - Иглесия-Сан-Хосе была построена как доминиканский монастырь и часовня, посвященная Святому Томе Аквинскому (первоначальное здание было сильно повреждено ураганом и перестроено иезуитами в 1865 г).


К другим достопримечательностям Старого города относятся Каса-Бланка (1523 г, была построена как резиденция Понсе де Леона),
доминиканский женский монастырь (1523 г, сейчас здесь размещается Институт пуэрториканской культуры),



резиденция губернатора острова - Ла-Форталеза (1540 г - самая старая резиденция в западном полушарии),Алкальда, или Здание муниципалитета (1604-1789 гг.), Казино (совсем не игровой клуб, а фешенебельный дворец, построенный в 1917 году и недавно отлично отреставрированный),


Собор Сан-Хуана (1520-1535 гг., восстановлен в 1977 г), неоклассическое здание Ла-Принсеса (построенная как тюрьма в 1837 г, сейчас она является главным офисом Туристической компании
Пуэрто-Рико и прекрасной выставочной галерей работ местных художников),


фрагменты городской стены Ла-Муралья (1539-1782 гг.) толщиной до 6 метров,

кладбище Семетерио-де-Сан-Хуан за северным обводом стен Ла-Муральи, старые крепостные врата Ла-Пуэрта-де-Сан-Хуан (1635 г),
особняк Каса-дель-Либро и близлежащая капелла Капилья-дель-Либро,
Капилья-дель-Кристо (1753 г) и близлежащий парк Де-лас-Паломас (настоящий заповедник голубей),
великолепный отель Эль-Конвенто в здании старого женского монастыря, а также поразительная скульптурная группа Ла-Рогатива (1797 г) в ознаменование чудесного спасение города от британского нашествия
прекрасный дом Каса-Росада (1812 г)


Museo_de_las_Americas_















Неудивительно, что в пределах старой части города расположено множество музеев, среди которых такие известные, как Мусео-де-Лас-Америкас в здании старых армейских бараков
Картель-де-Балахона (здесь сосредоточены самые интересные археологические находки острова, а также множество художественных работ мастеров Пуэрто-Рико и США),
"детский музей" Мусео-дель-Ниньо,


Мусео-дель-Арте-э-Историа (обширная экспозиция пуэрториканского искусства и музыкальных традиций),
Музей Каса-Бланка (коллекция предметов и вещей эпохи начала Конкисты),
Художественный музей Франсиско Ольер в старом здании муниципалитета (множество исторических работ),
Художественный музей Пуэрто-Рико (www.mapr.org),

g Музей современного искусства (www.museocontemporaneopr.org),
Статуя Свободы

Статуя Свободы (англ. Statue of Liberty, полное название - Свобо́да, озаря́ющая мир, англ. Liberty Enlightening the World) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.



Статуя Свободы находится на острове Свободы (англ. Liberty Island), примерно в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена, в Нью-Джерси. До 1956 г. остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe"s Island), хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

Статуя Свободы (вид с пьедестала)


Богиня свободы держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США. Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.


Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континенто(западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).


Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 тыс. тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм.


Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.



Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.


Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале (и доступном на лифте), находится выставка истории


Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 г. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин. «Она освободилась от неловкого присутствия её мужа, который оставил её лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием… и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди».
Усадьба Монтичелло


Томас Джефферсон (1743-1826 гг.), автор Американской Декларации Независимости и третий президент США, был также талантливым архитектором зданий классицизма. Он спроектировал Монтичелло (1769-1809 гг.), дом на своей плантации, и свою идеальную «академическую деревню» (1817-1826 гг.), которая до сих пор является сердцевиной университета штата Виргиния. Использование Джефферсоном языка архитектуры, основанного на античной классике, свидетельствует о том, что новая республика в Америке воспринимала себя в качестве наследника европейской традиции. Это также символизировало достижение страной зрелости, позволяющей ей эксперименты в области культуры.

Монтичелло - единственный дом в Соединенных Штатах Америки, вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Джефферсон, который вырос на одной из крупнейших табачных плантаций Вирджинии, в 21 год унаследовал несколько тысяч гектаров земли, включая холмы Монтичелло (по-итальянски "маленькая гора"), где он и начал строительство своего особняка в 1768 году.


Усадьба стоит на гребне 264-метрового холма, остюда происходит её название, означающее по-итальянски «пригорок». Усадебный дом был заложен Джефферсоном в 1769 году по собственному проекту, навеянному рисунками Андреа Палладио. По сторонам господского дома простирались две длинные террасы в форме буквы L, которые скрывали от глаз гостей кухню, прачечную и прочие подсобные помещения, где жили и работали рабы-негры.


. Джефферсон продумал не только внешний вид здания, но и детали интерьера, включая хитроумные приспособления, как спрятанный за камином в столовой лифт, по которому можно спуститься прямо в винный погреб.


Дворец Монтичелло уникален не только дизайном, но и использованием ресурсов. Кирпич для строительства в XVIII веке импортировался из Англии. Джефферсон же весь строительный материал, включая гвозди, производил на месте. Среди других усовершенствований он добавил мезонин и восьмиугольный купол, первый в своем роде в Америке.


Начальный проект Монтичелло состоял из 14 комнат, но после нескольких лет проведенных в Европе в качестве министра США во Франции, Джефферсон увлекся модными тенденциями французской архитектуры и изменил план. Удвоенные размеры здания до 1000 кв.м, не считая павильонов и террас, ныне включают 43 комнаты.


Дополнительные помещения использовались не столько для жилья и гостей, сколько для хранения необъятной коллекции книг, европейского искусства, индийских артефактов и сувениров из путешествий. Дворец Монтичелло содержит также уникальные изобретения Джефферсона: вращающиеся этажерки, копировальный аппарат, сферические солнечные часы и многие другие устройства.

Джефферсон
Родившийся в одной из богатейших семей США и известный своей расточительностью, Джефферсон оставил своим наследникам многочисленные долги. Дворец Монтичелло он завещал государству для устройства школы детей умерших офицеров флота. Однако его дочь, Марта Рэндольф, была вынуждена продать дворец за 4500$ почитателю таланта своего отца, капитану Леви. В 1923 году Монтичелло приобрел мемориальный фонд Томаса Джефферсона и открыл его для общественности как музей.


Дворец Монтичелло отражает личные идеи и идеалы Джефферсона. Оригинальный главный вход через портик оснащен пластиной подключенной к флюгеру, показывающей направление ветра. Большой циферблат на восточной стене имеет только часовую стрелку, так как Джефферсон считал, что это достаточно точное указание времени для рабочих.

Представление проекта Декларации Комитетом пяти Конгрессу. Знаменитая картина Джона Трамбулла, воспроизведённая на обороте старых $2


В южном крыле располагаются личные апартаменты Джефферсона. В библиотеке хранятся книги его третьей коллекции. Первая библиотека сгорела при пожаре, вторую он подарил Конгрессу США, после пожара в Капитолии в 1814 году.


Большая часть мебели в Монтичелло является оригинальной, остальные предметы были реконструиро ваны фондом на 250-летие со дня рождения Томаса Джефферсона в 1993 году.

Посетителям предлагается экскурсия на первом этаже, можно также подняться на лифте в мезонин. Второй и третий этажи закрыты для публики. В дополнение к дворцу прогуляйтесь по обширным садам Монтичелло, где находилась экспериментальная лаборатория декоративных и полезных растений со всего мира.

Госдепартамент объявил о выходе США из Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Решение вступит в силу 31 декабря 2018 года. В Госдепе пояснили, что на такую меру Вашингтон пошел из-за «растущих задолженностей (по членским взносам.- “Ъ” ) в ЮНЕСКО, необходимости фундаментальной реформы организации и ее продолжающейся антиизраильской политики». В 2011 году США отказались от участия в финансировании ЮНЕСКО после того как в ее ряды на правах полноправного члена была принята Палестина. Гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова выразила «глубокое сожаление» в связи с последним решением Вашингтона. Вслед за США премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху распорядился подготовить выход страны из состава организации.


«12 октября 2017 года Госдепартамент уведомил генерального директора ЮНЕСКО Ирину Бокову о решении Соединенных Штатов выйти из организации и о намерении учредить постоянную наблюдательную миссию при ЮНЕСКО»,- говорится в сообщении , распространенном внешнеполитическим ведомством США. Решение вступит в силу 31 декабря 2018 года.

«Данное решение было нелегко принять. Оно отражает обеспокоенность США растущей задолженностью (по членским взносам.- “Ъ” ) в ЮНЕСКО, необходимостью фундаментальной реформы в организации и продолжающейся антиизраильской предвзятостью в ЮНЕСКО»,- говорится в пояснении Госдепа.

Вместе с тем США, как следует из заявления, намерены продолжать взаимодействие с ЮНЕСКО «в качестве страны-наблюдателя».

Вашингтон планирует участвовать в выполнении ЮНЕСКО ряда ее функций, включая охрану всемирного культурного наследия, защиту свободы прессы, содействие научному сотрудничеству и образовательному процессу.

Как стало известно позднее, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху распорядился подготовить выход страны из состава ЮНЕСКО параллельно с США, дав соответствующее поручение МИДу страны. Решение президента США Дональда Трампа он поприветствовал, назвав его «смелым и высокоморальным». «За последние годы ЮНЕСКО превратилась в странную организацию, утратившую свой профессиональный путь и отстаивающую политические интересы отдельных стран»,- прокомментировал представитель Израиля при ЮНЕСКО Кармель Шам Коэн решение главы израильского правительства.

Комментируя заявление Госдепартамента, пресс-секретарь американского посольства в России Мария Ольсен сообщила ""Ъ"", что на сегодняшний день задолженность США в ЮНЕСКО составляет около $550 млн. При этом она добавила, что в последние годы в рамках ЮНЕСКО было принято несколько резолюций «анти-израильской» направленности, которые не признают за Израилем прав на доступ к священным для него местам, включая Храмовую гору, и в которых Израиль называется «государством-оккупантом». В то же время дипломат подчеркнула, что выход США из ЮНЕСКО «не повлияет на политику США по поддержке международного сотрудничества в области образования, науки, культуры и СМИ, если такие проекты будут нести техническую, экономическую или политическую пользу США».

Гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова выразила «глубокое сожаление в связи с тем, что США приняли решение покинуть организацию». В заявлении, опубликованном на сайте ЮНЕСКО , сказано, что в 2011 году, после решения о приостановлении финансового участия США в ЮНЕСКО, Ирина Бокова говорила, что «ЮНЕСКО никогда не была так важна для США, и США никогда не были так важны для ЮНЕСКО». «Эта истина стала еще более очевидна сегодня, в то время, когда рост экстремизма и терроризма требует новых долгосрочных решений во имя мира и свободы, в условиях борьбы с расизмом и антисемитизмом, в сражении с невежеством и дискриминацией»,- отмечает Ирина Бокова. По ее словам, «партнерство между ЮНЕСКО и США было глубоким и опиралось на общие ценности».

Постоянный представитель России при ЮНЕСКО Александр Кузнецов в эфире ""Ъ FM"":

Организация сейчас в трудном положении, но она, несомненно, выживет, потому что государства-члены заинтересованы в этой организации, это незаменимая организация системы ООН, которая занимается гуманитарным сотрудничеством. Поэтому, конечно, финансовые сложности большие, но никаких сомнений в том, что организация будет функционировать, нет.

В 2011 году США отказались от участия в финансировании ЮНЕСКО после того как в ее ряды на правах полноправного члена была принята Палестина. Членство в организации стало крупной победой палестинской дипломатии, подавшей заявку на вхождение в организацию за два десятилетия до этого. «США не будут проводить очередной платеж в размере $60 млн по уплате взносов в адрес ЮНЕСКО... Голосование членов организации по Палестине является преждевременным, оно наносит ущерб нашим общим целям»,- заявила тогда официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд. Американский взнос в бюджет организации составлял около 22%. О прекращении финансирования ЮНЕСКО заявил тогда и Израиль.

В июле 2017 года ЮНЕСКО приняла решение о включении Старого города палестинского Хеврона в список Всемирного наследия, а также в перечень объектов, находящихся под угрозой. При этом место, почитаемое как иудеями, так и мусульманами, было названо палестинским. Такая формулировка вызвала негодование Израиля: премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал принятое решение «бредовым». Израильтян возмутило то, что организация проигнорировала роль Хеврона в истории еврейского народа.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал новость о выходе США из ЮНЕСКО «печальной».

Ответственный секретарь комиссии России по делам ЮНЕСКО Григорий Ордзоникидзе:

Если страна, которая сама стояла у истоков создания этой организации, сейчас выходит из нее, то об этом только можно сожалеть. Это та организация, в рамках которой мы с американцами, несмотря на все политические разногласия, могли бы продолжать сотрудничество по интересующим нас в области науки, образования, культуры. Я думаю, что это решение опрометчивое.

По словам главы комитета по международным делам Совета федерации РФ Константина Косачева, «даже в череде прочих отказов Вашингтона от продолжения своих международных обязательств этот шаг выглядит весьма одиозно - это поведение реального изгоя, а не ответственной международной державы, коей себя повсеместно презентуют сами США». «Пользы здесь для США никакой (кстати, они сами входят в десятку стран с наибольшим числом объектов всемирного наследия ЮНЕСКО - их более 20), а вот удар по своей претензии на, прежде всего, моральное лидерство в мире они нанесли серьезный»,- написал политик на своей странице в

В данной таблице объекты расположены в порядке их добавления в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

# Изображение Название Местоположение Время создания Год внесения в список Критерии
1 Национальный парк Меса-Верде
(англ. Mesa Verde National Park )
Штат: Колорадо 1906 1978 iii
2
Йеллоустонский национальный парк
(англ. Yellowstone National Park )
Штаты: Вайоминг , Монтана , Айдахо 1872 1978 vii, viii, ix, x
3
Парки и резерваты Клуэйн, Рангел-Сент-Элайас, Глейшер-Бей и Татшеншини-Алсек
(англ. Kluane / Wrangell - St. Elias / Glacier Bay / Tatshenshini-Alsek )
Штат: Аляска
(совместно с канадским национальным парком Клуэйн)
1980 1979, 1992, 1994 vii, viii, ix, x
4
Национальный парк Гранд-Каньон
(англ. Grand Canyon National Park )
Штат: Аризона 1919 1979 vii, viii, ix, x
5
Национальный парк Эверглейдс
(англ. Everglades National Park )
Штат: Флорида 1947 1979 viii, ix, x
6
Индепенденс-холл
(англ. Independence Hall )
Город: Филадельфия
Штат: Пенсильвания
1732-1753 1979 vi
7
Национальный парк Редвуд
(англ. Redwood National Park )
Штат: Калифорния 1968 1980 vii, ix
8
Национальный парк «Мамонтова пещера»
(англ. Mammoth Cave National Park )
Штат: Кентукки 1941 1981 vii, viii, x
9
Национальный парк Олимпик
(англ. Olympic National Park )
Штат: Вашингтон 1938 1981 vii, ix
10
Исторический памятник «Курганы Кахокии»
(англ. Cahokia Mounds State Historic Site )
Штат: Иллинойс VII-XIII век 1982 iii, iv
11
Национальный парк Грейт-Смоки-Маунтинс
(англ. Great Smoky Mountains National Park )
Штат: Северная Каролина , Теннесси 1934 1983 vii, viii, ix, x
12
Крепость Ла-Форталеза и историческая часть города Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико
(англ. La Fortaleza and San Juan National Historic Site in Puerto Rico )
Пуэрто-Рико XV-XIX век 1983 vi
13
Статуя Свободы
(англ. Statue of Liberty )
Город: Нью-Йорк
Штат: Нью-Йорк
1886 1984 i, vi
14
Национальный парк Йосемити
(англ. Yosemite National Park )
Штат: Калифорния 1980 1984 vii, viii
15
Национальный исторический парк Чако
(англ. Chaco Culture National Historical Park )
Штат: Нью-Мексико 850-1250 1987 iii
16
Международный парк мира Уотертон - Глейшер
(англ. Waterton Glacier International Peace Park )
Штат: Монтана , США
Провинция: Альберта , Канада
1976 1995 vii, ix
17
Национальный парк «Хавайи-Волкейнос»
(англ. Hawaii Volcanoes National Park )
Штат: Гавайи 1916 1987 viii
18
Усадьба Монтичелло и университет штата Виргиния в городе Шарлотсвилл
(англ. Monticello and the University of Virginia in Charlottesville )
Город: Шарлотсвилл
Штат: Виргиния
XVIII-XIX век 1987 i, iv, vi
19
Индейское поселение Таос-Пуэбло
(англ. Taos Pueblo )
Город: Таос
Штат: Нью-Мексико
1000-1450 1992 iv
20
Национальный парк «Карлсбадские пещеры»
(англ. Carlsbad Caverns National Park )
Штат: Нью-Мексико 1930 1995 vii, viii
21
Морской национальный парк Папаханаумокуакеа
(англ. Papahānaumokuākea Marine National Monument )
Штат: Гавайи 2006 2010 iii, vi, viii, ix, x
22
Монументальные земляные сооружения Поверти-Пойнт
(англ. Monumental Earthworks of Poverty Point )
Штат: Луизиана 2014 iii
23
Миссии Сан-Антонио
(англ. San Antonio Missions )
Штат: Техас 2015 ii

Географическое расположение объектов

Напишите отзыв о статье "Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в США"

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

Просмотров